Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
Оценка 5

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Оценка 5
Лекции
doc
физическая культура
5 кл—11 кл
21.01.2018
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Поэтому данная тема является темой моего самообразования. К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Свою работу в качестве учителя физической культуры я стараюсь строить с учениками, учителями, родителями и выпускниками таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.Актуальность темы предопределена тем, что здоровье человека – основная ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья.
Доклад - Здоров. техн.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шувойская средняя общеобразовательная школа Администрации городского округа Егорьевск Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры Автор: Селивёрстов И. А. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры В   настоящее   время,   каждый   педагог   должен   знать,   что   обучение,   воспитание   и здоровье ­ это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация   на   здоровьесберегающие   технологии   в   обучении   являются   одной   из главных и актуальных задач всей системы образования. Поэтому данная тема является темой моего самообразования. К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической   культуры   и   во   внеурочной   деятельности.   Свою  работу   в  качестве   учителя физической   культуры   я   стараюсь   строить   с   учениками,   учителями,   родителями   и выпускниками таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом. Новое, это хорошо забытое старое, наполненное усовершенствованным понятийным аппаратом, а вопросам здоровья уделяли и уделяем всегда большое внимание. Актуальность темы предопределена тем, что здоровье человека – основная ценность человека,   именно   в   школьном   возрасте   закладываются   основы   здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья. Состояние   здоровья   детей   России   вызывает   обоснованную   тревогу.   По   данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30­35%   детей,   поступающих   в   школу,   уже   имеют   хронические   заболевания;   за   годы обучения   в   пять   раз   возросло   число   нарушений   зрения   и   осанки,   в   четыре   раза увеличивается  количество нарушений психического  здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных силах. Подобное состояние здоровья   ­   результат   длительного   неблагоприятного   воздействия   не   только   социально­ экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. В связи с этим, одной из  приоритетных задач в моей  работе, стало  сохранение  и укрепление  здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни. Цель:   обобщить   изученные   материалы   по   данной   теме;   выявить   пути   и   способы формирования культуры здоровья, применить на практике. Задачи: 1.Обобщение передового педагогического опыта по данной теме. 2.Активное использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя физической культуры 3.   Обучение   принципам   ЗОЖ   и   здоровьесбережения   учеников   на   уроках   и   во внеурочное время через использование различных методик по оздоровлению. Длительность работы над опытом: К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. В основе педагогического опыта учителей физкультуры должны лежать основополагающие приоритеты: 1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. 2.   Оздоровление   –   не   совокупность   лечебно­профилактических   мер,   а   форма развития психофизиологических возможностей детей. 3.   Индивидуально­дифференцированный   подход   –   основное   средство оздоровительно­развивающей работы с учащимися. Ведущая педагогическая идея опыта: мотивировать детей учителей и родителей к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились   стать   более   здоровым   и   развитым   не   только   личностно,   интеллектуально, духовно, но и физически. Охрану   здоровья   детей   можно   назвать   приоритетным   направлением   деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно­полезным трудом. Здоровье   человека,   в   первую   очередь,   зависит   от   стиля   жизни.   Этот   стиль персонифицирован. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком   профессиональных,   общественных,   семейных   и   бытовых   функций   в оптимальных   для   здоровья   условиях   и   определяет   направленность   усилий   личности   в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Понятие   "здоровьесберегающие   образовательные   технологии"   (ЗОТ)   появилось   в педагогическом   лексиконе   в   последние   несколько   лет   и   до   сих   пор   воспринимается многими   педагогами   как   аналог   санитарно­гигиенических   мероприятий.   Это свидетельствуют   об   искаженном   понимании   термина   "здоровьесберегающие образовательные   технологии",   примитивных   представлениях   о   содержании   работы, которую   должна   проводить   школа   для   осуществления   своей   важнейшей   задачи   ­ сохранения и укрепления здоровья учащихся. По­разному   понимают   этот   термин   и   преподаватели   общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ ­ это одна или несколько новых педагогических технологий,   альтернативных   всем   другим,   и   поэтому   можно   выбирать:   работать   ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по "технологии здоровьесбережения". Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления оздоровьесберегающих технологиях»: будто никогда в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью. Цель   педагогической   (образовательной)   технологии   ­   достижение   заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Например, технология В.Н. Зайцева ориентирована на достижение оптимальных результатов в овладении младшими школьниками общеучебными умениями; цель системы развивающего обучения Л.В. Занкова ­ всестороннее гармоничное развитие личности и т.д. Здоровьесбережение   не   может   по   определению   выступать   в   качестве   основной   и единственной цели образовательного процесса, а только ­ в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую   максимально   возможные   условия   для   сохранения,   укрепления   и   развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха,   рациональность   освещения   класса   и   доски,   наличие/отсутствие   монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4­7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий; 3)   среднюю   продолжительность   и   частоту   чередования   различных   видов   учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7­10 минут; 4)   число   видов   преподавания:   словесный,   наглядный,   аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех; 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10­15 минут; 6)   наличие   и   выбор   места   на   уроке   методов,   способствующих   активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного   выбора   (свободная   беседа,   выбор   способа   действия,   выбор   способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки); 7)   место   и   длительность   применения   ТСО   (в   соответствии   с   гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы учащихся, чередование поз; 9)   физкультминутки   и   другие   оздоровительные   моменты   на   уроке   –   их   место, содержание и продолжительность. Норма – на 15­20 минут урока по 1 минутке из 3­х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; 10)   наличие   у   учащихся   мотивации   к   учебной   деятельности   на   уроке   (интерес   к занятиям,   стремление   больше   узнать,   радость   от   активности,   интерес   к   изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; 11)   наличие   в   содержательной   части   урока   вопросов,   связанных   со   здоровьем   и здоровым   образом   жизни;   демонстрация,   прослеживание   этих   связей;   формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального   способа   безопасного   поведения,   сообщение   учащимся   знаний   о возможных последствиях выбора поведения и т.д.; 12) психологический климат на уроке; ­ наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма ­ не менее 60 % и не более 75­80 %; 15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока: ­   быстрый   темп,   «скомканность»,   нет   времени   на   вопросы   учащихся,   быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; ­   спокойное   завершение   урока:   учащиеся   имеют   возможность   задать   учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; ­ задержка учащихся в классе после звонка (на перемене). Положения   здоровьеформирующего   образования   урока   физической   культуры   в школе 1.   Создание   такой   общеобразовательной   программы,   которая   формирует   и обеспечивает здоровье учащихся. Деятельность учителя в этом аспекте должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно­воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. 2. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и   текущую)   информацию   для   разработки   индивидуальных   заданий,   суть   которых   ­ учащийся   должен   в   каждый   очередной   период   времени   продвинуться   дальше,   что   и подтвердит  следующее   тестирование.  Если  же  этого  не произошло,  то учитель  должен внести в индивидуальные  задания соответствующие коррективы. Принципиально  важно, чтобы   при   этом   учащийся   не   сравнивался   с   другими   по   принципу   «лучше   или   хуже других»,   а   сравнивался   с   самим   собой:   я   сегодня   стал   лучше,   чем   вчера,   а   завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать   учащихся   к   активной   работе.   Пока   же   критерии   оценок   основаны   на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание   сразу   после   получения   оценки   помогает   ему   довольно   быстро   забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый   новый   материал   оказывается   как   бы   оторванным   от   предыдущего, самостоятельным и даже надуманным. 3. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры   –   на   других   уроках   и   переменах:   физкультминуты,   физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач:   предупреждение   раннего   умственного   утомления   и   восстановление   умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком   дыхании   и   в   ритмичных   чередованиях   сокращений   и   расслаблений   мышц, обеспечивающих   аккомодацию   глаза;   устранение   неблагоприятных   последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое. 4. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим. Все это   достаточно   полно   регламентируется   соответствующими   санитарно­гигиеническими нормами. К   выражению   «здоровьесберегающие   технологии»   многие   уже   привыкли,   хоть   и понимают его по­своему. Одни внедряют обучающую программу «Уроки здоровья», другие организуют   соревнования   классов,   третьи   используют   универсальную   программу, рекомендованную   Министерством   образования,   четвертые   ограничиваются   фиточаем   и витаминными салатами и т.д. У данной деятельности в школе есть несколько направлений: обеспечение безопасной школьной   среды;   организация   учебного   процесса   таким   образом,   чтобы   он   не   вредил здоровью; использование методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников; правильная организация двигательного режима и физкультурно­оздоровительной работы; формирование   ценности   здоровья   и   здорового   образа   жизни;   взаимодействие   с медицинскими   учреждениями,   анализ   состояния   здоровья   и   учет   результатов   по   его сбережению. Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо: ­ сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; ­ научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни; ­   обучить   школьников   приемам   мобилизации   и   релаксации   и   духовного самосовершенствования. Поставленные задачи решаются через: 1) совершенствование методики проведения урока, 2)   индивидуальную   работу   со   слабоуспевающими   и   физически   развитыми обучающимися, 3) коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков, 4) мотивацию школьников к учению. Теория   и   практика   физического   воспитания   убедительно   свидетельствуют,   что особую   значимость   имеют   упражнения,   направленные   на   развитие   выносливости   (бег, прыжки,   подвижные   игры,   туризм,   ориентирование),   способствующие   расширению функциональных   возможностей   сердечно­сосудистой,   дыхательной   систем, совершенствованию   деятельности   центральной   нервной   системы   и,   тем   самым,   общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Освобожденным от занятий физической культурой, а так же детям, относящимся к подготовительной группе, надо предлагать подготовить доклады и сообщения по ЗОЖ. Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего здоровья. Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Это особенно важно в современных условиях с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях. Однако   в   обучении   физической   культуре   есть   несколько   типичных   проблем, заставляющих учителей обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке. Основными проблемами можно считать следующие: 1. Низкий авторитет предмета 2. Слабая материально­техническая база 3. Перегруженность залов. Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в школе, соединяющий в одно целое уроки физкультуры и спортивные внеклассные мероприятия. Физические   упражнения,   направленные   на   освоение   правильной   ходьбы,   бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу детей в основной   медицинской   группе   и   подготовительной   с   учетом   дозировки   физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки. С   ранней   весны   и   до   поздней   осени   занятия   по   возможности   надо   проводить   на свежем   воздухе.   Все   уроки   должны   иметь   высокую   моторную   плотность.   На   уроках использовать   фронтальный   и   групповой   методы.   При   этом   наиболее   эффективно   себя показал поточно­групповой способ. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал   урока   необходимо   располагать   в   строгой   логической   последовательности   от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные упражнения – лазанием по канату, прыжковый бег – передачей мяча в парах. Широко   использовать   различные   варианты   подвижных   игр,   основанные   на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применять мелкий   спортивный   инвентарь:   гимнастические   палки,   теннисные   и   набивные   мячи, скакалки.   Самостоятельная   деятельность   учащихся,   внесение   в   напряженную   работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для   регулирования   дыхательной   и   сердечно­сосудистой   функций   организма   –   все   это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах. По отдельным разделам программы можно использовать карточки с упражнениями трех   степеней   трудности.   Если   ученик   недостаточно   хорошо   выполняет   то   или   иное упражнение, он получает карточку­задание с коэффициентом трудности «1», с указанием срока для выполнения. По окончании указанного срока учащийся обязан сдать учебный норматив   или   выполнить   разученное   упражнение.   После   этого   он   получает   карточку   с коэффициентом «2», а после выполнения и этого задания – карточку с коэффициентом «3».   Кроме   того,   карточки   могут   быть   с   моделями   движений   и   описанием   порядка выполнения различных упражнений из всех разделов учебной программы. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Что касается здоровьесбережения,  то на уроках с соответствующим  содержанием надо создавать представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучать самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха.   Ребята   ясно   видят   связь   предмета   «Физическая   культура»   с   сохранением   их здоровья и нормальным физическим развитием в дальнейшем. Для   обеспечения   эффективного   здоровьесберегающего   процесса   необходимо соблюдать санитарно­гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим   занятий,   использовать   здоровьесберегающие   технологии   с   учетом   возрастных   и индивидуальных особенностей ребенка; Необходимо   создать   в   школе   благоприятный   эмоциональный   и   психологический климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей. Рекомендации: Активно   внедрять   здоровьесберегающие   технологии   в   урочной   и   внеурочной деятельности. Систематически пополнять материально­техническую базу ОУ. Изыскать возможность предоставления учащимся начального звена помещения для малого спортивного зала. Пропаганда   здорового   образа   жизни,   через   совместные   мероприятия   педагогов, учеников   и   родителей   (Дни   здоровья,   посещение   бассейнов   и   лыжных   баз,   походы выходного дня). ЛИТЕРАТУРА 1.Антонова   Л.Н.   Психологические   основания   реализации   здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. ­   М.:   Изд­во   МГОУ,   2004.(Областная   целевая   программа   «Развитие   образования Московской области на 2001­2005 гг.»). 2.Безруких   М.М.,   Сонькин   В.Д.,  Безобразова   В.Н..   «Здоровьесберегающая   школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г. 3.   Панина   Т.С.   Вашлаева   Л.П.,   Теория   и   практика   формирования здоровьесберегающей   стратегии   педагога   в   условиях   повышения   квалификации// Валеология.­2004.­№4. 4. Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно ­ методическое пособие для учителей 1 ­ 11 классов, Москва, 2001 г.

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018