Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

  • Лекции
  • doc
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Поэтому данная тема является темой моего самообразования. К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Свою работу в качестве учителя физической культуры я стараюсь строить с учениками, учителями, родителями и выпускниками таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.Актуальность темы предопределена тем, что здоровье человека – основная ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья.
Иконка файла материала Доклад - Здоров. техн.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шувойская средняя общеобразовательная школа Администрации городского округа Егорьевск Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры Автор: Селивёрстов И. А.Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры В   настоящее   время,   каждый   педагог   должен   знать,   что   обучение,   воспитание   и здоровье ­ это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация   на   здоровьесберегающие   технологии   в   обучении   являются   одной   из главных и актуальных задач всей системы образования. Поэтому данная тема является темой моего самообразования. К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической   культуры   и   во   внеурочной   деятельности.   Свою  работу   в  качестве   учителя физической   культуры   я   стараюсь   строить   с   учениками,   учителями,   родителями   и выпускниками таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом. Новое, это хорошо забытое старое, наполненное усовершенствованным понятийным аппаратом, а вопросам здоровья уделяли и уделяем всегда большое внимание. Актуальность темы предопределена тем, что здоровье человека – основная ценность человека,   именно   в   школьном   возрасте   закладываются   основы   здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья. Состояние   здоровья   детей   России   вызывает   обоснованную   тревогу.   По   данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30­35%   детей,   поступающих   в   школу,   уже   имеют   хронические   заболевания;   за   годы обучения   в   пять   раз   возросло   число   нарушений   зрения   и   осанки,   в   четыре   раза увеличивается  количество нарушений психического  здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных силах. Подобное состояние здоровья   ­   результат   длительного   неблагоприятного   воздействия   не   только   социально­ экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. В связи с этим, одной из  приоритетных задач в моей  работе, стало  сохранение  и укрепление  здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни. Цель:   обобщить   изученные   материалы   по   данной   теме;   выявить   пути   и   способы формирования культуры здоровья, применить на практике.Задачи: 1.Обобщение передового педагогического опыта по данной теме. 2.Активное использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя физической культуры 3.   Обучение   принципам   ЗОЖ   и   здоровьесбережения   учеников   на   уроках   и   во внеурочное время через использование различных методик по оздоровлению. Длительность работы над опытом: К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. В основе педагогического опыта учителей физкультуры должны лежать основополагающие приоритеты: 1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. 2.   Оздоровление   –   не   совокупность   лечебно­профилактических   мер,   а   форма развития психофизиологических возможностей детей. 3.   Индивидуально­дифференцированный   подход   –   основное   средство оздоровительно­развивающей работы с учащимися. Ведущая педагогическая идея опыта: мотивировать детей учителей и родителей к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились   стать   более   здоровым   и   развитым   не   только   личностно,   интеллектуально, духовно, но и физически. Охрану   здоровья   детей   можно   назвать   приоритетным   направлением   деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно­полезным трудом. Здоровье   человека,   в   первую   очередь,   зависит   от   стиля   жизни.   Этот   стиль персонифицирован. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком   профессиональных,   общественных,   семейных   и   бытовых   функций   в оптимальных   для   здоровья   условиях   и   определяет   направленность   усилий   личности   в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Понятие   "здоровьесберегающие   образовательные   технологии"   (ЗОТ)   появилось   в педагогическом   лексиконе   в   последние   несколько   лет   и   до   сих   пор   воспринимается многими   педагогами   как   аналог   санитарно­гигиенических   мероприятий.   Это свидетельствуют   об   искаженном   понимании   термина   "здоровьесберегающие образовательные   технологии",   примитивных   представлениях   о   содержании   работы,которую   должна   проводить   школа   для   осуществления   своей   важнейшей   задачи   ­ сохранения и укрепления здоровья учащихся. По­разному   понимают   этот   термин   и   преподаватели   общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ ­ это одна или несколько новых педагогических технологий,   альтернативных   всем   другим,   и   поэтому   можно   выбирать:   работать   ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по "технологии здоровьесбережения". Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления оздоровьесберегающих технологиях»: будто никогда в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью. Цель   педагогической   (образовательной)   технологии   ­   достижение   заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Например, технология В.Н. Зайцева ориентирована на достижение оптимальных результатов в овладении младшими школьниками общеучебными умениями; цель системы развивающего обучения Л.В. Занкова ­ всестороннее гармоничное развитие личности и т.д. Здоровьесбережение   не   может   по   определению   выступать   в   качестве   основной   и единственной цели образовательного процесса, а только ­ в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую   максимально   возможные   условия   для   сохранения,   укрепления   и   развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха,   рациональность   освещения   класса   и   доски,   наличие/отсутствие   монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4­7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;3)   среднюю   продолжительность   и   частоту   чередования   различных   видов   учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7­10 минут; 4)   число   видов   преподавания:   словесный,   наглядный,   аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех; 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10­15 минут; 6)   наличие   и   выбор   места   на   уроке   методов,   способствующих   активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного   выбора   (свободная   беседа,   выбор   способа   действия,   выбор   способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки); 7)   место   и   длительность   применения   ТСО   (в   соответствии   с   гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы учащихся, чередование поз; 9)   физкультминутки   и   другие   оздоровительные   моменты   на   уроке   –   их   место, содержание и продолжительность. Норма – на 15­20 минут урока по 1 минутке из 3­х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; 10)   наличие   у   учащихся   мотивации   к   учебной   деятельности   на   уроке   (интерес   к занятиям,   стремление   больше   узнать,   радость   от   активности,   интерес   к   изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; 11)   наличие   в   содержательной   части   урока   вопросов,   связанных   со   здоровьем   и здоровым   образом   жизни;   демонстрация,   прослеживание   этих   связей;   формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального   способа   безопасного   поведения,   сообщение   учащимся   знаний   о возможных последствиях выбора поведения и т.д.; 12) психологический климат на уроке; ­ наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма ­ не менее 60 % и не более 75­80 %;15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока: ­   быстрый   темп,   «скомканность»,   нет   времени   на   вопросы   учащихся,   быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; ­   спокойное   завершение   урока:   учащиеся   имеют   возможность   задать   учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; ­ задержка учащихся в классе после звонка (на перемене). Положения   здоровьеформирующего   образования   урока   физической   культуры   в школе 1.   Создание   такой   общеобразовательной   программы,   которая   формирует   и обеспечивает здоровье учащихся. Деятельность учителя в этом аспекте должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно­воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. 2. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и   текущую)   информацию   для   разработки   индивидуальных   заданий,   суть   которых   ­ учащийся   должен   в   каждый   очередной   период   времени   продвинуться   дальше,   что   и подтвердит  следующее   тестирование.  Если  же  этого  не произошло,  то учитель  должен внести в индивидуальные  задания соответствующие коррективы. Принципиально  важно, чтобы   при   этом   учащийся   не   сравнивался   с   другими   по   принципу   «лучше   или   хуже других»,   а   сравнивался   с   самим   собой:   я   сегодня   стал   лучше,   чем   вчера,   а   завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать   учащихся   к   активной   работе.   Пока   же   критерии   оценок   основаны   на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание   сразу   после   получения   оценки   помогает   ему   довольно   быстро   забыватьненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый   новый   материал   оказывается   как   бы   оторванным   от   предыдущего, самостоятельным и даже надуманным. 3. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры   –   на   других   уроках   и   переменах:   физкультминуты,   физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач:   предупреждение   раннего   умственного   утомления   и   восстановление   умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком   дыхании   и   в   ритмичных   чередованиях   сокращений   и   расслаблений   мышц, обеспечивающих   аккомодацию   глаза;   устранение   неблагоприятных   последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое. 4. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим. Все это   достаточно   полно   регламентируется   соответствующими   санитарно­гигиеническими нормами. К   выражению   «здоровьесберегающие   технологии»   многие   уже   привыкли,   хоть   и понимают его по­своему. Одни внедряют обучающую программу «Уроки здоровья», другие организуют   соревнования   классов,   третьи   используют   универсальную   программу, рекомендованную   Министерством   образования,   четвертые   ограничиваются   фиточаем   и витаминными салатами и т.д. У данной деятельности в школе есть несколько направлений: обеспечение безопасной школьной   среды;   организация   учебного   процесса   таким   образом,   чтобы   он   не   вредил здоровью; использование методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников; правильная организация двигательного режима и физкультурно­оздоровительной работы; формирование   ценности   здоровья   и   здорового   образа   жизни;   взаимодействие   с медицинскими   учреждениями,   анализ   состояния   здоровья   и   учет   результатов   по   его сбережению. Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо:­ сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; ­ научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни; ­   обучить   школьников   приемам   мобилизации   и   релаксации   и   духовного самосовершенствования. Поставленные задачи решаются через: 1) совершенствование методики проведения урока, 2)   индивидуальную   работу   со   слабоуспевающими   и   физически   развитыми обучающимися, 3) коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков, 4) мотивацию школьников к учению. Теория   и   практика   физического   воспитания   убедительно   свидетельствуют,   что особую   значимость   имеют   упражнения,   направленные   на   развитие   выносливости   (бег, прыжки,   подвижные   игры,   туризм,   ориентирование),   способствующие   расширению функциональных   возможностей   сердечно­сосудистой,   дыхательной   систем, совершенствованию   деятельности   центральной   нервной   системы   и,   тем   самым,   общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Освобожденным от занятий физической культурой, а так же детям, относящимся к подготовительной группе, надо предлагать подготовить доклады и сообщения по ЗОЖ. Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего здоровья. Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Это особенно важно в современных условиях с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях. Однако   в   обучении   физической   культуре   есть   несколько   типичных   проблем, заставляющих учителей обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке. Основными проблемами можно считать следующие: 1. Низкий авторитет предмета 2. Слабая материально­техническая база 3. Перегруженность залов.Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в школе, соединяющий в одно целое уроки физкультуры и спортивные внеклассные мероприятия. Физические   упражнения,   направленные   на   освоение   правильной   ходьбы,   бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу детей в основной   медицинской   группе   и   подготовительной   с   учетом   дозировки   физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки. С   ранней   весны   и   до   поздней   осени   занятия   по   возможности   надо   проводить   на свежем   воздухе.   Все   уроки   должны   иметь   высокую   моторную   плотность.   На   уроках использовать   фронтальный   и   групповой   методы.   При   этом   наиболее   эффективно   себя показал поточно­групповой способ. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал   урока   необходимо   располагать   в   строгой   логической   последовательности   от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные упражнения – лазанием по канату, прыжковый бег – передачей мяча в парах. Широко   использовать   различные   варианты   подвижных   игр,   основанные   на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применять мелкий   спортивный   инвентарь:   гимнастические   палки,   теннисные   и   набивные   мячи, скакалки.   Самостоятельная   деятельность   учащихся,   внесение   в   напряженную   работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для   регулирования   дыхательной   и   сердечно­сосудистой   функций   организма   –   все   это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах. По отдельным разделам программы можно использовать карточки с упражнениями трех   степеней   трудности.   Если   ученик   недостаточно   хорошо   выполняет   то   или   иное упражнение, он получает карточку­задание с коэффициентом трудности «1», с указанием срока для выполнения. По окончании указанного срока учащийся обязан сдать учебный норматив   или   выполнить   разученное   упражнение.   После   этого   он   получает   карточку   с коэффициентом «2», а после выполнения и этого задания – карточку с коэффициентом «3».   Кроме   того,   карточки   могут   быть   с   моделями   движений   и   описанием   порядка выполнения различных упражнений из всех разделов учебной программы. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.Что касается здоровьесбережения,  то на уроках с соответствующим  содержанием надо создавать представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучать самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха.   Ребята   ясно   видят   связь   предмета   «Физическая   культура»   с   сохранением   их здоровья и нормальным физическим развитием в дальнейшем. Для   обеспечения   эффективного   здоровьесберегающего   процесса   необходимо соблюдать санитарно­гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим   занятий,   использовать   здоровьесберегающие   технологии   с   учетом   возрастных   и индивидуальных особенностей ребенка; Необходимо   создать   в   школе   благоприятный   эмоциональный   и   психологический климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей. Рекомендации: Активно   внедрять   здоровьесберегающие   технологии   в   урочной   и   внеурочной деятельности. Систематически пополнять материально­техническую базу ОУ. Изыскать возможность предоставления учащимся начального звена помещения для малого спортивного зала. Пропаганда   здорового   образа   жизни,   через   совместные   мероприятия   педагогов, учеников   и   родителей   (Дни   здоровья,   посещение   бассейнов   и   лыжных   баз,   походы выходного дня). ЛИТЕРАТУРА 1.Антонова   Л.Н.   Психологические   основания   реализации   здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. ­   М.:   Изд­во   МГОУ,   2004.(Областная   целевая   программа   «Развитие   образования Московской области на 2001­2005 гг.»). 2.Безруких   М.М.,   Сонькин   В.Д.,  Безобразова   В.Н..   «Здоровьесберегающая   школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г. 3.   Панина   Т.С.   Вашлаева   Л.П.,   Теория   и   практика   формирования здоровьесберегающей   стратегии   педагога   в   условиях   повышения   квалификации// Валеология.­2004.­№4.4. Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно ­ методическое пособие для учителей 1 ­ 11 классов, Москва, 2001 г.