Роль учебных предметов в будущей жизни ученика.
Яковлева Елена Геннадьевна, заместитель директора по учебно воспитательной работе МБОУ Школа №22 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
В современной школе специализация обучения осуществляется в основном через предметы, предметные области или – более широко – области знания (естественнонаучное, гуманитарное, техническое направление). В рамках концепции развития индивидуальности “специализация” формируется не на предметном содержании, а на способах деятельности, хотя при этом учащиеся имеют возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов или предметных областей.
Внедрение в практику этих идей возможно при следующих условиях:
· смыкание урочной и внеурочной работы учащихся в единую систему, стержнем которой является информационно-коммуникативная направленность образования;
· активное использование альтернативных форм образовательной деятельности в практике обучения;
· оптимизация форм и методов традиционного урока.
Говоря о стратегии достижения обозначенной выше цели, необходимо подчеркнуть главную её особенность – отказ от обезличенности традиционных ЗУН и формирование субъективной позиции школьника по отношению к своей собственной биографии. Образование обеспечивает освоение позиции “соавтора”, “соучастника”, “сопроектировщика”, что придаёт значительный импульс учебной мотивации и, в свою очередь приводит к снятию психологических препятствий для усвоения “простого программного материала” за счёт стимулирования произвольного внимания, автоматического, попутного запоминания, деятельностного освоения знаний. Обеспечивая компетентности выпускника, школа формирует и внутренний ресурс личностного развития выпускника для всей последующей жизни, и способность использовать его, усиливать и пополнять за счёт внешних ресурсов.
В наш век компьютеризации, информатизации и модернизации образования не говорить о роли предметов в жизни наших учеников мы не можем. Сегодня модель выпускника сводится к высоконравственной, всесторонне развитой личности, способной самоопределяться, личности, полностью подготовленной к жизни в современном обществе. Большую роль в развитии ученика играет школа. С каждым годом количество предметов, изучаемых в школе, увеличивается. Если в 1 классе – 8 предметов, то к 11 классу их уже 17. И каждый учитель считает свой предмет важным; будь то математика, ИЗО или физика; но чаще всего, совсем по-другому думают наши ученики.
Кто он - современный учитель? Какова его роль в будущей жизни ученика? Учитель помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников. Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими. Учителем надо родиться. Он должен быть сам воспитан, чтобы воспитывать других. И как сказал М. Монтень: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Учитель хорош лишь в том случае, если его слова не расходятся с делом. Учителю нужно не просто заложить элементарные знания, без которых в жизни не обойтись; но и воспитать в малыше личность, или заложить основы для ее развития в будущем; научить правильно себя вести, привить такие качества как совесть, порядочность, доброта, щедрость, искренность. На школьных учителей и родителей возлагается обязанность воспитать ребенка, подготовить его к взрослой жизни, вовремя уследить негативные тенденции в его поведении и принять меры по их коррекции. В таких условиях неправильный педагогический подход или же полное безразличие к жизни учеников за стенами школы и перекладывание, как следствие, ответственности за все на родителей (а с их стороны, в свою очередь, на школу) приводит к серьезным упущениям в воспитании и нарушениям в процессе развития личности. Это только поначалу профессия преподавателя может показаться простой. На самом же деле, она имеет множество незаметных на первый взгляд нюансов.
Во-первых, это большая ответственность. Ведь именно от нас во многом зависит, кто вырастет из ваших учеников и как впоследствии сложится их судьба... Именно мы закладываем основы для их дальнейшего развития.
Во-вторых, помимо любви к детям, мы должны на высоком уровне владеть своим предметом, чтобы, с одной стороны, дать ученикам основные, необходимые им знания, минуя лишнее, второстепенное и необязательное; а с другой, снабдить более полной, глубокой информацией заинтересованную именно вашим предметом часть класса.
В-третъих, мы просто обязаны любить свой предмет! Иначе никогда, как не старайтесь, не заинтересуем им детей, и мотивация для его изучения будет слишком слабой. Я уж не говорю об элементарных проблемах, с которыми приходиться сталкиваться преподавателям, связанных с чрезмерной нагрузкой на горло и нервную систему.
Педагог должен воплощать в себе то, что хочет воспитать в ученике. Малейшая фальшь или отклонение в своём поведении от требований, которые он предъявляет к ученику, не пройдут незамеченными. Ребёнок, как бы мал он не был, заметит слабые стороны учителя, и авторитет уменьшится. Ученик чутко прислушивается к мнению педагога, подражает ему в поведении, в суждениях, иногда, незаметно для себя усваивает некоторые его привычки. Поэтому лучший пример педагога, является самым могучим средством воспитания. Немецкий педагог, живший в середине 19 века, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». Об этом нужно помнить учителям, имеющим большой стаж и учителям только начинающим свою творческую деятельность. Очень важно с первой же встречи найти правильный тон с учеником. Необходимо помнить, что даже у маленького ребёнка, есть самолюбие и чувство собственного достоинства, ребёнок – это маленькая, но уже личность. Нужно любить учеников и быть психологом. Для ученика педагог должен стать любимым учителем, чтобы ребёнок ждал следующего урока, на котором он сможет сделать множество разных, до сих пор не известных ему открытий, тогда сам учебный процесс ему будет не в тягость.
Период начальной школы, это период интенсивного роста, укрепления организма, и развитие всех основных его функций. Именно в школе дети впервые попадают в различные конфликтные ситуации, и здесь авторитет педагога и его личный пример и позитивное воздействие, помогает ребенку во время корректировать и преодолевать трудности общения со сверстниками, повышая тем самым статус ребенка.
Подростковый возраст детей может быть более сложным для учителя. В таком возрасте у молодых людей возникает раннее чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда — известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по-своему. И здесь учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником, помочь им разобраться в волнующих их вопросах, определить свое место в жизни. Занимаясь с детьми, педагог должен сам непрерывно учиться, повышать своё профессиональное мастерство.
С ранних лет человек учится познавать окружающий его мир. И чтобы понять, осознать и жить в нем правильно, ему нужны умные и понимающие его люди, всецело отдающие свое умение, старание и заботу. Они должны направлять маленького человека на правильный путь, должны помочь ему не заблудиться на дорогах жизни, должны воспитать его. Именно такими людьми и являются педагоги. Они учат ребенка не только общедоступным вещам, но и учат понимать самого себя, свою душу. Естественно, педагог учит не только знаниям, передаваемым в народе из поколения в поколение, но и пониманию надобности данного предмета. Ведь если учитель не докажет, насколько нужен человеку тот или иной предмет, ребенок не будет иметь желания его изучать. Следовательно, роль учителя в образовании и воспитании человека огромна. Здесь можно привести в пример слова Белинского: «Счастливы те молодые люди, которые имеют случай под руководством опытных ученых, добродетельных и образованных наставников усовершенствовать себя и предуготовить себя к опасному, хотя и весьма продолжительному пути по трудовой дороге жизни».
Умение доказать надобность предмета столь же велика, как и понимание учителем каждого ученика. Из этих маленьких тезисов складывается сложная и разносторонняя личность учителя. Он должен уважать каждого маленького человека, понимать, что ребенок — это целостная личность, которая имеет такие же права, как и взрослый член общества. Мы передаём свои знания ребёнку, помогаем ему стать высоконравственной, культурной, творчески активной, социально зрелой личностью, конкурентно способной на рынке труда. Это включает в себя набор интегральных характеристик: социокультурную компетентность, профессиональную направленность личности и её интеллектуальную и эмоциональную гибкость. Указанные качества необходимо формировать задолго до момента их выпуска из стен школы. Поставленные задачи учителя-предметники решают на своих уроках.
Так, например, изучение математики формирует ясность и чёткость мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей.
Изучение биологии помогает грамотно выстроить ценности будущей личности (здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, создание крепкой здоровой семьи).
Физика формирует мировоззрение. Изучив её, можно сделать вывод: мир един, всё изменяется в мире, всё развивается, и мы развиваемся вместе с ним. Химия развивает логику, абстрактное мышление.
Филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической.
Занятие физической культурой даёт возможность поддерживать физическую форму. И если ребята научатся достигать высоких результатов в спорте, тогда смогут построить жизненную, карьерную лестницу, легко преодолеть любые трудности, будут способны к самореализации.
Стремительный бег времени не дает возможности остановиться и задуматься о самом себе. В историческом прошлом уважающий себя мыслитель вел переписку с другом или дневниковые записи, где мог рассуждать на темы о себе, судьбе. Сегодняшняя жизнь не дает такой возможности, а значит, не дает возможности побеседовать с самим собой. Общаемся мы все больше виртуально. Мы предложили учителям нашей школы высказать своё видение этого вопроса в виде небольшой анкеты, в которой нужно было предложить свой вариант ответа на вопрос.
Результаты анкетирования следующие:
Кто такой мой ученик?
Чему учит мой предмет?
Чему я хочу научить своих детей?
Почему жизненно необходимо изучать мой предмет.
Что в первую очередь надо моим ученикам:
Как я могу увлечь своим предметом ученика?
Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?
Мы хотим, чтобы наши ученики не были похожи друг на друга, понимали друг друга и адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в современных условиях. Это возможно при условии, что мы выпустим человека, умеющего думать, анализировать и соответственно делать выбор. Во многом от нас зависит, состоится ли как личность наш ученик, сможет ли он реализовать себя и, наконец, как сложится его судьба. Школьные предметы и помогают решить эти проблемы.
Выслушав мнение коллег, приходим к выводу, что каждый предмет имеет определённое значение в будущей жизни учащихся. Изучая тот или иной предмет, ребёнок приобретает, определённые знания, умения, навыки, компетентность. Каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика, дать возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов, содержание школьных предметов должно быть направленно на ознакомление с миром профессий, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности.
Думаю, что данная тема заставит учителей задуматься и сконцентрироваться на поиске наиболее убедительных аргументов в ответах на вопросы предметного преподавания. Учащимся нашей школы также были предложены анкеты, в процессе анализа ответов на вопросы были сделаны выводы: чем больше нового и интересного, мы сообщаем на уроке, тем выше интерес учащихся к нашему предмету. Следовательно, чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной форме. Это достигается применением разнообразных и интересных средств обучения, созданных самим преподавателем. Профессию учитель нельзя списать во времени. Испокон веков и до скончания времен учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют к жизни наше будущее поколении столетие за столетием.
Что для тебя учитель? Какую роль он сыграл в твоей жизни? И как много значит он для тебя? Мне кажется, если эти вопросы задать людям разного возраста, то ответы будут схожи. Если спросить у ребенка лет девяти, то он ответит с небольшой усмешкой. В детстве мы еще четко не понимаем, зачем появляются в нашей жизни учителя. Ребенок посмеется, но все же задумается и скажет: «Для того чтобы нас учить».
Если задать эти вопросы учащемуся старшего звена, он скажет: «Учитель занимает огромное место в жизни каждого из нас. Он учит, воспитывает, помогает нам».
Ну а если спросить уже взрослого, состоявшегося и знающего жизнь человека, то мы услышим: «Учитель – это детство. Учитель – это знания. Учитель – это человек, который помог тебе открыть дверь в новый, неизвестный мир».
А ведь учитель – это просто человек, но этот человек как будто спустился к нам откуда-то с небес. Человек с большой буквы с огромной, чистой душой. Человек, который отдает нам часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Человек, который всегда готов помочь и помогает. Он вкладывает в нас свою любовь и заботу и ничего не требует взамен.
Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Педсовет - важная часть работы учительской общественности, когда можно обсудить важные проблемы, дискутировать, работать в творческих группах, находить решения, обмениваться опытом с коллегами, радоваться успехам детей и огорчаться их неудачам. Это время нужно использовать для того, чтобы посмотреть на себя и свою работу немного со стороны, оглядеться, туда ли мы идём, всё ли у нас получается. Иногда в погоне за набором знаний и умений мы забываем, что ученик - не робот, не может просто фиксировать полученную информацию. Для того, чтобы вырос человек с собственным мнением, суждениями, нужно уделять особое внимание мотивации, объяснять, зачем, почему нужна данная тема, как она поможет развивать память, речь, мышление, как может повлиять на выбор профессии и становление характера.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.