Долгосрочный проект "Моя семья" для старшей группы

  • docx
  • 08.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект моя семья.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                     «Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

города Рубцовска Алтайского края

658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18,

тел. 6-17-56, detsadik48@yandex.ru

 

 

 

 

 

Проект

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

на тему «Моя семья»

 

 

 

 

 

 

Разработали воспитатели

старшей группы «Ромашка»:

Никифорова Инна Александровна

Воронова Марина Петровна

 

 

 

 

 

 

г. Рубцовск, 2024

Пояснительная записка

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

В. А. Сухомлинский

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша, приобщает его к окружающей жизни.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Но часто родители перекладывают ответственность не только за образование, но и за воспитание детей на государственные учреждения: детские сады, школы, дополнительные центры развития. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. 

Именно поэтому мы считаем, что необходимо обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения и, соответственно, налаживать контакты с родителями воспитанников, сотрудничество с ними.

В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых, проводить семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой. Там, где родители в семье уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых.

Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», с целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, который поможет детям понять значимость семьи, воспитать у них любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.

Цель: формирование ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к своей семье.

Задачи проекта:

·        Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

·        Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

·        Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

·        Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Принципы построения проекта

·        доступность;

·        систематичность;

·        индивидуальный подход;

·        практичность.

Название проекта: «Моя семья».

Предметная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид проекта: интегрированный: игровой, творческий, практический.

Срок реализации: 1 год, сентябрь 2023 г. - май 2024 г.

Участники проекта:

·        воспитанники старшей группы «Ромашка» (5-6 лет);

·        педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);

·        родители воспитанников.

Новизна: организация  нетрадиционных форм работы с родителями через детско-родительский клуб «Встреча с интересными людьми».

 

 

Предполагаемый результат:

Дети:

·        больше узнают о своей семье: членах семьи, традициях, совместных праздниках, жизни бабушек и дедушек; сформируется чувство уважения к своей семье;

·        смогут организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;

·        смогут поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Родители:

·        повысится интерес родителей к данной теме;

·        полученные знания, будут активно использоваться в играх и занятиях, беседах с детьми дома;

·        активно примут участие в совместных мероприятиях с детьми и педагогами.

Педагоги:

·        между педагогами и родителями наладится успешное взаимодействие, которое позволит оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка, установится эмоциональный контакт с детьми и продуктивное сотрудничество с родителями;

·        в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Реализация этапов проекта:

1.Подготовительный:

·        выбор темы, постановка цели и задач;

·        подбор литературы по теме;

·         создание картотеки пальчиковых игр, подборка дидактических игр и пособий по теме «Семья»;

·        знакомство родителей воспитанников с реализуемым проектом и привлечение их к работе по насыщению предметно-развивающей среды в группе;

·        пополнение РППС дидактическими пособиями и развивающими играми, иллюстрированным материалом, атрибутами для игровой, театрализованной деятельности по теме «Семья»;

·        опрос детей «Что я знаю о семье?».

2.Основной:

·        систематическое проведение запланированной работы с детьми в разных режимных моментах (проведение бесед, дидактические и развивающие игры на занятиях и в свободной деятельности);

·        внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;

·        совместное изготовление родителей с детьми сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»;

·        разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;

·        подготовка  консультативного материала для родителей.

3.Заключительный.

·          подведение итогов работы по проекту.

Продукт проекта:

·        Дерево семей группы.

·        Перспективный план работы.

·        Картотека консультаций для родителей.

·        Дидактические игры и пособия, изготовленные родителями воспитанников и педагогами, способствующие развитию моторики рук и речи детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы по проекту «Моя семья» в старшей группе «Ромашка» (5-6 лет) на 2023-2024 учебный год

Мероприятие

Сроки

Участники

Результат (продукт)

1

Создание и пополнение картотеки физминуток, пальчиковых игр на тему «Семья».

сентябрь 2023 г.

воспитатели

Картотека игр по развитию речи и мелкой моторике пальцев рук.

2

Пополнение предметно-пространственной развивающей среды, изготовление дидактических пособий

сентябрь 2023 г.

 

воспитатели, родители воспитанников

Дидактические и развивающие игры и пособия, атрибуты к с/р играм. 

3

Подбор материала для консультаций, информация на официальный сайт детского сада для родителей на тему «Семья»

в течение года

воспитатели

Ознакомление родителей с консультациями «Что такое семья», «Семья и семейные ценности», «Роль семьи в воспитании ребёнка»

4

Подбор иллюстративного материала, загадок, пословиц и поговорок, стихотворений на тему «Семья»

октябрь 2023

воспитатели, родители

Альбом с иллюстрациями, картотека пословиц и поговорок, загадок, сборник стихотворений на тему «Моя семья»

5

Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия»

октябрь 2023

воспитатели, родители

Сбор природного материала для изготовления поделок

6

Утренник, посвящённый Дню матери, подборка фотографий детей с мамой для создания фотогазеты к Дню матери

ноябрь 2023

воспитатели, музыкальный руководитель, мамы, дети

Участие мам в празднике, подарки мамам, фотогазета «Мамочка – любимая моя!».

7

Родительское собрание

«Развитие творческих способностей у ребёнка 5 – 6 лет»              

декабрь 2023

воспитатели, родители

Буклет «Развитие творческих способностей в семье», обмен опытом родителей по развитию творчества в семье.

8

Составление детьми рассказов о своей семье, разгадывание загадок о семье, рисунки детей на тему «Моя семья»

февраль - март 2024 г.

воспитатели, дети, родители

Творческий рассказ детей на тему «Моя мама», «Мой папа», «Мой дедушка», «Моя бабушка», «Моя семья», «Праздники в нашей семье», «Как я помогаю дома», рисунки детей на тему «Моя семья».

9

Спортивный семейный праздник,

посвящённый Дню Защитника Отечества на тему «Богатырские состязания»

февраль 2024 г.

воспитатели, инструктор по физической культуре, дети, папы

Разучивание стихов к празднику. Участие в празднике, подарки детей папам.

10

Разучивание и систематическое проведение пальчиковых, речевых игр, физминуток, логоритмических упражнений с детьми.

в течение года

воспитатели, дети.

Картотека речевых игр, логоритмических упражнений на тему «Моя семья»

11

Организация и проведение праздника для мам и бабушек на тему «Бал в королевстве бантиков»

март

2024 г.

воспитатели, родители воспитанников.

Разучивание детьми стихотворений к празднику. Участие мам и бабушек в утреннике, вручение подарков мамам и бабушкам.

12

Знакомство детей с литер. произведениями: В. Осеева «Хорошее», «Сыновья», «Волшебное слово», «Отомстила», татарская сказка «Три дочери», нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка».

в течение года

воспитатели, дети

Выставка детских книг по нравственному воспитанию на тему «Семья»

13

Оформление информационного материала к празднику «День семьи» 15 мая

май 2024 г.

воспитатели

Ознакомление родителей с консультацией «Дружная семья - здоровый ребёнок»

14

Субботник с детьми и родителями на участке группы

май 2024 г.

воспитатели, дети, родители

Участие в уборке участка

25

Подведение итогов работы по проекту. Презентация проекта, дерева семей группы

май 2024 г.

воспитатели

Проект «Моя семья», дерево семей группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.

2.Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2011, №4 2010

3.Журнал «Дошкольное образование» №7 2009, №2 2010

4.Журнал «Управление ДОУ» №3 2007, №2 2006 •6. Детство – пресс, 2003.

5.«Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005

6.«Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова Москва ОНИКС 2008

7.Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10 от 20 ноября 1989 приложение

8. Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru