|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк» города Рубцовска Алтайского края |
|
658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18, тел. 6-17-56, detsadik48@yandex.ru |
Проект
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
на тему «Моя семья»
Разработали воспитатели
старшей группы «Ромашка»:
Никифорова Инна Александровна
Воронова Марина Петровна
г. Рубцовск, 2024
Пояснительная записка
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В. А. Сухомлинский
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша, приобщает его к окружающей жизни.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Но часто родители перекладывают ответственность не только за образование, но и за воспитание детей на государственные учреждения: детские сады, школы, дополнительные центры развития. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Именно поэтому мы считаем, что необходимо обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения и, соответственно, налаживать контакты с родителями воспитанников, сотрудничество с ними.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых, проводить семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой. Там, где родители в семье уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых.
Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», с целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, который поможет детям понять значимость семьи, воспитать у них любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: формирование ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к своей семье.
Задачи проекта:
· Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
· Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
· Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
· Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Принципы построения проекта
· доступность;
· систематичность;
· индивидуальный подход;
· практичность.
Название проекта: «Моя семья».
Предметная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид проекта: интегрированный: игровой, творческий, практический.
Срок реализации: 1 год, сентябрь 2023 г. - май 2024 г.
Участники проекта:
· воспитанники старшей группы «Ромашка» (5-6 лет);
· педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
· родители воспитанников.
Новизна: организация нетрадиционных форм работы с родителями через детско-родительский клуб «Встреча с интересными людьми».
Предполагаемый результат:
Дети:
· больше узнают о своей семье: членах семьи, традициях, совместных праздниках, жизни бабушек и дедушек; сформируется чувство уважения к своей семье;
· смогут организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;
· смогут поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Родители:
· повысится интерес родителей к данной теме;
· полученные знания, будут активно использоваться в играх и занятиях, беседах с детьми дома;
· активно примут участие в совместных мероприятиях с детьми и педагогами.
Педагоги:
· между педагогами и родителями наладится успешное взаимодействие, которое позволит оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка, установится эмоциональный контакт с детьми и продуктивное сотрудничество с родителями;
· в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Реализация этапов проекта:
1.Подготовительный:
· выбор темы, постановка цели и задач;
· подбор литературы по теме;
· создание картотеки пальчиковых игр, подборка дидактических игр и пособий по теме «Семья»;
· знакомство родителей воспитанников с реализуемым проектом и привлечение их к работе по насыщению предметно-развивающей среды в группе;
· пополнение РППС дидактическими пособиями и развивающими играми, иллюстрированным материалом, атрибутами для игровой, театрализованной деятельности по теме «Семья»;
· опрос детей «Что я знаю о семье?».
2.Основной:
· систематическое проведение запланированной работы с детьми в разных режимных моментах (проведение бесед, дидактические и развивающие игры на занятиях и в свободной деятельности);
· внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;
· совместное изготовление родителей с детьми сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»;
· разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;
· подготовка консультативного материала для родителей.
3.Заключительный.
· подведение итогов работы по проекту.
Продукт проекта:
· Дерево семей группы.
· Перспективный план работы.
· Картотека консультаций для родителей.
· Дидактические игры и пособия, изготовленные родителями воспитанников и педагогами, способствующие развитию моторики рук и речи детей.
Планирование работы по проекту «Моя семья» в старшей группе «Ромашка» (5-6 лет) на 2023-2024 учебный год
|
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Участники |
Результат (продукт) |
|
1 |
Создание и пополнение картотеки физминуток, пальчиковых игр на тему «Семья». |
сентябрь 2023 г. |
воспитатели |
Картотека игр по развитию речи и мелкой моторике пальцев рук. |
|
2 |
Пополнение предметно-пространственной развивающей среды, изготовление дидактических пособий |
сентябрь 2023 г.
|
воспитатели, родители воспитанников |
Дидактические и развивающие игры и пособия, атрибуты к с/р играм. |
|
3 |
Подбор материала для консультаций, информация на официальный сайт детского сада для родителей на тему «Семья» |
в течение года |
воспитатели |
Ознакомление родителей с консультациями «Что такое семья», «Семья и семейные ценности», «Роль семьи в воспитании ребёнка» |
|
4 |
Подбор иллюстративного материала, загадок, пословиц и поговорок, стихотворений на тему «Семья» |
октябрь 2023 |
воспитатели, родители |
Альбом с иллюстрациями, картотека пословиц и поговорок, загадок, сборник стихотворений на тему «Моя семья» |
|
5 |
Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия» |
октябрь 2023 |
воспитатели, родители |
Сбор природного материала для изготовления поделок |
|
6 |
Утренник, посвящённый Дню матери, подборка фотографий детей с мамой для создания фотогазеты к Дню матери |
ноябрь 2023 |
воспитатели, музыкальный руководитель, мамы, дети |
Участие мам в празднике, подарки мамам, фотогазета «Мамочка – любимая моя!». |
|
7 |
Родительское собрание «Развитие творческих способностей у ребёнка 5 – 6 лет» |
декабрь 2023 |
воспитатели, родители |
Буклет «Развитие творческих способностей в семье», обмен опытом родителей по развитию творчества в семье. |
|
8 |
Составление детьми рассказов о своей семье, разгадывание загадок о семье, рисунки детей на тему «Моя семья» |
февраль - март 2024 г. |
воспитатели, дети, родители |
Творческий рассказ детей на тему «Моя мама», «Мой папа», «Мой дедушка», «Моя бабушка», «Моя семья», «Праздники в нашей семье», «Как я помогаю дома», рисунки детей на тему «Моя семья». |
|
9 |
Спортивный семейный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества на тему «Богатырские состязания» |
февраль 2024 г. |
воспитатели, инструктор по физической культуре, дети, папы |
Разучивание стихов к празднику. Участие в празднике, подарки детей папам. |
|
10 |
Разучивание и систематическое проведение пальчиковых, речевых игр, физминуток, логоритмических упражнений с детьми. |
в течение года |
воспитатели, дети. |
Картотека речевых игр, логоритмических упражнений на тему «Моя семья» |
|
11 |
Организация и проведение праздника для мам и бабушек на тему «Бал в королевстве бантиков» |
март 2024 г. |
воспитатели, родители воспитанников. |
Разучивание детьми стихотворений к празднику. Участие мам и бабушек в утреннике, вручение подарков мамам и бабушкам. |
|
12 |
Знакомство детей с литер. произведениями: В. Осеева «Хорошее», «Сыновья», «Волшебное слово», «Отомстила», татарская сказка «Три дочери», нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка». |
в течение года |
воспитатели, дети |
Выставка детских книг по нравственному воспитанию на тему «Семья» |
|
13 |
Оформление информационного материала к празднику «День семьи» 15 мая |
май 2024 г. |
воспитатели |
Ознакомление родителей с консультацией «Дружная семья - здоровый ребёнок» |
|
14 |
Субботник с детьми и родителями на участке группы |
май 2024 г. |
воспитатели, дети, родители |
Участие в уборке участка |
|
25 |
Подведение итогов работы по проекту. Презентация проекта, дерева семей группы |
май 2024 г. |
воспитатели |
Проект «Моя семья», дерево семей группы |
Список литературы:
1.Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
2.Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2011, №4 2010
3.Журнал «Дошкольное образование» №7 2009, №2 2010
4.Журнал «Управление ДОУ» №3 2007, №2 2006 •6. Детство – пресс, 2003.
5.«Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005
6.«Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова Москва ОНИКС 2008
7.Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10 от 20 ноября 1989 приложение
8. Интернет ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.