Долгосрочный проект по экологическому воспитанию
для детей подготовительной группы
«Мы верные защитники природы!»
Воспитатели: Пивень Ж.В.
Бомбина Н.В.
Актуальность
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто
безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно
решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Цель: Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Задачи:
1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды в селе.
5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации: с сентября по май.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Этапы реализации проекта:
1 этап — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Определение ожидаемого социально-значимого результата.
2 этап — основной: совместная деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях дошкольного учреждения и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3 этап — заключительный: закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Мы – друзья природы".
Ожидаемые результаты
посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного села, охране природы.
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
Обогащение уровня экологических знаний родителей
. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Взрослые на проводимых дошкольным учреждением мероприятиях будут стараться соблюдать правила поведения в природе, а в последующем, в повседневной жизни - как привыкли (не всегда, не будут). У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других – плохо.
Материал:
- экологические центры в группах ДОУ;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое:
теоретическая и методическая литература,
материалы по передовому педагогическому опыту. Информационное обслуживание проекта:
Интернет-сайты;
Выпуск фотоотчетов;
Публикации на педагогических сайтах.
Мониторинг реализации проекта
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
Познавательный интерес к природе и ее изучению;
Знания об окружающей природе;
Восприятие красоты природы Родного края и желание любоваться ею;
Проявление бережного отношения к природе;
Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
Частота проявлений бережного отношения;
В каких случаях проявляется и на что направлено.
Мероприятия в рамках реализации проекта
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
I этап – подготовительный |
||
1 |
Анкетирование родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» |
Сентябрь |
3 |
Родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Беседа с родителями, предварительное анкетирование на тему «Берегите природу!» |
Сентябрь |
4 |
Создание семейных архивов «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, дача) |
Сентябрь |
5 |
Привлечение родителей к созданию плакатов, стенгазет, посвященных охране природы |
Сентябрь |
II этап – основной |
||
1 |
Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников |
Сентябрь |
2 |
Создание буклета для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем районе промышленные отходы для переработки |
Октябрь |
3 |
Проведение экологических праздников «Деньптиц», «День Земли», «Волшебница Вода» |
Октябрь |
4 |
Разработка конспектов занятий с пользованием экологического материала |
Ноябрь |
5 |
Привлечь родителей к пополнению экологического центра в группе |
Ноябрь |
6 |
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово, загадки |
Ноябрь |
7 |
Индивидуальная работа с детьми на прогулке |
Декабрь |
8 |
Информационная страничка для родительского уголка «Вода – источник жизни!» - напоминание взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов |
Декабрь |
9 |
Изготовление совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не сорите!» |
Январь |
10 |
Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием |
Январь |
11 |
Семейный конкурс рисунков «Животные зимой» |
Январь |
12 |
Консультация для родителей «Играя, познаем природу» - информировать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр |
Январь |
13 |
Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу» |
Февраль |
14 |
Оформление фотовыставки семейных фотографий «Как мы отдыхаем на природе» (на даче, в лесу и пр.). |
Февраль |
15 |
Беседа с малой группой родителей «Дом, в котором мы живём» - выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий? |
Февраль |
16 |
Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речёвки и др. на экологические темы |
Март |
17 |
Семейный конкурс рисунков детей «Чистое село» |
Март |
18 |
Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А чисто ли на участках детского сада?» |
Март |
19 |
«Субботник – это здорово!» – проведение совместного с родителями субботника по уборке территории ДОУ |
Апрель |
20 |
Подготовка буклета «А знаете ли вы, что…» - информирование родителей о времени разрушения различного мусора: бумаги, стекла, пластика |
Апрель |
21 |
Изготовление плакатов, посвящённых Дню Земли |
Апрель |
22 |
Подготовка выставок и фотовыставок «Природа– наш друг!» |
Апрель |
23 |
Викторина «Знатоки природы» Май 2018г. |
Апрель |
24 |
Беседа с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» - предупреждение родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костёр, брошенная сигарета и т. д. |
Апрель |
25 |
«Зелёная весна - 2018» – проведение акции для родителей воспитанников по озеленению территории ДОУ |
Апрель |
III этап – заключительный |
||
26 |
Изготовление стенда - фотоотчёта «Трудимся вместе!» |
Апрель |
27 |
Презентация проекта |
Май |
28 |
Заключение |
Май |
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс
непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и, в то же
время, одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу
– воспитать экологически грамотного человека.
Проведенная работа с воспитанниками детского сада по экологическому
воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений
и животных;- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек-
часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы,
положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и
безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Список использованной литературы
1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное
планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-
Синтез, 2006.
2.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая,
подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – Спб.: «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2006
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников:
Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. –
М.: Академия, 2002.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика.
2007
6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Мн.: «Асар»-
1996
8. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников.
Методическое пособие. / Под ред. С.Н. Николаевой. – М.: Педагогическое
общество России, 2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.