Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка внимательно вслушиваться и различать неречевые звуки.
2. Продолжать учить выполнять графические упражнения.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [В], [В'], дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Учить ребенка четко воспроизводить слоговой ряд со стечением согласных из 2—4 элементов.
5. Познакомить ребенка с предлогами в, у. Составление предложений с этими предлогами.
6. Учить анализировать слова и предложения. Правило правописания предлогов со словами.
Домашнее задание № 15. Звуки [В], [В']; [В] — [В']. Буква В
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка внимательно вслушиваться и различать
неречевые звуки.
2. Продолжать учить выполнять графические упражнения.
3.
Научить ребенка четко произносить звуки [В],
[В'],
дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Учить ребенка четко воспроизводить слоговой ряд со стечением
согласных из 2—4 элементов.
5. Познакомить ребенка с предлогами в, у. Составление предложений с
этими предлогами.
6. Учить анализировать слова и предложения. Правило правописания
предлогов со словами.
З а д а н и е 1. Упражнение (развитие слухового внимания).
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть знакомые предметы:
ножницы, чашку с водой, пустую чашку, карандаш, бумагу, и объясняет, что
он только на слух должен определить, какие действия выполняются с этими
предметами. Ребенок с завязанными глазами рассказывает, что взрослый
делает с этими предметами (переливает воду из одной чашки в другую, рвет
бумагу, режет ее ножницами, стучит карандашом о чашку...).
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Продолжи строчку»:
ёёё53
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [В].
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и четко назвать картинки:
ванна, вата, воробей, ворона. Какой первый звук слышится во всех этих
словах?
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [В]:— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине
остается узкая щель для прохождения воздуха;
— верхние зубки слегка видны;
— горлышко «работает».
Символ звука: воет сильный ветер: ввввв... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду
воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 4. Фонетическое упражнение.
Волк воет громко: ВВВВВ..., волк воет тихо: ввввв... (изменение силы
голоса).
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [В]»:
в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...
Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [В] в
слове. Сколько пальчиков загнули?
Ворона, воробей, синица, голубь, павлин, чайка.
З а д а н и е 6. Повторить за взрослым слоговой ряд:
вавовувы; вмавмо; вгавгувго; вдавдовдувды; авдаавдо
авдуавды...
З а д а н и е 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках,
разделить эти слова на слоги:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. (Варежки)З а д а н и е 8. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, определи
первый звук в этом слове, составь с ним предложение».
Чикчирик!
К зернышкам — прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
З а д а н и е 9. Работа с картинками:
— из ряда картинок выбрать только те, в названии которых есть звук
[В];
— игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».
З а д а н и е 10. Дидактическое упражнение «Мама и дети».
Мама называет сына ласково. Как звучит полное имя этого мальчика?
Вова, Вовочка, Володя, Володенька.
Мама называет дочку ласково. Как звучит полное имя этой девочки?
Валя, Валечка, Валюша.
Какой одинаковый первый звук во всех этих именах?
З а д а н и е 11. Взрослый предлагает ребенку заменить первый звук в
словах на звук [В]. Какие новые слова получились?
Газы — вазы, полк — ..., дата — ..., грач — ..., пышка — ..., голос
— ..., корона — ...
З а д а н и е 12. Выучить чистоговорки:
Вавава — выросла трава.
Вувуву — соберу траву.
Вывывы — нет травы.
З а д а н и е 13. Знакомство с предлогами в, у.
Взрослый знакомит ребенка с маленькими словами (предлогами) путем:
— объяснения и выполнения конкретных инструкций:
Поставь стул у стола. Положи книгу в сумку. (Что ты сделал?
Где стоит стул? Где лежит книга?);— для лучшего понимания и запоминания значения предлогов —
соотнесения предлога с его схемой;
— выбора нужного предлога:
Волк живет... лесу. Стул стоит... стола, (в, у);
— выделения предлога из предложения:
Машина стоит у дома. Конфеты продают в магазине;
— составления предложений по опорным словам:
дом, мальчик, идти, в; у, Маша, кукла, есть;
— самостоятельного придумывания предложений с предлогами у, в.
З а д а н и е 14. Знакомство со звуком [В'].
Взрослый предлагает ребенку подобрать к слову пару по образцу и
определить первый звук в этом слове ([В']):
день — ночь; утро — ...(вечер); осень — ...(весна)
Символ звука:
(см. цветную вклейку).
Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый
вентилятор: вьвьвь...
кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 15. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если
услышишь звук [В']»:
вь, мь, пь, вь...; вя, мя, пи, ви...; Витя, Митя, Петя, Вера.
З а д а н и е 16. Повторить за взрослым слоговой ряд:
вявевюви; вдявдевдювди; авдяавдеавдюавди.
З а д а н и е 17. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках,
разделить слова на слоги:
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мед. (Вишня)
Без рук, без ног,А ворота отворяет. (Ветер)
З а д а н и е 18. Выучить чистоговорки:
Вививи — Верочку зови,
Вевеве — Вера на траве.
З а д а н и е 19. Дифференциация звуков [В] — [В'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[В]»:
в, вь, вь, в...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
вавя, во...; вява, ви...
Разложить картинки на две стопки (в названиях предметов есть звук [В]
и звук [В']).
Подобрать слова по первому слогу.
ВА: ня, за...; ВО: рон, лосы...; ВИ: ка, на...
Назвать все слова с твердым первым звуком и все слова с мягким
первым звуком.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии
которых есть звуки [В] и [В'].
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [В']):
ветер, весы, ваза, весло; ворона, ворота, велосипед, вода.
Вспомнить имена людей со звуками [В] и [В'] (полные и
уменьшительные).
Дидактическое упражнение «Подари подарки Вале и Вите» (подобрать
слова со звуками [В] и [В']).
З а д а н и е 20. Выучить скороговорки:
Проворонила ворона вороненка.
Водовоз вез воду.
Верзила Вавила весело ворочал вилами.
З а д а н и е 21. Знакомство с буквой В.На букве В объеду весь свет,
Ведь буква В — велосипед.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква В?
Игры с буквой.
З а д а н и е 22. Звуковой анализ слов Вова, вата. Составление схем слов
из кружков, количественный и позиционный анализ слов (сколько всего звуков
в слове, какой первый и последний звук в слове, какой звук в слове стоит
после звука [В] и т. д.).
Чтение и анализ предложений, списывание:
Вот Вова. У Вовы вата.
Взрослый показывает ребенку предлог у в предложении и объясняет
правило: в предложении предлоги пишутся отдельно от слов.