Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка различать по тембру максимально сокращенный звукокомплекс.
2. Учить воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Ф], [Ф'], дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза.
5. Расширить объем слухо-речевой памяти.
6. Развивать интонационную выразительность речи.
7. Учить анализировать короткий текст, выделять заглавие, подсчитывать количество предложений.
Домашнее задание № 16. Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] — [Ф']. Буква Ф
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка различать по тембру максимально сокращенный
звукокомплекс.
2. Учить воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной
окраски одного и того же звука.
3.
Научить ребенка четко произносить звуки [Ф],
[Ф'],
дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза.
5. Расширить объем слухоречевой памяти.
6. Развивать интонационную выразительность речи.
7. Учить анализировать короткий текст, выделять заглавие,
подсчитывать количество предложений.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Кто это?» (развитие
слухового внимания).
В игре принимают участие несколько детей. Взрослый предлагает
одному ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей произнесет «АУ».
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Скажи звук [А] поразному»
(изменение тембра голоса).
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения
характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
«А», — плачет девочка; «А», — показывают горло врачу; «А», —
поет певица; «А», — качаем малыша; «А», — девочка укололась
иголкой.
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [Ф].
Дидактическое упражнение «Узнай по описанию». Взрослый загадывает
ребенку описательную загадку: «Это предмет мебели. В него люди вешают
свою одежду. Что это?» (Шкаф). Просит назвать последний звук в словешкаф.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Ф]:
— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине
остается узкая щель для прохода воздуха;
— верхние зубки слегка видны;
— горлышко «молчит».
Символ звука: воздух выходит из большого воздушного шарика:
ффффф... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный
(губки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха),
твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
З а д а н и е 4. Фонетическое упражнение.
Кот фыркает: ффф... (произносить отрывисто вслед за взрослым).
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Ф]»:
ф, п, м, д, ф...; фа, ма, аф, уп, уф...; флаг, кофта, панама, шкаф,
пальто, форма, палка...
З а д а н и е 6. Повторить вслед за взрослым серию слогов:
фтафтофтуфты...; афтаафтоафтуафты...
З а д а н и е 7. Взрослый предлагает ребенку прослушать и затем
воспроизвести ряд слов (3—5) со звуком [Ф].
З а д а н и е 8. Работа с картинками:
— выбрать нарисованные предметы, в названии которых есть звук [Ф];
разложить их на три стопки: звук [Ф] стоит в начале, в середине и в конце
слова;
— разделить эти слова на слоги (назвать самое длинное и самое
короткое слово).
З а д а н и е 9. Ребенку предлагается придумать предложения сиспользованием предметных картинок из предыдущего задания, по
возможности употребляя предлоги в и у.
З а д а н и е 10. Взрослый читает ребенку пары предложений и просит
исправить ошибки.
Нашла я в вишне кофточку. Надела Маша косточку.
На клене зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист.
Созрел на дереве кафтан. Зимой надену я каштан.
На дерево уселся граф. Живет в красивом доме грач.
З а д а н и е 11. Знакомство со звуком [Ф'].
Символ звука: воздух выходит из мяча: фьфьфь... (см. цветную
вклейку). Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой.
Обозначение: зеленый кружок.
З а д а н и е 12. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Ф']»:
фь, мь, пь, фь...; фя, пя, пи, фи...; Фима, Фекла, клад, стул, Федя,
Филя, Дима.
З а д а н и е 13. Повторить вслед за взрослым серию слогов:
фтяфтефтюфти; афтяафтеафтюафти...
З а д а н и е 14. Дидактическое упражнение «Составь слово».
Федора, фиалка, буфет, филин, февраль, физкультура,
физкультурница.
З а д а н и е 15. Дифференциация звуков [Ф] — [Ф'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[Ф]»:
ф, фь, ф, фь; фа, фя, аф, афь...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
фафя,...; фуфю,...
Повторить за взрослым серию слогов:
фафафя, фяфяфа, фафяфа, фяфафя, фяфафа, фафяфя.Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф']).
Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное?
Филин,
фазан, фотоаппарат, фотограф; Филя,
Фома,
Федя,
Федора.
Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.
Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (Филин)
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии
которых есть звуки [Ф] и [Ф'], составить с этими словами предложения.
Вспомнить слова со звуками [Ф] и [Ф'].
Придумать вместе с ребенком короткие рассказы про Филю, Фому и
Федору.
З а д а н и е 16. Выучить скороговорки:
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
З а д а н и е 17. Знакомство с буквой Ф.
Подбоченясь, пляшет лихо
Ф — большая щеголиха.
О. Гофман
На что похожа буква Ф?
Буква Ф: ребенок стоит в позе — «руки в боки».
Игры с буквой.
З а д а н и е 18. Звукослоговой анализ слов. Составление схемы из
кружков, подсчет количества слогов в слове; составление слов из букв
разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными
буквами.
Фима, Пиф.
Чтение и анализ короткого текста, выделение заглавия, границпредложения, нахождение предложения с предлогом у.
ФИМА
Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.
Взрослый знакомит ребенка с коротким текстом, показывает заглавие;
совместно с ребенком подсчитывает количество предложений, находит
предложение с предлогом, читает текст.