Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка узнавать героев сказки по высоте голоса, а также самому изменять высоту голоса.
2. Продолжать учить демонстрировать изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [В] — [Ф], [В'] — [Ф'] (дифференциация звонких и глухих согласных).
4. Научить ребенка звуковому синтезу коротких слов.
5. Учить составлять простые предложения с заданным словом.
Домашнее задание № 17. Звуки [В] — [Ф]; [В'] — [Ф']
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка узнавать героев сказки по высоте голоса, а также
самому изменять высоту голоса.
2. Продолжать учить демонстрировать изменения характера, тембра и
эмоциональной окраски одного и того же звука.
3. Учить слухопроизносительной дифференциации звуков [В] — [Ф],
[В'] — [Ф'] (дифференциация звонких и глухих согласных).
4. Научить ребенка звуковому синтезу коротких слов.
5. Учить составлять простые предложения с заданным словом.
З а д а н и е 1. «Узнай по голосу, кто говорит» (изменение высоты
голоса).
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем,
меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович
(низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка
(высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно в трех
вариантах: «Кто сидел на моем стуле? Кто ел из моей чашки?...» Затем
ребенок сам воспроизводит реплики героев разными по высоте голосами.
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Скажи О поразному»
(изменение тембра голоса).
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения
характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:
«О», — удивилась мама; «О», — стонет бабушка; «О», — поет
певица; «О», — потягивается папа; «О», — кричит охотник в
лесу.
«У», — гудит пароход; «У», — дудит дудочка; «У», — плачет
мальчик.
З а д а н и е 3. Дифференциация звуков [В] — [Ф].Назвать одинаковый первый звук в словах:
Ваня, Володя, Владик.
Назвать одинаковый последний звук в словах:
шкаф, жираф, шарф.
Сравнить артикуляцию звуков [В] и [Ф] (найти общее и различие,
обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков,
обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[В]»:
в, ф, ф, в...; ва, фа, фы, вы.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
вафа, во...; фывы, фо...
Повторить за взрослым серию слогов:
вавафа, фафава, фавафа, вафава, фавава, вафафа.
Закончить слово слогом ВЫ или ФЫ:
шка..., сли..., тык..., голь..., гра..., жира..., бук..., тра..., шар...
З а д а н и е 4. Взрослый предлагает ребенку из ряда слов выбрать те, в
которых есть звук [Ф], звук [В], звуки [В] и [Ф] одновременно:
ворона, флаг, футбол, вафли, ваза, фрукты, жираф, кофта, львы...
(определить место звуков [В] и [Ф] в этих словах), при затруднениях
используя карточку и синие кружки с колокольчиком или без.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [Ф]):
кофта, фартук, ворота, фонарик; сова, ванна, диван, фокусник.
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Измени звук в слове»: какие
слова получатся, если в словах вместо звука [Ф] произнести звук [В]:
Фаня — Ваня, софа — ...
Дидактическое упражнение «Угадай слово». Взрослый называет слово
по звукам, а ребенок называет его целиком:
в, а, з, а; в, а, т, а; к, о, ф, т, а...Вспомнить загадки, стихи и чистоговорки на звуки [Ф] и [В] (см. темы
№ 15, 16).
Подобрать слова со звуками [В] и [Ф].
Составить как можно больше предложений про мальчика Ваню и
девочку Фаню.
Взрослый читает ребенку стихотворение И. Токмаковой и просит
исправить в нем ошибки:
Носит одуфанчик
Желтый сараванчик.
З а д а н и е 6. Дифференциация звуков [Ф'] — [В'].
Назвать первый звук в словах: Фима, ведро.
Сравнить звуки [В'] и [Ф'] по артикуляции, обратив внимание на «работу
горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков. Дидактическое
упражнение «Скажи наоборот»:
вяфя, ви...; фиви, фе ...
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В'] и [Ф']):
веник, ведро, фикус, велосипед; финик, вещи, Федя, ферма.
Вспомнить загадки, стихи и чистоговорки на звуки [Ф'] и [В'] (см. темы
№ 15, 16).
Дидактическое упражнение «Подари подарки Вите и Фиме» (вспомнить
слова со звуками [Ф'] и [В']).
Составить как можно больше предложений про Витю и Фиму.
Выучить стихотворение, предложить ребенку декламировать его по
ролям.
В огороде Фекла
Ахала и охала:
«Уродилась свекла
Не на грядке, около!»Жалко Фекле свеклу,
Жалко свекле Феклу.
Жаловалась Фекла:
«Заблудилась свекла».
Ю. Моргун
З а д а н и е 7. Дифференциация звуков [Ф] — [В], [Ф'] — [В'].
Назвать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки ([Ф], [В],
[Ф'], [В']).
Назвать первый слог в словах:
ворон, фасоль, Федор, веник, воры ..., весла, фикус, финики,
фартук...
Договорить последний слог в словах:
коро..., со..., бро..., шка..., шар..., крапи..., дро...
Из предложенных слов ребенок должен выбрать те, которые обозначают
профессии людей. Назвать первый звук в этих словах:
фотограф, фартук, фермер, врач, ветеринар, футболист,
велосипедист,
воспитатель, виноградарь, фигурист.
винодел,
вертолетчик,
фломастер,
ворона,
Выучить скороговорку:
Влас у вас, Афанас у нас.
З а д а н и е 8. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки
[В], [В'], [Ф], [Ф'].