Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.
2. Учить ориентироваться на листе бумаги.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н'], дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.
5. Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.
6. Учить анализировать и преобразовывать слова.
Домашнее задание № 18. Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий
объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.
2. Учить ориентироваться на листе бумаги.
3.
Научить ребенка четко произносить звуки [Н],
[Н'],
дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное
слово в ряду.
5. Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения
с этими предлогами.
6. Учить анализировать и преобразовывать слова.
7. Продолжать учить анализировать короткий текст, находить
предложение с предлогами.
З а д а н и е 1. Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие
слухового внимания и силы голоса).
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится
звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе
голосом (громко, тихо).
Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), авав
(тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.
З а д а н и е 2. Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги:
показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги.
Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в
левый нижний угол листа и т. д.
З а д а н и е 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и
просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н]
выделяется голосом).Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Н]:
— губки свободны;
— зубки видны, но не сомкнуты;
— язычок кончиком прижат к верхним зубам;
— воздух проходит через носик;
— горлышко «работает».
Символ звука: погоняем лошадку: «Но...» (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий
кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 4. Фонетическое упражнение «Лошадки».
Ребенок «скачет» на лошадке: «Ноно...» Затем он останавливается и
«кормит» лошадку: «Нана...».
З а д а н и е 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь
звук [Н]»:
н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко,
нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.
З а д а н и е 6. Повторить за взрослым слоговой ряд:
нанонуны; анонунин...
З а д а н и е 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести
ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности
прослушанных слов.
З а д а н и е 8. Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10
предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место
звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий
кружок с колокольчиком).
З а д а н и е 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в
названии которых есть звук [Н].
З а д а н и е 10. Подобрать словапредметы к слову надеть: юбку, носкии т. д.
З а д а н и е 11. Выучить чистоговорки:
Нанана — лампа у окна.
Нунуну — саночки тяну.
Ононон — телефон.
Ананан — это барабан.
Ининин — это магазин.
З а д а н и е 12. Знакомство с предлогами на, над.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить
куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и
объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый
спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на
диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На)
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять
руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет
значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты
сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих
предложениях?» (Над)
Составить предложения по картинкам:
Кот спит... (на окне). Мальчик сидит... (на стуле).
Солнышко светит... (над домом). Птица пролетает... (над
деревом)...
Выбрать нужный предлог (на, над):
Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване.
Составить предложения по опорным словам.
Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.
З а д а н и е 13. Знакомство со звуком [Н'].
Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный,
небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Нини!»... (см. цветную
вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение:
зеленый кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Н']»:
нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...; Нина, нитки, Кира, плетень,
Вика, студень, огонек, собака.
З а д а н и е 15. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии
которых есть звук [Н'], определить место звука в каждом слове (при
затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».
З а д а н и е 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
в названии которых есть звук [Н'].
З а д а н и е 17. Выучить чистоговорки:
Нинини — звонок, звони.
Еньеньень — теплый день.
З а д а н и е 18. Дифференциация звуков [Н] — [Н'].
Назвать первый звук в словах:
Нина, нитки, ноты, носок, небо.
Назвать последний звук в словах:
стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
нанана — няняня; ны..., ну..., но...; няняня — нанана; не...
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А догнать друг друга не могут. (Ноги)
Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н']):
ноги, небо, нос, нора.
Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу,
назвать в них первый звук:
налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ...,
высушить — ...
Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате»
(вспомнить слова со звуками [Н] и [Н']).
Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над.
В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н']:
В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла. У носорога рог.
Катя порвала нитку.
З а д а н и е 19. Знакомство с буквой Н.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Н?
Игры с буквой.
З а д а н и е 20. Анализ слов Ната, Нина (составление схем из кружков,
выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под
диктовку печатными буквами).
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.
Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»?
и т.д.
нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...
Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.
НАТА И НИНА
Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата уНаты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.