Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.
2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.
3. Научить четко произносить звуки [К], [К'], дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.
5. Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова.
6. Познакомить ребенка с предлогами к, от.
Домашнее задание № 19. Звуки [К], [К']; [К] — [К']. Буква К
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре
слов.
2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с
ориентацией в пространстве.
3. Научить четко произносить звуки [К], [К'], дифференцировать их на
слух и в произношении.
4. Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.
5. Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без
помощи взрослого), преобразовывать слова.
6. Познакомить ребенка с предлогами к, от.
7. Научить ребенка писать простые зрительные диктанты1.
З а д а н и е 1. Взрослый предлагает ребенку повторить похожие по
слоговой структуре слова (вначале — по два, затем — по три), в следующем
порядке:
мак — бак — так, ток — тук — так, бык — бак — бок, дам —
дым — дом, ком — дом — гном.
З а д а н и е 2. Знакомство с предлогами к, от.
Взрослый предлагает ребенку выполнить инструкции, связанные с
ориентацией в помещении: «Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к
шкафу. Отойди от шкафа» (практическое усвоение предлогов к, от).
Взрослый спрашивает: «Что ты сделал?» Ребенок отвечает: «Я подошел к
окну. Я отошел от окна». Взрослый показывает ребенку графическое
обозначение предлогов к и от и объясняет их значение.
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [К].
Дидактическое упражнение «Большой — маленький». Какой
одинаковый звук в конце всех образованных слов?
1рот — ротик, нос — ..., лоб — ..., стол — ..., пес — ...Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [К]:
— губки свободны;
— кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к
мягкому небу;
— горлышко «молчит».
Символ звука: идет сильный дождик: КККК... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху),
твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
З а д а н и е 4. Фонетическое упражнение.
Лягушка квакает: «Кваква...».
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [К]»:
к, м, п, в, к...; ка, ма, па, ва; ак, ам...; корова, мак, резина, рука…
З а д а н и е 6. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый
называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):
м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.
З а д а н и е 7. Работа с картинками: выбрать из ряда нарисованные
предметы, в названии которых есть звук [К], определить место звука [К] в
этих словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок).
З а д а н и е 8. Найди лишнее слово в ряду:
— определив место звука [К] в словах:
корова, клумба, крыса, мак; рак, мак, каша, лук; капуста, комар,
рубашка, карусель;
— определив количество звуков [К] в словах:
кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка,
крышка.
З а д а н и е 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках,
придумать предложения с этими словами.Посреди двора стоит копна —
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Мягкие лапки,
А в лапках — царапки. (Кошка)
Сто одежек,
Все — без застежек. (Капуста)
Не огонь, а жжется. (Крапива)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит — пищит,
Сядет — молчит. (Комар)
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он не знает. (Крот)
З а д а н и е 10. Подобрать слова, в которых звук [К] стоит в начале
слова, в середине, в конце.
З а д а н и е 11. Добавить к целому слову последний звук [К]. Какое
слово получилось?
Вол...(к), пол..., пар..., сто..., рыба..., лото..., моря..., завтра...
З а д а н и е 12. Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков
[К] в каждом слове, назвать место звуков [К] в них:
Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок,
косяк, кошка, крошка.
З а д а н и е 13. Выучить чистоговорки и скороговорку:
Какака — бежит река.
Кококо — вижу далеко.
Кукуку — кукушка на суку.
Акакак — у реки рыбак.Около кола бьют в колокола.
З а д а н и е 14. Составить предложения из слов. Назвать предлоги в
предложениях.
Катя, идти, дом, к; Коля, идти, дом, от.
З а д а н и е 15. Взрослый просит ребенка договорить предложения:
Я иду к... Я иду от...
З а д а н и е 16. Знакомство со звуком [К'].
Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый
кружок.
З а д а н и е 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [К']»:
кь, мь, ть, кь...; ки, ми, ви...; акь, амь, окь...; кит, мыло, кирпич,
кино, стул.
З а д а н и е 18. Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии
которых встречается звук [К'], определить место звука в этих словах (при
затруднении использовать карточку и зеленый кружок).
З а д а н и е 19. Дифференциация звуков [К] — [К'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[К']»:
к, кь, кь...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
какя, ко...; кюку, ки...
Повторить за взрослым слоговой ряд:
какакя, кякака, кякяка, какякя, какяка, кякакя.
Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К']):
капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.
Подобрать слово по первому слогу:
ка... (ша), ко... (сы), ку... (ры), ки... (но), ке... (ды).Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К] и [К'] (Катя,
Кирилл), «подарить им подарки».
З а д а н и е 20. Взрослый предлагает ребенку выучить стихотворение,
подумать, какие звуки в нем часто слышатся, а затем декламировать
стихотворение, хлопая в ладоши на каждый слог.
Кот
Копеек накопил,
Кошке
Козочку
Купил,
А козе —
Капустки,
Кочанчики хрустки.
Будет козочка
Крепка,
Кошке даст
Молока.
В. Лунин
З а д а н и е 21. Знакомство с буквой К.
Клюв раскрыла буква К —
Хочет скушать паука.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква К?
Игры с буквой.
З а д а н и е 22. Самостоятельный звукослоговой анализ слов.
Выкладывание схем слов из кружков; выкладывание слов из букв разрезной
азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:
мак, кот, ток, маки, кино.
После зрительного предъявления запись по памяти коротких слов (кот,маки...).
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:
мак — маки, кот — кит, кот — ток, кот — кто, кот — коты, ток
— тук.