Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).
2. Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.
3. Научить правильно произносить звуки [X] — [X'], дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.
5. Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
Домашнее задание № 21. Звуки [X], [X']; [X] — [X']. Буква X
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное
произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).
2. Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по
значению.
3. Научить правильно произносить звуки [X] — [X'], дифференцировать
их на слух и в произношении.
4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать
слова с определенным количеством слогов.
5. Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко
слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
6. Продолжать учить писать зрительные диктанты.
З а д а н и е 1. Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит
послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит
правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное —
то нет:
баман — панам — банан — банам; ваван — даван — диван —
ванан; альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;
витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин —
виталим.
З а д а н и е 2. Знакомство с предлогом под.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды:
положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол,
поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или
«Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над
столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?»
Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значениепредлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый
предлагает выполнить следующие задания:
— договорить предложения:
Лампа висит над... Ручка упала под...
— выбрать нужный предлог:
Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу...
подушку;
— исправить ошибку:
Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;
— составить предложения из заданных слов:
Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;
— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [X].
Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным
значением. Сколько слогов в этом слове?
светло — темно, жарко — ...(холодно).
Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько слогов в слове хобот?
Какое слово длиннее (короче)? Назвать первый звук в словах:
хлеб, холодно, хоккей, ходули.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [X]:
— губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому
небу, образуя щель для теплого воздуха;
— горлышко «молчит».
Символ звука: дедушка храпит: XXX...
(см. цветную вклейку).
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху),
твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
З а д а н и е 4. Фонетическое упражнение.Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном
выдохе).
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [X]»:
х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох,
ухо...
З а д а н и е 6. Повторить за взрослым серию слогов:
ахохухих; хахохухы...
З а д а н и е 7. Договорить последний звук в слове. Взрослый называет
начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.
пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...
З а д а н и е 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:
холодильники; хомяки; мухомор; хлопушки; пароход;
хризантемы, уха.
З а д а н и е 9. Отгадать загадки, разделить словаотгадки на слоги (какое
слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя
знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:
Не вкусно без соли,
Не сытно без... (хлеба)
Легкий, а не пух,
Мягкий, а не мех,
Белый, а не снег,
Но оденет всех. (Хлопок)
Назвать последний звук в слове:
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
С красным гребнем,
Зерно клюет,
Голосисто поет. (Петух)Посадили зернышко,
Выросло солнышко. (Подсолнух)
З а д а н и е 10. Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в
названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в
конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое
короткое.
З а д а н и е 11. Самостоятельно подобрать слова со звуком [X],
состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.
З а д а н и е 12. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
в названии которых есть звук [X].
З а д а н и е 13. Выучить чистоговорки:
Хахаха — испугали петуха.
Хухуху — ели мы уху.
Ихихих — ветерок затих.
Охохох — зеленый мох.
З а д а н и е 14. Знакомство со звуком [X'].
Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь... (см. цветную
вклейку). Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой.
Обозначение: зеленый кружок.
З а д а н и е 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [X']»:
хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия,
машина, хирург.
З а д а н и е 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением
голосом любого слога).
хяхехюхи; ахьохьухьихь...
З а д а н и е 17. Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку
значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное
и самое короткое слово:хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.
З а д а н и е 18. Выучить чистоговорку:
Хихихи — в поле пели петухи.
З а д а н и е 19. Дифференциация звуков [X] — [X'].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
хахя, хо...; хюху, хи...
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и [X']). Объяснить
ребенку значение незнакомых слов:
муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия,
пихта, хижина.
Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать
первый звук в словах:
хит... (рый, рость, рец), хо... (бот, ма, лод), храб... (рость,
рец, рый).
Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец.
(Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову
храбрец или нет.)
молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.
Подобрать слова со звуками [X] и [X'].
Выучить скороговорку:
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
Хихихи, хахаха, хохохо, хехехе.
З а д а н и е 20. Знакомство с буквой X.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо — хвастаться и хныкать.
О. Гофман
На что похожа буква X?
Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой
рук.Игры с буквой.
З а д а н и е 21. Самостоятельный звукослоговой анализ слов.
Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной
азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:
уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:
муха — мухи; хата — хатка — хатки.
Чтение и запись предложения по памяти после зрительного
предъявления:
У Хомы хата.