Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.
2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] — [З], [С'] — [З'].
3. Учить звуковому и слоговому синтезу слов.
4. Учить выделять из предложения слова с определенным звуком.
5. Учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать предложения с этими словами.
Домашнее задание № 27. Звуки [С] — [З], [С'] — [З']
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.
2. Учить слухопроизносительной дифференциации звуков [С] — [З],
[С'] — [З'].
3. Учить звуковому и слоговому синтезу слов.
4. Учить выделять из предложения слова с определенным звуком.
5. Учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать
предложения с этими словами.
З а д а н и е 1. Взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать
рифму к предложенным словам:
мак (рак), гамак (судак), зайка (майка), Зина (корзина, резина),
бочки (кочки, замочки) и т. д.
З а д а н и е 2. Дифференциация звуков [С] — [З].
Назвать первый звук в именах:
Саня, Соня, Софья; Зоя, Захар.
Сравнить артикуляцию звуков [С] и [З] (найти общее и различие,
обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков
[С] и [З], символы и обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[С]»:
с, з, с, з...; са, за, зо, со...; санки, золото, зубы, коса, коза, нос...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
саза, со...; зосо, зу...
Повторить за взрослым ряд слогов:
сазаза, засаса, засаза, сазаса, зазаса, сасаза.
Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из
слогов):са, мо, лет; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк...
З а д а н и е 3. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить
слово из звуков):
с, у, п; с, о, к; з, у, б, ы; к, о, з, ы; р, о, з, ы; с, у, м, к, а.
Закончить слово нужным слогом:
СЫ, ЗЫ: ва..., но..., ко..., та..., бу..., гро..., бере..., ча...
Какое из слов можно закончить слогом сы и слогом –зы?
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [З]):
санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка,
стрекоза, суп.
В каком слове встречаются оба звука?
Заменить звук [С] на звук [З] в словах. Какие слова получились?
Составить с ними предложения, используя изученные предлоги:
соя — Зоя, сайка — ..., сахар — ..., суп — ...; коса — ..., лиса
— ..., косы — ...
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [С] и [З] (см. темы № 25, 26).
З а д а н и е 4. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в
названии которых есть звуки [С] и [З].
Вспомнить как можно больше слов со звуками [С] и [З], по возможности
подобрать к ним рифму.
Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуком [С] и звуком
[З].
Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идет в лес. Захар
увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.
З а д а н и е 5. Дифференциация звуков [С'] — [З'].
Назвать первый звук в словах: зима, Сима.
Сравнить артикуляцию звуков [С'], [З'], обратив внимание на «работу
горлышка», вспомнить символы, характеристику и обозначение этих звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук[С']»:
26).
сь, зь, сь...; зь, сь...; ся, зя, зи, си; Сима, синий, зеленый, козел,
поросенок.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
сязя, си..., зиси, зю ...
Повторить за взрослым слоговой ряд:
зясяся,
зязяся.
сясязя,
Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из
сязяся,
зясязя,
сязязя,
слогов):
по, ро, се, нок; зи, мо, ро, док; се, ле, доч, ни, ца; ар, бу, зи, ки.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С'] и [З']):
резина, зяблик, земля, Семен; Сева, синий, озеро, семена.
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [С'] и [З'] (см. темы № 25,
З а д а н и е 6. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в
названии которых есть звуки [С'] и [З'].
Подобрать как можно больше слов со звуками [С'] и [З'].
Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [С'] и [З']:
Сима гуляет на поляне. Ваня кормит зяблика. Зина идет в
магазин. Сима и Зина увидели на лугу гусей.
З а д а н и е 7. Дифференциация звуков [С] — [З], [С'] — [З'].
Назвать мягкие (твердые) согласные звуки, назвать звонкие (глухие)
согласные звуки ([С], [С'], [З], [З']).
Рассмотреть и назвать ряд картинок. Сказать, какой звук в слове ([С],
[С'], [З], [З']), определить место звука в каждом слове, разделить слова на
слоги, назвать самое длинное слово и самое короткое. Разделить все картинки
на две стопки:
— с мягкими согласными звуками [С'], [З'];
— с твердыми согласными звуками [С], [З];— со звонкими согласными звуками [З], [З'];
— с глухими согласными звуками [С], [С'].
Составить с каждым словом предложение.
Выучить скороговорки:
Идет козел с козой,
А коза идет с косой.
Змея змеилась,
Змея смеялась,
Смеясь, змеилась,
Змеясь, смеялась.
З а д а н и е 8. Вспомнить буквы, которыми обозначают на письме звуки
[С], [С'] и [З], [З'].
Звукослоговой анализ слов: составление и преобразование их с
помощью букв разрезной азбуки, составление схем из кружков, чтение, письмо
под диктовку.
Сима — зима, косы — козы, Лиза — лиса.
Чтение, анализ предложений. Сколько слов в предложении? Какое
первое слово? Последнее? Есть ли предлог в предложении? Какой это
предлог? Найти его схему. Каким по счету он стоит в предложении?
Списывание:
Вот Сима. У Симы лиса. Вот Лиза. У Лизы козы. Тут Лиза и Сима.
У Лизы лиса и козы. У Симы коза и лисы.