Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить правильно произносить звук [Ш].
2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.
3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
4. Учить преобразовывать слова.
5. Учить читать предложения, находить знакомые предлоги в предложении.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов».
Домашнее задание № 30. Звук и буква Ш
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Научить правильно произносить звук [Ш].
2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове,
совершенствовать навыки аналитикосинтетической деятельности, развивать
звукослоговые представления.
3. Учить самостоятельно производить звукослоговой анализ слов.
4. Учить преобразовывать слова.
5. Учить читать предложения, находить знакомые предлоги в
предложении.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов».
Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и
подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить
цепочку»:
дом — мак — кот...
З а д а н и е 2. Знакомство со звуком [Ш].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Шесть мышат
В камышах шуршат.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Ш]:
— губки округлены и слегка вытянуты вперед;
— широкий язычок наверху, образует «чашечку»;
— теплая воздушная струя идет по центру язычка;
— горлышко «молчит».
Символ звука: змея шипит: ШШШШШ... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда
твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.З а д а н и е 3. Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто).
Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук
произносится плавно, с переходом на шепот).
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Ш]»:
ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона,
карандаш…
З а д а н и е 5. Повторить за взрослым серию слогов:
шашошуши...; ашошушиш...; шташтоштушты...
З а д а н и е 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
шааш, шо...; ашша, уш...
З а д а н и е 7. Договорить последний звук в слове ([Ш]):
каранда..., малы..., ланды..., камы...
З а д а н и е 8. Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:
ША: ры, кал, лун...; ШИ: на, — ло...; ШУ: ба, ра...;
ШО (ШЕ): рох, пот...
З а д а н и е 9. Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова
получились? Какой из этих слогов образует множественное число
существительных (много предметов)?
Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...
З а д а н и е 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова
получились? Составить предложения с каждой парой слов.
Чашка — шашка, мишка — ..., фланг — ..., дар — ..., губы — ...,
Гарик — ...
З а д а н и е 11. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить
слово из звуков):
ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.
З а д а н и е 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове».Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого
слова в должной последовательности:
шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].
З а д а н и е 13. Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в
словахотгадках.
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком. (Шапка)
Растет на суше,
Голова из плюша. (Камыш)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
З а д а н и е 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в
которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.
З а д а н и е 15. Выучить чистоговорки:
Шашаша — мама моет малыша.
Шушушу — помогите малышу.
Шишиши — на поляне малыши.
Шошошо — говорим мы хорошо.
Ашашаш — дайте карандаш.
Ошошош — у меня нож.
Ишишиш — у меня малыш.
Ушушуш — теплый душ.
Ашкаашкаашка — летит букашка.
Ошкаошкаошка — на окошке кошка.
Ушкаушкаушка — лягушкаквакушка.
Ишкаишкаишка — маленькая мышка.
З а д а н и е 16. Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из
них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он
есть в предложении).Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.
Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.
З а д а н и е 17. Знакомство с буквой Ш.
Буква Ш с тремя шипами —
Не хватай ее руками.
О. Гофман
На что похожа буква Ш?
Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а
указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.
Игры с буквой.
З а д а н и е 18. Самостоятельный звукослоговой анализ слов:
шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов,
списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:
мышка — мишка — мушка — мошка — кошка — кашка —
Пашка — пышка — пушка — душка — Дашка — Даша.
Чтение предложений, нахождение предлога:
Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу. Кошка
под шкафом. Кот за шкафом.