Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка решать логические задачи. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ш] и [Ж].
3. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.
5. Познакомить ребенка с правилом правописания ШИ, ЖИ.
6. Учить преобразовывать слова.
Домашнее задание № 32. Звуки [Ш] — [Ж]
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка решать логические задачи. Развивать
слуховое внимание и логическое мышление.
2. Учить слухопроизносительной дифференциации звуков [Ш] и [Ж].
3. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове,
совершенствовать навыки звукослогового анализа.
4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой
структуры.
5. Познакомить ребенка с правилом правописания ШИ, ЖИ.
6. Учить преобразовывать слова.
З а д а н и е 1. Взрослый предлагает ребенку послушать внимательно,
подумать и решить следующие логические задачи:
— На Олином платье были нарисованы три яблока и две вишенки. Одну
вишню и два яблока съели. Сколько осталось?
— Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока.
Сколько всего яблок?
— Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика.
Сколько всего детей идет в лес?
З а д а н и е 2. Дифференциация звуков [Ш] — [Ж].
Дидактическое упражнение «Узнай по описанию».
Взрослый просит ребенка отгадать описательные загадки и выполнить
задания:
— Это предмет. Он нужен для рисования. Он может быть разным по
цвету: простым или цветным (красным, синим, зеленым...). Назови это слово и
последний звук в нем. (Карандаш.)
— Это животное жарких стран. Оно питается листьями деревьев,
травой. У него очень длинная шея. Назови все слово и первый звук в нем.(Жираф.)
Сравнить артикуляцию звуков [Ш] и [Ж] (найти общее и различие,
обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков
[Ш] и [Ж], обозначение.
З а д а н и е 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Ж]»:
ж, ш, ш, ж...; жа, ша, шо, жо...; Жора, шуба, кошка, ежик...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
шажа, шо...; жушу, жи...
Повторить за взрослым серию слогов:
жажаша, шажажа, жашажа, шажаша, жашаша, шашажа.
З а д а н и е 4. Взрослый называет слово целиком, а ребенок называет его
по слогам (упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры;
объяснить ребенку значение незнакомых слов, составить с каждым словом
предложение):
дирижабль, кораблекрушение, пожарный, жеребенок, штукатур,
дирижер, маршировать, шлагбаум, путешествие, дирижировать...
З а д а н и е 5. Закончить слово подходящим слогом:
ШИ (ЖИ): каранда..., клави..., эта..., вельмо..., экипа..., камы...
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в них звуков [Ш] и [Ж]):
машина,
ежевика, кожура, крыжовник; камыши,
пирожок,
школьник, уши.
З а д а н и е 6. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии
которых есть звук [Ш], и предметы, в названии которых есть звук [Ж].
Взрослый произносит слово целиком, а ребенок называет его по звукам:
жаба [ж а б а], шуба [ш у б а]...
Заменить звук [Ш] на звук [Ж] в словах. Какие слова получились?
Придумать с каждой парой слов предложения:
Шар — жар, шить — ..., шаль — ..., шитье — ..., уши — ..., Луша— ..., машет — ..., нашивка — ...
З а д а н и е 7. Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [Ш] и [Ж] (см.
темы №30, 31).
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии
которых есть звуки [Ш] и [Ж].
З а д а н и е 8. Дидактическое упражнение «Подари подарки Жене и
Шуре» (вспомнить слова со звуками [Ш] и [Ж]).
В предложениях найти слова со звуками [Ш] и [Ж]:
Женя моет уши. У Шуры желтый жакет. Женя нашел ежика.
Шура и Жора идут в школу.
З а д а н и е 9. Выучить скороговорки:
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Какие звуки часто в них слышатся?
З а д а н и е 10. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются
звуки [Ш] и [Ж].
Взрослый объясняет ребенку правило: «ЖИ и ШИ пиши с буквой И» и
просит его запомнить.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, запись каждого
слова по памяти печатными буквами:
ужи — уши — Луша — лужа.
Чтение, списывание, запись предложений по памяти:
У Луши ужи. У Луши жук.