Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, исправлять ошибки в неправильном употреблении падежных окончаний существительных.
2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [З] — [Ж].
3. Учить самостоятельно анализировать слова; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить определять порядок следования звуков в слове.
5. Учить ребенка различать правильное и дефектное звукопроизношение в речи других людей.
6. Познакомить ребенка с употреблением предлога между.
Домашнее задание № 34. Звуки [З] — [Ж]
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого,
исправлять ошибки в неправильном употреблении падежных окончаний
существительных.
2. Учить слухопроизносительной дифференциации звуков [З] — [Ж].
3. Учить самостоятельно анализировать слова; совершенствовать
навыки аналитикосинтетической деятельности.
4. Учить определять порядок следования звуков в слове.
5. Учить ребенка различать правильное и дефектное звукопроизношение
в речи других людей.
6. Познакомить ребенка с употреблением предлога между.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый
читает предложение, а ребенок исправляет ошибки и произносит правильный
вариант.
Собака сидит около будка. Лошадь скачет по дорогу. Машина
стоит перед дома. Мальчик пишет шариковой ручка.
З а д а н и е 2. Знакомство с предлогом между.
Взрослый ставит два стула, кладет между ними мяч и просит ребенка
ответить на вопрос, где находится мяч (по отношению к стульям). Затем
просит выполнить следующие задания: положить ручку между книгами,
поставить чашку между блюдцами и т. д. Взрослый знакомит ребенка с
предлогом между, объясняет его значение и графическое обозначение,
предлагает составить предложения из слов:
Гриб, расти, деревья, между; Машина, стоять, дома, между.
З а д а н и е 3. Дифференциация звуков [З] — [Ж].
Прослушать ряд слов, назвать лишнее слово, объяснить свой выбор:
жара, забор, желудь, железо.(Все слова начинаются на звук [Ж], а слово забор — на звук [З].)
Сравнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], обратив внимание на
положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру,
вспомнить характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.
З а д а н и е 4. Подвижная игра «Комары и жуки»: по команде взрослого:
«Летят комары (жуки)», — ребенок «летает» по комнате, издавая
соответствующий звук [З] ([Ж]).
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[Ж]»:
ж, з, ж, з...; жа, за, зы, жи...; зубы, забор, жаба, Жучка, коза...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
зажа, зу...; жизы, жу ...
Повторить за взрослым серию слогов:
зазажа, жазаза, зажаза, жазажа, зажажа, жажаза.
Дидактическое упражнение «Составь слово»:
— из слогов:
мимоза, крыжовник, гаражи, морозы...
— из звуков:
з, у, б, ы; к, о, ж, а; ж, у, к.
Взрослый произносит слово жук и просит ребенка назвать первый звук
в слове, затем — последний, потом — тот звук, который стоит между звуками
[Ж] и [К]. Например: назвать звук, стоящий перед звуком [У], после звука 1У]
в слове жук.
Закончить слово нужным слогом:
ЖА (ЗА): неве..., бере..., мимо..., подли..., лы..., кра..., зано...;
ЖИ (ЗЫ): арбу..., мор..., черте..., гара..., моро..., карни...
Повторить за взрослым пары слов:
зал — жал, везу — вяжу, козы — кожа, флажок — глазок.
З а д а н и е 5. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названиикоторых есть звук [З], и предметы, в названии которых есть звук [Ж].
Вспомнить как можно больше слов со звуками [З] и [Ж], разделить
слова на слоги, придумать с каждым словом предложение.
Подобрать существительные к прилагательным (упражнять в
согласовании прилагательных с существительными):
железная (кружка...), железный (ключ...), железное (кольцо...),
(гвозди...);
(касса...),
железные
железнодорожный (вокзал...), железнодорожное (расписание...),
железнодорожная
железнодорожные (билеты...).
Дидактическое упражнение «Исправь ошибки» (учить ребенка
различать правильное и дефектное звукопроизношение в речи других людей).
Взрослый произносит предложения в искаженном виде, а ребенок дает
правильный вариант.
Во время дождя нужен жонт. Девочка катается на лызах. Под
сосной сидит серый жайка. Девочка пасет кожу.
З а д а н и е 6. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки
[Ж] и [З].
Самостоятельный звукослоговой анализ слов, чтение, списывание,
письмо под диктовку печатными буквами:
козы, кожа, зубы, жуки.
Чтение, списывание и запись под диктовку предложений:
Тут Зоя. У Зои жуки. Вот Дима. У Димы козы.