Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов.
2. Научить правильно произносить звук [Ч].
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.
4. Упражнять ребенка в словообразовании.
5. Познакомить ребенка с понятиями: имя, отчество, фамилия; вспомнить правило правописания собственных имен существительных.
6. Познакомить ребенка с употреблением предлога через.
7. Учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.
8. Учить преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки, читать и писать печатными буквами короткие предложения.
Домашнее задание № 35. Звук и буква Ч
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка различать на слух правильное и неправильное
употребление личных окончаний глаголов.
2. Научить правильно произносить звук [Ч].
3. Совершенствовать навыки аналитикосинтетической деятельности,
развивать фонематические представления.
4. Упражнять ребенка в словообразовании.
5. Познакомить ребенка с понятиями: имя, отчество, фамилия;
вспомнить правило правописания собственных имен существительных.
6. Познакомить ребенка с употреблением предлога через.
7. Учить производить самостоятельный звукослоговой анализ слов.
8. Учить преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки,
читать и писать печатными буквами короткие предложения.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Правильно ли это?».
Взрослый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит,
правильно это или нет.
Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы
едят суп. Они ест суп. Они едят суп. Мы читаешь книгу. Мы
читаем книгу. Они читают книгу. Ты читаешь книгу. Они читает
книгу.
З а д а н и е 2. Знакомство со звуком [Ч].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Ч]:
— губки округлены и слегка вытянуты вперед;— зубки не смыкаются;
— кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними
зубками, затем между ними образуется щель;
— по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя;
— горлышко «молчит».
Символ звука:
поезд едет: ЧЧЧЧ...
(см. цветную вклейку).
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда
мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
З а д а н и е 3. Фонетическое упражнение. Поезд едет, колеса поезда
стучат: чух, чух, чух...
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Ч]»:
ч, п, к, ч...; ча, па, чу...; чай, мяч, палка, почка...
Повторить за взрослым серию слогов:
чачочучи, чучичачо...; ачочучич, ичучачоч...
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
чаач, чу...; ачча, уч ...
Закончить слова одинаковым звуком ([Ч]):
гра..., кирпи..., скрипа..., труба..., кала...
З а д а н и е 6. Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в
отгадках.
Бумага есть, перо есть,
Да без них писать не будешь. (Чернила)
Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте. (Часы)
Черный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг. (Грач)Снизу камень, сверху камень,
Четыре ноги, одна голова. (Черепаха)
З а д а н и е 7. Взрослый произносит 3—5 слов со звуком [Ч], а ребенок
должен запомнить их и повторить в той же последовательности.
З а д а н и е 8. Упражнение в словообразовании. Образовать новые слова
по образцу, обратив внимание на появление звука [Ч] в этих словах. Сколько
раз встречается звук [Ч] в каждом из этих слов?
Стул — стульчик, замок — ..., шнурок — ..., узелок — ..., носок
— ..., блин — ..., диван — ..., батон — ...
Сук — сучок — сучочек, знак — ..., внук — ..., бак — ..., крюк
— ... Легко — легче, мягко — ..., громко — ..., жарко — ..., ярко
— ..., богато — ..., мелко — ..., крепко — ...
Ваня — Ванечка, Оля — ..., Гриша — ..., Петя — ..., Соня — ...,
Миша — ...
З а д а н и е 9. Заменить первый звук в слове на звук [Ч]. Какие слова
получились? Составить с каждой парой слов предложения.
Гайка — чайка, кашка — ..., худо — ...
З а д а н и е 10. Объяснить ребенку понятия: фамилия, имя и отчество.
Вспомнить правило правописания собственных имен, обратить внимание на
одинаковый последний звук [Ч] во всех мужских отчествах.
Иван — Иванович, Петр — ..., Сергей — ..., Андрей — ...
З а д а н и е 11. Из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в
названии которых встречается звук [Ч], разделить слова на слоги.
Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ч] по заданию: звук стоит
в начале, в середине и в конце слова.
З а д а н и е 12. Выучить чистоговорки:
Чачача — дай мне калача.
Чучучу — я гулять хочу.
Чичичи — красные кирпичи.Чочочо — ох, как горячо!
Ачачач — пришел врач.
Очочоч — скоро ночь.
Ичичич — красный кирпич.
Учучуч — у меня ключ.
Ачкаачкаачка — у Вовочки тачка.
Очкаочкаочка — у Вовочки бочка.
Учкаучкаучка — у Вовочки ручка.
Ичкаичкаичка — у Вовочки птичка.
З а д а н и е 13. Знакомство с предлогом через.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие задания:
перешагнуть через дощечку, перепрыгнуть через мяч, бросить мяч через сетку
и т. д. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлога через,
объясняет его значение и графическое изображение, просит составить
предложения из слов (в этих предложениях назвать слова со звуком [Ч]).
Ванечка, дорога, идти, через; Вовочка, прыгать, лужа, через.
З а д а н и е 14. Знакомство с буквой Ч.
С арифметикой я в мире:
Ч похожа на четыре.
На что еще похожа буква Ч?
В. Ковшиков
Игры с буквой.
З а д а н и е 15. Самостоятельный звукослоговой анализ слов, чтение,
списывание, запись под диктовку печатными буквами:
часы, час, удача, задача.
Преобразование слова с помощью букв разрезной азбуки:
дачка — качка — пачка — тачка — почка — бочка — мочка —
кочка — кучка — тучка.Чтение, списывание предложений:
Вот Вова. У Вовы тачка. Вот Сима. У Симы часы. Вот Дима. У
Димы бочка. Вот Зина. У Зины птичка.