Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление времен глаголов.
2. Научить произносить звук [Щ].
3. Учить определять количество звуков в слове на слух без зрительной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить составлять схемы простых предложений без предлога, определять место слова в предложении.
5. Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры.
6. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов, читать и писать печатными буквами короткие предложения.
Домашнее задание № 37. Звук и буква Щ
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать
на слух правильное и неправильное употребление времен глаголов.
2. Научить произносить звук [Щ].
3. Учить определять количество звуков в слове на слух без зрительной
опоры, совершенствовать навыки аналитикосинтетической деятельности.
4. Учить составлять схемы простых предложений без предлога,
определять место слова в предложении.
5. Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры.
6. Учить самостоятельно производить звукослоговой анализ слов,
читать и писать печатными буквами короткие предложения.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Правильно ли это?».
Взрослый читает предложение, а ребенок слушает внимательно и говорит,
правильно это или нет.
Я вчера буду купаться. Я вчера купался. Я вчера купаюсь. Я
завтра буду купаться. Мы завтра пойдем в лес. Мы завтра были на
даче. Он завтра был в кино. Он завтра будет в кино. Он вчера
пойдет в кино.
З а д а н и е 2. Знакомство со звуком [Щ].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Два щенка, щекой к щеке,
Грызли щетку в уголке.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Щ]:
— губки в легкой улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель;— по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя;
— горлышко «молчит».
Символ звука: дворник подметает улицу: ЩЩЩ... (см. цветную
вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает воздуху
преграду), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
З а д а н и е 3. Фонетическое упражнение.
Масло шипит на сковородке, когда жарят картошку: ЩЩЩ...
(длительное произнесение звука).
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Щ]»:
щ, п, к, щ...; ща, пы, щу...; ащ, ощ, уп...; щавель, щетка, корова,
ящик, молоток, лещ...
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
щаащ, щу..., ущщу, ищ ...
Повторить за взрослым серию слогов:
щащещущи, щищущеща..., ащощущищ, ищащущощ...
З а д а н и е 6. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке, разделить
словоотгадку на слоги, произнести слово по звукам.
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
З а д а н и е 7. Взрослый предлагает ребенку:
— закончить слово одинаковым звуком [Щ]:
товари..., кле..., бор..., пла..., ве...
— закончить слово одинаковым слогом ЩЕ:
зимови..., сокрови..., удили..., хранили..., полотни..., дожди...,
голени...
З а д а н и е 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в
названии которых есть звук [Щ], определить место звука в словах (при
затруднении использовать карточку и зеленый кружок).З а д а н и е 9. Дидактическое упражнение «Кто это?» (упражнение в
словообразовании). Взрослый просит ребенка назвать слово, обратить
внимание на появление в нем звука [Щ], разделить слово на слоги. Составить с
каждым словом предложение, используя знакомые предлоги.
Играет на барабане — барабанщик, танцует на сцене — ..., кроит
одежду — ..., упаковывает товары — ..., работает на кране — ...,
убирает помещение — ..., регулирует уличное движение — ...,
делает кровлю — ..., пилит дрова — ...
З а д а н и е 10. Подобрать слова со звуком [Щ] по заданию: звук [Щ]
стоит в начале, в конце и в середине слова.
Назвать лишнее слово в ряду (по месту расположения звука [Щ] в
слове):
щука, щавель, товарищ, щетка; товарищ, ящик, плащ, вещь.
З а д а н и е 11. Заменить первый звук в слове на звук [Щ]. Какие слова
получились? Составить с каждой парой слов предложения:
кепка — щепка, мука — ..., кит — ..., река — ..., венок — ...,
полка — ...
З а д а н и е 12. Взрослый проговаривает слово целиком, а ребенок
называет количество звуков в нем, затем произносит все слово по звукам,
называет первый и последний звуки в слове, а также звуки, стоящие в
середине:
щи, ищи, щит, щука.
З а д а н и е 13. Выучить чистоговорки и скороговорку:
Щащаща — ходит зайка без плаща.
Щущущу — я тебя ищу.
Щещеще — я в плаще.
Щищищи — мы ели щи.
Ащащащ — у меня плащ.
Ещещещ — у меня лещ.Ущущущ — вьется плющ.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
З а д а н и е 14. В предложениях найти слова со звуком [Щ]. Сколько
слов в каждом предложении? Нарисовать схему каждого предложения. Каким
по счету стоит слово со звуком [Щ] в предложении? Например: Щенок спит.
ёёё124
Щука плавает. Барабанщик барабанит. Щенок ел мясо. Коля
поймал щуку. Уборщик убирает мусор.
З а д а н и е 15. Знакомство с буквой Щ.
Щ — это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткойколючкой.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Щ?
Игры с буквой.
З а д а н и е 16. Самостоятельный звукослоговой анализ слов:
щи, щит, ищи, щука, щуки.
Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений; чтение,
списывание, письмо под диктовку и по памяти печатными буквами:
Вот Дима. У Димы щука. Вот вода. В воде щука.