Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки в употреблении времен глагола.
2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] — [Щ].
3. Учить производить позиционный звуковой анализ слов без наглядной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить преобразовывать слова.
5. Продолжать учить анализировать и составлять схемы простых предложений без предлога.
Домашнее задание № 38. Звуки [Ч] — [Щ]
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить
и исправлять ошибки в употреблении времен глагола.
2. Учить слухопроизносительной дифференциации звуков [Ч] — [Щ].
3. Учить производить позиционный звуковой анализ слов без наглядной
опоры, совершенствовать навыки аналитикосинтетической деятельности.
4. Учить преобразовывать слова.
5. Продолжать учить анализировать и составлять схемы простых
предложений без предлога.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый
читает предложение, а ребенок слушает внимательно, исправляет допущенные
ошибки и произносит предложение правильно.
Мальчик вчера будет читать книгу. Иван Иванович в детстве
будет маленького роста. Все старики когдато будут молодыми.
Раньше он будет трусливым, а теперь смелый. Ты придешь вчера?
Ты был там завтра?
З а д а н и е 2. Дифференциация звуков [Ч] — [Щ].
Назвать одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]):
мяч, грач, обруч; лещ, плащ, хвощ.
Сравнить артикуляцию звуков [Ч] и [Щ] (найти общее и различие,
обратив внимание на характер воздушной струи), вспомнить характеристику
звуков [Ч] и [Щ], их обозначение.
З а д а н и е 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Щ]»:
щ, ч, ч, щ...; ча, ща, щу, чу, ...; ач, ощ...; чайник, щенок, ящик,
очки...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:чаща, чо...; ачащ, уч ...
Повторить за взрослым слоговой ряд:
чащаща, щачача, чащача, щачача, щащаща, чачаща.
З а д а н и е 4. Закончить слово нужным звуком ([Ч] — [Щ]), составить с
каждым словом предложения:
товари..., кле..., труба..., обру..., клю..., ово..., мя...
Закончить слова нужным логом:
ЧА (ЩА): ту — ..., ро — ..., пи — ..., гу — ..., ку — ..., да — ...;
ЧИ (ЩИ): клю — ..., пла — ..., ку — ..., мя — ..., шло — ..., ово
— ...
З а д а н и е 5. Заменить звук [Ч] на звук [Щ] в словах. Какие слова
получились? Составить предложения с каждой парой слов:
плач — плащ, челка — ...
Изменить слова по образцу, обратить внимание на появление звуков [Ч]
и [Щ] в новых словах, определить место звуков [Ч] и [Щ] в словах, разделить
их на слоги.
Жук — жучище, рак — ..., паук — ..., хомяк — ..., сундук — ...,
язык — ..., бык — ..., волк — ...
Рычать — рычащий, мычать — ..., ворчать — ..., молчать — ...,
звучать — ...
Щенок — щеночек, ящик — ..., щепка — ..., щука — ..., щека
— ..., щетка — ...
З а д а н и е 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков
[Ч] и [Щ]):
чайник, щука, человек, чудо; ящик, овощи, обручи, плащи.
Взрослый называет слово по звукам, а ребенок произносит все слово
целиком, затем — наоборот:
щука — [щ у к а]; [ч а ш к а] — чашка.
Взрослый задает вопросы: какой первый звук в слове, последний? Какойзвук стоит после звука [Ч] ([Щ]), перед звуком [Ч] ([Щ])? Каким по счету
стоит звук [Ч] ([Щ]) в слове?
З а д а н и е 7. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии
которых есть звук [Ч], и предметы, в названии которых есть звук [Щ].
Назвать как можно больше слов со звуками [Ч] и [Щ], определить место
звука в словах, разделить их на слоги.
Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [Ч] и [Щ] (см. темы № 35,
37).
Выучить скороговорку:
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
З а д а н и е 8. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки
[Ч] и [Щ].
Самостоятельный звукослоговой анализ слова чаща (объяснить
ребенку значение этого слова).
Преобразовать слова с помощью букв разрезной азбуки:
щука — щучка — щучки — щуки — щука.
Составить схемы предложений. Какое первое слово в предложении,
последнее? Какие слова стоят в середине предложения? Какое предложение
самое длинное?
Дима ловит щуку. Маша поймала щуку. Коля ловит удочкой
большую щуку.
Письмо слов под диктовку печатными буквами, чтение:
щука, щучка, щучки.