Домашнее задание № 44. Звуки [Р], [Р']; [Р] — [Р']. Буква Р

  • Работа с родителями
  • doc
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы. 2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [Р'], различать их на слух и в произношении. 3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. 4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов. 5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением согласных. 6. Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных.
Иконка файла материала Домашнее задание44.doc
Домашнее задание № 44. Звуки [Р], [Р']; [Р] — [Р']. Буква Р Коррекционно­развивающие задачи. 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико­грамматические конструкции, отвечать на вопросы. 2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [Р'], различать их на слух и в произношении. 3. Совершенствовать навыки аналитико­синтетической деятельности. 4.   Учить   ребенка   придумывать   предложения   с   определенным количеством слов. 5.   Учить   ребенка   анализировать   слова   без   стечения   и   со   стечением согласных. 6. Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных. З а д а н и е   1.   Дидактическое   упражнение   «Ответь,   что   я   сделал раньше?» Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что я сделал раньше?» Ребенок отвечает. Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракал. Я поздоровался, прежде чем начать разговор. З а д а н и е  2. Знакомство со звуком [Р]. Прослушать предложение (взрослый голосом выделяет звук [Р]). Какой звук в нем часто слышится? Барабанщик громко барабанит на барабане: та­ра­ра! Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Р]: — губки свободны; — зубки сближены, но не соприкасаются; —   кончик   языка   поднят   к   бугорочкам   за   верхними   зубками   ивибрирует; — посередине язычка идет теплая воздушная струя; — горлышко «работает». Символ звука: собака громко рычит: РРРРР... (см. цветную вклейку). Характеристика   звука:   согласный   (язычок   создает   преграду   воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. З а д а н и е  3. Фонетическое упражнение. Как   рычит   злая   собака?   РРРРР...   (звук   [Р]   произносится   громко, раскатисто). З а д а н и е   4.   Дидактическое   упражнение   «Хлопни   в   ладошки,   если услышишь звук [Р]»: р, б, ж, р...; ра, жа, бу, ры...; ар, ам, ур...; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан. З а д а н и е  5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ра­ар, ру­... ар­ра, ур­... Повторить за взрослым серию слогов: ра­ро­ру­ры...,   ар­ор­ур­ир...,   бра­бро­бру­бры...,   абр­обр­убр­ ибр... З а д а н и е   6. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р], по заданию: звук [Р] стоит в начале слова, в середине, в конце слова. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в нем, найти знакомый предлог. З а д а н и е  7. Взрослый называет ряд слов сложной структуры со звуком [Р],   а   ребенок   должен   внимательно   послушать   и   повторить   эти   слова. Необходимо объяснить ребенку значение незнакомых ему слов. Определить количество и место звуков [Р] в этих словах: прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор. З а д а н и е   8. Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его  по  звукам,  определяя  количество   звуков в  слове,  количество   гласных,согласных   и   «соседей»   определенного   звука   (например,   рак,   рот,   крот, дружба). З а д а н и е   9.   Вспомнить   как   можно   больше   слов   со   звуком   [Р]   по заданному первому слогу: РА: ­кушка, ­ма...; РО: ­за, ­ща...; РУ: ­ка, ­чей...; РЫ: ­ба, ­бак... З а д а н и е   10.   Взрослый   произносит   пару   слов   и   просит   ребенка разделить   их   на   слоги,   а   затем   сравнить   эти   слова   (каким   слогом   они отличаются?): ру­ка,  ру­баш­ка;  ко­ра, ко­яу­ра; муш­ка,  кор­муш­ка;  мош­ка, гар­мош­ка. З а д а н и е  11. Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились? Крошка — кошка, тропка — ..., краска — ... З а д а н и е  12. Выучить чистоговорки: Ра­ра­ра — высокая гора. Ры­ры­ры — летят комары. Ру­ру­ру — начинаем мы игру. Ро­ро­ро — новое перо. Ар­ар­ар — летит комар. Ор­ор­ор — у Ромы топор. Ур­ур­ур — не гоняй кур. Ир­ир­ир — мы за мир. Арка­арка — у Ромы марка. Орка­орка — крутая горка. Урка­урка — кошка Мурка. Ирка­ирка — у Иры дырка. З а д а н и е  13. Знакомство со звуком [Р']. Повторить за взрослым ряд слов. Какой одинаковый последний звук во всех этих словах: якорь, угорь, фонарь, букварь? Символ   звука:  маленький   щенок   рычит:   рьрьрь...  (см.   цветнуювклейку).   Характеристика   звука   [Р']:   согласный,   мягкий,   звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. З а д а н и е   14.   Дидактическое   упражнение   «Хлопни   в   ладошки,   если услышишь звук [Р']»: рь, мь, рь, дь...; ря, мя, бю, ри...; арь, амь, омь, урь...; Рита, рис, кошка, крепко, букварь, домик... З а д а н и е   15.   Дидактическое   упражнение   «Назови   профессию» (взрослый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим по смыслу словом). В аптеке работает... аптекарь. В колокола звонит... звонарь. Траву косит...   косарь.   Землю   пашет...   пахарь.   Хлеб   печет...   пекарь. Директору помогает... секретарь. В каких словах встречается два звука [Р']? Где он стоит в слове? З а д а н и е  16. После первого звука в словах произнести звук [Р']. Какие слова получились? Битва — бритва, тюк — ..., тяпка — ..., пятки — ... З а д а н и е  17. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р'], по заданию: звук [Р'] стоит в начале, в середине и в конце   слова.   Разделить   слова   на   слоги,   составить   с   каждым   словом предложение,   сосчитать   количество   слов   в   этих   предложениях,   найти предлоги. З а д а н и е  18. Выучить чистоговорки: Ря­ря­ря — синие моря. Ре­ре­ре — санки на горе. Рю­рю­рю — репу я варю. Ри­ри­ри — горят фонари. Арь­арь­арь — у меня букварь. Орь­орь­орь — у Сережи корь. Ирь­ирь­ирь — у меня снегирь.Ерь­ерь­ерь — скрипит дверь. З а д а н и е  19. Дифференциация звуков [Р] — [Р'].  Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ра­ря, ру­...; ры­ри, ру­...; ар­арь, ур­...; урь­ур, ирь­...  Повторить за взрослым серию слогов: ра­ра­ря, ря­ря­ра, ра­ря­ра, ря­ра­ря, ря­ра­ра, ра­ря­ря... Закончить слово нужным звуком ([Р] — [Р']): топо..., фона..., забо..., буква... З а д а н и е  20. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Течет, течет, не вытечет, Бежит, бежит, не выбежит. (Речка) Крашеное коромысло Над рекой повисло. (Радуга) Новая посудина, а вся в дырках. (Решето) Кто ни прикасается — За того цепляется. (Репейник) Под водой живет, Ходит задом наперед. (Рак) Зубов много, а ничего не ест. (Расческа) Вспомнить   отгадки.   Какие   слова   состояли   из   одного,   двух   и   трех слогов? Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Р] и [Р']): корова, дорога, гречка, топоры; забор, топор, якорь, торт. З а д а н и е   21. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Роме и Рите» (подобрать как можно больше слов со звуками [Р] и [Р']). Заменить   звук   [Р]   на   звук   [Р']   в   словах.   Какие   слова   получились? Придумать с этими словами предложения: рад — ряд, ров — ..., пар — ..., хор — ..., удар — ... Придумать   предложения   про   Риту   и   Рому   по   заданию:   предложениесостоит из двух, трех или четырех слов. Назвать предлоги. Например: Рома спит. Рома крепко спит. Рома спит на кровати. Выучить скороговорки: Как на горке, на пригорке Сидят тридцать три Егорки: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Курьера курьер Обгоняет в карьер. З а д а н и е  22. Знакомство с буквой Р. Буква Р — рука в кармане, Буква Р — подарок маме. О. Гофман На что еще похожа буква Р?  Игры с буквой. З а д а н и е   23. Звуко­слоговой  анализ слов, составление схем слов из кружков; списывание с образца, чтение слов, письмо печатными буквами под диктовку: ручка, рубаха, радуга, рис, репка, букварь. Анализ и сравнение слов. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение: хор — хорь, удар — ударь... Анализ   предложений,   составление   схем,   запись   под   диктовку печатными буквами, чтение: У Ромы репка. У Риты ручка.