Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.
2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [Р'], различать их на слух и в произношении.
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов.
5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением согласных.
6. Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных.
Домашнее задание № 44. Звуки [Р], [Р']; [Р] — [Р']. Буква Р
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать
логикограмматические конструкции, отвечать на вопросы.
2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [Р'], различать их на слух
и в произношении.
3. Совершенствовать навыки аналитикосинтетической деятельности.
4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным
количеством слов.
5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением
согласных.
6. Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для
обозначения мягкости согласных.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделал
раньше?» Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что
я сделал раньше?» Ребенок отвечает.
Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после
того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я
позавтракал. Я поздоровался, прежде чем начать разговор.
З а д а н и е 2. Знакомство со звуком [Р].
Прослушать предложение (взрослый голосом выделяет звук [Р]). Какой
звук в нем часто слышится?
Барабанщик громко барабанит на барабане: тарара!
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Р]:
— губки свободны;
— зубки сближены, но не соприкасаются;
— кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками ивибрирует;
— посередине язычка идет теплая воздушная струя;
— горлышко «работает».
Символ звука: собака громко рычит: РРРРР... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху),
твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 3. Фонетическое упражнение.
Как рычит злая собака? РРРРР... (звук [Р] произносится громко,
раскатисто).
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Р]»:
р, б, ж, р...; ра, жа, бу, ры...; ар, ам, ур...; рак, мороз, кошка, ежик,
игры, топор, чемодан.
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
раар, ру... арра, ур...
Повторить за взрослым серию слогов:
рароруры..., арорурир..., брабробрубры..., абробрубр
ибр...
З а д а н и е 6. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии
которых есть звук [Р], по заданию: звук [Р] стоит в начале слова, в середине, в
конце слова. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать количество
слов в нем, найти знакомый предлог.
З а д а н и е 7. Взрослый называет ряд слов сложной структуры со звуком
[Р], а ребенок должен внимательно послушать и повторить эти слова.
Необходимо объяснить ребенку значение незнакомых ему слов. Определить
количество и место звуков [Р] в этих словах:
прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор.
З а д а н и е 8. Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит
его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных,согласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот,
дружба).
З а д а н и е 9. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Р] по
заданному первому слогу:
РА: кушка, ма...; РО: за, ща...; РУ: ка, чей...; РЫ: ба, бак...
З а д а н и е 10. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка
разделить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они
отличаются?):
рука, рубашка; кора, кояура; мушка, кормушка; мошка,
гармошка.
З а д а н и е 11. Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились?
Крошка — кошка, тропка — ..., краска — ...
З а д а н и е 12. Выучить чистоговорки:
Рарара — высокая гора.
Рырыры — летят комары.
Руруру — начинаем мы игру.
Ророро — новое перо.
Арарар — летит комар.
Оророр — у Ромы топор.
Урурур — не гоняй кур.
Иририр — мы за мир.
Аркаарка — у Ромы марка.
Оркаорка — крутая горка.
Уркаурка — кошка Мурка.
Иркаирка — у Иры дырка.
З а д а н и е 13. Знакомство со звуком [Р'].
Повторить за взрослым ряд слов. Какой одинаковый последний звук во
всех этих словах: якорь, угорь, фонарь, букварь?
Символ звука: маленький щенок рычит: рьрьрь... (см. цветнуювклейку). Характеристика звука [Р']: согласный, мягкий, звонкий.
Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Р']»:
рь, мь, рь, дь...; ря, мя, бю, ри...; арь, амь, омь, урь...; Рита, рис,
кошка, крепко, букварь, домик...
З а д а н и е 15. Дидактическое упражнение «Назови профессию»
(взрослый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим
по смыслу словом).
В аптеке работает... аптекарь. В колокола звонит... звонарь. Траву
косит... косарь. Землю пашет... пахарь. Хлеб печет... пекарь.
Директору помогает... секретарь.
В каких словах встречается два звука [Р']? Где он стоит в слове?
З а д а н и е 16. После первого звука в словах произнести звук [Р']. Какие
слова получились?
Битва — бритва, тюк — ..., тяпка — ..., пятки — ...
З а д а н и е 17. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии
которых есть звук [Р'], по заданию: звук [Р'] стоит в начале, в середине и в
конце слова. Разделить слова на слоги, составить с каждым словом
предложение, сосчитать количество слов в этих предложениях, найти
предлоги.
З а д а н и е 18. Выучить чистоговорки:
Ряряря — синие моря.
Ререре — санки на горе.
Рюрюрю — репу я варю.
Ририри — горят фонари.
Арьарьарь — у меня букварь.
Орьорьорь — у Сережи корь.
Ирьирьирь — у меня снегирь.Ерьерьерь — скрипит дверь.
З а д а н и е 19. Дифференциация звуков [Р] — [Р'].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
раря, ру...; рыри, ру...; арарь, ур...; урьур, ирь...
Повторить за взрослым серию слогов:
рараря, ряряра, раряра, ряраря, рярара, раряря...
Закончить слово нужным звуком ([Р] — [Р']):
топо..., фона..., забо..., буква...
З а д а н и е 20. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
Кто ни прикасается —
За того цепляется. (Репейник)
Под водой живет,
Ходит задом наперед. (Рак)
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
Вспомнить отгадки. Какие слова состояли из одного, двух и трех
слогов?
Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Р] и [Р']):
корова, дорога, гречка, топоры; забор, топор, якорь, торт.
З а д а н и е 21. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Роме и
Рите» (подобрать как можно больше слов со звуками [Р] и [Р']).
Заменить звук [Р] на звук [Р'] в словах. Какие слова получились?
Придумать с этими словами предложения:
рад — ряд, ров — ..., пар — ..., хор — ..., удар — ...
Придумать предложения про Риту и Рому по заданию: предложениесостоит из двух, трех или четырех слов. Назвать предлоги. Например: Рома
спит. Рома крепко спит. Рома спит на кровати.
Выучить скороговорки:
Как на горке, на пригорке
Сидят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Курьера курьер
Обгоняет в карьер.
З а д а н и е 22. Знакомство с буквой Р.
Буква Р — рука в кармане,
Буква Р — подарок маме.
О. Гофман
На что еще похожа буква Р?
Игры с буквой.
З а д а н и е 23. Звукослоговой анализ слов, составление схем слов из
кружков; списывание с образца, чтение слов, письмо печатными буквами под
диктовку:
ручка, рубаха, радуга, рис, репка, букварь.
Анализ и сравнение слов. Составление слов из букв разрезной азбуки,
чтение:
хор — хорь, удар — ударь...
Анализ предложений, составление схем, запись под диктовку
печатными буквами, чтение:
У Ромы репка. У Риты ручка.