Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.
2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л] — [Р], [Л'] — [Р'].
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить анализировать и преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки.
5. Продолжать учить ребенка произносить слова сложной звуко-слоговой структуры (изолированно и в контексте предложения).
6. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов, а также с заданными словами: существительным и предлогом.
Домашнее задание № 45. Звуки [Л] — [Р], [Л'] — [Р']
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать
логикограмматические конструкции, отвечать на вопросы.
2. Учить слухопроизносительной дифференциации звуков [Л] — [Р],
[Л'] — [Р'].
3. Совершенствовать навыки аналитикосинтетической деятельности.
4. Учить анализировать и преобразовывать слова с помощью букв
разрезной азбуки.
5. Продолжать учить ребенка произносить слова сложной звуко
слоговой структуры (изолированно и в контексте предложения).
6. Учить ребенка придумывать предложения с определенным
количеством слов, а также с заданными словами: существительным и
предлогом.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Покажи на картинке».
Взрослый показывает ребенку картинки, на которых изображены мама и
дочка; хозяин и собака. Затем просит ребенка ответить на вопросы.
Где собака хозяина? Где хозяин собаки? Где мамина дочка? Где дочкина
мама? Где мама дочки? Где дочка мамы?
З а д а н и е 2. Дифференциация звуков [Л] — [Р].
Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук во
всех словах ([Л], [Р]):
лук, лопата, лампа, ласточка, лужа; рак, рыба, ручка, радуга, роза.
Сравнить артикуляцию звуков [Л] и [Р] (найти общее и различие,
обратив внимание на положение языка), вспомнить характеристику звуков [Л]
и [Р], обозначение.
З а д а н и е 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Р]»:р, л, л, р...; ра, ла, ло, ру...; ар, ал, ол, ур...; рак, ложка, пол,
корова, комар, укол...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
рала, ро...; арал, ур...
Повторить за взрослым серию слогов:
рарала, лалара, ралала, ларара, ралара, ларала.
Закончить слово нужным слогом:
ЛЫ (РЫ): шко..., ков..., шку..., коз..., ска..., забо...
Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились?
Составить предложения с каждым словом.
Лак — рак, лов — ..., ложки — ..., лама — ..., Лука — ..., бал
— ..., дал — ..., жал — ..., мил — ..., игла — ..., блошка — ..., ложь
— ..., жил — ..., свалка — ...
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Л] и [Р]):
колобок, коробок, потолок, молоток; ворона, дорога, колбаса,
корова.
З а д а н и е 4. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии
которых есть звук [Л], и предметы, в названии которых есть звук [Р],
определить место этих звуков в словах, разделить их на слоги, составить с
каждым словом предложение, используя определенный предлог, например,
на, в и т.д. (Корова пасется на лугу. Белка живет в лесу.) Сосчитать
количество слов в предложении, назвать, каким по счету в этом предложении
стоит предлог.
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [Л] и [Р] (см. темы №43, 44).
З а д а н и е 5. Дифференциация звуков [Л'] — [Р'].
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Л'] и [Р']),
объяснить свое решение:
репка, речка, лента, рейка; Рита, Лена, Лева, Леша.
Сравнить артикуляцию звуков [Л'] и [Р'], найти общее и различие,вспомнить обозначение звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[Л']»:
ль, рь, рь, ль...; ля, ря, ри, ли...; аль, арь, орь, оль...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ляря, ли...; альарь, оль ...
Повторить за взрослым слоговой ряд:
ляляря, ряряля, ряляля, ляряря, ляряля, ряляря.
З а д а н и е 6. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии
которых есть звук [Л'], и предметы, в названии которых есть звук [Р'],
определить место звуков [Л'] и [Р'] в словах, разделить слова на слоги,
составить с каждым словом предложение, используя заданный предлог. Каким
по счету стоит предлог в предложении?
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [Л'] и [Р'] (см. темы №43,
44).
З а д а н и е 7. Дифференциация звуков [Л] — [Р], [Л'] — [Р'].
Дидактическое упражнение «Подари подарки Рите, Роме, Лене и Луше»
(вспомнить слова со звуками [Л], [Л'], [Р] и [Р']).
Повторить за взрослым слова сложной звукослоговой структуры,
разделить их на слоги, составить с каждым словом предложение, используя
знакомые предлоги:
корабль, карамель, леопард, лекарство, верблюд, лагерь, ларек,
зеркало, спортзал, календарь, кораблекрушение, электричество,
треугольник, карусель.
Выучить скороговорки.
Карл у Клары украл кораллы.
Клара у Карла украла кларнет.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали,
Да не вылавировали.Свинья тупорыла, носом землю рыла,
Рыла, рыла, да весь двор перерыла.
З а д а н и е 8. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки
[Л], [Л'] и [Р], [Р'].
Взрослый произносит слова со звуками [Л], [Л'], [Р], [Р'], а ребенок
поднимает соответствующую букву:
лук, рама, лента, рис.
З а д а н и е 9. Звукобуквенный анализ слов, составление схем из
кружков, списывание с образца, чтение, письмо под диктовку:
крыло, Лариса.
Совместно со взрослым преобразование слов с помощью букв разрезной
азбуки:
игла — игра, иглы — игры, лак — рак, лама — рама, жил — жир.
Придумывание различных предложений, составление схем этих
предложений, определение места предлога в них.