Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т. е. в повседневной жизни.
Подготовительная группа
Тема «Лиственные деревья. Грибы»
Октябрь
(4я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребенку лиственные
деревья — березу, клен, липу, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотреть,
какие у этих деревьев стволы, ветки, листья;
научить различать их;
показать плоды этих деревьев;
обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью;
найти в природе листья деревьев разного цвета;
научить ребенка видеть в природе красивое, поговорить об этом.
Задание 2. Родителям рекомендуется:
пойти с ребенком в лес за грибами и показать ему съедобные грибы: белые,
маслята, опята, лисички, подберезовики, подосиновики и несъедобные:
поганки, мухоморы;
рассмотреть с ребенком ножку и шляпку гриба, обратить внимание на
строение и окраску шляпки;
рассказать ребенку, где растут грибы, указать особые приметы этих мест
(если вы не сможете побывать в лесу, купите грибы на рынке);
вместе с ребенком почистите их и расскажите о том, что грибы можно жарить,
солить, мариновать и варить.
Задание 3. Отгадать загадку (выучить по выбору).
© Падают с ветки золотые монетки.
(Листья)
© На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках. (Береза)
© Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
© Кудри в речку опустила и о чемто загрустила,
А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)
© Я из крошкибочки вылез, корешки пустил и вырос,
Стал высок и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
© В этот гладкий коробок бронзового цвета Спрятан маленький дубок
будущего лета. (Желудь)
© Стоит Антошка на одной ножке, Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
Задание 4. Выучить стихотворение (по выбору).
Грибы
Мы идем дорожками, мы идем тропинками,
Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы
И пенек с опенками под рябиной тонкою.Крепкий подберезовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.
Вопрос. Про какие грибы говорится в стихотворении?
Листопад
Опавший листвы разговор еле слышен:
«Мы с кленов, мы с яблонь, мы с вязов, мы с вишен,
С осины, с черемухи, с дуба, с березы...»
Везде листопад — на пороге морозы!
Задание 5. Объяснить ребенку значение слова листопад.
Задание 6. Ответить на вопрос: «Чем отличается дерево от кустарника?»
Задание 7. Дидактическая игра «Назови лист» (образование относительных
прилагательных): лист березы — березовый, лист клена — ..., лист осины
— ..., лист липы — ..., лист рябины — ... .
Задание 8. Подобрать родственные слова: лист — листок, листочек,
лиственный, лиственница, листопад; гриб — грибок, грибной, грибник,
грибница.
Задание 9. Подобрать действия к предмету: листья — вянут, осыпаются,
шуршат, шелестят, падают.
Задание 10. Вставить в предложение пропущенный предлог в, на, под.
Березовый лист упал ... землю. Лена увидела ... корзине желтый березовый
лист. ... корзиной лежал красивый маленький лист клена.
Задание 11. Ответить на вопрос: Какой гриб растет под березой? под осиной?
(Объяснить ребенку, почему так назван гриб: подберезовик, подосиновик.)
Задание 12. Во время прогулки найти листья разных деревьев, определить, с
какого они дерева, найти одинаковые листья (по цвету, по форме).
Задание 13. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
© Взрослый раскладывает перед ребенком различные грибы (натуральные или
нарисованные), описывает их внешний вид, а ребенок их называет: «Растут
возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками». (Опята)
© Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает взрослому его
узнать.
Задание 14. Пересчет грибов, деревьев, листьев (согласование числительных с
существительными): один мухомор, два мухомора ... пять мухоморов; одна
сыроежка, две сыроежки ... пять сыроежек. , ,
Задание 15. Вылепить из пластилина грибы.
Задание 16. Выложить фигурку из спичек по образцу.
В лес с корзинкой я пошел, у пенька грибок нашел.
Задание 17. Дидактическая игра «Съедобный — несъедобный». (Взрослый
называет гриб, а ребенок отвечает, какой он.)
Задание 18. Обвести по контуру предварительно засушенные листья деревьев
и раскрасить их.