Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Старшая группа
Январь
Тема «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье»
(2я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
напомнить ребенку о том, какое сейчас время года;
обратить внимание на погоду (на улице холодно, идет снег, дует холодный
ветер, может быть метель);
рассказать ребенку о зимней одежде, головных уборах и обуви, об их
назначении;
обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество,
отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью;
во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди
зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и
шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи,
закройщицы;
в качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают
различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.
Задание 2. Назвать зимнюю одежду, обувь, головные уборы.
Задание 3. Сравнить зимнюю и летнюю (осеннюю) одежду, обувь и головные
уборы.
Задание 4. Отгадать загадки, прослушать стихотворение, выучить по выбору.
Рукавички новые, теплые, пуховые!
Мне их бабушка связала, подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки не озябнут ручки».
Две сестрички, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять — их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром — в школу, днем — домой. (Валенки)
Задание 5. Дидактическая игра «Сначала — потом» (составление
сложносочинен ных предложений с союзом а).
Сначала мы надеваем шубу, а потом — варежки. Сначала мы надеваем
рейтузы, а потом — ....
Сначала мы надеваем носки, а потом — ....Задание 6. Подобрать как можно больше признаков к существительному:
шуба (какая?) — теплая, пушистая, мягкая ...;
шапка (какая?) — ...;
валенки (какие?) — ... .
Задание 7. Ответить на вопросы.
Где продают одежду, ткани? Кто работает в магазине? Где шьют
одежду? Кто работает в ателье? Что делают с одеждой в ателье? в
магазине?
Задание 8. Дидактическая игра «Подбери слова» (винительный падеж).
Что вяжут? — Шапку, варежки, ...
Что шьют? — Пальто, платье, ...
Что надевают? — Пальто, свитер, ...
Что обувают? — Сапоги, валенки, ...
Что штопают? — Чулки, носки, ...
Что завязывают? — Шнурки, платок, ...
Задание 9. Дидактическая игра «Узнай по описанию». (Взрослый описывает
один из
предметов одежды когонибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и
кому принадлежит.)
Задание 10. Дидактическая игра «Из чего — какой?» (образование
относительных прилагательных):
из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый,
из шерсти — ..., из меха — ..., из пуха — ..., из резины — ... .
(По возможности следует познакомить ребенка с различными тканями и
материалами.)
Задание 11. Дидактическая игра «Магазин» (образование относительных
прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Покупатель. Что у вас есть из меха?
Продавец. Меховая шуба, меховые рукавицы, ... .
Покупатель. Что у вас есть из кожи?
Продавец. Кожаные перчатки, кожаные сапоги, ...
Покупатель. Что у вас есть из шерсти? шелка?
Задание 12. Дидактическая игра «Узнай материал на ощупь». (Взрослый
предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из
которого сделан предмет.)
Задание 13. Упражнение для пальчиков.Маша варежку надела: Сжать пальцы в кулачок.
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, Все пальцы разжать, кроме одного.
в свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: Разогнуть оставшийся согнутым
палец.
«Поглядитека, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь, Сжать пальцы в кулачок.
здравствуй, пальчик,
как живешь?»
Задание 14. Вырезать картинки с изображением зимней одежды, обуви,
головных уборов и вклеить в альбом.