Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Домашний театр кукол
Автор: Анисимов Андрей,
ученик 4 Д класса
МАОУ «СОШ №4»
г. Ялуторовска
Руководитель:
Ильина Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №4 г. Ялуторовска
г. Ялуторовск
2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….… 3
Глава 1.Теоретическая часть ……………………………………………………………..5
1.1. Из истории кукольного театра ……………………………………………….……..5
1.2. Театральные куклы …………………………………………………………………..6
1.3. Театральные ширмы………………………………………………………………….7
Глава II. Практическая часть………………………………………………………….….9
2.1. Куклы своими руками…………………………………………………………….….9
2.2. Ширма и декорации своими руками……………………………………………….9
2.3. Подготовка к постановке спектакля………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………….10
Список использованных источников информации……………………………………10
Приложение……………………………………………………………………………….11
Введение
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой.
Да, Вы, наверно, уже догадались, что в своем проекте мы бы хотели поговорить о театре. Это не случайно, ведь в России 2018 год объявлен годом театра. Свою проектно-исследовательскую работу мы решили назвать «Домашний театр кукол». В современном мире большее предпочтение отдаётся телевидению, компьютеру, всё меньше остаётся времени на общение друг с другом, даже в семье, порой, некогда заняться каким-то общим делом, не говоря уже о том, чтобы вместе сходить в кинотеатр, театр или на выставку. Выбранная тема, на наш взгляд, интересна и очень актуальна, так как в нашем городе нет своего кукольного театра, а артисты различных театров приезжают к нам крайне редко. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. И однажды, мы в семье подумали, что можно не только наблюдать за происходящим со стороны, но и самим участвовать в театральном действии. Ведь интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев. Проводя исследование, мы хотим призвать всех с почтением относиться к такому древнему искусству, как театр, стараться как можно больше проводить время в семье.
Цель проекта: создание домашнего кукольного театра.
Задачи:
1. Узнать об истории театра кукол.
2. Выяснить, какие бывают куклы?
3. Научиться мастерить куклы, сделать кукольный домик.
4. Показать театральную постановку.
Гипотеза:
Домашний кукольный театр – одно из средств сплочения семьи.
Объект исследования:
кукольный театр
Предмет исследования:
театральная кукла
Методы исследования:
1. Беседа.
2. Поиск информации в литературе, в сети Интернет.
3. Моделирование.
4. Эксперимент.
Практическая значимость
проведенного исследования заключается в том, что игра в домашний кукольный театр хороша тем, что в ней могут участвовать все члены семьи, и каждый может попробовать себя в разных амплуа: актер, режиссер, сценарист, изготовитель кукол, декоратор, зритель и т.д.
Глава I. Теоретическая часть
Все дети любят театр кукол! Но мы не осознаём до конца - что это такое? У каждого из нас в детстве, наверняка, есть свой кукольный театр. В нём нет ширмы, декораций, специально изготовленных кукол. Он существует просто в окружающем нас мире и в нашем воображении. Но как он богат и разнообразен! Вот в песочнице мальчишки воздвигают крепости, их крутые стены штурмуют солдатики. Девочки отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, вместе с ними смеются и плачут. С этих игр и начинается кукольный театр. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей.
Проектно-исследовательскую работу мы начали с посещения школьной библиотеки и городской библиотеки, дополнительно изучили источники, размещенные в сети Интернет: http://www.puppet.ru/?pageId=164 (История создания театра Образцова); http://rtkbak.ru/istoriya/13-rossiya (История кукольного театра в России) и другие. В ходе этой деятельности мы собрали важный материал как по истории возникновения кукольных театров в России, так и по технологии изготовления кукольных театров своими руками.
1.1.Из истории кукольного театра
До сих пор неизвестно точно, как и когда появилась идея кукольного театра, кто показал первый в истории кукольный спектакль. Одни исследователи считают, что театр кукол возник из детской игры. Другие придерживаются мнения, что истоком театра стали народные праздники, игры и обряды с их песнями, переодеваниями, участием масок и чучел животных. Некоторые говорят о происхождении театра из религии и ее обрядов, а кто-то это отрицает, доказывая, что театр возник еще до зарождения религии. Но, в любом случае, кукольный театр удивительно, почти магически воздействует на человека, особенно на ребенка.
Как часто в жизни мы произносим слова – «кукла», «ширма», «дергать за ниточку», «бездушная кукла». Что же такое кукольный театр?
Кукольный театр — одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временного искусства.
С древнейших времен многие народы мира сравнивали жизнь человека с марионеткой, которую дергают за ниточку.
Человека всегда волновало одно из удивительных свойств театра кукол - чудо, которое оживало прямо на глазах у зрителя. И с незапамятных времен это чудо – простая смена покоя движением стала окрашиваться тайной. Издавна была замечена и способность человека к фантазии. Именно поэтому на смену неподвижным изображениям богов пришли движущиеся фигурки, которых человек наделял особым отношением.
Это и стало началом театра кукол, его истоками.
Первый профессиональный российский кукольный театр был основан в Москве при Центральном доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. Его создатель и руководитель — народный артист СССР Герой Социалистического Труда Сергей Владимирович Образцов, который посвятил всю свою жизнь любимому искусству — искусству кукольного театра (Приложение 1).
Кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети. Появляется все больше кукольных самодеятельных коллективов при школах, центрах детского творчества. А традиция устраивать домашние кукольные представления зародилась в России еще в конце XVIII – начале XIX века.
Считается, что через домашний кукольный спектакль дети приобщаются к литературе, музыке, театру, развивается у них художественный вкус, образное мышление. Это не просто развлечение, полезная игра, заполняющая досуг – это способ воспитания, средство воздействия «на мысль, и сердце, и вкус» человека.
1.2. Театральные куклы
Существует множество видов кукол для театра: марионетки, тростевые, планшетные, ростовые куклы, куклы-перчатки и даже пальчиковые куклы.
Марионетка — это кукла на ниточках. Суставы у такой куклы подвижные, поэтому она может ходить и танцевать почти, как настоящая. Обычно их делают из дерева. Но, если пофантазировать, марионетку можно сделать из пенопласта, картона, консервных банок, пластиковых бутылок и даже спичечных коробков (Приложение 2).
Тростевые куклы - гораздо больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения и насыщать спектакль интересными трюками и находками (Приложение 3).
С планшетными куклами актер-кукловод работает на специальном устройстве, которое называется планшетом. В домашних условиях его заменит невысокий журнальный столик, завешенный тканью. Декорации располагаются прямо на столике, и здесь же разыгрывается спектакль. Специальные планшетные куклы имеют рукоятки, которые крепятся к голове и туловищу куклы. С их помощью актер и управляет куклой. В своей домашней постановке можно использовать большие мягкие игрушки, пришив к ним кожаные ремешки, куда можно будет вставить руку (Приложение 4).
Ростовая кукла отличается не только своими большими размерами от остальных театральных кукол, но и тем, что бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол, когда актёр-кукловод находится внутри объёмной ростовой куклы (Приложение 5).
Есть и куколки-малышки, которые одеваются на пальчики. Их легко сделать, свернув в трубочку бумагу, разрисовав красками или фломастерами и приклеив ушки, усики и другие необходимые детали. Можно таких кукол сшить или связать по размеру пальцев актёров-кукловодов. Существуют пальчиковые куклы, выполненные в виде напёрстков. Фигурки для пальчикового театра выполняются из разных материалов: дерева, керамики, ниток, ткани и даже бумаги. Фигурки, изображающие сказочных персонажей, надеваются на пальцы и с их помощью разыгрываются целые спектакли, при этом у ребенка развивается мелкая моторика кисти, что в свою очередь связано с развитием речи (Приложение 6).
Такие куколки просто незаменимы в дороге или длинной очереди, когда нужно чем-то развлечь малыша. Ну, а если куколок под рукой нет, можно просто разрисовать фломастером пальчики и показать веселый пальчиковый театр.
Бывают ещё куклы-перчатки, которые одеваются, словно перчатка, на руку артиста и управлять ими достаточно легко - стоит только сжать или разжать ладонь либо согнуть палец (Приложение 7). Для того, чтобы организовать домашний кукольный театр, такие игрушки можно купить. Они продаются и по отдельности, и целыми наборами, где есть все герои той или иной сказки. Но у покупных игрушек есть несколько недостатков. Во-первых, кукла-перчатка должна соответствовать ладошке маленького артиста, а покупные куклы, чаще всего, для нее слишком велики. Самое обидное, что мамина рука, напротив, туда не всегда влезет. Что уж говорить про огромную папину ладонь, если он тоже захочет поучаствовать в маленьком семейном спектакле? Во-вторых, покупные куклы лишены индивидуальности. В-третьих, кукол нужно много, а стоят они не дешево. В-четвертых, вы можете просто не найти в продаже нужного персонажа для своего спектакля. Поэтому, наравне с покупными игрушками, в домашнем спектакле будут с удовольствием участвовать и самодельные. Тем более, что сделать их не сложно.
1.3. Театральные ширмы.
Устройство «сцены» народного театра «петрушки» крайне примитивно. В процессе своего развития театр выбрал три типа своей «сцены». В большинстве случаев устраивалась она следующим образом: на ровном месте в землю вбиваются два шеста, между ними протягивается ткань, обычно цветная, и «сцена» готова. Второй тип сцены - наиболее распространенный - четырехрамная ширма. В балагане зрители обычно размещались на скамейках. Иногда зрители в балаган не впускались и смотрели на представление сквозь специально вырезанные оконца.
Для постановки домашнего кукольного театра использовалась ширма - небольшая перегородка. Ширмы бывают напольные и настольные.
Глава II. Практическая часть.
2.1. Куклы своими руками.
Куклы в России вошли в дома, где маленькие спектакли устраивались в семьях каждые выходные. В кукольных домашних представлениях дети сами сочиняли пьесы, придумывали и лепили кукол, шили костюмы, делали декорации. В каждом доме, каждому члену семьи находилось свое занятие и своя роль. С тех пор кукла прочно вошла в нашу жизнь и заняла свое достойное место.
Для первого спектакля выбрала одну из сказок для детей младшего возраста «Заюшкина избушка» Реализация нашего проекта началась с открытия творческой мастерской по созданию театральных кукол, изготовленных с использованием различных техник. Они были объемными. Для их изготовления потребовалось немало времени и материала.
2.2. Ширма и декорации своими руками.
Прежде чем приступить к изготовлению декораций, мы определили по сценарию сказки, какая понадобится сценическая картина. Мы приступили к изготовлению декораций. Для разыгрывания спектакля, мы с папой и мамой сделали ширму. Для своего театра мы изготовили настольную ширму. Её основу сконструировали родители, а мы сделали ширму красивой при помощи ткани и липкой бумаги. Любой спектакль становится интереснее, красочнее, если он оформлен декорациями.
Подготовка кукол и репетиция спектакля такой сказки заняла много времени. Но мне нисколько не жалко потраченных трудов, важен был итог нашей семейной работы. Несомненно, это помогло заинтересовать мою сестренку, а быстрый результат положительно настроил их на дальнейшее продолжение наших совместных занятий.
2.3. Подготовка к постановке спектакля.
И вот все готово, а сколько подготовительной работы потребовалось для спектакля «Заюшкина избушка»: смастерить кукол, декорации, придумать музыкальное оформление. Ведь сюжет может быть окончательно решен только тогда, когда найдена музыка, которая отражает общую идею и слагается в цельный рисунок.
И начались репетиции представления. Было сложно отработать навыки движения куклы в глубине ширмы, навыки жестикуляции куклы.
Мы работали дружно, весело и с большим интересом, поэтому наш театр получился очень красивым, а представление понравилось всем нашим гостям, зрителям. Многие подходили и спрашивали, как мы сделали куклы, а мы с удовольствием делились своими знаниями и умениями.
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И сними светлый мир добра.
Заключение
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают.
Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол — особый вид театрального представления, в котором вместо актеров действуют куклы. Куклы в нашем театре, декорации и ширма - особенные, сделанные своими руками. А сделать сказку своими руками не так уж сложно. Для этого нужно лишь желание, немного терпения и ваша сказка станет былью. А совместное творчество поможет не только развить фантазию, но и даст возможность лучше узнать друг друга, разовьет чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело, сплотит семью.
Таким образом, считаем, что наша гипотеза подтвердилась, ведь целью работы можно считать не только создание домашнего кукольного театра, но и прекрасный повод для встреч, проявления творческих способностей и привлечения всех членов семьи для совместной деятельности.
На этом этапе наша работа завершена. Работу с театральными куклами мы решили продолжить. Следующий этап работы будет создание кукол для других детских сказок и выступление в детском саду.
Список использованных источников информации
1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М.
2. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.
3. Электронная Интернет-энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Греф А. «Техника театра кукол». Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г.
5. Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.
6. http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)
7. http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)
8. http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол).
Приложение
Приложение 1
Сергей Владимирович Образцов (1901 – 1992)
Приложение 2.
Кукла – марионетка
Приложение 3.
Тростевые куклы
Приложение 4.
Планшетные куклы
Приложение 5.
Ростовая кукла
Приложение 6
Куколки-малышки, которые одеваются на пальчики
Приложение 7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.