Домашняя работа по основам речевой деятельности
Оценка 4.8

Домашняя работа по основам речевой деятельности

Оценка 4.8
Домашняя работа
docx
28.04.2022
Домашняя работа по основам речевой деятельности
тема 1.docx

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ООО «ЗНАНИО»

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя работа по методическим основам развития речевой деятельности младших школьников

 

ТЕМА 1. Основные направления развития речи младших школьников

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Михайлова Анжела Романовна

МБОУ «Гатчинская СОШ №11»

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022 год

 

Содержание заданий

 

1.      Найдите в словарях/учебных пособиях  и  выпишите определение понятия «речевая деятельность» (не менее 5).

Толковый переводоведческий словарь

Речевая деятельность 1. Речь как процесс (в отличие от речи как произведения) выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др. 2. Язык как социальный продукт речевой способности, как сложение совокупности необходимых условий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой способности и с индивидуальным говорением, включающим так же слушателя как соучастника речевого акта. 3. Речь индивида, индивидуальная речь. 4. Система преимущественно речевых действий, направленных на достижение какой-либо цели. Перевод является одним из видов речевой деятельности наряду с письмом, чтением, говорением и слушанием. 5. Деятельность, осуществляемая преимущественно с помощью языка

Словарь лингвистических терминов

Речевая деятельность

Языковая способность (компетенция), речевое поведение говорящего

Часть общественной деятельности человека. Активное использование языка говорящим, речевая способность которого также активна и динамична.

Психолингвистика

Речевая деятельность – совокупность актов говорения и понимания. Является результатом перевода вовнутрь или интериоризации материальных действий. Представлена в форме отдельных речевых действий. Каждое речевое действие мотивировано, целенаправленно, структурно.

… Педагогическое речеведение

Речевая деятельность — вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С

Лингвистический энциклопедический словарь

Речевая деятельность — Речевая деятельность 1) один из трёх аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой»; «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания.

 

2. Заполните таблицу «Программные требования к развитию речи младших школьников» (для русского языка и литературного чтения отдельно):

Содержание работы по развитию речи

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучение нормам литературного языка

(правильное воспроизведение слова,

словосочетания, предложения)

-  различать предложение, словосочетание, слово;

-  устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

-  классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

-  определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

-  находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

-  выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

-  различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

-  выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность

разбора;

-  различать простые и сложные предложения.

 

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

 

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

 

 

Работа по обогащению словарного запаса, над изобразительными средствами языка

-  выявлять слова, значение которых требует уточнения;

-  определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

-  подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

-  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-  различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

-  выявлять слова, значение которых требует уточнения;

-  определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

-  подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

-  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-  различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

 

-  оценивать уместность использования слов в тексте;

 

-  оценивать уместность использования слов в тексте;

-  выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

 

Развитие связной речи

-  самостоятельно озаглавливать текст;

 

-  самостоятельно озаглавливать текст;

-  составлять план текста;

 

- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

-  выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

 

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

-  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

 

 

2.      Перечислите жанры каждого стиля речи. Проанализируйте учебник одного автора (по выбору) и определите, с какими жанрами осуществляется работа  в каждом классе.

Стиль речи

Жанр

Класс

1.      Научный

Научная статья,  монография, учебник, реферат, доклад

Все

2.      Публицистический

Очерк, статья, заметка, интервью, эссе

 

Начиная со 2 класса и до конца начальной школы

3.      Официально-деловой

Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, договор и др.)

-

4.      Художественный

Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение

 

Все

5.      Разговорный

Бытовая беседа, просьба, личное письмо, телефонный разговор, комплимент

 

Все

 

 

3.      Проанализируйте учебник одного автора (по выбору) и определите систему упражнений (в каждом классе), направленных на усвоение представлений о разговорном стиле:

2 класс. Литературное чтение 1 часть Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий

- анализ текста разговорного стиля с целью выявления его признаков;

1. Докажи, что это стихотворный текст

2. Докажи, что это сказка

3. Докажи, что это рассказ

- формирование речевых умений

1. Перескажи сказку от лица тетерева

2. Подходит ли к этой сказке пословица: «За добро добром платят»? Объясни свой ответ

- создание оригинального устного или письменного высказывания.

1. Разыграйте с другом диалог лисы и тетерева, как в театре

2. Сочини пыхтелку как у Винни-Пуха

3. Сочини загадку, запиши

 

5. Используя разработанную М.Н. Кожиной классификацию стилистических ошибок, заполните таблицу:

Вид стилистических ошибок

Перечень ошибок

Ошибки, связанные со слабым владением ресурсами русского языка

1) бедность словаря и фразеологии:

а) немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов: «Она любит свою работу и работает на заводе давно. Прихо­дит с работы усталая»;

б) плеоназмы и тавтология, которые делают речь бедной, однообразной, снижают ее выразитель­ность. Примеры тавтологии: «Лодки приближа­лись все ближе»; «Машины освобождают трудоем­кий труд рабочих». Плеоназмы: «Удар пришелся ему внезапно и неожиданно»; «Ведущий лидер в на­шем классе Сережа Нифонтов»; «Нашим войскам пришлось отступать назад»;

2) употребление штампов: «В своей комедии Грибоедов очень остро поставил целый ряд важнейших проблем того времени»; «Это они, герои-молодогвардейцы, отдали свою жизнь за светлое будущее всего человече­ства».

3) употребление слов-паразитов, которые особенно часты в устной речи, например: «Ну, пошли, значит, мы од­нажды в лес...»;

4) немотивированное употребление нелитературной лек­сики: просторечных слов, диалектизмов, например: «На Плюшкине было какое-то шмотье»; «В жаркие дни очень охота купаться»;

5) однообразие в построении предложений, в выборе конструкций;

6) отсутствие образных средств там, где они естественны и даже необходимы для раскрытия темы сочинения.

Ошибки, обнаруживающие неразвитость языкового стилистического чутья

1) погоня за красивостью (употребление экспрессивных средств, не мотивированное стилистически):

а) неоправданное использование определений-при­лагательных в целях достижения якобы речевой образности, выразительности; неумелый выбор этих определений (неуместных в данном контексте) либо их нагромождение, обращение к излишней по теме эмоциональности, гиперболизму и т.п.: «В наши веселые, радостные, счастливые дни детства запус­каются на другие планеты сложнейшие летательные аппараты»; «Памятный всем нам образ Высоцкого и задиристые, грохочущие, искрометные его песни не забудутся»

б) создание надуманных метафор, неудачных сравне­ний в стремлении к красивости: «А что за небо! Его серебристо-голубая лазурь, как добродушный гномик, улыбается нам веселой, искрящейся улыбкой»

2) смешение разностильной лексики, в частности немо­тивированное употребление разговорных и книжных слов: «Мы видим, что Андрей Болконский — человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня» (последнее слово в данном контексте неумест­но не только по смыслу, но и потому, что носит разго­ворный характер

3) неблагозвучие, которое создается:

а) скоплением гласных: «А у Андрея Болконского...»; «Не ее ему лучше было встретить...»;

б) скоплением шипящих: «Роман «Мать» — замеча­тельнейшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь, как они считали, борьбе за светлое будущее»;

в) употреблением рядом или повторением одинако­вых в звуковом отношении частей слов: «Не раз распространяли молодогвардейцы листовки»; «Доп­рос рослого парня продолжался».

Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей

1) злоупотребление канцеляризмами (лексикой и фра­зеологией делового стиля): «Не только в те годы, но и сейчас произведение «Война и мир» пользуется боль­шим спросом у населения» (здесь же и неудачный выбор слова);

2) злоупотребление специальными терминами в тексте не­научного характера.

Нарушение требований, связанных с широким контекстом

Сюда входят нарушения требований общей функцио­нально-стилевой целостности произведения, которая определяется темой сочинения, избранным аспектом ее раскрытия, характером заголовка. Так, в школе нередки случаи, когда тема сочинения, требующая эмоциональ­ного выражения своих впечатлений от прочитанного, воплощается в форме сухого пересказа сведений из учеб­ника, сюжетной линии произведения и т.п.

Например, в сочинении ученика X класса на тему «Мать и сын рядом. Это прекрасно!», вместо эмоцио­нального, глубоко прочувствованного рассказа об иде­альных отношениях между матерью и сыном, их не толь­ко кровном, но и духовном родстве, излагается история создания романа, затем поочередно показывается снача­ла жизнь Павла, а затем — Ниловны. В заключение сочи­нения учащийся пишет о значении романа «Мать».

 В результате оказалось, что сочинение написано не на тему, а его эмоциональный тон и стиль не отвечают заглавию.

К довольно распространенным ошибкам анализируемой груп­пы относятся и случаи обращения автора сочинения к патетике, неуместной по теме и общей стилистической атмосфере текста, к ложноторжественным восклицаниям, к не отличающейся языко­вым вкусом образности («красивостям»). Учащиеся средних школ слабо владеют типами речи, особенно рассуждением, недостаточ­но сведущи в особенностях жанров (знакомство с которыми пре­дусмотрено программой и рекомендуется методистами).

Если же говорить об элементарных речевых ошибках, упо­мянутых выше, то большую часть из них в речи школьников со­ставляют нарушения норм грамматики и лексики; возможность появления таких ошибок должна непременно учитываться в си­стеме методических приемов при изучении соответствующих тем.

 

6. Назовите основные признаки текста и структуру.

Текстом называют записанную речь, состоящую из предложений, которые объединены общей темой и структурными средствами связи.

Тема — это предмет (понятие или событие), которому посвящён текст; другими словами, это основное содержание описания, повествования или рассуждения, изложенного в тексте. Общая тема определяет смысловую связь предложений. Каждое из них соответствует ей, раскрывает её. Тему можно выразить в заголовке текста.

Смысловая структура текста обычно состоит из трёх частей: вступление (или зачин), основная часть, заключение. Вступление вводит в тему сообщения, основная часть её раскрывает, а заключение обобщает содержание, представляет выводы или отношение автора.

Тема этого текста — опыт, точнее, отношение к опыту, накопленному другими людьми, предшественниками. Первое предложение — это вступление, два последующих — основная часть, а последнее предложение — заключение. В нём автор выразил идею текста, т. е. замысел, ту мысль, для выражения которой и был сочинён текст. Какова эта идея? Опыт, накопленный предшественниками, бесценен: в нём сила человечества. Текст является связным, и предложения образуют собой единое целое потому, что содержат в себе структурные текстовые средства связи, основными из которых являются местоимения, лексические повторы, синонимы или синонимические выражения, однотипные синтаксические конструкции.

 

7. Какими основными признаками понятия «текст» должны овладеть младшие школьники?

Овладение понятием "текст" в начальной школе предполагает практическое усвоение учащимися основных признаков понятия:

·         1) текст состоит из двух или нескольких предложений;

·         2) текст имеет: тему и основную мысль; передающий их заголовок; четкую структуру (начало, основная часть, концовка);

·         3) предложения в тексте между собой связаны.

 

8. Какие текстовые умения должны быть сформированы у младших школьников?

М. С. Соловейчик предлагает упражнения, эффективные в отношении формирования текстовых умений. Среди них:

·         1) сбор "рассыпанного" материала (восстановление деформированного текста);

·         2) редактирование предложенного учителем плана, приведение его в соответствие с данным текстом;

·         3) редактирование текста с точки зрения последовательности изложения;

·         4) составление плана готового текста-образца (либо создаваемого учеником текста);

·         5) изменение плана готового текста (внесение другой логики в изложение событий);

·         6) конструирование текста из отдельных частей.

 

9. Дайте определение каждому коммуникативному качеству речи.

Качества хорошей речи называются коммуникативными качествами речи, т.е. такими качествами, которые обеспечивают человеку успешную коммуникацию, эффективное речевое взаимодействие.

Правильность речи - соответствие речи нормам литературного языка

Содержательность - информационная новизна и смысловая насыщенность речи

Логичность - непротиворечивость речи, отражение в ней общих законов мышления, воспроизведение информации в соответствии с логикой изложения

Точность - максимальное соответствие использованных в речи слов и выражений мысли говорящего (пишущего), недвусмысленность высказываний

Ясность - понятность, незатрудненное восприятие содержания речи слушающим (читающим)

Лаконичность - оптимальное использование языковых средств для выражения мысли, отсутствие в речи лишних элементов

Чистота речи - отсутствие в речи слов и оборотов речи, чуждых литературному языку по этическим и эстетическим основаниям

Богатство - разнообразие речи, которое обеспечивается индивидуальным запасом языковых средств (слов, устойчивых выражений, синтаксических моделей и т.п.)

Выразительность - совокупность особенностей речи, вызывающих интерес и поддерживающих устойчивое внимание у слушающих (читающих) за счет приемов специального речевого воздействия

Уместность - соответствие речи предмету речи, цели речевого взаимодействия и ситуации общения: составу слушателей, обстановке речи и т.п.

Коммуникативные качества речи — качества хорошей речи — это система ориентиров, которые помогают сделать речь лучше, эффективнее, совершеннее.

 

10. Классификация речевых, неречевых, грамматических ошибок и недочетов.

Классификация составлена на основе методического пособия: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения / 2-е изд. М.: Линка-Пресс, 1994. С. 172–184.

1. Грамматические ошибки: а) словообразовательные;

б) морфологические;

в) синтаксические.

2. Речевые ошибки и недочеты: 1) в словоупотреблении:

а) семантические;

б) стилистические;

2) в построении текста.

I. Грамматические ошибки – это отклонения от различных грамматических норм – словообразовательных, морфологических, синтаксических.

1. Словообразовательные ошибки.

«Комсомольцы –  освоители целины» (слово образовано по модели: покорить – покорительпобедить – победитель). «Хозяйка этих вещей очень растерчива» (использована модель: доверять – доверчивыйзабывать – забывчивый). «Пробывание на чужбине» (в качестве производящего слова использован глагол пробыл).

2. Морфологические ошибки.

Ошибки в формах имени существительного:

«В начале книги Павел показан простым мальчишком» (слово склоняется по образцу 2-го склонения, как мальчиком). «У меня много свободного время» (слово на -мя склоняется как обычное существительное среднего рода). «Зерно охраняли двое милиционер» (форма родительного падежа множественного числа отвлеченного существительного). «Таких настоящих дружб немного» (ненормативное образование формы множественного числа отвлеченного существительного).

Ошибки в формах имени прилагательного:

«Петя был послабже, чем его товарищ» (просторечная форма). «Последние две темы более уже по содержанию». «Мне бы хотелось более подробней и выразительней изложить свою мысль» (неправильно образована сложная форма сравнительной степени).

Ошибки в формах местоимений:

«Ихние привычки меня раздражали» (просторечная форма местоимения). «Я читала книгу с таким большим вниманием, что мне не хотелось от ее оторваться». «Он должен за ее бороться» (просторечная предложно-падежная форма личного местоимения 3-го лица без н).

Ошибки в формах глаголов:

«Судья ездиет на охоту». «Человек метается по комнате» (ненормативное образование формы настоящего времени от основы инфинитива, форма просторечная). «Татары хочут убить Жилина» (образование ненормативной формы разноспрягаемого глагола, вызванное стремлением выравнить основу слова). «Начиная работать, он всегда ложит инструмент поблизости». «Трава на полях пригинается к земле» (ненормативное образование формы несовершенного вида, вызванное стремлением выравнять основу несовершенного и совершенного вида: класть – положитьпригибаться – пригнуться). «Охотник оглядывался, ждя нападения барса». «Ехавши в автобусе, мы увидели дом с надписью «Кафе» (образование ненормативной формы деепричастия от глаголов, не образующих этой формы). «Охотник шел, озирая по сторонам». «Буду убираться в классе» (ненормативное образование форм возвратных и невозвратных глаголов с -ся и без -ся).

3. Синтаксические ошибки.

1) Ошибки в структуре словосочетания:

а) в связях управления:

«Запорожцы о чем-то смеются». «В свободное от уроков время я занимаюсь в баскетбол». «В воскресенье можно больше времени уделить на чтение книг». «Мальчик увлекается и хорошо знает физику»;

б) в связях согласования:

определения и определяемого слова: «Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные смертельной тоской». «Из прочитанного мной части романа мне понравился эпизод...»;

сказуемого с подлежащим: «Три дня, проведенные Мцыри на воле, была та жизнь, о которой он мечтал». «Молодежь самоотверженно работают на фабриках и заводах».

2) Ошибки в структуре предложения:

а) нарушение границ предложения: «Тимур хороший. Потому что он помогал мирным жителям». «Охотник заметил, что на лапе хищника капкан. И решил поймать его живым»;

б) ошибки в построении предложений с однородными членами:

объединение в качестве однородных элементов единиц разного языкового уровня – членов предложения и придаточных частей: «В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю». «В своем сочинении я хотела рассказать о героях-молодогвардейцах и чему учат нас их подвиги»;

неумелое употребление двойного союза для соединения однородных элементов: «Тема требует не только рассказать об одной какой-то книге, но ичто вообще интересного можно найти в других книгах»;

в) ошибки в построении предложений с обособленными членами:

употребление деепричастного оборота вне смысловой связи его с подлежащим: «На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги». «Жизнь должна быть показана в ней такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»;

разрыв причастного оборота определяемым словом: «Между записанными темами на доске разница невелика»;

г) ошибки в построении сложного предложения:

неумелый выбор союза или союзного слова: «Читая книгу, всегда узнаешь что-то новое, которое раньше не было известно» (вместо что). «Как я завидую тем, которые рыбачат (вместо что или кто)»;

употребление лишнего союза, т.е. использование союзного подчинения вместо бессоюзия: «Когда мы вошли в лес, вокруг все было бело, на ветвях деревьев лежал снежок»;

отрыв придаточного определительного от определяемого слова: «Одна из его картин висит перед нами, которая называется «Весна – большая вода»;

смешение прямой и косвенной речи: «Автор «Слова» упрекает русских князей в разорении земли русской, что вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую».

 

II. Речевые ошибки и недочеты – это неправильное или неудачное употребление языковых средств в речи.

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требования правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим: так сказать нельзя, это неправильно. Недочет – нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Недочет мы оцениваем с позиций «хуже или лучше» сказано или написано. Другими словами, недочет – это негрубая ошибка, шероховатость речи.

Все нарушения грамматических норм являются грамматическими ошибками; нарушения же норм функционирования языковых средств могут быть как речевыми ошибками (например, обратно в значении ‘опять’), так и речевыми недочетами (например, «Однажды охотник охотился на барса»).

Речевые ошибки можно было бы сгруппировать, как и грамматические ошибки, на том же структурном основании, учитывая, что любая языковая единица – слово, словосочетание или предложение, – будучи правильно образованной, может быть неправильно или неудачно употреблена в речи. Однако такая классификация не представляется удачной с точки зрения методики, так как работа по предупреждению и исправлению недочетов проводится не в связи с изучением строя языка, а при обучении связным высказываниям (сочинениям, изложениям). Чтобы заметить и исправить речевую ошибку, нужен контекст. Поэтому методически целесообразно сгруппировать речевые ошибки с учетом ведущих признаков текста – смысловой и стилистической целостности и формальной связности.

1. Ошибки и недочеты в словоупотреблении.

1) Семантические ошибки и недочеты – это нарушения требований точности словоупотребления:

а) недопонимание значения слова: «Троекуров был роскошный помещик». «Вошел Земляника, поддерживая шпагу». «На мальчике ободранная рубаха»;

б) нарушение лексической сочетаемости: «Книги расширяют мой кругозор на отдельные вещи». «Хотя я и не хочу пойти по стопам музыки, я все же люблю ее». «Мальчик сделал подвиг» (вместо совершил). «Гринев попал в несчастье» (вместо попал в беду). «Остапа поймали в плен» (вместовзяли). «Партизаны делали значительные потери фашистам» (вместо наносили);

в) плеоназм (употребление рядом или близко слов, в которых повторяется одно и то же значение): «Показался взрослый мужчина». «Мокрый дождь льет с утра». «Прогресс науки движется вперед»;

г) тавтология (употребление рядом или близко однокоренных слов): «На белоствольном стволе березы замечательно смотрятся черные пятнышки». «Множество преград преграждает ему путь».

2) Стилистические недочеты связаны с нарушением требования коммуникативной целесообразности высказывания. Стилистический недочет возникает вследствие выбора слова, не соответствующего по своей дополнительной (функциональной или экспрессивной) окраске условиям и задачам речи. Стилистические недочеты снижают выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, наиболее характерных для данного функционального стиля. Нарушение стилевого единства текста ослабляет его выразительность. К стилистическим недочетам относятся:

а) употребление слов иной стилевой окраски: «Земляника сплетничает о судье, хотя тот является его родственником». «Попечитель богоугодных заведений подмазывается к Хлестакову»;

б) неуместное употребление эмоционально-экспрессивной лексики: «На скамейке справа сидит мужчина. Он растопырил ноги и следит за мячом». «На мальчике майка, напяленная на рубашку». «Героем этой повести является Пугачев, главарь восставшего народа»;

в) неоправданное употребление просторечных и диалектных слов: «Взади стоит мальчик»;

г) употребление штампов: «Моим любимым героем является Сережа Брузжак. Сережа Брузжак – представитель первого поколения Ленинского комсомола. Вырос Сережа в семье железнодорожного рабочего, рано испытал бесправие, тяжелый труд и нищету. Сережа был представителем передовой части рабочей молодежи того времени…»;

д) смешение лексики разных исторических эпох: «На богатырях кольчуга, брюкиварежки».

2. Речевые недочеты в построении текста.

Текст – это не просто несколько предложений на одну тему, а цепь предложений, следующих друг за другом и связанных друг с другом. Каждое следующее предложение зависит от предыдущего (или предыдущих), и эта зависимость отражается на его строении, форме высказывания. Это проявляется в особом порядке слов, отличающемся от порядка слов в самостоятельном, отдельно взятом предложении, и в наличии тех или иных (лексических, морфологических, синтаксических) средств связи данного предложения с предыдущим контекстом. Существенным условием правильного строения текста является соблюдение логики развертывания мысли.

Основными недочетами в построении текста являются:

1) бедность и однообразие синтаксических конструкций: «Мальчик был одет просто. Он был одет в легкую курточку, подбитую цигейкой. На ногах у него были крохотные сапожки». «Тарас Бульба был народным героем. Он был выходцем из народа, сражался и умер за народ. Тарас Бульба был готов на любой подвиг»;

2) неудачное использование лексического повтора как средства связи: «В рассказе «Бежин луг» Иван Сергеевич любовно описывает природу, он наблюдает за природой. В его рассказе природа отражает внутренне состояние человека. Когда писатель заблудился, для него природа казалась хмурой»;

3) неудачное использование местоимений как средства связи предложений в тексте: «Мартын Павлович накинул на голову барса мешок. Он вмиг очутился на звере верхом». «В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан и барсенка, он отправился к ущелью. Он привязал барсенка к камню, а рядом поставил капкан. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он лежал на спине, а рядом с ним лежала перекушенная веревка»;

4) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм: «Он берет косу и шел на луг». «Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, то Гринев долго смотрел ему вслед». «Когда Жилин вылезает из сарая, к нему подбежала собака хозяина». «Когда Хлестаков поблагодарил, он отвечает: «Рад стараться!».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ООО «ЗНАНИО»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ООО «ЗНАНИО»

Содержание заданий 1.

Содержание заданий 1.

Содержание работы по развитию речи 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Содержание работы по развитию речи 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Развитие связной речи - самостоятельно озаглавливать текст; - самостоятельно озаглавливать текст; - составлять план текста; - сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты…

Развитие связной речи - самостоятельно озаглавливать текст; - самостоятельно озаглавливать текст; - составлять план текста; - сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты…

Подходит ли к этой сказке пословица: «За добро добром платят»?

Подходит ли к этой сказке пословица: «За добро добром платят»?

Ошибки, обнаруживающие неразвитость языкового стилистического чутья1) погоня за красивостью (употребление экспрессивных средств, не мотивированное стилистически): а) неоправданное использование определений-при­лагательных в целях достижения якобы речевой образности,…

Ошибки, обнаруживающие неразвитость языкового стилистического чутья1) погоня за красивостью (употребление экспрессивных средств, не мотивированное стилистически): а) неоправданное использование определений-при­лагательных в целях достижения якобы речевой образности,…

Болконского...»; «Не ее ему лучше было встретить

Болконского...»; «Не ее ему лучше было встретить

Нарушение требований, связанных с широким контекстом

Нарушение требований, связанных с широким контекстом

Смысловая структура текста обычно состоит из трёх частей: вступление (или зачин), основная часть, заключение

Смысловая структура текста обычно состоит из трёх частей: вступление (или зачин), основная часть, заключение

Дайте определение каждому коммуникативному качеству речи

Дайте определение каждому коммуникативному качеству речи

Речевые ошибки и недочеты: 1) в словоупотреблении: а) семантические; б) стилистические; 2) в построении текста

Речевые ошибки и недочеты: 1) в словоупотреблении: а) семантические; б) стилистические; 2) в построении текста

Начиная работать, он всегда ложит инструмент поблизости»

Начиная работать, он всегда ложит инструмент поблизости»

Между записанными темами на доске разница невелика»; г) ошибки в построении сложного предложения: неумелый выбор союза или союзного слова: «Читая книгу, всегда узнаешь что-то новое,…

Между записанными темами на доске разница невелика»; г) ошибки в построении сложного предложения: неумелый выбор союза или союзного слова: «Читая книгу, всегда узнаешь что-то новое,…

Ошибки и недочеты в словоупотреблении

Ошибки и недочеты в словоупотреблении

На богатырях кольчуга, брюки , варежки »

На богатырях кольчуга, брюки , варежки »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2022