ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ООО «ЗНАНИО»
Домашняя работа по психологии
Тема 4: Педагогическая психология
Выполнила:
Михайлова Анжела Романовна
МБОУ «Гатчинская СОШ №11»
Санкт-Петербург
2022 год
1) Назовите задачи педагогической психологии.
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний.
1. Проблема соотношения обучения и развития. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития.
2. Проблема соотношения обучения и воспитания. Другая проблема, которая теснейшим образом связана с предыдущей, - это проблема соотношения обучения и воспитания. Процессы обучения и воспитания в единстве своем представляют педагогический процесс, цель которого - образование, развитие и формирование личности. По сути своей, и тот и другой протекают при взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде.
3. Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Одной из важнейших в изучении развития детей является проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого ребенка сенситивного периода в его жизни. Под сенситивными периодами в психологии понимаются периоды онтогенетического развития, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, в возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию феноменального слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сенситивные периоды - периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики: процессов и свойств.
4. Проблема одаренности детей. Проблема одаренности в отечественной психологии более пристально стала изучаться только в последнее десятилетие. Под общей одаренностью понимается развитие общих способностей, определяющих диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов.
5. Проблема готовности детей к обучению в школе. Готовность детей к обучению в школе - это "совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению".
2) Дайте определение следующим понятиям психологии обучения «познание», «научение», «обучение», «учебная деятельность».
Познание – это комплексный, системно организованный процесс отражения и воспроизведения действительности в психике человека.
Познание является психологически комплексным, потому что в нем участвуют (в различных сочетаниях) все познавательные процессы, да и не только они. В познании задействованы ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Научение – это процесс устойчивого, отвечающего реальным жизненным обстоятельствам изменения внешней и внутренней деятельности (действий, навыков, операций, умений) и знаний (представлений, суждений, умозаключений, понятий). Научение – это результат предшествующей деятельности человека, несводимый к врожденным физиологическим механизмам и реакциям; изменение, преобразование того, что заложено от природы. Результат научения является самой значительной частью индивидуального опыта личности, который может быть получен и преобразован в течение всей жизни, в самых различных местах, ситуациях и обстоятельствах.
Обучением принято считать научение, лишенное случайности и стихийности. Это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности (внешней и внутренней).
Одним из наиболее известных вариантов целенаправленной разработки проблем деятельности учения может служить модель учебной деятельности, предложенная В. В. Давыдовым. Согласно авторской концепции, данная деятельность направлена на усвоение теоретических понятий и общих способов умственных действий. Учебная деятельность включает четыре компонента:
1. Учебная ситуация (учебная задача), в которую входят мотив усвоения знаний, наличие объективной проблемы и субъективное принятие ее учащимися, а также усвоение ими общего способа решения задач данного класса. Это не традиционные частные школьные задачи, а их обобщенный вариант по типу класса задач, например, построенных на усвоении формулы вычисления величины расстояния как произведения времени на скорость движения.
2. Учебное действие, которое может быть внешним или внутренним, сложным и простым, но обязательно соответствующим учебной задаче, для чего оно специально формируется, обобщается в опоре на четкую систему указаний, анализ предметного материала и адекватных действий с ним.
3. Контроль как соотнесение действия и его результата с заданными образцами. Как и все предшествующие компоненты учебной деятельности, контроль вначале осуществляется учителем, т.е. является внешним, но по мере формирования учебной деятельности он становится внутренним, исполняется самим учащимся.
4. Оценка, или фиксация результата, которая несет в себе не столько количественную меру, сколько качественную, содержательную нагрузку, психологически содействуя более всего формированию внутренней мотивации учения.
Согласно другим представлениям о структуре учебной деятельности в ее состав включают все известные познавательные процессы и личностные свойства и образования.
3) Назовите четыре уровня обученности (деление основано на учете психологического состава, наполнения деятельности учения, её активности и напряженности).
Уровни обученности:
1. Самым неполным, несформированным можно считать знание, которое проявляется как узнавание, выделение какого-то материала среди других, представляющихся вовсе неизвестными. Материал, некий предмет или явление воспринимаются человеком как в чем- то знакомые, где-то встречаемые, слышанные или виденные. Такой уровень обученности есть результат относительно пассивного и бедного по психологическому составу учения, построенного более всего на восприятии.
2. Следующий уровень обученности человека можно назвать полным воспроизведением, которое является следствием преимущественной работы памяти в структуре деятельности учения. Учащийся воспроизводит материал в той же последовательности, теми же словами, что были и в первоисточнике.
3. Третий уровень обученности характеризуется пониманием, т.е. прямым следствием главенствующего участия в деятельности учения процессов человеческого мышления. В этом случае учащийся овладевает не словами, а понятиями, в них заключенными. Это означает усвоение сущности учебного материала, различение случайного и закономерного, понимание связей и происхождения соответствующих феноменов, закономерностей и их механизмов.
4. Четвертый, высший уровень знания можно назвать усвоением, которое выражается не только в исчерпывающе полном понимании материала, но и в своеобразном переводе его во внутреннее, собственно личностное существование.
4) Перечислите основные психологические проблемы традиционного обучения.
1. Главная проблема заключается в недостаточной активности учащихся в процессе обучения. Дело не в активности как таковой, не в общей интенсификации работы учащихся, а в целенаправленной организации психологически полноценной, содержательной и адекватно ориентированной деятельности учения. Решение данной профессиональной задачи является центральным моментом всей педагогической деятельности. Каждый опытный учитель делает это по-своему, творчески, добиваясь порой замечательных результатов. Но задача науки заключается в том, чтобы это гарантированно умел делать всякий профессиональный, рядовой учитель, а для этого необходима соответственно разработанная, надежная и повсюду внедренная система.
2. Другим недостатком традиционного обучения принято считать его объяснительно-иллюстративный характер. Это не значит, что в процессе обучения педагогу не нужно доходчиво объяснять изучаемый материал, не нужно его наглядно иллюстрировать. Без этого обучение просто невозможно. Но здесь возникает два взаимозависимых вопроса: "как объяснять?" и "что иллюстрировать?". Чрезмерно детальное, назойливое объяснение может привести к недопустимому упрощению содержания учебного материала. Но главное – это исключает работу мышления самих учащихся, вследствие чего происходит чрезмерное задействование их восприятия и памяти. В простой и мудрой формуле: "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит, как ее находить" – заключены глубокий психологический смысл и не иссякающая методическая задача.
3. Очень распространенной недоработкой традиционного обучения является перегрузка произвольной памяти учащихся при соответствующей недогрузке их мышления и тем более творчества. Человек, конечно, может зазубрить материал, а затем при ответе дословно воспроизвести его, сдать, "вернуть" преподавателю вместе с экзаменом. Но запоминание еще не означает понимания, т.е. того, что необходимо для последующего использования полученных знаний. Для этого нужны особые упражнения, необходима активная задействованность мышления в процессе учения. Разумеется, что понимания не бывает без участия памяти: это связанные психические процессы, обязательно опосредствующие друг друга, однако они не одинаковы по функциям и результатам. Можно, например, что-то понять, но не запомнить. Все зависит от содержания учебного материала, организации процесса учения, от индивидуально-психологических особенностей учащихся. Во всяком случае, память не следует считать "центральным звеном" учения, хотя без ее наличия любая психика недейственна.
4. Особой проблемой традиционного обучения является недостаточная управляемость процесса и результата. При всей методической отработанности школьной урочной системы реализуемый ею процесс образования не может считаться полностью управляемым и контролируемым, что вызвано целым набором обстоятельств как объективного, так и сугубо человеческого, субъективного происхождения.
5. В качестве неизбежной трудности, проблемы, издержки всякого массового обучения выступает вынужденная ориентировка на так называемого "среднего" (по способностям и возможностям) учащегося. При отсутствии количественно строгих измерений почти любое качество в людях принято разводить по трем уровням: низкому, среднему и высокому. В действительности все намного сложнее, и по степени выраженности любого психического свойства в большой массе людей существует не три полярные ступени, а непрерывное и особое статистическое распределение (домен). Резкие качественные, типологические градации людей порой подобны ярлыку, а потому существенно упрощают наши представления об исследуемом процессе или свойстве.
"Средних" учащихся всегда бывает большинство (по законам теории вероятностей), поэтому в своей работе преподаватель направлен на них, а не на "слабых" или "сильных". Это представляется неизбежным и вполне разумным, только от этого по-своему "страдают" и первые, и вторые, и третьи. По сути, данную проблему удастся решить только путем глубокой индивидуализации обучения, что практически недостижимо в условиях массового образовательного процесса. Но возможно и необходимо посильное стремление к этому всякого преподавателя, т.е. максимальный учет основных возрастных, всевозможных типических и собственно индивидуально-психологических особенностей учащихся. Проблема индивидуальных различий в успешности усвоения учебного материала как бы смягчается, сглаживается в условиях особых форм развивающего обучения. Это не значит, что все учащиеся становятся одинаково успешными, но "слабых" становится меньше, а "сильных" – больше, чем в условиях традиционного обучения.
5) Заполните таблицу:
Программированное обучение |
|
Преимущества |
Недостатки |
1. Дозированность предлагаемого материала 2. Осуществление активной работы самостоятельно 3. Постоянный контроль за усвоением знаний 4. У каждого индивидуализация темпа обучения, а также объема материала 5. Наличие возможности применения технических автоматизированных устройств в процессе обучения |
1. Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении 2. Требует больших затрат времени 3. Применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач 4. Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не способствует получению новых |
6) Сущность проблемного обучения. Уровни проблемного обучения.
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:
Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития учащихся, развития способности к самообучению, самообразованию.
Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
При проблемном обучении учитель (преподаватель) создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя (преподавателя) требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении излагаются теоретические положения в готовом виде, то проблемное обучение подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения). Ситуации, которые носят проблемный характер, условно можно разделить на несколько типов, которые чаще всего встречаются: ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация предположения, ситуация опровержения, ситуация несоответствия, ситуация не определение.
Выделяют несколько методов проблемного обучения:
- проблемное преподавание. Суть его состоит в том, что преподаватель (учитель) в условиях проблемной ситуации формулирует проблему и сам ее решает.
- преподаватель (учитель) формулирует проблему и привлекает учащихся к ее решению, то есть частично-поисковый метод.
- преподаватель (учитель) формулирует проблему – учащиеся ее решают – поисковый метод.
- учащийся сам видит проблему, формулирует ее и решает – исследовательский метод.
Есть несколько уровней сложности проблемных вопросов:
- 1 уровень – преподаватель (учитель) создает проблемную ситуацию и сам формулирует проблему. Учащиеся выделяют основные данные, связь между ними и решают проблему. Если есть необходимость, преподаватель ставит дополнительные вопросы (уровень, обусловливающий репродуктивную деятельность учащегося);
- 2 уровень – преподаватель (учитель) подбирает задачи, которые ’выводят’ учащихся на проблему. Учащиеся сами формулируют проблему, обобщают ее, составляют план решения проблемной ситуации и решают ее (уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации);
- 3 уровень – проблемная ситуация появляется в процессе изучения материала самими учащимися во время кружковой работы, индивидуально групповых занятиях.
Уровень эффективности проблемного обучения отражает процесс усвоения новых знаний. Он характеризуется уровнем усвоения знаний и степени самостоятельности учащегося в постановке проблемы и ее решении, долей его участия на каждом этапе познавательного процесса при данном уровне проблемности. Уровень эффективности проблемного обучения можно определить по умению учащегося пользоваться ’исследовательскими методами’.
Уровень усвоения знаний может осуществляться на трех уровнях:
а) восприятия, осмысления и запоминания;
б) применение знаний в сходной ситуации;
в) применение знаний в новой ситуации.
В качестве четвертого уровня необходимо указать на самостоятельный поиск новых знаний (а не только тех, которые есть) путем преодоления противоречий, путем ’открытий’ при решении проблем. Этот уровень усвоения характерен для высокого уровня эффективности проблемного обучения.
7) Перечислите активные методы обучения. Какие свойства мышления и личности они развивают?
Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь учащихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей.
- Обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);
- Эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);
- Развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);
- Повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги);
- Применение знаний, умений и навыков (баскет – метод - метод обучения на основе имитации ситуаций);
- Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);
- Обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);
- Эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);
- Развитие навыков работы в группе (метод проектов);
- Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод);
- Развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);
- Развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).
Активные методы:
1. Технология опорных конспектов
2. Дидактические игры
3. Творческие работы
4. Проектная деятельность учащихся на уроках
8) Назовите основные принципы дидактической системы Л.В. Занкова.
Дидактические принципы системы Л.В. Занкова:
1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности
2. Ведущая роль теоретических знаний
3. Осознание процесса учения
4. Быстрый темп прохождения учебного материала
5. Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
9) Перечислите психологические ошибки контрольной деятельности.
Психологические ошибки контрольной деятельности:
• отсутствие систематичности, т.е. плановости, упорядоченности, организованной целостности:
• неоправданная обобщенность, тотальность, контролирование "всего и вся" без выделения четких целей и образцов, конкретных результатов и последствий;
• отсутствие должной гласности, т.е. содержательно и психологически неоправданная скрытность, подобная тайной слежке и подглядыванию за людьми;
• чрезмерные педантичность, формализм, придирчивость, проявляющиеся, например, в ориентации не на суть дела, а на сто бумажное или другое формально отчетное исполнение;
• подчеркнутое недоверие к субъекту контроля, подозрения в возможном обмане, проявление общего неуважения к человеку и его контролируемой деятельности;
• отсутствие обратной связи с контролируемым, т.е. невнимание к его субъективному отношению к проводимому контролю, его оценке полученных результатов и выводов;
• поверхностность как контролирование второстепенных и видимых компонентов дела, как недопустимое для контроля проявление собственной профессиональной некомпетентности;
• нестандартность, ненормированность контрольных мероприятий, проявляющаяся, в частности, в произвольном установлении сроков, завышенных требованиях, неадекватных просьбах, советах или субъективных требованиях;
• недопустимое вмешательство в ход контролируемой деятельности, ее содержание, организацию и установленный ритм;
• недопустимый (не всегда осознаваемый) субъективизм, выражающийся в выборе объектов или субъектов контроля, в излишней и некорректной придирчивости или, напротив, всепрощающей терпимости к реальным расхождениям цели и результата контролируемой деятельности.
10) Разграничение понятий «отметка» и «оценка».
Разграничение понятий оценки и отметки в образовании.
Понятие оценки и отметки путают не только учащиеся и их родители, но и учителя. В энциклопедии дано философское определение:
«Оценка – это отношение к социальным явлениям человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определения нормам и принципам морали (одобрение, суждение, согласие или критика и т.п.) Определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. С другой стороны учет мотивов, средств и целей действия, его условий, места в системе поведения личности».
Про отметку сказано так: «Балл – это цифровая отметка, характеризующая какое-либо явление (например: сила ветра в баллах, шторм, землетрясение), в соответствии с принятой системой. Отметка – балл-оценка успехов учащихся в учебных заведениях: школах, техникумах, институтах по 5-ти бальной системе».
Научный сотрудник Педагогического Университета им. А.И. Герцена Назарова С.И. в своей работе дала определение понятий «оценка» и «отметка». «Отметка – носит конкретный характер, выраженный в баллах, а оценка – может иметь словесное выражение или, точнее сказать, конкретное выражение, но не в баллах».
Что такое словесная оценка? Это похвала ребенка соответствующая его индивидуальным особенностям и результату работы, где нельзя ребенка не похвалить и не заметить его работу на уроке, т.к. оценка определяет цену чего-либо или кого-либо. Оценка дает возможность высказать мнение, суждение о ценности или значимости данного явления. Очень хорошо, когда проверяя тетради, учитель отмечает в ней «Спасибо!», «Старался!», «Стал(а) лучше писать», «Молодец!» и другие записи. Всё это влияет на успех работы, заставляет работать лучше, старательнее. Это и воспитывает и приучает добросовестно относиться к учёбе.
Благодаря положительной оценке наблюдается рост ученика, вырабатывается интерес к предмету и стремление к знаниям. Сейчас в 1-ом классе безотметочный метод работы, учитель оценивает ученика, не ставя ему отметку.
Отметка – знак, сделанный на чем-либо: на плане, на карте, в ведомости, в работе ученика. Часто отмечают нужное место в книге, отмечают отсутствующих учащихся на уроке, в классе. Примером того, что это знак в тетради ученика на факультативных занятиях я ставлю плюсики за правильно решенную задачу, пример или верный ответ, а в конце занятий подсчитываю эти (++). И ребята очень добросовестно их подсчитывают, ничего себе не прибавляя. Таким образом, определяется кто из группы ребят впереди других.
В учебной системе отметка оценивает знания учащихся. Очень важно учителю быть объективным, ставя отметку в тетради. Хорошо, когда проверяешь письменные работы учащихся и не смотришь на фамилию ученика, а оцениваешь только его работу, то, что и как выполнено, а не те, кто это выполнил. При устных ответах учащихся, выставляя ученику отметку, важно прокомментировать ответ, чтобы он понял, за что ему поставили ту или иную отметку, а еще лучше, если это комментирование учитель проводит совместно с учащимися класса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.