Домашняя работа по возрастной психологии
Оценка 4.6

Домашняя работа по возрастной психологии

Оценка 4.6
Домашняя работа
docx
детская психология
СCУЗ, ВУЗ
23.01.2022
Домашняя работа по возрастной психологии
возр псих.docx

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ООО «ЗНАНИО»

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя работа по психологии

Тема 3: Возрастная психология

 

 

 

 

 

Выполнила:

Михайлова Анжела Романовна

МБОУ «Гатчинская СОШ №11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022 год

 

 

1) Дайте определение понятию «ведущая деятельность», «зона ближайшего развития», «возрастной кризис».

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Ведущая деятельность, создавая условия для развития, обусловливает основные изменения в психическом развитии.

2) Заполните таблицу: Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину

Эпоха

Период

Характерные черты (ведущая деятельность, новообразования, кризис)

Раннее детство

Младенчество (0-1 год)

Ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение.

Кризис новорождённого. Новорожденность — это проме­жуточный период между внутри- и внеутробным развитием: ребе­нок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. О переходном, смешанном характере развития новорожденного сви­детельствуют:

- питание ребенка — он питается продуктом материнского организма, хотя должен самостоятельно его «добывать» — сосать;

- недостаточная дифференциация сна и бодрствования — ребенок 80% времени проводит во сне, однако сон его носит бес­покойный, прерывистый и поверхностный характер; короткие пери­оды сна чередуются с островками бодрствования; большую часть времени он находится в состоянии дремоты;

- эмбриональная поза — ребенок находится в этой внутриут­робной позе во время сна и бодрствования;

- двигательные особенности — многие рефлексы новорожден­ного атавистические, исчезающие через несколько месяцев;

- недоношенность или переношенность (рождение ребенка через 280 дней ± 40 дней) сколько-нибудь существенно не влияют на его развитие.

Л.С. Выготский говорит о «рудиментарном состоянии психичес­кой жизни новорожденного», которая представляет собой недиффе­ренцированные, нерасчлененные переживания (сплав аффекта, вле­чения, ощущения), ребенок не отделяет себя, своих переживаний от окружающего мира, не отличает людей от физических объектов, воспринимает ситуацию в целом, выделяя скорее чувственный тон происходящего, чем объективные элементы окружающего мира. Центральным новообразованием данного периода является ста­новление индивидуальной психической жизни новорожденного.

Раннее детство (1-3 года)

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная

Социальное развитие характеризуется появлением относительной самостоятельности, автономностью в передвижении по дому, а также в других условиях окружающей среды. У ребёнка нарастает повышенный интерес к предметам, что в конечном итоге вызывает необходимость в изменении привычной формы общения. В глазах детей данного возраста взрослые люди воспринимаются в качестве основных помощников, а не в качестве посредников между ними и объектами окружающего мира. В период раннего детства основной ведущей деятельностью ребёнка является налаживание контактов с окружающими предметами, которые выполняют функцию социального орудия. У детей начинают активно развиваться речевые способности, а также стремление к выполнению задач, которыми заняты взрослые. У ребёнка появляется собственное «Я», и он чувствует себя полноценным субъектом общества. После похвалы или успешного выполнения поставленных задач у детей данного возраста уже появляется чувство гордости и успешности.

Возрастной кризис перехода на новый этап развития сопровождается яркой симптоматикой в виде следующих психоэмоциональных реакций:

обесценивание роли взрослых;

стремление к насилию и деспотизму;

строптивость;

выраженное упрямство;

своеволие.

Детство

Дошкольный возраст (3-6 лет)

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра

Поведение взрослых воспринимается в качестве образца для подражания. Ребёнок начинает повторять выполнение тех же самых задач, которыми ранее были заняты окружающие его люди. В период дошкольного детства дети приобретают следующие навыки и способности, которые ранее им были недоступны:

преодоление чувства эгоцентризма;

понимание первых этических правил, а также осознание хороших и плохих поступков;

способность к наглядно-образному мышлению;

формирование мотивационной иерархии, когда ребёнок способен самостоятельно определять необходимость в реализации первичных и вторичных потребностей;

ощущение своего собственного внутреннего мира;

возникновение уверенной позиции будущего школьника, жажда обучения или отказ от посещения общеобразовательных заведений;

мотивация к активному познанию окружающего мира.

Переход от периода дошкольного детства к следующему этапу взросления сопровождается очередным социальным кризисом, который наступает в возрасте 7 лет. Его появление связно с наличием внутренних переживаний, а также личным отношением детей к окружающему миру.

Основные признаки кризиса выглядят следующим образом:

частое манерничество, когда ребёнок играет какую-либо роль, изображает из себя героя сказок, мультфильмов, животных;

появляются первые секреты и обдумывание своих поступков;

мотив обязательного соблюдения поведенческих норм становится важнее, чем желание получить конкретный предмет (игрушку, сладости, объекты окружающей среды).

По достижению возраста 7 лет дети чётко разграничивают добро и зло, а также могут не радоваться предметам, которые получили нечестным путём.

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Ведущая деятельность - учебная

Социальное развитие ребёнка характеризуется резким изменением формата жизни. В окружении детей появляются социальные взрослые, в качестве которых выступают учителя общеобразовательных учреждений.

В период младшего школьного возраста ребёнок приобретает следующие навыки:

произвольное течение психических процессов и развитие сознания;

способность к долгосрочному планированию;

теоретический тип мышления;

рефлексия;

формирование устойчивой воли и целеустремлённости в процессе реализации поставленных задач;

интеллектуализация функций психики.

Вместе с наступлением очередного кризиса социального развития завершается целая эпоха детства. В среднем это происходит, когда детям исполняется 12 лет. В связи с началом фазы полового созревания у ребёнка появляется способность к рефлексии своих действий и чувств.

Подростничество

Подростковый возраст (10-14 лет)

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение

Радикальным изменениям подвергается формат общения с родителями, сверстниками, преподавателями общеобразовательных учреждений. Переход в средние классы сопровождается увеличением большего количества учителей и расширением сферы интересов.

Отношения со сверстниками строятся не только на желании наладить дружеские социальные связи, но также содержат в себе элементы выраженной симпатии. Детям прививаются нравственные нормы, касающиеся регуляции межличностных отношений.

В данный период взросления ведущей деятельностью детей является познание другого человека, интимно-личностное общение со своими сверстниками, усвоение правил социального поведения.

Сознание ребёнка находится в условиях мотивационно-потребностной сферы. Приобретаются новые ощущения в виде чувства взрослости, открытие своего обновлённого «Я», которое строится на основе самосознания и личностной рефлексии. Очередной кризис социального развития наступает в возрасте 15 лет. Дети чувствуют себя взрослыми, что вызывает у них желание получить новое место в социуме. Появляется жажда равноправных взаимоотношений с родителями и другими окружающими людьми. В тот же момент взрослые оказываются к этому психологически не готовы.

Юношеский возраст (14-18 лет)

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная

На данном этапе характер ребёнка подвергается качественным изменениям, вызванным активной учебной деятельностью и самообразованием.

Находясь в условиях разнообразия спортивных секций, курсов, факультативов, общения с репетиторами и учителями, оказывается на пороге выбора будущей профессии. Основной деятельностью детей данной возрастной группы является приобретение знаний и научных понятий, которые после окончания школы позволят самоопределиться по части дальнейшего жизненного пути.

Эпоха подростничества также завершается кризисом личности, который наступает в 17 лет. Его появление связано со вступлением детей в реалии взрослой жизни, радикальным изменением круга общения и вида деятельности. Перед ребёнком оказывается выбор дальнейшего пути.

Дети продолжают обучение, поступая в специализированные учреждения образования, устраиваются на работу, не требующую профессиональных навыков, либо не предпринимают никаких мер по дальнейшему развитию своей личности.

 

3) Дайте характеристику пубертатному периоду.

Эльконин называет период от 11 до 17 лет «подростковым», подразделяя его на две фазы. Ведущей деятельностью 11-15-летних (средний школьный возраст) Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях в качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. У 15-17 летних (старший школьный возраст) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность (хотя общение по-прежнему остается ведущим), благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Эта периодизация нормативна и выражает, прежде всего, ведомственную точку зрения школы, описывая то, чем должен заниматься старшеклассник. Внутренний мир личности, ее свобода, внешкольная деятельность, инициатива (а не только умение «подчиняться нормам»), дружба, любовь выпадают из нее как нечто несущественное, второстепенное, хотя, вышеперечисленное является очень значимым в этом возрасте и влияет на дальнейшее развитие личности. Но, наряду с этим, внутренний мир личности, внешкольная деятельность, дружба, любовь выпадают, в данной концепции, как нечто несущественное. Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках, как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем - в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения - деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и старших школьников и представляющей для них самостоятельную ценность.

4) Назовите отличия в мышлении подростка по сравнению с младшим школьником.

Мышление подростка существенно отличается от мышления младшего школьника. Оно становится более обобщенным, более глубоким и более отвлеченным. Младший школьник в основном сопоставляет конкретные предметы, высказывает по преимуществу единичные суждения, оперирует главным образом общими представлениями и житейскими понятиями. Как показали исследования Ж. Пиаже, подросток начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Исследователи отмечают, что характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем, как «в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями)». Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является «склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности в нежелании все принимать на веру». Проявляется повышенная интеллектуальная активность, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и «желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны». Г. С. Абрамова указывает, что «приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы, оперирует ими и проверяет, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. Предложим младшим школьникам и подросткам такую, например, задачу: «У всех марсиан желтые ноги. У этого существа ноги желтые. Можно ли утверждать, что это - марсианин?». Младшие школьники или вообще не решают эту задачу («я не знаю») или приходят к решению образным путем («Нет. У собак тоже бывают желтые ноги»). Подросток не только дает правильное решение, но и логически обосновывает его. Он приходит к выводу, что ответ был бы положительным только в том случае, если известно, что все существа с желтыми ногами - марсиане?

5) Дайте характеристику «Я-концепции» ребенка подросткового возраста. Путанная «Я-концепция».

Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Важнейшим моментом в характеристике подростка, его новой социальной позиции является осознание своего «Я», которое, согласно У. Джеймсу включает:

• Я-концепты, т. е. представление человека о собственных физических, социальных и психологических характеристиках;

• персональную идентичность, т. е. представления о личностных изменениях, отличиях от других людей, о тех характеристиках, которые позволяют личности действовать независимо. В основе развития персональной идентичности лежит развитие ясных, реалистичных и интегративных представлений о себе, которые должны сложится к концу подросткового возраста.

В подростковом возрасте формируется Я-концепция – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я», включающая три составляющие:

• когнитивную – образ «Я», или знания о себе;

• аффективную, связанную с отношением к себе и отдельным своим качествам – самооценку (совокупность частных самооценок определяется как принятие себя);

• поведенческие реакции, вызванные образом «Я» и самоотношением.

С. Хартер (S. Harter, 1990) описала следующие изменения в когнитивном компоненте Я-концепции, происходящие в конце подросткового возраста:

• Представления о себе становятся более абстрактными. Так, отвечая на вопрос «Кто я?», младшие подростки используют в основном конкретные характеристики (рост, внешность, принадлежность к группе, простые эмоции – радость, грусть и т. д.), старшие подростки – интегральные характеристики (желания, мотивация, интегративные чувства). Я-концепция становится более дифференцированной. Младшие подростки описывают себя как носителей большего числа социальных ролей, нежели дети. Старшие подростки начинают видеть себя в каждой социальной роли в разных ипостасях. Подросток осознает, что ведет себя с различными людьми по-разному, однако еще не понимает причин такого поведения. Развивается идеальное и воображаемое «Я». В том случае, если у подростка существуют значительные различия между реальным и идеальным «Я», он чувствует себя несчастным, возможны разочарования в себе, даже депрессия. Расхождения между реальным и идеальным «Я» особенно велики в 14–15 лет, так как идеальное «Я» в эти годы часто преувеличено.

• Подросток становится все более интроспективным. Возрастает интерес к внешнему виду, так как, по мнению подростка, «каждый смотрит на меня». Подростки видят себя весьма отличающимися от других людей и не верят, что кто-либо может понять их.

Развитие самосознания и самоотношения – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний (часто внутренне конфликтных): подросткам свойственны смены настроений, неуравновешенность, иногда подавленность.

Примерно в 11–12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Важнейшей особенностью личности становится быстрое развитие самосознания посредством рефлексии на себя.

Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты диссоциируют, сочетание разных образов «Я» негармонично.

6) В чем заключается перестройка мотивационной сферы учебной деятельности подростка?

В подростковом возрасте происходит существенная перестройка мотивации учения. Формирование ценностных ориентаций, идеалов и установок, развитие самосознания и идентичности, личностное и предварительное профессиональное самоопределение, формирование устойчивых интересов подростка меняют характер мотивации учения в сторону все большей осознанности и произвольности.

7) Почему большинство конфликтов между детьми и родителями приходится на подростковый возраст?

Основной причиной конфликтов между родителями и детьми является неумение или нежелание подстраиваться друг под друга. А также отсутствие навыков у родителей о том, как правильно строить взаимоотношения с детьми. Трудные подростки конфликтуют с родителями. Самым трудным периодом в подобной ситуации считается подростковый возраст. В подростковом возрасте начинается оживленный процесс развития личности. Формирование мировоззрения и первые проявления собственной независимости ребенка. Поэтому дети стремятся отойти на некое расстояние от людей. Это постоянно оказывает на них наибольшее воздействие, и прежде всего, это относится к семье. Главной проблемой во взаимодействиях между родителями является отсутствие симметрии в интересах взрослых и детей. Родители, в первую очередь, стараются быть осведомленными о различных сторонах интересов их детей. Чего не скажешь о последних. На основании недостаточного жизненного опыта и собственного юношеского максимализма, подростков слабо интересуют области увлечений родителей.  Наиболее явным показателем отдаления ребенка является отрицание всего. Которое проявляется в сопротивлении любого рода предложениям.

8) В чем заключается специфика переходного периода из подросткового возраста в раннюю юность?

Особенности переходного периода заключаются в том, что ощущения и восприятие человека переходят на новый, более высокий уровень.

Тинейджер все чаще анализирует свои поступки и действия окружающих, фокусируется на важных вещах, избирательно относится к выбору будущей профессии. Активно развиваются творческие и интеллектуальные способности. Кроме того, меняется мотивационная сфера, которая начинает формироваться на основе четко поставленных целей.

9) Как определяются хронологические рамки юношеского возраста?

Хронологические границы юношеского возраста определяются по разному. Наиболее часто выделяют раннюю юность, т. е. старший подростковый возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) … — период в развитии человека в возрасте от 15 до 17 лет (ранний Ю. в.), с 18 до 21 года (поздний Ю. в.), непосредственно предшествующий периоду взрослости.

10) Объясните понятие «идентичность» и охарактеризуйте фазы ее становления в юности.

Достижение идентичности — это долгий и трудный процесс определения самого себя, из-за которого отрочество и называют самым сложным и критическим периодом в развитии человека. Дж. Марсиа выделил четыре варианта, или статуса, формирования идентичности в юности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности.

Предрешенность, или предрешенная идентичность, наблюдается тогда, когда молодой человек, не проходя через кризис идентичности, связал себя социальными обязательствами (т.е. не сделав самостоятельный выбор, стал приверженцем какой-либо ценности или членом профессиональной группы). Такие молодые люди, как правило, не испытывают тревоги, имеют сильные позитивные связи со значимыми другими (которые, видимо, и предрешают их выбор), их действия отличаются последовательностью. Юноши в статусе предрешенности склонны к меньшему самоуважению по сравнению с теми, кто находится в статусе моратория.

Статус моратория свойствен тем, кто находится в эпицентре кризиса идентичности. Они испытывают сильную тревогу, пытаясь разобраться в противоречивом мире и сделать правильный выбор из многих альтернатив. Эта фаза формирования идентичности характерна для старшеклассников и студентов колледжей.

Наименее благоприятный вариант развития — диффузия идентичности. Молодые люди, находящиеся в этом статусе, не принимают никаких решений и не обдумывают их принятие. В этой группе чаще встречаются дети, отвергавшиеся своими родителями, и те, к которым родители были безучастны (Г. Крайг).

Э.      Эриксон выявил следующие признаки диффузии идентичности:

S регрессия и стремление отстрочить приобретение взрослого статуса;

S чувство изоляции и опустошенности;

S смутное, но устойчивое состояние тревоги;

S постоянное пребывание в ожидании чего-то такого, что сможет изменить жизнь;

S страх перед личностным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

S враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских (унисекс);

^ презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного. В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения. Для молодых людей в статусе диффузии есть опасность алкоголизации или наркотизации как ухода от проблем из-за невозможности принятия решений.

Для людей, находящихся в статусе достижения идентичности, характерны наиболее гармоничные отношения с семьей. Их поиски идентичности несут в себе меньший эмоциональный заряд, чем у двух предыдущих групп. Число молодых людей со статусом достижения идентичности растет с возрастом.

 


 

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ООО «ЗНАНИО»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ООО «ЗНАНИО»

Дайте определение понятию «ведущая деятельность», «зона ближайшего развития», «возрастной кризис»

Дайте определение понятию «ведущая деятельность», «зона ближайшего развития», «возрастной кризис»

Центральным новообразованием данного периода является ста­новление индивидуальной психической жизни новорожденного

Центральным новообразованием данного периода является ста­новление индивидуальной психической жизни новорожденного

Переход от периода дошкольного детства к следующему этапу взросления сопровождается очередным социальным кризисом, который наступает в возрасте 7 лет

Переход от периода дошкольного детства к следующему этапу взросления сопровождается очередным социальным кризисом, который наступает в возрасте 7 лет

В связи с началом фазы полового созревания у ребёнка появляется способность к рефлексии своих действий и чувств

В связи с началом фазы полового созревания у ребёнка появляется способность к рефлексии своих действий и чувств

Юношеский возраст (14-18 лет)

Юношеский возраст (14-18 лет)

Младший школьник в основном сопоставляет конкретные предметы, высказывает по преимуществу единичные суждения, оперирует главным образом общими представлениями и житейскими понятиями

Младший школьник в основном сопоставляет конкретные предметы, высказывает по преимуществу единичные суждения, оперирует главным образом общими представлениями и житейскими понятиями

Я», или знания о себе; • аффективную, связанную с отношением к себе и отдельным своим качествам – самооценку (совокупность частных самооценок определяется как принятие себя);…

Я», или знания о себе; • аффективную, связанную с отношением к себе и отдельным своим качествам – самооценку (совокупность частных самооценок определяется как принятие себя);…

Почему большинство конфликтов между детьми и родителями приходится на подростковый возраст?

Почему большинство конфликтов между детьми и родителями приходится на подростковый возраст?

Такие молодые люди, как правило, не испытывают тревоги, имеют сильные позитивные связи со значимыми другими (которые, видимо, и предрешают их выбор), их действия отличаются последовательностью

Такие молодые люди, как правило, не испытывают тревоги, имеют сильные позитивные связи со значимыми другими (которые, видимо, и предрешают их выбор), их действия отличаются последовательностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2022