Домоводство
Оценка 4.7

Домоводство

Оценка 4.7
docx
11.03.2021
Домоводство
Домоводство.docx

 

 

 

Рабочая программа по предмету домоводству

 

 

 

 

Составитель:

учитель –  Клейменова К.Н.

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       г. Петропавловск-Камчатский                                     

2020-2021 г.

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15).   

Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Занятия по домоводству направлены на практическую подготовку ребенка к самостоятельной жизни и труду, на формирование у него  знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающегося.

 

По результатам диагностики на начало учебного года было

выявлено: 

Принимает участие в повседневных делах дома и в школе.

Выполняет бытовые поручения, связанные с уборкой.

Частично выполняет бытовые поручения, связанные с уходом за вещами.

Не выполняет бытовые поручения, связанные с мытьем посуды.

Частично выполняет бытовые поручения, связанные накрыванием и уборкой стола.

Не выполняет работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат.

Не умеет выполнять действия по подметанию пола.

Умеет взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Частично умеет выполнять действия по соблюдению правил личной гигиены.

 

Цель обучения Развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач:

1.            Формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации обучающегося.

2.            Развивать умения, необходимые для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности; формировать бытовые навыки.

3.            Повышать у обучающегося уровень познавательной активности, расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

4.            Воспитывать у обучающегося позитивные качества характера: общительность, трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, отзывчивость, настойчивость, ответственность.

 

Организация работы по предмету

Курс изучения предмета рассчитан на 34 часа, по 1 часа в неделю. Занятие 40 минут. 34 учебные недели.

 

Специальные методы и приёмы работы.

Приоритетным направлением в обучении является игровая практико-ориентированная деятельность. Деятельность педагога носит практическую направленность, позволяющую подготовить ребенка к доступным для него видам труда, социальной адаптации. Использование технических средств обучения, компьютера и дидактических материалов, соблюдение охранительного режима. Замедленный темп обучения.

Формы организации учебного процесса:

- коррекционно-развивающие занятия;

- экскурсии;

- практические работы;

- сюжетно-ролевые игры;

- моделирование реальной ситуации;

- коллективный труд.

 

 Формы контроля:

  Устные: опрос, беседа и др. - устный: индивидуальный;

- письменный: проверочная и самостоятельная работа, тестирование.

 

  Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др..

Уровень знаний и умений отслеживается ежемесячно и отображается в технологических картах.

 

Структурное содержание  курса.

Содержание предмета «Домоводство» представлено следующими разделами:

«Личная гигиена»,

 «Обращение с кухонным инвентарем»,

 «Питание»,

«Уход за вещами»,

 «Уборка помещения»,

 «Улица. Уборка территории»,

«Покупки».

 

 

Содержание программного материала.

«Личная гигиена»( 5 часов):

 

Расчесывание волос. Чистка зубов. Чистка ушей.

Практические работы: мытье рук, лица, чистка зубов, причесывание

волос. Чистка ушей.

Цель: ежедневное соблюдение правил личной гигиены.

В результате изучения материала обучающиеся узнают: правила пользования расческой, чистить зубы, мыть руки и уши.

В результате изучения материала обучающиеся могут научиться:

- в определенной последовательности чистить зубы;

- в определенной последовательности чистить уши.

 

«Обращение с кухонным инвентарем» (5 часов):

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Протирание посуды губкой. Ополаскивание посуды. Сушка посуды.  Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов.

Цель: формирование умений обращения с кухонным инвентарем.

В результате изучения материала обучающиеся могут узнать как:

- различать чистую и грязную посуду.

- счищать остатки пищи.

- протирать посуду губкой

В результате изучения материала обучающиеся могут научиться:

- сервировать стол к завтраку;

- мыть посуду.

- накрывать на стол.

 

«Питание» (9 часов):

Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор продуктов в нарезке (хлеб, колбаса, сыр), выбор кухонного инвентаря (тарелка), сборка бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса). Приёмы извлечения продуктов из упаковок: разворачивание упаковок (конфеты, сырка, мороженого и др.); вскрытие упаковок путём разрывания их по линии склеивания (пакет сушек, пряников и др.); развязывание полиэтиленовых пакетов (с печеньем, конфетами и др.) и другие приёмы. Выкладывание продуктов из упаковок на общие блюда.

 

Цель: освоение простейших действий по приготовлению пищи.

В результате изучения материала обучающиеся могут узнать как:

- мыть овощи, фрукты, ягоды перед употреблением.

В результате изучения материала обучающиеся могут научиться:

- извлекать продукты и напитки из упаковок.

 

«Уход за вещами» (3 часа):

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Замачивание белья. Полоскание белья. Отжим белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, замачивание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

Складывание белья и одежды. Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой).  Просушивание обуви.

Починка одежды: пришивание пуговиц, вешалки. Зашивание одежды по шву. Замена резинки в поясе одежды, вдевание ремня в брюки.

Цель: формирование умений по уходу за вещами.

В результате изучения материала обучающиеся могут  узнать:

- складывать и хранить одежду в шкафу.

       В результате изучения материала обучающиеся могут научиться:

- пришивать пуговицы;

- стирать мелкие предметы одежды вручную.

 

«Уборка помещения»(3 часа):

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели, мытье поверхностей в помещении.

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Чистка поверхности пылесосом.

 

Цель: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.

В результате изучения материала обучающийся могут узнать как:

- подметать пол веником, щёткой, убирать мусор.

В результате изучения материала обучающиеся могут научиться:

- выполнять сухую уборку помещения;

- выполнять влажную уборку помещения.

 

 «Уборка территории»(4 часа):

Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Копание, сгребание и перебрасывание снега.

 

Цель: формирование умений по уборке и обращения с уборочным инвентарем.

В результате изучения материала обучающиеся могут узнать:

- инвентарь, необходимый при уборке.

В результате изучения материала обучающиеся  могут научиться:

- пользоваться лопатой, при копании снега.

«Покупки» (5 часов):

Магазин. Назначение магазина. Специализированные магазины, ассортимент их товаров. Продавец, покупатель. Действия покупателя в магазине: выбор товара и его оплата (моделирование реальных ситуаций). Поведение покупателей в магазине. Экскурсия в магазин.

 

Цель: формировать понятие о местах и способах осуществления покупок.

В результате изучения материала обучающийся узнает о:

- специализированных магазинах.

 В результате изучения материала обучающийся может научиться:

- осуществлять под контролем взрослого покупку.

 

Требования к уровню подготовки обучающейся  к концу учебного года (БУД):

Предметные результаты

изучения курса «Домоводство» изложены в содержании программного материала.

Личностные учебные действия:

Включают овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных
задач и обеспечивающими  формирование и развитие  социальных отношений обучающегося в различных средах:

¾   основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;

¾   работа в коллективе (ученик – ученик);

¾   слушание и понимание инструкции педагога;

¾   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

¾   обращение за помощью и принятие помощи педагога.

 

Регулятивные учебные действия:

¾     Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

¾     Проговаривать последовательность действий на уроке.

¾     Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

¾     Учиться работать по предложенному учителем плану.

¾     Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

¾     Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

¾     Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

¾     Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

Познавательные учебные действия:

¾   Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

¾   Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

¾   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

¾   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

¾   Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

¾   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

¾   Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

 

Коммуникативные учебные действия:

¾   Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

¾   Слушать и понимать речь других.

¾   Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

¾   Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

¾   Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков) (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

 

Список используемых учебно-методических источников:

1.     Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2.     Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. М: Просвещение,
2013 г.

3.     Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007;

4.     Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой;

5.     Федеральный Государственный Основной Образовательный стандарт.

6.     Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)     образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.;

 

Материально- техническое обеспечение:

1.     Компьютер, колонки, проектор.

2.     Презентации по темам.

3.     Шнуровка «Посуда».

4.     Дидактический материал:

¾   изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды; кухонной мебели; продуктов питания;  уборочного инвентаря; бытовой техники;

¾   альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;

¾   изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.

5.     Оборудование:

¾   кухонная мебель,

¾   кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.),

¾   предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.),

¾   тазики,

¾   настенные и индивидуальные зеркала,

¾   бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь),

¾   и магнитная доски,

¾   уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, веники).

 

 


 

Рабочая программа по предмету домоводству

Рабочая программа по предмету домоводству

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач: 1

Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач: 1

Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций

Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций

Ополаскивание посуды. Сушка посуды

Ополаскивание посуды. Сушка посуды

С кладывание белья и одежды. Чистка одежды

С кладывание белья и одежды. Чистка одежды

Продавец, покупатель. Действия покупателя в магазине: выбор товара и его оплата (моделирование реальных ситуаций)

Продавец, покупатель. Действия покупателя в магазине: выбор товара и его оплата (моделирование реальных ситуаций)

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2021