ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО В ХVI в.
1.Донские казаки в войнах ХVI в.
Донское казачество, как известно, подразделялось на верховое, занимавшее большую часть Донской земли, и низовое, обосновавшееся ниже Донецких Раздор, у впадения в Дон Северского Донца. В этой связи заметно различие в направленности их боевых усилий. Так, боевые действия верховых казаков были направлены против Большой Нагайской Орды. Низовое казачество с самого начала вело борьбу с турецким Азовом и Крымом, причем Азов с самого начала стал центром приложения его боевых усилий.
Донских казаков было немного, но их боевые действия оказались эффективными. Так, под руководством атамана М.Черкашенина силами всего лишь 1 казачьего «городка», который упомянут в источниках как «острога», удалось в 1548 г. прервать связь между Крымским и Астраханским ханством. Судя по грамоте князя Юсуфа 1549 г., 4 городка, место расположения которых в то время точно не известно, были центром борьбы донских казаков против ногайцев. Упоминание об этих казаках в грамоте как о «холопах» русского царя было далеко не точным. Вызвано оно было намерением ногайцев побудить русские власти к принятию против казаков решительных мер. На деле казачьи отряды на Дону в то время были вполне самостоятельными и о какой-либо власти русского царя над ними говорить не приходилось.
К середине XVI в. у турецкого правительства стало возникать беспокойство за судьбу отдаленного Азова. Это выразилось в грамоте султана Сулеймана I Кануни крымскому хану Сахиб Гирею I, которая может быть датирована периодом с 1532 по 1551 гг., когда в Крыму царствовал этот хан. Султан решительно требовал от хана и оказывать военную помощь Азову. В грамоте, данной в 1552 г., этот же султан велел новому хану, Девлет Гирею I, организовать против казаков регулярное дежурство боевых судов на Азовском море в период с марта по ноябрь. Следовательно, к 1551 г. относится первое документальное свидетельство о выходах казаков в Азовское море, которое содержится в турецком источнике.
Казачество, частью которого были донские казаки, сыграло важную роль в присоединении Поволжья. Донские казаки в 50-е годы ХVI в. вели самую активную войну против Азова и Крымского ханства, содействуя России в наступлении на Крым.
В русских летописях есть сведения об участии казаков в борьбе с Казанским ханством в начале 50-х гг. ХVI в. и взятии Казани в 1552 г. Однако говорится в них о казаках вообще, без особого выделения донских казаков. В то же время в донском казачьем фольклоре присутствует тема казанского взятия и участия в нем донских казаков. Кроме того, сведения об участии донских казаков во взятии Казани содержатся и в войсковой отписке 1632 г., написанной через 80 лет после событий того времени. Судя по тексту «отписки», казаками руководил атаман Сусар Федоров. В войне с Казанью, как и в войнах с ногайцами и Азовом, казаки были союзниками русских войск и действовали самостоятельно. Поводом написания этой «отписки» стало требование царя Михаила Романова к Войску Донскому присягнуть себе на верность. Автор отписки обосновывал отказ казаков дать царю такую присягу тем, что под Казанью в 1552 г. казаки служили Ивану Грозному добровольно и не совершали «крестного целования». Участник взятия Казани князь А.М.Курбский в своей «Истории о великом князе московском» также упоминал об участии в войне с Казанью выходцев «с Танаиса и с Куалы», в которых можно видеть казаков с Дона и с реки Медведицы. В 1551 г. казаки по приказу русского командования перекрыли «перевозы» к Казани по рекам Каме, Вятке и Волге. В 1552 г. донские казаки разгромили войско крымских татар, пытавшихся деблокировать осажденную русскими войсками Казань. В ходе решающих боев за Казань казаки участвовали в боях вместе со стрельцами. После взятия Казани русскими войсками (1552 г.) казаки подавили восстание татар против русской власти в 1554 г. В 1556 г. 500 казаков Ляпуна Филимонова обеспечили взятие Астрахани и присоединение его к России.
В 1556 г. (с целью поддержки русских войск под Астраханью) донские казаки принимали участие в русском наступлении на Крым. Казаки атамана Черкашенина совершили через Азовское море нападение на Крымское ханство (с целью поддержки русского отряда Д.Чулкова и И.Мальцева, напавшего на Перекоп). Донские казаки через реку Миус вышли в Азовское море и успешно атаковали крымское побережье. Черкашенин отправил в Москву пленных. Затем казаки этого атамана громили крымские берега у Керчи. Через три года, в 1559 г., казаки Черкашенина уже на суше, на Северском Донце, разгромили крымских татар. В следующем 1560 г. донские казаки действовали против Крыма под Перекопом, у Белгорода и Очакова и на Южном Буге. В ходе нападения 1560 г. донцы продержали крымские города в осаде всю зиму.
В связи с началом Ливонской войны (1558 – 1583 гг.) Россия прекратила вести активные военные действия против Крыма. Это обстоятельство сказалось на снижении боевой активности казаков. К тому же силы донского казачества были еще не очень велики. Сведений об участии донских казаков в начальный период этой войны немного. Однако известно, что 1559 г., по данным Разрядной книги 1475–1598 гг., казаки, во главе которых стоял атаман Петруша Пронец, воевали «многие места немецкие» и взяли ливонскую крепость Смельтину.
В разгар Ливонской войны произошла первая русско-турецкая война в 1569 г. В ходе ее турецко-крымское войско вышло из Азова вверх по Дону до Переволоки. Турки рассчитывали построить канал между Доном и Волгой и провести по нему боевые суда с тяжелыми орудиями, чтобы с помощью этих орудий вести штурм Астрахани. Сведения о походе вверх по Дону содержит рассказ русского посла С.Мальцева из Ногайских дел, который проделал этот путь в качестве гребца вместе с христианскими пленниками. При движении вверх по Дону, как сообщал Мальцев, турки очень боялись нападения казаков, а гребцы очень надеялись на то, что нападение произойдет. По его словам, для разгрома турок и крымских татар, шедших вверх по Дону, хватило бы 2 тыс. казаков. Однако нападения казаков на турок не произошло, поскольку такими силами казаки в то время, по-видимому, не располагали. И вообще, сведений о казачьих поселениях по Дону от Азова до Переволоки Мальцев не сообщал. Не сумев построить канал, турки и крымцы оставили суда с тяжелыми орудиями и пошли по Волге на Астрахань только с легкими орудиями. Они не сумели взять город и вернулись в Азов. Однако казаки нанесли удар по отступающим турецким войскам. Казаки организовали мощный взрыв пороха в Азове в ночь на 20 сентября 1569 г., в результате чего Азов лишился одной крепостной стены, в городе сгорело много зданий и погибло большое число людей. Турки утверждали, что город зажгли «русские люди», но не уточняли, о ком идет речь – или о русских пленных, или о приезжавших в город казаках. По предположению историка С.М.Маркедонова, казаки, в отличие от пленных, имели в городе свободу передвижения, и им легче было совершить эту серьезную диверсию.
С 70-х гг. ХVI в., когда в условиях начавшегося глубокого кризиса в стране в конце царствования Ивана IV усилился приток на Дон населения из русских земель, укрепились ряды казачества. Складывалась цепь казачьих городков по Дону. В таких условиях возросла угроза со стороны казаков Азову. По данным грамоты султана Мурада III крымскому хану Девлет Гирею I, стало известно, что казакам удалось в 1576 г. быстрым набегом захватить пригород Азова.
Усилившуюся мощь донского казачества русское правительство использовало в конце Ливонской войны. Известно, что казачьи отряды были в составе русских войск в Пскове в конце 70-х гг. ХVI в. и должны были отправиться на войну в Ливонию. В 1581 г., когда польский король Стефан Баторий готовил поход на Псков, где рассчитывал завершить войну, отряды донских казаков успешно действовали против польских войск под Могилевом на Днепре. В письме воеводы Стравинского к польскому королю назван в качестве одного из атаманов, участвовавших в нападении на польские войска, и будущий покоритель Сибирского ханства донской казак Ермак Тимофеев. В обороне Пскова, по данным «Повести о прихождении Стефана Батория под град Псков», участвовал и атаман Черкашенин, который там и погиб. Упоминание атамана в этой повести означало признание в России его боевых заслуг.
В конце XVI в. боевые усилия казачества были вновь направлены на борьбу с турецким Азовом и Крымом. Этому способствовало усиление позиций донского казачества на Нижнем Дону в начале 90-х гг. В то время у казаков возникли новые городки вблизи Азова – Маныч и Черкасский городок.
В 80-90-е гг. ХVI в., по данным отчетов русских послов о визитах в Османскую империю, казаки регулярно совершали морские набеги на Крым, Азов, турецкое побережье. По информации русского дипломата Б.Благово, в середине 80-х гг. ХVI в. казаки совершили большое нападение на Керчь, успешно разграбив керченское побережье и уведя в плен многих адыгов и татар. Выходы в море превратились в постоянный промысел.
Военные действия на время прерывались в период пребывания в Азове и на Дону русских и турецких послов, но и то не всегда. Так, весной 1592 г., во время пребывания на Дону посла Г.Нащокина и в ходе переговоров с азовцами о мире, казаки под руководством атаманов Никиты Болдыря и Ивана Носа совершили нападение на Темрюк (город на побережье Азовского моря). Азовцы во главе с пашой Али-беем пытались не допустить казаков в устье Дона, но казаки разбили турок и захватили у них 3 ушкула, 1 из которых был «княжеский» (ушкул - легкое парусно-гребное морское судно). Узнав о переговорах русского посла с азовцами о мире, казаки решили не мешать этим переговорам и не возвращаться через устье Дона – они возвратились через Миусский лиман.
В этом же 1592 г. донские казаки (300 чел.) во главе с атаманом Василием Жигулиным совершили крупный морской поход по Азовскому морю в Крым. Во время русско-турецких переговоров в 1593 г. в Стамбуле турецкая сторона в резкой форме выразила свое недовольство послу Нащокину в связи с набегом на Крым отрядов Жигулина. Посол Нащокин, как и другие русские посольства, при этом подчеркивал, что казаки вели военные действия против Турции и Крыма совершенно самостоятельно, по причине своей полной независимости от России. Так в значительной мере и было. Однако факты царского жалованья казакам, которое присылалось из Москвы, были известны в Турции и в Крыму. Понимая, что военная активность казачества способствует обострению русско-турецких отношений, русское правительство в 1593–1594 гг. добивалось от донских казаков прекращения военных походов на Турцию и Крым, однако безуспешно. При этом в 1593 г. казаки едва не захватили Азов в ходе очередного набега. Нападение на Азов было вызвано, стремлением казаков отомстить туркам за вероломный арест казаков, провожавших послов в Азов, и казнь некоторых из них. Сделали это турки, однако, за недавний поход казаков под Темрюк. И лишь военная помощь Азову со стороны Орды Малых Ногаев (кочевавших на правом берегу реки Кубань) не позволила казакам взять Азов.
Таким образом, боевые действия казаков стали к концу XVI в. настолько важным фактором русско-турецких и русско-крымских отношений, что стали постоянной и острой темой дипломатических переговоров между этими государствами.
2.Источники существования донского казачества.
В ХVI – ХVII вв. важнейшим источником существования казачества была военная добыча. Не зря Донская земля называлась в турецких документах как «край войны». Это название полностью отражало положение в крае, где донские казаки проживали бок о бок со своими агрессивными соседями, где жизнь была связана с постоянной военной опасностью. Не удивительно, что в таких условиях хозяйственная деятельность на Дону была затруднена. Но большое значение для казаков имела военная добыча, которая стала целью любого военного предприятия, проводившегося казаками. В казачьих походах на Крымское ханство, Азов, побережье Османской империи всегда существовал мотив военной добычи. При нападении казаков на побережье Азовского и Черного морей в качестве «добычи» выступали пленники (ясырь) и ценные движимые вещи (продовольствие, деньги, пушки и оружие, дорогие ткани и т.п.). При нападениях на Ногайскую Орду казаки предпочитали захватывать у местных татар лошадей (занимались, как тогда говорили, «конским отгоном») и прочий домашний скот. Кроме того, казаки облагали военными податями турецкие города. Так, из турецких и ногайских грамот ХVI в. известно, что донские казаки с 1551 г. брали с Азова «оброк», который уже к ХVII в. считался для казаков традиционным источником обогащения. Жители Азова ежегодно платили донским казакам 1 тыс. золотых монет, выдавали котлы для варки пищи, рыболовецкие сети и соль. Недаром в одной из грамот турецкого султана Сулеймана Канини крымскому хану Сахиб Гирею говорилось, что казаки «Азовом жили».
Следует отметить, что казачьи набеги стали сдерживающим фактором в нападениях крымско-ногайских войск на земли России и Речи Посполитой (в плен попадали в основном русские, украинцы и поляки). О масштабах крымско-ногайской угрозы говорят следующие факты. По данным турецкого историка Халила Иналджика, в среднем за год крымцы и ногайцы угоняли в рабство до 10 тыс. чел., а за ХVI – ХVII вв. они смогли захватить до 2 млн. чел. (для сравнения население Московского царства в ХVII в. составляло тогда примерно от 7 до 11 млн. чел.). Таким образом, крымско-ногайские нападения сократили за два века народонаселение только России на 18 – 30%. Так, что ставшие в конце ХVI- начале ХVII вв. почти регулярными нападения запорожских и донских казаков на крымско-османское побережье бесспорно сдерживали набеги крымских и ногайских татар. Но иногда казаки (особенно запорожские) участвовали совместно с крымцами в войнах с Османской империей. Так, в 1624 г. казачьи отряды совместно с татарскими войсками Мехмеда III Гирея и Шахин Гирея разгромили войска турецкого ставленника на крымский престол Джанибека Гирея в битве при Карасубазаре (городок в Крыму).
Сами казаки называли такие набеги за добычей – походами «за зипунами и ясырем». В те далекие времена походы «за зипунами» напоминали скорее военные операции или рейды на территории, прилегающие к русским землям. Целью таких походов была добыча продовольствия. В XVI–XVII вв. положение казаков обязывало их не землю пахать, а нести военную службу (по царскому указу 1690 г. за занятие на Дону землепашеством полагалась смертная казнь). И даже в ХVIII в. возможность казакам заниматься на Дону земледелием была ограничена служебным статусом казачества. Это уже к концу ХVIII – ХIХ вв. казаки стали заниматься сельским хозяйством и превратились в «главных хлеборобов» Юга России. Тогда же казаки были вынуждены поддерживать необходимые отношения с царской властью, а она в свою очередь обеспечивала их хлебным жалованьем и прочими довольствиями. Обеспечение было нерегулярным, очень часто задерживалось на несколько лет. Поэтому «спасение утопающих было делом рук самих утопающих», и походы «за зипунами» становились основной статьей снабжения казачьих войск. Если казаки собирались за добычей, то в это дело включались представители донского, запорожского, терского и яицкого казачества. Не всегда эти походы согласовывалиь с политикой Москвы. Власть обычно ставила их в укор казакам. Тем не менее, походы за добычей способствовали и определенному снижению социальной напряженности в казачьих областях, особенно в бедняцкой среде. Для своих походов казаки выбирали самые разные маршруты. Традиционно они ходили на Волгу, Урал, в Крым, Турцию и Иран. Самый известный в истории поход «за зипунами» совершили казаки Степана Разина в 1667–1669 гг. Очень скоро активность разинцев переросла в Крестьянскую войну 1670–1671 гг.
В отличие от черноморских походов казаков, казачьи нападения на Волгу и Каспий русское правительство расценивало как походы «воровские». Поэтому участники таких походов жестко преследовались русскими властями (да и персидскими тоже). Русские власти неоднократно требовали от Войска Донского запретить подобные походы. И в 1627 г. на Войсковом круге было запрещено казакам «ходить с Дону на Волгу для воровства». Нарушителей ожидала смертная казнь. Однако и после запрета походы продолжались, причем между казаками Войска Донского и «воровской» частью донского казачества существовали прочные связи. Из дорожников (путеводителей того времени) середины ХVII в. известно, что выходцы из казачьих городков Переволоки (городки между Доном и Волгой) участвовали в «походах за зипунами» на Волгу, Яик и Каспий, а донские казаки помогали им оружием и продовольствием. Это означало, что после завершения похода и возвращения на Дон «воровские» казаки должны были отдать тем казакам, которые ссужали их всем необходимым для похода, 50% добычи. В первой половине XVII в. население Нижней и Средней Волги жило в большой тревоге от казаков. Об этом свидетельствовал немецкий ученый и путешественник Олеарий, проезжавший в 1634 г. вниз по Волге (от Нижнего Новгорода в Персию на немецком судне).
Совершать нападения на Южное Поволжье было для казаков удобнее, чем на Черноморское побережье (протоки рек Волги и Ахтубы поросли высоким камышом). Астраханские воеводы часто не могли обнаружить в речных заводях небольшие казацкие суда. Промысел «воровских» казаков продолжался с весны до осени. На зиму они возвращались на Дон, причем иногда сооружали себе особый городок, но чаще временное «зимовище», где хранили награбленное и запасы пищи. Не всегда казачьи походы были успешными. Так, турецкий флот нанес ряд тяжелых поражений флоту запорожских и донских казаков в боях 1622, 1625, 1638 гг., а в 1643 г. крымско-турецкие войска сожгли главные городки Войска Донского. Персы в 1572 г. (за разгром казаками на Каспии английских кораблей) подвергли пленных казаков «жестоким мучениям». Но из-за жажды добычи и престижа казака походы продолжались. Для народа такой казак был героем, а в русском фольклоре – носителем былинной богатырской традиции.
Добыча, захватывавшаяся в боевых походах, была разнообразной. Большое значение имел для казаков захват пушек. Высоко ценились восточные ткани. В сухопутных походах казаки отбивали у противника скот. В качестве специфической добычи выступала ясырь, которая на Дону находилась на положении рабов и которой казаки нередко торговали, но некоторых пленных женщин брали замуж. За некоторых пленных казаки получали большой выкуп, который могли, в свою очередь, растратить на выкуп у азовцев своих пленных. Завершались походы «дуваном», или дележом добычи (дуван – это бугор, возвышенность, на которой казаки делили добычу). У казаков сложилась четкая традиция дележа добычи, т.е «дувании». Вся добыча делилась на три части. Первую часть отдавали на церковь, вторая часть состояла из денег сиротам, вдовам калекам, и только третья часть добычи распределялась между казаками, учитывая их заслуги и особые обстоятельства. После Отечетсвенной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813 – 1815 гг. донские казаки в качестве трофея привезли в станицу Старочеркасскую несколько пушек, из которых был отлит колокол для церкви Михаила Архангела весом в 2600 кг. Важное условие распределения добычи – участие атамана. У казаков была пословица: «Без атамана дуван не дуванят». В случае успешного набега доход даже рядового казака мог достигать 500 руб., не считая ценных вещей и пленниц. За эти деньги можно было купить себе от 12 до 24-х невольников на рынке Черкасского городка в ХVII в. или 100 лошадей.
Другим финансовым источником для казаков стало со второй половины ХVI в. царское жалованье, которое полагалось им за службу. Самое раннее известие о таком жаловании донским казакам относится к 1570 г. Казаки атамана М.Черкашенина получили от московской казны деньги, порох, свинец и ткани. Службой, за которую казакам давалось царское жалованье, являлось сопровождение посольств, участие в боевых действиях, доставка разных сведений. Жалованье, таким образом, выплачивалось за конкретную службу. Переход к регулярной ежегодной уплате царского жалованья донским казакам относится к 90-м гг. XVI в. Направлялось оно низовым казакам, у которых к тому времени складывалась войсковая организация. При царе Борисе Годунове (1598 – 1605 гг.) жалованье посылалось донским казакам ежегодно. С 1609 по 1612 гг., в связи с событиями Смутного времени, жалованье на Дон не посылалось. С 1613 г. правительство Михаила Романова наладило регулярную посылку донским казакам царского жалованья. Вместе с тем царское жалованье становилось одним из инструментов правительственной политики на Дону. В периоды ухудшений отношений Москвы и Дона, по сведениям чиновника Посольского приказа Григория Котошихина, размер жалования мог сокращаться или совсем не выплачиваться.
Из натуральных продуктов и вещей царское жалование было представлено поставками хлеба (из южнорусских уездов за счет государевой десятинной пашни), вина (ответственны целовальники кабаков и кружечных дворов), предметов военной необходимости (свинец, селитра, пушки и т.п.). Почти ежегодно на Дон отправлялось жалованье сукном и деньгами (причем деньги выдавались даже тогда, когда другие виды жалования не присылались на Дон). Так, в 1640–1641 гг., когда была опасность нападения на идущие по Дону суда с хлебным запасом со стороны татар, посылались только деньги. Что касается судов, то казаки не считали русские суда, присылавшиеся в отдельные годы в качестве жалованья, пригодными для морских походов в той же мере, как для этого подходили струги, которые делались самими казаками.
Особое жалование получали «посольские казаки» (члены казачьих посольств с Дона в Москву). Включение в состав посольства было для атаманов и казаков почетным поручением, которое давалось за боевые заслуги. Казаки получали жалованье по прибытии в Москву, затем ежедневное содержание, а также особое жалованье на отъезд. Размеры жалованья были велики и различались по служебному положению казака. Жалованье атамана и есаула станицы было большим, чем у рядовых казаков. За особые заслуги атаман и есаул, кроме денег, получал меха соболя и серебряные ковши. Впервые это вошло в практику с 1641 г., когда станица атамана Наума Васильева привезла в Москву весть о победе над турками в ходе Азовского осадного сидения. В 1671 г., по случаю выдачи в Москву Степана и Фрола Разиных, жалованье соболями получили не только атаманы и есаулы, но и казаки станицы Корнилы Яковлева. Особенно много получил сам Яковлев (40 соболей и 30 рублей, а при отъезде из Москвы – еще пару соболей стоимостью в 10 руб.).
Для некоторых атаманов и старшин правительство использовало такую форму пожалованья, как поместные дачи. Сам казак служил на Дону, но за службу получал от государства поместье в южных уездах России. Еще руководство Первого народного ополчения (зима – лето 1611 г.) своим приговором от 30 июня 1611 г. узаконило такой вид землевладения. Правда, количество таких дач и их владельцев было незначительным. Из документов Разрядного приказа известно, что за период с 20-е – по 40-е гг. ХVII в. получили «поместные оклады» только 15 атаманов.
Встреча царского жалованья (привозил царский посол) была торжественной церемонней и происходила она на Войсковом круге. После Азовского осадного сидения (1637 – 1642 гг.) Войско Донское ослабло, и Москва пыталась перенести церемонию встречи своего посла с жалованием на посольский стан, чтобы подчеркнуть, что царский посол выше казачьего круга. Однако до поражения Разинского восстания (1670 – 1671 гг.) казаков не смогли заставить идти на стан. Прием московского посла происходил на нейтральном месте – у часовни. После разгрома движения Разина жалование уже передавалось на посольском стане, как и желали московские цари. С 70-х гг. ХVII в. жалование стали получать не все казаки, а только казачьи старшины и служилые в Главном Войске, т.е. состоящие на официальной московской службе казаки.
Военная опасность сдерживала аграрное развитие Дона в XVI–XVII вв., что обусловило его отставание от уровня, достигнутого в то время в России и на Украине. Сведения о появлении земледелия в хозяйстве казаков относятся только к концу XVII в., и началось оно с верховых городков, особенно по Хопру. Но в то же время на Дону развивались рыболовство и охота. Этому способствовал образ жизни казаков, не расстававшихся с оружием, и характер расселения казаков по берегам Дона и других рек, где в пойменных местах водилась дичь, а в реках – рыба. Донская рыба всегда ценилась у русских купцов (еще в античные времена крупная донская рыбина на греческих рынках оценивалась в 26 драхм – цену 2-х рабов). У донских казаков рыба всегда была обычной едой даже в самые голодные годы. Даже зимой 1640 – 1641 гг., когда продовольственное обеспечение жителей Дона из-за войны за Азов грозило голодом, самые бедные казаки питались мясом лошадей и рыбой. В жизни казаков большое значение занимала и охота (охотились даже во время военных походов). Казаков, занимавшихся охотой в свободное от службы время, называли «гулебщиками» и «камышниками». Выход казаков-гулебщиков на охоту начинался с лета, обычно после Петрова дня (день святых апостолов Петра и Павла, 12 июля), когда в Главном войске завершался сбор казаков. Обычно гулебщики находились на промысле всю зиму и весной возвращались в свои городки. Если гулебщики охотились в степи и приречных лесах, то камышники не удалялись от рек и сидели в камышах. В отличие от гулебщиков, камышники не выходили на охоту большими группами. Развито было в среде казаков и животноводство, особенно коневодство и угон скота у враждебных народов. С развитием коневодства было связано и сенокошение (по негласному правилу сжечь запасы сена нельзя было даже у врага). На сенокос казаки ездили вооруженными. Зимой скот стоял в стойлах, а с весны до осени находился на подножном корме. Сами казаки в отписках Посольскому приказу писали: «Служим мы ни с поместий, ни с вотчин, а с воды да с травы».
Ремесло служило скорее дополнением к хозяйству казаков и занималось им на Дону в большей степени пришлое, а не коренное население. Уровень ремесла (как и сельского хозяйства) на Дону, уступал уровню развития ремесла в России. Пришлых ремесленников много трудилось из Курска и Белгорода (особенно сапожников и портных). Часто их работа носила сезонный характер (портной Данилка в 1627 г. заработал на Дону 5 рублей, купил на эти деньги здесь коня и кобылу, а затем более выгодно продал лошадей в Курске). Сами казаки тоже знали ремесленное дело. По раскопкам Кагальницкого городка видно, что в казачьей среде были специалисты по деревообработке, судостроению (казачьи струги), кузнечному делу (литейщики Дона часто в жаловании получали и металл из России). Каменное строительство казаки не любили и не владели им (в основном каменщиками были мастера-греки). Казаки Черкасского и Манычского городков обосновывали свое нежелание воевать за Азов в 1641 г. так: «Мы за камень не хотим умереть, мы думрем за свом щепки». Но к концу ХVII в. казачьи курени стали строить уже из камня (раньше из плетенок и глины).
Зато торговля развивалась в казачьих землях лучше, чем ремесло. Дон уже к концу ХVII в. втягивался во всероссийский рынок (особенно бойко шла торговля с южными регионами России). Царь Михаил Романов предоставил донским казакам право беспошлинной торговли в 1615 г. От воевод правительство требовало не допускать злоупотреблений в отношении донской торговли. Но ограничения в казачьей торговле существовали: 1) наличие «воеводского разрешения» для торговли на Дону, 2) уплата таможенных сборов при пересечении донской земли (у крепости Острогожска), 3) осмотр судов на заставах (для задержания беглых и запрещенного товара). Военная опасность и бунты казаков (особенно восстание С.Разина) также сдерживали рост торговли России с Доном. По царским грамотам ХVII в. известно, что донские казаки по сравнению с запорожцами жили «в богатстве».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.