ДООП "Сценическое мастерство"

  • docx
  • 29.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДООП Сценическое мастерство 2022-2023.docx

Управление образования администрации г.Орска

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

 

«Согласовано»

методическим советом

Протокол №2 от «26» октября 2017 г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАУДО «ЦРТДЮ

 «Созвездие» г.Орска»

______________ С.Ю. Наследова

Приказ №177/01-02-01

от  «26»октября 2017 г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

 

«СЦЕНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО»

 

Уровни освоения:

стартовый

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 12 -18 лет

 

 

Автор-составитель:

Малюченко Наталья Леонтьевна,

педагог дополнительного образования

 

 

                                                   г.Орск, 2017г.


Содержание

 


Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

6

 

Учебный план

7

 

Учебный план и содержание программы (модули)

 

 

Планируемые результаты

29

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

32

2.1

Календарный учебный график

32

2.2

Условия реализации программы

39

2.3

Формы контроля /аттестации

40

2.4

Оценочные материалы

41

2.5

Методические материалы

42

2.6

Список литературы

46

Приложение

48

 


 

РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Люби искусство в себе, а не себя в искусстве» К.С.Станиславский

Выступление на сцене предполагает публичное действие человека, который в определенной мере должен обладать способностями, именуемыми актерскими. Можно ли научить быть актером? На этот вопрос ответил еще К. Станиславский, сказав, что научить нельзя, а научиться можно.

В названии дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сценическое мастерство» отражена  её концепция, так как обучение актерскому искусству должно привести к внутреннему перевоплощению личности каждого обучающегося в личность творческую, социально активную. В работе по программе принципиально важным является ролевое  существование  обучающихся на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, драматургом, зрителем и «профессиональным зрителем», т.е. театральным критиком, рецензентом.

Программа реализуется в образцовом театральном  коллективе «Кукляндия» (Приложение 1) Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска Оренбургской области с 2017 года.

Программа разработалась с учетом социального и государственного заказов, меняющихся нормативно-правовых и информационно-методических требований (Приложение 2)

Данная программа  имеет художественную направленность и способствует приобщению детей и подростков к видам искусства, связанным с деятельностью на сцене.  Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни.

 Содержание  программы реализуется через стартовый уровень и предназначается для воспитания творческой, разносторонне развитой личности.

Актуальность данной программы в том, что она, включая в себя три основных аспекта сценического творчества (сценическая речь, сценическое движение, актерское мастерство),  направлена на развитие способностей каждого обучающегося, социальной одаренности, на формирование социальной компетентности и духовно-нравственное воспитание.

Новизна программы состоит во   внедрении инновационных технологий и применении эффективных форм и методов обучения, способствующих интеллектуальному развитию обучающихся, приобретению жизненного опыта, развитию коммуникативных компетенций и наблюдательности, так как учебный материал предполагает самостоятельный поиск информации и самостоятельную работу над собой.

Педагогическая целесообразность. Работа на сцене способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. Сцена активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие  способности ребёнка,  помогает свободно фантазировать  и в области текста, и в области компоновки пространства. Занятия по данной программе пробуждают интерес к литературе, дети начинают читать более осмысленно, чем раньше.

Отличительные особенности программы

Программа написана на основании анализа программ «Я хочу на сцену» Седен Т.В., «Волшебный мир театра» Манаевой А. Ю., и А.В.Гребёнкина «Сценическое движение».

Отличительные особенности программы «Сценическое мастерство» от вышеперечисленных:

Первая особенность: овладение основами  коммуникативной культуры как важнейшим условием самореализации и социализации обучающихся.

Вторая особенность: осознанное желание обучающихся самостостельно продолжать обучение и работу над собой, приобщаться к сценическому мастерству.

Научно-теоретическим обоснованием программы стали труды многих деятелей искусства и науки. Художественно-творческая и педагогическая деятельность выдающихся мастеров отечественного и зарубежного театра и кино, их теоретические концепции в области театрального и киноискусства К.С. Станиславский, А. Арто, П. Брук, Б. Брехт, Е. Б. Вахтангов, Е. Гротовский, Р. Клер, М. О. Кнебель, В. Э. Мейерхольд, В. И. Немирович-Данченко, Б. А. Покровский, Г. А. Товстоногов, Ф. Феллини, А. В. Эфрос и др. дали основание для появления понятия «театральная педагогика».

Программа «Сценическое мастерство» опирается на следующие основные педагогические принципы: доступность, последовательность,  систематичность, природосообразность, культуросообразность, наглядность и личностно-ориентированный подход к обучению.

Адресат программы

Для занятий по программе «Сценическое мастерство» принимаются обучающиеся в возрасте от 12 лет до 18 лет.

12-14 лет

В этом возрасте у подростков резко возрастает значение коллектива,  общественного мнения. Подросток стремится завоевать авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике.

В данном возрасте происходят сильные различия в «биологическом» возрасте однолеток, отсюда – ощутимые различия в интересах,  происходит созревание половых органов , быстрый рост мускулатуры. В этом возрасте дети  подвержены повышенной утомляемости.  Мальчики склонны к групповому поведению,  девочки менее активны. Дети  этого возраста чувствуют себя постоянно беспокойно и неудобно. Характерно   развитие антагонизма между мальчиками и девочками, они часто дразнят друг друга. При этом мнение группы более важно, чем взрослых. В данный период возникает  сопротивление к критике.   При этом  усиление любви к некоторым взрослым. В организации учебной и творческой деятельности рекомендуется стремиться к соревновательности,  использовать общий энтузиазм. Хорошее время для организации коллективного дела.

15-18лет

Важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть.

Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации подростка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.  В этот период характерен резкий рост рефлексии (отражение внутреннего состояния чувств). Одним из важнейших условий для этого является удовлетворение потребности в самораскрытии

 Формы организации обучения

      Групповая – освоение учебного материала  и разработка творческих проектов (этюдов).

Объём и сроки освоения образовательной программы

Срок обучения по данной программе составляет 1 год в объёме 216 часа.

Групповые занятия проводятся 3 раз в неделю: по -  2 часа, или 2 раза в неделю  

по 3 часа.

Особенности организации образовательного процесса

             Занятия в своей структуре содержат темы  модулей, которые обязательно включают тренинг (актёрский, голосовой, речевой, пластический).

Режим занятий

Занятия по программе начинаются не позднее 15 сентября и заканчиваются не ранее 20 мая включительно. Занятия проходят в группах постоянного состава. Продолжительность занятия обучающихся – 40 минут с обязательными переменами между занятиями - 10 минут.

Наполняемость групп  и составляет 12 – 15 человек.

1.2.ЦЕЛЬЮ программы является введение  ребенка в атмосферу  сценического творчества, закрепление  устойчивого интереса к театральному искусству.

 

Задачи:

Обучающие:

·      обучить основам техники самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию и элементам перевоплощения;

·      научить  владению элементами актерского мастерства и ежедневной работе над собой;

·      научить  навыкам  снятия  внутренних  зажимов.

Развивающие:

·      развивать творческих способностей и художественного вкуса обучающихся;

·      формировать  основы навыков театральной культуры и этики.

Воспитывающие:

·      Воспитывать культурную личность, понимающую  и любящую искусство;

·      воспитывать высокоорганизованную личность, готовую к самореализации и к самоопределению;

·      формировать у обучающихся представление о современном мире профессий;

·       формировать основы здорового образа жизни, гигиенические знания и умения.

Планируемые результаты

 

Образовательные результаты:

Обучающиеся:

· обучены основным  элементам актерского мастерства:  сценическому вниманию, сценической  вере, сценической свободе, сценическому отношению.

· умеют  снимать внутренние и внешние  зажимы.

Развивающие результаты:

Обучающиеся:

· могут использовать полученные навыки для развития своих творческих и личностных способностей;

· могут использовать основы навыков театральной культуры и этики в повседневной жизни.

Личностные результаты:

у обучающихся:

·      сформировано понимание их отношение к сценическому искусству;

·      сформированы  такие качества  личности  как:  эрудиция, прилежание,  трудолюбие, сопереживание и сострадание к другим людям.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

8

3

5

 

1.1

Знакомство с предметом.

2

1

 

Беседа, опрос

1.2

Главные принципы творчества: коллективность и синтетичность.

3

1

2

1.3

Тренинг на знакомство и сплочение коллектива.

3

1

2

II.

Элементы актерского мастерства

65

5

60

 

2.1

Сценическое внимание

15

1

14

Наблюдение, опрос,

самоконтроль, взаимоконтроль

2.2

Сценическая свобода

15

1

14

2.3

Сценическая вера

15

1

14

2.4

Сценическое отношение и оценка фактов

20

2

18

III.

Сценическая практика

65

7

58

 

3.1

Тренинги

25

 

25

Наблюдение, опрос,

самоконтроль, взаимоконтроль, показ этюдов

3.2

 Движение и речь

15

2

13

3.3

Этюды  (пластические и музыкальные)

25

5

15

Наблюдение,

самоконтроль, взаимоконтроль, показ этюдов

IV

Работа со сценическим материалом (постановочная)

75

10

65

 

4.1

Художественный и литературный материал (стихи, проза, басни)

35

5

30

Самоконтроль, наблюдение, взаимоконтроль, показ, вступление

4.2

Миниатюры, сценки, инсценировки, литературно-музыкальные композиции

40

5

35

Самоконтроль, наблюдение, взаимоконтроль, показ, вступление

 V

Итоговое занятие

3

1

2

Творческая работа

 

Итого:

216

      26

     190

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

            Раздел 1. Вводное занятие (8 часов)

Теория (3 часа).  Знакомство с предметом.  Главные принципы творчества: коллективность и синтетичность. Цель и задачи программы. Правила ТБ на занятиях.

Практика (5 часов). Беседа и опрос о соблюдении ТБ на занятиях. Тренинг на знакомство и сплочение коллектива.

            Раздел 2. Элементы актерского мастерства (65 часов)

Теория (5часов)

Практика (60 часов)

2.1. Сценическое внимание

Теория (1час). Сценическое внимание актера. Виды внимания: произвольное и непроизвольное. Внутренние и внешние объекты внимания.

Практика (14 часов). Тренинг на внимание. Три группы упражнений на внимание: работа с внешним объектом, работа с внутренним объектом, переключение внимания с одного объекта на другой

2.2. Сценическая свобода

Теория  (1час)

Практика (14 часов)

2.3. Сценическая вера

Теория  (1час)

Практика (14 часов)

2.4. Сценическое отношение и оценка фактов

Теория  (2час)

Практика (18 часов)

Раздел 3. Сценическая практика (45 часов)

3.1. Тренинги

Практика (25часов).

3.2. Движение и речь

Теория (2 часа)

Практика (13 часов)

3.3. Этюды  (пластические и музыкальные)

Теория (5часов)

Практика (15 часов)

Раздел 4. Работа со сценическим материалом (постановочная) (75 часов)

4.1. Художественный и литературный материал (стихи, проза, басни)

Теория (5часов)

Практика (30 часов)

4.2. Миниатюры, сценки, инсценировки, литературно-музыкальные композиции

Теория (5часов)

Практика (35 часов)

Раздел 5. Итоговое занятие (3 часа)

Теория (1 часа).

Практика (2 часа).

 IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Полученные в процессе обучения навыки реализуются обучающимися в конкретной творческой работе, которая показывается на зачете или контрольном занятии в конце каждого года обучения. Обучающиеся, освоившие программу должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- необходимыми знаниями в области физической культуры и техники безопасности при исполнении пластических заданий на сцене;

- знаниями технических приемов сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания художественного образа;

- знаниями профессиональной терминологии;

- умением использовать элементы пластической техники при создании художественного образа;

- умением использовать технические приемы сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания художественного образа;

- умением распределять движения во времени и пространстве;

- навыками владения средствами пластической выразительности, комплексом физических упражнений

  Портрет выпускника: Гармонично развитая, самостоятельная, творчески думающая личность, толерантная и коммуникабельная, обогащенная знанием классической литературы, искусства, уверенно чувствующая себя в коллективе и на сцене с активной гражданской позицией.

Планируемые  результаты по годам обучения

Первый год обучения

Личностные результаты:

· сформировано стремление к активному самостоятельному творческому мышлению;

·  развито стремление к творческой самоотдаче и созиданию;

· развито чувство ответственности за общее творческое дело;

· сформирован интерес к истории театра;

·  сформировано уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя;

·  сформировано умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Метапредметные результаты

· развито умение творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

· развито умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах театральной деятельности;

· сформировано умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

· историю развития театра (Россия);

· профессиональную терминологию (по системе К.С. Станиславского);

· технику речевого тренинга (актуальность, основные этапы, описание упражнений);

· этапы работы над драматургическим материалом;

· элементы воплощения художественного образа.

Обучающиеся будут уметь:

· в технике речи: правила правильного литературного произношения, уметь выполнять упражнения для улучшения дикции;

· в сценической речи: овладеть приемами построения диалога, речевой импровизации;

· актерское мастерство: знать этапы проведения актерского тренинга; выявлять и передавать характерные черты персонажа («зерно роли»); применять элементы воплощения;

· при постановочной работе: участвовать в определении событийного ряда и построении мизансцен; участвовать  в самостоятельной разработке сценария и постановке мини-спектаклей или театрализованной программы, участвовать в публичных показах.

РАЗДЕЛ № 2.  КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

                                                                                                           

2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во

 часов

Тема занятия

Форма

 контроля

1.

сентябрь

 

беседа

2

Вводное занятие. Правила ТБ. ПБ

устный опрос, обсуждение

2.

 

комбинированное

 

    2

Постановочная работа

 наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

3.

 

театрализовано-игровая программа

2

Внимание! Огонь!

наблюдение, обсуждение

4.

 

комбинированное

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

5

 

комбинированное

2

Актёрский тренинг: «Ртуть»; «Пёрышко»; «Солнце»; «Снежный ком».

наблюдение самоконтроль

6

 

комбинированное

2

Ритмопластика: «Скульптура»;и т.д.

 наблюдение

7

 

комбинированное

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

8

 

комбинированное

2

Сценическая речь: артикуляционная гимнастика. Голос и актер: упражнения на развитие голоса.

Наблюдение самоконтроль

9

 

комбинированное

2

Этюды с предметом.

наблюдение

10

октябрь

 

комбинированное

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль и взаимоконтроль

11

 

комбинированное

2

Композиция сценического этюда.

наблюдение

12

 

комбинированное

2

Ритмопластика: скульптура тела в движении и статике.

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

13

 

репетиция

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

14

 

комбинированное

2

Сценическая  речь: дыхание, упражнения на дыхание.

наблюдение самоконтроль

15

 

комбинированное

2

Этюды: сценическое внимание.

взаимоконтроль

16

 

комбинированное

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

17

 

комбинированное

2

Ритмопластика: движение в пространстве.

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

18

 

комбинированное

2

Сценическая речь: упражнения на дыхание(со звуком).

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

19

 

 

Репетиция

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

20

 

комбинированное

2

Этюды на сценическое внимание: на заданную тему.

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

21

 

тренинг

2

Ритмопластика: движение и музыка.

самоконтроль и взаимоконтроль

22

 

репетиция

2

Постановочная работа

взаимодействие

23

ноябрь

 

комбинированное

2

Сценическая речь: релаксация и дыхание.

самоконтроль наблюдение

24

 

игровая программа

2

Встреча с Лесовичком.

самоконтроль анализ

25.

 

репетиция

2

Постановочная работа

взаимодействие наблюдение

26.

 

тренинг

2

Ритмопластика: «Волшебная палочка» ; «Бег в резинке»

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

27

 

тренинг

2

Сценическая речь: стихотворный тренинг.

наблюдение самоконтроль

28

 

комбинированное

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

29

 

комбинированное

2

Словесное действие.

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

30

 

комбинированное

2

Ритмопластика: пластические этюды, акробатика.

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

31

 

комбинированное

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

32

 

комбинированное

2

Способы словесного действия.

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

33

 

комбинированное

2

Сценическая речь: интонация

наблюдение самоконтроль

34

 

комбинированное

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

35

 

комбинированное

2

Этюды

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

36

Декабрь

 

комбинированное

2

Актёрское мастерство: публичное одиночество.

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

37

 

комбинированное

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

38

 

тренинг

2

Ритмопластика: «Тонкий лёд»; «На канате»;«Балансировка тяжёлым першем».

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

39

 

 

тренинг

2

Сценическая речь: речевое дыхание.

наблюдение самоконтроль

40

 

комбинированное

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

41

 

комбинированное

2

Организация досуговых мероприятий. Дифференцированный подход в организации досуга..

опрос, обсуждение

42

 

комбинированное

2

Сценарный план досугового мероприятия.

опрос, анализ

43

 

комбинированное

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

44

 

праздник

2

Новогодний утренник

наблюдение

45

 

развлекательная программа

2

 

наблюдение

46

 

развлекательная программа

2

 

наблюдение

47

 

игра

2

Зимние забавы.

наблюдение

48

январь

 

игра

2

Народные  игры на свежем воздухе

наблюдение

49

 

экскурсия

2

Экскурсия в Центральный парк.

наблюдение

50

 

экскурсия

2

Посещение Драматического театра с родителями.

наблюдение, обсуждение

51

 

праздник

2

Рождественские посиделки.

наблюдение, обсуждение

52

 

экскурсия

2

Поход в драмтеатр.

наблюдение, обсуждение

53

 

комбинированное

2

Грим: основные приёмы грима. Характерный грим

наблюдение, обсуждение

54

 

практическое

2

Изготовление бутафории и элементов грима.

опрос, самопроверка

55

 

комбинированное

2

Постановочная работа

взаимодействие, наблюдение, обсуждение

56

 

практическое

2

Ритмопластика: «Оправдай позу»; «Угадай позу».

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

57

 

практическое

2

Приспособление и импровизация.

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

58

 

 

практическое

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

59

февраль

 

тренинг

2

Ритмопастика: «Дополни и продли действие»

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

60

 

практическое

2

Грим: Нанесение грима.

взаимодействие наблюдение

61

 

практическое

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

62

 

беседа

2

Театрализованные игровые программы. Особенности театрализации.

опрос, обсуждение

63

 

тренинг

2

Ритмопластика: «Передай чувства в пластике» на заданную тему.

наблюдение самоконтроль взаимодействие

64

 

практическое

2

Постановочная работа

наблюдение самоконтроль  взаимоконтроль

65

 

практическое

2

Оснащение спектакля . Подбор игр  и музыки к игровой программе.

самоконтроль, обсуждение

66

 

тренинг

2

Коллективность актёрского творчества. упражнения «Стулья»; «Третий лишний»; «Оркестр»

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

67

 

репетиция

2

Постановочная работа

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

68

 

тренинг

2

Игровые элементы коллективности.

самостоятельная работа, наблюдение

69

 

комбинированное

2

Артикуляция. Произношение

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

70

март

 

репетиция

2

Постановочная работа

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

71

 

комбинированное

2

Логика сценического действия.

опрос, работа над собой

72

 

практика

2

Скороговорки

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

73

 

репетиция

2

Постановочная работа

взаимодействие, самоконтроль

74

 

тренинг

2

Сценическая речь: рождение звука (гласные звуки и согласные), упражнения «Гудок»; «Игра с ребёнком»

самостоятельная работа над собой, наблюдение

75

 

практическое

2

Скороговорки + Чувства = Эмоция

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

76

 

репетиция

2

Постановочная работа

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

77

 

практическое

2

Организация досуга: микрофон, работа с микрофоном.

беседа, опрос, самопроверка

78

 

практическое

2

Сочинительство (скороговорочный рассказ.)

наблюдение, самоконтроль

79

 

репетиция

 

Постановочная работа

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

80

 

тренинг

 

Ритмопластика:  пластический этюд через свою наблюдательность. Ситуации из жизни.

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

81

 

 

практика

2

Инсценирование скороговорки

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

82

 

репетиция

2

Постановочная работа

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

83

апрель

 

конкурсная игровая программа.

2

Поиграй-ка!

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

84

 

экскурсия

2

Посещение Драматического театра с родителями.

наблюдение, обсуждение

85

 

занятие- сюрприз педагогу

2

День импровизаций

наблюдение, взаимодействие

86

 

тренинг

2

Сценическая речь: упражнения «На футбольном матче». «Брошу камень»; «Добавьте «Х»»

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

87

 

комбинированное

2

Художественное оформление:  Изготовление реквизита.

обсуждение

88

 

репетиция

2

Постановочная работа

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

89

 

тренинг

2

Сценическая речь: упражнение «Любопытный»; «Полейте цветы»

наблюдение, самоконтроль

90

 

комбинированное

2

Чувство партнерства. Взаимодействие.

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

91

 

репетиция

2

Постановочная работа

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

92

 

комбинированное

2

Диалог и монолог.

наблюдение, взаимодействие,

93

 

тренинг

2

Этюды на взаимодействие.

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

94

 

репетиция

2

Постановочная работа (Репетиция на взаимодействие)

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

95

 

тренинг

2

Ритмопластика: разогревающий массаж. Управляю своим мышечным аппаратом.

самоконтроль, наблюдение

96

май

 

комбинированное

 

2

Повторение пройденного материала по актёрскому мастерству

опрос, самостоятельная работа

 

97

 

репетиция

 

2

Постановочная работа

Взаимоконтроль

 

98

 

комбинированное

 

2

Повторение пройденного материала по сценической речи.

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

99

 

комбинированное

 

2

Повторение пройденного материала (сценическая речь)

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

100

 

прогон

2

Постановочная работа

наблюдение

101

 

практическое

2

Повторение пройденного материала по ритмопластике.

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

102

 

комбинированное

 

2

Повторение пройденного материала по художественному оформлению спектакля.

наблюдение, взаимодействие, самоконтроль

103

 

тренинг

2

Повторение пройденного материала.

анализ

104

 

беседа

2

Повторение пройденного материала по истории театра.

наблюдение,

взаимодействие, самоконтроль

105

 

практическое

2

Выступление.

наблюдение

106

 

практическое

2

Постановочная работа.  (Выступление)

наблюдение

107

 

зачёт

2

Зачётное занятие.

наблюдение

108

 

комбинированное

2

Итоговое занятие.

наблюдение

                                                             Итого: 216 часов                                                         

 

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

Материально-техническое обеспечение:

§  кабинет;

§  аудиоаппаратура;

§   видеоаппаратура;

§  сценический реквизит и бутафория;

§  грим;

§  сценические костюмы, обувь;

§  использование новейшей печатной, аудио и видеоинформации.

    Занятия объединения проводятся в зале или другом приспособленном для этих целей помещении.

Методические ресурсы

Для организации работы по программе  «Мастер перевоплощения»: значительную помощь окажут:

§  учебные пособия К.С. Станиславского «Работа актёра над собой», С.Т.Адрачникова «Сценическая пластика»,  Ершова А.П. «Технология актёрского искусства» и «Арт-фантазия» и различные сборники детских подвижных и спортивных игр;

§  новейшие методические разработки, пособие по изучаемому профилю;

§  новейшие методические разработки и пособия по психологии, педагогике;

§  информационно-методическое сопровождение программы.

Кадровое обеспечение

           Для реализации данной программы педагогу необходимо иметь специальную профессиональную подготовку.

2.3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ/АТТЕСТАЦИИ

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальная диагностика

В начале учебного

года

Определение уровня развития

детей,  творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Промежуточная аттестация

По окончании изучения темы или раздела. В конце 1 полугодия.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение резуль­татов обучения.

Конкурс, фестиваль, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, тестирование, анкетирование.

Итоговая аттестация

В конце учебного года или курса обучения.

Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Конкурс, творческая работа, зачет, открытое занятие,  итоговые занятия, тестирование, анкетирование.

 

Для отслеживания уровня усвоения программы используются следующие методы:

1.Педагогическое наблюдение:

-отслеживание  актерское мастерства, ритмопластики, сценической речи, основ театральной культуры, умения в постановке спектакля

«Диагностической карте» (приложение №4)

2.Творческий отчет (проведение календарных праздников, участие в конкурсах и фестивалях, выступление на концертах).

Система оценивания.

1 – низкий уровень образованности

2 – уровень ниже среднего

3 – средний уровень образованности

4 – уровень выше среднего

5 – высокий уровень образованности

Шкала уровней.

Знаний.

1 – критический уровень, ребенок практически не имеет знаний по предмету

2 – элементарная грамотность, имеет отрывочные знания или обладает общими представлениями о предмете.

3 – обучающийся обладает знаниями, но не в полной мере, меньшими, чем того требует программа.

4 – полностью владеет знаниями в объеме, заложенном программой, знает весь теоретический материал.

5 – имеет углубленное и расширенное представление о предмете, чем того требует программа, самостоятельно пополняет багаж знаний, устойчиво мотивирован на самообразование.

Умений.

1 – не обладает элементарными умениями по предмету, основными способами действий.

2 – затрудняется в решении практических задач, обращается за помощью к педагогу или другому обучающемуся..

3 – умеет использовать полученные знания при решении практических задач, выполняет основные действия.

4 – самостоятельно выполняет действия более сложного порядка, вносит в деятельность авторский компонент, умеет оказать помощь другому.

5 – умения доведены до автоматизма, готов к продуктивной творческой деятельности.

2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

            Перечень диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов, которые отслеживаются по трем компонентам: личностный,  метапредметный и предметный.

Личностные результаты:

• Методика «Изучения мотивации к успеху» по Т. Элерсу;

• Методика «Эмоциональная направленность» по Б.И. Додонову;

• Методика «Изучение потребности в общении» по Ю.М. Орлову.

(Практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: Речь, 2002. – 694 с..)

Метапредметные результаты:

• Карта-схема «Изучение психологического климата в группе» по А.Н. Лутошкину. (Практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.)

·Тестирование на основе материалов  Р. В. Овчаровой «Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся» (Приложение 4).

Предметные результаты:

·Диагностическая карта  ЗУНов обучающихся (Приложение 5)

·Контрольно – измерительные материалы освоения программы (Приложение 6).

·Требования к выпускному экзамену  театрального объединения (Приложение 7)

2.6 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

             Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач используются следующие формы организации учебного занятия:

    На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

    На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим педагогом, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

    Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократного повторения (целиком или частями).

    Постановочные занятия – творческий процесс создания театрального представления, осуществляется совместно с педагогом.

    Информационные занятия предполагают беседу (диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнениями по какому – либо вопросу) и лекцию (представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов на какой-либо вопрос).

    Комбинированные занятия – сочетают в себе элементы нескольких форм деятельности.

    Показательные выступления – выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.

    Лекции – изложение педагогом предметной информации..

    Обучающие тренинги – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.

    Презентации – публичное представление определенной темы или предмета;

    Праздники – организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

    Экскурсии поездки с  познавательной целью.

    Конкурс – участие в конкурсах различного уровня.

    Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

§  творческого саморазвития Н.А. Бердяева,

§  технологии сотрудничества и сотворчества В.В. Фирсова,

§  игровые технологии Пидкасистого П.И., Эльконина Д.Б.,

§  технология искусства Быковой В.В.и Звягиной М.С., предполагающая  знакомство обучающихся с русской народной культурой;

§  здоровьесберегающие педагогические технологии Н.К. Смирнова, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

    Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

      Сочетание внутри одного занятия различных видов творческой деятельности способствует остроте восприятия учащихся, их работоспособности и интереса к занятиям.

Технология образовательного процесса при реализации программы заключается в последовательном, поэтапном раскрытии и развитии творческих способностей обучающихся через:

·        Комплексную работу над актёрской психотехникой;

·        Развитие музыкальных способностей;

·        Развитие голоса, речи, слуха, ритмико-координационных возможностей ребёнка;

·        Работу над конструктивным взаимодействием с партнёром, обеспечивающую широкий поведенческий диапазон, стремление выразить свои мысли и чувства, оптимальную открытость в общении, актёрскую спонтанность и самовыражение, способность радоваться и получать удовольствие.

При организации занятий педагогом предусмотрено использование разнообразных методов обучения, таких как

-   словесные методы (устное изложение учебного материала, тематические беседы, литературный и драматургический анализ пьесы);

-   наглядные (просмотр демонстрационного материала, показ педагога, посещение спектаклей в различном исполнении);

-   практические (различные упражнения и тренинги, самостоятельная работа учащихся);     частично - поисковые (наблюдения, построение и исполнение этюдов);

-   поисково-исследовательские (проектно-исследовательская деятельность).

             Структура  занятия может включать в себя следующие элементы:

ü актерское мастерство,

ü сценическую речь,

ü история театра,

ü сценическое движение,

ü грим,

ü изготовление сценического реквизита и бутафории,

ü театрализованные игры,

ü отработку актёрского тренинга и упражнений, работа над постановочным материалом (спектакли и театрализованные, игровые и развлекательные программы).

Дидактические материалы

Для проведения занятий изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный материал (карточки с заданиями и т.д.).

Построение программы по крупным блокам тем – «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Работа над сценическим материалом» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми. Базовым может быть любой раздел программы по выбору педагога.

Перечень методических материалов к программе

1. Тематические подборки, собранные автором программы:

§  «Актерское мастерство» - разработка тренингов, упражнений

§   «Сценическая речь» - теоретический и практический материал

§  «Сценическое движение» - теоретический и практический материал

2.Перечень аудиокассет, CD-дисков

§  Музыка к занятиям и этюдам (подборка).

CD-диски

§  Тренинг по сценической речи - DVD-дисков

§  Детские песни

§  Классическая и инструментальная музыка

§  Игро-песенки

§  физразминки

 

Примерный репертуарный план спектаклей

1 год обучения

1.Стихи, проза, басни

2..Инсценировки, миниатюры

3.Литературно-музыкальные композиции

4.Этюды (музыкальные, пластические)

 

2.7 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Литература для педагога

1.   Герела, Н.Ф. Дыхание, движение./ Н.Ф. Герела, - Л.: Петрополь, 1991.-85с.

2.   Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001.- 33с.

3.   Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

4.   Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. М. М.:Изд-во Эксмо, 1965. – 155с.

5.   Ершов П.М. Технология актерского искусства. Очерки. М. М.:Изд-во Эксмо, 1959.-122с.

6.   Захава, Б.Г. Мастерство актера и режиссера./ Захава, Б.Г. - М.: Просвещение, 1978.- 177с.

7.   Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки. / Е.И. Зуев, - М.: Советсткий спорт, 1990.- 87с.

8.   Искусство режиссуры. XX век. М.: Артист. Режиссер. Театр., 2008.- 187с.

9.   Карпов, Н.В. Уроки сценического движения. / Карпов, Н.В - СПб.: Сова, 2000. – 125с.

10.    Кипнис М. Ш. Актерский тренинг: более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. – 145с.

11.   Мейерхольд, В.Э. Метод Мейерхольда // Советский театр. Мейерхольд, В.Э. 1931. – 89с.

12.    Милюкова, И.В.Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей./ И.В.Милюкова, Т.А Евдокимова.  - М.:Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003.- 30с.

13.    Полищук В. Актерский тренинг Михаила Чехова, сделавший звездами     Мэрилин Монро, Джека Николсона, Харви Кейтеля, Брэда Питта, Аль Пачино, Роберта де Ниро и еще 165 обладателей премии «Оскар». Владимир : ВКТ, 2010.- 55с.

14.   Попов, П.Г. Жанровое решение спектакля. - М: ВЦХТ Я вхожу в мир искусств» /Попов, П.Г.,2008.- 122с.

15.   Станиславский, К.С. Статьи, речи, беседы, письма. М. Станиславский, К.С., 1953.- 334с.

16.   Станиславский, К.С. Записи и стенограммы репетиций./ Станиславский, К.С /М., 1987. – 189с.

17.   Таиров, А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма./ А.Я.Таиров, М., 1970.- 188с.

18.   Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены: / Г. А. Товстоногов В 2 т. Л., 1980.- 89с.

19.    Эфрос, А.В. Репетиция - любовь моя. / А.В. Эфрос, М., 1975.-133с.

 

Литература для обучающихся

1.        Козлянинова, И.П. Произношение и дикция./ И.П.  Козлянинова, М, М.:Изд-во Эксмо 1977.- 87с.

2.        Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль, М. М.:Изд-во Эксмо, 1994.

3.        Станиславский К. С. Работа актера над собой. -М. : Артист. Режиссер. Театр М.:Изд-во Эксмо. 2008. – 443с.


 

Приложение

Приложение 1

        Приказом Министерства образования и науки РФ  от 01.07.2014 г. №713 за высокий художественный уровень и исполнительское мастерство, активную работу по художественному воспитанию детей и юношества 16 детским коллективам области присвоено звание «Образцовый детский коллектив», среди которых 7 хореографических, 3 музыкальных, 2 театральных, 2 хоровых, 1 фольклорный коллективы и 1 театр моды.

            Руководителям образцовых детских коллективов объявлена благодарность Минобрнауки России.

            Звание «Образцовый детский коллектив» на 2014-2018 годы присвоено:

10. Театральному объединению «Кукляндия» муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Орска Оренбургской области (руководитель - Малюченко Наталья Леонтьевна).

 

Приложение 2

Нормативно-правовые документы

1.      Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

2.    Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.  № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

3.    Концепция развития дополнительного образования (от 4.09.2014г. №1726-р)

4.    Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 (Постановление правительства Оренбургской обл. от 28.06. 2013 №553- п.п.)

5.    Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам ДОД»

6.    Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7.    Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

8.    Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (вместе с «Методическими рекомендациями  по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

9.    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей"»

10.  Устав МАУДО ЦРТДЮ «Созвездие» г. Орска от 06.07.2010 г.

11.  Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУДО ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска от 20.09.2016 г.

Приложение 3

Возрастные особенности

Особенности развития учеников среднего возраста. Средний школьный возраст (12-15 лет) – переходный от детства к юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже – с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Характерная черта внимания ребёнка  среднего школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

         В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению.

В подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального подхода в обучении в условиях коллективных форм воспитания. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности  умеренно увеличивается выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Старшие подростки. (16-18 лет) Личностное новообразование — это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира. Происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков.  Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы - более избирательным. В коллективе можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность. В отношениях преобладает принцип сходства и равенства. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии у старшеклассников могут возникать конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению, легче получить или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности. По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и с трудом определяют трудности профессии, с которыми им придется столкнуться. Педагогу дополнительного образования необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии,

            Учитывая все особенности возрастов, программа предлагает различные подходы в организации воспитательного процесса во всех его компонентах. При настойчивой работе развитие отдельных свойств ВНД может быть изменено в нужном направлении, что будет способствовать расширению возможностей ребенка, сделает его развитие более гармоничным и благоприятно скажется на психическом здоровье.

 

 

 

 

Приложение 4

«Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся»

 (составлена на основе пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

Вопросы

1.Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3.Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?

4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие  дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если вам не удаётся закончить начатое дело?

12.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли ВЫ участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов

 

1

6

11

16

2

7

12

17

3

8

13

18

4

9

14

19

5

10

15

20

 

Отработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечётные вопросы и отрицательных ответов на все чётные вопросы, разделённой на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребёнка:

- низкий уровень – 0,1 - 0,45;

-ниже среднего   - 0,46 -0, 55;

-средний уровень- 0.56 – 0,65;

-выше среднего -0,66 -0,75;

-высокий уровень -0,76 -1.

Приложение 5

Диагностическая карта  ЗУНов обучающихся

Разделы

Качество освоения материала

1. Актерское мастерство

5 – активно участвует, правильно выполняет все задания

4 – активно участвует, допускает одну ошибку

3 – не очень активно участвует, требует дополнительных вопросов

2 – пассивен, работает без особого интереса

1 – не выполняет, данные задания

2. Сценическое движение

5 -  двигается пластично, без ошибок выполняет все задания

4 – двигается пластично, допускает одну ошибку

3 – двигается  скованно, не все движения выполняет верно

2 -  неправильно выполняет движения, допускает много ошибок

1 – отказывается выполнить то или иное движение

3. Сценическая речь

5 – выразительно, четко выполняет задания по тексту

4 – старается выполнить все задания, допускает одну ошибку

3 – небрежно выполняет задание, допускает две ошибки

2 – не старается, слабо выполняет задание

1 – плохо выполняет задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Контрольно – измерительные материалы

Вопросы для зачета по итогам каждого года обучения

1-й год обучения:

Теория:

-Рассказать правила техники безопасности.

-Выполнить этюдный тренаж на воображение, на выражение эмоций.

-Постановка миниатюры. Коллективная работа.

Практика:

- Сочинить этюд по сказке и импровизировать игру-драматизацию на тему данной сказки.

- Сочинить этюд с нафантазированными обстоятельствами.

- Показ этюдов (индивидуальные; в паре; групповой).

Основы театральной культуры

Тест

1. Режиссёр – это …

-художник

-руководитель спектакля (+)

-актёр

2. Декорация – это…

-художественное оформление действия на театральной сцене (+)

-изготовление костюмов

-исполнение танцев

3. Афиша – это...

-речь

-реклама представления (+)

-монолог

4. Эпизод –это…

-весь спектакль

-премьера

-отдельная сцена (+)

5. Жест – это…

-движения рук, головы, передающие чувства, мысли.(+)

-речь

-пение

6. Реквизит – это..

-вещи, необходимые для спектакля (+)

-грим

-афиша.

Приложение 7

Артист – (фр. – исполнитель ролей в драматических  и музыкальных  спектаклях или эстрадных, цирковых  представлений.

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) умений и навыков общения, а также ситуативная адаптивность, то есть способность приспосабливаться к ситуации, выбирать оптимальные средства общения в каждом конкретном случае. Источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт, искусство, общая эрудиция, и специальные научные методы.

Композиция  - (лат. - сочинение, составление) – небольшое концертное выступление (музыкальная, литературная, литературно-музыкальная,

театральная  композиция и т.п.).

Марионетка – театральная кукла, приводимая в движение актёром-кукловодом.

Одарённые дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость (к музыке, рисованию и т.д.). Одарённость принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребёнком при прочих равных условиях ровесников (на этом основаны тесты умственной одарённости и коэффициент интеллектуальности).

Паяц  - (ит. – солома) – 1.Комический персонаж старинного итальянского театра. 2. Скоморох, клоун.

Пьеса – драматическое произведение.

Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящего себе задачу, дать правдивое отображение действительности

Ревю – театрализованное сценическое представление, составленное из отдельных номеров или эпизодов, объединённых сюжетным ходом, темой или проблемой выступления. Среди номеров, используемых для ревю – песня, эстрадный танец, интермедия и т.п.

Социализация – (лат. - общественный) – присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности.

 Сцена – (лат. – шатёр, палатка) – часть театрального здания площадка, на которой происходит представление.

Сценарий  - 2. План, сюжетная схема пьесы.

Театр – 1. – Род искусства. 2. – Здание, где происходит представление . 3.Представление, спектакль.

Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи. Результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.

Тесты – стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков по определённым параметрам.

Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru