Управление образования администрации г.Орска
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»
«Согласовано» методическим советом Протокол №2 от «26» октября 2017 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска» ______________ С.Ю. Наследова Приказ №177/01-02-01 от «26»октября 2017 г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«СЦЕНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО»
Уровни освоения:
стартовый
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 12 -18 лет
Автор-составитель:
Малюченко Наталья Леонтьевна,
педагог дополнительного образования
г.Орск, 2017г.
![]() |
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы |
3 |
|
1.1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.2 |
Цель и задачи программы |
6 |
|
Учебный план |
7 |
|
Учебный план и содержание программы (модули) |
|
|
Планируемые результаты |
29 |
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий |
32 |
|
2.1 |
Календарный учебный график |
32 |
2.2 |
Условия реализации программы |
39 |
2.3 |
Формы контроля /аттестации |
40 |
2.4 |
Оценочные материалы |
41 |
2.5 |
Методические материалы |
42 |
2.6 |
Список литературы |
46 |
Приложение |
48 |
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Люби искусство в себе, а не себя в искусстве» К.С.Станиславский
Выступление на сцене предполагает публичное действие человека, который в определенной мере должен обладать способностями, именуемыми актерскими. Можно ли научить быть актером? На этот вопрос ответил еще К. Станиславский, сказав, что научить нельзя, а научиться можно.
В названии дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сценическое мастерство» отражена её концепция, так как обучение актерскому искусству должно привести к внутреннему перевоплощению личности каждого обучающегося в личность творческую, социально активную. В работе по программе принципиально важным является ролевое существование обучающихся на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, драматургом, зрителем и «профессиональным зрителем», т.е. театральным критиком, рецензентом.
Программа реализуется в образцовом театральном коллективе «Кукляндия» (Приложение 1) Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска Оренбургской области с 2017 года.
Программа разработалась с учетом социального и государственного заказов, меняющихся нормативно-правовых и информационно-методических требований (Приложение 2)
Данная программа имеет художественную направленность и способствует приобщению детей и подростков к видам искусства, связанным с деятельностью на сцене. Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни.
Содержание программы реализуется через стартовый уровень и предназначается для воспитания творческой, разносторонне развитой личности.
Актуальность данной программы в том, что она, включая в себя три основных аспекта сценического творчества (сценическая речь, сценическое движение, актерское мастерство), направлена на развитие способностей каждого обучающегося, социальной одаренности, на формирование социальной компетентности и духовно-нравственное воспитание.
Новизна программы состоит во внедрении инновационных технологий и применении эффективных форм и методов обучения, способствующих интеллектуальному развитию обучающихся, приобретению жизненного опыта, развитию коммуникативных компетенций и наблюдательности, так как учебный материал предполагает самостоятельный поиск информации и самостоятельную работу над собой.
Педагогическая целесообразность. Работа на сцене способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. Сцена активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, помогает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства. Занятия по данной программе пробуждают интерес к литературе, дети начинают читать более осмысленно, чем раньше.
Отличительные особенности программы
Программа написана на основании анализа программ «Я хочу на сцену» Седен Т.В., «Волшебный мир театра» Манаевой А. Ю., и А.В.Гребёнкина «Сценическое движение».
Отличительные особенности программы «Сценическое мастерство» от вышеперечисленных:
Первая особенность: овладение основами коммуникативной культуры как важнейшим условием самореализации и социализации обучающихся.
Вторая особенность: осознанное желание обучающихся самостостельно продолжать обучение и работу над собой, приобщаться к сценическому мастерству.
Научно-теоретическим обоснованием программы стали труды многих деятелей искусства и науки. Художественно-творческая и педагогическая деятельность выдающихся мастеров отечественного и зарубежного театра и кино, их теоретические концепции в области театрального и киноискусства К.С. Станиславский, А. Арто, П. Брук, Б. Брехт, Е. Б. Вахтангов, Е. Гротовский, Р. Клер, М. О. Кнебель, В. Э. Мейерхольд, В. И. Немирович-Данченко, Б. А. Покровский, Г. А. Товстоногов, Ф. Феллини, А. В. Эфрос и др. дали основание для появления понятия «театральная педагогика».
Программа «Сценическое мастерство» опирается на следующие основные педагогические принципы: доступность, последовательность, систематичность, природосообразность, культуросообразность, наглядность и личностно-ориентированный подход к обучению.
Адресат программы
Для занятий по программе «Сценическое мастерство» принимаются обучающиеся в возрасте от 12 лет до 18 лет.
12-14 лет
В этом возрасте у подростков резко возрастает значение коллектива, общественного мнения. Подросток стремится завоевать авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике.
В данном возрасте происходят сильные различия в «биологическом» возрасте однолеток, отсюда – ощутимые различия в интересах, происходит созревание половых органов , быстрый рост мускулатуры. В этом возрасте дети подвержены повышенной утомляемости. Мальчики склонны к групповому поведению, девочки менее активны. Дети этого возраста чувствуют себя постоянно беспокойно и неудобно. Характерно развитие антагонизма между мальчиками и девочками, они часто дразнят друг друга. При этом мнение группы более важно, чем взрослых. В данный период возникает сопротивление к критике. При этом усиление любви к некоторым взрослым. В организации учебной и творческой деятельности рекомендуется стремиться к соревновательности, использовать общий энтузиазм. Хорошее время для организации коллективного дела.
15-18лет
Важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть.
Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации подростка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов. В этот период характерен резкий рост рефлексии (отражение внутреннего состояния чувств). Одним из важнейших условий для этого является удовлетворение потребности в самораскрытии
Формы организации обучения
Групповая – освоение учебного материала и разработка творческих проектов (этюдов).
Объём и сроки освоения образовательной программы
Срок обучения по данной программе составляет 1 год в объёме 216 часа.
Групповые занятия проводятся 3 раз в неделю: по - 2 часа, или 2 раза в неделю
по 3 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия в своей структуре содержат темы модулей, которые обязательно включают тренинг (актёрский, голосовой, речевой, пластический).
Режим занятий
Занятия по программе начинаются не позднее 15 сентября и заканчиваются не ранее 20 мая включительно. Занятия проходят в группах постоянного состава. Продолжительность занятия обучающихся – 40 минут с обязательными переменами между занятиями - 10 минут.
Наполняемость групп и составляет 12 – 15 человек.
1.2.ЦЕЛЬЮ программы является введение ребенка в атмосферу сценического творчества, закрепление устойчивого интереса к театральному искусству.
Задачи:
Обучающие:
· обучить основам техники самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию и элементам перевоплощения;
· научить владению элементами актерского мастерства и ежедневной работе над собой;
· научить навыкам снятия внутренних зажимов.
Развивающие:
· развивать творческих способностей и художественного вкуса обучающихся;
· формировать основы навыков театральной культуры и этики.
Воспитывающие:
· Воспитывать культурную личность, понимающую и любящую искусство;
· воспитывать высокоорганизованную личность, готовую к самореализации и к самоопределению;
· формировать у обучающихся представление о современном мире профессий;
· формировать основы здорового образа жизни, гигиенические знания и умения.
Планируемые результаты
Образовательные результаты:
Обучающиеся:
· обучены основным элементам актерского мастерства: сценическому вниманию, сценической вере, сценической свободе, сценическому отношению.
· умеют снимать внутренние и внешние зажимы.
Развивающие результаты:
Обучающиеся:
· могут использовать полученные навыки для развития своих творческих и личностных способностей;
· могут использовать основы навыков театральной культуры и этики в повседневной жизни.
Личностные результаты:
у обучающихся:
· сформировано понимание их отношение к сценическому искусству;
· сформированы такие качества личности как: эрудиция, прилежание, трудолюбие, сопереживание и сострадание к другим людям.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
8 |
3 |
5 |
|
1.1 |
Знакомство с предметом. |
2 |
1 |
|
Беседа, опрос |
1.2 |
Главные принципы творчества: коллективность и синтетичность. |
3 |
1 |
2 |
|
1.3 |
Тренинг на знакомство и сплочение коллектива. |
3 |
1 |
2 |
|
II. |
Элементы актерского мастерства |
65 |
5 |
60 |
|
2.1 |
Сценическое внимание |
15 |
1 |
14 |
Наблюдение, опрос, самоконтроль, взаимоконтроль |
2.2 |
Сценическая свобода |
15 |
1 |
14 |
|
2.3 |
Сценическая вера |
15 |
1 |
14 |
|
2.4 |
Сценическое отношение и оценка фактов |
20 |
2 |
18 |
|
III. |
Сценическая практика |
65 |
7 |
58 |
|
3.1 |
Тренинги |
25 |
|
25 |
Наблюдение, опрос, самоконтроль, взаимоконтроль, показ этюдов |
3.2 |
Движение и речь |
15 |
2 |
13 |
|
3.3 |
Этюды (пластические и музыкальные) |
25 |
5 |
15 |
Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль, показ этюдов |
IV |
Работа со сценическим материалом (постановочная) |
75 |
10 |
65 |
|
4.1 |
Художественный и литературный материал (стихи, проза, басни) |
35 |
5 |
30 |
Самоконтроль, наблюдение, взаимоконтроль, показ, вступление |
4.2 |
Миниатюры, сценки, инсценировки, литературно-музыкальные композиции |
40 |
5 |
35 |
Самоконтроль, наблюдение, взаимоконтроль, показ, вступление |
V |
Итоговое занятие |
3 |
1 |
2 |
Творческая работа |
|
Итого: |
216 |
26 |
190 |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Вводное занятие (8 часов)
Теория (3 часа). Знакомство с предметом. Главные принципы творчества: коллективность и синтетичность. Цель и задачи программы. Правила ТБ на занятиях.
Практика (5 часов). Беседа и опрос о соблюдении ТБ на занятиях. Тренинг на знакомство и сплочение коллектива.
Раздел 2. Элементы актерского мастерства (65 часов)
Теория (5часов)
Практика (60 часов)
2.1. Сценическое внимание
Теория (1час). Сценическое внимание актера. Виды внимания: произвольное и непроизвольное. Внутренние и внешние объекты внимания.
Практика (14 часов). Тренинг на внимание. Три группы упражнений на внимание: работа с внешним объектом, работа с внутренним объектом, переключение внимания с одного объекта на другой
2.2. Сценическая свобода
Теория (1час)
Практика (14 часов)
2.3. Сценическая вера
Теория (1час)
Практика (14 часов)
2.4. Сценическое отношение и оценка фактов
Теория (2час)
Практика (18 часов)
Раздел 3. Сценическая практика (45 часов)
3.1. Тренинги
Практика (25часов).
3.2. Движение и речь
Теория (2 часа)
Практика (13 часов)
3.3. Этюды (пластические и музыкальные)
Теория (5часов)
Практика (15 часов)
Раздел 4. Работа со сценическим материалом (постановочная) (75 часов)
4.1. Художественный и литературный материал (стихи, проза, басни)
Теория (5часов)
Практика (30 часов)
4.2. Миниатюры, сценки, инсценировки, литературно-музыкальные композиции
Теория (5часов)
Практика (35 часов)
Раздел 5. Итоговое занятие (3 часа)
Теория (1 часа).
Практика (2 часа).
IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Полученные в процессе обучения навыки реализуются обучающимися в конкретной творческой работе, которая показывается на зачете или контрольном занятии в конце каждого года обучения. Обучающиеся, освоившие программу должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- необходимыми знаниями в области физической культуры и техники безопасности при исполнении пластических заданий на сцене;
- знаниями технических приемов сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания художественного образа;
- знаниями профессиональной терминологии;
- умением использовать элементы пластической техники при создании художественного образа;
- умением использовать технические приемы сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания художественного образа;
- умением распределять движения во времени и пространстве;
- навыками владения средствами пластической выразительности, комплексом физических упражнений
Портрет выпускника: Гармонично развитая, самостоятельная, творчески думающая личность, толерантная и коммуникабельная, обогащенная знанием классической литературы, искусства, уверенно чувствующая себя в коллективе и на сцене с активной гражданской позицией.
Планируемые результаты по годам обучения
Первый год обучения
Личностные результаты:
· сформировано стремление к активному самостоятельному творческому мышлению;
· развито стремление к творческой самоотдаче и созиданию;
· развито чувство ответственности за общее творческое дело;
· сформирован интерес к истории театра;
· сформировано уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя;
· сформировано умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Метапредметные результаты
· развито умение творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
· развито умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах театральной деятельности;
· сформировано умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
· историю развития театра (Россия);
· профессиональную терминологию (по системе К.С. Станиславского);
· технику речевого тренинга (актуальность, основные этапы, описание упражнений);
· этапы работы над драматургическим материалом;
· элементы воплощения художественного образа.
Обучающиеся будут уметь:
· в технике речи: правила правильного литературного произношения, уметь выполнять упражнения для улучшения дикции;
· в сценической речи: овладеть приемами построения диалога, речевой импровизации;
· актерское мастерство: знать этапы проведения актерского тренинга; выявлять и передавать характерные черты персонажа («зерно роли»); применять элементы воплощения;
· при постановочной работе: участвовать в определении событийного ряда и построении мизансцен; участвовать в самостоятельной разработке сценария и постановке мини-спектаклей или театрализованной программы, участвовать в публичных показах.
РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п |
Месяц |
Число |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма контроля |
1. |
сентябрь |
|
беседа |
2 |
Вводное занятие. Правила ТБ. ПБ |
устный опрос, обсуждение |
2. |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
3. |
|
театрализовано-игровая программа |
2 |
Внимание! Огонь! |
наблюдение, обсуждение |
|
4. |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
5 |
|
комбинированное |
2 |
Актёрский тренинг: «Ртуть»; «Пёрышко»; «Солнце»; «Снежный ком». |
наблюдение самоконтроль |
|
6 |
|
комбинированное |
2 |
Ритмопластика: «Скульптура»;и т.д. |
наблюдение |
|
7 |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
8 |
|
комбинированное |
2 |
Сценическая речь: артикуляционная гимнастика. Голос и актер: упражнения на развитие голоса. |
Наблюдение самоконтроль |
|
9 |
|
комбинированное |
2 |
Этюды с предметом. |
наблюдение |
|
10 |
октябрь |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль и взаимоконтроль |
11 |
|
комбинированное |
2 |
Композиция сценического этюда. |
наблюдение |
|
12 |
|
комбинированное |
2 |
Ритмопластика: скульптура тела в движении и статике. |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
13 |
|
репетиция |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
14 |
|
комбинированное |
2 |
Сценическая речь: дыхание, упражнения на дыхание. |
наблюдение самоконтроль |
|
15 |
|
комбинированное |
2 |
Этюды: сценическое внимание. |
взаимоконтроль |
|
16 |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
17 |
|
комбинированное |
2 |
Ритмопластика: движение в пространстве. |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
18 |
|
комбинированное |
2 |
Сценическая речь: упражнения на дыхание(со звуком). |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
19 |
|
|
Репетиция |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
20 |
|
комбинированное |
2 |
Этюды на сценическое внимание: на заданную тему. |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
21 |
|
тренинг |
2 |
Ритмопластика: движение и музыка. |
самоконтроль и взаимоконтроль |
|
22 |
|
репетиция |
2 |
Постановочная работа |
взаимодействие |
|
23 |
ноябрь |
|
комбинированное |
2 |
Сценическая речь: релаксация и дыхание. |
самоконтроль наблюдение |
24 |
|
игровая программа |
2 |
Встреча с Лесовичком. |
самоконтроль анализ |
|
25. |
|
репетиция |
2 |
Постановочная работа |
взаимодействие наблюдение |
|
26. |
|
тренинг |
2 |
Ритмопластика: «Волшебная палочка» ; «Бег в резинке» |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
27 |
|
тренинг |
2 |
Сценическая речь: стихотворный тренинг. |
наблюдение самоконтроль |
|
28 |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
29 |
|
комбинированное |
2 |
Словесное действие. |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
30 |
|
комбинированное |
2 |
Ритмопластика: пластические этюды, акробатика. |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
31 |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
32 |
|
комбинированное |
2 |
Способы словесного действия. |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
33 |
|
комбинированное |
2 |
Сценическая речь: интонация |
наблюдение самоконтроль |
|
34 |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
35 |
|
комбинированное |
2 |
Этюды |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
36 |
Декабрь |
|
комбинированное |
2 |
Актёрское мастерство: публичное одиночество. |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
37 |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
38 |
|
тренинг |
2 |
Ритмопластика: «Тонкий лёд»; «На канате»;«Балансировка тяжёлым першем». |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
39 |
|
|
тренинг |
2 |
Сценическая речь: речевое дыхание. |
наблюдение самоконтроль |
40 |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
41 |
|
комбинированное |
2 |
Организация досуговых мероприятий. Дифференцированный подход в организации досуга.. |
опрос, обсуждение |
|
42 |
|
комбинированное |
2 |
Сценарный план досугового мероприятия. |
опрос, анализ |
|
43 |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
44 |
|
праздник |
2 |
Новогодний утренник |
наблюдение |
|
45 |
|
развлекательная программа |
2 |
|
наблюдение |
|
46 |
|
развлекательная программа |
2 |
|
наблюдение |
|
47 |
|
игра |
2 |
Зимние забавы. |
наблюдение |
|
48 |
январь |
|
игра |
2 |
Народные игры на свежем воздухе |
наблюдение |
49 |
|
экскурсия |
2 |
Экскурсия в Центральный парк. |
наблюдение |
|
50 |
|
экскурсия |
2 |
Посещение Драматического театра с родителями. |
наблюдение, обсуждение |
|
51 |
|
праздник |
2 |
Рождественские посиделки. |
наблюдение, обсуждение |
|
52 |
|
экскурсия |
2 |
Поход в драмтеатр. |
наблюдение, обсуждение |
|
53 |
|
комбинированное |
2 |
Грим: основные приёмы грима. Характерный грим |
наблюдение, обсуждение |
|
54 |
|
практическое |
2 |
Изготовление бутафории и элементов грима. |
опрос, самопроверка |
|
55 |
|
комбинированное |
2 |
Постановочная работа |
взаимодействие, наблюдение, обсуждение |
|
56 |
|
практическое |
2 |
Ритмопластика: «Оправдай позу»; «Угадай позу». |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
57 |
|
практическое |
2 |
Приспособление и импровизация. |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
58 |
|
|
практическое |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
59 |
февраль |
|
тренинг |
2 |
Ритмопастика: «Дополни и продли действие» |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
60 |
|
практическое |
2 |
Грим: Нанесение грима. |
взаимодействие наблюдение |
|
61 |
|
практическое |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
62 |
|
беседа |
2 |
Театрализованные игровые программы. Особенности театрализации. |
опрос, обсуждение |
|
63 |
|
тренинг |
2 |
Ритмопластика: «Передай чувства в пластике» на заданную тему. |
наблюдение самоконтроль взаимодействие |
|
64 |
|
практическое |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
|
65 |
|
практическое |
2 |
Оснащение спектакля . Подбор игр и музыки к игровой программе. |
самоконтроль, обсуждение |
|
66 |
|
тренинг |
2 |
Коллективность актёрского творчества. упражнения «Стулья»; «Третий лишний»; «Оркестр» |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
67 |
|
репетиция |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
68 |
|
тренинг |
2 |
Игровые элементы коллективности. |
самостоятельная работа, наблюдение |
|
69 |
|
комбинированное |
2 |
Артикуляция. Произношение |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
70 |
март |
|
репетиция |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
71 |
|
комбинированное |
2 |
Логика сценического действия. |
опрос, работа над собой |
|
72 |
|
практика |
2 |
Скороговорки |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
73 |
|
репетиция |
2 |
Постановочная работа |
взаимодействие, самоконтроль |
|
74 |
|
тренинг |
2 |
Сценическая речь: рождение звука (гласные звуки и согласные), упражнения «Гудок»; «Игра с ребёнком» |
самостоятельная работа над собой, наблюдение |
|
75 |
|
практическое |
2 |
Скороговорки + Чувства = Эмоция |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
76 |
|
репетиция |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
77 |
|
практическое |
2 |
Организация досуга: микрофон, работа с микрофоном. |
беседа, опрос, самопроверка |
|
78 |
|
практическое |
2 |
Сочинительство (скороговорочный рассказ.) |
наблюдение, самоконтроль |
|
79 |
|
репетиция |
|
Постановочная работа |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
80 |
|
тренинг |
|
Ритмопластика: пластический этюд через свою наблюдательность. Ситуации из жизни. |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
81 |
|
|
практика |
2 |
Инсценирование скороговорки |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
82 |
|
репетиция |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
83 |
апрель |
|
конкурсная игровая программа. |
2 |
Поиграй-ка! |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
84 |
|
экскурсия |
2 |
Посещение Драматического театра с родителями. |
наблюдение, обсуждение |
|
85 |
|
занятие- сюрприз педагогу |
2 |
День импровизаций |
наблюдение, взаимодействие |
|
86 |
|
тренинг |
2 |
Сценическая речь: упражнения «На футбольном матче». «Брошу камень»; «Добавьте «Х»» |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
87 |
|
комбинированное |
2 |
Художественное оформление: Изготовление реквизита. |
обсуждение |
|
88 |
|
репетиция |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
89 |
|
тренинг |
2 |
Сценическая речь: упражнение «Любопытный»; «Полейте цветы» |
наблюдение, самоконтроль |
|
90 |
|
комбинированное |
2 |
Чувство партнерства. Взаимодействие. |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
91 |
|
репетиция |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
92 |
|
комбинированное |
2 |
Диалог и монолог. |
наблюдение, взаимодействие, |
|
93 |
|
тренинг |
2 |
Этюды на взаимодействие. |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
94 |
|
репетиция |
2 |
Постановочная работа (Репетиция на взаимодействие) |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
95 |
|
тренинг |
2 |
Ритмопластика: разогревающий массаж. Управляю своим мышечным аппаратом. |
самоконтроль, наблюдение |
|
96 |
май |
|
комбинированное
|
2 |
Повторение пройденного материала по актёрскому мастерству |
опрос, самостоятельная работа
|
97 |
|
репетиция
|
2 |
Постановочная работа |
Взаимоконтроль
|
|
98 |
|
комбинированное
|
2 |
Повторение пройденного материала по сценической речи. |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
99 |
|
комбинированное
|
2 |
Повторение пройденного материала (сценическая речь) |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
100 |
|
прогон |
2 |
Постановочная работа |
наблюдение |
|
101 |
|
практическое |
2 |
Повторение пройденного материала по ритмопластике. |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
102 |
|
комбинированное
|
2 |
Повторение пройденного материала по художественному оформлению спектакля. |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
103 |
|
тренинг |
2 |
Повторение пройденного материала. |
анализ |
|
104 |
|
беседа |
2 |
Повторение пройденного материала по истории театра. |
наблюдение, взаимодействие, самоконтроль |
|
105 |
|
практическое |
2 |
Выступление. |
наблюдение |
|
106 |
|
практическое |
2 |
Постановочная работа. (Выступление) |
наблюдение |
|
107 |
|
зачёт |
2 |
Зачётное занятие. |
наблюдение |
|
108 |
|
комбинированное |
2 |
Итоговое занятие. |
наблюдение |
|
Итого: 216 часов |
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
§ кабинет;
§ аудиоаппаратура;
§ видеоаппаратура;
§ сценический реквизит и бутафория;
§ грим;
§ сценические костюмы, обувь;
§ использование новейшей печатной, аудио и видеоинформации.
Занятия объединения проводятся в зале или другом приспособленном для этих целей помещении.
Методические ресурсы
Для организации работы по программе «Мастер перевоплощения»: значительную помощь окажут:
§ учебные пособия К.С. Станиславского «Работа актёра над собой», С.Т.Адрачникова «Сценическая пластика», Ершова А.П. «Технология актёрского искусства» и «Арт-фантазия» и различные сборники детских подвижных и спортивных игр;
§ новейшие методические разработки, пособие по изучаемому профилю;
§ новейшие методические разработки и пособия по психологии, педагогике;
§ информационно-методическое сопровождение программы.
Кадровое обеспечение
Для реализации данной программы педагогу необходимо иметь специальную профессиональную подготовку.
2.3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ/АТТЕСТАЦИИ
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Начальная диагностика |
||
В начале учебного года |
Определение уровня развития детей, творческих способностей |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
Промежуточная аттестация |
||
По окончании изучения темы или раздела. В конце 1 полугодия. |
Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. |
Конкурс, фестиваль, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, тестирование, анкетирование. |
Итоговая аттестация |
||
В конце учебного года или курса обучения. |
Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. |
Конкурс, творческая работа, зачет, открытое занятие, итоговые занятия, тестирование, анкетирование. |
Для отслеживания уровня усвоения программы используются следующие методы:
1.Педагогическое наблюдение:
-отслеживание актерское мастерства, ритмопластики, сценической речи, основ театральной культуры, умения в постановке спектакля
«Диагностической карте» (приложение №4)
2.Творческий отчет (проведение календарных праздников, участие в конкурсах и фестивалях, выступление на концертах).
Система оценивания.
1 – низкий уровень образованности
2 – уровень ниже среднего
3 – средний уровень образованности
4 – уровень выше среднего
5 – высокий уровень образованности
Шкала уровней.
Знаний.
1 – критический уровень, ребенок практически не имеет знаний по предмету
2 – элементарная грамотность, имеет отрывочные знания или обладает общими представлениями о предмете.
3 – обучающийся обладает знаниями, но не в полной мере, меньшими, чем того требует программа.
4 – полностью владеет знаниями в объеме, заложенном программой, знает весь теоретический материал.
5 – имеет углубленное и расширенное представление о предмете, чем того требует программа, самостоятельно пополняет багаж знаний, устойчиво мотивирован на самообразование.
Умений.
1 – не обладает элементарными умениями по предмету, основными способами действий.
2 – затрудняется в решении практических задач, обращается за помощью к педагогу или другому обучающемуся..
3 – умеет использовать полученные знания при решении практических задач, выполняет основные действия.
4 – самостоятельно выполняет действия более сложного порядка, вносит в деятельность авторский компонент, умеет оказать помощь другому.
5 – умения доведены до автоматизма, готов к продуктивной творческой деятельности.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов, которые отслеживаются по трем компонентам: личностный, метапредметный и предметный.
Личностные результаты:
• Методика «Изучения мотивации к успеху» по Т. Элерсу;
• Методика «Эмоциональная направленность» по Б.И. Додонову;
• Методика «Изучение потребности в общении» по Ю.М. Орлову.
(Практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: Речь, 2002. – 694 с..)
Метапредметные результаты:
• Карта-схема «Изучение психологического климата в группе» по А.Н. Лутошкину. (Практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.)
·Тестирование на основе материалов Р. В. Овчаровой «Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся» (Приложение 4).
Предметные результаты:
·Диагностическая карта ЗУНов обучающихся (Приложение 5)
·Контрольно – измерительные материалы освоения программы (Приложение 6).
·Требования к выпускному экзамену театрального объединения (Приложение 7)
2.6 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач используются следующие формы организации учебного занятия:
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим педагогом, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократного повторения (целиком или частями).
Постановочные занятия – творческий процесс создания театрального представления, осуществляется совместно с педагогом.
Информационные занятия предполагают беседу (диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнениями по какому – либо вопросу) и лекцию (представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов на какой-либо вопрос).
Комбинированные занятия – сочетают в себе элементы нескольких форм деятельности.
Показательные выступления – выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
Лекции – изложение педагогом предметной информации..
Обучающие тренинги – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.
Презентации – публичное представление определенной темы или предмета;
Праздники – организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
Экскурсии – поездки с познавательной целью.
Конкурс – участие в конкурсах различного уровня.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
§ творческого саморазвития Н.А. Бердяева,
§ технологии сотрудничества и сотворчества В.В. Фирсова,
§ игровые технологии Пидкасистого П.И., Эльконина Д.Б.,
§ технология искусства Быковой В.В.и Звягиной М.С., предполагающая знакомство обучающихся с русской народной культурой;
§ здоровьесберегающие педагогические технологии Н.К. Смирнова, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Сочетание внутри одного занятия различных видов творческой деятельности способствует остроте восприятия учащихся, их работоспособности и интереса к занятиям.
Технология образовательного процесса при реализации программы заключается в последовательном, поэтапном раскрытии и развитии творческих способностей обучающихся через:
· Комплексную работу над актёрской психотехникой;
· Развитие музыкальных способностей;
· Развитие голоса, речи, слуха, ритмико-координационных возможностей ребёнка;
· Работу над конструктивным взаимодействием с партнёром, обеспечивающую широкий поведенческий диапазон, стремление выразить свои мысли и чувства, оптимальную открытость в общении, актёрскую спонтанность и самовыражение, способность радоваться и получать удовольствие.
При организации занятий педагогом предусмотрено использование разнообразных методов обучения, таких как
- словесные методы (устное изложение учебного материала, тематические беседы, литературный и драматургический анализ пьесы);
- наглядные (просмотр демонстрационного материала, показ педагога, посещение спектаклей в различном исполнении);
- практические (различные упражнения и тренинги, самостоятельная работа учащихся); частично - поисковые (наблюдения, построение и исполнение этюдов);
- поисково-исследовательские (проектно-исследовательская деятельность).
Структура занятия может включать в себя следующие элементы:
ü актерское мастерство,
ü сценическую речь,
ü история театра,
ü сценическое движение,
ü грим,
ü изготовление сценического реквизита и бутафории,
ü театрализованные игры,
ü отработку актёрского тренинга и упражнений, работа над постановочным материалом (спектакли и театрализованные, игровые и развлекательные программы).
Дидактические материалы
Для проведения занятий изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный материал (карточки с заданиями и т.д.).
Построение программы по крупным блокам тем – «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Работа над сценическим материалом» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми. Базовым может быть любой раздел программы по выбору педагога.
Перечень методических материалов к программе
1. Тематические подборки, собранные автором программы:
§ «Актерское мастерство» - разработка тренингов, упражнений
§ «Сценическая речь» - теоретический и практический материал
§ «Сценическое движение» - теоретический и практический материал
2.Перечень аудиокассет, CD-дисков
§ Музыка к занятиям и этюдам (подборка).
CD-диски
§ Тренинг по сценической речи - DVD-дисков
§ Детские песни
§ Классическая и инструментальная музыка
§ Игро-песенки
§ физразминки
Примерный репертуарный план спектаклей
1 год обучения
1.Стихи, проза, басни
2..Инсценировки, миниатюры
3.Литературно-музыкальные композиции
4.Этюды (музыкальные, пластические)
2.7 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1. Герела, Н.Ф. Дыхание, движение./ Н.Ф. Герела, - Л.: Петрополь, 1991.-85с.
2. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001.- 33с.
3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
4. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. М. М.:Изд-во Эксмо, 1965. – 155с.
5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. Очерки. М. М.:Изд-во Эксмо, 1959.-122с.
6. Захава, Б.Г. Мастерство актера и режиссера./ Захава, Б.Г. - М.: Просвещение, 1978.- 177с.
7. Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки. / Е.И. Зуев, - М.: Советсткий спорт, 1990.- 87с.
8. Искусство режиссуры. XX век. М.: Артист. Режиссер. Театр., 2008.- 187с.
9. Карпов, Н.В. Уроки сценического движения. / Карпов, Н.В - СПб.: Сова, 2000. – 125с.
10. Кипнис М. Ш. Актерский тренинг: более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. – 145с.
11. Мейерхольд, В.Э. Метод Мейерхольда // Советский театр. Мейерхольд, В.Э. 1931. – 89с.
12. Милюкова, И.В.Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей./ И.В.Милюкова, Т.А Евдокимова. - М.:Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003.- 30с.
13. Полищук В. Актерский тренинг Михаила Чехова, сделавший звездами Мэрилин Монро, Джека Николсона, Харви Кейтеля, Брэда Питта, Аль Пачино, Роберта де Ниро и еще 165 обладателей премии «Оскар». Владимир : ВКТ, 2010.- 55с.
14. Попов, П.Г. Жанровое решение спектакля. - М: ВЦХТ Я вхожу в мир искусств» /Попов, П.Г.,2008.- 122с.
15. Станиславский, К.С. Статьи, речи, беседы, письма. М. Станиславский, К.С., 1953.- 334с.
16. Станиславский, К.С. Записи и стенограммы репетиций./ Станиславский, К.С /М., 1987. – 189с.
17. Таиров, А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма./ А.Я.Таиров, М., 1970.- 188с.
18. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены: / Г. А. Товстоногов В 2 т. Л., 1980.- 89с.
19. Эфрос, А.В. Репетиция - любовь моя. / А.В. Эфрос, М., 1975.-133с.
Литература для обучающихся
1. Козлянинова, И.П. Произношение и дикция./ И.П. Козлянинова, М, М.:Изд-во Эксмо 1977.- 87с.
2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль, М. М.:Изд-во Эксмо, 1994.
3. Станиславский К. С. Работа актера над собой. -М. : Артист. Режиссер. Театр М.:Изд-во Эксмо. 2008. – 443с.
Приложение
Приложение 1
Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2014 г. №713 за высокий художественный уровень и исполнительское мастерство, активную работу по художественному воспитанию детей и юношества 16 детским коллективам области присвоено звание «Образцовый детский коллектив», среди которых 7 хореографических, 3 музыкальных, 2 театральных, 2 хоровых, 1 фольклорный коллективы и 1 театр моды.
Руководителям образцовых детских коллективов объявлена благодарность Минобрнауки России.
Звание «Образцовый детский коллектив» на 2014-2018 годы присвоено:
10. Театральному объединению «Кукляндия» муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Орска Оренбургской области (руководитель - Малюченко Наталья Леонтьевна).
Приложение 2
Нормативно-правовые документы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования (от 4.09.2014г. №1726-р)
4. Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 (Постановление правительства Оренбургской обл. от 28.06. 2013 №553- п.п.)
5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам ДОД»
6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
8. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей"»
10. Устав МАУДО ЦРТДЮ «Созвездие» г. Орска от 06.07.2010 г.
11. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУДО ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска от 20.09.2016 г.
Приложение 3
Возрастные особенности
Особенности развития учеников среднего возраста. Средний школьный возраст (12-15 лет) – переходный от детства к юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже – с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Характерная черта внимания ребёнка среднего школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению.
В подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального подхода в обучении в условиях коллективных форм воспитания. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности умеренно увеличивается выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Старшие подростки. (16-18 лет) Личностное новообразование — это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира. Происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы - более избирательным. В коллективе можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность. В отношениях преобладает принцип сходства и равенства. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии у старшеклассников могут возникать конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению, легче получить или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности. По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и с трудом определяют трудности профессии, с которыми им придется столкнуться. Педагогу дополнительного образования необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии,
Учитывая все особенности возрастов, программа предлагает различные подходы в организации воспитательного процесса во всех его компонентах. При настойчивой работе развитие отдельных свойств ВНД может быть изменено в нужном направлении, что будет способствовать расширению возможностей ребенка, сделает его развитие более гармоничным и благоприятно скажется на психическом здоровье.
Приложение 4
«Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся»
(составлена на основе пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)
Вопросы
1.Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3.Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если вам не удаётся закончить начатое дело?
12.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли ВЫ участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 |
6 |
11 |
16 |
2 |
7 |
12 |
17 |
3 |
8 |
13 |
18 |
4 |
9 |
14 |
19 |
5 |
10 |
15 |
20 |
Отработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечётные вопросы и отрицательных ответов на все чётные вопросы, разделённой на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребёнка:
- низкий уровень – 0,1 - 0,45;
-ниже среднего - 0,46 -0, 55;
-средний уровень- 0.56 – 0,65;
-выше среднего -0,66 -0,75;
-высокий уровень -0,76 -1.
Приложение 5
Диагностическая карта ЗУНов обучающихся
Разделы |
Качество освоения материала |
1. Актерское мастерство |
5 – активно участвует, правильно выполняет все задания 4 – активно участвует, допускает одну ошибку 3 – не очень активно участвует, требует дополнительных вопросов 2 – пассивен, работает без особого интереса 1 – не выполняет, данные задания |
2. Сценическое движение |
5 - двигается пластично, без ошибок выполняет все задания 4 – двигается пластично, допускает одну ошибку 3 – двигается скованно, не все движения выполняет верно 2 - неправильно выполняет движения, допускает много ошибок 1 – отказывается выполнить то или иное движение |
3. Сценическая речь |
5 – выразительно, четко выполняет задания по тексту 4 – старается выполнить все задания, допускает одну ошибку 3 – небрежно выполняет задание, допускает две ошибки 2 – не старается, слабо выполняет задание 1 – плохо выполняет задание |
|
|
|
|
Приложение 6
Контрольно – измерительные материалы
Вопросы для зачета по итогам каждого года обучения
1-й год обучения:
Теория:
-Рассказать правила техники безопасности.
-Выполнить этюдный тренаж на воображение, на выражение эмоций.
-Постановка миниатюры. Коллективная работа.
Практика:
- Сочинить этюд по сказке и импровизировать игру-драматизацию на тему данной сказки.
- Сочинить этюд с нафантазированными обстоятельствами.
- Показ этюдов (индивидуальные; в паре; групповой).
Основы театральной культуры
Тест
1. Режиссёр – это …
-художник
-руководитель спектакля (+)
-актёр
2. Декорация – это…
-художественное оформление действия на театральной сцене (+)
-изготовление костюмов
-исполнение танцев
3. Афиша – это...
-речь
-реклама представления (+)
-монолог
4. Эпизод –это…
-весь спектакль
-премьера
-отдельная сцена (+)
5. Жест – это…
-движения рук, головы, передающие чувства, мысли.(+)
-речь
-пение
6. Реквизит – это..
-вещи, необходимые для спектакля (+)
-грим
-афиша.
Приложение 7
Артист – (фр. – исполнитель ролей в драматических и музыкальных спектаклях или эстрадных, цирковых представлений.
Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) умений и навыков общения, а также ситуативная адаптивность, то есть способность приспосабливаться к ситуации, выбирать оптимальные средства общения в каждом конкретном случае. Источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт, искусство, общая эрудиция, и специальные научные методы.
Композиция - (лат. - сочинение, составление) – небольшое концертное выступление (музыкальная, литературная, литературно-музыкальная,
театральная композиция и т.п.).
Марионетка – театральная кукла, приводимая в движение актёром-кукловодом.
Одарённые дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость (к музыке, рисованию и т.д.). Одарённость принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребёнком при прочих равных условиях ровесников (на этом основаны тесты умственной одарённости и коэффициент интеллектуальности).
Паяц - (ит. – солома) – 1.Комический персонаж старинного итальянского театра. 2. Скоморох, клоун.
Пьеса – драматическое произведение.
Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящего себе задачу, дать правдивое отображение действительности
Ревю – театрализованное сценическое представление, составленное из отдельных номеров или эпизодов, объединённых сюжетным ходом, темой или проблемой выступления. Среди номеров, используемых для ревю – песня, эстрадный танец, интермедия и т.п.
Социализация – (лат. - общественный) – присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности.
Сцена – (лат. – шатёр, палатка) – часть театрального здания площадка, на которой происходит представление.
Сценарий - 2. План, сюжетная схема пьесы.
Театр – 1. – Род искусства. 2. – Здание, где происходит представление . 3.Представление, спектакль.
Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи. Результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.
Тесты – стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков по определённым параметрам.
Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.