ДООП "Театралята"
Оценка 4.8

ДООП "Театралята"

Оценка 4.8
docx
29.10.2022
ДООП "Театралята"
!ДООП Театралята.docx

Управление образования администрации г. Орска

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска»

 

 

 

«Согласовано»

методическим советом

Протокол №1 от 31.08. 2021

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска»______________С.Ю. Наследова

  Приказ № 164/01-02 от 31.08.2021

 

 

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

 «Театралята»

 

 

Уровень освоения: стартовый

 

Возраст обучающихся:  4 -6 лет

Срок реализации: 1 года

 

 

 

 

Автор-составитель:

Малюченко Наталья Леонтьевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

г. Орск, 2021

 

Содержание

 

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

5

 

Учебные планы

6

 

Содержание

9

 

Планируемые целевые ориентиры

11

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

12

2.1

Календарный учебный график

12

2.2

Условия реализации программы

12

2.3

Формы контроля /аттестации

12

2.4

Оценочные материалы

13

2.5

Методические материалы

13

2.6

Список литературы

16

 

Приложение

18

 

 

                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 


РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С древних времён различные формы театрального детства служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств: музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театралята» имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие и раскрытие творческого потенциала обучающихся путем обучения, через театральную деятельность и предполагает  развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;  активизация мыслительного  процесса и познавательного интереса;  овладение навыками общения и коллективного творчества.

Уровень освоения программы –  стартовый.

              Актуальность программы. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», то есть не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять  себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

              Занятия по программе «Театральная игра» развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Программа «Театральная игра» способствует активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировоззрения и поведения. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

              Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся  получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты через актёрский тренинг. Программа способствует развитию эстетических способностей средствами театрального искусства, гармонизации отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний. 

              Педагогическая целесообразность программы в формировании, развитии, приобретении коммуникативных способностей и навыков. Для детей всех возрастов в том, что педагогический процесс, предполагающий последовательное  и систематическое обучение, является  источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах

              Программа написана на основании анализа программ Э.Г.Чуриловой «Арт-фантазия» и программы «Маски» Белебихиной Н.А.. Перечисленные программы имеют свою ценность: в программе Э.Г.Чуриловой «Арт-фантазия» предусматривается теоретический блок по теории и истории театрального искусства. Программа «Маски» Белебихиной Н.А. способствует органичному соединению театрального и музыкального искусства, развивает не только творческие способности, но и коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формирует его систему ценностей в человеческом общении.

              Отличительные особенности данной программы от вышеперечисленных:

- знакомит  с историей театрального искусства (вышеперечисленные программы предусматривается теоретический блок по теории и истории театрального искусства);

- созданию ситуации успеха через  построение занятий в форме спектаклей, что создаёт доброжелательную,  эмоционально-насыщенную обстановку совместного творчества детей,   побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает  положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес внимание, активизирует речь (вышеперечисленные программы не предусматривают этого);

                          Данная программа основана на принципах системы К.С. Станиславского (реалистический театр переживания), достижениях современной педагогики и возрастной психологии. Программа основана на законах органической природы (чувство правды и веры в предполагаемых обстоятельствах, внимания, темпо-ритма, оценки и отношения  мысленной свободы).

              Основные подходы к образовательной деятельности:

· системный подход (рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов: целей образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм педагогического  процесса,  и предметно-развивающей среды);

· личностный подход в рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий);

· деятельностный подход (предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности);

· культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, в связи с этим освоением культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребёнка и, во-вторых, становление его как творческой личности).

Содержание программы построено на следующих принципах:

· принцип доверия, поддержки и принятия, позволяющий ребёнку повысить самооценку, активность, даёт возможность  развивать способность к самопознанию;

· принцип «от простого к сложному» («от освоенного к неосвоенному», «от известного к неизвестному»),  задающий параметры отбора и планирования программного материала;

· принципы развития творческой активности:

· принципа построения обучения на основе детских инициатив и интересов;

· принцип предоставления выбора и самостоятельности, когда ребёнок сам выбирает игры, трудность, вид задачи, способ решения, материалы, которые он будет использовать;

· принцип индивидуального подхода – то, что может быть хорошо одному ребёнку, для другого – плохо. Задача взрослого – помочь осознать свою индивидуальность, особенности, потребности, интересы;

· позитивная обратная связь – создание  ситуации успеха. 

              Программа создана  с учётом возрастных особенностей обучающихся Ф З «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от04.07.2014N41"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 вместе с "СанПиН 2.4.4.3172-14.

              Адресат программы – обучающиеся дошкольного возраста 5 -7 лет. Это возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Происходит  развитие высшей нервной деятельности, повышение работоспособности нервной системы. Движения становятся более координированными и точными. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что этот период называют «возрастом двигательной расточительности. Познавательная деятельность ребенка приобретает более сложные формы. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность. Память шестилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его сильно взволновало или заинтересовало, он может адекватно реагировать на слово или слово, сочетающееся с показом. В результате целенаправленного обучения развивается произвольное запоминание и воспроизведение. Ребенок начинает использовать разные приемы запоминания: группирует материал по смыслу, многократно повторяет то, что нужно запомнить. Происходит развитие волевых и эмоциональных качеств личности. Развивается дисциплинированность, организованность. В совместной деятельности возникают моральные переживания, связанные с оценкой своих и чужих поступков.

 Форма обученияочная, очно-заочная с применением смешанной модели обучения (в очном и дистанционном форматах). При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

 Дистанционное обучение используется в отдельные временные промежутки (временные ограничения возможностей здоровья, продолжение образовательного процесса в условиях карантина, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, невозможность регулярного посещения обучающимся занятий во время школьных каникул в связи с выездом из города) и осуществляется с использованием дистанционных технологий обучения (ДОТ) посредством группы социальной сети ВК (закрытая группа  «Театральный коллектив «Кукляндия»  https://vk.com/club129677907.                                                          

Формы организации образовательного процесса

- групповые;

- групповые online-занятие;

- образовательные online – платформы;

- цифровые образовательные ресурсы;   

- видеоконференции (Skype, Zoom); социальные сети; мессенджеры; электронная почта;

- комбинированное использование online и offline режимов;

Объём и сроки освоения образовательной программы

Срок обучения по программе составляет  1 года.

1 год обучения - 148 часов ,  2 раза в неделю по 2 часа

Наполняемость групп: 1 год обучения – до 15 человек.

Режим занятий. Прием в объединение осуществляется без специального отбора. Занятия проходят в группах постоянного состава. Продолжительность занятия для обучающихся дошкольного возраста 30 минут. В середине занятий проводится физкультминутка.

Смешанная форма обучения: 15 минут для дошкольников;

Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Во время летних каникул занятия проводятся в группах переменного состава (независимо от года обучения).

  Обучение ведётся на русском языке.

 

1.2 ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Введение дошкольников в мир театрального искусства, развитие эстетических чувств, игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

Развивающие:

-активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;

-развивать ассоциативное и образное мышление;

-развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазии, быстроту реакции, умения согласовывать свои действия с партнёром;

-развивать умения владеть своим телом;

-развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики,  развивать правильное речевое дыхание

-развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Воспитательные:

-воспитывать готовность к творчеству;

-воспитывать сценическую и зрительскую культуру;

- формировать культуру безопасного образа жизни, сохранения здоровья;

-воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.

Обучающие:

- познакомить с терминологией театрального искусства;

-научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;

- формировать чёткую, грамотную речь;

- научить действовать на сценической площадке естественно;

- формировать элементы IT-компетенций.

1.3УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА»

 

п/п

МОДУЛИ

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ

Итого

1 год обучения

 

Всего

Теория

Практика

 

 

 

1

Вводное занятие

1

1

 

 

 

 

1

2

Театральная игра

26

13

13

 

 

 

26

3

Ритмопластика

25

4

21

 

 

 

25

4

Сценическая речь

32

5

27

 

 

 

32

5

Основы театрального искусства

4

2

2

 

 

 

4

6

Работа над сценическим материалом

50

8

42

 

 

 

50

7

Сценическая практика

4

 

4

 

 

 

4

8

Воспитательные мероприятия

4

 

4

 

 

 

4

9

Итоговое занятие

2

 

2

 

 

 

2

Итого:

148

33

115

 

 

 

  148

10

Занятия в летний период

24

 

24

 

 

 

24

 

                  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЕЙ

 

Программа «Театральная игра» носит интегрированный характер и включает восемь взаимосвязанных между собой, но отличающихся по целевому назначению модулей: «Вводное занятие», «Театральная игра», «Ритмопластика», «Сценическая речь», «Основы театрального искусства», «Работа над спектаклем»,  «Сценическая практика»,  «Итоговое занятие».

I Модуль «Вводное занятие» (2 часа)

              Модуль направлен на установление эмоционального контакта с обучающимися, знакомство с направлением деятельности коллектива, знакомство с  целью и задачами, формирование знаний по технике безопасности, проведение входной диагностики и решение организационных вопросов.

2 Модуль «Театральная игра» (52 часа)

              Модуль способствует эстетическому воспитанию детей средствами театрального искусства направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Развивает такие качества как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Учат детей умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, воспитывают смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом. Все эти задачи решают общеразвивающие игры, включённые в театральные тренинги, которые готовят ребёнка к художественной деятельности.

3 Модуль «Ритмопластика» (50 часов)

              Модуль носит прикладной характер и  помогает ребёнку раскрепоститься и ощутить свои возможности можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой развивают двигательные способности (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость), пластическую выразительность (ритмичность,  музыкальность, быстрота реакции, координация движения) и воображение (способность к пластической импровизации).

4 Модуль «Сценическая речь» (64 часа)

              Модуль способствует снятию общей зажатости мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительности и монотонности речи, отсутствию смысловых пауз и логического ударения, проглатыванию начала и конца слов. Специальные игры и упражнения этого раздела помогают формированию правильного чёткого произношения (дыхания, артикуляции, дикции, орфоэпии), что способствует умению точно и выразительно передавать мысли автора, развивать воображение,  умение представить то, о чём говорится, расширить словарный запас, сделать речь детей ярче и образнее.

5 Модуль «Основы театрального искусства»(8 часов)

 знакомит детей с некоторыми понятиями и терминологией театрального искусства. Это знакомство должно носить практический характер,  происходить во время игр, работы над пьесой, посещения спектаклей, просмотра видеозаписей спектаклей. На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.

6 Модуль «Работа над сценическим материалом»(108 часов)

– создание спектакля с детьми – увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю должны быть соблюдены несколько основных правил: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди способных. При соблюдении этих условий дети будут работать с желание им и радостью.

7 Модуль «Сценическая практика» (8 часов)

                   Модуль направлен на развитие творческой активности и реализацию художественно-эстетического потенциала обучающихся средствами концертной деятельности. Сценическая практика начинается со второго полугодия первого года обучения.

8 Модуль «Воспитательные мероприятия» (4 часа)

Модуль включает подготовку и проведение традиционных воспитывающих, познавательных и развлекательных мероприятий коллектива, участие в воспитательных мероприятиях учреждения.

Модуль 9 «Итоговое занятие» (4 часа)

                   Модуль направлен на выявление образовательных результатов и подведение итогов (промежуточных и итоговых) освоения программы «Театральная игра».

              Освоение программы  «Театральная игра» отслеживаются через  личностные, метапредметные и предметные  целевые ориентиры.

              По окончании курса обучения по данной программе дошкольники по желанию могут продолжить обучение в коллективе по дополнительной общеразвивающей программе «Театральные подмостки», рассчитанной на обучающихся младшего и среднего школьного возраста.

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

1 год обучения

 

Модуль, тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

Опрос, наблюдение, аудиоотчёт

2

Театральная игра

26

13

13

 

Обсуждение, наблюдение,

видеоотчет

2.1

Общеразвивающие игры

12

6

6

2.2

Специальные театральные игры

14

7

7

3

Ритмопластика

25

4

21

 

3.1

Игры  на развитие двигательных способностей

15

2

13

Обсуждение, наблюдение,

видеоотчет

 

3.2

Музыкально-пластические импровизации

10

2

8

4

Сценическая речь

32

5

27

 

4.1

Игры и упражнения на речевое дыхание

20

4

16

Обсуждение, наблюдение,

видеоотчет

 

4.2

Артикуляционная гимнастика

12

1

11

5

Основы театрального искусства

4

2

2

 

5.1

Особенности театрального искусства

1

1

 

Обсуждение, наблюдение,

видеоотчет

 

5.2

Основные  театральные термины

2

1

1

5.3

Культура поведения в театре

1

 

1

6

Работа над сценическим материалом

50

8

42

 

6.1

Знакомство со сценическим материалом

31

4

27

Обсуждение, наблюдение,

видеоотчет

 

6.2

От этюдов - к спектаклю

31

4

27

7

Сценическая практика

4

 

4

Наблюдение,

видеоотчет

8

Воспитательные мероприятия

4

 

4

Обсуждение, наблюдение,

видеоотчет

9

Итоговое занятие

2

 

2

Педагогическое наблюдение, видеоотчет

 

ИТОГО:

148

33

115

 

10

Занятия в летний период

24

24

Педагогическое наблюдение, видеоотчет

 

 

1.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Модуль 1. Вводное занятие

Теория (1 час). Введение в программу. Правила ТБ  и ПБ.

Модуль 2. Театральная игра

Тема 2.1. Общеразвивающие игры

 Теория (6 часов).Понятие игра. Правила игр.

Практика (6 часов).Игры «Руки - ноги", "Воробьи -вороны", "Дружные звери» «Что слышишь?», «Живой телефон» и др.

Тема 2.2 Специальные театральные игры

Теория (7 часов). Знакомство с терминами «взаимодействие», «сценическое действие», «этюд», «предлагаемые обстоятельства» и т.д.

Практика (7 часов).  Упражнения и этюды «Угадай, что я делаю?», «Одно и тоже по-разному», «Превращение комнаты, «День рождения» и т.д.

Модуль  3. Ритмопластика.

Тема 3.1. Игры  на развитие двигательных способностей

Теория (2 часа). Знакомство с понятиями мимика», «жесты», «сценическое движение», «выразительность» и т.д.

Практика (13 часов). Игры: «Мокрые котята», «Самолёты и бабочки», «Насос и надувная кукла», «Гипнотизёр», «Марионетки», «Скульптор» и т.д.

Тема 3.2. Музыкально-пластические импровизации

Теория (2 часа).  Музыкальный темп. Ритм. Характер музыки.

Практика (8 часов). Импровизации на тему: «Подарок», «Времена года», «В стране гномов» «Бабочки», «Город роботов»  и т.д.

Модуль 4. Сценическая речь

Тема 4.1. Игры и упражнения на речевое дыхание

Теория (4 час).  Понятие о дыхании. Скороговорки, Детские стихи.

Практика (31 час). Упражнения, игры на речевое дыхание: «Свеча», «Мыльные пузыри» и т.д. Проговаривание различных скороговорок и стихов.

Тема 4.2. Артикуляционная гимнастика.

Теория (4 час).  Речевой аппарат.

Практика (31 час). Упражнения: «Весёлый язычок», «Зарядка для губ», «Мотоцикл», «Три вида выдоха» и т.д.

Модуль 5. Основы театрального искусства

Тема 5. 1 Особенности театрального искусства

Теория (1 час). Виды искусства. Театр – искусство коллективное.

Тема5.2 Основные  театральные термины

Теория (1 час). Знакомство с понятиями «декорация», «кулисы», режиссёр», «реквизит», «бутафория», «грим».

Практика (1 час). Работа с гримом.

Тема 5.3 Культура поведения в театре

Теория (1 час). Воспитание культуры поведения в театре и на концерте.

Модуль 6. Работа над сценическим материалом

Тема 6.1. Знакомство со сценическим материалом

Теория (4 часа). Чтение и пересказ  произведения полностью и отдельными эпизодами.

Практика (19 часов). Работа над текстом.

Тема 6.2.  От этюдов  - к спектаклю

Теория (4 часа). Знакомство с понятиями «сюжет», «завязка», «событие», «кульминация», «развязка».

Практика (23 часа). Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Знакомство с музыкальным  сопровождением. Работа над ролью. Репетиция отдельных картин. Генеральные репетиции. Выступления.

Модуль 7. Сценическая практика

Практика (4 час). Работа над репертуаром. Участие в концертах, конкурсах

Модуль 8. Воспитательные мероприятия

Практика (4 часа) Подготовка и проведение традиционных воспитывающих, познавательных и развлекательных мероприятий коллектива, участие в воспитательных мероприятиях объединения «Кукляндия», учреждения.

Модуль 9.Итоговое  занятие

Практика (2часа). Круглый стол.

Модуль 10 .Занятия в летний период (24 часа)

Практика (24часа) Репетиционная деятельность: Работа над репертуаром.

Воспитательная деятельность: Посещение конкурсов и концертов, подготовка и проведение познавательных и развлекательных мероприятий на уровне группы, коллектива, детского клуба и учреждения.

Концертная деятельность: Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях различного уровня, возможны выезды коллектива за пределы города.

 

 

1.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ:

 

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

-самостоятельно использовать технологию работы над собой, для саморазвития;

- выполнять поставленные задачи под контролем педагога;

- проявлять   интерес к театральному искусству;

- адекватно воспринимать  оценки педагога;

-овладевать навыками сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками.

Личностные результаты:

Обучающиеся научатся:

- адекватно понимать причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

-осознавать необходимость безопасного образа жизни, сохранения здоровья;

-уважительно относиться к окружающим, проявлять  доброжелательность, толерантность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживать чувствам и обстоятельствам других людей.

Предметные результаты:

Обучающиеся  будут знать:

 -устройство зрительного зала и сцены;

- главных творцов сценического чуда (главных создателей спектакля);

-       виды театрального искусства;

-       терминологию  театрального искусства.

Обучающиеся будут уметь:

- импровизировать  игры - драматизации на темы знакомых сказок;

- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

- составлять предложения заданными словами;

-равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом;

- пользоваться системой перевоплощения;

- создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;

- уметь пользоваться разнообразными жестами;

-передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкального произведения;

- строить диалог, самостоятельно выбирая партнёра;

- иметь сформированные элементы IT-компетенций.

 

РАЗДЕЛ № 2.  КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 

2.1  КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (Приложение №2 )

 

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Материально-техническое обеспечение:

- кабинет;  аудиоаппаратура; видеоаппаратура; сценический реквизит;  грим; сценические костюмы, обувь.

Техническое оснащение занятий

Занятия объединения проводятся в  зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра необходимо наличие непосредственно   следующее оснащение:

-                     декорации к спектаклям; реквизит; специальные костюмы для детей;

               Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут изготовить реквизит.  Посильную помощь в изготовлении  декораций, реквизита, костюмов могут оказать родители обучающихся.

Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.

                 Успешной реализации программы  способствует плодотворное социальное партнёрство с родителями обучающихся,  оказывающими материальную поддержку.

Кадровое обеспечение

Для реализации данной программы педагогу желательно иметь специальную профессиональную подготовку. Значительную помощь окажут учебные пособия (Станиславского К.С,Адрачников, С.Т.,Ершова А.П.) и различные сборники детских подвижных и спортивных игр.

 

2.3 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

              Этапы педагогического контроля

                        Основным видом педагогического контроля на всех этапах  обучения являются выступления и концерты обучающихся. На ранних стадиях  это могут быть открытые занятия или концерты из небольших номеров, на более поздних – спектакли и большие концертные выступления и участие в конкурсах. Обычно  группа выступает не менее 4-х раз в год.

              Для отслеживания уровня усвоения программы используются следующие методы:

1.Педагогическое наблюдение:

-отслеживание  актерского мастерства, ритмопластики, сценической речи, основ театральной культуры, умения в постановке спектакля  по «Диагностической карте» (приложение №3)

2. Тестирование на основе материалов  Р В. Овчаровой «Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся» (Приложение №4)

3.Творческий отчет (проведение календарных праздников, участие в конкурсах и фестивалях, выступление на концертах).

4. Видеоотчет, аудиозапись.

Основной принцип качественной результативности состоит в отслеживании педагогом совместно с психологом продвижения обучающегося в выполнении  творческих заданий по отношению к самому себе, но не в сравнении с успехами других детей.

2.4    ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

            Перечень диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися целевых ориентиров, которые отслеживаются по трем компонентам: личностном, метапредметном и предметном.

Личностные:

• Методика «Изучения мотивации к успеху» по Т. Элерсу;

• Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

• Методика «Эмоциональная направленность» по Б.И. Додонову;

• Опросники самооценки терпеливости, упорства и настойчивости по Е.П. Ильину, Е.К. Фещенко;

• Методика «Измерение художественно-эстетической потребности» по В.С Аванесову;

• Методика «Изучение потребности в общении» по Ю.М. Орлову.

(Практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: Речь, 2002. – 694 с..)

Метапредметные:

Опросник «Уровень субъективного контроля» по Е.Ф. Бажину, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинду;

• Карта-схема «Изучение психологического климата в группе» по А.Н. Лутошкину.

(Практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.)

Предметные:

· Контрольно-измерительные материалы освоения программы  (Приложение №5).

2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Технология образовательного процесса при реализации программы заключается в последовательном, поэтапном раскрытии и развитии творческих способностей учащихся через:

· комплексную работу над актёрской психотехникой;

· развитие музыкальных способностей;

· развитие голоса, речи, слуха, ритмико-координационных возможностей ребёнка;

· работу над конструктивным взаимодействием с партнёром, обеспечивающую широкий поведенческий диапазон, стремление выразить свои мысли и чувства, оптимальную открытость в общении, актёрскую спонтанность и самовыражение, способность радоваться и получать удовольствие.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии: творческого саморазвития Н.А. Бердяева, технологии сотрудничества и сотворчества В.В. Фирсова, игровые технологии Пидкасистого П.И., Эльконина Д.Б. В образовательном процессе педагогом применяются технологии: технология искусства (Быковой В.В.и Звягиной М.С.), предполагающая знакомство обучающихся с русской народной культурой; здоровьесберегающие педагогические технологии Н.К. Смирнова, направлены на воспитание у детей  культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Значительную помощь окажут учебные пособия К.С Станиславского «Работа актёра над собой», С.Т.Адрачникова «Сценическая пластика»,  Ершова А.П. «Технология актёрского искусства» и «Арт-фантазия» и различные сборники детских подвижных и спортивных игр.

Реализации этих технологий помогают следующие  формы организации учебного занятия: теоретические и практические  занятия, а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.

  На теоретических занятиях даются основные знания,  раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

   На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим педагогом, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые и обучающие тренинги. Во время  занятий  происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание. 

 С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с обучающимися различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.; для других – дальнейшее развитие творческой одарённости.

Примерный репертуарный план спектаклей

1 год обучения

Драматический

         1.Игра-путешествии по сказке «Репка»

         2.Игра-путешествие по сказке «Теремок»

   3..Инсценировкапо сказке В.Сутеева «Яблоко»

   4.Исценировка по сказке  В.Сутеева «Разные колёса»

2 год обучения

   1.Шутки на полминутки «Яблоко», «Маша», «Бабушка и внучки».

   2.Спектакль «Как Мышонок, стал умным», по сказке С.Маршака

   3.Спектакль «Мухины именины» по сказке  К.Чуковского.

   4.Спектакль «Золушка, или хрустальная туфелька»

В процессе обучения обеспечиваются сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов учебно-воспитательной деятельности:

·   Метод “стимуляции воображения” посредством магического “Если бы…” Станиславского (т.е. подключения воображения), в результате чего обычное занятие превращается в игровое представление;

·   Методы обострения предлагаемых ситуаций, действенности и конфликтности игровых ситуаций;

·   Театральная игра, погружение;

·   Ролевые игры;

·   Выступления на конкурсах, концертах и фестивалях;

·   Работа в парах, микрогруппах;

·   Беседы, тесты;

·   Творческие встречи – вовлечение в деятельность;

·   Стимулирование; - сотрудничество;

·   Свобода выбора; - увлечение;

·   Коллективный анализ и оценка;

Структура  занятия может включать в себя следующие элементы: актерское мастерство, ритмопластику, сценическую речь, основы этикета и театральной культуры, театрализованные игры, отработку интонационных упражнений. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Сочетание внутри одного занятия различных видов творческой деятельности способствует остроте восприятия учащихся, их работоспособности и интереса к занятиям. Для проведения занятий изготавливаются наглядные пособия (декорация, реквизит, схемы, таблицы), раздаточный материал (карточки с заданиями и т.д.). В работе по программе принципиально важным является ролевое  существование  обучающегося  на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, драматургом, зрителем и «профессиональным зрителем», т.е. театральным критиком, рецензентом.

Алгоритм учебного занятия

 

Блоки

Этапы занятий

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительнный

1.Организационный

 

 

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

2.Проверочный

 

 

Установление правильности в осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), и их корректировка

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Основной

3.Подготовительный

 

 

Обеспечение мотивации и принятия детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности

4. Усвоение новых знаний и способов действия

 

 

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений

Использование пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

5.Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснование

6.Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применение.

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

7.Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

8. Контрольный

 

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование различных заданий

Итоговый

9. Итоговый

 

 

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

10.Рефлексивный

 

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезность учебной работы

 

Дидактические материалы

Перечень методических материалов к программе

1. Тематические подборки, собранные автором программы:

“Актерское мастерство” - разработка тренингов, упражнений

«Культура и техника речи» - речевые и голосовые упражнения, тренинги

“Художник гример”

2. Сценарии

Драматические: «Маша», «Бабушка и внучка» - Шутки “Яблоко” и «Разные колеса» - /В. Сутеева/

«Мухины именины» -/Н.Малюченко по сказке К. Чуковского «Муха-Цокатуха/“Золушка, или хрустальная туфелька” /по мотивам сказки Ш.Перро/ “История о том, как Мышонок стал умным” -/Н.Малюченко, по с-ке «О глупом мышонке» и с-ке «Об умном мышонке» С.Маршака/

Музыкальные: “Ку-ка-ре-ку»

Перечень аудиокассет, CD-дисков

  Аудиокассеты к спектаклям и к занятиям: «Музыка для разминки»; «Музыка, для игр»;

  Музыка к спектаклям: «Яблоко»;«Разные колеса»; «История, как Мышонок стал умным»;«Золушка, или хрустальная туфелька»;«Мухины именины»;«Ку-ка-ре-ку».

  CD-диски:  «Тренинг по сценической речи», «Фотоальбом», «Детские сказки», «Музыка к развлекательным игровым программам», «Детские песни», «Классическая и инструментальная музыка»,  «Игро-песенки».

  Глоссарий Приложение №6

  Материал для дистанционного обучения  Приложение №7.

Обучающие цифровые образовательные ресурсы, ссылки, образовательные сервисы

Сервисы для проведения видеоконференций:

Skype (Площадка для проведения видеоконференций до 50 человек, возможность совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки, а также отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям).

Zoom (Платформа для проведения онлайн-занятий. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут с возможностью онлайн-общения до 100 человек. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску Наличие чата, в котором можно писать сообщения, передавать файлы).

Культура.РФ (Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Интересные и значимые события и люди в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также информация о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах).

Библиотекарь.Ру (Электронная библиотека содержит литературу по различным отраслям знаний: истории, искусству, культуре, технике).

 

 2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

1.      Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

2.    Федеральный закон от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.  № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;

3.    Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение правительства РФ от 4.09.2014г. №1726-р).

4.      Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 (Постановление правительства Оренбургской обл. от 28.06. 2013 №553- п.п.).

5.    Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013г. № ИР-352/09 «О направлении Программы» (вместе с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

6.    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».

7.    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. № 613 «Об утверждении профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 №38994);

8.    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015 г. № 996-р);

9.    Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

10.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа» 2017 г. N 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

11.    Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

12.    Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

13.    Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»

14. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»  Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

15.  Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»

16 Министерство просвещения РФ, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИВФ РАО»). Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 

17.Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013 г. № 553-п.п.);

18.Устав МАУДО ЦРТДЮ «Созвездие» г. Орска от 14.12. 2015 г.

19Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУДО ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска от 20.09.2016 г.

Список литературы для педагога

1.Адрачников, С.Т. Сценическая пластика/ С.Т. Адрачников. – М., Просвещение,1990.

2.Акимова, Л.А. Проектирование программ дополнительного образования детей: Методические рекомендации/ Л.А. Акимова.- Изд. 2-е переработанное  и дополненное - Оренбург: Изд-во “Детство”, 2007.

3.Алянский, Ю.П. Азбука театра/ Ю.П. Алянский. - Ленинград. “Детская литература” 1990. -158 с.

4Афонькин, С.Ю., Афонькина, Е.Ю, Игрушки из бумаги / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – СПб.: Издательство “Литера”, 1997. – 128с.

5.Андреева, В.И., Щетинская А.И. Педагогика дополнительного образования. Учебное пособие/ В.И. Андреева, А.И. Щетинская. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001. - 327с.

6.Бибарцева, Т.С. Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами/ Т.С. Бибарцева. – СПБ., 1995.

7.Борисенко, Л.А. Скуке не уступим ни минутки/ Л.А. Борисенко. – Екатеринбург, 1996. 125 с.

8.Воловик, А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга/ А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. – М., 1998. 86 с.

9. Ершов, П.М. Технология актёрского искусства/ П.М. Ершов. – М., ВТО, 1959.

10. Ершова, А.П. Арт-фантазия / А.П.Ершова А.П.- М., 1999.

11.Жилина, Ж.В. Программа театрально-драматической студии “Ноев ковчег” ДТДМ / Ж.В.Жилина, В.В.Павлов .-М.,  2000.

12. Захова, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра/ Б.Е. Захова. – М., 1969.

13.Запорожец, Т.И. Логика сценической речи / Т.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 1974. – 128с.

14.Зверева, Н.А. Замысел спектакля / Н.А.Зверева. – М., 1983. – 112с.

15.Ирлач, С.Ш. Интонационно-мелодическая природа сценической речи/ С.Ш. Ирлач.- М., 1990.

16.Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханёва. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

17.Махнина, И.И. Народная художественная культура: Словарь терминов по курсу для студентов дневного и заочного отделений вузов культуры и искусств по специальности “Народное художественное творчество” / И.И. Махнина. – Челябинск, 2001. – 89с.

18.Моргунов, Б.Г. Законы звучащей речи / Б.Г. Моргунов. – М., 1986. – 128с.

19.Немеровский, А.Б. Пластическая выразительность актёра/ А.Б. Немеровский. – М., 1998.

20.Немерович-Данченко, В.И. О творчестве актёра/ В.И. Немирович- Данченко. – М., 1973.

21. Поддубская, Л.Р. Этикет от А до Я/ Л.Р. Поддубская. – М., Народное образование, 2003. 113 с.

22.Попов, А.В. Программа театра-студии “Подмостки”/ А.В.Попов -М., 2000.

23.Попов, П.Г. Жанровое решение спектакля / П.Г.Попов. – М., 1986. – 144с.

24.Сахарный, Л.В. Как устроен наш язык / Л.В. Сахарный. – М.: Просвещение, 1978. – 160с.

25. Информационное обеспечение программы (Интернет-ресурсы):

http://www.art-education.ru

http://www.vcht.ru

http://www.forum.numi.ru

http://www.tvkultura.ru

http://www.openlesson.ru

http://www.telespektakli.ru

http://www.900igr.net

 https://vk.com/club129677907                          

 

Список литературы для родителей и детей

1.Бахтин, В. От былины до считалки/ В.Бахтин. – Ленинград: Детская литература, 1982. – 95с.

2.Брудный Д.Л. Беседы о театре. Д.Л.Брудный.- Ленинград: Просвещение,1883 58 с.

3.Казакова, Р. Поверить снегу. Стихи./ Р.Казакова. – Ташкент, 1967. – 65с.

4.Пономарева, К. Миг / К.Пономарева. – М.: Детская литература, 1985. – 112с.

5.Степанова, В. Стихи для детей / В.Степанова. – М.: Просвещение, 1982. – 85с.

6.Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И.Чуковский. – М.: Просвещение, 1985. – 106с.


 

                    ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                  Приложение №1

                          Календарный учебный график на 2021 - 2022 учебный год

младшая группа № 6 (4-6 лет)   первого года  обучения

театрального коллектива «Кукляндия»

программа «Театралята»

п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во

 часов

Тема занятия

Форма

 контроля

1.

сентябрь

 

беседа

2

Комплектация группы

опрос

2.

 

беседа

2

Комплектация группы

опрос

3.

 

комбинированное

2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и противопожарной безопасности.

Игровая программа

опрос обсуждение

4.

 

комбинированное

2

Понятие об актёрском тренинге.

 Упражнение «Зоопарк»

опрос наблюдение

5

 

тренинг

2

Ритмопластика (повторение).

Упражнения «Дерево», «Зеркало»

наблюдение обсуждение

6

 

комбинированное

2

Сценическая речь (повторение)

Артикуляционная гимнастика.

наблюдение обсуждение

7

 

тренинг

2

Актёрский тренинг «Публичное одиночество»

наблюдение обсуждение

8

 

тренинг

2

Актёрский тренинг «Публичное одиночество»

наблюдение обсуждение

9

октябрь

 

беседа

2

 Актёрский тренинг «Публичное одиночество»

наблюдение обсуждение

10

 

комбинированное

2

Большая актёрская игра «Цирк» (беседа)

наблюдение обсуждение

11

 

комбинированное

2

Большая актёрская игра «Цирк» (организация пространства)

наблюдение обсуждение

12

 

к практическое

2

Большая актёрская игра «Цирк» (ролевые игры)

наблюдение обсуждение

13

 

практическое

2

Большая актёрская игра «Цирк» (ролевые игры)

наблюдение, обсуждение

14

 

практическое

2

Большая актёрская игра «Цирк» (ролевые игры)

наблюдение обсуждение

15

 

комбинированное

2

Большая актёрская игра «Цирк» (подведение итогов)

опрос обсуждение наблюдение

16

 

комбинированное

2

Выбор сценического материала.

опрос обсуждение наблюдение

17

ноябрь

 

комбинированное

2

 Работа  со сценический материалом (читка сценария)

опрос обсуждение наблюдение

18

 

комбинированное

2

«Осенний сказка» театрализованная игровая программа

наблюдение обсуждение

19

 

комбинированное

2

Работа  со сценическим материалом (читка сценария)

опрос обсуждение наблюдение

20

 

комбинированное

2

 Работа  со сценическим материалом (распределение ролей)

опрос обсуждение

21

 

комбинированное

2

 Работа  со сценическим материалом (читка сценария)

опрос обсуждение наблюдение

22

 

комбинированное

2

Работа  со сценическим материалом (работа над образом).

опрос обсуждение

23

 

комбинированное

2

Работа  со сценическим материалом (работа над образом).

опрос обсуждение

24

 

комбинированное

2

Работа  со сценическим материалом (работа над образом).

опрос обсуждение наблюдение

25.

 

тренинг

2

Работа актёра над собой

самоконтроль

26.

декабрь

 

тренинг

2

Работа актёра над собой

самоконтроль

27

 

праздник

2

Мероприятие

наблюдение обсуждение

28

 

праздник

2

Новогодний утренник

Наблюдение обсуждение

29

 

игра

2

«Зимние забавы» народные  игры на свежем воздухе

наблюдение обсуждение

30

 

мероприятие

2

Экскурсия в Центральный парк.

наблюдение

31

 

экскурсия

2

Посещение Драматического театра.

наблюдение

32

 

игра

2

«Рождественские посиделки»

наблюдение

33

 

комбинированное

2

Работа  со сценический материалом (Поиск мизансцен).

Опрос обсуждение наблюдение

34

 

тренинг

2

Повторение пройденного материала

опрос  наблюдение

35

январь

 

 

комбинированное

2

Повторение пройденного материала

обсуждение наблюдение

36

 

игра

2

Контрольное занятие

наблюдение

37

 

комбинированное

2

Работа  со сценическим материалом (Поиск мизансцен).

опрос наблюдение

38

 

комбинированное

2

Постановочная работа: работа

над образом

опрос самоанализ

39

 

комбинированное

2

Дифференцированный подход в организации досуга. Организация досуговых мероприятий.

опрос, наблюдение обсуждение

40

 

комбинированное

2

Сценарный план досугового мероприятия.

самоконроль наблюдение

41

 

комбинированное

2

 Работа  со сценическим материалом (повторение)

опрос обсуждение наблюдение

42

 

 

комбинированное

2

Работа  со сценическим материалом (репетиция)

опрос обсуждение наблюдение

43

 

комбинированное

2

Работа  со сценическим материалом (репетиция)

опрос обсуждение,

44

 

комбинированное

2

 Работа  со сценическим материалом (повторение)

опрос наблюдение

 

февраль

 

беседа

2

Культура поведения в театре

опрос

45

 

беседа

2

Правила поведения при участии в мероприятии

опрос обсуждение

46

 

беседа

2

Правила поведения актёра на сценической площадке

опрос обсуждение

47

 

комбинированное

2

«Муха Цокотуха» (репетиция)

наблюдение

48

 

практика

2

Генеральная репетиция «Муха Цокотуха»

наблюдение обсуждение

49

 

комбинированное

2

Генеральный прогон «Муха Цокотуха»

наблюдение обсуждение

50

 

комбинированное

2

Обсуждение (анализ) выступления

наблюдение обсуждение

51

 

комбинированное

2

Работа над  своими ошибками .

наблюдение обсуждение

52

 

комбинированное

2

Работа над ошибками партнёра.

наблюдение обсуждение

53

март

 

тренинг

2

Актёрский тренинг: упражнение «Гномики»

наблюдение, обсуждение

54

 

практика

2

Актёрский тренинг: упражнение «Гномики»

наблюдение обсуждение

55

 

комбинированное

2

Ритмопластика:  упражнение  «Штанга»

наблюдение обсуждение

56

 

комбинированное

2

Ритмопластика:  упражнение  «Штанга»

наблюдение обсуждение

57

 

тренинг

2

Сценическая речь:  Произношение и дикция. Чистоговорки и скороговорки.

наблюдение обсуждение

58

 

тренинг

2

Сценическая речь:  Произношение и дикция. Чистоговорки и скороговорки.

наблюдение обсуждение

59

 

мероприятие

2

«Час скороговорить»  конкурсная игровая программа, посвящённая Дню театра

наблюдение обсуждение

60

 

мероприятие

2

Посещение Драматического театра

наблюдение

61

 

мероприятие

2

«День импровизаций» (занятие- сюрприз педагогу)

наблюдение обсуждение

62

 

тренинг

2

Ритмопластика: упражнения «Ртуть», «Марионетка»

наблюдение обсуждение

63

  май              апрель

 

февр апрель

апрель

аль

 

игра

2

Театральная игра «Путешествие»

обсуждение

64

 

игра

2

Театральная игра «Путешествие»

наблюдение

65

 

тренинг, игра

2

Ритмика: «Солнышко и тучки»

наблюдение

66

 

комбинированное

2

Сценическая речь: «Диалог»

обсуждение

67

 

комбинированное

2

Повторение пройденного материала

наблюдение обсуждение

68

 

комбинированное

2

Повторение пройденного материала

обсуждение

69

 

комбинированное

2

Репетиция спектакля

наблюдение, о

70

 

практика

2

Репетиция спектакля

наблюдение

71

 

практика

2

Прогон спектакля

обсуждение

72

 

практика

2

Премьера спектакля

обсуждение

73

 

практика

2

Выступление.

наблюдение

74

 

 

комбинированное

2

Итоговое занятие.

устный опрос

Итого:   148 часов

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

Диагностическая карта  ЗУНов обучающихся  осуществляется посредством тестов,  контрольных вопросов, зачетов.

Разделы

Качество освоения материала

1.Театральная игра

5 – активно участвует, правильно выполняет все задания

4 – активно участвует, допускает одну ошибку

3 – не очень активно участвует, требует дополнительных вопросов

2 – пассивен, работает без особого интереса

1 – не выполняет, данные задания

2.Ритмопластика

5 -  двигается пластично, без ошибок выполняет все задания

4 – двигается пластично, допускает одну ошибку

3 – двигается  скованно, не все движения выполняет верно

2 -  неправильно выполняет движения, допускает много ошибок

1 – отказывается выполнить то или иное движение

3.Культура и техника речи

5 – выразительно, четко выполняет задания по тексту

4 – старается выполнить все задания, допускает одну ошибку

3 – небрежно выполняет задание, допускает две ошибки

2 – не старается, слабо выполняет задание

1 – плохо выполняет задание

4. Основы театральной культуры

5 – верно отвечает на все вопросы

4 – верно отвечает на все вопросы, допускает одну ошибку

3 – старается,  допускает две ошибки

2 – слабо знает материал, не старается

1 -  не знает материал

5. Работа над сценическим материалом

5 –  работает последовательно, точно выполняет все задания, проявляет самостоятельность

4 – точно выполняет все задания педагога, но недостаточно самостоятелен

3- старается, но не может выполнить все задания

2 – не старается, не выполняет все задания

1- к занятиям относится пассивно

                                                                                                                        

 

Приложение №3

 

Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся

(составлена на основе пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

Вопросы

1.Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3.Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?

4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие  дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если вам не удаётся закончить начатое дело?

12.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли ВЫ участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов

1-

3-

5-

7-

9-

11-

13-

15-

17-

19-

2-

4-

6-

8-

10-

12-

14-

16-

18-

20-

 

Отработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечётные вопросы и отрицательных ответов на все чётные вопросы, разделённой на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребёнка:

- низкий уровень – 0,1 - 0,45;

-ниже среднего   - 0,46 -0, 55;

-средний уровень- 0.56 – 0,65;

-выше среднего -0,66 -0,75;

-высокий уровень -0,76 –

 

 

Приложение №4

 

Контрольно – измерительные материалы по годам обучения

1-й год обучения:

Теория:

-Рассказать правила техники безопасности.

-Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссёр? Что должен уметь актёр?

Практика:

Сочинить этюд по сказке и импровизировать игру-драматизацию на заданную тему.

2-й год обучения:

Теория:

-Рассказать правила техники безопасности.

- Что такое жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве.

Практика: Сочинить этюд на заданную поговорку или пословицу.

 

Приложение №5

Глоссарий

Артист – фр. – исполнитель ролей в драматических и музыкальных  спектаклях или эстрадных, цирковых  представлений.

Всесторонне развитие личности – развитие различных сторон личности, её физических и духовных сил, всех её творческих способностей и дарований; развитие человека, способного к умственному и физическому труду, носителя высоких нравственных качеств, эстетических и культурных ценностей с разносторонними материальными и духовными потребностями.

Дифференцированный подход – один из принципов культурно-досуговой работы, проявляющийся в учёте индивидуальных особенностей человека, социальной группы: уровня их общеобразовательной и профессиональной подготовки, интересов, жизненного опыта и т.п.

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) умений и навыков общения, способность приспосабливаться к ситуации, выбирать оптимальные средства общения в каждом конкретном случае. Источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт, искусство, общая эрудиция, и специальные научные методы.

Композиция  - (лат. - сочинение, составление) – небольшое концертное выступление (музыкальная, литературная, литературно-музыкальная,

театральная  композиция и т.п.).

Марионетка – театральная кукла, приводимая в движение актёром-кукловодом.

Одарённые дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость (к музыке, рисованию и т.д.). Одарённость принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребёнком при прочих равных условиях ровесников (на этом основаны тесты умственной одарённости и коэффициент интеллектуальности).

Паяц  - (ит. – солома) – 1.Комический персонаж старинного итальянского театра. 2. Скоморох, клоун.

Пьеса – драматическое произведение.

Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящего себе задачу, дать правдивое отображение действительности

Сцена – (лат. – шатёр, палатка) – часть театрального здания площадка, на которой происходит представление.

Сценарий  - 2. План, сюжетная схема пьесы.

Театр – 1. – Род искусства. 2. – Здание, где происходит представление . 3.Представление, спектакль.

Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи. Результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.

Тесты – стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков по определённым параметрам.

Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.

Приложение№6

Материалы для дистанционного обучения

Название раздела

Материал для дистанционного обучения

Формы контроля

Сценическая речь

     Артикуляционная гимнастика

самоконтроль

Работа над сценическим материалом

Прослушивание аудиосказок и аудиоспектаклей (размещённой в группе театрального коллектива«Кукляндия») -  https://vk.com/club129677907

самоконтроль

Воспитательные мероприятия

     Банк воспитательных мероприятий

(размещённой в группе театрального коллектива«Кукляндия») https://vk.com/club129677907

Самоконтроль,

педагогическое наблюдение

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации г

Управление образования администрации г

Содержание Раздел № 1

Содержание Раздел № 1

РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ

РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ

Данная программа основана на принципах системы

Данная программа основана на принципах системы

Дистанционное обучение используется в отдельные временные промежутки (временные ограничения возможностей здоровья, продолжение образовательного процесса в условиях карантина, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, невозможность регулярного…

Дистанционное обучение используется в отдельные временные промежутки (временные ограничения возможностей здоровья, продолжение образовательного процесса в условиях карантина, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, невозможность регулярного…

МОДУЛИ СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ

МОДУЛИ СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ

Специальные игры и упражнения этого раздела помогают формированию правильного чёткого произношения (дыхания, артикуляции, дикции, орфоэпии), что способствует умению точно и выразительно передавать мысли автора ,…

Специальные игры и упражнения этого раздела помогают формированию правильного чёткого произношения (дыхания, артикуляции, дикции, орфоэпии), что способствует умению точно и выразительно передавать мысли автора ,…

Игры и упражнения на речевое дыхание 20 4 16

Игры и упражнения на речевое дыхание 20 4 16

Практика (8 часов). Импровизации на тему: «Подарок», «Времена года», «В стране гномов» «Бабочки», «Город роботов» и т

Практика (8 часов). Импровизации на тему: «Подарок», «Времена года», «В стране гномов» «Бабочки», «Город роботов» и т

Личностные результаты: Обучающиеся научатся: - адекватно понимать причин успешности/неуспешности творческой деятельности; - осознавать необходимость безопасного образа жизни, сохранения здоровья; -уважительно относиться к окружающим, проявлять доброжелательность,…

Личностные результаты: Обучающиеся научатся: - адекватно понимать причин успешности/неуспешности творческой деятельности; - осознавать необходимость безопасного образа жизни, сохранения здоровья; -уважительно относиться к окружающим, проявлять доброжелательность,…

Для реализации данной программы педагогу желательно иметь специальную профессиональную подготовку

Для реализации данной программы педагогу желательно иметь специальную профессиональную подготовку

Пидкасистого П.И., Эльконина Д

Пидкасистого П.И., Эльконина Д

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности

Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку

Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку

Письмо Минобрнауки России от 13

Письмо Минобрнауки России от 13

Акимова, Л.А. Проектирование программ дополнительного образования детей:

Акимова, Л.А. Проектирование программ дополнительного образования детей:

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа со сценическим материалом (читка сценария) опрос обсуждение наблюдение 22 комбинированное 2

Работа со сценическим материалом (читка сценария) опрос обсуждение наблюдение 22 комбинированное 2

Правила поведения актёра на сценической площадке опрос обсуждение 47 комбинированное 2 «Муха

Правила поведения актёра на сценической площадке опрос обсуждение 47 комбинированное 2 «Муха

Приложение №2 Диагностическая карта

Приложение №2 Диагностическая карта

Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 13

Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 13

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) умений и навыков общения, способность приспосабливаться к ситуации, выбирать оптимальные средства общения в каждом…

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) умений и навыков общения, способность приспосабливаться к ситуации, выбирать оптимальные средства общения в каждом…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2022