ДОП "Робототехника в детском саду"
Оценка 5

ДОП "Робототехника в детском саду"

Оценка 5
docx
05.02.2024
ДОП "Робототехника в детском саду"
ДОП Робототехника в детском саду.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

технической направленности для старшего дошкольного возраста

 

«Робототехника в детском саду»

 

 

 Срок реализации: 2 года

 

 

Разработчик программы:

Чефонова С.В., воспитатель

первой квалификационной категории МАДОУ № 69.

 

 

 

 

г. Томск

2020

№ п/р

Содержание

Стр.

I

Целевой раздел

3

1.

Пояснительная записка

3

1.1

Введение

3

1.2

Цели и задачи реализации программы

7

1.3

Принципы и подходы к реализации программы

7

1.4

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детского технического творчества

8

2.

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками Программы образовательной робототехники для старшего дошкольного возраста

9

II

Содержательный раздел

11

2.1

Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с использованием методического пособия, специально разработанного для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора LEGO Education WeDo

11

2.2

Методы и формы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей воспитанников

12

2.3

Тематическое планирование

13

III

Организационный раздел

25

3

Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

25

 

Список использованной литературы и источников

26

 

 

 

 

 

 

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» технической направленности.

Занятия по робототехнике разработаны на базе современных LEGO – наборов по сборке, модернизации, проектированию и программированию моделей роботов.

1.1. Введение

Робототехника (от робот и техника; англ. robotics — роботика, робототехника) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства[1].

Робототехника сегодня развивается быстрыми темпами. Уже сейчас, современный человек не представляет свою жизнь без механических машин. Благодаря роботам воплощение многих задач стало легче реализовать, увеличились точность, темпы и качество. В недалеком будущем роботы станут составной частью повседневной жизни людей.

Во многих европейских и восточных государствах робототехника развивается очень быстрыми темпами. Уже с младшего возраста дети в этих государствах знакомятся с роботами (посещают клубы и инновационные центры по робототехнике).

В России робототехника еще только набирает темпы развития. А, ведь именно, подрастающему поколению в скором времени предстоит развивать это новое научно-техническое направление.

Робототехника одно их самых ведущих направлений развития науки и техники. Образовательная робототехника – это новое направление в образовании и развитии детей, которое помогает определить технические способности ребенка. Данное направление позволяет заложить основу для дальнейшего и более серьезного изучения прикладных наук (таких, как физика, математика, механика и др.). Образовательная робототехника позволяет привлечь к инновационному, научно-практическому, творческому процессу детей разного возраста.

Сегодня образовательная робототехника – актуальное направление в образовании детей. На занятиях робототехнической деятельности ребенок знакомится с законами окружающего мира, у ребенка формируются умения теоретические знания применять на практике, развивается наблюдательность, мышление, воображение.

Образовательная робототехника – это многогранный инструмент для дошкольного образования, который полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Данный курс разработан для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Обучение детей с использование робототехнического оборудования (LEGO, ПК) – это увлекательный образовательный, игровой (конструирование моделей роботов из LEGO) и творческий процессы (конструирование моделей по собственному замыслу, модернизация предложенных моделей). 

Образовательный процесс закладывает начальное представление о компьютере, развивает умение работать с различными механизмами, проектировать и создавать конструкции, формирование начальных представлений о математике.

Обучение детей робототехники начинается с лего-конструирования. Конструирование играет не малую роль для детей дошкольного возраста при подготовке к школе. Конструирование помогает формировать умения учиться, стремится к получению результата в любой деятельности, развивает познавательный интерес, закладываются предпосылки учебной деятельности.

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы

Образовательная программа «Робототехника в детском саду» (далее – Программа) составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и является дополнительной образовательной программой технической направленности для детей старшего дошкольного возраста Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 69 г. Томска.

Данная Программа ориентирована на реализацию потребностей детей дошкольного возраста в области конструирования, моделирования и проектирования робототехнических моделей. Данная программа направлена на развитие познавательной мотивации и приобретение опыта в области лего- конструирования.

Для получения хорошего достижения в области технического творчества дети в рамках программы осваивают все этапы конструирования с помощью современных образовательных конструкторов LEGO. Задачи каждого этапа ставятся с учетом индивидуальных представлений о новых образовательных конструкторах, навыков и умений в области лего-конструирования.

Для реализации данной программы используются методические пособия технического творчества, составленные для обучающих конструкторов LEGO Education WeDo.  Данный курс для обучения детей конструированию робототехнических моделей, модернизации и программированию, предлагает использование конструкторов LEGO WeDo 2.0. Образовательные конструкторы LEGO просты в построении моделей, что позволяет уже в конце занятия увидеть робототехническую модель, сделанную своими руками, которая выполняет команды.

Совместно с педагогом или во время самостоятельной деятельности с образовательным конструктором LEGO Education WeDo ребенок через познавательную игру знакомится с роботами, у него развеются навыки и умения разрабатывать и собирать робототехнические модели, а также, у ребенка развивается аккуратность, усидчивость, организованность, устремленность на результат.

Образовательная робототехника – это новый многогранный инструмент в воспитально-образовательном процессе дошкольного учреждения. Робототехника помогает процесс адаптации детей к образованию сделать более спокойным, интересным, увлекательным и эффективным. Занятия по робототехнике – это своеобразная тренировка навыков (счета, конструирования и т.д.). Уже в дошкольном учреждении можно увидеть, у кого из детей есть способности в области инженерии или конструирования. Педагоги ДОУ должны помочь раскрыться таланту ребенка и начать развивать этот талант. Поэтому очень важно занятия по робототехнике вводить в дошкольных учреждениях.

 Программа «Робототехника в детском саду» разработана с учетом следующих нормативных документов:

·Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [12];

·Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [10];

·Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [9];

·Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [5];

·Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [8];

·Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13) [6];

·Указ Президента РФ от 7 мая 2018 № 204 Национальный проект «Образование» 2019-2024 [11];

·Лицензия образовательной деятельности МАДОУ № 69 [12];

 

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель – формирование представлений о создании и программировании роботов.

Задачи:

1.                      Сформировать начальные представления о робототехнике.

2.                      Формировать представление о безопасном поведении при работе с компьютером, деталями LEGO.

3.                      Развитие познавательной мотивации.

4.                      Развитие умений а в области лего - конструирования.

5.                      Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность в решение технических задач.

6.                      Развивать навыки работать в коллективе.

7.                      Воспитывать положительную установку к личному труду, труду других людей и результатам этого труда.

 

1.3 Принципы реализации программы

Образовательная программа по робототехнике была написана, основываясь на педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, доступности, результативности.

Данная программа была разработана с учетом основных принципов ФГОС дошкольного образования:

1. построение образовательного процесса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а сам ребенок становится субъектом образовательного процесса;

2.           поддержка и развитие инициативы самостоятельности детей в разных видах деятельности;

3.           формирование и развитие познавательной активности;

4.           создание условий, выбор методов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

 

1.4 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детского технического творчества

Техническое детское творчество – это вид деятельности, направленный на создание приборов, моделей, механизмов и других технических предметов Образовательный процесс детского технического творчества позволяет формировать и развивать практический интерес к изучению проектирования и изготовления технических моделей.

Для развития технического детского творчества используют современные  LEGO-технологии. Приобщение детей дошкольного возраста к техническому творчеству проходит в два этапа:

1.                                 Первый этап реализуется в рамках основной программы дошкольного учреждения.

2.                                 Второй этап реализуется в рамках дополнительной программы дошкольного учреждения технической направленности (робототехника).

Робототехника – это создание действующих моделей роботов на основе конструкторов LEGO Education WeDo 2.0. Для создания моделей роботов на основе данного набора LEGO не требует углубленных знаний и умений в области робото-конструирования. Поэтому процесс технического детского творчества по созданию роботов для детей 5-7 лет не сложный и увлекательный.

В технической творческой деятельности ребёнка можно выделить три этапа:

1.                     Постановка технической задачи. На данном этапе ребенок самостоятельно или при помощи педагога формулирует техническую задачу для создания чего-то нового.

2.                     Практическое решение технической задачи. Моделирование, конструирование и программирование робототехнической модели.

3.                      Анализ творческой работы. Обобщение полученного результата технического творчества.

 

2. Планируемые результаты освоения Программы образовательной робототехники для старшего дошкольного возраста

-                       ребенок имеет начальные представления о робототехнике

-                       у ребенка сформированы навыки робото-конструирования, моделирования и программирования с помощью современных образовательных конструкторов LEGO WeDo;

-                       ребенок владеет различными формами и видами технически творческой игры; имеет представление о основных компонентах LEGO, движимых и недвижимых соединений конструкторских деталей; знаком с основными понятиями и названиями деталей, применяемых в робото-конструировании;

-                       ребенок активно взаимодействует с взрослым и детыми, может самостоятельно выбирать партнера для совместной работы;

-                       ребенок способен договариваться, учитывать интересы и желания других, сопереживать, адекватно проявлять чувства к себе и другим ребятам;

-                       у ребенка сформулирована положительная оценка к своему труту и труду других;

-                       ребенок имеет развитое воображение, мышление, которое раскрывается в разных видах технической деятельности, способен различать условную и реальную ситуации, способен действовать согласно правилам и нормам поведения социума;

-                       у ребенка хорошо развита устная речь; умение с помощью речи высказывать свои пожелания, интересы, мысли и идеи;

-                       у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он способен контролировать свои движения при работе с LEGO;

-                       ребенок соблюдает правила безопасного поведения при работе с компьютером и LEGO-конструктором;

-                       у ребенка сформированы первичные представления о робототехнике, он знаком с компьютером и языком программирования, создает действующие робототехнические модели с помощью конструктора LEGO WeDo по разработанной схеме; умеет представить робототехнические возможности модели;

-                       ребенок способен принимать творческо-технические решения, опираясь на собственные знания и умения, пробует самостоятельно собирать и программировать модели роботов на основе конструктора LEGO WeDo.

Формы подведения итога реализации программы:

-         размещение информации на сайте МАДОУ и соцсетях;

- выставка детских построек;

- участие в конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Содержательный раздел

 

2.1 Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями, использованием методического пособия, специально разработанного для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора LEGO Education WeDo.

Содержание Программы обеспечивает развитие детей старшего дошкольного возраста по всем образовательным областям: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Познавательное развитие

Формирование основных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах.

Исследование процесса передачи энергии и движений реальных объектов в модели. Изучение простых (рычаги, зубчатая и ременная передачи) и сложных (коронное зубчатое и червячное колеса) механизмов. Формировать умение продумывать и проводить испытание механических моделей.

Обучение детей модифицировать созданные модели с помощью электронных компонентов (датчики, мотор). Формировать и развивать умение программировать созданные модели роботов.

Знакомить детей с компьютерной средой, как средством для программирования моделей. Знакомство с программной строкой программирования. Обучать создавать алгоритмы для управления робототехнической моделью.

Социально-коммуникативное развитие

Организация проблемных ситуаций для поиска новых решений этих ситуаций. Обучение принципам совместной работы, обмена идеями. Подготовка и презентация модели робота.

Становление самостоятельности: распределение обязанностей, проявление творческого подхода для решения задач, создавать модели объектов и процессов окружающего мира.

Речевое развитие

Развитие речи через устное общение (умение отвечать на вопросы; выражать свое мнение, мысли и желания). Активизация словаря детей техническими терминами. Развивать умение детей описывать созданную модель в логической последовательности (постановка проблемы, практическое решение проблемы при помощи моделирования робота).

Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность)

Сборка, программирование и испытание моделей. Формировать навыки создания модели по предложенной схеме, самостоятельный поиск необходимых деталей и элементов. Развивать умение выделять основные и характерные части модели.

Физическое развитие

Развивать мелкую моторику, глазомер.

 

2.2.          Методы реализации программы

Особенности методики обучения

Образовательный процесс по созданию роботов направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их потребностей и способностей. При планировании и проведении занятий используются личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания находится личность, со своими индивидуальными особенностями, интересами и потребностями, стремящаяся к реализации и развитию своих способностей.

Программа предусматривает творческий подход со стороны детей и педагога. Данный подход даёт возможность изменения заданий или введение дополнительного материала, изменение структуры проведения занятий. Ориентируясь на личные способности и потребности каждого ребенка педагог может увеличить или уменьшить объем обучающей информации.

Методы обучения:

1.                     Объяснительно – иллюстративный метод обучения

Формирование знаний через образовательную беседу, объяснения, дискуссии, электронные пособия (обучающие видео, презентации Power Point).

2.                     Репродуктивный метод обучения

Формировать умение теоретические знания применять в практической, технически - творческой деятельности.

3.                     Частично-поисковый или эвристический

Организация активного поиска решения поставленных задач для подготовки и реализации творческих проектов.

4.                     Исследовательский метод обучения

Самостоятельное изучение основных характеристик механизмов, датчиков, мотора.  Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.

 

2.3 Тематическое планирование

Старшая группа (возраст 5-6 лет)

Количество: 10-12 человек

Продолжительность: 25 минут

№ занятия

Тема занятия

Общее кол-во часов

в том числе

теория

практика

I РАЗДЕЛ. «Я КОНСТРУИРУЮ»

1

Введение.

1

10мин

15мин

2

Колеса и ось. Зубчатые колеса

1

10мин

15мин

3

Коронное зубчатое колесо.

1

10мин

15мин

4

Творческое задание «Тележка с попкорном»

1

10мин

15мин

5

Рычаг.

2

10мин

15 мин

6

Шкивы и ремни.

2

10мин

15мин

7

Червячная зубчатая передача.

2

10мин

15мин

8

Творческое задание «Подъемный кран»

2

10мин

15мин

II РАЗДЕЛ. «Я ПРОГРАММИРУЮ»

1

Алгоритм.

1

10мин

15мин

2

Программные строки. Программная строка № 3.

2

10мин

15мин

3

Программные строки. Программная строка № 1, 2.

2

10мин

15мин

4

Программные строки. Программная строка № 4,5.

2

10мин

15мин

5

Свободное программирование

3

10мин

15мин

III РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ»

1

Разработка модели «Двигающийся спутник».

1

10мин

15мин

2

Разработка модели «Робот-шпион».

1

10мин

15мин

3

Творческая работа «Микки-лунный вездеход».

2

10мин

15мин

4

Творческая работа «Микки – в поиске интересных предметов»

1

10мин

15мин

5

Творческая работа «Спасательная команда Микки».

1

10мин

15мин

6

Творческая работа «Мифические существа».

4

10мин

15 мин

7

Творческая работа «Динопарк»

4

10мин

15мин

 

ВСЕГО:

36

 

 

 

Содержание программы

I РАЗДЕЛ. «Я конструирую»

Тема 1. Введение.

Знакомство с понятием робототехника, робот; предназначение роботов. Знакомство с конструктором LEGO Education, правилами организации рабочего места. Техника безопасности. Знакомство с основными этапами разработки модели.

Тема 2. Колеса и ось. Зубчатые колеса.

Знакомство с элементом модели зубчатые колеса, понятиями «ведомое колесо» и «ведущее колесо». Изучение видов соединения зубчатых колес. Знакомство и исследование элементов модели промежуточное зубчатое колесо, понижающая зубчатая передача и повышающая зубчатая передача, их сравнение. Разработка модели «Зубчатые колеса».

Тема 3. Коронное зубчатое колесо.

Знакомство с элементом модели коронное зубчатое колесо. Сравнение коронного зубчатого колеса с зубчатыми колесами. Разработка модели «Карусель» (без использования датчиков).

Тема 4. Творческое задание «Тележка с попкорном».

Закреплять умение детей самостоятельно собирать модель LEGO Education согласно пошаговой инструкции, находить нужные для создания модели элементы конструктора. Закрепление навыков использования технических терминов.

Тема 5. Рычаг.

Знакомство с понятием рычаг, для чего используют рычаги где используют рычаги. Сравнение сил – толкающая и тянущая. Разработка модели «Катапульта».

Тема 6. Шкивы и ремни.

Знакомство с элементом модели шкивы и ремни, изучение понятий ведущий шкив и ведомый шкив. Знакомство с элементом модели перекрестная переменная передача. Сравнение ременной передачи и зубчатых колес, сравнений простой ременной передачи и перекрестной передачи. Исследование вариантов конструирования ременной передачи для снижения скорости, увеличения скорости. Прогнозирование результатов различных испытаний. Разработка модели «Веселые человечки».

Тема 7. Червячная зубчатая передача.

Знакомство с элементом модели червячная зубчатая передача, исследование механизма, выявление функций червячного колеса. Прогнозирование результатов различных испытаний. Сравнение элементов модели червячная зубчатая передача и зубчатые колеса, ременная передача, коронное зубчатое колесо. Знакомство с техническим паспортом модели, формировать умение заполнять технический паспорт модели.

Тема 8. Творческое задание «Подъемный кран».

Конструирование механической модели «Подъемный кран».

II РАЗДЕЛ. «Я программирую»

В ходе изучения тем раздела «Я программирую» полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет сочетания нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма управления моделью.

Тема 1. Алгоритм.

Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером.

Знакомство с понятием алгоритма, изучение основных свойств алгоритма. Знакомить детей с основами программирования - «Блок начало», «Блоки». Знакомство с LEGO WeDo.

 

 

Тема 2. Программные строки. Программная строка № 3

Знакомство детей с понятием программные строки. Варианты программных строк – основные и дополнительные. Основная строка программирования № 3.

Знакомство с понятием цикла. Варианты организации цикла в среде программирования LEGO WeDo. Изображение команд в программе и на схеме. Сравнение работы блока Цикл со Входом и без него.

Конструирование и программирование робота «Улитка – фонарик». Заполнение технического паспорта модели.

Тема 3. Программные строки. Блок «Программная строка № 1, 2».

Знакомство с мотором и осью. Конструирование модели «Вентилятор» и модификация модели «Карусель»; разработка алгоритмов, управляющих поведением модели. Знакомство с программной строкой № 1. Заполнение технического паспорта модели.

Знакомство детей с датчиком движения. Знакомство с программной строкой № 2. Разработка модели «Робот 14» - Робот движения. Разработка алгоритмов поведения робота. Заполнение технического паспорта модели.

Тема 4. Программные строки. Блок «Программные строки № 4, 5».

Продолжать знакомить детей с программными строками.

Программная строка № 4, 5. Знакомить с датчиком наклона. Разработка модели «Робота № 15» - робот наклона. Разработка алгоритмов поведения робота. Заполнение технического паспорта модели.

Тема 5. Свободное программирование.

Дети делятся самостоятельно придумывают и собирают робота. Программируют. Представление работы. Заполнение технического паспорта модели.

III РАЗДЕЛ. «Я создаю»

В ходе изучения тем раздела «Я создаю» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания учащимися собственных моделей, участия в выставках творческих проектов.

Тема 1. Разработка модели «Двигающийся спутник».

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Двигающийся спутник», сравнение управляющих алгоритмов.

Тема 2. Разработка модели «Робот шпион».

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Робот шпион».

Тема 3. Творческая работа «Микки - Лунный вездеход»

Рассказать детям о космосе, как ученные изучают космос. Как в изучении космоса людям помогают роботы. Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Микки – лунный вездеход».

Тема 4. Творческая работа «Микки – в поисках необычных предметов».

Продолжать детей с датчиком движения. Модификации робота Микки. Программирование. Заполнение технического паспорта.

Тема 5. Творческая работа «Спасательная команда Микки».

Коллективная работа.

Продолжать знакомить детей с датчиком наклона. Модификация и программирование роботов Микки. Заполнение технического паспорта.

Тема 6. Творческая работа «Мифические существа».

Знакомство с мифическими существами Древней Греции. Рассматривание иллюстраций мифических существ. Конструирование и программирование модели «Минотавр», «Немецкий лев», «Циклоп», «Колхидский дракон».

Тема 6. Творческая работа «Динопарк».

Рассматривание иллюстраций динозавров. Знакомство с особенностями существования динозавров. Конструирование и программирование моделей роботов «Плесиозавр», «Птеродактиль», «Анкилозавр», «Трицератопс».

Выставка творческих работ.

Подготовительная к школе группа

Старшая группа (возраст 6-7 лет)

Количество: 10-12 человек

Продолжительность: 30 минут

№ занятия

Тема занятия

Общее кол-во часов

в том числе

теория

практика

I РАЗДЕЛ. «Я КОНСТРУИРУЮ»

1

Введение. Колеса и ось

2

10мин

20мин

2

Кулачковый механизм

2

10мин

20мин

3

Датчик расстояния

2

10мин

20мин

4

Датчик наклона.

2

10мин

20мин

II РАЗДЕЛ. «Я ПРОГРАММИРУЮ»

1

Алгоритм.

1

10мин

20мин

2

Цикл.

1

10мин

20мин

2

Программные строки. Основные программные строки

2

10мин

20мин

3

Дополнительные программные строки.

2

10мин

20мин

4

Самостоятельное программирование.

2

10мин

20мин

III РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ»

1

Разработка модели «Робот-тягач».

2

10мин

20мин

3

Творческая работа «Гоночный автомобиль».

2

10мин

20мин

4

Творческая работа «Прочность конструкции».

2

10мин

20мин

5

Творческая работа «Метаморфоз лягушки».

2

10мин

20мин

6

Творческая работа «Растения и опылители».

2

10мин

20мин

7

Творческая работа «Спасательный десант».

2

10мин

20мин

8

Творческая работа «Сортировка отходов».

2

10мин

20мин

9

Творческая работа «Вездеход».

2

10мин

20мин

10

Конкурс конструкторских идей. 

4

10мин

20мин

 

ВСЕГО:

36

 

 

Содержание программы

I РАЗДЕЛ. «Я конструирую»

Тема 1. Введение. Мотор и ось

Знакомство с конструктором LEGO Education WeDo, правилами организации рабочего места. Техника безопасности. Знакомство со средой программирования, с основными этапами разработки модели. Знакомство с понятиями мотор и ось, исследование основных функций и параметров работы мотора, заполнение таблицы. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к LEGO-коммутатору. Разработка модели с использованием мотора – модель «Майло». Знакомство с понятиями технологической карты модели и технического паспорта модели.

Тема 2. Кулачковый механизм.

Знакомство с элементом модели кулачок (кулачковый механизм), выявление особенностей кулачкового механизма. Прогнозирование результатов различных испытаний. Способы применения кулачковых механизмов в разных моделях: разработка моделей «Обезьянка-барабанщица», организация оркестра этих моделей, изучение возможности записи звука. Закрепление умения использования кулачкового механизма в ходе разработки моделей «Карусель» и «Качели». Заполнение технических паспортов моделей.

Тема 3. Датчик перемещения.

Знакомство с понятием датчика. Изучение датчика расстояния, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, исследование чувствительности датчика расстояния. Модификация уже собранных моделей с использованием датчика перемещения. Разработка моделей «Майло, научный вездеход». Дополнение технических паспортов моделей.

Тема 4. Датчик наклона.

Знакомство с датчиком наклона. Исследование основных характеристик датчика наклона, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, заполнение таблицы. Разработка моделей с использованием датчика наклона: «Майло, научный вездеход». Заполнение технических паспортов моделей.

II РАЗДЕЛ. «Я программирую»

В ходе изучения тем раздела «Я программирую» полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет сочетания нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма управления моделью.

Тема 1. Алгоритм.

Знакомство с понятием алгоритма. Изучение блок-схемы как способа записи алгоритма. Знакомство с понятием линейного алгоритма. Знакомить с понятием программные строки. Конструирование и программирование модели «Робот № 1».

Тема 2. Цикл.

Знакомство с понятием цикл.  Сравнить как заканчивает работу цикл с заданным условием и без него. Конструирование модели «Робот № 12 – робот поворота». Заполнение технического паспорта.

Тема 3. Программные строки. Основные программные строки.

Знакомство детей с понятием программные строки в программирование LEGO WEDO 2.0. Познакомить с основными программными строками (пять основных строк программирования).

Конструирование и программирование моделей роботов «Робот № 14 – робот движения» (программные строки № 1, 2, 3), «Робот светлячок» (программные строки № 3-5).

Заполнение технического паспорта.

Тема 3. Дополнительные программные строки.

Знакомство с дополнительными программными строками LEGO WEDO 2.0 (пять дополнительных строк программирования). Модификация построенных роботов; составление алгоритмов программирования роботов, используя дополнительные строки.

Конструирование и программирование модели «Робот № 10».

Заполнение технического паспорта моделей.

Тема 4. Самостоятельное программирование.

Дети самостоятельно придумывают модель робота и алгоритм программирования. Представление модели робота. Заполнение технического паспорта.

III РАЗДЕЛ. «Я создаю»

В ходе изучения тем раздела «Я создаю» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания различных моделей роботов, участия в выставках творческих проектов.

Тема 1. Разработка модели «Робот - тягач».

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели.

Тема 2. Творческая работа «Гоночный автомобиль».

Данный этап познакомит детей со скоростью и ускорением (разница этих двух понятий). Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением.

Тема 3. Творческая работа «Прочность конструкции».

Рассмотрение и обсуждений различных зданий мир (высота, ширина зданий, на сколько они прочны, из-за чего здания могут быть разрушены). Познакомить детей с природным явлением, и как человек может его наблюдать. Выяснить как проектируют наиболее прочные конструкции зданий. Конструирование и программирование модели «Стимулятора землетрясений».

Тема 4. Творческая работа «Метаморфоз лягушки».

Познакомить детей с особенностями жизни лягушки: среда обитания, появление лягушки и т.д.

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Метаморфоз лягушки». Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением.

Тема 5. Творческая работа «Растения и опылители».

Расширить представление детей о цветах и насекомых, которые опыляют эти цветы.

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Пчела и цветок», придумывание сюжета для представления модели.

Тема 6. Творческая работа «Защита от наводнения».

Расширить представление детей о воде, силе воде. Познакомить детей с явлением «Наводнение»: где и почему возникают наводнения, как люди защищаются этого природного явления.

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта моделей «Паводковый шлюз». Придумывание сюжета, создание презентации для представления модели «Паводковый шлюз».

Тема 7. Творческая работа «Спасательный десант».

Продолжать знакомить детей с природными явлениями. Знакомить детей с понятием «стихийное бедствие».

Конструирование и проектирование модели «Спасательный десант». Придумывание сюжета и представление творческой работы.

Тема 8. Творческая работа «Сортировка отходов».

Обсуждение «Что такое сортировка отходов».

Составление модели, составление технологической карты и технического паспорта модели. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.

Тема 10. Творческая работа «Вездеход».

Составление и презентации собственной модели с использованием мотора и датчика. Разработка сюжета.

Тема 9. Конкурс конструкторских идей.

Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора LEGO, составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита робототехнической модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Организационный раздел

3. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов):

·Ноутбуки

·Видеопроектор

·Экран

·Комплект LEGO Education  «WeDo 2.0»

·Набор LEGO 9689 "Простые механизмы"

·Обучающие презентации

·Учебные видеофильмы и звукозаписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Список использованной литературы и источников

Литература

1. Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»

2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.

3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.

4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов.

Интернет-источники

5.      Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" (legalacts.ru)

6.                     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (garant.ru)

7.                     41d484e6a542670e1f70.pdf (government.ru)

8.                     Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (garant.ru)

9.                     Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ (garant.ru)

10.                 Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей | ГАРАНТ (garant.ru)

11.                 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” (garant.ru)

12.                 Федеральный закон об образовании Российской Федерации - Москва (consultant-mos.ru)

13.                 Технология ЛЕГО-конструирования (edumsko.ru)

5. http://int-edu.ru

6. https://sites.google.com/site/nxtwallet

7. http://www.elrob.org/elrob-2011

8. http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69

9. http://www.robo-sport.ru/

10. http://www.railab.ru/

11. http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=t

12. https://education.lego.com/ru-ru/earlylearning

13.https://robo4.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=robototehnika_poisk_sib_dv_land1&source=none&block=premium&pos=1&utm_term=Робототехника%20в%20детском%20саду&yclid=5583553894046535976

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Робототехника

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 69

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 69

Содержание Стр .

Содержание Стр .

I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка

I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка

Робототехника одно их самых ведущих направлений развития науки и техники

Робототехника одно их самых ведущих направлений развития науки и техники

Конструирование помогает формировать умения учиться, стремится к получению результата в любой деятельности, развивает познавательный интерес, закладываются предпосылки учебной деятельности

Конструирование помогает формировать умения учиться, стремится к получению результата в любой деятельности, развивает познавательный интерес, закладываются предпосылки учебной деятельности

Совместно с педагогом или во время самостоятельной деятельности с образовательным конструктором

Совместно с педагогом или во время самостоятельной деятельности с образовательным конструктором

Постановление Главного государственного санитарного врача

Постановление Главного государственного санитарного врача

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детского технического творчества

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детского технического творчества

В технической творческой деятельности ребёнка можно выделить три этапа: 1

В технической творческой деятельности ребёнка можно выделить три этапа: 1

LEGO; - ребенок соблюдает правила безопасного поведения при работе с компьютером и

LEGO; - ребенок соблюдает правила безопасного поведения при работе с компьютером и

Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями, использованием методического пособия, специально разработанного для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора

Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями, использованием методического пособия, специально разработанного для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора

Речевое развитие Развитие речи через устное общение (умение отвечать на вопросы; выражать свое мнение, мысли и желания)

Речевое развитие Развитие речи через устное общение (умение отвечать на вопросы; выражать свое мнение, мысли и желания)

Объяснительно – иллюстративный метод обучения

Объяснительно – иллюстративный метод обучения

Коронное зубчатое колесо. 1 10мин 15мин 4

Коронное зубчатое колесо. 1 10мин 15мин 4

Творческая работа «Динопарк» 4 10мин 15мин

Творческая работа «Динопарк» 4 10мин 15мин

Знакомство с элементом модели шкивы и ремни, изучение понятий ведущий шкив и ведомый шкив

Знакомство с элементом модели шкивы и ремни, изучение понятий ведущий шкив и ведомый шкив

Знакомство детей с понятием программные строки

Знакомство детей с понятием программные строки

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Двигающийся спутник», сравнение управляющих алгоритмов

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Двигающийся спутник», сравнение управляющих алгоритмов

Подготовительная к школе группа

Подготовительная к школе группа

Творческая работа «Спасательный десант»

Творческая работа «Спасательный десант»

Знакомство с понятием датчика

Знакомство с понятием датчика

Конструирование и программирование моделей роботов «Робот № 14 – робот движения» (программные строки № 1, 2, 3), «Робот светлячок» (программные строки № 3-5)

Конструирование и программирование моделей роботов «Робот № 14 – робот движения» (программные строки № 1, 2, 3), «Робот светлячок» (программные строки № 3-5)

Рассмотрение и обсуждений различных зданий мир (высота, ширина зданий, на сколько они прочны, из-за чего здания могут быть разрушены)

Рассмотрение и обсуждений различных зданий мир (высота, ширина зданий, на сколько они прочны, из-за чего здания могут быть разрушены)

Продолжать знакомить детей с природными явлениями

Продолжать знакомить детей с природными явлениями

III. Организационный раздел 3

III. Организационный раздел 3

IV. Список использованной литературы и источников

IV. Список использованной литературы и источников

Робототехника%20в%20детском%20саду&yclid=5583553894046535976

Робототехника%20в%20детском%20саду&yclid=5583553894046535976
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024