Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 69
Дополнительная образовательная программа
технической направленности для старшего дошкольного возраста
«Робототехника в детском саду»
Срок реализации: 2 года
Разработчик программы:
Чефонова С.В., воспитатель
первой квалификационной категории МАДОУ № 69.
г. Томск
2020
№ п/р |
Содержание |
Стр. |
I |
Целевой раздел |
3 |
1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.1 |
Введение |
3 |
1.2 |
Цели и задачи реализации программы |
7 |
1.3 |
Принципы и подходы к реализации программы |
7 |
1.4 |
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детского технического творчества |
8 |
2. |
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками Программы образовательной робототехники для старшего дошкольного возраста |
9 |
II |
Содержательный раздел |
11 |
2.1 |
Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с использованием методического пособия, специально разработанного для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора LEGO Education WeDo |
11 |
2.2 |
Методы и формы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников |
12 |
2.3 |
Тематическое планирование |
13 |
III |
Организационный раздел |
25 |
3 |
Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов) |
25 |
|
Список использованной литературы и источников |
26 |
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» технической направленности.
Занятия по робототехнике разработаны на базе современных LEGO – наборов по сборке, модернизации, проектированию и программированию моделей роботов.
1.1. Введение
Робототехника (от робот и техника; англ. robotics — роботика, робототехника) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства[1].
Робототехника сегодня развивается быстрыми темпами. Уже сейчас, современный человек не представляет свою жизнь без механических машин. Благодаря роботам воплощение многих задач стало легче реализовать, увеличились точность, темпы и качество. В недалеком будущем роботы станут составной частью повседневной жизни людей.
Во многих европейских и восточных государствах робототехника развивается очень быстрыми темпами. Уже с младшего возраста дети в этих государствах знакомятся с роботами (посещают клубы и инновационные центры по робототехнике).
В России робототехника еще только набирает темпы развития. А, ведь именно, подрастающему поколению в скором времени предстоит развивать это новое научно-техническое направление.
Робототехника одно их самых ведущих направлений развития науки и техники. Образовательная робототехника – это новое направление в образовании и развитии детей, которое помогает определить технические способности ребенка. Данное направление позволяет заложить основу для дальнейшего и более серьезного изучения прикладных наук (таких, как физика, математика, механика и др.). Образовательная робототехника позволяет привлечь к инновационному, научно-практическому, творческому процессу детей разного возраста.
Сегодня образовательная робототехника – актуальное направление в образовании детей. На занятиях робототехнической деятельности ребенок знакомится с законами окружающего мира, у ребенка формируются умения теоретические знания применять на практике, развивается наблюдательность, мышление, воображение.
Образовательная робототехника – это многогранный инструмент для дошкольного образования, который полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Данный курс разработан для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Обучение детей с использование робототехнического оборудования (LEGO, ПК) – это увлекательный образовательный, игровой (конструирование моделей роботов из LEGO) и творческий процессы (конструирование моделей по собственному замыслу, модернизация предложенных моделей).
Образовательный процесс закладывает начальное представление о компьютере, развивает умение работать с различными механизмами, проектировать и создавать конструкции, формирование начальных представлений о математике.
Обучение детей робототехники начинается с лего-конструирования. Конструирование играет не малую роль для детей дошкольного возраста при подготовке к школе. Конструирование помогает формировать умения учиться, стремится к получению результата в любой деятельности, развивает познавательный интерес, закладываются предпосылки учебной деятельности.
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы
Образовательная программа «Робототехника в детском саду» (далее – Программа) составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и является дополнительной образовательной программой технической направленности для детей старшего дошкольного возраста Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 69 г. Томска.
Данная Программа ориентирована на реализацию потребностей детей дошкольного возраста в области конструирования, моделирования и проектирования робототехнических моделей. Данная программа направлена на развитие познавательной мотивации и приобретение опыта в области лего- конструирования.
Для получения хорошего достижения в области технического творчества дети в рамках программы осваивают все этапы конструирования с помощью современных образовательных конструкторов LEGO. Задачи каждого этапа ставятся с учетом индивидуальных представлений о новых образовательных конструкторах, навыков и умений в области лего-конструирования.
Для реализации данной программы используются методические пособия технического творчества, составленные для обучающих конструкторов LEGO Education WeDo. Данный курс для обучения детей конструированию робототехнических моделей, модернизации и программированию, предлагает использование конструкторов LEGO WeDo 2.0. Образовательные конструкторы LEGO просты в построении моделей, что позволяет уже в конце занятия увидеть робототехническую модель, сделанную своими руками, которая выполняет команды.
Совместно с педагогом или во время самостоятельной деятельности с образовательным конструктором LEGO Education WeDo ребенок через познавательную игру знакомится с роботами, у него развеются навыки и умения разрабатывать и собирать робототехнические модели, а также, у ребенка развивается аккуратность, усидчивость, организованность, устремленность на результат.
Образовательная робототехника – это новый многогранный инструмент в воспитально-образовательном процессе дошкольного учреждения. Робототехника помогает процесс адаптации детей к образованию сделать более спокойным, интересным, увлекательным и эффективным. Занятия по робототехнике – это своеобразная тренировка навыков (счета, конструирования и т.д.). Уже в дошкольном учреждении можно увидеть, у кого из детей есть способности в области инженерии или конструирования. Педагоги ДОУ должны помочь раскрыться таланту ребенка и начать развивать этот талант. Поэтому очень важно занятия по робототехнике вводить в дошкольных учреждениях.
Программа «Робототехника в детском саду» разработана с учетом следующих нормативных документов:
·Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [12];
·Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [10];
·Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [9];
·Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [5];
·Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [8];
·Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13) [6];
·Указ Президента РФ от 7 мая 2018 № 204 Национальный проект «Образование» 2019-2024 [11];
·Лицензия образовательной деятельности МАДОУ № 69 [12];
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель – формирование представлений о создании и программировании роботов.
Задачи:
1. Сформировать начальные представления о робототехнике.
2. Формировать представление о безопасном поведении при работе с компьютером, деталями LEGO.
3. Развитие познавательной мотивации.
4. Развитие умений а в области лего - конструирования.
5. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность в решение технических задач.
6. Развивать навыки работать в коллективе.
7. Воспитывать положительную установку к личному труду, труду других людей и результатам этого труда.
1.3 Принципы реализации программы
Образовательная программа по робототехнике была написана, основываясь на педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, доступности, результативности.
Данная программа была разработана с учетом основных принципов ФГОС дошкольного образования:
1. построение образовательного процесса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а сам ребенок становится субъектом образовательного процесса;
2. поддержка и развитие инициативы самостоятельности детей в разных видах деятельности;
3. формирование и развитие познавательной активности;
4. создание условий, выбор методов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
1.4 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детского технического творчества
Техническое детское творчество – это вид деятельности, направленный на создание приборов, моделей, механизмов и других технических предметов Образовательный процесс детского технического творчества позволяет формировать и развивать практический интерес к изучению проектирования и изготовления технических моделей.
Для развития технического детского творчества используют современные LEGO-технологии. Приобщение детей дошкольного возраста к техническому творчеству проходит в два этапа:
1. Первый этап реализуется в рамках основной программы дошкольного учреждения.
2. Второй этап реализуется в рамках дополнительной программы дошкольного учреждения технической направленности (робототехника).
Робототехника – это создание действующих моделей роботов на основе конструкторов LEGO Education WeDo 2.0. Для создания моделей роботов на основе данного набора LEGO не требует углубленных знаний и умений в области робото-конструирования. Поэтому процесс технического детского творчества по созданию роботов для детей 5-7 лет не сложный и увлекательный.
В технической творческой деятельности ребёнка можно выделить три этапа:
1. Постановка технической задачи. На данном этапе ребенок самостоятельно или при помощи педагога формулирует техническую задачу для создания чего-то нового.
2. Практическое решение технической задачи. Моделирование, конструирование и программирование робототехнической модели.
3. Анализ творческой работы. Обобщение полученного результата технического творчества.
2. Планируемые результаты освоения Программы образовательной робототехники для старшего дошкольного возраста
- ребенок имеет начальные представления о робототехнике
- у ребенка сформированы навыки робото-конструирования, моделирования и программирования с помощью современных образовательных конструкторов LEGO WeDo;
- ребенок владеет различными формами и видами технически творческой игры; имеет представление о основных компонентах LEGO, движимых и недвижимых соединений конструкторских деталей; знаком с основными понятиями и названиями деталей, применяемых в робото-конструировании;
- ребенок активно взаимодействует с взрослым и детыми, может самостоятельно выбирать партнера для совместной работы;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и желания других, сопереживать, адекватно проявлять чувства к себе и другим ребятам;
- у ребенка сформулирована положительная оценка к своему труту и труду других;
- ребенок имеет развитое воображение, мышление, которое раскрывается в разных видах технической деятельности, способен различать условную и реальную ситуации, способен действовать согласно правилам и нормам поведения социума;
- у ребенка хорошо развита устная речь; умение с помощью речи высказывать свои пожелания, интересы, мысли и идеи;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он способен контролировать свои движения при работе с LEGO;
- ребенок соблюдает правила безопасного поведения при работе с компьютером и LEGO-конструктором;
- у ребенка сформированы первичные представления о робототехнике, он знаком с компьютером и языком программирования, создает действующие робототехнические модели с помощью конструктора LEGO WeDo по разработанной схеме; умеет представить робототехнические возможности модели;
- ребенок способен принимать творческо-технические решения, опираясь на собственные знания и умения, пробует самостоятельно собирать и программировать модели роботов на основе конструктора LEGO WeDo.
Формы подведения итога реализации программы:
- размещение информации на сайте МАДОУ и соцсетях;
- выставка детских построек;
- участие в конкурсах.
II. Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями, использованием методического пособия, специально разработанного для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора LEGO Education WeDo.
Содержание Программы обеспечивает развитие детей старшего дошкольного возраста по всем образовательным областям: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Познавательное развитие
Формирование основных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах.
Исследование процесса передачи энергии и движений реальных объектов в модели. Изучение простых (рычаги, зубчатая и ременная передачи) и сложных (коронное зубчатое и червячное колеса) механизмов. Формировать умение продумывать и проводить испытание механических моделей.
Обучение детей модифицировать созданные модели с помощью электронных компонентов (датчики, мотор). Формировать и развивать умение программировать созданные модели роботов.
Знакомить детей с компьютерной средой, как средством для программирования моделей. Знакомство с программной строкой программирования. Обучать создавать алгоритмы для управления робототехнической моделью.
Социально-коммуникативное развитие
Организация проблемных ситуаций для поиска новых решений этих ситуаций. Обучение принципам совместной работы, обмена идеями. Подготовка и презентация модели робота.
Становление самостоятельности: распределение обязанностей, проявление творческого подхода для решения задач, создавать модели объектов и процессов окружающего мира.
Речевое развитие
Развитие речи через устное общение (умение отвечать на вопросы; выражать свое мнение, мысли и желания). Активизация словаря детей техническими терминами. Развивать умение детей описывать созданную модель в логической последовательности (постановка проблемы, практическое решение проблемы при помощи моделирования робота).
Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность)
Сборка, программирование и испытание моделей. Формировать навыки создания модели по предложенной схеме, самостоятельный поиск необходимых деталей и элементов. Развивать умение выделять основные и характерные части модели.
Физическое развитие
Развивать мелкую моторику, глазомер.
2.2. Методы реализации программы
Особенности методики обучения
Образовательный процесс по созданию роботов направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их потребностей и способностей. При планировании и проведении занятий используются личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания находится личность, со своими индивидуальными особенностями, интересами и потребностями, стремящаяся к реализации и развитию своих способностей.
Программа предусматривает творческий подход со стороны детей и педагога. Данный подход даёт возможность изменения заданий или введение дополнительного материала, изменение структуры проведения занятий. Ориентируясь на личные способности и потребности каждого ребенка педагог может увеличить или уменьшить объем обучающей информации.
Методы обучения:
1. Объяснительно – иллюстративный метод обучения
Формирование знаний через образовательную беседу, объяснения, дискуссии, электронные пособия (обучающие видео, презентации Power Point).
2. Репродуктивный метод обучения
Формировать умение теоретические знания применять в практической, технически - творческой деятельности.
3. Частично-поисковый или эвристический
Организация активного поиска решения поставленных задач для подготовки и реализации творческих проектов.
4. Исследовательский метод обучения
Самостоятельное изучение основных характеристик механизмов, датчиков, мотора. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.
2.3 Тематическое планирование
Старшая группа (возраст 5-6 лет)
Количество: 10-12 человек
Продолжительность: 25 минут
№ занятия |
Тема занятия |
Общее кол-во часов |
в том числе |
|
теория |
практика |
|||
I РАЗДЕЛ. «Я КОНСТРУИРУЮ» |
||||
1 |
Введение. |
1 |
10мин |
15мин |
2 |
Колеса и ось. Зубчатые колеса |
1 |
10мин |
15мин |
3 |
Коронное зубчатое колесо. |
1 |
10мин |
15мин |
4 |
Творческое задание «Тележка с попкорном» |
1 |
10мин |
15мин |
5 |
Рычаг. |
2 |
10мин |
15 мин |
6 |
Шкивы и ремни. |
2 |
10мин |
15мин |
7 |
Червячная зубчатая передача. |
2 |
10мин |
15мин |
8 |
Творческое задание «Подъемный кран» |
2 |
10мин |
15мин |
II РАЗДЕЛ. «Я ПРОГРАММИРУЮ» |
||||
1 |
Алгоритм. |
1 |
10мин |
15мин |
2 |
Программные строки. Программная строка № 3. |
2 |
10мин |
15мин |
3 |
Программные строки. Программная строка № 1, 2. |
2 |
10мин |
15мин |
4 |
Программные строки. Программная строка № 4,5. |
2 |
10мин |
15мин |
5 |
Свободное программирование |
3 |
10мин |
15мин |
III РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ» |
||||
1 |
Разработка модели «Двигающийся спутник». |
1 |
10мин |
15мин |
2 |
Разработка модели «Робот-шпион». |
1 |
10мин |
15мин |
3 |
Творческая работа «Микки-лунный вездеход». |
2 |
10мин |
15мин |
4 |
Творческая работа «Микки – в поиске интересных предметов» |
1 |
10мин |
15мин |
5 |
Творческая работа «Спасательная команда Микки». |
1 |
10мин |
15мин |
6 |
Творческая работа «Мифические существа». |
4 |
10мин |
15 мин |
7 |
Творческая работа «Динопарк» |
4 |
10мин |
15мин |
|
ВСЕГО: |
36 |
|
|
Содержание программы
I РАЗДЕЛ. «Я конструирую»
Тема 1. Введение.
Знакомство с понятием робототехника, робот; предназначение роботов. Знакомство с конструктором LEGO Education, правилами организации рабочего места. Техника безопасности. Знакомство с основными этапами разработки модели.
Тема 2. Колеса и ось. Зубчатые колеса.
Знакомство с элементом модели зубчатые колеса, понятиями «ведомое колесо» и «ведущее колесо». Изучение видов соединения зубчатых колес. Знакомство и исследование элементов модели промежуточное зубчатое колесо, понижающая зубчатая передача и повышающая зубчатая передача, их сравнение. Разработка модели «Зубчатые колеса».
Тема 3. Коронное зубчатое колесо.
Знакомство с элементом модели коронное зубчатое колесо. Сравнение коронного зубчатого колеса с зубчатыми колесами. Разработка модели «Карусель» (без использования датчиков).
Тема 4. Творческое задание «Тележка с попкорном».
Закреплять умение детей самостоятельно собирать модель LEGO Education согласно пошаговой инструкции, находить нужные для создания модели элементы конструктора. Закрепление навыков использования технических терминов.
Тема 5. Рычаг.
Знакомство с понятием рычаг, для чего используют рычаги где используют рычаги. Сравнение сил – толкающая и тянущая. Разработка модели «Катапульта».
Тема 6. Шкивы и ремни.
Знакомство с элементом модели шкивы и ремни, изучение понятий ведущий шкив и ведомый шкив. Знакомство с элементом модели перекрестная переменная передача. Сравнение ременной передачи и зубчатых колес, сравнений простой ременной передачи и перекрестной передачи. Исследование вариантов конструирования ременной передачи для снижения скорости, увеличения скорости. Прогнозирование результатов различных испытаний. Разработка модели «Веселые человечки».
Тема 7. Червячная зубчатая передача.
Знакомство с элементом модели червячная зубчатая передача, исследование механизма, выявление функций червячного колеса. Прогнозирование результатов различных испытаний. Сравнение элементов модели червячная зубчатая передача и зубчатые колеса, ременная передача, коронное зубчатое колесо. Знакомство с техническим паспортом модели, формировать умение заполнять технический паспорт модели.
Тема 8. Творческое задание «Подъемный кран».
Конструирование механической модели «Подъемный кран».
II РАЗДЕЛ. «Я программирую»
В ходе изучения тем раздела «Я программирую» полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет сочетания нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма управления моделью.
Тема 1. Алгоритм.
Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером.
Знакомство с понятием алгоритма, изучение основных свойств алгоритма. Знакомить детей с основами программирования - «Блок начало», «Блоки». Знакомство с LEGO WeDo.
Тема 2. Программные строки. Программная строка № 3
Знакомство детей с понятием программные строки. Варианты программных строк – основные и дополнительные. Основная строка программирования № 3.
Знакомство с понятием цикла. Варианты организации цикла в среде программирования LEGO WeDo. Изображение команд в программе и на схеме. Сравнение работы блока Цикл со Входом и без него.
Конструирование и программирование робота «Улитка – фонарик». Заполнение технического паспорта модели.
Тема 3. Программные строки. Блок «Программная строка № 1, 2».
Знакомство с мотором и осью. Конструирование модели «Вентилятор» и модификация модели «Карусель»; разработка алгоритмов, управляющих поведением модели. Знакомство с программной строкой № 1. Заполнение технического паспорта модели.
Знакомство детей с датчиком движения. Знакомство с программной строкой № 2. Разработка модели «Робот 14» - Робот движения. Разработка алгоритмов поведения робота. Заполнение технического паспорта модели.
Тема 4. Программные строки. Блок «Программные строки № 4, 5».
Продолжать знакомить детей с программными строками.
Программная строка № 4, 5. Знакомить с датчиком наклона. Разработка модели «Робота № 15» - робот наклона. Разработка алгоритмов поведения робота. Заполнение технического паспорта модели.
Тема 5. Свободное программирование.
Дети делятся самостоятельно придумывают и собирают робота. Программируют. Представление работы. Заполнение технического паспорта модели.
III РАЗДЕЛ. «Я создаю»
В ходе изучения тем раздела «Я создаю» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания учащимися собственных моделей, участия в выставках творческих проектов.
Тема 1. Разработка модели «Двигающийся спутник».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Двигающийся спутник», сравнение управляющих алгоритмов.
Тема 2. Разработка модели «Робот шпион».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Робот шпион».
Тема 3. Творческая работа «Микки - Лунный вездеход»
Рассказать детям о космосе, как ученные изучают космос. Как в изучении космоса людям помогают роботы. Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Микки – лунный вездеход».
Тема 4. Творческая работа «Микки – в поисках необычных предметов».
Продолжать детей с датчиком движения. Модификации робота Микки. Программирование. Заполнение технического паспорта.
Тема 5. Творческая работа «Спасательная команда Микки».
Коллективная работа.
Продолжать знакомить детей с датчиком наклона. Модификация и программирование роботов Микки. Заполнение технического паспорта.
Тема 6. Творческая работа «Мифические существа».
Знакомство с мифическими существами Древней Греции. Рассматривание иллюстраций мифических существ. Конструирование и программирование модели «Минотавр», «Немецкий лев», «Циклоп», «Колхидский дракон».
Тема 6. Творческая работа «Динопарк».
Рассматривание иллюстраций динозавров. Знакомство с особенностями существования динозавров. Конструирование и программирование моделей роботов «Плесиозавр», «Птеродактиль», «Анкилозавр», «Трицератопс».
Выставка творческих работ.
Подготовительная к школе группа
Старшая группа (возраст 6-7 лет)
Количество: 10-12 человек
Продолжительность: 30 минут
№ занятия |
Тема занятия |
Общее кол-во часов |
в том числе |
|
теория |
практика |
|||
I РАЗДЕЛ. «Я КОНСТРУИРУЮ» |
||||
1 |
Введение. Колеса и ось |
2 |
10мин |
20мин |
2 |
Кулачковый механизм |
2 |
10мин |
20мин |
3 |
Датчик расстояния |
2 |
10мин |
20мин |
4 |
Датчик наклона. |
2 |
10мин |
20мин |
II РАЗДЕЛ. «Я ПРОГРАММИРУЮ» |
||||
1 |
Алгоритм. |
1 |
10мин |
20мин |
2 |
Цикл. |
1 |
10мин |
20мин |
2 |
Программные строки. Основные программные строки |
2 |
10мин |
20мин |
3 |
Дополнительные программные строки. |
2 |
10мин |
20мин |
4 |
Самостоятельное программирование. |
2 |
10мин |
20мин |
III РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ» |
||||
1 |
Разработка модели «Робот-тягач». |
2 |
10мин |
20мин |
3 |
Творческая работа «Гоночный автомобиль». |
2 |
10мин |
20мин |
4 |
Творческая работа «Прочность конструкции». |
2 |
10мин |
20мин |
5 |
Творческая работа «Метаморфоз лягушки». |
2 |
10мин |
20мин |
6 |
Творческая работа «Растения и опылители». |
2 |
10мин |
20мин |
7 |
Творческая работа «Спасательный десант». |
2 |
10мин |
20мин |
8 |
Творческая работа «Сортировка отходов». |
2 |
10мин |
20мин |
9 |
Творческая работа «Вездеход». |
2 |
10мин |
20мин |
10 |
Конкурс конструкторских идей. |
4 |
10мин |
20мин |
|
ВСЕГО: |
36 |
|
|
Содержание программы
I РАЗДЕЛ. «Я конструирую»
Тема 1. Введение. Мотор и ось
Знакомство с конструктором LEGO Education WeDo, правилами организации рабочего места. Техника безопасности. Знакомство со средой программирования, с основными этапами разработки модели. Знакомство с понятиями мотор и ось, исследование основных функций и параметров работы мотора, заполнение таблицы. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к LEGO-коммутатору. Разработка модели с использованием мотора – модель «Майло». Знакомство с понятиями технологической карты модели и технического паспорта модели.
Тема 2. Кулачковый механизм.
Знакомство с элементом модели кулачок (кулачковый механизм), выявление особенностей кулачкового механизма. Прогнозирование результатов различных испытаний. Способы применения кулачковых механизмов в разных моделях: разработка моделей «Обезьянка-барабанщица», организация оркестра этих моделей, изучение возможности записи звука. Закрепление умения использования кулачкового механизма в ходе разработки моделей «Карусель» и «Качели». Заполнение технических паспортов моделей.
Тема 3. Датчик перемещения.
Знакомство с понятием датчика. Изучение датчика расстояния, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, исследование чувствительности датчика расстояния. Модификация уже собранных моделей с использованием датчика перемещения. Разработка моделей «Майло, научный вездеход». Дополнение технических паспортов моделей.
Тема 4. Датчик наклона.
Знакомство с датчиком наклона. Исследование основных характеристик датчика наклона, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, заполнение таблицы. Разработка моделей с использованием датчика наклона: «Майло, научный вездеход». Заполнение технических паспортов моделей.
II РАЗДЕЛ. «Я программирую»
В ходе изучения тем раздела «Я программирую» полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет сочетания нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма управления моделью.
Тема 1. Алгоритм.
Знакомство с понятием алгоритма. Изучение блок-схемы как способа записи алгоритма. Знакомство с понятием линейного алгоритма. Знакомить с понятием программные строки. Конструирование и программирование модели «Робот № 1».
Тема 2. Цикл.
Знакомство с понятием цикл. Сравнить как заканчивает работу цикл с заданным условием и без него. Конструирование модели «Робот № 12 – робот поворота». Заполнение технического паспорта.
Тема 3. Программные строки. Основные программные строки.
Знакомство детей с понятием программные строки в программирование LEGO WEDO 2.0. Познакомить с основными программными строками (пять основных строк программирования).
Конструирование и программирование моделей роботов «Робот № 14 – робот движения» (программные строки № 1, 2, 3), «Робот светлячок» (программные строки № 3-5).
Заполнение технического паспорта.
Тема 3. Дополнительные программные строки.
Знакомство с дополнительными программными строками LEGO WEDO 2.0 (пять дополнительных строк программирования). Модификация построенных роботов; составление алгоритмов программирования роботов, используя дополнительные строки.
Конструирование и программирование модели «Робот № 10».
Заполнение технического паспорта моделей.
Тема 4. Самостоятельное программирование.
Дети самостоятельно придумывают модель робота и алгоритм программирования. Представление модели робота. Заполнение технического паспорта.
III РАЗДЕЛ. «Я создаю»
В ходе изучения тем раздела «Я создаю» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания различных моделей роботов, участия в выставках творческих проектов.
Тема 1. Разработка модели «Робот - тягач».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели.
Тема 2. Творческая работа «Гоночный автомобиль».
Данный этап познакомит детей со скоростью и ускорением (разница этих двух понятий). Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением.
Тема 3. Творческая работа «Прочность конструкции».
Рассмотрение и обсуждений различных зданий мир (высота, ширина зданий, на сколько они прочны, из-за чего здания могут быть разрушены). Познакомить детей с природным явлением, и как человек может его наблюдать. Выяснить как проектируют наиболее прочные конструкции зданий. Конструирование и программирование модели «Стимулятора землетрясений».
Тема 4. Творческая работа «Метаморфоз лягушки».
Познакомить детей с особенностями жизни лягушки: среда обитания, появление лягушки и т.д.
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Метаморфоз лягушки». Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением.
Тема 5. Творческая работа «Растения и опылители».
Расширить представление детей о цветах и насекомых, которые опыляют эти цветы.
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Пчела и цветок», придумывание сюжета для представления модели.
Тема 6. Творческая работа «Защита от наводнения».
Расширить представление детей о воде, силе воде. Познакомить детей с явлением «Наводнение»: где и почему возникают наводнения, как люди защищаются этого природного явления.
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта моделей «Паводковый шлюз». Придумывание сюжета, создание презентации для представления модели «Паводковый шлюз».
Тема 7. Творческая работа «Спасательный десант».
Продолжать знакомить детей с природными явлениями. Знакомить детей с понятием «стихийное бедствие».
Конструирование и проектирование модели «Спасательный десант». Придумывание сюжета и представление творческой работы.
Тема 8. Творческая работа «Сортировка отходов».
Обсуждение «Что такое сортировка отходов».
Составление модели, составление технологической карты и технического паспорта модели. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.
Тема 10. Творческая работа «Вездеход».
Составление и презентации собственной модели с использованием мотора и датчика. Разработка сюжета.
Тема 9. Конкурс конструкторских идей.
Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора LEGO, составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита робототехнической модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.
III. Организационный раздел
3. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов):
·Ноутбуки
·Видеопроектор
·Экран
·Комплект LEGO Education «WeDo 2.0»
·Набор LEGO 9689 "Простые механизмы"
·Обучающие презентации
·Учебные видеофильмы и звукозаписи
IV. Список использованной литературы и источников
Литература
1. Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»
2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.
3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов.
Интернет-источники
5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" (legalacts.ru)
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (garant.ru)
7. 41d484e6a542670e1f70.pdf (government.ru)
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (garant.ru)
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ (garant.ru)
10. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей | ГАРАНТ (garant.ru)
11. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” (garant.ru)
12. Федеральный закон об образовании Российской Федерации - Москва (consultant-mos.ru)
13. Технология ЛЕГО-конструирования (edumsko.ru)
5. http://int-edu.ru
6. https://sites.google.com/site/nxtwallet
7. http://www.elrob.org/elrob-2011
8. http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
9. http://www.robo-sport.ru/
10. http://www.railab.ru/
11. http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=t
12. https://education.lego.com/ru-ru/earlylearning
13.https://robo4.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=robototehnika_poisk_sib_dv_land1&source=none&block=premium&pos=1&utm_term=Робототехника%20в%20детском%20саду&yclid=5583553894046535976
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Робототехника
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.