Организация групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении животных
Оценка 4.6

Организация групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении животных

Оценка 4.6
docx
26.03.2024
Организация групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении животных
статья.docx

Организация групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении животных

Во все времена человек строил свои отношения с окружающей средой посредством деятельности. Поэтому не стоит отрицать, что именно деятельность человека формирует его как личность. Если обратиться к источникам научной и методической литературы, трудам психологов и педагогов, то можно обнаружить разнообразное толкование и классификацию определения деятельности. Принимая во внимание данное определение в общем виде, можно отметить деятельность как одну из форм человеческой активности, направленная на реформацию и окружающего мира. Отличительной чертой активной деятельности является ее целенаправленность. К такому выводу можно прийти, понимая, что только поставленная цель делает человека активным. Если цели нет, то в таком случае нельзя считать деятельность активной. Кроме целенаправленности деятельность имеет осознанный характер. Другими словами деятельность осуществляется под контролем сознания, определяющее пути действий и возможный исход [3].

Если рассматривать деятельность в контексте обучения, то в этом случае рассматривают две ее формы. Первая форма отражает деятельность учителя, по-другому ее называют обучающей. Вторая – это детальность ученика, т.е. обучаемая деятельность. В данном случае ученик и учитель выбирают цель деятельности, определяют и анализируют условия, прорабатывают последовательность своих действий. Все перечисленное составляет внутреннюю сторону деятельности. Но обучение требует не только планирования деятельности, но и физическую активность ученика и учителя, их соприкосновение с предметом и объектом деятельности, а также получение определенного результата. В этом случае рассматривается внешняя сторона деятельности. Поэтому деятельность необходимо рассматривать с двух сторон – внутренней и внешней [1].

Современное общество ставит высокие запросы к знаниям, умениям и навыкам школьника. Эффективное формирование полезных не только обществу, но и самому ученику навыков будет зависеть от организации учебного процесса. В данном случает учителю необходимо выстроить процесс обучения таким образом, чтобы происходило чередование воспроизводящей (репродуктивной) и творческой (продуктивной) деятельности обучающегося.

Урок биологии дают широкие возможности раскрыть в полной мере разные виды деятельности обучающегося. Но здесь необходимо отметить, что практически каждый урок не обходится без воспроизведения знаний, полученных на предыдущих уроках.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную деятельность на уроке и осмысления учебных действий эффективно использовать групповую деятельность.

 В таком случае между участниками группы строятся коммуникативное взаимодействие, позволяющее сокращать время на выстраивание взаимосвязи между изучаемыми темами. Для того, чтобы групповая деятельность была наиболее эффективной, внутри группы можно организовать распределение обязанностей. Такая групповая работа называется индивидуальной, не смотря на то, что каждый обучающися будет выполнять свое собственное задание, его результат будет влиять на результат всей группы. Прежде чем объявить свой результат класс и учителю, он обсуждается внутри группы. В процессе обсуждения, учащиеся могут внести определенные коррективы, которые могут привести к правильному решению поставленной задачи [5].

Такая форма построения деятельности обучающихся позволяет построить партнерские отношения как внутри каждой группы, так и между ними. Роль учителя в данном случае очень важна, так как необходимо направлять каждую группу в правильное русло для решения поставленной задачи. У учителя есть возможность регулировать не только функциональны обязанности каждого ученика группы, но и держать под контролем выполнение поставленной задачи.

Разнообразные психологические и педагогические исследования доказывают, что построение групповой деятельности   обучающихся на уроках биологии формирует такие свойства как планирование не только индивидуальной, но и групповой работы, проводить само- и взаимоконтроль, показывать свою индивидуальность и защищать свою позицию по конкретным вопросам. Развивается умение выстраивать рациональный диалог, выстраивать общение с участниками группы, а также аргументированно выражать свое мнение. Достаточно важным является применение полученных знаний на практике при построении групповой деятельности [4].

Эффективный процесс построения групповой деятельности делится на 3 этапа: подготовительный, поисковый и результативный.

На первом этапе происходит деление на группы и, если появится необходимость, корректируется их состав. Подготовительный этап важен тем, что от того каким образом сформированы группы и распределены обязанности внутри каждой из них, будет зависеть эффективность предстоящей деятельности. При делении на группы учителю необходимо опираться на поставленные цели и задачи, которые необходимо будет достичь на каждом уроке биологии. Необходимо отметить, что достигнуть все цели на одном уроке не возможно, именно поэтому формирование групп должна осуществляться планомерно и внедряя при этом индивидуальный подход. За основу деления класса на группы учитель может взять успеваемость обучающихся. Еще один способ формирования групп является взаимоотношения учеников в процессе обучения. Необходимо отметить, что любой критерий формирования групп имеет положительные и отрицательные черты. Но не смотря на это существует действенный способ – это успеваемость обучающихся. В таком случае учитель может поделить класс на гомогенные и гетерогенные группы.  Гетерогенные группы будут выполнять задачи одного уровня сложности, гомогенные буду затрачивать разное время на выполнение представленных заданий. Несомненно, большим плюсом при формировании ученических групп будет и то, что учитель достаточно долгое время преподает в данном классе.  

Рассматриваемый этап достаточно длительный по времени и может охватить изучение достаточно большого количества тем, поэтому при изучении первых тем группы возможно организовывать в произвольном порядке [2].

Следующий этап – поисковый. Он основывается на формировании о обучающихся понимания взаимодействия между членами группы, а также между самими группами. Большая часть учебного года отводится на то, чтобы участники групп нашли общий язык друг с другом и учителем. Данный этап включает в себя большое разнообразие форм и методов работы, но главный моментом является поиск способов эффективного взаимоотношений между учениками. Правильная реализация поискового этапа создает условия для улучшения не только количества заданий, которые могут выполнить обучающиеся за время урока, но и к росту качественного выполнения данных заданий [3]. Для этого учителю необходимо выбирать задания, которые направлены на организацию коллективного решения поставленных задач, а также на поиск сокращения времени их выполнения. В процессе изучения биологических тем, задачи, которые решаются обучающимися, должны становится сложнее. Например, решение причинно-следственных связей между биологическими явлениями и процессами. В данном случае ученикам необходимо выделять существенные признаки классификации живых систем на таксоны, а также делать прогнозы определенных биологических явлений. В таком случае учителю необходимо выбирать задания, построенные на знания о строении организма и его свойствах. К концу второго этапа такие задания необходимо сменять на практические задания, выполнение которых требует от ученика применение полученных знаний на практике.  При организации данного этапа, учитель должен наблюдать и взаимодействовать с каждым членом сформированных групп [5].

Последний этап – результативный достаточно сложно четко отделить в самостоятельный этап, так как он является последовательной ступенью поискового этапа. Чтобы проследить какие-либо изменения при организации групповой деятельности, учителю необходимо организовывать контрольные срезы в течение всего времени. Цель последнего этапа рассмотреть положительную динамику формирования знаний, умений и навыков при организации групповой деятельности обучающихся. В процессе данного этапа ученики буду учиться четко приводить аргументы, направленные на решение поставленных задач, слушать и слышать друг друга, а также приводить в систему большой объем информации, выделяя значимые элементы, выводит причинно-следственные связи. Все выше сказанное приводит к успешному и продуктивному изучению биологии.

Можно сделать выводы о том, что именно групповая деятельность, организуемая на уроках биологии, формирует у обучающихся коллективную работу, в которой каждый ученик может поделиться своей идеей, получить поддержку, отвечать вместе с другими членами группы за полученный результат, а также определять вклад каждого члена команды в проделанную работу. Важно отметить, что для решения задач возможно использовать не только постоянные группы. Групповую работу на уроках биологии можно организовать не только на базе постоянных ученических групп. Учитель может применять неактивные методы, что позволит наиболее эффективно построить групповую деятельность обучающихся, а также привлечь их внимание.  Например, прием «Автобусная остановка» интересен тем, что у учеников, которые по каким-то причинам стесняются задавать вопросы учителю, могут написать его на листок и прикрепить на доску. Учитель, в процессе объяснения материала, может ответить на поставленный вопрос, либо ученик сам в процессе работы может найти ответ и снять прикрепленный лист с доски. Такой метод позволяет создать благоприятную обстановку в течение урока и стимулировать обучающихся задавать интересующие их вопросы [4].

Таким образом можно сделать выводы об эффективности использования групповой. Во-первых, она создает благоприятные условия для самореализации ученика, так как в данном случае ученик сам может определить цель и выбрать оптимальные способы решения поставленных задач. Наиболее активные обучающиеся лучше концентрируются и вовлекаются в работу, если сравнивать с индивидуальной работой у доски.

Во-вторых, групповая деятельность нацелена на стимуляцию познавательной активности обучающихся. Необходимо использовать реальные примеры, которые отражают практическое применение биологических знаний. Необходимо отметить, что данные примеры необходимо не только проиллюстрировать ученикам, а позволить осмыслить их посредством решения познавательные задания.

И последнее, третье преимущество – это увеличение самостоятельности обучающихся. Именно групповая деятельность играет большую роль в развитии самостоятельности учеников, так как каждый самостоятельно усваивает знания, формируя тем самым свое собственное мышление. Познавательная активность и самостоятельность взаимосвязаны между собой: активные ученики проявляют больше самостоятельности, в то время как отсутствие собственной активности делает учащегося зависимым от окружающих и лишает его собственного мнения и самостоятельности [1].

Групповая учебная и познавательная деятельность на уроках биологии направлена на самоопределению обучающихся, приводит к повышению их активности и самостоятельности. Эти аспекты важно учитывать при планировании занятий для достижения эффективности обучения биологии.


 

Организация групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении животных

Организация групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении животных

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную деятельность на уроке и осмысления учебных действий эффективно использовать групповую деятельность

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную деятельность на уроке и осмысления учебных действий эффективно использовать групповую деятельность

За основу деления класса на группы учитель может взять успеваемость обучающихся

За основу деления класса на группы учитель может взять успеваемость обучающихся

Последний этап – результативный достаточно сложно четко отделить в самостоятельный этап, так как он является последовательной ступенью поискового этапа

Последний этап – результативный достаточно сложно четко отделить в самостоятельный этап, так как он является последовательной ступенью поискового этапа

Необходимо отметить, что данные примеры необходимо не только проиллюстрировать ученикам, а позволить осмыслить их посредством решения познавательные задания

Необходимо отметить, что данные примеры необходимо не только проиллюстрировать ученикам, а позволить осмыслить их посредством решения познавательные задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2024