Кременцова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы
Тема статьи: « Образ Санкт-Петербурга в произведениях русских писателей 19 века»
Литература и история были надёжными спутниками с давних времён. Первая даёт читателю пищу для размышлений, вторая излагает факты. В своих произведениях писатели и поэты часто показывают своё время, события, города. Благодаря этому мы можем узнать уклад людей, живших несколько столетий назад.
Одним из самых удивительных по своему величию, красоте и великолепию российских городов по праву можно назвать именно Санкт-Петербург. Такая судьба была предопределена ему с самого начала. На протяжении многих столетий он непрестанно растёт и развивается, претерпевает множественные изменения, неуклонно стремясь к своему совершенству. Сегодня Петербург – это своего рода взаимосвязь культуры и эстетики, что заставляет невольно восхищаться многовековым путём её становления. Культурная столица сыграла важную роль в жизни людей, в истории.
Образ Петербурга неразрывно связан с творчеством великих русских классиков. В своих произведениях к нему обращались такие мастера слова, как: А. С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Л.Н.Толстой, И.А. Гончаров и другие. Хотя каждый из них и видел столицу по-разному, описывалась она всегда с неким трепетом, восхищением или неприязнью. Так что же на самом деле представляет этот загадочный и величественный город на Неве? Какое значение он имеет для русской литературы?
Главные события XIX века
Чтобы выяснить мнения писателей о Санкт-Петербурге XIX века, для начала нужно разобраться, что это был за век и какие события тогда происходили.
А произошло многое. Девятнадцатый век в истории России – это эпоха блестящих побед и сокрушительных поражений, успехов и провалов. Его смело можно назвать «веком-хамелеоном», поскольку в стране периоды либеральных реформ сменялись консервативной политикой, а за великими победами следовали страшные поражения.
XIX век в истории России был ознаменован такими событиями, как: Отечественная война 1812 г., восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. , Крымская война 1853-1856 гг., отмена крепостного права в 1861 г. XIX век – это время правления Павла I Александра I, Николая I, Александра II, Александра III и Николая II.
В XIX столетии произошли изменения в социальной структуре. Дворянство теряет былое господствующее положение, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит главного врага буржуазии – пролетариат. Формируется сильный интеллектуальный слой, который начинает играть всё возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в структуре общества. Конец 50-х – начало 60-х гг. стал временем духовного пробуждения России.
Изменившиеся социально-экономические условия привели к существенным изменениям во всех областях культуры. Происходит революция в геометрии, медицине, развитие флота и армии. Бурный рост производства и необходимость его обслуживания дали толчок развитию фундаментальных и прикладных научных исследований, особенно естественных и технических.
И, несмотря ни на что, в XIX веке в России успешно развивались общественные науки – история, философия, языкознание, политическая экономия. Русская литература, живопись, музыка, театральное искусство, архитектура достигли небывалого подъёма и расцвета — русская культура вышла на передовые рубежи мира.
Петербург в произведениях А. С. Пушкина.
Осознанно Александр Сергеевич Пушкин познакомился с Санкт-Петербургом в 1811 году, когда поступал в Царскосельский лицей. Город поразил 12-летнего мальчика своей величественностью, он совсем не был похож на родную тихую Москву. После окончания лицея Пушкин поселился в Петербурге и прожил в нем 15 лет, за исключением нескольких лет ссылок. Хоть средств и не хватало для жизни в шумном, ярком, блестящем центре, Александр Сергеевич, по воспоминаниям Ивана Пущина, «кружился в большом свете».
Юный Александр Пушкин рос как поэт, как личность, набирался новых впечатлений, восхищался растущим Петербургом и подмечал все его изменения. Поэтому город на Неве не мог не отразиться в творчестве будущего великого поэта. Город в каждом произведении разный, что свидетельствует о его многогранности, литературной гениальности Александра Сергеевича.
Столица стала оплотом вдохновения и красоты для поэта. Уезжая в Москву по делам, Пушкин отправлял жене письма: «Меня тянет в Петербург. Не люблю я твоей Москвы».
В своём романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин точно изобразил жителей провинции, а также столичных обывателей. Особое место в романе занял Санкт-Петербург, в котором начинается и заканчивается действие произведения, ему отводится важная роль.
С самого начала произведения мы погружаемся в жизнь петербургского дворянского общества, которое писатель определяет как современное и элегантное. Пушкин очень подробно изображает картину нравов и быта петербуржцев: от одежды представителей дворянства и блюд, употребляемых в знатных заведениях, до мероприятий, на которых собирается высший свет. Описывая течение столичной жизни, Пушкин искренне восхищается Петербургом. Он точно и ярко подбирает красивые слова для каждого уголка и явления этого города, словно рисуя красками его картину.
В первой половине произведения Санкт-Петербург предстаёт перед нами как город, где постепенно расцветает декабристское движение, а жители существуют в ожидании перемен. Во второй половине (в последней главе) город на Неве – это пустой город, живущий в мертвящем упоенье света.
Наиболее спорным кажется Петербург в поэме «Медный всадник». Начинается произведение с признания в любви граду Петрову. Созданный самодержцем Петром I, он стал воплощением самодержавия. Город действительно манит своей мощью, его дворцы, стройные башни, пристани и прибывающие корабли просто завораживают на протяжении всей поэмы. Не забывает автор упомянуть про прекрасные длинные белые ночи, ведь как можно не отметить ту красоту, которая творится и заставляет радоваться глаз.
Для «маленького человека», вроде главного героя поэмы Евгения, Петербург стал источником горя. Город построен по личной прихоти Петра I без учёта климата, особенностей местности. Построенный вопреки законам природы, Санкт-Петербург регулярно подвергался наводнениям, принося горожанам только проблемы и неудобства. Жертвой такого наводнения однажды стала любимая Евгения.
В результате протест против Петербурга, основателя города в обличие медного всадника оборачивается сумасшествием героя и его смертью. Реформы Петра меркнут по сравнению с трагическим финалом. Петербург является символ петровской эпохи, характерным памятником его основателю.
В восприятии читателя предстают два Петербурга. С одной стороны – это помпезный памятник архитектуры, необычайных человеческих возможностей. Грандиозные строения, дворцы, крепости, башни, мостовые – всё это побуждает восхищаться великолепием города. Пушкин с любовью и нежностью описывает свой город.
С другой же стороны – Петербург угрожающий, важный и судьбоносный для своих жителей. Автор уделяет должное внимание теме «маленького» человека. Рядом с шикарными постройками стоят прохудившиеся дома. Существование петербуржцев тесно связана с природой, ведь они очень сильно от неё зависят. Столица абсурдна, люди здесь сходят с ума, теряют какую никакую нравственность, идут на необдуманные поступки.
Петербург стал городом надежд, городом разочарований. Богатые, высокопоставленные граждане, имеющие власть уживаются с нищими, маленькими людьми, которые хотят только спокойствия и счастья. Для одних столица открыла двери, впустила в шикарное будущие и подарила множество возможностей. К другим же она оказалась враждебна, ожесточила, сделала чёрствыми, «утопила» в болоте, на котором и была построена.
Санкт-Петербург удивителен, красота его торжественна, строга и скорбна. Петербург Пушкина – целый мир, со своими противоречиями и загадками. Руками людей возведён восхитительный, единственный в своём роде город, но за этим стоит уйма боли и разочарований.
Петербург в произведениях Н. В. Гоголя.
В сознании Николая Васильевича Гоголя с детства был самостоятельно созданный и достаточно яркий облик идеального города мечты. Но впервые побывав в Петербурге, таком желанном в годы юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями. Туда он приехал малоизвестным, все его ранние работы не сыскали популярности у публики и получили крайне негативные отзывы от критиков.
Несмотря на кажущуюся красоту и привлекательность города, Петербург виделся Гоголю крайне тяжёлым и мрачным, безжизненно серым и унылым, особенно после жизни в Украине, освещённой в его воображении солнечным светом. Поэтому писатель смотрел на город уставшими, неживыми глазами. Годы спустя у него, конечно, всё же сложилось, относительно ясное впечатление о городе, атмосфера которого казалась ему не из лучших. Несмотря на такую негативную оценку, Петербург как будто манил, завораживал Гоголя, возможно именно по этой причине он старался не обращать внимания на все его недостатки.
Петербург регулярно появляется в творчестве Гоголя. Писатель показывает нам чудесный город неповторимой красоты, с дворцами и колоритными садами. Наряду с этой красотой он говорит о Петербурге как о неком городе-призраке, где все довольно зыбко, люди не желают замечать друг друга. Особое внимание Гоголь как раз таки уделяет жителям. Писатель внимательно изучает социальные контрасты и противоречия, возникающие в петербургском обществе.
В цикле «Петербургские повести» город словно оживает, начинает активно участвовать в происходящих событиях, предстаёт новым героем истории.
Тяжелее всего в Петербурге живётся «маленькому человеку». В произведении «Записки сумасшедшего» Поприщин начинает сходить с ума от атмосферы равнодушия и жестокости, царящей в городишке. Сознание героя настолько искалечено, что в мечтах он хочет стать абсолютно таким же мучителем, из-за которого страдают чиновники. Герой тоже хочет, чтобы ему всё было дозволено, хочет иметь возможность распоряжаться чужими жизнями.
В повести «Шинель» вид Петербурга рисуется с помощью описания грязных улиц, по которым ходит Башмачкин. С помощью описания «чёрных лестниц петербургских домов», которые пропахли «спиртуозным запахом, который ест глаза», с помощью описания квартир, в одной из которых не живёт, а лишь существует Акакий Акакиевич. Люди в Петербурге бесследно пропадают. Гоголь тоже показывает контрастность города, в котором одновременно находятся улицы, где ночью так же светло, как и днём, с проживающими на них высокопоставленными чиновниками, и тесные улочки, с нищими обывателями, где помои выливаются прямо из окон. Петербург, с самого начала окружавший главного героя пустыней человеческого равнодушия, в конце концов уничтожает его. Акакий Акакиевич становится одним из многих бестелесных призраков города, отныне и навеки сливаясь с ним в одно целое.
В описании города Николай Гоголь использует тусклые цвета, серые, белые, чёрные, жёлтые оттенки. Хоть Санкт-Петербург и кажется безжизненным и запустелым, на самом деле он кишит людьми. Образ Петербурга представляется крайне негативным. Мрачный, безжизненный, чёрствый и холодный городишко неблагоприятно влияет на своих жителей, принося лишь страдания и доводя до сумасшествия и смерти. Через все петербургские произведения Гоголя проходит тема разобщённости, выживания одинокого человека в большом и жестоком городе. В таком городе герой всегда один на один остаётся с трудностями, несмотря на обилие людей вокруг.
Петербург в произведениях Н. А. Некрасова
В Петербурге Некрасов прожил около сорока лет, в молодости ему пришлось пройти путь голодного бедняка, испытать лишения и невзгоды, познать все тяготы жизни в трущобах столицы. За эти годы он успел сродниться с городом.
На протяжении всего жизненного пути он возвращался к образу Петербурга. Он показывал то, как столица совершенствовалась и менялась, теряла своё благородие, описывал социальное и общественное расхождение города, где с торжественными зданиями и памятниками уживаются дремучие и хмурые окраины.
Стихотворения Некрасова о Петербурге практически всегда сюжетны. Сюжет в большинстве случаев основан на реальных историях, увиденных или будто бы увиденных на городских улицах. Произведение всякий раз вроде как представлено на фоне Петербурга, его идеи и существа. Хоть этот фон и может быть еле обозначен, всё же он всегда важен для понимания темы и идеи произведения. В работах поэта всегда чётко показаны жизненные принципы и устои. Будучи чутким и внимательным человеком, Некрасов часто описывает проблемы простого люда.
Некрасов писал о городе в разные годы, застал и описал его перемены, виды, быт, противоречия. Обращаясь к петербургской теме, он демонстрировал два разных мира — богачей и бедняков, обладателей роскошных хором и обывателей трущоб, счастливцев и несчастливцев, везучих и не очень.
«На улице» – небольшой цикл стихов Некрасова, в котором с точностью описываются обстоятельства и события, а не эмоции и личная оценка. Поэтому вошедшие в него небольшие стихотворения по отдельности можно обозначить как городскую зарисовку, миниатюру. Все миниатюры так или иначе связаны меж собой. Одна уличная драма сталкивается с другой, другая сменяется третьей. Разговор идёт не об отдельных эпизодах уличной жизни, а об общем тревожном состоянии мира. Атмосфере Петербурга угнетает и подавляет. Внимание поэта привлекают: голодный, обездоленный и безработный человек, которого житие подталкивает стать вором («Вор»); проводы в армию молодого парня и «бесполезное горе» его близких («Проводы»); солдат, несущий детский гробик («Гробок»); извозчик по имени Ванька с его «ободранной и заморенной клячей» («Ванька»). На улице разыгрываются человеческие драмы, которые не могут не тронуть.
В стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» поднимается тема «маленького» человека, в частности его противопоставления значительному лицу. Очертание «парадного подъезда», к которому стягиваются все убогие и обездоленные, – олицетворение страданий крестьян, простых людей, жестокости, по отношению к ним. Однако владельцам роскошных палат безразлична судьба бедняков, крестьяне же слишком покорны, чтобы пытаться что-то менять. Образ «владельца роскошных палат» — собирательный, с его помощью поэт высмеивает верхи города.
Некрасовский Петербург для своего времени – явление принципиально новое в русской литературе. Роскошную столицу, один из красивейших и богатых городов мира, Некрасов увидел глазами бедняк. Прочувствовав все тяготы нищенской жизни, он описал её с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым. Он писал о Петербурге так, как до него было не принято, и замечал стороны жизни, которые до него почти не привлекали внимания.
Петербург в произведениях Ф.М. Достоевского
Когда Достоевскому было 16 лет у него внезапно скончалась мать и отец вынужден был отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента Фёдор и его брат Михаил поселяются в Санкт-Петербурге.
Для Достоевского Петербург – город молодости, его рождения как писателя, головокружительных успехов, трагических переживаний и страшных потерь. Он всегда был нужен ему для творчества как воздух, город присутствует во многих его произведениях. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. Практически каждое творение автора рассказывает об определённых местах, улицах, дорогах. На страницах произведений Достоевского Петербург действительно оживает.
Достоевский о Санкт-Петербурге отзывается негативно. В романах рассказывается о реальной жизни простых граждан, пьянстве, нищете, презрении между людьми. Каждая улица в описании указывает на низкий социальный уровень жизни горожан. Автор изображает подворотни грязными, небо – свинцово-серым. Писатель сравнивает дворы с колодцами, которые своей убогостью давят на людей.
В романе «Преступление и наказание» Достоевский изображает узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Большая часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью, оклеенные жёлтыми обоями. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливую и муторную судьбу бедняков Петербурга. Он появляется даже на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется гнетущая атмосфера полнейшей безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее у жителей города на Неве.
Часто по улицам города бесцельно бродит множество людей, везде грязь, в воздухе неизменно стоит неприятный запах. Раскольников со временем привыкает к окружающим его странным лицам. Уродливые, сумасшедшие и обездоленные люди сливаются с жёлтым городом.
Все
события и трагический сюжет раскрываются благодаря такому описанию, которое
вызывает отвращение у читателей. То, что предстаёт у людей перед глазами, – это
не великий и могучий Петербург, а безобразный, страшный, неприятный и
отвратительный городишко.
Можно сказать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только
место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и
подталкивающая людей к определённым поступкам.
Однако, образ Петербурга в повести «Белые ночи» иной, нежели в других произведениях Достоевского.
В ранних произведениях Достоевского этот город – сказка, но сказка дурная, с несчастливым концом. Петербург у писателя так прекрасен, что кажется нереальным, фантастическим городом. И, как любое прекрасное существо, он высокомерно и надменно относится к обычным людям, разрушает их жизни, пагубно влияет на сознание.
В повести «Белые ночи» в полной мере проявляется жестокая красота города. Символично название произведения, обозначающее самый необычный и красивый период в жизни города. К тому же оксюморон в названии предполагает некоторую нереальность и фантастичность событий истории.
Главному герою нравится город. Блуждая по Петербургу ,он обращает внимание на те мелочи, которые замечает не каждый человек. Ему нравятся дома, в его воображении они умеют говорить. Герой мысленно общается с ними. Вот дом перекрасили, и он пожаловался нашему герою, что ему такая окраска не нравится. Наш герой считает, что в глухих петербургских закоулках живут одинокие мечтатели.
Образ
Петербурга имеет большое значение в повести. Город для Мечтателя – живой
организм: иногда шумный, динамичный, иногда тихий и одинокий, как и он сам.
Петербург Достоевского – феномен, который впервые рассмотрел в своей
одноимённой книге Николай Анциферов.
Долгий жизненный путь Достоевского в Санкт-Петербурге, который проходил порой торжественно, порой апатично, не мог не отразиться в его творчестве. Поэтому столица заняла в нём свою нишу. Этот причудливый мрачный город тёмных переулков, неуютных душных квартир, зловещих тупиков и полусумасшедших людей стал вдохновением, музой Достоевского. Именно здесь зародились идеи для его романов, настолько вульгарных и обыденных, что это почти граничит с фантастикой.
Это образ города, глубокий и значительный для писателя. Основой для него послужили как петербургские адреса Достоевского и его окружения, так и другие улицы, площади и дома, ставшие прототипами мест, где происходят действия его произведений. Он любил бесцельно бродить и отмечать для себя отдельные или цельные места, поэтому описание города у него всегда топографически чётное. Город у Достоевского – необходимая часть, продолжение его петербургских романов и повестей, отдельный активный герой. Аутентичность изображения города способствует усилению ощущения подлинности событий в произведениях, помогает искренне в них поверить.
В своём творчестве и воображении Достоевский представляет Петербург как мистический город-призрак. Он подчёркивает бесхарактерность городской оболочки. Подробно описывая "общение" города с человеком, писатель умело переплетает вымысел и реальность. Это общение заключается в блужданиях героев по площадям, улицам, мостовым.
Достоевский создал хорошо узнаваемую, мистическую обстановку Санкт-Петербурга, которая повиляла на восприятие и дальнейшее творческое изображение города некоторыми другими писателями, его последователями. Петербург Достоевского оказал большое воздействие на русскую литературу и её развитие.
Петербург в произведениях Л. Н. Толстого
«Серёжа! Я пишу тебе это письмо из Петербурга, где я и намерен остаться навеки», – так начинается письмо, отправленное Львом Толстым своему брату Сергею в феврале 1849 года по приезде из Москвы. Этот порыв – навсегда поселиться в столице – писатель объяснял тем, что встретил в городе больше знакомых и единомышленников, порядком образованнее и интереснее, нежели в Москве. Петербург в тот момент просто был ему интересней, он умел сразу увлечь. Тогда Толстой планировал сдать кандидатские экзамены и окончить обучение в университете, а затем поступить на военную службу.
В конце 1854 года Лев Толстой отправился в Севастополь — центр военных действий. Так что в 1855 году в Петербург Толстой вернулся 27-летним офицером, богатым и знатным, да ещё и севастопольским героем. Перед ним были открыты двери лучших домов столицы. Его всюду звали, везде холили и лелеяли, всячески обхаживали.
Толстой был своим среди публицистов. Его «Севастопольские рассказы» были высоко оценены читателями. Трилогия «Детство», «Отрочество» и «Юность» показала выдающийся, существенный писательский талант.
Однако очень скоро у Толстого произошёл внутренний переломный момент, а в связи с этим и размолвка с писательским кружком. После этого он уехал и стал изредка возвращаться в Санкт-Петербург.
В своём романе-эпопее «Война и мир»
Толстой оказывает внимание не только боевым действиям и участям своих героев.
Писатель так же показывает образы Москвы и Петербурга, постоянно сравнивая их
между собой. Именно на противопоставлении они раскрываются как центры
общественной жизни, важные исторические составляющие.
Действие романа начинается в Петербурге – столице империи. А точнее в гостиной
Анны Павловны Шерер, которую Толстой кличет механической мастерской. В такой
холодной, бессердечной и лицемерной обстановке Пьер, выглядит лишним,
посторонним существом, совсем не вписывающимся. Так с первых страниц романа
перед нами возникает образ неискреннего, мрачного города белых ночей, в котором
господствует светское притворство и ложь, общество, в котором самое важное –
статус и чужое мнение. Позже мы перемещаемся в Москву, мгновенно попадая в
другой мир. Прежде всего это дом Ростовых, мир чистоты и открытости, нежности и
заботы, гостеприимный и открытый ко всем желающим. В доме царит атмосфера любви
и понимания, а у всех его жителей между собой тёплые, дружеские отношения.
Толстой намеренно показывает различие между московским и петербургским обществом, существованием. Город и его жители прочно связаны, являясь взаимным отражением. В Москве люди добрые, радостные, счастливые и просто живые. Московский народ оказывает друг дружке помощь, остаётся верным своему городу, в независимости от встреченных трудностей. Москва – центр народной жизни, традиционных ценностей. Оттого и люди в ней сплочённые, жертвенные. В Петербурге же каждый думает только о себе, ни семья, ни друзья не имеют никакой ценности для его обитателей. Показывая высший свет, петербургскую аристократию, автор указывает на внешний блеск, с которым контрастирует абсолютная внутренняя пустота, бездуховность. Представители привилегированного класса глупы и ограниченны. В них нет ничего искреннего, только притворство, лицемерие, распущенность и ложный патриотизм. В таком сравнении двух столиц Петербург у Толстого явно проигрывает, не любит он его, в какой-то степени презирает.
Петербург у Толстого – холодный и строгий, не имеющий души город. Он искусственный, ненастоящий, неискренний. В нём не хочется находиться из-за отсутствия какого-либо уюта. Его обитатели такие же бездушные и лицемерные, ничего за собой не имеющие, увядшие в своих заботах и делах, игнорирующие всех и всё их окружающее. Хоть Петербург и является столицей, в нём нет настоящей жизни, только её подобие. Этот фальшивый, каменный город не может исполнить людские мечты, подарить им счастье, дать комфортные условия для проживания.
Петербург в произведениях И.А. Гончарова
Ещё до того, как Гончаров окончил своё обучение, его начала привлекать возвышенная, духовная жизнь в столице, знакомство с новыми, увлекательными людьми. Иван давно занимался сочинительством, планировал связать с ним свой век. Он принял решение покинуть скучный, исполненный покоя Симбирск, но не вышло. По рекомендации, после долгих раздумий, писатель принял предложение симбирского губернатора стать его секретарём. Так Гончаров остался в родном городе, а его работа оказалась неблагодарной и нудной. Еле выдержав одиннадцать месяцев, он наконец уезжает в такой желанный Петербург. Гончаров собрался самостоятельно, без чужой помощи строить своё будущее, карьеру. Петербург его интересовал, притягивал к себе, как и многих молодых людей, являясь центром общественной и литературной жизни того времени. Именно там Гончаров надеялся удовлетворить свои духовные интересы, развить свои способности.
Переехав в столицу, он устроился переводчиком в министерство финансов. Там молодой писатель познакомился с знаменитым литературным кружком Белинского. Так с 1847 года он стал публиковаться в «Современнике», который на тот момент был одним из крупнейших литературных изданий в России.
Петербург выступает неотъемлемым элементом в романе Гончарова «Обыкновенная история». Петербург изображается как административный, промышленный город, в котором возможность выжить есть лишь у предприимчивы и прагматичных людей. В Петербурге время не то что бежит, а летит. В огромном столичном городе день расписан по часам, особенно у рабочих, занятых людей. Нужно успеть всё: отслужить, отработать смену, развлечься, успеть отдохнуть. Развлекаются горожане по разному, чаще всего играя в карты, посещая своих друзей и знакомых, ходя на представления в театр. Главному герою Петербург напоминает плотную массу, сплошной поток людей. Одна улица сменяется другой, но виды остаются прежними: каменные здания, почерневшие трубы, железные крыши, узкие улочки, человеческие толпы.
В этом романе Петербург – символ новой, неисследованный жизни, такой нужный для многих людей. В этом городе выжить может только профессиональный, расчётливый человек. Подобный человек готов жертвовать всем, чем только потребуется, ради своей карьеры. Петербург выступает в качестве места исполнения желаний, места возможностей для всех тех, кто переселяется в него.
В другой работе Гончарова «Обломов» описывается быт центрального персонажа в Петербурге. В начале романа читателю ясно дают понять, что хоть главный герой и проживает долгое время в столице, из дома практически не выходит.
Обломову не нравится Петербург, жизнь его обывателей, его суета. Светское общество мы тоже видим глазами главного героя. Эти люди ему не нравятся, он считает их болтающимися, дремлющими людьми, не смотря на всю беготню, сплетни и кривые толки. В этом обществе не люди, а пустые оболочки, ничего из себя не представляющие, с выдуманными проблемами и трудностями, нелепыми достижениями и приобретениями. Они ему совершенно не интересны.
В начале романа мы видим частично русский, частично европейский Петербург. Такой пресный, сановный и полный ненужной суматохи. Гончаров представил два разных города, но различие не в том, что каждый из них «блестящий» или «бедный», а в их статусе: Петербург столичный и Петербург провинциальный. Эти противоположные образы составляют одно целое, органично дополняя друг друга. Среди столичной суеты, блеска и роскоши находится место провинциальному островку, раскрытому в образе Выборгской стороны, находящейся на правом берегу реки Невы. Этот островок кажется подвижным, настоящим.
Проанализировав произведения писателей XIX века, можно сделать вывод, что каждый из них видел Петербург по-своему. Писатели показали этот город разным, часто противоречивым и загадочным.
Санкт-Петербург XIX века предстаёт не только сказочным и сияющим, звенящим жизнью со всех сторон, с необыкновенной архитектурой и высшим светом, с балами и развлечениями. Также этот город полон мистики, содержит в себе множество тайн. Сплетни и слухи, чинопочитание, борьба за власть, несправедливость к простым жителям. «Маленькие люди» борются со своими проблемами и бесследно пропадают, не оставив после себя абсолютно ничего. Петербург является центром нищеты и несправедливости, с облупленными стенами, узкими улочками, грязью, невыносимой духотой и зловонием.
Петербург словно враждебен человеку: он то сырой и промозглый, то знойный и удушливый, полный отвратительных запахов и мест. Город живёт своей жизнью и со своими правилами, которые и диктует, всем в нем оказавшимся. Этим правилам невозможно противиться, Петербург просто поглощает своих жителей. Здесь сложно жить, но ни у одного из героев не возникает мысль покинуть его: какая-то могучая неизвестная сила привлекает, заставляет остаться в этом «самом умышленном и отвлечённом городе на всем земном шаре».
Во многих работах писателей Петербург предстаёт как отдельный персонаж. Он активно участвует в происходящих событиях, где-то оказывая помощь, а где-то принося только больший ущерб.
Хотя писатели по- разному видят Петербург, по- разному относятся к нему, тянет и влечёт их всех одно. Этот город неоднозначен, манит и отталкивает, поражает своей красотой и убивает своим холодом. Критик Н.П. Анциферов высказался по этому поводу: «Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались», с этим мнением нельзя не согласиться.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.