Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов (МАОУ Наро-Фоминская СОШ № 3 СУИОП им. героя Советского Союза Д.Д.Погодина)
Индивидуальный проект
по теме:
Обучающийся: Заварзина Вероника , 11 «Б»
Руководитель проекта: Тостоганова И.В.
Учитель-предметник: Тостоганова И.В.
г. Наро-Фоминск 2024
Содержание :
1. Введение- _______________________________ стр.3 -5
1.1 Глагол и его секреты.
1.2 Определение темы исследования.
2.Основная часть - ------------------------------------- стр.6-12
2.1.Разбор текстового материала.
2.2 Стилистический эксперимент (текстовый).
3. Заключение______________________________стр.13
4. Литература - -------------------------------------------стр.14
5. Приложение_____________________________ стр. 15
1. Введение.
1.1 Глагол и его секреты.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает - расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам глагол!
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол. (А.Югов)
На удивительную силу русского глагола обращали внимание писатели. А.Н. Толстой , например писал: «Движение и его выражение- глагол- являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».
«Глагол – самая огнепышущая , самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая , самая свежая кровь языка . Да ведь и назначение глагола – выражать само действие !»– это слова русского писателя А.Югова . А вот мнения нашего современника , писателя Ю . Бондарева: «По моему глубокому убеждению , вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».
По подсчётам учёных , глагол занимает второе место (после существительных) по частоте употребления в речи . Причём в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль . Так , в официально – деловом стиле примерно 6 % глаголов , а в научном –около 10 % . Чаще всего используются в речи глаголы мочь ,сказать, говорить , знать , видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие .
В художественной речи глагол употребляется значительно чаще : до 15 % всех слов художественного текста – глаголы. Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов; морфологические категории глагола (наклонение , время и др.); выразительные фразеологизмы , включающие слова этой части речи; глаголы-синонимы , глаголы-антонимы.
О возможностях русского глагола написано очень много , очень интересно. Действительно , умелое использование глагола в состоянии передать и действие , и состояние предметов , одушевленных и неодушевленных.
Стилистическая роль глаголов разнообразна , но главное – его способность передать движение , динамику действия.( Из учебника русского языка 6 класса под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта)
Задача предстоящей работы состоит в том , чтобы посмотреть , как можно использовать глаголы , что учитывать при их выборе.
1.2 Определение темы исследования.
Слова Н .Рыленкова о русской природе : « Здесь мало увидеть , здесь нужно всмотреться ... Здесь вслушаться нужно , чтоб в душу созвучья нахлынули дружно» , мне хочется отнести к языку произведений К.Г.Паустовского.
В данном исследовании я попыталась обратить внимание своих сверстников на некоторые особенности языка писателя .
Результатом стали универсальные рабочие материалы к сочинению по картине « В помощь пятикласснику».
Исследовательская работа «Две грозы» (или « Роль глагола в речи К.Г.Паустовского») направлена на изучение языка писателя.
Главная цель моего исследования – обратить внимание на использование глагола, постараться понять его назначение в речи .
Как гипотеза! употребление глаголов в речи художественных произведений определяет: действие предметов ; характеристику внутреннего состояния человека; цвет; звук.
Задачи исследования:
1) Проанализировать текст К.Г.Паустовского ;
2) показать , что есть тихий, красивый, доставляющий радость мир природы, написанный словом, что эта сила красоты делает человека добрее, мягче сердцем.
3) посмотреть , как можно использовать глаголы , что учитывать при их выборе.
4) Подготовить презентацию к уроку «Употребление глагола в речи (на примере произведений К.Г.Паустовского;
5) Разработать дидактический материал по теме .
Эта тема является актуальной, поскольку исследований направленных на особенности языка К. Г. Паустовского нет. Внимание обычно уделяется литературной стороне наследия прозаика.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении темы «Глагол как часть речи» или «Употребление глагола в речи»
2.Основная часть
2.1.Разбор текстового материала.
Тексты, которые взяты для анализа, - это отрывки из рассказов И.С.Тургенева «Бирюк», «Лес и степь» и К.Г. Паустовского «Степная гроза», «Заячьи лапы».
Сопоставление будем строить на поиске того, как изображают эти писатели перед или во время грозы солнце, молнию, тучи, облака, горизонт, ветер, запах, настроение и т.д.
И.С.Тургенев |
К.Г.Паустовский |
Отрывок из рассказа «Бирюк» |
Отрывок из повести «Степная гроза» |
« Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. …» |
«Днем небо затянулось облачной скатертью, задул ветер, закачал слабую весеннюю траву. … В степи потемнело, ветер задувал все сильней. С юга, с моря нагоняло низкие тучи… Ветра не было…. Мгла лежала над степью, а на востоке глухо гремело – должно быть, подходила гроза. Небо было как сажа, и все кругом было как сажа, и хоть бы одна звезда загорелась в небе! Неожиданно мутным красным огнем вспыхнула чернота, осветился курень – он был совсем близко, – снова накатилась ночь, и такой гром ударил по земле, что у Юрки дернулась и заболела голова. Накатываясь друг на друга, торопясь и перебивая, загрохотали разрывы, зашумел ветер, засвистела дикая ночь… Что-то черное и мокрое зашумело по земле, по кожушку, и Юрка не сразу понял, что начался дождь. А с востока все чаще разверзались залпы, будто великаны разрывали небо, и за ним открывалось другое небо из угрюмого страшного пламени. Каждый раз, когда вспыхивал этот свет, Юрка видел, как косматое и зловещее солнце несется, вертясь и мигая, за пологом черных туч и гаснет тотчас, как только гаснут залпы. Солнце как будто мчалось в вышине с яростной быстротой, но вместе с тем оставалось на месте…» («Степная гроза»)
|
Комментарий |
Комментарий |
Сколько частей можно выделить в отрывке? Как их можно озаглавили? |
|
В фрагменте преобладают прилагательные-эпитеты. Присутствует цветовая гамма (цветовые слова), очерчены размеры предметов. Они придают красочность, яркость, т.к. перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче все краски . Во второй части описания краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово "внезапно", подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.
|
· I отрывок - «…подходила гроза.» · II отрывок- «…начался дождь.» В фрагменте есть метафоры: « облачной скатертью», «вспыхнула чернота» сравнения-« Небо было как сажа», «будто великаны разрывали небо», и эпитеты- «дикая ночь», «слабую траву», «угрюмого страшного пламени», «косматое и зловещее солнце». Выразительные средства, используемые Паустовским, помогают представить нам картину грозы. В описании главную роль играют глаголы и деепричастия. Они помогают нам представить действия грозы, ее несокрушимую силу и мощь. |
Что сказано о ветре, солнце, тучах? |
|
Сильный ветер внезапно загудел в вышине; огромная лиловая туча; длинные серые облака Использует глагол прошедшего времени только при существительном ветер. Для определения туч и облаков употребляет прилагательные. |
Ветер задувал все сильней; зашумел ветер; «косматое и зловещее солнце»; низкие тучи; черных туч Также, как и Тургенев Паустовский использует глаголы прошедшего времени только при существительном ветер. Для определения туч и солнца употребляет прилагательные. |
Каких частей речи больше всего в описании?(прилагательных или глаголов). Почему? |
|
В этом описании глаголов больше , чем прилагательных. Связано это с тем, что у Тургенева глаголы представляют собой и то, и другое. В этом описании глаголы очень точно и метко «рисуют» картину грозы, что прилагательные используются в основном лишь для дополнения. |
У Паустовского в этом описании глаголов и прилагательных равное количество. В отличие от Тургенева писатель использует деепричастия. Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия. |
Сколько глаголов использовал писатель, чтобы «нарисовать» свою картину грозы? В какой форме даны глаголы? Чем это вызвано? |
|
Тургенев использует 14 глаголов. 7 из них с приставкой и без приставки. Также используются глаголы с приставкой за-, помогает писателю обозначить начало действия, т.е. начало грозы. Использует только глаголы прошедшего времени. Нет деепричастий. Использует однородные члены. Глаголы изображают динамичность этого явления: (ветер) загудел, (деревья) забушевали, (капли) застучали, зашлёпали; (молния) сверкнула, (гроза) разразилась, (дождь) полил ручьями. Гроза – это движение.
|
Паустовский в данном отрывке использует 25 глаголов. Затянулось, задул, закачал ,загорелась , загрохотали, зашумел, засвистела – глаголы прошедшего времени с приставкой за-. Здесь данная приставка помогает писателю обозначить начало действия, т.е. начало грозы. Глаголы с приставкой за- в начинательном значении не имеют несовершенного вида. В глаголах прошедшего времени нагоняло , накатилась можно выделить приставку на- Данная приставка на- соотносится с предлогом «на» (с вин. пад.) и обозначает направление движения, действия на предмет. Причём глагол накатилась (ночь) используется в переносном значении. В глаголах разверзались , разрывали приставка раз- указывает на высшую степень проявления какого-л. качества, свойства, т.е в фрагменте на разгулявшуюся стихию – грозу. Благодаря использованию глаголов настоящего времени несется, гаснет, гаснут, события, о которых повествует автор, словно приближаются к читателю, предстают крупным планом; картина разворачивается как бы у нас на глазах. Писатель использует безличные глаголы потемнело, гремело, которые помогают понять происходящее в природе. Глаголы несовершенного вида не было, лежала, подходила, открывалось, вспыхивал, мчалось ,оставалось, обозначают, что действие происходило в прошлом, без указания, доведено ли оно до конца. Прошедшее время глаголов совершенного вида вспыхнула , осветился, ударил, начался обозначает, что действие было доведено до конца, дало определённый результат или что оно совершилось один раз. Паустовский не
использует в описании однородные глаголы. Автор с помощью лишь одного
глагола точно и метко описывает действие существительного. |
Отрывок из рассказа «Лес и степь»
|
Отрывок из рассказа «Заячьи лапы» |
«Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага... что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния... Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, всё вдруг потемнело... Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай... скорее!.. Вы добежали, вошли... Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено... Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!..» |
«Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из- за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер». |
Комментарий |
Комментарий |
Использует глаголы прошедшего(налетел и промчался , сверкнула и т.д.) и настоящего (вытягивается , сверкает и т.д.)времени, безличный глагол потемнело. Нет деепричастий. Использует однородные члены. Большое количество вопросительных предложений, не требующих ответа, т.е. риторические вопросы. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Восклицательные предложения в этом фрагменте передают сильные чувства и эмоции говорящего рассказчика. |
Потягивался, распрямлял, потряхивал – глаголы, которые использует писатель при существительном гром и таким образом создает такое выразительное средство, как олицетворение. Глаголы потягивался, потряхивал, пошла с приставкой по- , которая позволяет автору указать на совершение действия в течение некоторого, чаще непродолжительного времени. Описанию молний особенную выразительность придает наречие «исподтишка»: благодаря ему они предстают перед нами, словно коварные и сильные существа, которые забавляются, зажигая стога.
|
Вывод: Тургенев «живописует» словом, он, как художник кистью, словом «выписывает» удивительный мир природы во время грозы. Текст Тургенева музыкален: звук и грозы переполняют его. Описание природы охвачено чувством, непосредственно связано с переживаниями героя. Стихия озаряет внутренний мир человека, влияет на его настроение. Это мы увидели и в рассказе "Бирюк": главный герой слит с природой, он её часть. «Глагол в прозе Тургенева и пушистый и клейкий «Пушистый» в том смысле, что в нем мягко даны оттенки — н много их вмещается в одном слове «Клейкий» в том смысле что он не прилагается к предмету, а входит в него и к нему пристает И это — глагол, часто наделенный силой эпитета.» (Энциклопедический словарь филолога) |
Вывод: Паустовский восхищается грозой, делает ее волшебной, сказочной: «великаны разрывали небо», «Солнце как будто мчалось». Пожалуй, рассказчик даже грустит о том, что гроза закончилась Ему нравится описывать грозу, видеть ее мощь, разрушительные силы, для него это то, что управляет человеком, чем невозможно управлять, что действует само по себе, и несмотря на его разрушительную силу, прекрасно. Использование звуковых глаголов вызывают определённые ассоциации , помогающие представить картину грозы. |
Общие выводы: |
|
· Русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно. · В том и другом случае дается описание природы (гроза), где глаголы подчеркивают действие, движение. · Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину непогоды, очеловечивают природу.
|
Заключение.
В работе рассмотрено использование глаголов в речи на материале произведений К.Г.Паустовского. Проведённый анализ позволил подтвердить гипотезу о том, что употребление глаголов в речи художественных произведений определяет: действие предметов ; характеристику внутреннего состояния человека; цвет; звук.
Сводная таблица «Употребление глаголов в речи К.Г.Паустовского»
состояние природы |
действие предметов |
Звук |
потемнело |
Затянулось |
Засвистела |
задул |
Загрохотали |
|
закачал |
Зашумел |
|
загорелась |
Гремело |
|
|
потягивался |
|
|
потряхивал |
|
|
пошла |
|
*Данная таблица позволяет сделать вывод : писатель при описании грозы использует в основном глаголы, передающие действие предмета.
Константин Георгиевич Паустовский был настоящим художником слова. Благодаря своему таланту он мог перенести читателя в любой уголок красивейшей страны — России. Недаром он много путешествовал. И поистине самые лучшие его произведения — о природе. Нас восхищают авторское ощущение природы, его чувства, выраженные гениальным русским языком — языком Пушкина и Лермонтова, языком Тургенева.
Писать так, чтобы "слово действовало на человека зрительным образом" (т.III, стр. 329), "создавать вещи зримые, стремиться не описывать, а показывать действительность" (т.II.стр. 639), используя при этом самый простой словесный материал, - таково стремление Паустовского в его творческой работе над произведением. Простота и краткость, чистота и смысловая точность, выразительность слова, которое должно воздействовать на читателя в связи с замыслом автора, - вот те требования, которые предъявляет писатель к языку художественных произведений, требования, воплотившиеся в его повестях и рассказах.
Литература
1.Алексанян Е.А. Константин Паустовский – новеллист. М., 1996
2. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.,1982
3.Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л., 1974
4. Журавлев А.П. Звук и смысл. «Правда», 1991
5. Кодухов В.И. Лексико-семантические группы слов. М., 1955
6.Ожегов С.И.Словарь русского языка. М., 1984
7.Паустовский К.Г. Собр. соч. в шести томах, М., 1958
8. Паустовский К.Г. Живое и мёртвое слово, М., 1967, с.35
9. Сомова Е.Г.Аспекты лексического значения, Воронеж, 1982
10.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Изд. 3, перераб., М.,2007
11.Шмелёв Д.Н.Проблемы семантического анализа лексики, М., 1973
Приложение.
Материалы к уроку русского языка по теме «Употребление глаголов в речи»
1.Дописать текст, используя глаголы со значением цвета.
Приснился мне чудный сон. Необыкновенная цветочная поляна. Смотрю и глазам своим не верю. Вот, горделиво вздымаясь к солнцу,…….. нарциссы. А рядом с ними ……..покрытые капельками росы розы. Налево ………. очаровательные колокольчики, ……… , навевая сладкие воспоминания, ромашки. Трепетно ………. маки. Всматриваюсь в дальний угол поляны и вижу: словно отблеск зари, ……… клевер. Ярко …… трава, а на ней ………. всеми оттенками красок собранные таинственной силой прекрасные цветы. Жаль, что такое бывает только во сне.
2.Редактирование
текста «Сказка про одуванчики».
Составить предложение, выбрав подходящий по смыслу глагол.
(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось
оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по синему небу. (Взмахнуло,
встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались)
солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на
земле маленькие желтые огоньки – одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась,
таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели
миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима.
(Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на
север.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье
(ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.
3.Давайте попробуем убедиться в том, что глагол действительно «энергичен»
и «многолик». Представим себе, что мы художники, только рисовать мы
будем словами. Нашу воображаемую картину мы озвучим глаголами и посмотрим,
действительно ли они так энергичны и многолики?
Итак, на нашей воображаемой картине изображена река.
Подберите к этому существительному яркие, интересные глаголы. Что делает (ют)…?
Река разлилась, захватила (берега), плещет, несет, синеет.
Деревья качаются, трепещут, гнутся, жмутся (друг к другу).
Ветер буйствует, ярится,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.