ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.9

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.9
docx
05.02.2024
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Kurochkina_O_S_statya (1).docx

УДК 372.854

ББК 74.262.4

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

 

КУРОЧКИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

магистрант естественно-технологического факультета

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,
kurochkinaedb115@gmail.com

 

ЛЯПИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

кандидат педагогоческих наук, доцент

кафедра химии, технологии и методик обучения

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,
 [email protected]

 

Ключевые слова: химия, экология, экологическая культура школьников.

Аннотация: В данной статье раскрывается необходимость  формирования экологической культуры школьников. Рассматриваются условий формирования экологической культуры учащихся. Определяются наиболее эффективные формы и методы осуществления экологического аспекта при обучении химии.

 

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN CHEMISTRY LESSONS

 

KUROCHKINA OLGA SERGEEVNA

Master's student of the Faculty of Natural Sciences and Technology Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 E-mail: [email protected]

 

LYAPINA OLGA ANATOLEVNA

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor , Department of Chemistry, Technology and Teaching Methods Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

E-mail: [email protected]

 

KEY WORLDS: chemistry, ecology, ecological culture of schoolchildren.

ABSTRACT: This article reveals the need for the formation of ecological culture of schoolchildren. The conditions of formation of ecological culture of students are considered. The most effective forms and methods of implementing the environmental aspect in teaching chemistry are determined.

 

Проблемы окружающей среды – это сложная система, поэтому определить наиболее эффективные пути их решения достаточно сложно.

Для этого необходимо формировать у современного человека способность не только принимать сложные решения в экстремальных ситуациях, но и делать определенный выбор на социальном уровне. Такую возможность предоставляет образование устойчивого развития.

Данное направление в образовании сегодня является наиболее актуальным в современном образовании.  

Одним из главных компонентом СОУ является экологическое образование. Большинство современных педагогов направляют свою деятельность на продуктивное взаимодействие с учеником, в результате которой учащийся получает практические умения и навыки.

ФГОС нового поколения особое внимание уделяет формированию универсальных учебных действий, которые являются инструментом для развития личности экологического характера. Работа в таком направлении дает возможность ученику самостоятельно усваивать новые знания и умения.  

Сегодня существует большое количество учебно-методического материала, который направлен на реализацию экологического образования для устойчивого развития. В материалах описываются формы и методы, формирующие исследовательские навыки, связанные с оценкой состояния окружающей среды [3].

Экологическое образование для устойчивого развития нацелена на реализацию требований ФГОС, а так же на выстраивание предметных и метапредметных знаний, универсальных учебных действий, которые основаны на представлении законов экологии и принципов устойчивого развития. Еще один аспект основывается на совершенствовании психологической готовности к безопасным действиям в быстро меняющимся условиям.

Большое внимание направлено на информауионно-деятельное содержание, включающее формы, методы и приемы. Здесь подразумевается формирование  личностных качеств учеников, формирование УУД. Все это направленно на развитие у обучающихся умений самостоятельно добывать знания, в результате овладения определенными методами и формами, которые помогают определить индивидуальный путь познания.

УУД, которые являются основой экологического образования, классифицируют на четыре группы: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Для всестороннего развития групп возможно только при соблюдении методики экологического образования для устойчивого развития, которые выполняют следующие функции:

– нацелена на изучение учебного содержания и разработку индивидуального стиля обучения;

–  является способом развития универсальных учебных действий;

–  применяется при проверке и диагностировании результатов образования.

Существует достаточно большое количество форм и методов, которые помогают формировать экологическую культуру обучающихся. Одним из таких способов является внедрение экологических знаний в уроки естественнонаучного цикла. Это также решает проблему отсутствия предмета «Экология» в учебном плане общеобразовательных школ.

Химия – это предмет, который позволяет проводить междисциплинарные связи с экологией практически на каждом уроке (рисунок 1.).

http://reshchem.ucoz.ru/_ld/8/22333122.jpg

Рисунок 1. Связь химии с другими науками

Стоит отметить, что экологическое образование основано на знаниях учащегося о составе, структуре, свойствах веществ и их биологических функциях, неоднозначной роли в живой и неживой природе. Ученик должен понимать, что химия играет важную роль в решении многих экологических проблем. Так при знакомстве с материалом «химия элементов» и различных химических явлений, подкреплённый экологической информацией, ученик осознает целостность и взаимосвязь окружающего мира и человека.

Обретённые знания и умения становятся основой для верного осмысления и понимания экологических проблем. Это даёт возможность говорить о том, что без межпредметной связи химии с экологией, существование человечества в современном мире невозможно [2].

При изучении курса химии педагогу предоставляется огромная возможность поднять важные вопросы, связанные с экологическими проблемами. Учащиеся вместе с учителем подробно рассматривают аспекты, связанные с химией, которые являются причиной загрязнения планеты, что происходит в результате производственной деятельности человечества; обращают внимание на пути возникновения совершенно новых высокоактивных элементов и их соединений в результате химического производства. Определяют биогенную роль химических элементов для нормальной жизнедеятельности живых существ, в том числе и человека; находят пути решения некоторых экологических проблем в результате правильного практического использования химии.

Все вышесказанного позволяет нам сделать вывод о том, что структуру курса химии возможно рассматривать с точки зрения двух позиций:

1)       химия, при неправильном подходе к использованию химического производства, является одной из основных причин загрязнения и отрицательного воздействия на биосферу. Такой путь применения может привести к необратимым последствиям;

2)       химияважный аспект улучшения жизни человека и окружающей среды.

Цель учебного предмета химии – научить учащихся самостоятельно получать, а главное критически осмыслять полученную информацию, уметь выявлять логику, закономерности и связи, определять конкретные явления как неотъемлемую часть единой картины мира.

Ученики получают практические умения.  На уроках химии можно проводить химический эксперимент, который направлен есть возможность познакомить учеников с рядом экологических понятий: загрязнители, источники загрязнения, современные методы очистки веществ (отходов) в промышленности и повседневной жизни, что расширяет их познавательную сферу.

Другим примером введения экологической информации в урок является тема «Методы очистки различных веществ». Во время урока формируется экологическая культура и практические навыки по разделению веществ и их очистке. Можно продемонстрировать очистку смесей от загрязняющих веществ.

На закрепляющем этапе урока можно предложить ученикам самостоятельно разделить смесь веществ. При изучении газообразных соединений серы и углерода, необходимо обратить внимание на антропогенное воздействие на атмосферу.  Особый акцент стоит уделить роли кислорода живых организмов. Из курса биологии ученики знают, что дыхание – это важный процесс, который поддерживает жизнедеятельность организма. Кроме кислорода рассматривается его аллотропная модификация – озон, который в малых концентрация благотворно влияет на организм человека, в то время как более высокие концентрации озон становится сильно ядовитым.

Так как кислород одна из главных составляющих воздуха, стоит обратить внимание на основные источники загрязнения атмосферы, а также рассмотреть способы снижения ее загрязнения.

Большую роль в формировании экологической культуры школьников играет исследовательская деятельность. Здесь можно предложить учащимся провести химико-аналитический анализ состояния окружающей среды, качество готовой продукции.   

При изучении химических свойств соединений необходимо использовать дополнительную интересную информацию, имеющую экологическое содержание.

Пример. «Загрязнение атмосферы вызывает почернение поверхности картин, которые были написаны масляными красками, в составе которых имеются свинцовые белила. Одной из основных причин потемнения художественных картин старых мастеров было использование свинцовых белил, которые за несколько веков, взаимодействуя со следами сероводорода в воздухе (образуются в небольших количествах при гниении белков; в атмосфере промышленных регионов и др.) превращаются в PbS. Свинцовые белила –  пигмент, представляющий собой карбонат свинца (II). При реакции с сероводородом, образует сульфид свинца (II), соединение черного цвета:

PbCO3 + H2= PbS + CO2 + H2O

При обработке сульфида свинца (II) пероксидом водорода происходит реакция:

PbS + 4H2O2 = PbSO4 + 4H2O.

При этом образуется сульфат свинца (II), соединение белого цвета. Таким образом реставрируют почерневшие масляные картины» [4].

Такой подход позволяет связать теоретические знания с практикой, показать их взаимосвязь. Обучение необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно сделать вывод о том, что сера является важным элементом в жизнедеятельности человека.

Если в процессе обучения учащийся научится понимать то, что от человека зависит его настоящее и будущее, сохранность природной среды, здоровье всего общества можно считать, что цель экологического образования и воспитания достигнута.

 

Список использованных источников:

1.        Елоева, Д.В. Биологическая роль серы и применение её соединений в медицине / Д.В. Елоева // Успехи современного естествознания. – 2014. –№ 8 – С. 166-166.Зарипова М. Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 524-525.

2.        Иноземцева, Е. В. Экологическое воспитание на уроках химии / Е. В. Иноземцева // Молодой ученый. – 2014. – №18(77). – С. 561–564.

3.        Научная библиотека избранных естественно-научных изданий. – Режим доступа: http://edu.sernam.ru.

4.        Сальникова, М. В. Экологическое образование и воспитание обучающихся / М. В. Сальникова // Молодой ученый. – 2016. – №11(115). – С. 1543–1545.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК 372.854 ББК 74.262.4

УДК 372.854 ББК 74.262.4

Проблемы окружающей среды – это сложная система, поэтому определить наиболее эффективные пути их решения достаточно сложно

Проблемы окружающей среды – это сложная система, поэтому определить наиболее эффективные пути их решения достаточно сложно

Существует достаточно большое количество форм и методов, которые помогают формировать экологическую культуру обучающихся

Существует достаточно большое количество форм и методов, которые помогают формировать экологическую культуру обучающихся

Все вышесказанного позволяет нам сделать вывод о том, что структуру курса химии возможно рассматривать с точки зрения двух позиций: 1) химия, при неправильном подходе к…

Все вышесказанного позволяет нам сделать вывод о том, что структуру курса химии возможно рассматривать с точки зрения двух позиций: 1) химия, при неправильном подходе к…

PbS . Свинцовые белила – пигмент, представляющий собой карбонат свинца (

PbS . Свинцовые белила – пигмент, представляющий собой карбонат свинца (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024