Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Край, в котором ты живешь» для обучающихся 1,(1доп).-4 классов ОВЗ ЗПР
Оценка 4.8

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Край, в котором ты живешь» для обучающихся 1,(1доп).-4 классов ОВЗ ЗПР

Оценка 4.8
doc
14.05.2020
Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа  внеурочной деятельности социально-педагогической направленности  «Край, в котором ты живешь» для обучающихся 1,(1доп).-4 классов ОВЗ ЗПР
r-pr-karelija_ovz.doc

.

 

 

 

 

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа

внеурочной деятельности

социально-педагогической направленности

«Край, в котором ты живешь»

для обучающихся 1,(1доп).-4 классов ОВЗ ЗПР

 

Срок реализации 5 года

 

                        

 

 

 

 

 

2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по учебному предмету «. Край, в котором я живу» для начальной школы представляет собой целостный документ,

включающий следующие разделы:

 Титульный лист

   Пояснительная записка.

      Содержание учебного предмета (основные блоки, модули).

    Учебно-тематическое планирование.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

    Организация текущего и промежуточного контроля

      Список литературы (основной  и дополнительной) для обучающихся и учителя

I. Пояснительная записка

Статус документа

Учебный предмет «Край, в котором я живу» (пять лет обучения) призван обеспечить  педагогические условия для познания обучающимися своего

жизненного пространства, его природной, социо- и культурной специфики, формирования ценностных мировоззренческих взглядов,

элементов гражданской ответственности, экологической культуры. Особую актуальность приобретает проблема приобретения знаний,

воспитание уважения к истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории родного края. Осознание процессов,

происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом, личностью,

активно взаимодействовать с окружающим миром, понимать его проблемы.

 

При составлении программы учтены и использованы вышеперечисленные документы:

 

 1. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

2. Закон Республики Карелия «Об образовании» от 29.04.2005 N 874-ЗРК

3. Республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы начального общего,

основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.05.2006 № 599.

4. Государственный стандарт общего образования Республики Карелия, утвержденный приказом Министерства образования и по делам молодежи

Республики Карелия  от 05.05.06.,  

№ 598.

5. Концепцией учебных предметов регионального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденной решением Коллегии

Министерства образования

Республики Карелия  07.06.06.

6.Методическое письмо «О преподавании учебного предмета « Край, в котором я живу», «Моя Карелия»в общеобразовательных учреждениях

 Республики Карелияв 2010-2011 учебном году http://ipk.karelia.

Общая характеристика учебного предмета

 

 По своему статусу учебный предмет «Карелия. Край, в котором я живу» является пропедевтическим по отношению к учебным предметам

 Регионального компонента (краеведческой направленности), изучаемым в основной и старшей школе. Содержание для начальной школы конструируется с учетом

 возрастных, познавательных возможностей и интересов обучающихся. Содержание учебных предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее

образование) и «Моя Карелия»

(основное общее образование)

 структурируется на основе концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном образовании основы, в дальнейшем сформировать 

завершенную систему представлений о родном крае на каждом этапеобучения, обеспечить преемственность в изучении курсов.

 Объем предлагаемого учебного материала дает возможность преподавателю осуществлять отбор дидактических единиц содержания материала и

последовательности его изложения в соответствии с конкретными задачами  и целями обучения, в зависимости от возможностей обучающихся.

  При отборе содержания программы для 4 класса использован интегрированный подход: предлагается социокультурная и историческая характеристика

отдельных территорий Республики Карелия, представленная  в 27 рассказах о природных, исторических и культурных достопримечательностях края в

форме заочного путешествия в пространстве и времени.

 Учебный предмет «Карелия. Край, в котором я живу Моя Карелия»    включает содержательные линии: природа Карелии, общество, культура

Карелии

Цель предмета «Край, в котором я живу»:

создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире;

        содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.

 Задачи курса:

освоение элементарных знаний (пропедевтических) о природе, обществе и культуре Карелии;

развитие речи учащихсяумений наблюдать, сравнивать, анализировать, характеризовать объекты окружающего мира, выделять отличительные 

 особенности объектов родного края;

воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю, патриотических чувств, уважения к традициям, обычаям, истории

 и культуре своей «малой родины»;

формирование умения взаимодействовать с окружающим миром, передать свое отношение к родному краю в продуктах детского творчества (поделки,

рисунки, сочинения, модели,

макеты и т.д.), стремления позитивного преобразования существующей действительности.

Предмет «Карелия. Край, в котором я живу» имеет краеведческую направленность, призван формировать в сознании обучаемых систему взглядов,

 принципов, норм поведения в отношении к малой родине, способствовать становлению и развитию гражданской позиции ребенка. Практико-

ориентированная направленность курса

окажет помощь ребенкув освоении природной, социокультурной среды при активном взаимодействии с ней

В основе отбора содержания учебного предмета лежит принцип единства, взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимодополнения федерального и

регионального компонентов содержания общего образования. Учебный предмет «Карелия. Край, в котором я живу» для 4 класса включает

 содержательные линии краеведческой

направленности предметовфедерального компонента государственного стандарта общего образования «Окружающий мир» (человек, природа, общество), «Литературное чтение»,

«Технология», «Искусство» (изобразительное искусство, музыка). Особое значение в данном перечислении придается предмету «Окружающий мир».

 В структуру учебного предмета заложена практическая направленность содержания, позволяющая организовывать самостоятельную познавательную

деятельность обучающегося.

Обучающиеся ведут наблюдения иявлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера,

различные творческие задания.

 Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок,

посещения краеведческихи художественных музеев, экскурсионной и проектной деятельности.

Место предмета в региональном базисном учебном плане

  Предлагаемая программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания регионального (национально-регионального)

компонента  государственного

 стандарта общего образования Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия 

 от 05.05.06. (Приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., № 599)  и Концепцией учебных предметов регионального компонента

 государственного стандарта общего образования, утвержденной решением Коллегии Министерства образования Республики Карелия  07.06.06.

Программа предусматривает изучениеучебного предмета «Карелия. Край, в котором я живу» со 1-го по 4 класс (1 класс- 33ч. в год,1 дополнительный-33ч.,

 2-4 класс - 34 часа в год) в рамках регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования.

Место учебного предмета «Моя Карелия» в учебном плане

 

Учебный предмет

1

I дополнительный

II

III

IV

всего

Карелия. Край, в котором я живу

1 час/нед.


1 час/нед.

1час/нед.

1час/нед.

1час/нед.

168ч.

 

Используемые технологии, методы и формы работы

 

 Формы: общеклассные, групповые, парные, индивидуальные.

Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные методы, репродуктивные методы, практические методы, наглядные методы, метод

 самостоятельной работы, игровые методы,

методы контроля и самоконтроля, проективная методика, проблемное изложение ситуации, с использованием интерактивных средств.

Методы и приемы учебной деятельности: наблюдение; проведение опытов, измерений; упражнения, эксперимент, мониторинг окружающей среды,

 исследование, поиск, сравнение,

 обобщение, анализ, формирование приемов работы с картами, картосхемами, учебным рисунком.

Технологии: развивающее обучение, компьютерные технологии, проектная деятельность, технология уровневой дифференциации, технология опорных

 сигнальных листов,

здоровьесберегающие технологии, технология интегрированного обучения.

 

Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы

 Раздел «Природа Карелии»

Обучающиеся должны

 знать:

- особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

некоторые современные экологические проблемы республики;

особенности хозяйственной деятельности человека в Карелии

 уметь:

находить и показывать территорию Карелии на карте;

распознавать природные объекты, различать важнейшие полезные ископаемые своего края;

устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ;

-распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии;

 Раздел «Общество»

знать:

- названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут обучающиеся;

- государственную символику Карелии;

 - основные достопримечательностиреспублики;

уметь:

- показывать на карте границы Карелии, основные города Карелии (родной город, столицу);

- отображать в творческих работах особенности родного края;

        - описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города, Петрозаводска и   Карелии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о Карелии.

 Раздел «Культура Карелии»

знать:

- названия и основное содержание изученных произведений и их авторов.

- фольклор малых жанров Карелии

- слова и мелодию Гимна Карелии;

-  народные музыкальные традиции Карелии;

- народный музыкальный инструмент – кантеле;

- произведения известных карельских художников

- шедевры деревянного зодчества Карелии, памятники архитектуры родного города, села;

- характерные ремесла и промыслы края;

- символику образов в народном искусстве Карелии;

- специфику народного костюма, архитектуры, утвари;

        - известные музеи республики;

уметь:

- определять тему и главную мысль произведений детских писателей Карелии

-  приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

-различать на слух народную и композиторскую музыку Карелии

- слышать и отличать звучание кантеле

- исполнять песни современных карельских композиторов для детей (по выбору обучающегося)

- узнавать отдельные произведения известных карельских художников, -называть их авторов,

- узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии народных промыслов России

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-самостоятельного выбора и  чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

-участия в детских творческих коллективах

- самостоятельной творческой деятельности

 

 

II. Содержание учебного предмета

 

1 класс.,1 дополнительный

«Мой родной дом»

 

Введение. Что изучает краеведение? 

Мой дом.  Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. 

Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ. 

Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома.

Праздничное убранство.

Домашние животные. 

Практическая работа. Лепка интерьера.

Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники.

«На что и клад, коли в семье лад». 

Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.

Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи,

сам там будешь».

Нравственные обязанности младших перед старшими. 

Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи. 

Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. 

Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. 

Практическая работа. Игры с использованием имен.

Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы.  Первая учительница. 

Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.

Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. 

Практическая работа. Экскурсия в городской  музей (30-40 мин.).

Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура. 

Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.

Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах. 

Практическая работа. Подготовка к Новому году.

Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово. 

Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.

Обобщающий урок.

Мой город (село). Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей. 

Заочное путешествие по историческомуСортавала. 

Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.

Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. 

Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.

Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку? 

Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек, глины, спичек, пластилина).

Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.

История одежды. История вещей. Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.

Такие разные профессии.

Содержание. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии.

Профессии в моей семье.

Содержание. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.

Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»

Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.).

Наш современный город.

Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.

Практическая работа. Экскурсия на предприятие.

Отечество. Наша Родина-Россия.

Содержание. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.

Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

О гербе, флаге и гимне.

Государственная символика России. Герб Воронежа. 

Практическая работа. Рисование флага России.

Сортавала – наш родной город.

Практическая работа. Игра – путешествие: «Достопримечательности Сортавла»

Сто народов – одна страна.

Содержание. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.

Я – надежда Отечества. 

Содержание. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества.  Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».

Земля – общий дом для всех людей.

Содержание. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Практическая работа. Ролевая игра: «Мы из разных стран».

Обобщающий урок «Мой родной дом».

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»

 

2 класс (34 часа)

Введение.

Раздел I. Природа Карелии (12 часов)

Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов.

Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки.

Многообразие растений и животных в окрестностях населенного пункта.

Распознавание деревьев, кустарников и трав в ближайшем окружении.

Времена года в Карелии, погодные особенности своей местности

Экскурсии:

Наблюдение сезонных изменений в природе в лесу, в парке.

Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения  «Мои наблюдения за растением, животным»

« Мои наблюдения за явлениями природы», др

 

Раздел II. Край наш – Карелия (8 часов)

История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Петрозаводск-столица Карелии. Родной город (деревня, поселок), район

 республики: название и его

 основные достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные занятия,профессии.

Быт населения. Названия  коренных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта

Достопримечательности Карелии. Кижи.

Экскурсии к достопримечательностям родного города (села);

в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий); на предприятия и в

культурные учреждения.

Творческие работы: сочинения «Моя родословная»,  «Бабушкин сундучок»,

«Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др.

 

Раздел III. Народные промыслы (4 часа)

 

Традиционные народные художественные промыслы. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в Карелии

(ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение, кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев

школы, села, города.

Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев).

Народный музыкальный инструмент - кантеле.

Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления

с национальным колоритом, выраженным  в различных предметах  народного ремесла и промысла.

 

Раздел IV. Устное народное творчество (4 часа)

Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички, считалки.

Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками.

Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных.

 

Раздел V. Писатели и поэты Карелии о природе и детях (3 часа)

Рассказы и стихи о детях, о природе.

Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е. Сунгуров «Волшебная зеленая страна».

 

Итоговое повторение и обобщение – 1 час.

 Резерв – 2 часа на проведение экскурсий, практических занятий по  усмотрению учителя.

Итого 34 час

 

 

3 класс

Природа Карелии (10 часов)

День и ночь по сезонам на широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в природе

Значение и использование водоемов Карелии человеком. Охрана водоемов Карелии.

Наблюдение за погодой своей местности

Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека на животный и растительный мир своей местности.

 Местные растения и животные из Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности.

Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта.  Описание дороги в школу и домой.

Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание растений, грибов и животных с помощью атласа-определителя,

составление коллекций природных объектов.

Творческие работы: рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др.

Экскурсии: знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и животных

 Общество (8 часов) Карелия  - часть России.  Государственная символика Карелии

Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом родного края?  Петроглифы.

 Оленестровский могильник. Сейды Поморья. 

Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.

 Крепость Корела. Основание крепости Олонец.

Основание Петровских заводов.  Петровская слобода. Петр Первый в Карелии.

Марциальные воды.

Александровский пушечный завод.

Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания племен,

городов, границы края, мест изученных сражений, исторических событий;

изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других

материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников

Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.

 

Литературное чтение (10 часов)

Русский, карельский, вепсский и финский фольклор (по выбору учителя) 

Сказки народов Карелии.

 Былины Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одногобылинного сюжета – «Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор».

Установка на эмоциональное первоначальное восприятие.

Первое знакомство с эпосом «Калевала», как памятником мировой культуры.

Писатели и поэты Карелии – детям

Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории, написанныеИ.Востряковым, С.Зааловой, Т.Шапиро, Ю.Линником, В.Потиевским и др.

(по выбору учителя)

 Использовать доступные детям этого возраста фрагменты  произведений русскихписателей, посещавших Карелию и писавших о ней: С.Я. Маршака,

К.Г. Паустовского, М. М. Пришвина (по выбору учителя)

Резервные часы  могут быть использованы по усмотрению учителя

 

4 класс

 Введение — 1 час

«Природа Карелии (10 часов)

Наша Республика на карте Родины. Карта Карелии.

Своеобразные черты равнинной поверхности Карелии (холмы, возвышенности, бараньи лбы, озовые гряды) – следы деятельности ледника. Изменение

поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления

 свалок, борьба с оврагами).

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае

Водоемы Республики (Онежское и Ладожское озера), их значение в природе и жизни человека. Белое море – часть мирового океана. Изменение

водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашей Республики.

Ознакомление с важнейшими видами почв Республики (подзолистые и др.). Охрана Почв в Карелии.

Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Взаимосвязи в природе, приспособленность

организмов к условиям тайги.

Охрана природы в Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов растений и животных , внесенных в Красную книгу Карелии. Правила

безопасного поведения в лесу и возле водоема.

Практические работы: знакомство с картой Карелии; рассматривание образцов полезных ископаемых Карелии, определение их свойств; рассматривание гербарных

экземпляров растений различных сообществ, знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных Карелии.

Экскурсии: в природу, краеведческий музей

Творческие работы: Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним природу нашего края»

Общество (8 часов)

Традиционные и современные праздники Карелии. День Республики Карелия.

 Петрозаводск – столица Республики Карелия: герб города, расположение на карте. Достопримечательности. Учреждения образования и культуры: театры,

  образовательные учреждения (школы, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения Карелии).

Города современной Карелии: название, расположение на карте, крупные предприятия, историко-культурные достопримечательности  (2-3 примера,

по выбору учителя).

Северный сосед Карелии – Финляндия. Расположение на карте, столица, главные достопримечательности. Культурные отношения.

Туристические маршруты Карелии.

 Известные люди нашего края.

 Экскурсии в краеведческие музеи, театры, учреждения науки и культуры.

 Культура Карелии(12 часов)

 Устное народное творчество: пословицы и поговорки,  их значение и место в народной жизни. Небылицы и перевертыши

Собиратели былин в Карелии. Былины (по выбору учителя):       «Добрыня и Змей», «Алеша и Тугарин Змеевич», «Сухман», «Дунай», «Волх Всеславьевич»,

«Добрыня и Алеша»

Поэтический язык былин.

Эпос «Калевала». «Калевала» - памятник мировой народной культуры. История создания карело-финского народного эпоса. Элиас Леннрот – создатель

«Калевалы». Основные события и герои  эпоса «Калевала».

 А. М. Линевский «Листы каменной книги» (главы по выбору) Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения мальчика Льока и его

племени.

Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры.

(2-3 по выбору)Т. Юфа, Н.Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян, Л.Ланкинен

Своеобразие архитектуры Карелии (на примере местного материала)

Итоговое повторение и обобщение – 1 час.

III .Календарно-тематическое планирование.

1 класс.

 

Распределение учебного материала на год

Содержание занятий

Количество занятий

Примечание

Семья, семейные традиции

·           Моя семья

·           Семейные традиции

·           Дом, в котором я живу

 

1

1

1

Как основная часть занятий

И как часть занятий

Детский сад

·            Мой любимый детский сад

·            День рождения Детского сада

·            Мои друзья

 

1

1

1

Как основная часть занятий

И как часть занятий

Родной город

·            Название, герб

·            Достопримечательности

·            История моего города

·            Жизнь моего города

·            Известные люди нашего города

·            Краеведческий музей

 

 

1

2

1

1

1

1

 

Как основная часть занятий

И как часть занятий

Республика Карелия

·            Республика на карте

·            Достопримечательности

·            Герб, флаг, гимн, столица

·            Города Карелии

·            Известные люди

 

1

2

1

1

2

Как основная часть занятий

И как часть занятий

Природа родного края

·            Животный мир

·            Растительный мир

·            Красная книга Карелии

 

2

1

1

Как основная часть занятий

И как часть занятий

Культура и быт карельского народа

·            Карельский костюм

·            Карельская изба

·            Карельские народные игры

·            Карельский фольклор

·            Карельские ремесла

·            Национальные праздники

 

1

2

1

1

2

2

Как основная часть занятий

И как часть занятий

Всего:

* - отдельного занятия нет

33

 

 

1 дополнительный класс

п/п

 

Тема занятия

1

Что изучает краеведение?

2

Мой дом.

3

Мир твоего дома.

4

Жизнь каждого члена семьи.

5

Отношения в семье.

6

Моя родословная.

7

Я и мое имя.

8

Родная школа.

9

Трудовая жизнь в школе.

10

Составление макета «Школа – мой дом».

11

Народные праздники и обряды.

12

Новый год.

13

Рождественские колядки.

14

Обобщающий урок.

15

Мой город (село).

16

Заочное путешествие по историческому Сортавала.

17

Моя улица.

18

Крестьянская изба.

19

Экскурсия в краеведческий музей.

20

История одежды. История вещей.

21

Такие разные профессии.

22

Профессии в моей семье.

23

Экскурсия на предприятие.

24

Экскурсия на предприятие.

25

Наш современный город.

26

Отечество. Наша Родина-Россия.

27

О гербе, флаге и гимне.

28

Сортавала – наш родной город.

29

Сто народов – одна страна.

30

Я – надежда Отечества.

31

Земля – общий дом для всех людей.

32

Земля – общий дом для всех людей.

33

Обобщающий урок «Знатоки родного края»

 

2 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

 

Раздел I. Природа Карелии

12 часов

1

Особенности природы карельского края

1

2

Карелия – край воды

1

3

Камни всюду

1

4

Хвойные деревья карельского леса

1

5

Лиственные деревья

1

6

Кустарники карельского леса

1

7

Экскурсия: наблюдение и распознавание деревьев, кустарников в ближайшем окружении

1

8 – 9

Животный мир Карелии

2

10

«Порхающая и поющая красота»

1

11

Времена года в Карелии

1

12

Повторительно-обобщающий урок

1

 

Раздел II. Край наш – Карелия

часов

13

Край, в котором ты живешь.

1

14

История семьи

1

15

Дом, в котором  живешь

1

16

Путешествие по своей улице

1

17

Города и поселки Карелии.

1

18

Петрозаводск – столица Карелии

1

19

Дивный остров – Кижи

1

20

Экскурсия к достопримечательностям родного города (села); в краеведческий  музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края

1

 

 

Раздел III  Народные промыслы

4 часа

21

Как рождались ремесла

1

22

Женские ремесла

1

23

Мужские ремесла

1

24

Кантеле напевы

1

 

Раздел IV Устное народное творчество

4 часа

 25

Детский фольклор

1

26

Детские игры и забавы

1

27-28

Сказки родного края

2

 

Раздел V Писатели и поэты Карелии

3 часа

29

Детский писатель Владимир Данилов

1

30

«Тимппа, добрый человек»

1

31

А. Е. Сунгуров

1

32

Итоговое повторение и обобщение

1

33 - 34

Резерв на проведение экскурсий, практических занятий по усмотрению учителя

2

 

 

 

 

 

3 класс

 

 

 

1

 Карелия в семье народов России. Карелия  - часть России.  Государственная символика Карелии

 

 

 

2

Почему в Карелию приходят белые ночи?

 

 3

Какой климат, такая и работа

 

4

Экскурсия к озеру «осень в лесу и на озере»

 

5

Край воды, лесов и болот.

 

6

Земля – кормилица.

 

7

Красная книга Карелии. Животные.

 

8

 Красная книга Карелии. Растения.

 

9

 Календарь природы.

 

10

Народные приметы. 

 

11

 Обобщающий урок по теме «Природа Карелии»

 

 

 Былинный край, край рун певучих.

 

12

 Древние былины из Заонежья.

 

13

 Руны Калевалы, записанные в Русской Карелии

 

14

 Основное содержание эпической поэмы «Калевала»

 

15

«Калевала» памятник мировой культуры.  Чтение рун.

 

16

 Герои Калевалы. Чтение рун.

 

17

Эпос «Калевала».  Иллюстраторы Эпоса.

 

18

Эпос «Калевала»  Чтение рун.

 

19

  Эпос «Калевала»  Чтение рун.

 

20

 Эпос «Калевала»  художники, рисовавшие «Калевалу»

 

21

 Эпос «Калевала»  Герои Эпоса

 

22

 Обобщающий урок по Эпосу «Калевала»  

 

23

Рассказы о живой природе.

 

24

 Рассказы о живой природе.

 

25

 Земные клады археологов.   

 

26

 Полезные ископаемые Карелии.

 

27

По следам далёких предков.

 

28

По следам далёких предков.

 

29

Жизнь и занятия наших предков.

 

30

 Жизнь и занятия наших предков.

 

31

  И назвали его Невским.

 

32

    На здоровье, Ваше Величество.   

 

33

  Прикоснуться к истории.  

 

34

Добрый совет на лето  

 

 

    Итого:  34 часа  

 

 

 

 

 

 

4 класс

 

№ п.п.

Раздел, тема

Количество часов

1

Наша Республика на карте Родины. Карта Карелии

1

2

Поверхность Карелии – следы деятельности ледника. Охрана поверхности края.

1

3

Изменения поверхности края в результате деятельности человека.

1

4.4

Охрана поверхности края.

1

5.5

Охрана недр. Полезные ископаемые нашего края.

1

6.6

Водоёмы Республики. Их значение в природе и жизни человека.

1

7.7

Белое море часть мирового океана.  Охрана водоёмов нашей Республики.

1

8.8

Ознакомление с важнейшими видами почв Республики

1

9.9

Петр в Карелии (Осударева дорога). Освоение Петрозаводска. Марциальные воды. Александровский пушечный завод.

1

10.1

Наша республика на карте Родины. Карта Карелии.

1

11.2

Практическая работа №1: Знакомство с картой Карелии. Обозначение на к.к. границ Карелии

1

12.3

Рельеф Карелии (холмы, возвышенности, бараньи лбы, озовые гряды).

1

13.4

Полезные ископаемые нашего края, их свойства и значение. Охрана недр.

1

14.5

Практическая работа №2: Знакомство с полезными ископаемыми Карелии и определение их свойств.

1

15.6

Водоемы республики (Онежское и ладожское озера), их значение. Белое море — часть мирового океана.

1

16.7

Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашей Республики.

1

17.8

Важнейшие виды почв республики. Охрана почв Карелии.

1

18.9

Особенности природы тайги. Разнообразие растений и животных различных сообществ.

1

19.10

Практическая работа №3:Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ.

1

20.11

Охрана природы Карелии. Заповедные территории. Экскурсия в заповедник (в свободное от учебы время).

1

21.12

Разнообразие видов растений и животных занесенных в Красную книгу Карелии. Правила безопасного поведения в лесу и возле водоемов.

1

22.13

Практическая работа№4: Знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных.

1

23.1

Устное народное творчество: пословицы и поговорки, небылица и перевертыши.

1

24.2

Собиратели былин в Карелии.

1

25.3

Былина «Алёша и Тугарин Змеевич»

1

26.4

Былина «Волх Всеславьевич». Поэтический язык былин.

1

27.5

Эпос «Калевалы». «Калевала» - памятник мировой народной культуры.

1

28.6

Элиас Леннрот — создатель «Калевалы». Основные события и герои  эпоса «Калевалы».

 

1

29.7

А.М.Линевский «Листы каменной книги». Краткий рассказ о писателе.

1

30.8

Жизнь и необычайные приключения мальчика Льока и его племени.

1

31.9

Защита творческого проекта по книге А.М. Линевского «Листы каменной книги».

1

32.10

Знакомство с творчеством карельских художников: Т.Юфа, Л.Ланкинен

1

33.11

Своеобразие архитектуры Карелии.

1

34.12

Итоговй урок.

 

 

Итого- 34 часов

 

 

 Организация текущего и промежуточного контроля.

В 4 классе предусмотрены творческие работы, защита проектов, отчеты по экскурсиям.

4 класс

Раздел, тема

Практические работы

Дата проведения

Природа Карелии

№1. Знакомство с картой Карелии. Обозначение на к.к. границ Карелии

 

 

№2. Знакомство с полезными ископаемыми Карелии и определение их свойств.

 

 

№3. Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ.

 

 

№4. Знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных.

 

 

Экскурсия  в заповедник «Костомукшский». Тема: «В гости к бобрам»

 

 

Творческая работа: рисунки на тему «Сохраним природу нашего края»

 

Общество

Экскурсия в краеведческий музей

 

Культура Карелии

Защита творческого проекта по книге А.М. Линевского  «Листы каменной книги».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами

 

Приборы:

    АРМ УЧИТЕЛЯ

    Рулетка 50м

    Компасы

    Барометр

    Мензула

 

Карты:

  Карта полушарий/контурная карта полушарий

  Физическая карта мира

  Физическая карта России

  Физическая карта Карелии

  Атлас КАССР

  Политическая карта мира

Коллекции минералов:

  Полезные ископаемые (для начальной школы)

  Материал к коллекции «Минералы и горный породы»

  Материал к коллекции «Минералы и горный породы»

  Набор раздаточных образцов полезных ископаемых

  Материал раздаточный к коллекции строительных материалов

  Гранит и его составные  части

  Известняки

  Коллекция «Полезные ископаемые»

  Коллекция  «Минералы и горные породы»

  Коллекция  «Минералы и горные породы»

  Коллекция  «Полезные ископаемые»

Цифровые образовательные ресурсы

  «Это Карелия!»

  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003

  География . Геоэнциклопедия.

  Мультимедийные презентации к урокам и внеурочным занятиям

 

 

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

 

Список литературы

Учебники:

 

1. Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения. Петрозаводск: Карелия, 1988.

2. Где цветок, там медок.  Сост., статья  С.М. Лойтер. – Петрозаводск: КГПИ, 1993.

3. Дивный остров Кижи: [науч.-попул. изд. для юношества] \ [сост.: Д.Н. Москин др.; текст: В.А. Гущина, Б.А. Гущин; авт. проекта кн.: Д.Н. Москин, Ю.В. Шлейкин]. –

Петрозаводск: ПетроПресс, 2005.

4. Земля – наш дом: школьникам о геологии Карелии/ Гарри Лак.- Петрозаводск: Версо, 2005.

5. Калевала.Карело-финский эпос.Пересказала для детей Любарская «Карелия»Петрозаводск

6. Карельские пословицы, поговорки. Петрозаводск, 1969. (на карел. и  рус. яз.)

Керт Г.М., Мамонтова Н.Н. Загадки карельской топонимики. Петрозаводск. – 1982.

7. Красная книга Карелии: редкие и нуждающиеся в охране растения и животные. – Петрозаводск, 1995

8. Лак Г.Ц. «Земля – наш дом»: школьникам о геологии Карелии Петрозаводск: Версо, 2005

9. Линевский А.М. « Листы каменной книги» Петрозаводск

10. Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008г.;

11. «Книга юного лесовода», Андреев К.Г. - Петрозаводск, 2006 год, издательство КНЦ РАН,

12. Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994Песенный открою короб. Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ республики Карелия. –

 Петрозаводск: Карелия, 1993.

13. Плешаков А.А., Кондратьева И.А. Природа Карелии: знай, люби, береги. - Петрозаводск, 1992

14.Республика Карелия. Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования.

Под общей редакцией Е.Г.    Немковича,  А.С.Кармазина.- Петрозаводск: Карелия, 1999.

15. Русский детский фольклор Карелии. - 1991.

16. Шитикова Л.И. Край, в котором ты живешь: Рассказы по истории           Карелии для младших школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008.

 

Дополнительная литература для учителя

Раздел Общество

 

1.      Конституция Республики Карелия // http://www.gov.karelia.ru/Constitution/

2.      Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура. - Петрозаводск: Карелия, 2004.

3.      Мартынова М. Ю. Мир традиций и межкультурное общение: в помощь школьному учителю. - М.: Изд-во Российского университета дружбы

 народов, 2004.

4.      Многообразие языков народов России – национальное достояние и культурное богатство нашей страны. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006.

5.      Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года // http://www.sampo.ru/~stat/perepis/perep_nas.php3?file=perepis

6.      Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. - Петрозаводск, 1994.

7.      Символика Республики Карелия // http://www.gov.karelia.ru/gov/symbol.html

8.      Толерантность – искусство жить вместе. Сборник информационно-методических материалов для специалистов в области образования и

культуры Республики

Карелия / Сост. В.Н.Бирин, А.Б.Ершова. - Петрозаводск, 2006.

9.      Яловицына С.Э. Религиозная толерантность в Республике Карелия: есть ли причины для беспокойства? // Перекресток культур:

междисциплинарные

 исследования в области гуманитарных наук. - М.: Логос, 2004.

 

Раздел  Природа Карелии

 

1.      Атлас Карельской АССР. - М.: ГУГиК, 1989.

2.      Бискэ Г. С. Озы Карелии. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.

3.      География Карелии: Лекции / С. Б. Потахин, Е. В. Андрианова, Р. Ф. Антонова. - Петрозаводск, КГПУ, 2000.

4.      География Карельской АССР. Природа. Население. Хозяйство. / Под ред. А. К. Полина. - Петрозаводск: Карелия, 1990.

5.      Елина Г. А. Аптека на болоте. - СПб.: Наука, 1993.

6.      Исокяянтя О. Очарованные природой — знакомство с окружающей средой  приграничной территории. - Кухмо, 2007.

7.      Карельская АССР. Природа. Хозяйство. - Петрозаводск: Карелия, 1986.

8.      Лак Г. Ц. Земля — наш дом. - Петрозаводск: Verso, 2005.

9.      Онежское озеро / Г.С. Бискэ, С.В. Григорьев, Т.И. Малинина и др. -Петрозаводск: Карелия, 1975.

10.  Романов А. А. О климате Карелии. - Петрозаводск: Госиздат КАССР, 1961.

 

 

 

Электронные сайты

htth//www.karelia.ru/ - Региональный сервер «Карелия»

htth//www.gov.karelia.ru/ - Официальный сервер органов государственной власти РК

htth//ptz.karelia.ru/ - «Петрозаводск – столица Карелии»

htth//www.karelia.ru/~kgkm/ - Карельский государственный краеведческий музей

htth//artmuseum.karelia.ru./ - Музей изобразительных искусств РК

htth//library.karelia.ru/ - Национальная библиотека РК

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «

Программа по учебному предмету «

Программа по учебному предмету «

При составлении программы учтены и использованы вышеперечисленные документы: 1

При составлении программы учтены и использованы вышеперечисленные документы: 1

Республики Карелия, представленная в 27 рассказах о природных, исторических и культурных достопримечательностях края в форме заочного путешествия в пространстве и времени

Республики Карелия, представленная в 27 рассказах о природных, исторических и культурных достопримечательностях края в форме заочного путешествия в пространстве и времени

Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения краеведческихи художественных музеев, экскурсионной и проектной деятельности

Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения краеведческихи художественных музеев, экскурсионной и проектной деятельности

Формы: общеклассные, групповые, парные, индивидуальные

Формы: общеклассные, групповые, парные, индивидуальные

Раздел «Общество» знать: - названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут обучающиеся; - государственную символику

Раздел «Общество» знать: - названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут обучающиеся; - государственную символику

Карелии - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); -различать на слух народную и композиторскую музыку

Карелии - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); -различать на слух народную и композиторскую музыку

Праздничное убранство. Домашние животные

Праздничное убранство. Домашние животные

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия в краеведческий музей

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?» 2 класс (34 часа)

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?» 2 класс (34 часа)

Творческие работы : сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок», «Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др

Творческие работы : сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок», «Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др

Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек»

Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек»

Общество (8 часов) Карелия - часть

Общество (8 часов) Карелия - часть

Введение — 1 час «Природа Карелии (10 часов )

Введение — 1 час «Природа Карелии (10 часов )

Петрозаводск – столица Республики

Петрозаводск – столица Республики

Распределение учебного материала на год

Распределение учебного материала на год

Природа родного края ·

Природа родного края ·

Трудовая жизнь в школе. 10

Трудовая жизнь в школе. 10

Название раздела, темы Кол-во часов

Название раздела, темы Кол-во часов

Как рождались ремесла1 22Женские ремесла1 23Мужские ремесла1 24Кантеле напевы1

Как рождались ремесла1 22Женские ремесла1 23Мужские ремесла1 24Кантеле напевы1

Почему в Карелию приходят белые ночи? 3

Почему в Карелию приходят белые ночи? 3

По следам далёких предков. 28По следам далёких предков

По следам далёких предков. 28По следам далёких предков

Петрозаводска. Марциальные воды

Петрозаводска. Марциальные воды

Практическая работа№4: Знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных

Практическая работа№4: Знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных

В 4 классе предусмотрены творческие работы, защита проектов, отчеты по экскурсиям

В 4 классе предусмотрены творческие работы, защита проектов, отчеты по экскурсиям

АРМ УЧИТЕЛЯ  Рулетка 50м 

АРМ УЧИТЕЛЯ  Рулетка 50м 

Материал к коллекции «Минералы и горный породы» 

Материал к коллекции «Минералы и горный породы» 

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс /

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс /

Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане»

Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане»

Многообразие языков народов России – национальное достояние и культурное богатство нашей страны

Многообразие языков народов России – национальное достояние и культурное богатство нашей страны

География Карелии: Лекции / С

География Карелии: Лекции / С

Программа по учебному предмету «

Программа по учебному предмету «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020