Программа
по учебному предмету «. Край, в котором я живу» для начальной школы
представляет собой целостный документ,
включающий
следующие разделы:
Титульный лист
Пояснительная записка.
Содержание
учебного предмета (основные блоки, модули).
Учебно-тематическое
планирование.
Обеспеченность
материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Организация
текущего и промежуточного контроля
Список
литературы (основной и дополнительной) для обучающихся и учителя
I. Пояснительная
записка
Статус
документа
Учебный предмет «Край, в
котором я живу» (пять лет обучения) призван
обеспечить педагогические условия для познания обучающимися
своего
жизненного пространства,
его природной, социо- и культурной специфики, формирования ценностных
мировоззренческих взглядов,
элементов гражданской
ответственности, экологической культуры. Особую актуальность
приобретает проблема приобретения знаний,
воспитание уважения к
истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории родного
края. Осознание процессов,
происходящих в
непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку
почувствовать себя индивидуумом, личностью,
активно взаимодействовать
с окружающим миром, понимать его проблемы.
При
составлении программы учтены и использованы вышеперечисленные документы:
1. Федеральный
закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
2. Закон Республики
Карелия «Об образовании» от 29.04.2005 N 874-ЗРК
3. Республиканский
базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Карелия,
реализующих программы начального общего,
основного общего и
среднего (полного) общего образования от 05.05.2006 № 599.
4. Государственный
стандарт общего образования Республики Карелия, утвержденный приказом Министерства
образования и по делам молодежи
Республики
Карелия от 05.05.06.,
№ 598.
5. Концепцией учебных
предметов регионального компонента государственного стандарта общего
образования, утвержденной решением Коллегии
Министерства образования
Республики
Карелия 07.06.06.
6.Методическое письмо «О
преподавании учебного предмета « Край, в котором я живу», «Моя Карелия»в
общеобразовательных учреждениях
Республики Карелияв 2010-2011 учебном году http://ipk.karelia.
Общая характеристика учебного
предмета
По своему статусу
учебный предмет «Карелия. Край, в котором я живу» является пропедевтическим
по отношению к учебным предметам
Регионального компонента
(краеведческой направленности), изучаемым в основной и старшей школе.
Содержание для начальной школы конструируется с учетом
возрастных,
познавательных возможностей и интересов обучающихся. Содержание учебных
предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее
образование) и «Моя
Карелия»
(основное общее
образование)
структурируется на
основе концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном
образовании основы, в дальнейшем сформировать
завершенную систему
представлений о родном крае на каждом этапеобучения, обеспечить
преемственность в изучении курсов.
Объем предлагаемого
учебного материала дает возможность преподавателю осуществлять отбор
дидактических единиц содержания материала и
последовательности его
изложения в соответствии с конкретными задачами и целями
обучения, в зависимости от возможностей обучающихся.
При отборе
содержания программы для 4 класса использован интегрированный подход:
предлагается социокультурная и историческая характеристика
отдельных территорий
Республики Карелия, представленная в 27 рассказах о природных,
исторических и культурных достопримечательностях края в
форме заочного
путешествия в пространстве и времени.
Учебный предмет
«Карелия. Край, в котором я живу Моя Карелия» включает
содержательные линии: природа Карелии, общество, культура
Карелии
Цель
предмета «Край, в котором я живу»:
создать условия для
духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем
микромире;
содействовать
развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.
Задачи курса:
освоение элементарных знаний (пропедевтических) о природе,
обществе и культуре Карелии;
развитие речи учащихся, умений наблюдать,
сравнивать, анализировать, характеризовать объекты окружающего мира,
выделять отличительные
особенности
объектов родного края;
воспитание эмоционально-ценностного, позитивного
отношения к родному краю, патриотических чувств, уважения к традициям,
обычаям, истории
и культуре своей «малой
родины»;
формирование умения взаимодействовать с окружающим миром,
передать свое отношение к родному краю в продуктах детского творчества
(поделки,
рисунки, сочинения,
модели,
макеты и т.д.),
стремления позитивного преобразования существующей действительности.
Предмет «Карелия. Край, в
котором я живу» имеет краеведческую направленность, призван формировать в
сознании обучаемых систему взглядов,
принципов, норм
поведения в отношении к малой родине, способствовать становлению и
развитию гражданской позиции ребенка. Практико-
ориентированная
направленность курса
окажет помощь ребенкув
освоении природной, социокультурной среды при активном
взаимодействии с ней
В основе отбора
содержания учебного предмета лежит принцип единства, взаимосвязи,
взаимопроникновения и взаимодополнения федерального и
регионального компонентов
содержания общего образования. Учебный предмет «Карелия. Край, в котором я
живу» для 4 класса включает
содержательные линии
краеведческой
направленности
предметовфедерального компонента государственного стандарта общего
образования «Окружающий мир» (человек, природа, общество), «Литературное
чтение»,
«Технология», «Искусство»
(изобразительное искусство, музыка). Особое значение в данном перечислении
придается предмету «Окружающий мир».
В структуру учебного
предмета заложена практическая направленность содержания, позволяющая
организовывать самостоятельную познавательную
деятельность
обучающегося.
Обучающиеся ведут
наблюдения иявлений природы и общественной жизни, выполняют
практические работы, в том числе исследовательского характера,
различные творческие
задания.
Для успешной реализации
основных целей учебного предмета следует значительную часть учебного
времени использовать для учебных прогулок,
посещения краеведческихи
художественных музеев, экскурсионной и проектной деятельности.
Место предмета
в региональном базисном учебном плане
Предлагаемая
программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания
регионального (национально-регионального)
компонента государственного
стандарта общего
образования Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства
образования и по делам молодежи Республики Карелия
от 05.05.06. (Приказ
Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от
05.05.06., № 599) и Концепцией учебных предметов регионального
компонента
государственного
стандарта общего образования, утвержденной решением Коллегии Министерства
образования Республики Карелия 07.06.06.
Программа предусматривает
изучениеучебного предмета «Карелия. Край, в котором я живу» со 1-го по 4
класс (1 класс- 33ч. в год,1 дополнительный-33ч.,
2-4 класс - 34 часа в
год) в рамках регионального (национально-регионального) компонента
государственного стандарта общего образования.
Место
учебного предмета «Моя Карелия» в учебном плане
Учебный
предмет
|
1
|
I
дополнительный
|
II
|
III
|
IV
|
всего
|
Карелия.
Край, в котором я живу
|
1
час/нед.
|
1
час/нед.
|
1час/нед.
|
1час/нед.
|
1час/нед.
|
168ч.
|
Используемые технологии, методы и формы работы
Формы: общеклассные, групповые, парные, индивидуальные.
Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные методы,
репродуктивные методы, практические методы, наглядные методы, метод
самостоятельной работы,
игровые методы,
методы контроля и
самоконтроля, проективная методика, проблемное изложение ситуации, с
использованием интерактивных средств.
Методы и приемы
учебной деятельности: наблюдение;
проведение опытов, измерений; упражнения, эксперимент, мониторинг
окружающей среды,
исследование, поиск,
сравнение,
обобщение, анализ,
формирование приемов работы с картами, картосхемами, учебным рисунком.
Технологии: развивающее
обучение, компьютерные технологии, проектная деятельность, технология
уровневой дифференциации, технология опорных
сигнальных листов,
здоровьесберегающие
технологии, технология интегрированного обучения.
Требования
к уровню подготовки выпускников начальной школы
Раздел
«Природа Карелии»
Обучающиеся
должны
знать:
- особенности природы
Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные
сообщества;
- некоторые современные экологические проблемы
республики;
- особенности хозяйственной деятельности человека в
Карелии
уметь:
- находить и показывать территорию Карелии на карте;
- распознавать природные объекты, различать
важнейшие полезные ископаемые своего края;
- устанавливать взаимосвязи между организмами
природных сообществ;
-распознавать основные сельскохозяйственные
растения и животных Карелии;
Раздел
«Общество»
знать:
- названия родного края и
его столицы, района и населенного пункта, где живут обучающиеся;
- государственную
символику Карелии;
- основные
достопримечательностиреспублики;
уметь:
- показывать на карте
границы Карелии, основные города Карелии (родной город, столицу);
- отображать в творческих
работах особенности родного края;
-
описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного
города, Петрозаводска и Карелии.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
удовлетворения познавательных
интересов, поиска дополнительной информации о Карелии.
Раздел
«Культура Карелии»
знать:
- названия и основное
содержание изученных произведений и их авторов.
- фольклор малых жанров
Карелии
- слова и мелодию Гимна
Карелии;
- народные
музыкальные традиции Карелии;
- народный музыкальный
инструмент – кантеле;
- произведения известных
карельских художников
- шедевры деревянного
зодчества Карелии, памятники архитектуры родного города, села;
- характерные ремесла и
промыслы края;
- символику образов в
народном искусстве Карелии;
- специфику народного
костюма, архитектуры, утвари;
-
известные музеи республики;
уметь:
- определять тему и
главную мысль произведений детских писателей Карелии
- приводить
примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
-различать на слух
народную и композиторскую музыку Карелии
- слышать и отличать
звучание кантеле
- исполнять песни
современных карельских композиторов для детей (по выбору обучающегося)
- узнавать отдельные
произведения известных карельских художников, -называть их авторов,
- узнавать произведения
традиционного народного искусства Карелии в многообразии народных промыслов
России
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
-самостоятельного выбора
и чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;
-высказывания оценочных
суждений о прочитанном произведении.
-участия в детских
творческих коллективах
- самостоятельной
творческой деятельности
II. Содержание учебного предмета
1 класс.,1
дополнительный
«Мой родной дом»
Введение. Что изучает
краеведение?
Мой дом. Понятие «дом»:
дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.
Практическая работа. Изображение
своего дома. Устный рассказ.
Мир твоего
дома. Обряды
и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории),
обряды с домашними животными. Интерьер дома.
Праздничное
убранство.
Домашние животные.
Практическая работа.
Лепка интерьера.
Жизнь каждого
члена семьи. Состав
семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на
месте». Семейные вечера и праздники.
«На что и
клад, коли в семье лад».
Практическая
работа.
Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных
фотографий.
Отношения в
семье. Этика
и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных,
социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи,
сам там
будешь».
Нравственные обязанности младших перед
старшими.
Практическая работа. Изображение
на рисунке членов семьи.
Моя
родословная.
Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые
отразились в истории семьи.
Практическая
работа.
Составление родословного древа (работа вместе с родителями).
Я и мое имя. Что означают
наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя
ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.
Практическая работа. Игры с
использованием имен.
Родная школа. История школы.
Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор
школы. Первая учительница.
Практическая
работа.
Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.
Трудовая жизнь
в школе. Знакомство
с режимом школы, общими правилами поведения.
Практическая работа. Экскурсия в
городской музей (30-40 мин.).
Народные
праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая
культура.
Практическая работа. Разучивание
песен, стихов, поговорок, пословиц.
Новый год. Как к нам
пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.
Практическая работа. Подготовка к
Новому году.
Рождественские колядки. Праздник
Рождество Христово.
Практическая работа. Заучивание
колядок, инсценирование.
Обобщающий урок.
Мой город
(село). Понятие
малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города
(села), застройках, занятиях людей.
Заочное путешествие
по историческомуСортавала.
Практическая работа. Рисование
древнего города. Работа с аппликацией.
Моя улица. Названия улиц
города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе.
История названия улиц, их роль в жизни современного человека.
Практическая
работа.
Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь
к школе.
Крестьянская
изба. Как
выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве?
Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?
Практическая
работа.
Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек,
глины, спичек, пластилина).
Экскурсия в краеведческий
музей.
Назначение предметов крестьянского быта.
История
одежды. История вещей. Традиционный народный костюм: праздничный и
будничный. Особенности в костюме родного края.
Такие разные
профессии.
Содержание. Возможны разные виды
урока: беседы, встречи, экскурсии.
Профессии в моей
семье.
Содержание.
Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими
профессиональными заслугами, прославившие фамилию.
Практическая работа.
Игра «Кем я хотел бы стать?»
Экскурсия на
предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.).
Наш современный город.
Содержание.
Современные предприятия, административные здания, их значение в
хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.
Практическая работа.
Экскурсия на предприятие.
Отечество. Наша
Родина-Россия.
Содержание.
Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.
Практическая работа. Чтение стихов
о Родине, дружбе, школе.
О гербе, флаге и
гимне.
Государственная символика России. Герб
Воронежа.
Практическая работа. Рисование
флага России.
Сортавала – наш
родной город.
Практическая работа. Игра –
путешествие: «Достопримечательности Сортавла»
Сто народов – одна страна.
Содержание.
Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи
народов России, народные и религиозные праздники.
Практическая
работа.
Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.
Я – надежда
Отечества.
Содержание.
Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание
ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях
положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.
Практическая работа. Составление
памятки «Законы дружбы».
Земля – общий дом для
всех людей.
Содержание. Страны, государства, языки,
способы общения и взаимодействия людей.
Практическая работа. Ролевая игра:
«Мы из разных стран».
Обобщающий урок «Мой
родной дом».
Практическая работа. «Нарисуй город
будущего, каким ты его видишь?»
2 класс (34 часа)
Введение.
Раздел I. Природа
Карелии (12 часов)
Особенности природы
карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов.
Виды водоемов в ближайшем
окружении: озера, реки.
Многообразие растений и
животных в окрестностях населенного пункта.
Распознавание деревьев,
кустарников и трав в ближайшем окружении.
Времена года в
Карелии, погодные особенности своей местности
Экскурсии:
Наблюдение
сезонных изменений в природе в лесу, в парке.
Творческие работы: рисунки,
поделки, сочинения «Мои наблюдения за растением, животным»
« Мои наблюдения за явлениями
природы», др
Раздел II. Край наш –
Карелия (8 часов)
История семьи. Дом,
улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Петрозаводск-столица
Карелии. Родной город (деревня, поселок), район
республики: название и
его
основные
достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные занятия,профессии.
Быт населения. Названия коренных национальностей,
проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Достопримечательности
Карелии. Кижи.
Экскурсии к достопримечательностям
родного города (села);
в
краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и
настоящим родного края (при наличии условий); на предприятия и в
культурные
учреждения.
Творческие работы: сочинения «Моя
родословная», «Бабушкин сундучок»,
«Рассказы моей бабушки»,
«Где работают мои родители», «История моей улицы» и др.
Раздел III. Народные
промыслы (4 часа)
Традиционные народные
художественные промыслы. Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в Карелии
(ткачество, карельская
вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение, кузнечное
дело) на материале местных краеведческих музеев
школы, села, города.
Музыкальные традиции
Карелии. Традиционная музыка (рунический напев).
Народный музыкальный
инструмент - кантеле.
Экскурсии в краеведческий
(художественный) музей с целью ознакомления
с национальным колоритом,
выраженным в различных предметах народного ремесла и
промысла.
Раздел IV. Устное
народное творчество (4 часа)
Детский фольклор: скороговорки,
дразнилки и поддевки, заклички, считалки.
Детские игры и забавы. Подвижные
игры с припевками.
Сказки родного края.
«Лапоток». Сказки о животных.
Раздел V. Писатели и поэты
Карелии о природе и детях (3 часа)
Рассказы и стихи о детях,
о природе.
Тертту Викстрем «Тимппа,
добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е. Сунгуров
«Волшебная зеленая страна».
Итоговое повторение и обобщение
– 1 час.
Резерв – 2 часа на
проведение экскурсий, практических занятий по усмотрению
учителя.
Итого
34 час
3
класс
Природа
Карелии (10 часов)
День и ночь по сезонам на
широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в природе
Значение и использование
водоемов Карелии человеком. Охрана водоемов Карелии.
Наблюдение за погодой
своей местности
Роль растений и животных
в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека на животный и
растительный мир своей местности.
Местные растения и
животные из Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей
местности.
Ориентирование в
окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание
дороги в школу и домой.
Практические работы: изучение
свойств воды своей местности, распознавание растений, грибов и животных с
помощью атласа-определителя,
составление коллекций природных
объектов.
Творческие
работы:
рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др.
Экскурсии: знакомство
с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и
животных
Общество (8 часов) Карелия -
часть России. Государственная символика Карелии
Истории родного края. Как
мы узнаем о прошлом родного края? Петроглифы.
Оленестровский
могильник. Сейды Поморья.
Жизнь наших предков в
далеком прошлом: расселение, занятия, быт.
Крепость Корела.
Основание крепости Олонец.
Основание Петровских
заводов. Петровская слобода. Петр Первый в Карелии.
Марциальные воды.
Александровский пушечный
завод.
Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания
племен,
городов, границы края,
мест изученных сражений, исторических событий;
изготовление (по
возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других
материалов – посуды,
орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников
Экскурсии в музеи, к местам исторических событий,
памятникам истории и культуры.
Литературное чтение (10 часов)
Русский, карельский,
вепсский и финский фольклор (по выбору учителя)
Сказки народов Карелии.
Былины Основные герои и сюжеты
былинного эпоса Карелии. Чтение одногобылинного сюжета –
«Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор».
Установка на
эмоциональное первоначальное восприятие.
Первое знакомство с
эпосом «Калевала», как памятником мировой культуры.
Писатели и поэты Карелии
– детям
Рассказы и стихи о детях,
о природе, об истории, написанныеИ.Востряковым, С.Зааловой, Т.Шапиро,
Ю.Линником, В.Потиевским и др.
(по выбору учителя)
Использовать
доступные детям этого возраста фрагменты произведений
русскихписателей, посещавших Карелию и писавших о ней: С.Я. Маршака,
К.Г.
Паустовского, М. М. Пришвина (по выбору учителя)
Резервные часы могут
быть использованы по усмотрению учителя
4
класс
Введение
— 1 час
«Природа Карелии (10 часов)
Наша Республика на карте
Родины. Карта Карелии.
Своеобразные черты
равнинной поверхности Карелии (холмы, возвышенности, бараньи лбы, озовые
гряды) – следы деятельности ледника. Изменение
поверхности края в
результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление
земель на месте карьеров, предупреждение появления
свалок, борьба с
оврагами).
Полезные ископаемые
нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи.
Охрана недр в нашем крае
Водоемы Республики
(Онежское и Ладожское озера), их значение в природе и жизни человека. Белое
море – часть мирового океана. Изменение
водоемов в результате
деятельности человека. Охрана водоемов нашей Республики.
Ознакомление с важнейшими
видами почв Республики (подзолистые и др.). Охрана Почв в Карелии.
Особенности природы
таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и животных различных сообществ.
Взаимосвязи в природе, приспособленность
организмов к условиям
тайги.
Охрана природы в Карелии.
Заповедные территории. Разнообразие видов растений и животных ,
внесенных в Красную книгу Карелии. Правила
безопасного поведения в
лесу и возле водоема.
Практические работы: знакомство с
картой Карелии; рассматривание образцов полезных ископаемых Карелии,
определение их свойств; рассматривание гербарных
экземпляров растений различных
сообществ, знакомство с многообразием культурных растений и домашних
животных Карелии.
Экскурсии: в
природу, краеведческий музей
Творческие работы: Сбор коллекции
полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним природу нашего края»
Общество (8 часов)
Традиционные и современные праздники
Карелии. День Республики Карелия.
Петрозаводск –
столица Республики Карелия: герб города, расположение на карте. Достопримечательности.
Учреждения образования и культуры: театры,
образовательные
учреждения (школы, средние специальные учебные заведения, высшие учебные
заведения Карелии).
Города современной
Карелии: название, расположение на карте, крупные предприятия, историко-культурные
достопримечательности (2-3 примера,
по выбору учителя).
Северный сосед Карелии –
Финляндия. Расположение на карте, столица,
главные достопримечательности. Культурные отношения.
Туристические маршруты
Карелии.
Известные люди
нашего края.
Экскурсии в
краеведческие музеи, театры, учреждения науки и культуры.
Культура Карелии(12 часов)
Устное народное
творчество: пословицы и поговорки, их значение и место в
народной жизни. Небылицы и перевертыши
Собиратели былин в
Карелии. Былины (по выбору
учителя): «Добрыня и Змей», «Алеша
и Тугарин Змеевич», «Сухман», «Дунай», «Волх Всеславьевич»,
«Добрыня и Алеша»
Поэтический язык былин.
Эпос «Калевала».
«Калевала» - памятник мировой народной культуры. История создания
карело-финского народного эпоса. Элиас Леннрот – создатель
«Калевалы». Основные
события и герои эпоса «Калевала».
А. М. Линевский
«Листы каменной книги» (главы по выбору) Краткий рассказ о писателе. Жизнь
и необычайные приключения мальчика Льока и его
племени.
Знакомство с творчеством
известных карельских художников, работающих в жанрах пейзажа, портрета, в
области книжной графики, скульптуры.
(2-3 по выбору): Т.
Юфа, Н.Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян,
Л.Ланкинен
Своеобразие архитектуры Карелии (на
примере местного материала)
Итоговое повторение и обобщение
– 1 час.
III .Календарно-тематическое
планирование.
1
класс.
Распределение учебного
материала на год
Содержание
занятий
|
Количество
занятий
|
Примечание
|
Семья, семейные традиции
·
Моя
семья
·
Семейные
традиции
·
Дом,
в котором я живу
|
1
1
1
|
Как основная часть занятий
И как часть занятий
|
Детский сад
·
Мой
любимый детский сад
·
День
рождения Детского сада
·
Мои
друзья
|
1
1
1
|
Как основная часть занятий
И как часть занятий
|
Родной город
·
Название,
герб
·
Достопримечательности
·
История
моего города
·
Жизнь
моего города
·
Известные
люди нашего города
·
Краеведческий
музей
|
1
2
1
1
1
1
|
Как основная часть занятий
И как часть занятий
|
Республика Карелия
·
Республика
на карте
·
Достопримечательности
·
Герб,
флаг, гимн, столица
·
Города
Карелии
·
Известные
люди
|
1
2
1
1
2
|
Как основная часть занятий
И как часть занятий
|
Природа родного края
·
Животный
мир
·
Растительный
мир
·
Красная
книга Карелии
|
2
1
1
|
Как основная часть занятий
И как часть занятий
|
Культура и быт карельского
народа
·
Карельский
костюм
·
Карельская
изба
·
Карельские
народные игры
·
Карельский
фольклор
·
Карельские
ремесла
·
Национальные
праздники
|
1
2
1
1
2
2
|
Как основная часть занятий
И как часть занятий
|
Всего:
* - отдельного занятия нет
|
33
|
|
1
дополнительный класс
№
п/п
|
Тема занятия
|
|
|
1
|
Что изучает
краеведение?
|
|
2
|
Мой дом.
|
|
3
|
Мир твоего дома.
|
|
4
|
Жизнь каждого члена
семьи.
|
|
5
|
Отношения в семье.
|
|
6
|
Моя родословная.
|
|
7
|
Я и мое имя.
|
|
8
|
Родная школа.
|
|
9
|
Трудовая жизнь в
школе.
|
|
10
|
Составление макета
«Школа – мой дом».
|
|
11
|
Народные праздники
и обряды.
|
|
12
|
Новый год.
|
|
13
|
Рождественские
колядки.
|
|
14
|
Обобщающий урок.
|
|
15
|
Мой город (село).
|
|
16
|
Заочное
путешествие по историческому Сортавала.
|
|
17
|
Моя улица.
|
|
18
|
Крестьянская изба.
|
|
19
|
Экскурсия в
краеведческий музей.
|
|
20
|
История одежды.
История вещей.
|
|
21
|
Такие разные
профессии.
|
|
22
|
Профессии в моей
семье.
|
|
23
|
Экскурсия на
предприятие.
|
|
24
|
Экскурсия на
предприятие.
|
|
25
|
Наш современный
город.
|
|
26
|
Отечество. Наша
Родина-Россия.
|
|
27
|
О гербе, флаге и
гимне.
|
|
28
|
Сортавала – наш
родной город.
|
|
29
|
Сто народов – одна
страна.
|
|
30
|
Я – надежда
Отечества.
|
|
31
|
Земля – общий дом
для всех людей.
|
|
32
|
Земля – общий дом
для всех людей.
|
|
33
|
Обобщающий урок
«Знатоки родного края»
|
|
2
класс
№
п/п
|
Название
раздела, темы
|
Кол-во
часов
|
|
Раздел I. Природа
Карелии
|
12 часов
|
1
|
Особенности
природы карельского края
|
1
|
2
|
Карелия
– край воды
|
1
|
3
|
Камни всюду
|
1
|
4
|
Хвойные
деревья карельского леса
|
1
|
5
|
Лиственные
деревья
|
1
|
6
|
Кустарники
карельского леса
|
1
|
7
|
Экскурсия: наблюдение и
распознавание деревьев, кустарников в ближайшем окружении
|
1
|
8 – 9
|
Животный мир
Карелии
|
2
|
10
|
«Порхающая
и поющая красота»
|
1
|
11
|
Времена
года в Карелии
|
1
|
12
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
1
|
|
Раздел II. Край наш –
Карелия
|
8 часов
|
13
|
Край, в котором
ты живешь.
|
1
|
14
|
История
семьи
|
1
|
15
|
Дом, в
котором живешь
|
1
|
16
|
Путешествие
по своей улице
|
1
|
17
|
Города
и поселки Карелии.
|
1
|
18
|
Петрозаводск
– столица Карелии
|
1
|
19
|
Дивный
остров – Кижи
|
1
|
20
|
Экскурсия к достопримечательностям
родного города (села); в краеведческий музей с целью
ознакомления с прошлым и настоящим родного края
|
1
|
|
Раздел III Народные
промыслы
|
4 часа
|
21
|
Как рождались ремесла
|
1
|
22
|
Женские ремесла
|
1
|
23
|
Мужские ремесла
|
1
|
24
|
Кантеле напевы
|
1
|
|
Раздел IV Устное
народное творчество
|
4 часа
|
25
|
Детский фольклор
|
1
|
26
|
Детские игры и забавы
|
1
|
27-28
|
Сказки родного края
|
2
|
|
Раздел V Писатели и поэты
Карелии
|
3 часа
|
29
|
Детский писатель Владимир
Данилов
|
1
|
30
|
«Тимппа, добрый человек»
|
1
|
31
|
А. Е. Сунгуров
|
1
|
32
|
Итоговое повторение и обобщение
|
1
|
33 - 34
|
Резерв на проведение
экскурсий, практических занятий по усмотрению учителя
|
2
|
3
класс
|
|
|
1
|
Карелия
в семье народов России. Карелия - часть
России. Государственная символика Карелии
|
|
2
|
Почему
в Карелию приходят белые ночи?
|
|
3
|
Какой
климат, такая и работа
|
|
4
|
Экскурсия
к озеру «осень в лесу и на озере»
|
|
5
|
Край
воды, лесов и болот.
|
|
6
|
Земля
– кормилица.
|
|
7
|
Красная
книга Карелии. Животные.
|
|
8
|
Красная
книга Карелии. Растения.
|
|
9
|
Календарь
природы.
|
|
10
|
Народные
приметы.
|
|
11
|
Обобщающий
урок по теме «Природа Карелии»
|
|
|
Былинный край, край
рун певучих.
|
|
12
|
Древние былины из
Заонежья.
|
|
13
|
Руны Калевалы,
записанные в Русской Карелии
|
|
14
|
Основное содержание
эпической поэмы «Калевала»
|
|
15
|
«Калевала» памятник мировой
культуры. Чтение рун.
|
|
16
|
Герои Калевалы. Чтение
рун.
|
|
17
|
Эпос
«Калевала». Иллюстраторы Эпоса.
|
|
18
|
Эпос «Калевала» Чтение
рун.
|
|
19
|
Эпос «Калевала»
Чтение рун.
|
|
20
|
Эпос
«Калевала» художники, рисовавшие «Калевалу»
|
|
21
|
Эпос
«Калевала» Герои Эпоса
|
|
22
|
Обобщающий
урок по Эпосу «Калевала»
|
|
23
|
Рассказы
о живой природе.
|
|
24
|
Рассказы
о живой природе.
|
|
25
|
Земные клады
археологов.
|
|
26
|
Полезные
ископаемые Карелии.
|
|
27
|
По
следам далёких предков.
|
|
28
|
По
следам далёких предков.
|
|
29
|
Жизнь
и занятия наших предков.
|
|
30
|
Жизнь
и занятия наших предков.
|
|
31
|
И назвали
его Невским.
|
|
32
|
На
здоровье, Ваше Величество.
|
|
33
|
Прикоснуться
к истории.
|
|
34
|
Добрый совет на лето
|
|
|
Итого:
34 часа
|
|
4 класс
№
п.п.
|
Раздел,
тема
|
Количество
часов
|
1
|
Наша
Республика на карте Родины. Карта Карелии
|
1
|
2
|
Поверхность
Карелии – следы деятельности ледника. Охрана поверхности края.
|
1
|
3
|
Изменения
поверхности края в результате деятельности человека.
|
1
|
4.4
|
Охрана
поверхности края.
|
1
|
5.5
|
Охрана
недр. Полезные ископаемые нашего края.
|
1
|
6.6
|
Водоёмы
Республики. Их значение в природе и жизни человека.
|
1
|
7.7
|
Белое
море часть мирового океана. Охрана водоёмов нашей Республики.
|
1
|
8.8
|
Ознакомление
с важнейшими видами почв Республики
|
1
|
9.9
|
Петр I в Карелии
(Осударева дорога). Освоение Петрозаводска. Марциальные воды.
Александровский пушечный завод.
|
1
|
10.1
|
Наша
республика на карте Родины. Карта Карелии.
|
1
|
11.2
|
Практическая
работа №1: Знакомство с картой Карелии. Обозначение на к.к. границ
Карелии
|
1
|
12.3
|
Рельеф
Карелии (холмы, возвышенности, бараньи лбы, озовые гряды).
|
1
|
13.4
|
Полезные
ископаемые нашего края, их свойства и значение. Охрана недр.
|
1
|
14.5
|
Практическая
работа №2: Знакомство с полезными ископаемыми Карелии и определение их
свойств.
|
1
|
15.6
|
Водоемы
республики (Онежское и ладожское озера), их значение. Белое море — часть
мирового океана.
|
1
|
16.7
|
Изменение
водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашей
Республики.
|
1
|
17.8
|
Важнейшие
виды почв республики. Охрана почв Карелии.
|
1
|
18.9
|
Особенности
природы тайги. Разнообразие растений и животных различных сообществ.
|
1
|
19.10
|
Практическая
работа №3:Рассматривание гербарных экземпляров растений различных
сообществ.
|
1
|
20.11
|
Охрана
природы Карелии. Заповедные территории. Экскурсия в заповедник (в
свободное от учебы время).
|
1
|
21.12
|
Разнообразие
видов растений и животных занесенных в Красную книгу Карелии. Правила
безопасного поведения в лесу и возле водоемов.
|
1
|
22.13
|
Практическая
работа№4: Знакомство с многообразием культурных растений и домашних
животных.
|
1
|
23.1
|
Устное
народное творчество: пословицы и поговорки, небылица и перевертыши.
|
1
|
24.2
|
Собиратели
былин в Карелии.
|
1
|
25.3
|
Былина
«Алёша и Тугарин Змеевич»
|
1
|
26.4
|
Былина
«Волх Всеславьевич». Поэтический язык былин.
|
1
|
27.5
|
Эпос
«Калевалы». «Калевала» - памятник мировой народной культуры.
|
1
|
28.6
|
Элиас
Леннрот — создатель «Калевалы». Основные события и герои эпоса
«Калевалы».
|
1
|
29.7
|
А.М.Линевский
«Листы каменной книги». Краткий рассказ о писателе.
|
1
|
30.8
|
Жизнь
и необычайные приключения мальчика Льока и его племени.
|
1
|
31.9
|
Защита
творческого проекта по книге А.М. Линевского «Листы каменной книги».
|
1
|
32.10
|
Знакомство
с творчеством карельских художников: Т.Юфа, Л.Ланкинен
|
1
|
33.11
|
Своеобразие
архитектуры Карелии.
|
1
|
34.12
|
Итоговй
урок.
|
|
|
Итого-
34 часов
|
|
Организация
текущего и промежуточного контроля.
В
4 классе предусмотрены творческие работы, защита проектов, отчеты по
экскурсиям.
4
класс
Раздел,
тема
|
Практические
работы
|
Дата
проведения
|
Природа
Карелии
|
№1.
Знакомство с картой Карелии. Обозначение на к.к. границ Карелии
|
|
|
№2.
Знакомство с полезными ископаемыми Карелии и определение их свойств.
|
|
|
№3.
Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ.
|
|
|
№4.
Знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных.
|
|
|
Экскурсия в
заповедник «Костомукшский». Тема: «В гости к бобрам»
|
|
|
Творческая
работа: рисунки на тему «Сохраним природу нашего края»
|
|
Общество
|
Экскурсия
в краеведческий музей
|
|
Культура
Карелии
|
Защита
творческого проекта по книге А.М. Линевского «Листы каменной
книги».
|
|
Обеспеченность
материально-техническими и информационно-техническими ресурсами
Приборы:
АРМ
УЧИТЕЛЯ
Рулетка
50м
Компасы
Барометр
Мензула
Карты:
Карта
полушарий/контурная карта полушарий
Физическая
карта мира
Физическая
карта России
Физическая
карта Карелии
Атлас
КАССР
Политическая
карта мира
Коллекции
минералов:
Полезные
ископаемые (для начальной школы)
Материал
к коллекции «Минералы и горный породы»
Материал
к коллекции «Минералы и горный породы»
Набор
раздаточных образцов полезных ископаемых
Материал
раздаточный к коллекции строительных материалов
Гранит
и его составные части
Известняки
Коллекция
«Полезные ископаемые»
Коллекция «Минералы
и горные породы»
Коллекция «Минералы
и горные породы»
Коллекция «Полезные
ископаемые»
Цифровые
образовательные ресурсы
«Это
Карелия!»
Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003
География
. Геоэнциклопедия.
Мультимедийные
презентации к урокам и внеурочным занятиям
Источник: А.Э.
Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10
класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Список
литературы
Учебники:
1. Бабакова Т. А., Момотова А. П.
Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения. Петрозаводск:
Карелия, 1988.
2. Где цветок, там
медок. Сост., статья С.М. Лойтер. – Петрозаводск:
КГПИ, 1993.
3. Дивный остров Кижи: [науч.-попул.
изд. для юношества] \ [сост.: Д.Н. Москин др.; текст: В.А. Гущина, Б.А.
Гущин; авт. проекта кн.: Д.Н. Москин, Ю.В. Шлейкин]. –
Петрозаводск: ПетроПресс, 2005.
4. Земля – наш дом: школьникам о
геологии Карелии/ Гарри Лак.- Петрозаводск: Версо, 2005.
5. Калевала.Карело-финский
эпос.Пересказала для детей Любарская «Карелия»Петрозаводск
6. Карельские пословицы, поговорки.
Петрозаводск, 1969. (на карел. и рус. яз.)
Керт Г.М., Мамонтова Н.Н. Загадки
карельской топонимики. Петрозаводск. – 1982.
7. Красная книга Карелии: редкие и
нуждающиеся в охране растения и животные. – Петрозаводск, 1995
8. Лак Г.Ц. «Земля – наш дом»:
школьникам о геологии Карелии Петрозаводск: Версо, 2005
9. Линевский А.М. « Листы каменной
книги» Петрозаводск
10. Лойтер С.М. «На поле-поляне, на
море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору Карелии -
Петрозаводск: Verso, 2008г.;
11. «Книга юного лесовода», Андреев
К.Г. - Петрозаводск, 2006 год, издательство КНЦ РАН,
12. Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии.
Петрозаводск, 1994Песенный открою короб. Хрестоматия по карельскому
фольклору для учащихся школ республики Карелия. –
Петрозаводск: Карелия, 1993.
13. Плешаков А.А., Кондратьева И.А.
Природа Карелии: знай, люби, береги. - Петрозаводск, 1992
14.Республика Карелия.
Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и учреждений
начального и среднего профессионального образования.
Под общей редакцией
Е.Г. Немковича, А.С.Кармазина.-
Петрозаводск: Карелия, 1999.
15. Русский детский фольклор Карелии.
- 1991.
16. Шитикова Л.И. Край, в котором ты
живешь: Рассказы по
истории Карелии
для младших школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008.
Дополнительная
литература для учителя
Раздел Общество
1. Конституция
Республики Карелия // http://www.gov.karelia.ru/Constitution/
2. Кочкуркина
С.И. Народы Карелии: история и культура. - Петрозаводск: Карелия, 2004.
3. Мартынова
М. Ю. Мир традиций и межкультурное общение: в помощь школьному учителю. -
М.: Изд-во Российского университета дружбы
народов,
2004.
4. Многообразие
языков народов России – национальное достояние и культурное богатство нашей
страны. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006.
5. Основные
итоги Всероссийской переписи населения 2002 года // http://www.sampo.ru/~stat/perepis/perep_nas.php3?file=perepis
6. Пашков
А.М. Гербы и флаги Карелии. - Петрозаводск, 1994.
7. Символика
Республики Карелия // http://www.gov.karelia.ru/gov/symbol.html
8. Толерантность
– искусство жить вместе. Сборник информационно-методических материалов для
специалистов в области образования и
культуры
Республики
Карелия /
Сост. В.Н.Бирин, А.Б.Ершова. - Петрозаводск, 2006.
9. Яловицына
С.Э. Религиозная толерантность в Республике Карелия: есть ли причины для
беспокойства? // Перекресток культур:
междисциплинарные
исследования
в области гуманитарных наук. - М.: Логос, 2004.
Раздел Природа
Карелии
1. Атлас
Карельской АССР. - М.: ГУГиК, 1989.
2. Бискэ
Г. С. Озы Карелии. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.
3. География
Карелии: Лекции / С. Б. Потахин, Е. В. Андрианова, Р. Ф. Антонова. -
Петрозаводск, КГПУ, 2000.
4. География
Карельской АССР. Природа. Население. Хозяйство. / Под ред. А. К.
Полина. - Петрозаводск: Карелия, 1990.
5. Елина
Г. А. Аптека на болоте. - СПб.: Наука, 1993.
6. Исокяянтя
О. Очарованные природой — знакомство с окружающей
средой приграничной территории. - Кухмо, 2007.
7. Карельская
АССР. Природа. Хозяйство. - Петрозаводск: Карелия, 1986.
8. Лак
Г. Ц. Земля — наш дом. - Петрозаводск: Verso, 2005.
9. Онежское
озеро / Г.С. Бискэ, С.В. Григорьев, Т.И. Малинина и др. -Петрозаводск: Карелия,
1975.
10. Романов
А. А. О климате Карелии. - Петрозаводск: Госиздат КАССР, 1961.
Электронные
сайты
htth//www.karelia.ru/ -
Региональный сервер «Карелия»
htth//www.gov.karelia.ru/ -
Официальный сервер органов государственной власти РК
htth//ptz.karelia.ru/ -
«Петрозаводск – столица Карелии»
htth//www.karelia.ru/~kgkm/ - Карельский
государственный краеведческий музей
htth//artmuseum.karelia.ru./ - Музей
изобразительных искусств РК
htth//library.karelia.ru/ -
Национальная библиотека РК
|