Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. В.М. Комарова»
|
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мир красок»
возраст обучающихся 6 - 11 лет
срок реализации – 3 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
Тен Снежана Валерьевна
Байконур – 2020
Паспорт программы
Полное наименование программы |
Общеразвивающая программа кружка «Мир красок» |
Направленность |
Художественная |
Учредитель |
ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» |
Программу подготовил |
Тен Снежана Валерьевна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории |
Дата создания |
2005г. (с внесением изменений и дополнений в 2019 году) |
Возраст учащихся |
6 – 11 лет |
Срок реализации ОП |
3 года |
Цель ОП |
Развитие творческих способностей учащихся средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности. |
Задачи ОП |
Образовательные: обучить учащихся техническим приемам владения художественными принадлежностями; дать представление о видах, жанрах, способах, техниках изобразительного искусства; дать необходимые дополнительные знания и умения в области декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Развивающие: развить умения и навыки в области рисования, декоративно-прикладного творчества в ходе работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями, пластилином, бумагой, тканью и т. д.; способствовать повышению творческих способностей учащихся; развить у учащихся художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление. Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, красивое и уродливое; интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания прекрасного. |
Формы занятий (кол-во детей в группах) |
Групповая, группа первого года обучения комплектуется в количестве 15 человек; Группа 2 года обучения – не менее 12 человек; Группа 3 года обучения - не менее 12 человек.
|
Режим занятий |
6 – 7 лет – 2 раза по 1 часу. 8 – 9 лет – 2 раза по 2 часа. 9 – 11 лет – 3 раза по 2 часа.
|
Ожидаемые результаты |
По окончании курса детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной грамотой и декоративно-прикладного творчества. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства
|
Формы подведения итогов реализации ОП |
Подведение итогов реализации Программы проводится в соответствии с Положением об аттестации обучающихся государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества им. В. М. Комарова». |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» как целостный курс включает в себя: живопись, графику, пластику малых форм, дизайн, скульптуру, Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развиваться творческим способностям ребенка (воображению и фантазии, пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами.. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.
Методом беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, содействуя эстетическому развитию личности ребенка, знакомим воспитанников с величайшими памятниками мировой культуры и красотой окружающей жизни, формируем художественный вкус, прививаем любовь к искусству.
Актуальность и новизна программы.
В данный момент наше общество находится в кризисе: культурном, экономическом, социальном, экологическом, политическом… Мы вынуждены жить в мире массовой культуры и стандартизации, чуждом порой нашему образу жизни. Зачастую происходит подмена идеалов, разрушение традиций предшествующих поколений. Особенно страдает от этого молодежь, те, чье мировоззрение только формируется. Решить всевозможные психологические проблемы детей в школе и семье, отвратить подростка от алкоголизма и наркомании помогает творчество, так как ведущую роль в становлении личности ребенка и формировании его духовного мира играет эмоциональное воздействие.
Отличительные особенности данной ОП от уже существующей:
Программа рассчитана на более полное изучение, закрепление, совершенствование полученных школьных навыков и расширенное освоение (в отличие от школьного курса) более глубоких приёмов изобразительной деятельности для учащихся начальных школ в течение 3лет по разделам:
1. Основы изобразительной деятельности.
2. Декоративно-прикладное творчество.
3 Лепка.
4. Беседы об изобразительном искусстве.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию эстетических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
В условиях современной общеобразовательной школы с учащимся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания необходимо проводить дополнительные творческие занятия, которые протекают на фоне вдохновения, заинтересованности учащихся. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Мир красок», направленная на удовлетворение потребностей в творчестве, создание прекрасного.
Цели и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.
Задачи:
Образовательные:
обучить учащихся техническим приемам владения художественными принадлежностями;
дать представление о видах, жанрах, способах, техниках изобразительного искусства;
дать необходимые дополнительные знания и умения в области декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.
Развивающие:
развить умения и навыки в области рисования, декоративно-прикладного творчества в ходе работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями, пластилином, бумагой, тканью и т. д.;
способствовать повышению творческих способностей учащихся;
развить у учащихся художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, красивое и уродливое;
интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания прекрасного.
Образовательная деятельность объединения направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Условия реализации программы
По данной программе обучаются дети от 6 до 11 лет, соответственно по возрастным группам. В каждой группе от 15 до 25 человек. Количество занятий в неделю:
6 – 7 лет – 2 раза по 1 часу.
8 – 9 лет – 2 раза по 2 часа.
9 – 11 лет – 3 раза по 2 часа.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и интерьером.
Методы и формы работы:
беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
организация выставок детских работ;
создание и развитие детского коллектива;
работа с родителями.
Ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения, учащиеся должны:
знать отличие основных цветов от составных;
иметь представление о переднем и заднем планах;
уметь пользоваться доступными материалами и инструментами (кисти, ножницы, бумага, гуашь, мелки, клей);
смешивать гуашевые краски и получать задуманные цвета;
подбирать цвета в зависимости от настроения, отображаемого в рисунке;
сознательно выбирать расположение листа в зависимости от задуманной композиции.
По окончании второго года обучения, учащиеся должны:
знать виды и жанры изобразительного искусства;
знать понятия прикладного искусства, перспективы, иллюстрации;
знать произведения художников-иллюстраторов: И. Билибина, Т. Мавриной, Ю. Васнецова;
использовать разнообразие выразительных средств (цвет, линия, пятно, ритм, форма, композиция);
работать в определенной цветовой гамме;
передавать пространственные планы способом загораживания;
иметь навыки работы с бумагой (прорезание ажурных узоров), глиной, овладеть навыками росписи по ткани;
передавать движение фигуры человека и животных в рисунке.
По окончании третьего года обучения, учащиеся должны:
иметь представление о декоративном искусстве различных народов;
знать названия центров традиционных народных промыслов России;
иметь представление о композиционной основе орнамента;
сознательно выбирать художественный материал для выражения своего замысла и объяснять свой выбор;
уметь передавать собственное отношение к отображаемым предметам, событиям, используя для этого выразительные средства изобразительного искусства;
участвовать в коллективной работе;
передавать цветом пространственные планы;
свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций, а так же при подведении итогов выполненной работы.
Подведение итогов реализации Программы
Подведение итогов реализации Программы проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой) аттестации обучающегося по результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества им. В.М. Комарова»
Виды аттестации: входной контроль; промежуточная; итоговая.
Сроки проведения.
Входной контроль для обучающихся первого года обучения и вновь прибывших обучающихся в течение учебного года.
Промежуточная аттестация – декабрь.
Итоговая – апрель-май.
Текущий контроль – в течение года.
Содержанием аттестации является:
входной контроль: начальный уровень знаний, умений и навыков обучающихся по данному предмету;
текущий контроль – содержание изученного текущего программного материала;
промежуточная – содержание Программы определённого года (этапа) обучения;
итоговая - содержание всей Программы в целом.
Формы проведения аттестации.
Входной контроль: наблюдение и анализ уровня изобразительных умений.
Промежуточная аттестация: анализ качества выполнения работ по разделам; тестирование; защита творческих работ.
Итоговая аттестация: организация выставок; анализ результативности участия в конкурсах по профилю занятий; итоговое занятие.
Текущий контроль: творческие задания, наблюдение, анализ качества выполнения работ по разделам.
Форма оценки.
Форма оценки – баллы (от 1 до 10) и уровень (высокий, средний, низкий).
Уровень обучающегося определяется по количеству набранных балов:
высокий уровень - 10-8 баллов;
средний уровень – 7-5 баллов;
низкий уровень – менее 4-х баллов.
Форма фиксации результата: диагностические карты, протокол.
Параметры подведения итогов:
уровень знаний, умений, навыков обучающихся (высокий, средний, низкий);
количество обучающихся, полностью освоивших Программу, освоивших Программу в необходимой степени, не освоивших Программу (количество и проценты);
соотнесение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном и воспитательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном);
перечень основных причин не освоения детьми Программы;
перечень факторов, способствующих успешному освоению Программы.
В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной грамотой. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности.
Формы оценки качества знаний
Прежде всего, знания, умения и навыки контролируются на практических занятиях в объединении. Проводятся опросы, тестирования, выполняются упражнения по ИЗО и т.д. Так же проводятся городские и внутриучрежденческие выставки, конкурсы и фестивали, открытые и итоговые занятия
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1 Учебно-тематический план группы первого года обучения
№
|
Наименование разделов и тем |
Всего |
Из них |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное. Инструктаж по ТБ. Правила пользования художественными принадлежностями |
2 |
2
|
|
2. |
Основы изобразительной грамоты (рисование, живопись) |
43
|
10 |
33
|
3. |
Лепка |
12 |
2 |
10 |
4. |
Декоративно-прикладное творчество |
15 |
5 |
10 |
|
Итого: |
72 |
19 |
53 |
2.2. Учебно-тематический план группы второго года обучения
№
|
Наименование разделов и тем |
Всего |
Из них |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное. Инструктаж по ТБ. Правила пользования художественными принадлежностями. |
2 |
2
|
|
2. |
Основы изобразительной грамоты (рисование, живопись) |
104 |
4 |
100 |
3. |
Декоративно-прикладное творчество |
18 |
3 |
15 |
4. |
Лепка |
20 |
5 |
15 |
Итого: |
144 |
14 |
130 |
a. Учебно-тематический план группы третьего года обучения
№
|
Наименование разделов и тем |
Всего |
Из них |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное. Инструктаж по ТБ. Правила пользования художественными принадлежностями |
2 |
2
|
|
2. |
Основы изобразительной грамоты (рисование, живопись) |
158 |
8 |
150 |
3. |
Декоративно-прикладное творчество. |
29 |
4 |
25 |
4. |
Лепка |
27 |
2 |
25 |
|
Итого: |
216 |
16 |
200 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Содержание программы первого года обучения
Вводное.
Инструктаж по технике безопасности проводится 2 раза в год. Вводное занятие проводится на первом занятии. Разъясняется план эвакуации из учебного заведения, где обучаются учащиеся, при пожаре или при других чрезвычайных происшествиях. Показываем детям ближайший запасной выход из учреждения. Выход с детьми осуществляется строем быстро и по порядку.
Далее по плану проводится беседа о правилах техники безопасности при работе с инструментами необходимыми в художественных работах. Объясняются правила пользования художественными принадлежностями. Знакомим детей со свойствами рисовальных материалов, как правильно смешивать цвета, разводить краски. Беседуем о главных целях и задачах художественного образования в развитии личности. Обсуждаем программу и задачи кружка в учебном году
Основы изобразительной грамоты.
Основу любого произведения живописи, графики составляют рисунок, живопись, композиция. В свою очередь изобразительная грамотность и выразительность рисунка, живописной работы, композиции обусловлены знанием и использованием закономерностей конструктивного строения предметов, законов перспективы, светотени, цветоведения, пластической анатомии (при изображении человека)
В изобразительном искусстве рисование подразделяется на два основных вида: рисование с натуры и рисование на темы - тематические композиции.
Рисование с натуры. Изображается любой объект, расположенный в поле зрения. Последовательность рисования с натуры какого-либо предмета выражается в четком выделении каждого этапа работы - определение общего пространственного расположения данных предметов на листе бумаги, определение их пропорции, характерных очертаний, светотеневых отношений.
Рисование на темы (композиции) - это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Оно является одним из главных видов учебно-творческой деятельности школьников по изобразительному искусству, начиная с первого класса.
Все композиционные работы выполняются карандашом, а затем красками.
Используется иллюстрирование сказок, басен, рассказов, песен т.д. Прежде чем приступить к иллюстрированию, необходимо вспомнить содержание литературного произведения и выбрать для изображения наиболее понравившийся и запечатлевшийся в памяти, воображении эпизод.
Для рисования используются самые разнообразные материалы: карандаш, уголь, пастель, восковые цветные мелки, акварель, гуашь, перо, фломастер и т.д.
Методика правополушарной живописи основывается на развитии правого полушария, именно оно отвечает за творческие процессы.
Чтобы научиться рисовать, мы думаем надо много времени, нужны способности и склонности к рисованию, у многих возникают комплексы, что они не умеют рисовать! Правополушарное рисование позволяет убрать те блоки, и зажимы которые присутствовали в человеке.
Отличительной особенностью правополушарной живописи является то, что нет необходимости создания наброска простым карандашом, сразу начинается создание фона красками. А на фоне уже создаётся композиция.
При работе живописью используют только краски или только пастель, то есть не используют карандаш. Живопись - образы в цвете, их создают на поверхности слоем красок. Это отличает живопись от графики.
Декоративно - прикладное искусство.
Декоративно - оформительские работы - один из древнейших видов художественного творчества человека - в настоящее время находят самое широкое применение в его жизни, украшая быт, рабочую обстановку выступая в качестве одного из основных факторов его эстетического воспитания. Традиционным видом декоративно - оформительского искусства служит декоративно - прикладное искусство народных мастеров.
Основными видами декоративно - оформительских работ являются: рисование узоров и орнаментов, декоративно - оформительские работы, работы с природным материалом.
На занятиях рисования узоров знакомим ребят с видами и типами узоров, с правилами стилизации реальных форм растительного и животного мира в декоративные узоры, с особенностями компоновки узора в полосе, круге, квадрате, треугольнике, с закономерностями декоративного оформления плоскости, объема, пространства (стена, потолок, ковер и т.д.), с национальными узорами и орнаментом различных народностей.
На декоративно - оформительских работах знакомим детей с оформлением и компоновкой плакатов, открыток, стенгазет, деталей интерьеров помещений, декораций и т.д. Используем аппликацию, рисование, композиции из природных материалов.
На занятиях работы с природным материалом создаем различные композиции из растений и камушек. Так же применяются засушенные растения (листья, ветки, корни, плоды, цветы), ракушки, перья птиц, кожа, деревянная фурнитура, скорлупки орехов и т.д.
Лепка
Данный раздел программы ставит ряд важных учебно-воспитательных задач. На занятиях лепки учащиеся должны получить общие сведения об особенностях скульптуры как вида изобразительного искусства, керамики как вида скульптуры, лепки. Они должны узнать специфику изготовления керамических изделий, лепки с натуры, по памяти и по представлению и тематической скульптуры: простых предметов быта, животных и фигуры человека. Кроме этого, учащиеся должны научиться лепить из глины и пластилина с натуры (можно использовать тесто). Лепка с натуры животных и птиц проводится с чучел или живых моделей.
Процесс работы с натуры начинается с внимательного изучения и анализа изображаемого объекта, его конструктивного строения, характера объемной формы, пропорции, силуэта, особенностей соединения отдельных частей.
Особенно важно разобраться в закономерностях объема, перехода из одной формы в другую.
Начиная лепить по памяти, представлению и воображению, тематические формы, очень важно четко представить себе отличительные признаки деталей. Выполняются ряд набросков и эскизов карандашом как с натуры, так и по памяти и представлению. Причем изображаем объект с разных сторон. В лепке тематических композиции нужно добиваться красивого сочетания форм предметов, пластичности объемов, гибкости и изящества линий и, конечно, ясной смысловой связи изображаемых персонажей и предметов с сюжетом. Для этого выделяем главное - содержание происходящего действия.
Знакомство с искусством (беседы.)
Этот раздел имеет самостоятельное значение, но выполняет и вспомогательную роль при проработке различных заданий. Знакомимся с жанрами изобразительного искусства, историей изобразительного искусства на разных этапах времени.
Демонстрация отдельных произведений изобразительного искусства на уроках рисования с натуры, декоративной работы и рисования на темы позволяет ознакомить учащихся с применением изучаемых ими средств художественной выразительности в творчестве выдающихся художников.
Во время практических занятий объясняем детям правила смешения цветов, разведения красок, о свойствах рисовальных материалов, о правилах пользования инструментами необходимыми в художественных работах.
Важно учитывать, что ознакомления с изобразительным искусством проводятся в течении всего учебного года. В программе планируются беседы с учетом времени года, праздников и учебного материала практических занятий по изобразительному искусству.
3.2. Содержание программы второго года обучения
Вводное.
Инструктаж по технике безопасности проводится 2 раза в год. Вводное проводится на первом занятии. Разъясняется план эвакуации из учебного заведения, где обучаются учащиеся, при пожаре или при других чрезвычайных происшествиях. Показываем детям ближайший запасной выход из учреждения. Выход с детьми осуществляется строем быстро и по порядку.
Далее по плану проводится беседа о правилах техники безопасности при работе с инструментами необходимыми в художественных работах. Объясняются правила пользования художественными принадлежностями. Знакомим детей со свойствами новых рисовальных материалов. Беседуем о главных целях и задачах художественного образования в развитии личности. Обсуждаем программу и задачи кружка в учебном году
Основы изобразительной грамоты.
Основу любого произведения живописи, графики составляют рисунок, живопись, композиция. В свою очередь изобразительная грамотность и выразительность рисунка, живописной работы, композиции обусловлены знанием и использованием закономерностей конструктивного строения предметов, законов перспективы, светотени, цветоведения, пластической анатомии (при изображении человека)
В изобразительном искусстве рисование подразделяется на два основных вида: рисование с натуры и рисование на темы - тематические композиции.
Рисование с натуры. Изображается любой объект, расположенный в поле зрения. Последовательность рисования с натуры какого-либо предмета выражается в четком выделении каждого этапа работы - определение общего пространственного расположения данных предметов на листе бумаги, определение их пропорции, характерных очертаний, светотеневых отношений.
Рисование на темы (композиции) - это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Оно является одним из главных видов учебно-творческой деятельности школьников по изобразительному искусству, начиная с первого класса.
Все композиционные работы выполняются карандашом, а затем красками.
Используется иллюстрирование сказок, басен, рассказов, песен т.д. Прежде чем приступить к иллюстрированию, необходимо вспомнить содержание литературного произведения и выбрать для изображения наиболее понравившийся и запечатлевшийся в памяти, воображении эпизод.
Для рисования используются самые разнообразные материалы: карандаш, уголь, пастель, восковые цветные мелки, акварель, гуашь, перо, фломастер и т.д.
Методика правополушарного рисования основывается на развитии правого полушария, именно оно отвечает за творческие процессы.
Чтобы научиться рисовать, мы думаем надо много времени, нужны способности и склонности к рисованию, у многих возникают комплексы, что они не умеют рисовать! Правополушарное рисование позволяет убрать те блоки, и зажимы которые присутствовали в человеке.
Отличительной особенностью правополушарной живописи является то, что нет необходимости создания наброска простым карандашом, сразу начинается создание фона красками. А на фоне уже создаётся композиция.
При работе живописью используют только краски или только пастель, то есть не используют карандаш. Живопись - образы в цвете, их создают на поверхности слоем красок. Это отличает живопись от графики.
Декоративно - прикладное искусство
Декоративно - оформительские работы - один из древнейших видов художественного творчества человека - в настоящее время находят самое широкое применение в его жизни, украшая быт, рабочую обстановку выступая в качестве одного из основных факторов его эстетического воспитания. Традиционным видом декоративно - оформительского искусства служит декоративно - прикладное искусство народных мастеров.
Основными видами декоративно - оформительских работ являются: рисование узоров и орнаментов, декоративно - оформительские работы, работы с природным материалом.
На занятиях рисования узоров знакомим ребят с видами и типами узоров, с правилами стилизации реальных форм растительного и животного мира в декоративные узоры, с особенностями компоновки узора в полосе, круге, квадрате, треугольнике, с закономерностями декоративного оформления плоскости, объема, пространства (стена, потолок, ковер и т.д.), с национальными узорами и орнаментом различных народностей.
На декоративно - оформительских работах знакомим детей с оформлением и компоновкой плакатов, открыток, стенгазет, деталей интерьеров помещений, декораций и т.д. Используем аппликацию, рисование, композиции из природных материалов.
На занятиях работы с природным материалом создаем различные композиции из растений и камушек. Так же применяются засушенные растения (листья, ветки, корни, плоды, цветы), ракушки, перья птиц, кожа, деревянная фурнитура, скорлупки орехов и т.д.
Лепка.
На занятиях лепки учащиеся должны получить общие сведения об особенностях скульптуры как вида изобразительного искусства, керамики как вида скульптуры, лепки. Они должны узнать специфику изготовления керамических изделий, лепки с натуры, по памяти и по представлению и тематической скульптуры: простых предметов быта, животных и фигуры человека. Кроме этого, учащиеся должны научиться лепить из глины и пластилина с натуры (можно использовать тесто). Лепка с натуры животных и птиц проводится с чучел или живых моделей.
Процесс работы с натуры начинается с внимательного изучения и анализа изображаемого объекта, его конструктивного строения, характера объемной формы, пропорции, силуэта, особенностей соединения отдельных частей.
Особенно важно разобраться в закономерностях объема, перехода из одной формы в другую.
Начиная лепить по памяти, представлению и воображению, тематические формы, очень важно четко представить себе отличительные признаки деталей. Выполняются ряд набросков и эскизов карандашом как с натуры, так и по памяти и представлению. Причем изображаем объект с разных сторон. В лепке тематических композиции нужно добиваться красивого сочетания форм предметов, пластичности объемов, гибкости и изящества линий и, конечно, ясной смысловой связи изображаемых персонажей и предметов с сюжетом. Для этого выделяем главное - содержание происходящего действия.
Знакомство с искусством (беседы.)
Демонстрация отдельных произведений изобразительного искусства на уроках рисования с натуры, декоративной работы и рисования на темы позволяет ознакомить учащихся с применением изучаемых ими средств художественной выразительности в творчестве выдающихся художников.
Во время практических занятий рассказывается о свойствах рисовальных материалов, о правилах пользования инструментами необходимыми в художественных работах.
Важно учитывать, что ознакомления с изобразительным искусством проводятся в течение всего учебного года. В программе планируются беседы с учетом времени года, праздников и учебного материала практических занятий по изобразительному искусству.
3.3. Содержание программы третьего года обучения
Вводное.
Инструктаж по технике безопасности проводится 2 раза в год.
Вводное проводится на первом занятии.
Разъясняется план эвакуации из учебного заведения, где обучаются учащиеся, при пожаре или при других чрезвычайных происшествиях. Напоминаем детям ближайший запасной выход из учреждения. Выход с детьми осуществляется строем быстро и по порядку.
Далее по плану проводится беседа о правилах техники безопасности при работе с инструментами необходимыми в художественных работах. Объясняются правила пользования художественными принадлежностями. Беседуемо главных целях и задачах художественного образования в развитии личности
Основы изобразительной грамоты.
Основу любого произведения живописи, графики составляют рисунок, живопись, композиция. В свою очередь изобразительная грамотность и выразительность рисунка, живописной работы, композиции обусловлены знанием и использованием закономерностей конструктивного строения предметов, законов перспективы, светотени, цветоведения, пластической анатомии (при изображении человека)
В изобразительном искусстве рисование подразделяется на два основных вида: рисование с натуры и рисование на темы - тематические композиции.
Рисование с натуры. Изображается любой объект, расположенный в поле зрения. Последовательность рисования с натуры какого-либо предмета выражается в четком выделении каждого этапа работы - определение общего пространственного расположения данных предметов на листе бумаги, определение их пропорции, характерных очертаний, светотеневых отношений.
Рисование на темы (композиции) - это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Оно является одним из главных видов учебно-творческой деятельности школьников по изобразительному искусству, начиная с первого класса.
Все композиционные работы выполняются карандашом, а затем красками.
Используется иллюстрирование сказок, басен, рассказов, песен т.д. Прежде чем приступить к иллюстрированию, необходимо вспомнить содержание литературного произведения и выбрать для изображения наиболее понравившийся и запечатлевшийся в памяти, воображении эпизод.
Для рисования используются самые разнообразные материалы: карандаш, уголь, пастель, восковые цветные мелки, акварель, гуашь, перо, фломастер и т.д.
Методика правополушарного рисования основывается на развитии правого полушария, именно оно отвечает за творческие процессы.
Чтобы научиться рисовать, мы думаем надо много времени, нужны способности и склонности к рисованию, у многих возникают комплексы, что они не умеют рисовать! Правополушарное рисование позволяет убрать те блоки, и зажимы которые присутствовали в человеке.
Отличительной особенностью правополушарной живописи является то, что нет необходимости создания наброска простым карандашом, сразу начинается создание фона красками. А на фоне уже создаётся композиция.
Живопись - образы в цвете, их создают на поверхности слоем красок. Это отличает живопись от графики.
Декоративно - прикладное искусство.
Декоративно - оформительские работы - один из древнейших видов художественного творчества человека - в настоящее время находят самое широкое применение в его жизни, украшая быт, рабочую обстановку выступая в качестве одного из основных факторов его эстетического воспитания. Традиционным видом декоративно - оформительского искусства служит декоративно - прикладное искусство народных мастеров.
Основными видами декоративно - оформительских работ являются: рисование узоров и орнаментов, декоративно - оформительские работы, работы с природным материалом.
На занятиях рисования узоров знакомим ребят с новыми видами и типами узоров, с правилами стилизации реальных форм растительного и животного мира в декоративные узоры, с особенностями компоновки узора в полосе, круге, квадрате, треугольнике, с закономерностями декоративного оформления плоскости, объема, пространства (стена, потолок, ковер и т.д.), с национальными узорами и орнаментом различных народностей.
На декоративно - оформительских работах знакомим детей с оформлением и компоновкой плакатов, открыток, стенгазет, деталей интерьеров помещений, декораций и т.д. Используем аппликацию, рисование, композиции из природных материалов.
На занятиях работы с природным материалом создаем различные композиции из растений и камушек. Так же применяются засушенные растения (листья, ветки, корни, плоды, цветы), ракушки, перья птиц, кожа, деревянная фурнитура, скорлупки орехов и т.д.
Лепка.
Данный раздел программы ставит ряд важных учебно-воспитательных задач. На занятиях лепки учащиеся должны получить общие сведения об особенностях скульптуры как вида изобразительного искусства, керамики как вида скульптуры, лепки. Они должны узнать специфику изготовления керамических изделий, лепки с натуры, по памяти и по представлению и тематической скульптуры: простых предметов быта, животных и фигуры человека. Кроме этого, учащиеся должны научиться лепить из глины и пластилина с натуры (можно использовать тесто). Лепка с натуры животных и птиц проводится с чучел или живых моделей.
Процесс работы с натуры начинается с внимательного изучения и анализа изображаемого объекта, его конструктивного строения, характера объемной формы, пропорции, силуэта, особенностей соединения отдельных частей.
Особенно важно разобраться в закономерностях объема, перехода из одной формы в другую.
Начиная лепить по памяти, представлению и воображению, тематические формы, очень важно четко представить себе отличительные признаки деталей. Выполняются ряд набросков и эскизов карандашом как с натуры, так и по памяти и представлению. Причем изображаем объект с разных сторон. В лепке тематических композиции нужно добиваться красивого сочетания форм предметов, пластичности объемов, гибкости и изящества линий и, конечно, ясной смысловой связи изображаемых персонажей и предметов с сюжетом. Для этого выделяем главное - содержание происходящего действия.
Знакомство с искусством (беседы.)
Этот раздел имеет самостоятельное значение, но выполняет и вспомогательную роль при проработке различных заданий. Знакомимся с жанрами изобразительного искусства, историей изобразительного искусства на разных этапах времени.
Демонстрация отдельных произведений изобразительного искусства на уроках рисования с натуры, декоративной работы и рисования на темы позволяет ознакомить учащихся с применением изучаемых ими средств художественной выразительности в творчестве выдающихся художников.
Во время практических занятий объясняем детям правила смешения цветов, разведения красок, о свойствах рисовальных материалов, о правилах пользования инструментами необходимыми в художественных работах.
Важно учитывать, что ознакомления с изобразительным искусством проводятся в течении всего учебного года. В программе планируются беседы с учетом времени года, праздников и учебного материала практических занятий по изобразительному искусству.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия делятся на два метода обучения: практические работы и теорию (беседы).
В практических работах важно использование обучающимися самых разнообразных художественных материалов и техник: карандаши, акварель, гуашь, пастель, мелки, цветная бумага, ретушь, аппликация и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями, и самостоятельный выбор их воспитанниками содействует развитию художественно - творческих способностей, индивидуальности, самовыражению воспитанников.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа с элементами дизайна, лепка, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются особенности времени года и интересы учащихся.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Требования к помещению
Помещение должно быть хорошо освещенным как днем, так и вечером. Детские работы, а так же фонд студии (лучшие работы разных лет, натюрмортный фонд, методический и наглядный материал, раздаточные образцы) должны храниться в специальной комнате (лаборантской), размещенные на стеллажах.
Оборудование и материалы:
парты, стулья; доска;
учебные пособия и таблицы;
объяснительно-иллюстративный материал;
изделия народных промыслов;
репродукции картин;
натюрмортный фонд.
Необходимые технические средства обучения:
магнитофон;
диапроектор.
6. ЛИТЕРАТУРА
1. В.С. Кузин «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» 1984г. Издательство «Просвещение».
2. Под редакцией В.С. Кузина «Изобразительное искусство и художественный труд». Москва «Просвещение». А.О. «Учебная литература».
3. Т.С. Комарова «Обучение детей технике рисования». Москва. 1994г. АО «Столетие».
4. И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Когакова «Аппликационные работы в начальных классах» Москва «Просвещение» 1983г.
5. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников». Минск «Юнипресс» 2000г.
6. Под редакцией И.П. Глинской «Изобразительное искусство». Программы. Москва «Просвещение» 1991г.
7. В.Б. Розенвассер «Беседы об искусстве». Москва. «Просвещение» 1979г.
8. Под редакцией В.И. Романина «Воспитание и обучение детей шестого года жизни». Москва «Просвещение» 1987г.
9. Под редакцией В.И. Романина «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию». Москва. «Просвещение» 1979г.
10. Под редакцией О.Шматовой «Рисование в начальной школе». С-Петербург. Издательский дом «Нева». Москва. «Олма- пресс». 2001г.
11. И.П. Глинская «Изобразительное искусство». Киев. «Радянська школа».1978г.
12. В. Г. Машинитов «Дидактический материал по трудовому обучению. 1 класс» Москва «Просвещение» 1991г.
13. В. Г. Машинистов «Дидактический материал по трудовому обучению. 2 класс» Москва «Просвещение» 1991г.
14. В. Г. Машинистов «Дидактический материал по трудовому обучению. 3-4 кл.».Москва «Просвещение» 1991г.
Список литературы для учащихся.
1. Е. Каменева «Какого цвета радуга». Москва. 1975г.
2. «Все о технике: рисунок». Москва «Просвещение» 2002г
3. О. Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью». Москва «Эксмо». 2007г.
4. Г.П. Перепелкина «Уроки изобразительного искусства. Живопись» Москва «просвещение». 1991г.
5. Г.П. Перепелкина «Искусство смотреть и видеть» Москва «Просвещение».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.