Дополнительная общеобраз общеразвивающая программа естественнонаучной направленности направленности
Оценка 5

Дополнительная общеобраз общеразвивающая программа естественнонаучной направленности направленности

Оценка 5
Документация
pdf
химия +1
10.01.2024
Дополнительная общеобраз общеразвивающая программа естественнонаучной направленности направленности
Дополнительная общеобраз общеразвивающая программа ЕН направленности.pdf

 

 

1.       Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Химия и жизнь» имеет естественнонаучную направленность. Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на учащихся 8-х классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. 

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, а также занятие ориентировано на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества. 

Актуальность программы –соответствие основным направлениям социальноэкономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; 

Данный кружок адресован не только тем школьникам, которые любят химию и интересуются ею, но и тем, кто считает её сложным, скучным и бесполезным для себя школьным предметом, далёким от повседневной жизни обычного человека. 

Объём программы: 35 часов. 

Формы организации образовательного процесса: дистанционные.

Виды занятий: интерактивные лекции с последующими заданиями, практикумы, занятие – игра, самостоятельная работа учащихся. 

Срок освоения программы: программа «Химия и жизнь» рассчитана на 1 год. 

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. 

Цель программы: Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с веществами в лаборатории и в быту. 

Задачи программы: формировать у учащихся навыки безопасного и грамотного обращения с веществами; формировать практические умения и навыки разработки и выполнения химического эксперимента; развивать познавательную активность, самостоятельность, настойчивость в достижении цели; развивать мотивацию и интерес у учащихся к изучению химии в рамках школьной программы.

 

Особенности организации образовательного процесса: Набор детей в группы свободный, без предъявлений требований к уровню подготовленности обучающихся. Состав групп постоянный с участием детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Наполняемость учебных групп объединения до 8 человек одного возраста или разного.

Программа ориентирована на учащихся 8-х классов, количество детей в группе – до 8. 

Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты Обучающиеся научатся:

  основные принципы отношения к живой и неживой природе;

  умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием

  понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; Обучающиеся получат возможность научиться:

  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;

  экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  значения теоретических знаний для практической деятельности человека;

 

Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся:

  планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

  использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

  овладеть составляющими исследовательской деятельности; осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

Обучающиеся получат возможность:

  уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих; Познавательные Обучающиеся научатся:

  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы и в открытом информационном пространстве;

  использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  строить сообщения в устной и письменной форме;

  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

Обучающиеся научатся: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Обучающиеся получат возможность:

  работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер;

  работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства;

  уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Коммуникативные Обучающиеся научатся:

  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  формулировать собственное мнение и позицию;

  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  задавать вопросы;

  контролировать действия партнѐра.

Обучающиеся получат возможность:

  владеть монологической и диалогической формами речи;

  формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

 

Предметные результаты Обучающиеся научатся:

  называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

  выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;

  проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

  записывать химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу. 

 

 

Содержание учебного плана

 

Введение (1 час) Химические знания в жизни человека. Наблюдение и эксперимент как методы изучения химии. Вводный инструктаж. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. 

Практическая работа № 1:«Изучение строения пламени»

 

Химия и здоровье (4 часа) Экскурсия по аптечке. Лекарственные препараты. Виды лекарственных препаратов. Витамины, общая характеристика. Потребность человека в витаминах. Химия и техника безопасности в вашем доме. Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусной кислоты, перманганат калия, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т.п.). 

Практическая работа № 2 «Анализ содержимого домашней аптечки». Практическая работа № 3: «Определение йода в организме».

 

Химия и питание (8 часов) Химический состав и калорийность пищи. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. Пищевые добавки: консерванты, загустители, эмульгаторы, стабилизаторы, ароматизаторы, подсластители. Обозначение пищевых добавок. Влияние пищевых добавок на организм. Пищевые красители.

Роль микроэлементов в организме человека. Поваренная соль, значение для организма человека, суточная потребность, избыток и недостаток соли в организме, добавки к пищевой соли. Пищевая сода, химическая основа применения соды в хлебопечении.

Безалкогольные напитки: чай, кофе, газированные напитки, соки. Их влияние на организм человека. 

Практическая работа № 4: «Содержание крахмала в различных продуктах питания». Практическая работа № 5 «Изучение состава продуктов питания на содержание пищевых добавок»

Практическая работа № 6 «Мифы о газированных напитках. Правда или вымысел?».

 

Химия и красота (3 часа) История парфюмерии. Духи, химический состав духов. Декоративная косметика. Правила ухода за кожей. Средства ухода за зубами (зубные пасты, порошки). Дезодоранты. 

 

Химия и моющие средства (4 часа) Моющие средства в быту. Химический состав мыла, история мыловарения. Механизм действия мыла. Мыло. Основные типы СМС. Правила правильного и безопасного применения СМС. Отбеливатели (пероксидные, хлорные, серосодержащие), правила работы с отбеливателями. Жёсткость воды и её устранение. 

Образование и удаление накипи. Удаление пятен различного происхождения. 

 

Химия в саду и огороде (2 часа) Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Кислотность почвы, известкование. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений. Нитраты и нитриты, их влияние на организмы, ПДК.  

 

Химия и профессии (3 часа) Профессии, связанные с химией. 

 

Занимательное в истории химии (3 часа) История химии. Великие химики и их биография. История открытия химических элементов. Химия в современном мире. Современные материалы.

 

Влияние вредных привычек на организм человека (7 часов). Курение. Влияние курения на организм человека. Наркомания. Энергетические напитки.

Подготовка итоговых рефератов. Защита итоговых рефератов.

 

Темы рефератов:

1.       Синтетические моющие средства

2.       Аскорбиновая кислота и другие витамины

3.       Пищевые кислоты (уксусная, щавелевая, лимонная и т.д.)

4.       Ароматные средства

5.       Домашняя аптечка

6.       Техника выведения различных пятен

7.       Химия и косметика

8.       Искусственная пища: за и против

9.       Вещества на кухне

10.   Вещества в ванной

11.   Средства борьбы с «незваными гостями» (тараканы, мухи, мыши, комары и т.д.)

12.   Химия нашего организма

13.   Химия на нашем столе

14.   Химия в белом халате

15.   Химия в криминалистике

 

Итоговый урок. Повторение и обобщение. Викторина по изученному материалу.

 

        


Учебный план

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы занятия

Форма контроля

Всего

Теория 

Практика

1

Введение. Вещества вокруг нас. Практическая работа №1 «Изучение строения пламени».

1

1

 

Лекция

Практическая работа

Химия и здоровье

 

 

 

2

Экскурсия по аптечке. Практическая работа №2. «Анализ содержимого домашней аптечки».

1

1

 

Лекция

Практическая работа

3

Химия и техника безопасности в вашем доме. Оказание первой помощи.

1

1

 

Лекция

Творческое задание

4

Лекарства и их срок годности. Перекись водорода, перманганат калия, «Зеленка».

1

1

 

Лекция

Викторина

5

Раствор йода. Практическая работа №3 «Определение йода в организме».

1

1

 

Лекция

Практическая работа

Химия и питание

 

 

 

6

Химический состав пищи: белки, жиры, углеводы.

1

1

 

Лекция

Квест

7

Крахмал. Практическая работа №4 «Содержание крахмала в различных продуктах питания».

1

1

 

Лекция

Практическая работа

8

Пищевые добавки.

1

1

 

Лекция

Творческое задание

9

Практическая работа №5 «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»

1

1

 

Практическая работа

Анализ практической работы

10

Роль микроэлементов в организме человека.

1

1

 

Лекция

Задание

11

Химия в кастрюльке.

1

1

 

Лекция

Сообщение

12

Газированные напитки и их влияние на организм человека.

1

1

 

Лекция

Сообщение

13

Практическая работа № 6 ""Мифы" о газированных напитках. Правда или вымысел?"

1

1

 

Практическая работа

Отчет о выполненной работе

Химия и красота

 

 

 

14

Парфюмерия.

1

1

 

Лекция

Сообщение

15

Косметика. 

1

1

 

Лекция

Квест

16

Зубные пасты, их химический состав.  

1

1

 

Лекция

Практическое занятие

Химия и моющие средства  

 

 

 

 

17

История мыловарения. Химический состав мыла.

1

1

 

Лекция

Сообщение

18

Стиральный порошок.

1

1

 

Лекция

Задание

19

Техника выведения пятен. 

1

1

 

Лекция

Задания

20

Жесткость воды и ее устранение.

1

1

 

Лекция

Творческое задание

Химия в саду и огороде

 

 

 

 

21

Удобрения и их классификация.

1

1

 

Лекция

Тест

22

Нитраты и нитриты, их влияние на организмы.

1

1

 

Лекция

Творческое задание

Химия и профессии

 

 

 

 

23

Обзор профессий, требующих знания химии.

1

1

 

Лекция

Сообщение

24

Химия на службе правосудия.

1

1

 

Лекция

Задания

25

Химия и медицина.

1

1

 

Лекция

Кроссворд

Занимательное в истории химии

 

 

 

 

26

История химии 

1

1

 

Лекция

Задания

27

Галерея великих химиков

1

1

 

Лекция

Тест

28

История открытия химических элементов.

1

1

 

Лекция

Викторина

Влияние вредных привычек на организм человека

 

 

 

 

29

Курить – здоровью вредить!

1

1

 

Лекция

Эссе

30

Наркомания – опасное пристрастие.

1

1

 

Видео, лекция

Сообщение

31

Энергетические напитки: мифы и реальность.

1

1

 

Лекция

Эссе

32

Подготовка рефератов

1

1

 

-

Подготовка рефератов

33-

34

Защита рефератов

2

2

 

Защита рефератов

-

35

Итоговый урок

1

1

 

Игра

Викторина

 

 

35

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарный учебный график

 

п/п

Месяц

Число 

Время проведения занятия

Формы

занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

7

10:00

Лекция

1

Введение. Вещества вокруг нас. Практическая работа №1

«Изучение строения пламени».

Дистанционно

Практическая работа

2

Сентябрь

14

10:00

Лекция

1

Экскурсия по аптечке.

Практическая работа №2. «Анализ содержимого домашней аптечки».

Дистанционно

Практическая работа

3

Сентябрь

21

10:00

Лекция

1

Химия и техника безопасности в вашем доме. Оказание первой помощи.

Дистанционно

Творческое задание

4

Сентябрь

29

10:00

Лекция

1

Лекарства и их срок годности. Перекись водорода, перманганат калия, «Зеленка».

Дистанционно

Викторина

5

Октябрь

5

10:00

Лекция

1

Раствор йода. Практическая работа №3 «Определение йода в организме».

Дистанционно

Практическая работа

6

Октябрь

12

10:00

Лекция

1

Химический состав пищи: белки, жиры, углеводы.

Дистанционно

Квест

7

Октябрь

19

10:00

Лекция

1

Крахмал. Практическая работа №4 «Содержание крахмала в различных продуктах питания».

Дистанционно

Практическая работа

8

Октябрь

26

10:00

Лекция

1

Пищевые добавки.

Дистанционно

Творческое задание

9

Ноябрь

2

10:00

Практическая работа

1

Практическая работа №5 «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»

Дистанционно

Анализ практической работы

10

Ноябрь

9

10:00

Лекция

1

Роль микроэлементов в организме человека.

Дистанционно

Задание

11

Ноябрь

16

10:00

Лекция

1

Химия в кастрюльке.

Дистанционно

Сообщение

 

12

Ноябрь

23

10:00

Лекция

1

Газированные напитки и их влияние на организм человека.

Дистанционно

Сообщение

13

Ноябрь

30

10:00

Практическая работа

1

Практическая работа № 6 ""Мифы" о газированных напитках. Правда или вымысел?"

Дистанционно

Отчет о выполненной работе

14

Декабрь

7

10:00

Лекция

1

Парфюмерия.

Дистанционно

Сообщение

15

Декабрь

14

10:00

Лекция

1

Косметика. 

Дистанционно

Квест

16

Декабрь

21

10:00

Лекция

1

Зубные пасты, их химический состав.  

Дистанционно

Практическое занятие

17

Декабрь

28

10:00

Лекция

1

История мыловарения.

Химический состав мыла.

Дистанционно

Сообщение

18

Январь

11

10:00

Лекция

1

Стиральный порошок.

Дистанционно

Задание

19

Январь

18

10:00

Лекция

1

Техника выведения пятен. 

Дистанционно

Задания

20

Январь

25

10:00

Лекция

1

Жесткость воды и ее устранение.

Дистанционно

Творческое задание

21

Февраль

1

10:00

Лекция

1

Удобрения и их классификация.

Дистанционно

Тест

22

Февраль

8

10:00

Лекция

1

Нитраты и нитриты, их влияние на организмы.

Дистанционно

Творческое задание

23

Февраль

15

10:00

Лекция

1

Обзор профессий, требующих знания химии.

Дистанционно

Сообщение

24

Февраль

22

10:00

Лекция

1

Химия на службе правосудия.

Дистанционно

Задания

25

Март

1

10:00

Лекция

1

Химия и медицина.

Дистанционно

Кроссворд

26

Март

15

10:00

Лекция

1

История химии 

Дистанционно

Задания

27

Март

22

10:00

Лекция

1

Галерея великих химиков

Дистанционно

Тест

28

Март

29

10:00

Лекция

1

История открытия химических элементов.

Дистанционно

Викторина

29

Апрель

5

10:00

Лекция

1

Курить – здоровью вредить!

Дистанционно

Эссе

30

Апрель

12

10:00

Видео, лекция

1

Наркомания – опасное пристрастие.

Дистанционно

Сообщение

31

Апрель

19

10:00

Лекция

1

Энергетические напитки: мифы и реальность.

Дистанционно

Эссе

32

Апрель

26

10:00

-

1

Подготовка рефератов

Дистанционно

Подготовка рефератов

33-

34

Май

10

17

10:00

Защита рефератов

2

Защита рефератов

Дистанционно

-

35

Май

24

10:00

Игра

1

Итоговый урок

Дистанционно

Викторина

 

Дополнительная общеобраз общеразвивающая программа естественнонаучной направленности направленности

Дополнительная общеобраз общеразвивающая программа естественнонаучной направленности направленности

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Химия и жизнь» имеет естественнонаучную направленность

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Химия и жизнь» имеет естественнонаучную направленность

Метапредметные результаты Обучающиеся научатся: • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и…

Метапредметные результаты Обучающиеся научатся: • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и…

Обучающиеся получат возможность: • владеть монологической и диалогической формами речи; • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями…

Обучающиеся получат возможность: • владеть монологической и диалогической формами речи; • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями…

Химия и красота (3 часа) История парфюмерии

Химия и красота (3 часа) История парфюмерии

Учебный план № п/п

Учебный план № п/п

Химия и красота 14

Химия и красота 14

Подготовка рефератов 1 1 -

Подготовка рефератов 1 1 -

Октябрь 5 10:00

Октябрь 5 10:00

Январь 25 10:00

Январь 25 10:00
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2024