Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Химия и жизнь» имеет естественнонаучную направленность. Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на учащихся 8-х классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, а также занятие ориентировано на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.
Актуальность программы –соответствие основным направлениям социальноэкономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры;
Данный кружок адресован не только тем школьникам, которые любят химию и интересуются ею, но и тем, кто считает её сложным, скучным и бесполезным для себя школьным предметом, далёким от повседневной жизни обычного человека.
Объём программы: 35 часов.
Формы организации образовательного процесса: дистанционные.
Виды занятий: интерактивные лекции с последующими заданиями, практикумы, занятие – игра, самостоятельная работа учащихся.
Срок освоения программы: программа «Химия и жизнь» рассчитана на 1 год.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель программы: Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с веществами в лаборатории и в быту.
Задачи программы: формировать у учащихся навыки безопасного и грамотного обращения с веществами; формировать практические умения и навыки разработки и выполнения химического эксперимента; развивать познавательную активность, самостоятельность, настойчивость в достижении цели; развивать мотивацию и интерес у учащихся к изучению химии в рамках школьной программы.
Особенности организации образовательного процесса: Набор детей в группы свободный, без предъявлений требований к уровню подготовленности обучающихся. Состав групп постоянный с участием детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Наполняемость учебных групп объединения до 8 человек одного возраста или разного.
Программа ориентирована на учащихся 8-х классов, количество детей в группе – до 8.
Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты Обучающиеся научатся:
• основные принципы отношения к живой и неживой природе;
• умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; Обучающиеся получат возможность научиться:
• познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• значения теоретических знаний для практической деятельности человека;
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
• проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
• овладеть составляющими исследовательской деятельности; осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность:
• уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
• уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих; Познавательные Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы и в открытом информационном пространстве;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
Обучающиеся научатся: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Обучающиеся получат возможность:
• работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер;
• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства;
• уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Коммуникативные Обучающиеся научатся:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнѐра.
Обучающиеся получат возможность:
• владеть монологической и диалогической формами речи;
• формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
• аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
Предметные результаты Обучающиеся научатся:
• называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
• записывать химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу.
Содержание учебного плана
Введение (1 час) Химические знания в жизни человека. Наблюдение и эксперимент как методы изучения химии. Вводный инструктаж. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории.
Практическая работа № 1:«Изучение строения пламени»
Химия и здоровье (4 часа) Экскурсия по аптечке. Лекарственные препараты. Виды лекарственных препаратов. Витамины, общая характеристика. Потребность человека в витаминах. Химия и техника безопасности в вашем доме. Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусной кислоты, перманганат калия, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т.п.).
Практическая работа № 2 «Анализ содержимого домашней аптечки». Практическая работа № 3: «Определение йода в организме».
Химия и питание (8 часов) Химический состав и калорийность пищи. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. Пищевые добавки: консерванты, загустители, эмульгаторы, стабилизаторы, ароматизаторы, подсластители. Обозначение пищевых добавок. Влияние пищевых добавок на организм. Пищевые красители.
Роль микроэлементов в организме человека. Поваренная соль, значение для организма человека, суточная потребность, избыток и недостаток соли в организме, добавки к пищевой соли. Пищевая сода, химическая основа применения соды в хлебопечении.
Безалкогольные напитки: чай, кофе, газированные напитки, соки. Их влияние на организм человека.
Практическая работа № 4: «Содержание крахмала в различных продуктах питания». Практическая работа № 5 «Изучение состава продуктов питания на содержание пищевых добавок»
Практическая работа № 6 «Мифы о газированных напитках. Правда или вымысел?».
Химия и красота (3 часа) История парфюмерии. Духи, химический состав духов. Декоративная косметика. Правила ухода за кожей. Средства ухода за зубами (зубные пасты, порошки). Дезодоранты.
Химия и моющие средства (4 часа) Моющие средства в быту. Химический состав мыла, история мыловарения. Механизм действия мыла. Мыло. Основные типы СМС. Правила правильного и безопасного применения СМС. Отбеливатели (пероксидные, хлорные, серосодержащие), правила работы с отбеливателями. Жёсткость воды и её устранение.
Образование и удаление накипи. Удаление пятен различного происхождения.
Химия в саду и огороде (2 часа) Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Кислотность почвы, известкование. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений. Нитраты и нитриты, их влияние на организмы, ПДК.
Химия и профессии (3 часа) Профессии, связанные с химией.
Занимательное в истории химии (3 часа) История химии. Великие химики и их биография. История открытия химических элементов. Химия в современном мире. Современные материалы.
Влияние вредных привычек на организм человека (7 часов). Курение. Влияние курения на организм человека. Наркомания. Энергетические напитки.
Подготовка итоговых рефератов. Защита итоговых рефератов.
Темы рефератов:
1. Синтетические моющие средства
2. Аскорбиновая кислота и другие витамины
3. Пищевые кислоты (уксусная, щавелевая, лимонная и т.д.)
4. Ароматные средства
5. Домашняя аптечка
6. Техника выведения различных пятен
7. Химия и косметика
8. Искусственная пища: за и против
9. Вещества на кухне
10. Вещества в ванной
11. Средства борьбы с «незваными гостями» (тараканы, мухи, мыши, комары и т.д.)
12. Химия нашего организма
13. Химия на нашем столе
14. Химия в белом халате
15. Химия в криминалистике
Итоговый урок. Повторение и обобщение. Викторина по изученному материалу.
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Формы занятия |
Форма контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1 |
Введение. Вещества вокруг нас. Практическая работа №1 «Изучение строения пламени». |
1 |
1 |
|
Лекция |
Практическая работа |
Химия и здоровье |
|
|
|
|||
2 |
Экскурсия по аптечке. Практическая работа №2. «Анализ содержимого домашней аптечки». |
1 |
1 |
|
Лекция |
Практическая работа |
3 |
Химия и техника безопасности в вашем доме. Оказание первой помощи. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Творческое задание |
4 |
Лекарства и их срок годности. Перекись водорода, перманганат калия, «Зеленка». |
1 |
1 |
|
Лекция |
Викторина |
5 |
Раствор йода. Практическая работа №3 «Определение йода в организме». |
1 |
1 |
|
Лекция |
Практическая работа |
Химия и питание |
|
|
|
|||
6 |
Химический состав пищи: белки, жиры, углеводы. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Квест |
7 |
Крахмал. Практическая работа №4 «Содержание крахмала в различных продуктах питания». |
1 |
1 |
|
Лекция |
Практическая работа |
8 |
Пищевые добавки. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Творческое задание |
9 |
Практическая работа №5 «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок» |
1 |
1 |
|
Практическая работа |
Анализ практической работы |
10 |
Роль микроэлементов в организме человека. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Задание |
11 |
Химия в кастрюльке. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Сообщение |
12 |
Газированные напитки и их влияние на организм человека. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Сообщение |
13 |
Практическая работа № 6 ""Мифы" о газированных напитках. Правда или вымысел?" |
1 |
1 |
|
Практическая работа |
Отчет о выполненной работе |
Химия и красота |
|
|
|
|||
14 |
Парфюмерия. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Сообщение |
15 |
Косметика. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Квест |
16 |
Зубные пасты, их химический состав. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Практическое занятие |
Химия и моющие средства |
|
|
|
|
||
17 |
История мыловарения. Химический состав мыла. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Сообщение |
18 |
Стиральный порошок. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Задание |
19 |
Техника выведения пятен. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Задания |
20 |
Жесткость воды и ее устранение. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Творческое задание |
Химия в саду и огороде |
|
|
|
|
||
21 |
Удобрения и их классификация. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Тест |
22 |
Нитраты и нитриты, их влияние на организмы. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Творческое задание |
Химия и профессии |
|
|
|
|
||
23 |
Обзор профессий, требующих знания химии. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Сообщение |
24 |
Химия на службе правосудия. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Задания |
25 |
Химия и медицина. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Кроссворд |
Занимательное в истории химии |
|
|
|
|
||
26 |
История химии |
1 |
1 |
|
Лекция |
Задания |
27 |
Галерея великих химиков |
1 |
1 |
|
Лекция |
Тест |
28 |
История открытия химических элементов. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Викторина |
Влияние вредных привычек на организм человека |
|
|
|
|
||
29 |
Курить – здоровью вредить! |
1 |
1 |
|
Лекция |
Эссе |
30 |
Наркомания – опасное пристрастие. |
1 |
1 |
|
Видео, лекция |
Сообщение |
31 |
Энергетические напитки: мифы и реальность. |
1 |
1 |
|
Лекция |
Эссе |
32 |
Подготовка рефератов |
1 |
1 |
|
- |
Подготовка рефератов |
33- 34 |
Защита рефератов |
2 |
2 |
|
Защита рефератов |
- |
35 |
Итоговый урок |
1 |
1 |
|
Игра |
Викторина |
|
|
35 |
35 |
|
|
|
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Формы занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
Сентябрь |
7 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Введение. Вещества вокруг нас. Практическая работа №1 «Изучение строения пламени». |
Дистанционно |
Практическая работа |
2 |
Сентябрь |
14 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Экскурсия по аптечке. Практическая работа №2. «Анализ содержимого домашней аптечки». |
Дистанционно |
Практическая работа |
3 |
Сентябрь |
21 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Химия и техника безопасности в вашем доме. Оказание первой помощи. |
Дистанционно |
Творческое задание |
4 |
Сентябрь |
29 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Лекарства и их срок годности. Перекись водорода, перманганат калия, «Зеленка». |
Дистанционно |
Викторина |
5 |
Октябрь |
5 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Раствор йода. Практическая работа №3 «Определение йода в организме». |
Дистанционно |
Практическая работа |
6 |
Октябрь |
12 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Химический состав пищи: белки, жиры, углеводы. |
Дистанционно |
Квест |
7 |
Октябрь |
19 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Крахмал. Практическая работа №4 «Содержание крахмала в различных продуктах питания». |
Дистанционно |
Практическая работа |
8 |
Октябрь |
26 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Пищевые добавки. |
Дистанционно |
Творческое задание |
9 |
Ноябрь |
2 |
10:00 |
Практическая работа |
1 |
Практическая работа №5 «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок» |
Дистанционно |
Анализ практической работы |
10 |
Ноябрь |
9 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Роль микроэлементов в организме человека. |
Дистанционно |
Задание |
11 |
Ноябрь |
16 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Химия в кастрюльке. |
Дистанционно |
Сообщение |
12 |
Ноябрь |
23 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Газированные напитки и их влияние на организм человека. |
Дистанционно |
Сообщение |
13 |
Ноябрь |
30 |
10:00 |
Практическая работа |
1 |
Практическая работа № 6 ""Мифы" о газированных напитках. Правда или вымысел?" |
Дистанционно |
Отчет о выполненной работе |
14 |
Декабрь |
7 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Парфюмерия. |
Дистанционно |
Сообщение |
15 |
Декабрь |
14 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Косметика. |
Дистанционно |
Квест |
16 |
Декабрь |
21 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Зубные пасты, их химический состав. |
Дистанционно |
Практическое занятие |
17 |
Декабрь |
28 |
10:00 |
Лекция |
1 |
История мыловарения. Химический состав мыла. |
Дистанционно |
Сообщение |
18 |
Январь |
11 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Стиральный порошок. |
Дистанционно |
Задание |
19 |
Январь |
18 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Техника выведения пятен. |
Дистанционно |
Задания |
20 |
Январь |
25 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Жесткость воды и ее устранение. |
Дистанционно |
Творческое задание |
21 |
Февраль |
1 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Удобрения и их классификация. |
Дистанционно |
Тест |
22 |
Февраль |
8 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Нитраты и нитриты, их влияние на организмы. |
Дистанционно |
Творческое задание |
23 |
Февраль |
15 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Обзор профессий, требующих знания химии. |
Дистанционно |
Сообщение |
24 |
Февраль |
22 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Химия на службе правосудия. |
Дистанционно |
Задания |
25 |
Март |
1 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Химия и медицина. |
Дистанционно |
Кроссворд |
26 |
Март |
15 |
10:00 |
Лекция |
1 |
История химии |
Дистанционно |
Задания |
27 |
Март |
22 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Галерея великих химиков |
Дистанционно |
Тест |
28 |
Март |
29 |
10:00 |
Лекция |
1 |
История открытия химических элементов. |
Дистанционно |
Викторина |
29 |
Апрель |
5 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Курить – здоровью вредить! |
Дистанционно |
Эссе |
30 |
Апрель |
12 |
10:00 |
Видео, лекция |
1 |
Наркомания – опасное пристрастие. |
Дистанционно |
Сообщение |
31 |
Апрель |
19 |
10:00 |
Лекция |
1 |
Энергетические напитки: мифы и реальность. |
Дистанционно |
Эссе |
32 |
Апрель |
26 |
10:00 |
- |
1 |
Подготовка рефератов |
Дистанционно |
Подготовка рефератов |
33- 34 |
Май |
10 17 |
10:00 |
Защита рефератов |
2 |
Защита рефератов |
Дистанционно |
- |
35 |
Май |
24 |
10:00 |
Игра |
1 |
Итоговый урок |
Дистанционно |
Викторина |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.