02-14
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
муниципального района Мелеузовский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании Утверждаю
методического совета Директор МБОУ ДО ДДЮТ
МБОУ ДО ДДЮТ ____________ Р.Р. Якиев
Протокол № 1 от 29.08.2019 г. Приказ № 94 от 30.08.2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Башкорт йыры»
возраст детей - 7 до 17 лет
срок реализации – 2 года
Автор программы:
Кубагушева Ф.С.,
педагог дополнительного
образования
2019 год
I. Пояснительная записка
В процессе обучения учащиеся приобретают не только навыки пения и правильного поведения на сцене, но и приобщаются к культуре своего народа.
Данная программа составлена на основе образовательной программы творческого обединения «Башкирского и татарского фольклора «Кугарсен» Ибрагимовой Р.А., педагога дополнительного образования Центра детского творчества «Галактика» г.Екатеринбург
Актуальность данной программы очевидна, так как данная программа направлена на активное приобретение детьми музыкального и культурного богатства башкирского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы с ним соприкоснуться. Срок реализации программы - 2 года. Приём детей осуществляется с начала учебного года без специального отбора, единственный критерий – желание ребёнка.
Основной вид деятельности ансамбля – пение. Но через пение происходит изучение национальных традиций и обычаев, изучение родного языка, прививается любовь и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре соседствующих народов.
Цель программы – создать условия для реализации творческого потенциала учащихся посредством приобщения к культуре башкир через песенное творчество.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение национальной музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве башкирских композиторов; родного языка, традиций, обрядов;
- овладение практическими умениями и навыками владение вокально-хоровыми навыками. Пение на татарском, башкирском и русском языках, владение элементами башкирского танца, умение использовать их в играх, хороводах, различных видах музыкально-творческой деятельности: владение навыками выступлений на сцене. Умение владеть собой на концертных выступлениях, фестивалях, конкурсах, использовать свои знания в сюжетно-игровых программах;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к культуре своего народа, музыке; устойчивого интереса к фольклору, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Новизна программы заключается совмещение башкирской песни, танца включая в себя башкирский фольклор.
Реализация программы «Башкорт йыры» помогает решать задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности. Дети старшего возраста передают усвоенный материал младшим. А так же дети приобретают опыт массового исполнения обрядов и праздников, песен, такмаков (частушек) и т.д., участвуя в школьных и городских мероприятиях.
В программе рассматриваются разнообразные явления в культуре башкир их взаимодействие с творчеством других народов проживающих на данной территории. Обычаи, традиции, праздники соседствующих народов, их заимствования. Программа состоит из пяти разделов, шестой раздел за рамками учебной программы это - концертная деятельность.
Формы занятий:
- система специальных вокальных упражнений,
- индивидуальная работа с учащимися,
- работа в группе,
- организация практической деятельности;
- творческое выступление как результат этапа деятельности.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсии;
- конкурсы, фестивали, национальные праздники;
- вокал, хоровое пение, игры, танцы, хороводы;
- постановочная работа;
- поездки на региональные конкурсы, международные.
Занятия проводятся групповые и индивидуальные. Педагог на занятии - партнер в игре и сотворчестве. Дети активно участвуют в постановочной работе, в разработке вокально-хореографической композиции, родители помогают в организации и проведении праздников, сопровождают на фестивали и конкурсы. Оказывают помощь в пошиве костюмов.
Контингент учащихся
Возраст участников коллектива от 7 до 17 лет. Принадлежность к группе определяется не наличием возраста, а степенью подготовленности.
Режим работы
Работа в объединении ведется в 3 группах.
2 а группа (ансамбль) – 18ч в неделю, 648 часа в год;
2 б группа (индивидуальные занятия) – 5 часа в неделю, 180 часа в год;
2 в группа (индивидуальные занятия) – 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Вступление в ансамбль обуславливается наличием желания у ребенка - в первую очередь - и у родителей. Обоюдное желание ребенка и родителя дает положительный результат. Поэтому запись детей в ансамбль проводится после собеседования с родителями и детьми.
Методы освоения певческой традиции татар и башкир имеет свою особенность. Песни протяжные (озон кюй) отличаются объемным звуком большим диапазоном (до двух октав). Голосовой аппарат детей отличается хрупкостью, ранимостью. Грудной резонатор развит слабее, чем головной, диапазон не большой. Для последовательного расширения диапазона используются упражнения в распевании на развитие грудного и головного резонатора. На первом этапе берутся для разучивания простые по форме и содержанию песни т.о. решаются языковые проблемы. Пополняется словарный запас детей. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность, легкость вхождения в образы, дети легко вовлекаются в любую игру, именно в ней идет учебно-познавательная деятельность. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песне, к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроения песни. Кроме того, игры с пением – это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину. Так как каждый ребёнок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. В играх с пением дети упражняются в умении петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребёнок старается точно передать и мелодию, и текст, и главное то настроение ,которое несёт в себе данная песня. Таким образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к самостоятельному пению.
Содержание программы направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувство радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представление учащихся о музыкальных жанрах татар и башкир, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.
Ожидаемые результаты программы
Ожидаемые результаты программы объясняются ее педагогической целесообразностью, показывают, что изучение традиционной культуры в детстве позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Занятия проводятся во внеурочное время в учебном кабинете школы, соответствующим санитарно – гигиеническим нормам. Программа реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических работ (исполнение хороводов, песен, игр, плясок, театрализацию и т.д.). Ход занятия выстраивается с учётом возрастных особенностей детей. В начале занятия 5-7 минут отводится на распевание, 10 – 15 минут на теорию, оставшееся время - на практическую работу и 2-3 минуты на подведение итогов.
Учащиеся должны знать:
- основные праздники народного календаря башкир и татар;
- приёмы работы над песней;
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать певческую установку;
- чисто интонировать, выразительно петь сольно и в ансамбле ;
- самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
- применять полученные умения навыки в других сферах;
- рассказывать о народных праздниках, обычаях, обрядах, традициях и календарных приметах;
Формы подведения итогов и диагностики:
- наблюдение;
- самостоятельная работа.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный;
- текущий;
- итоговый;
- индивидуальный.
Проверить результаты обучения позволяют отчётные концерты, в конце учебного года, результаты участия ребят в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.
Сегодня коллектив – Лауреат районных, городских, реегональных фестивалей и конкурсов.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2019-2020 учебный год
Год обучения |
Дата нач. обучения по программе |
Дата оконч. обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
2 а |
03.09.19 г. |
31.05.20 г. |
36 |
72 |
648 |
18 часа в неделю |
2 б |
04.09.19 г. |
29.05.20 г. |
36 |
72 |
180 |
5 часа в неделю |
2 в |
02.09.19 г. |
28.05.20 г. |
36 |
72 |
144 |
4 часа в неделю |
Учебно-тематический план:
1 и 2 года обучения.
№ |
Содержание и виды работы |
Количество часов |
Итого |
Форма аттестации |
|
Тео-рия |
Прак-тика |
||||
1. |
Вводная часть. Детское народное творчество башкир. Особенности башкирского пения. Особенности башкирского алфавита |
2 |
2 |
4 |
Рассказ |
2. |
Диагностика. Прослушивание детских голосов |
2 |
2 |
4 |
Прослушивание |
3. |
Музыкально-теоретическая работа Строение голосового аппарата. Правила охраны детского голоса. Музыкальная выразительность, понятия о динамике и темпе. Приемы работы с ТСО, диском, флешкой, микрофоном. |
2 2
2 |
20 10
14 |
22 12
16 |
Прослушивание |
4. |
Вокально – исполнительская работа Певческая установка. Дикция. Артикуляция. Звуковедение. Певческое дыхание. Упражнения на дыхание по методике Стрельцовой А.Н. |
2 |
52 |
54 |
Прослушивание |
5. |
Прослушивание записей исполнителей башкирских народных песен, песен башкирских коспозиторов. |
2 |
4 |
6 |
Анализ. Рефлексия |
6. |
Элементы башкирского танца. Дробь, переменный шаг. |
2 |
20 |
22 |
Показ |
7. |
Сольное пение. Пение в ансамбле. Пение учебно-тренировочного материала |
2 |
68 |
70 |
Демонстрация |
8. |
Формирование музыкальной культуры |
2 |
4 |
6 |
Зачет |
|
Итого |
17 |
199 |
216 |
|
Концертная деятельность: репетиции, выступления на фестивалях, конкурсах, благотворительных концертах.
Примерный репертуарный план:
- «Айда, уйна курайсы»
- «Карабай»;
- «Анисанен кулдагена»;
- «Ерзан алдат атлай»;
- «Айзар гынайым»;
- «Башкортостан»;
- «Бейер ул»;
- «Косилка – молотилка»;
- «Тунарак такмактары».
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. Вводная часть.
- инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, флешки, колонки, микрофон, стойки под микрофон);
- детское народное творчество башкир .Особенности башкирского пения, языка;
- особенности башкирского алфавита;
- особенности исполнения башкирски песен.
Тема № 2. Диагностика. Диагностика, прослушивание голосов.
Тема № 3.Музыкально – теоретическая работа:
- строение голосового аппарата;
- правила охраны детского голоса;
- музыкальная выразительность, понятия о темпе и динамике;
- формирование представления о детском народном творчестве башкир;
- специфические гласные и согласные башкирского языка;
- понятие
«манера исполнения», постановка певческой задачи;
- особенности народного, вокального жанра (условия, предназначение);
- народная песня, танец, виды народных песен. Разучивание песен.
- пение учебно-тренировочного материала. Приёмы работы с микрофоном.
Тема № 4. Вокально-исполнительская работа:
- певческая установка;
- дикция;
- артикуляция;
- звуковедение;
- певеческое дыхание, упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельцовой.
4. Сольное пение:
- приемы сольного пения;
- приемы ансамблевого исполнения;
- знакомство с понятием - вокальный эстрадный ансамбль;
- слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения;
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков сольного и ансамблевого народного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.
- знакомство с приёмами ансамблевого исполнения – солист + подпевка, смена солистов);
- индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.
5. Концертно-исполнительская деятельность:
- подготовка номеров;
- участие на конкурсах, фестивалях, концертах, открытых уроках.
- творческий отчет.
6. Формирование музыкальной культуры:
- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального;
- обучение осмысленному и выразительному пению;
- обучение основным элементам башкирского танца.
- слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения артистов Башкортостана, как фактор расширения музыкального кругозора.)
- развитие умения координировать движения с музыкой;
- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения:
1.Общие требования к обстановке в кабинете:
- оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
- чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета;
- свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.
Техническое и материальное обеспечение:
- кабинет, содержащий ученические столы, стулья.
- стол педагога;
- пианино, баян;
- магнитолы;
- телевизор;
- DVD-плеер;
- CD-диски;
Учебно-методическое обеспечение:
- методические разработки;
- печатные пособия (ноты, сценарии праздников, альбомы с иллюстрациями, фотографиями, дидактические материалы и т.п.);
- репродукции картин, аудиовизуальные средства обучения (диафильмы, видеозаписи, аудиозаписи и т.д.);
- раздаточные материалы (платочки, флажки, ударные инструменты и т.п.);
Кадровое обеспечение:
Педагог, руководитель объединения «Алтынай», реализующий данную программу, владеет следующими профессиональными и личностными качествами:
- обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
- владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
- умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
- систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М. Просвещение 1983.
2. Асамикова Ф.Ш. игры и развлечения башкир. Уфа 1998.
3. Альмухаметов Р.В. Малютин И.П. Этнопедагогические взгляды просветителей Башкортостана. Уфа «Ватандаш» 1997.
4. Авторские педагогические проекты и программы внешкольных объединений детей и подростков. (Инновационные подходы) Челябинск. 1993.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М. 1999.
6. Государственный образовательный стандарт (Национально-региональный компонент образования в период детства, основного общего образования Свердловской области). Екатеринбург 1998.
7. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего (полного) образования. В.С. Леднева и др.-М. 1998.
8. Закон РФ «Об образовании» 23.01.1996.
9. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа. 1997.
10. Нестеров В.В. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей населения Свердловской области. Екатеринбург. 1995.
11. Нагаева Л. Башкирская народная хореография. Уфа. 1995.
12. Областной закон «Об образовании в Свердловской области». 1998.
13. Основные направления политики правительства Свердловской области в сфере образования и программы ее реализации на 1997-1998г.г.
14. Исламова Р.А. Азбука башкирского народно-сценического танца. Уфа-2006г.
Список литературы для детей:
1.Книга жизни. Уроки нравственности для детей.Казань: ООО «Издательский дом «Ак Барс», 2003г.
2 «Волшебные странички» сборник стихотворений Габдуллы Тукая для детей и диск с мультфильмами на татарском, русском и английском языках. 2011г.
3. М. Эрсен-Раш З.Г. Ураксин Учим Башкирский язык. 2011г.
4. К.С.Фаткуллова «Татарский язык-язык души моей». 2011г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.