ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов «Вокруг света»
Оценка 4.8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов «Вокруг света»

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
11.03.2024
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов «Вокруг света»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов «Вокруг света»
Программа кружка Вокруг света.docx

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 281»

 

 

 

«Утверждаю»

Директор школы

_______________Е. В. Юрчикова

«___» ________________2021 г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

(АДАПТИРОВАННАЯ) для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

«Вокруг света»

 

 

направленность: естественнонаучная

уровень программы: ознакомительный

 

Автор-составитель программы:

Варфоломеева А.Т.,

педагог дополнительного

образования.

 

 

 

Возраст обучающихся: 10-14 лет

Срок реализации: 1 год

Объём программы: 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2021 г.


 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1.

Комплекс основных характеристик                                                                    

1.1.            Пояснительная записка………………………………………      стр. 3

1.2.            Цель и задачи программы……………………………………      стр. 4

1.3.            Планируемые результаты…………………………………….     стр. 5

 

 

Раздел 2.

Содержание программы                                                                            

2.1.            Учебно-тематический план………………………………….      стр. 6

2.2.            Содержание программы……………………………………..       стр. 7

 

 

Раздел 3.

Комплекс организационно-педагогических условий

3.             

3.1.            Методическое обеспечение программы…………………….      стр.12

3.2.            Условия реализации программы…………………………….      стр.13

3.3.            Формы и виды контроля (аттестации)………………………      стр.13

3.4.            Информационное обеспечение программы…………………     стр.13

 


Раздел 1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

 

1.1.            пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность: естественнонаучная

Уровень программы: ознакомительный

Актуальность программы

Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка - психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.

Программа дополнительного образования детей «Вокруг света» -это совместная деятельность; сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи, верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Данная программа предполагает изучение внеурочного материала по географии, учитывая особые образовательные потребности детей с разной степенью нарушений развития, позволяет обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации данной программы, позволяют ребенку не только получить ответы, но и самому познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

 

Адресат программы программа предназначена для обучающихся по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Возраст обучающихся по программе: 10-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

Объём программы: 34 часа

Принцип комплектования групп- свободный. Для обучающихся по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 10-14 лет

Форма обучения – очная.

Методы обучения

·         объяснительно-иллюстративные,

·         частично-поисковые (вариативные задания),

·         творческие, практические.

Форма занятий - групповые 

Виды занятий – теоретические, практические

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Согласно заключениям ЦПМПК всем обучающимся данной категории рекомендовано формирование всех компонентов речи, формирование математических представлений, расширение знаний об окружающем мире, практических и учебных навыков. Опираясь на заключения, были поставлены следующие цель и задачи:

Цель программы:

        Целью реализации программы является создание условий для индивидуально-личностного развития и раскрытие познавательных способностей ребенка с ОВЗ через внеурочную деятельность.

Задачи программы:

Коррекционные:

·         Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

·         Формирование общедеятельностных умений и навыков: ориентировки в задании, планирования предстоящей деятельности, осуществления ее в соответствии с наглядным образцом и/или словесными указаниями учителя, самоконтроля и самооценки.

·         Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).

Образовательные:

·         формирование устойчивого интереса школьника к изучению географии и других естественных наук;

·         ознакомление учащегося с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

·         ознакомление учащегося с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

·         умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Воспитательные:

·         способствовать формированию у ребенка коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, бережное отношение к природе; 

·         воспитывать любовь к народным традициям;

·         воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность);

·         формировать чувство самоконтроля.

Развивающие:

·         побуждать и поддерживать стремление ребенка с ОВЗ к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями;

·         развивать творческие способности обучающихся;

·         содействовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, речи;

·         создавать условия для развития творческих способностей учащегося, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.


 

1.2.            ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

·         развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

·         развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

·         воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

·         формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Предметные результаты

·         получение географических знаний и умений школь­никами;

·         по­вышение интереса к занятиям во внеклассное время, чтение дополнительной литературы,

·         активное участие в обществен­но-полезной работе;

·         активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

·         приобретение практических навыков работы с интернет-ресурсами. 


 

Раздел 2.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.       

Комплектование групп: просмотр, собеседование, прослушивание.

 

-

 

Входная диагностика.

2.       

Вводное занятие

1

1

 

-

3.       

Наша родина - Россия

8

4

4

Текущий

 

4.       

Часть света: Европа. Страны

5

3

2

Текущий

 

5.       

Часть света: Азия. Страны

2

1

1

Текущий

 

6.       

Материки и континенты

9

4

5

Текущий

 

7.       

Климат Земли

4

2

2

Текущий

 

8.       

Человечество и океан

2

1

1

Текущий

 

9.       

Реки мира

2

1

1

Текущий

 

10.   

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итого:

34

17

17

 

 


 

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование раздела, темы

Форма проведения

Содержание. Теория. Практика.

Формы контроля

1. Вводное занятие: Происхождение Земли. Формирование Вселенной. Формирование материков и океанов

Беседа

Организационное занятие. Знакомство с планом работы. Происхождение Земли.

Формирование Вселенной. Формирование материков и

океанов

Входная диагностика

 

 

2. Наша родина - Россия. Географическое положение. История, государственная символика. Праздники

Игра-путешествие

«…Откуда есть пошла Русская земля…». Крупные города России. Как проходило освоение дальних русских земель. Достопримечательности

Индивидуальный опрос

3. Москва - столица нашей родины: рождение города, Москва белокаменная, Красная площадь, Кремль

Виртуальная экскурсия

Географическое положение Москвы на политической и физической карте России. Особенности географического положения города Москвы, округа и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.  Достопримечательности

Кроссворд

4. Север. Национальные и культурные ценности

Беседа. Показ-демонстрация

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири компактно проживающие в Российской Федерации. Сохранение уникальной этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Творческий отчет

5. Урал. Сибирь. Дальний Восток. Национальные и культурные ценности

Виртуальная экскурсия

Седой Урал. Уральские самоцветы. Знакомимся с природными красотами. Богатство Сибири

Опрос, творческий отчет

6. Черноземье, Северный Кавказ, Крым

Беседа. Показ-демонстрация

Черноземье России. Кавказские горы - самые

высокие горы России. Крымские. Различие гор по высоте размеру.

Творческий отчет

7. Поволжье: Самарская Лука, её мифы и легенды; Жигулёвские горы; народы Поволжья

Объяснение, беседа, показ-демонстрация

Историческое прошлое и настоящее Самарского края. Растения и животные заповедника «Самарская Лука», которые занесены в Красную книгу. Традиции народов Поволжья

Индивидуальный опрос

8. Европейская часть России: Калининград, Санкт-Петербург, Псков

Виртуальная экскурсия

Старинные русские города Европейской России.

Кроссворд

9. Животный и растительный мир России

Объяснение, беседа, показ-демонстрация

«На просторах нашей Родины» (животный и растительный мир России)

Тестирование

10. Часть света: Европа (страны и народы)

Виртуальная экскурсия

Части света. Европа. Страны.

 Творческий отчет

11. Дания - родина великого сказочника Андерсена

Рассказ, беседа, игра

Дания - природная теплица. Работа со словарем

Создаем электронный маршрут «По следам викингов».

12. Страна братьев Гримм - Германия

Объяснение, беседа, показ-демонстрация

Германия: кто такие немцы. Рур и Бавария. «Морские ворота Германии»

Кроссворд

13. Символы Европы - Эйфелева башня, Пизанская башня, Биг Бен и др.

Заполнение альбома путешествий

Франция называется Францией. Париж - столица Франции. Чем гордятся французы. Великобритания: кто такие англичане. Почему Великобританию называют Англией. Где мужчины ходят в юбках.

Создание рекламного проспекта туристического маршрута по странам Европы

14. Греция. Олимпийские игры. Мифы и легенды

Рассказ, беседа, виртуальная экскурсия

Греция: земля античных мифов. Афины – столица Греции. Где находится лабиринт Тесея

Творческий отчет

15. Восточная Азия: великий Китай (изобретения, культура, традиции)

Рассказ, беседа, виртуальная экскурсия

Китай: Пекин и Шанхай. Великая стена.

Составление проекта путешествия по стране

16. Южные соседи России (Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан и др.)

Беседа, игра-путешествие

Ближайшие южные соседи России. Территория - местоположение стран, площадь. Государственные символы стран

Подготовка визитной карточки стран (по выбору)

17. Большое путешествие в Африку. Знакомьтесь - Египет

Беседа. Показ-демонстрация

Особенности географического положения, климата, растительного и животного мира

Подготовка визитной карточки материка

18. Индонезия. Океания

Видео путешествие

Острова в Океане. Практические работы с картой атласа, глобусом, контурными картами. Работа со словарем

Творческий отчет

19. Континент и страна - Австралия, её коренные жители аборигены, маори. Растительный и животный мир

Беседа. Показ-демонстрация

Теория: первые европейцы в Австралии. «Неведомые южные земли». Ботанические редкости. Удивительные животные.  Австралийские аборигены. В городах Австралии

Подготовка визитной карточки материка

20. Южная Америка. Самые большие реки: Амазонка - величайшая река Земли; Парана, Ориноко

Беседа, объяснение, демонстрация, иллюстрации

Южная Америка. Колумбия - страна, названная именем Х. Колумба. Колумбийцы. Города и сокровища Колумбии. Бразилия - самая большая страна Ю. Америки. Тропические леса. Коста, сьерра и сельва Перу. Индейское прошлое. Лима- сердце Перу. Аргентина

Интерактивная карта туристических достопримечательностей Южной Америки

21. Северная Америка. Великие реки, озёра, водопады: Миссисипи, Мичиган, Онтарио, Ниагарский водопад

Беседа, объяснение, демонстрация, иллюстрации

Особенности географического положения, климата, растительного и животного мира. Реки и водопады. У Великих озер

Опрос, творческий отчет

22. Сравниваем природу Южной и Северной Америки

Игра «Южная и Северная Америка»

Сравниваем особенности природы Южной и северной Америки

Творческий отчет

23. Два полюса Земли. Путешествие к Северному полюсу

Интерактивное занятие

Исследователи полярных широт

Интерактивная карта

24. Антарктида. Путешествие к Южному полюсу

Беседа. Показ-демонстрация

Теория: ледяной купол планеты. Обитатели ледяных пустынь. Практика: Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?»

Творческий отчет

25. Прокладываем маршрут по карте от Арктики до Антарктики

Практическое занятие. Работа с

историческими и географическими

картами

От Арктики до Антарктики, суровая

жизнь в тундре. Исследователи полярных широт

Творческий отчет

26.Климатические пояса Земли. Погода

Беседа, игра-путешествие

Климат Земли: виды и характеристики климатических поясов

Сравниваем разные виды климата. Как они формируются

Презентация

27. Путешествуем по природным зонам мира

Беседа, игра-путешествие

Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности

Творческий отчет

28. Природные явления: торнадо, смерчи, землетрясения, цунами и др.

Беседа. Показ-демонстрация

Природные атмосферные катаклизмы - ураганы, бури, шторма, тайфуны, смерчи, торнадо и цунами.  

Тестирование

29. Обычаи народов Мира

Беседа. Показ-демонстрация

Образ народов современного мира. Культура, территория, быт

 

Презентация

30. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана

Викторина знатоков - океанологов, видео путешествие

Богатства Мирового океана. Знакомство с океанами планеты Земля

Викторина

31. «Цветные» моря на планете: Черное, Красное, Желтое, Белое

Видео путешествие, беседа.

Черное, Белое, Желтое и Красное: почему эти моря носят такие «цветные» названия

Творческий отчет

32. Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки

Видео путешествие, беседа.

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки

Опрос, творческий отчет

33. Значение рек и водопадов в природе и для человека

Видео путешествие, беседа.

Человек и вода

 

Творческий отчет

34. Итоговое мероприятие: викторина «Вокруг света»

Викторина

Подведение итогов. Формирование творческих познавательных интересов

 

 


 

Раздел 3.

КОМПЛЕКС организационно-педагогическиХ условияЙ

 

3.1 Методическое обеспечение программы

 

·        Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)

·        Душина И.В., Смоктунович Т.Л. Народы мира. Книга для чтения по географии.  М.: Баласс, 2004 г., 272 с.

·        Кузнецов А.П. География: Земля и люди. М.: «Просвещение», 2007. 175 с.

·        Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ярославль: Верхняя Волга, 1998.

·        Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.

·        Самые красивые места мира. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007 г., 180 с.

·        Самые красивые места планеты. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007 г., 480 с.

·        Томилин А.Н. Как люди изучали свою Землю. М.: Просвещение, 2008. 160 с.

·        Уильямс Л. Науки о Земле без тайн. М.: Эксмо, 2009. 432 с.

·        Энциклопедия чудес природы. М.: ЗАО «Издательский дом Ридерз дайджест», 2000 г., 456 с.

·        Белан Л.Г. Занимательная география. – Волгоград: Учитель, 2009.

·        От пирамид до небоскребов. – Москва, Современник, 1997.

·        Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2013.

·        Селищев Е.Н. География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии». Ярославль: Академия развития, 2006.

·        Я познаю мир. Страны и народы. – Москва, 2011.


 

условия реализации программы

Занятия кружка проводятся для обучающихся 5 класса, в количестве    15 обучающихся, по 1 часу в неделю, всего 36 часов. Данная программа кружка естественнонаучного направления рассчитана на один год обучения учащихся 10-14 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Помещение для проведения занятий светлое, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения.

Кабинет оснащен техническими средства обучения: проектор, компьютер, интерактивная доска. В процессе обучения учащиеся и педагог соблюдают правила техники безопасности.

Занятия проводит учитель высшей квалификационной категории.

 

 

 

Формы и виды контроля (аттестации)

 

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль;
  • самостоятельные работы.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.

 

 


 

Департамент образования и науки города

Департамент образования и науки города

СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик 1

СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик 1

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Согласно заключениям

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Согласно заключениям

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты освоения программы:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты освоения программы:

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Черноземье, Северный Кавказ, Крым

Черноземье, Северный Кавказ, Крым

Восточная Азия: великий Китай (изобретения, культура, традиции)

Восточная Азия: великий Китай (изобретения, культура, традиции)

Онтарио, Ниагарский водопад

Онтарио, Ниагарский водопад

Человечество и океан. Тайны глубин

Человечество и океан. Тайны глубин

Раздел 3. КОМПЛЕКС организационно-педагогическиХ условияЙ 3

Раздел 3. КОМПЛЕКС организационно-педагогическиХ условияЙ 3

Занятия кружка проводятся для обучающихся 5 класса, в количестве 15 обучающихся, по 1 часу в неделю, всего 36 часов

Занятия кружка проводятся для обучающихся 5 класса, в количестве 15 обучающихся, по 1 часу в неделю, всего 36 часов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024