Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 281»
«Утверждаю» Директор школы _______________Е. В. Юрчикова «___» ________________2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(АДАПТИРОВАННАЯ) для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
«Вокруг света»
направленность: естественнонаучная
уровень программы: ознакомительный
Автор-составитель программы:
Варфоломеева А.Т.,
педагог дополнительного
образования.
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1 год
Объём программы: 34 часа
Москва, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.
Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка……………………………………… стр. 3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………… стр. 4
1.3. Планируемые результаты……………………………………. стр. 5
Раздел 2.
Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план…………………………………. стр. 6
2.2. Содержание программы…………………………………….. стр. 7
Раздел 3.
Комплекс организационно-педагогических условий
3.
3.1. Методическое обеспечение программы……………………. стр.12
3.2. Условия реализации программы……………………………. стр.13
3.3. Формы и виды контроля (аттестации)……………………… стр.13
3.4. Информационное обеспечение программы………………… стр.13
Раздел 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный
Актуальность программы
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка - психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Программа дополнительного образования детей «Вокруг света» -это совместная деятельность; сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи, верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Данная программа предполагает изучение внеурочного материала по географии, учитывая особые образовательные потребности детей с разной степенью нарушений развития, позволяет обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации данной программы, позволяют ребенку не только получить ответы, но и самому познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Адресат программы – программа предназначена для обучающихся по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Возраст обучающихся по программе: 10-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Объём программы: 34 часа
Принцип комплектования групп- свободный. Для обучающихся по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 10-14 лет
Форма обучения – очная.
Методы обучения
· объяснительно-иллюстративные,
· частично-поисковые (вариативные задания),
· творческие, практические.
Форма занятий - групповые
Виды занятий – теоретические, практические
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Согласно заключениям ЦПМПК всем обучающимся данной категории рекомендовано формирование всех компонентов речи, формирование математических представлений, расширение знаний об окружающем мире, практических и учебных навыков. Опираясь на заключения, были поставлены следующие цель и задачи:
Цель программы:
Целью реализации программы является создание условий для индивидуально-личностного развития и раскрытие познавательных способностей ребенка с ОВЗ через внеурочную деятельность.
Задачи программы:
Коррекционные:
· Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
· Формирование общедеятельностных умений и навыков: ориентировки в задании, планирования предстоящей деятельности, осуществления ее в соответствии с наглядным образцом и/или словесными указаниями учителя, самоконтроля и самооценки.
· Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
Образовательные:
· формирование устойчивого интереса школьника к изучению географии и других естественных наук;
· ознакомление учащегося с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
· ознакомление учащегося с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
· умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Воспитательные:
· способствовать формированию у ребенка коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, бережное отношение к природе;
· воспитывать любовь к народным традициям;
· воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность);
· формировать чувство самоконтроля.
Развивающие:
· побуждать и поддерживать стремление ребенка с ОВЗ к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями;
· развивать творческие способности обучающихся;
· содействовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, речи;
· создавать условия для развития творческих способностей учащегося, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
· развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
· воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
· формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Предметные результаты
· получение географических знаний и умений школьниками;
· повышение интереса к занятиям во внеклассное время, чтение дополнительной литературы,
· активное участие в общественно-полезной работе;
· активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
· приобретение практических навыков работы с интернет-ресурсами.
Раздел 2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п |
Названия разделов и тем |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1. |
Комплектование групп: просмотр, собеседование, прослушивание. |
|
- |
|
Входная диагностика. |
2. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
- |
3. |
Наша родина - Россия |
8 |
4 |
4 |
Текущий
|
4. |
Часть света: Европа. Страны |
5 |
3 |
2 |
Текущий
|
5. |
Часть света: Азия. Страны |
2 |
1 |
1 |
Текущий
|
6. |
Материки и континенты |
9 |
4 |
5 |
Текущий
|
7. |
Климат Земли |
4 |
2 |
2 |
Текущий
|
8. |
Человечество и океан |
2 |
1 |
1 |
Текущий
|
9. |
Реки мира |
2 |
1 |
1 |
Текущий
|
10. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
Итого: |
34 |
17 |
17 |
|
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование раздела, темы |
Форма проведения |
Содержание. Теория. Практика. |
Формы контроля |
1. Вводное занятие: Происхождение Земли. Формирование Вселенной. Формирование материков и океанов |
Беседа |
Организационное занятие. Знакомство с планом работы. Происхождение Земли. Формирование Вселенной. Формирование материков и океанов |
Входная диагностика
|
2. Наша родина - Россия. Географическое положение. История, государственная символика. Праздники |
Игра-путешествие |
«…Откуда есть пошла Русская земля…». Крупные города России. Как проходило освоение дальних русских земель. Достопримечательности |
Индивидуальный опрос |
3. Москва - столица нашей родины: рождение города, Москва белокаменная, Красная площадь, Кремль |
Виртуальная экскурсия |
Географическое положение Москвы на политической и физической карте России. Особенности географического положения города Москвы, округа и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. Достопримечательности |
Кроссворд |
4. Север. Национальные и культурные ценности |
Беседа. Показ-демонстрация |
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири компактно проживающие в Российской Федерации. Сохранение уникальной этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока |
Творческий отчет |
5. Урал. Сибирь. Дальний Восток. Национальные и культурные ценности |
Виртуальная экскурсия |
Седой Урал. Уральские самоцветы. Знакомимся с природными красотами. Богатство Сибири |
Опрос, творческий отчет |
6. Черноземье, Северный Кавказ, Крым |
Беседа. Показ-демонстрация |
Черноземье России. Кавказские горы - самые высокие горы России. Крымские. Различие гор по высоте размеру. |
Творческий отчет |
7. Поволжье: Самарская Лука, её мифы и легенды; Жигулёвские горы; народы Поволжья |
Объяснение, беседа, показ-демонстрация |
Историческое прошлое и настоящее Самарского края. Растения и животные заповедника «Самарская Лука», которые занесены в Красную книгу. Традиции народов Поволжья |
Индивидуальный опрос |
8. Европейская часть России: Калининград, Санкт-Петербург, Псков |
Виртуальная экскурсия |
Старинные русские города Европейской России. |
Кроссворд |
9. Животный и растительный мир России |
Объяснение, беседа, показ-демонстрация |
«На просторах нашей Родины» (животный и растительный мир России) |
Тестирование |
10. Часть света: Европа (страны и народы) |
Виртуальная экскурсия |
Части света. Европа. Страны. |
Творческий отчет |
11. Дания - родина великого сказочника Андерсена |
Рассказ, беседа, игра |
Дания - природная теплица. Работа со словарем |
Создаем электронный маршрут «По следам викингов». |
12. Страна братьев Гримм - Германия |
Объяснение, беседа, показ-демонстрация |
Германия: кто такие немцы. Рур и Бавария. «Морские ворота Германии» |
Кроссворд |
13. Символы Европы - Эйфелева башня, Пизанская башня, Биг Бен и др. |
Заполнение альбома путешествий |
Франция называется Францией. Париж - столица Франции. Чем гордятся французы. Великобритания: кто такие англичане. Почему Великобританию называют Англией. Где мужчины ходят в юбках. |
Создание рекламного проспекта туристического маршрута по странам Европы |
14. Греция. Олимпийские игры. Мифы и легенды |
Рассказ, беседа, виртуальная экскурсия |
Греция: земля античных мифов. Афины – столица Греции. Где находится лабиринт Тесея |
Творческий отчет |
15. Восточная Азия: великий Китай (изобретения, культура, традиции) |
Рассказ, беседа, виртуальная экскурсия |
Китай: Пекин и Шанхай. Великая стена. |
Составление проекта путешествия по стране |
16. Южные соседи России (Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан и др.) |
Беседа, игра-путешествие |
Ближайшие южные соседи России. Территория - местоположение стран, площадь. Государственные символы стран |
Подготовка визитной карточки стран (по выбору) |
17. Большое путешествие в Африку. Знакомьтесь - Египет |
Беседа. Показ-демонстрация |
Особенности географического положения, климата, растительного и животного мира |
Подготовка визитной карточки материка |
18. Индонезия. Океания |
Видео путешествие |
Острова в Океане. Практические работы с картой атласа, глобусом, контурными картами. Работа со словарем |
Творческий отчет |
19. Континент и страна - Австралия, её коренные жители аборигены, маори. Растительный и животный мир |
Беседа. Показ-демонстрация |
Теория: первые европейцы в Австралии. «Неведомые южные земли». Ботанические редкости. Удивительные животные. Австралийские аборигены. В городах Австралии |
Подготовка визитной карточки материка |
20. Южная Америка. Самые большие реки: Амазонка - величайшая река Земли; Парана, Ориноко |
Беседа, объяснение, демонстрация, иллюстрации |
Южная Америка. Колумбия - страна, названная именем Х. Колумба. Колумбийцы. Города и сокровища Колумбии. Бразилия - самая большая страна Ю. Америки. Тропические леса. Коста, сьерра и сельва Перу. Индейское прошлое. Лима- сердце Перу. Аргентина |
Интерактивная карта туристических достопримечательностей Южной Америки |
21. Северная Америка. Великие реки, озёра, водопады: Миссисипи, Мичиган, Онтарио, Ниагарский водопад |
Беседа, объяснение, демонстрация, иллюстрации |
Особенности географического положения, климата, растительного и животного мира. Реки и водопады. У Великих озер |
Опрос, творческий отчет |
22. Сравниваем природу Южной и Северной Америки |
Игра «Южная и Северная Америка» |
Сравниваем особенности природы Южной и северной Америки |
Творческий отчет |
23. Два полюса Земли. Путешествие к Северному полюсу |
Интерактивное занятие |
Исследователи полярных широт |
Интерактивная карта |
24. Антарктида. Путешествие к Южному полюсу |
Беседа. Показ-демонстрация |
Теория: ледяной купол планеты. Обитатели ледяных пустынь. Практика: Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?» |
Творческий отчет |
25. Прокладываем маршрут по карте от Арктики до Антарктики |
Практическое занятие. Работа с историческими и географическими картами |
От Арктики до Антарктики, суровая жизнь в тундре. Исследователи полярных широт |
Творческий отчет |
26.Климатические пояса Земли. Погода |
Беседа, игра-путешествие |
Климат Земли: виды и характеристики климатических поясов Сравниваем разные виды климата. Как они формируются |
Презентация |
27. Путешествуем по природным зонам мира |
Беседа, игра-путешествие |
Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности |
Творческий отчет |
28. Природные явления: торнадо, смерчи, землетрясения, цунами и др. |
Беседа. Показ-демонстрация |
Природные атмосферные катаклизмы - ураганы, бури, шторма, тайфуны, смерчи, торнадо и цунами. |
Тестирование |
29. Обычаи народов Мира |
Беседа. Показ-демонстрация |
Образ народов современного мира. Культура, территория, быт
|
Презентация |
30. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана |
Викторина знатоков - океанологов, видео путешествие |
Богатства Мирового океана. Знакомство с океанами планеты Земля |
Викторина |
31. «Цветные» моря на планете: Черное, Красное, Желтое, Белое |
Видео путешествие, беседа. |
Черное, Белое, Желтое и Красное: почему эти моря носят такие «цветные» названия |
Творческий отчет |
32. Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки |
Видео путешествие, беседа. |
Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки |
Опрос, творческий отчет |
33. Значение рек и водопадов в природе и для человека |
Видео путешествие, беседа. |
Человек и вода
|
Творческий отчет |
34. Итоговое мероприятие: викторина «Вокруг света» |
Викторина |
Подведение итогов. Формирование творческих познавательных интересов |
|
Раздел 3.
КОМПЛЕКС организационно-педагогическиХ условияЙ
3.1 Методическое обеспечение программы
· Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)
· Душина И.В., Смоктунович Т.Л. Народы мира. Книга для чтения по географии. М.: Баласс, 2004 г., 272 с.
· Кузнецов А.П. География: Земля и люди. М.: «Просвещение», 2007. 175 с.
· Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ярославль: Верхняя Волга, 1998.
· Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.
· Самые красивые места мира. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007 г., 180 с.
· Самые красивые места планеты. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007 г., 480 с.
· Томилин А.Н. Как люди изучали свою Землю. М.: Просвещение, 2008. 160 с.
· Уильямс Л. Науки о Земле без тайн. М.: Эксмо, 2009. 432 с.
· Энциклопедия чудес природы. М.: ЗАО «Издательский дом Ридерз дайджест», 2000 г., 456 с.
· Белан Л.Г. Занимательная география. – Волгоград: Учитель, 2009.
· От пирамид до небоскребов. – Москва, Современник, 1997.
· Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2013.
· Селищев Е.Н. География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии». Ярославль: Академия развития, 2006.
· Я познаю мир. Страны и народы. – Москва, 2011.
условия реализации программы
Занятия кружка проводятся для обучающихся 5 класса, в количестве 15 обучающихся, по 1 часу в неделю, всего 36 часов. Данная программа кружка естественнонаучного направления рассчитана на один год обучения учащихся 10-14 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Помещение для проведения занятий светлое, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения.
Кабинет оснащен техническими средства обучения: проектор, компьютер, интерактивная доска. В процессе обучения учащиеся и педагог соблюдают правила техники безопасности.
Занятия проводит учитель высшей квалификационной категории.
Формы и виды контроля (аттестации)
Для отслеживания результатов
предусматриваются следующие формы контроля:
тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
итоговый контроль в формах:
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.