ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА декоративно-прикладного творчества «Мир декора»
Оценка 4.9

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА декоративно-прикладного творчества «Мир декора»

Оценка 4.9
doc
07.05.2020
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА декоративно-прикладного творчества «Мир декора»
программа МИр декора 3 года обучения.doc

Муниципальное казенное учреждение Отдел образования
администрации города Армянска Республики Крым

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского и юношеского творчества»

города Армянска Республики Крым

 

 

 

ПРИНЯТО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом                                                   Директор

МБОУ ДО «ЦДЮТ»  г.Армянска                                    МБОУ ДО «ЦДЮТ»  г.Армянска

протокол от  «___»___20___г. № ____                            _____________ Э.В.Петренко                                                                                                                                                                                 

                                                                                            приказ  «___»_____20____г. № ___     

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

декоративно-прикладного творчества

«Мир декора»

 

 

 

 

 

 

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественная

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 3 года

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 7-18 лет

 

 

 

 

 

                                                 Разработчик  программы:

                                                 Семенова Татьяна Владимировна –                    

                                                 педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Армянск - 2018г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Декоративно-прикладное искусство имеет большое значение в духовном развитии учащихся, в их эстетическом и трудовом воспитании. Своими корнями декоративно-прикладное искусство уходит в народное творчество. Народное творчество – это основа всей художественной культуры народов,это корневая система, питающая дерево современной культуры. Изучения декоративно – прикладного искусства, их специфики, способствует развитию эстетического чувства и художественного вкуса, накоплению теоретических знаний и развитию способностей личности, её творческой направленности и познавательной активности.

Приёмы и навыки декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, позволяют достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерным чередованием цветов, использованием фона, составлением композиций. Доступность этих приёмов даёт возможность творчески развиваться с этой целью и была разработана данная программа.

Дополнительная общеразвивающая программа АРТ-студии «Мир декора», в основу которой положены следующие программы:   

–  Авторская программа по декоративно-прикладному искусству Корчагиной А. В. «Остановись, мгновение». Чусовой, 2015 г;                                            

Дополнительная общеразвивающая программа.   Бойко А. Ю. «Художественная роспись». Геленджик, 2015 г.

 – Учебная программа ПО.01.УП.04 «Волшебство росписи и декора», «Полазненская детская школа искусств», 2013 г.

Нормативные правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая  программа:

Федеральный уровень

1.      Конституция Российской Федерации от 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к  Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

2.      Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

3.      Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

4.      Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5.      «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).

6.      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Региональный уровень

7.      Конституция Республики Крым. Принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года

8.      Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».  Принят Государственным Советом Республики Крым 17 июня 2015 года. Вступает в силу 1 января 2016 года.

 Локальные акты

9.      Положение о требованиях к  дополнительным общеразвивающим программам,  утвержденным  приказом «ЦДЮТ» города  Армянска от 12.01.2015г. №07

 

Направленность программы.

            Является по содержанию:

-          художественно-эстетической;                                                                                              

-          по функциональному предназначению учебно-познавательной,общекультурной;                                                                                                            

-   по форме организации — индивидуально ориентированной,студийной, прикладной, досуговой;

-          по времени реализации — длительной подготовки (3 года)

Данная программа АРТ-студии «Мир декора» предполагает обучение детей по основным разделам: роспись, декорирование предметов интерьера, сувениров, подарков, лепка, папье-маше и  технике «декупаж».

Программа способствует развитию уверенности в своих силах, формированию самооценки, готовности к творческому самовыражению в любой сфере трудовой деятельности.

Актуальность  

Программа актуальна на сегодняшний день, так как работа с детьми идёт в пору расцвета декоративной живописи в искусстве, а значит, связь с традициями народных росписей продолжается.Изучая декоративно-прикладное искусство, обучающиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создает не только полезные, но и красивые изделия. Занятия откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время.

           Новизна, отличительные особенности программы Данная программа по декоративно - прикладному искусству построена с учётом специфики дополнительного образования детей. Программа не предусматривает изучение только одного вида художественной деятельности, предлагает широкий спектр творческих работ из различных групп художественных материалов. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, элементы

ручной лепки, элементы росписи. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным. Данная образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промысла, технику росписи и основных композиционных приемов. В программе для обучения детей выбраны традиционные росписи: Городецкая, Полхов-Майдановская, Хохломская, Петриковская, Дымковская,  Гжель, Крымско-татарский орнамент .

Отличительной особенностью данной программы является то, что результатом овладения навыками и знаниями, являются расписанные, декорированные учащимися предметы быта и интерьера.

Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся. Развивает творческие способности в области декоративно – прикладного искусства, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении  с другими.

Программа  разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

-   принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); 

- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии, метод проектов и т.д.);

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов и др.); 

средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов   и  материалов в расчете на объединение детей).

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики.

          Цель: развитие художественных способностей и склонностей учащихся к народному искусству через декоративно-прикладное искусство - лепку и роспись.

Основной задачей занятий в Арт-студии является развитие художественно-творческих способностей обучающихся путём целенаправленного, организованного и поэтапного обучения.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

        Обучающие: 

- Дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов ДПИ.

- Познакомить детей с терминологией, техниками работы, видами росписей;

- Познакомить  с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, фактурные поверхности, соленое тесто, пластика - масса.

       На первом году обучения :

- Познакомить   детей    с    истоками    искусства    мастеров,    краткой историей;

- Познакомить с различными видами декоративной росписи.

- Научить  сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие

- Учить составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи;

- Познакомить с  нетрадиционными техниками  ДПИ, уметь  их использовать 

и получать удовольствие от своей работы;

- Познакомить  с традициями народного искусства по лепке из глины;

- Использовать в работе некоторые виды нетрадиционного рисования

- Научить лепить из глины, пластилина изделия, используя разнообразные способы.

- Познакомить  с оборудованием и различными пластическими материалами.

      На втором году обучения:

- Познакомить детей со способами деятельности: лепкой из пластилина, солёного теста, глины различных игрушек, декоративных панно, коллективных композиций

-  Продолжать знакомить с различными видами народного декоративно-прикладного искусства;         

– Учить выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции;

– Учить расписывать изделие в соответствии с народной росписью;                              

–  Научить использовать разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой; 

– Научить применять в работе полученные знания, умения и навыки.

      На третем  году обучения :

- Научить детей работать по образцу и плану, предложенному педагогом ,самостоятельно анализировать полученный результат;

- Научить самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях;

- Научить  подбирать и составлять собственное изображение

- Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

- Учить детей применять полученные знания и умения в дальнейшей жизни.

- Обучать  детей  изготовлению и росписи зделий по отдельным видам декоративно-прикладного искусства;.

- Учить расписывать изделие в соответствии с народной росписью;                              

– Познакомить с техникой лепки из холодного фарфора и полимерной глины;вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству,

- Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

      Развивающие:

- Развивать интерес к различным нетрадиционным способам лепки и оформления предметов;

Формировать нравственно-эмоциональную культуру;

- Развивать творческие способности и экспериментирование

- Развитие фантазии, стилизация формы при умении создавать художественный образ.

- Формирование художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе техники холодного фарфора и полимерной гнины.

     Воспитательные:

– Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности

- Эстетически воспитывать обучающихся, формировать и духовную культуру и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника;

- Воспитывать отзывчивость на прекрасное в окружающей действитель­ности и в произведениях изобразительного искусства.

- Воспитывать уважение и интерес к различным видам декоративного искусства;

- Закреплять навыки коллективной работы и приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.

      Возраст обучающихся,  участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на детей 7-18 лет.

            Обучающиеся формируются в группы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей. Допускается разница в возрасте от одного до трех лет. Учащиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.

Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

К освоению программы принимаются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которым согласно медицинскому заключению не противопоказано обучение в Учреждении дополнительного образования по реализуемым направленностям и профилям.

При необходимости, для данных обучающихся могут быть созданы адаптированные программы обучения. Образование детей с ОВЗ может быть организовано в форме совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе, если это не препятствует успешному освоению образовательной  программы всеми обучающимися.

            Наполняемость в группах на основании норм СанПиН 2.4.4.3172-14 (Мастерские

прикладного искусства и композиции 4,5 кв.м на 1 ребенка, 39,8 / 4,5 = 9 чел.) составляет:

1 год обучения -9 человек;

2- 3 года обучения 9- человек;

       Срок реализации программы. Программа студии рассчитана на 3 года обучения.  

Количество учебных часов составляет:

1год обучения-  144 часа в год,  с недельной нагрузкой 4 часа.

2 год обучения – 144 часов в год, с недельной нагрузкой 4 часа

3 год обучения-  216 часов в год, с недельной нагрузкой 6 часов

Выпускники получают свидетельство о прохождении обучения по дополнительной образовательной общеразвивающей программе

На полное освоение программы требуется 504 учебных часа.

            Формы организации деятельности:

Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.

Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:

по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая;

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, семинар, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетная выставка и т.д.;

            по дидактической цели — вводное занятие занятие по изучению нового материала; занятие по применению и совершенствованию знаний, учений и навыков; комбинированное занятие; занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков;  занятие контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Режим занятий

Год обучения

Количество рабочих недель

Количество в неделю

Количество в год

занятий

Число и продолжительность занятий в день

Часов/минут

занятий

часов

1

36

2

2 по 45 мин.

4

72

144

2

36

2

2 по 45 мин.

4

72

144

3

36

2

3 по 45 мин.

6

72

216

Интенсификация учебно-тематического плана возможна в объеме не более 10% от общего количества часов в случае:

изменения режима работы учреждения;

по причине больничного листа;

командировки;

перераспределения часов в связи с уменьшением количества детей в группе (50% и более), закрытие группы из-за недобора и т.п.

Интенсификация учебно-тематического плана осуществляется путем уплотнения учебного материала за счет часов практических занятий, самостоятельного изучения тем.

Ожидаемые результаты. Требования к результатам освоения дополнительных образовательных программ отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Особенность заключается в том, что многие приобретённые знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

            Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

формирование целостного мировоззрения;

 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

            Метапредметные результаты:

оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;

диагностика результатов познавательно-трудовой, творческой деятельности по принятым критериям и показателям;

соблюдение норм и правил безопасности,

умение работать в коллективе,

формирование умения понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,  развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

            Предметные результаты:

В результате обучения воспитанники научатся:

- Различать виды ДПИ (Художественная роспись по дереву: Хохлома,Городецкая роспись, Мезенская роспись, Полхов-Майданская роспись; Художественная роспись по керамике : Гжель, Дымковская игрушка,Филимоновская игрушка;Витраж; Батик ;Лепка; Скульптура).

- Пользоваться инструментами, кистями, применяя приобретённые навыки на практике; работать с необходимыми материалами и приспособлениями, соблюдая техниу безопасности при работе.

- Последовательно выполнять работу (замысел, эскиз, выбор материалов, выполнение работы, декорирование);

- Применять терминологию, усвоенную во время обучения

- Работать в коллективе над созданием совместных работ;

-Выполнять различные элементы изучаемых росписей, используя знания основ и особенностей данных росписей.

- Грамотно применять знания цветовой гаммы и символики цвета в различных росписях.

-Последовательно расписывать изделия малых форм.

- Составлять композиции, орнамент ,узор.

- Лепить Дымковскую, Филимоноскую игрушку и расписывать

- Уметь организовывать свое рабочее место.

- Знать  виды декоративно-прикладного искусства; правила построения различных орнаментальных композиций. 

-   Расписывть изделие в соответствии с народной росписью;                            

–  Использовать разнообразные способы лепки из  пластилина, соленого теста,глины,полимерной глины,холодного фарфора.

Применять в работе полученные знания, умения и навыки.

         Способы определения результативности:

педагогическое наблюдение;

– педагогический анализ результатов тестирования,

– выполнения обучающимися диагностических заданий,

– диагностика личностного роста и продвижения (ведение зачетных книжек)

– мониторинг участия в мероприятиях (конкурсы, выставки, викторины).

Виды контроля

Начальный (или входной контроль в форме собеседования) проводится с целью определения уровня развития детей. Его результаты позволяют определить уровни развития первоначального практического навыка и разделить детей на уровни мастерства. Это деление

обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе обучения. (входной контроль проводиться в виде собеседования с обучающимся )

Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного

материала в рамках определенной темы, готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности, заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Тематический контроль - определение степени усвоения обучающимися учебного материала по определенной теме. Определение результатов обучения.       

Промежуточный контроль - определение результатов обучения, изменения уровня развития детей, их творческих способностей по окончании учебного года. Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение.

Итоговый контроль – с целью определения результатов обучения, определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Формы подведения итогов

Наиболее подходящей формой оценки является организованный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ.

Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ приучают ребят справедливо и объективно оценивать свою работу и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

По окончании первого полугодия итоги подводятся: в виде фронтальной беседы, решения кроссвордов, выполнения практических заданий, выставки, соревнований, конкурса, устного опроса в виде диалога с педагогом или другими обучающимися.

Текущий контроль - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий.

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

2)  через отчётные просмотры законченных работ.

3) отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

 

Учебно-теметический план

1 год обучения(занятия по 2 часа 2 раза в неделю)

 

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения. Орнаменты и узоры.

6

3

3

3

Народная игрушка Дымка

28

3

25

4

Атрибутика Нового года и Рождества, Украшение интерьера. Сувениры   к праздникам

54

8

62

5

 Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства, Городец.

38

4

34

6

Экскурсии, конкурсы, выставки, праздники

10

-

10

7

Подведение итогов

4

-

4

 

Итого

144

18

126

 

Содержание

 

1. Вводное занятие (2ч.) Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Демонстрация изделий.Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Инструменты и материалыравила работы и безопасного труда.
Кисти и их разновидности. Маркировка кистей. Краски и их использование.
2.  Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) (6ч.)

Культура и искусство в современном мире. Виды ДПИ. Особенности и роль ДПИ в жизни человека и общества в целом.  Рукоделия и ремесла.  Знакомство с росписями по дереву (Хохлома, Городец), керамике ( Гжель), Дымка.

Элементы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета.Символическое значение цвета в  росписи. Техника смешения красок.

Основные элементы народной росписи. Орнаменты и узоры.
Понятие орнамента. Виды орнаментов и их изображение.

            Практическая работа.Техническиеупражнения. Выполнение упражнений «Весёлая палитра».  Смешивание цветов.Составление композиции из геометрических форм. Составление орнаментов в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике.

 3. «Народная игрушка» Дымка (28ч.)

            Беседа об историии возникновения дымковской игрушки. Характерные особенности лепки и росписи. Демонстрация изделий, иллюстраций. Рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций Народного промысла.   Приёмы лепки. Лепка фигурки, придание динамики, сушка, роспись.

            Практическая работа.

Рисуем узоры по мотивам дымки. Элементы росписей (прямая и волнистая линия, круг, точка,клетка, кольцо).Лепка фигурок: Барашек. Курочка с цыплятами. Индюк. Водоноска. Барышня с младенцем. Сушка.  Роспись.

4. Атрибутика Нового года и Рождества.Украшение интерьера.Сувениры   к праздникам  (54 ч.)

             Беседа об истории возникновения и традиции празднования Нового года и Рождества Христова. Оформление новогодних приглашений и открыток. Изготовление новогодних сувениров, атрибутов из различных материалов и техник (Папье-маше. Пейпарт. Декупаж. Терра. Тестопластика). Панно в интерьере жилища.

Практическая работа.: Изготовление сувенира «Снеговик» в смешанной технике. Изготовление новогодних сувениров: «Объемная елочная игрушка», «Подсвечник».Рождественнский венок. Стилизованная елочка. Новогодняя композиция . Изготовление сувениров ко  дню влюбленных. Изготовление сувениров к  8 марта; 23 февраля. Валентинки. Сувениры из теста. Панно для кухни «Овощи», «Фрукты», Изготовление Шкатулки в  мешанной технике. «Рамки для фотографий (морские жители, гирлянда из сердец и др.) Панно «Деревья и деревенский домик», « Сюжеты из сказок».

5. Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства (Городец, Хохлома)      (38 ч.)                                                                                             

            «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий городецкой и хохломской  росписи История возникновения росписи Городца, Хохломы Орнаменты Городца, Хохломы Применение инструментов применяемых в росписи. Общие сведения о разновидности деревянных изделий, используемых для росписи.Правила работы, организация рабочего места. Техника безопасности. Правила по постановке руки. Овладение основными элементами росписи. Подбор цвета, смешивание цветов.  Этапы  Городецкой росписи. Городецкие цветы, птицы, кони.  Виды орнамента Хохломской росписи. Основные элементы росписи Хохломской росписи: осочки, травинки, капельки усики, завитки, кустики. Орнаментальные полосы, травные кустики, цветы, плоды и листья. Знакомство с методической последовательностью выполнения росписи, мотивами хохломской росписи: травка, яблочко, ягодка, виноград, листик древко, кудрина. По каким признакам различают верховое и фоновое письмо.

Практическая работа: Упражнения по постановке руки при кистевой росписи. Выполнение элементов: точка, капля, вытянутая капля, наклонная   капля, дуга, штрих, спиралька, усик. Ленточный орнамент. Выполнение этапов росписи на примере листиков и кустиков. Изготовление сувенирной доски с городецкой росписью. Составление эскиза. Подготовка деревянной поверхности. Копирование  эскиза на доску. Лакировка доски. Изготовление пасхального яйца по мотивам городецкой росписи. Подготовка основы. Выбор эскиза, перенесение эскиза на основу. Роспись. Лакировка. Технологические пробы на бумаге по освоению примов хохломской росписи. Упражнения в наведении ведущего стебля «криуля». Составление травного орнамента с использованием раннее изученных элементов. Составление простейших композиций. Упражнения в составлении композиции на бумаге. Ошкуривание и грунтовка деревянного изделия, тонировка заготовки. Роспись готовых изделий. Составление композиций карандашом на альбомных листах.

Ознакомление с разнообразием вариантов одного типа композиции на выбранном изделии. Разработка вариантов росписи для выбранного образца на бумаге. Роспись изделия. Окончательная обработка изделий. Составление композиций индивидуальных работ. Роспись индивидуальных композицій. Роспись тарелки в цвете. Составление композиции для деревянной ложки. Роспись. Лакировка  Подготовка изделий к росписи. Обработка изделий лаком.

7. Экскурсии, конкурсы, выставки, праздники (10ч.) Подготовка к конкурсам. Изучением требований к конкурсным работам. Отбор выставочных работ, составление композиций из отдельных работ, анализ выставки, анализ отдельных работ.

8. Итоговое занятие (4ч.)  Итоговая аттестация (тестирование, практическая работа). Выставка работ.

Методическое  обеспечение

Название раздела

Формы заняти

Формы подведения итогов

Дидактический материал

Техническое

оснащение

Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения

Орнаменты и узоры.

 

 

Традиционное занятие Практическое занятие;

занятия: комплексное

интегрированное

сказка; путешествие.

 

 

Контрольное занятие;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 отчётные выставки)

таблицы,схемы, плакаты,картины, фотографии, дидактические карточки,памятки, раздаточный материал, видеозаписи, ,

 

ноутбук

«Народная игрушка» Дымка

 

Практическое занятие
Праздник, конкурс

др.

 

Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи

ноутбук

Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства , Городец. Хохлома

Традиционное занятие Практическое занятие;

занятия: комплексное

интегрированное

сказка; путешествие

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных работ

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи

ноутбук

Атрибутика Нового года и Рождества, Украшение интерьера Сувениры   к праздникам .

 

 

 

Практическое занятие
Праздник, конкурс

др.

 

практическое занятие Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи

ноутбук

Конкурсы, выставки, праздники

практическое занятие

контрольное занятие, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ

видеозаписи,

фотографии с образцами и примерами оформления работ и выставок.

 

 

 

 

 

 

  

По окончании первого года обучения обучающиеся должны:

      Знать:

– Различать и называть виды народного декоративно-прикладного искусства (Дымковская,    Городецкая Хохломская);   

- Отличительные  осовенности народных промыслов;

- Использовать в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;

Самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях;

Самостоятельно подбирать и составлять собственное изображение;

- Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов,композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.

    Уметь:

- Уметь составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи;

- Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;

Уметь сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

   - Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;              

- Лепят из глины , пластилина изделия; используют разнообразные способы

 - Украшают предметы  быта и интерьера;

- Уметь стилизовать природные формы.

     Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

- Логически мыслить, уметь сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни;

- Владеть основными навыками в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества.

 

Учебно-теметический план

Второй год обучения (занятия по 2 часа 2 раза в неделю)

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Декоративно-прикладное искусство.

Элементы цветоведения.Орнаменты и узоры.

10

2

8

3

Филимоновская народная игрушка. Матрешка.

28

4

24

4

Атрибутика Нового года и Рождества.Украшение интерьера .Сувениры   к праздникам .

44

6

38

5

 Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства. Гжель.Крымско-татарский орнамент. Хохлома.

48

6

42

6

Экскурсии, конкурсы, выставки, праздники

8

-

8

7

Подведение итогов

4

 

4

 

Итого

144

20

124

 

               Содержание

 

Вводное занятие (2ч).  Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Беседа о правилах дорожного движения и поведении при угрозе террористического акта. Знакомство с программой деятельности изостудии .

2. Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения. Орнаменты и узоры (10ч.)

Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве. Целостность декоративной композиции. Орнамент.Назначение орнамента (геометрический, зооморфический, растительный). Стилизация в декоративной композиции.Стилизация растительных форм (листьев, цветов, плодов, веток). Изображение объектов животного мира. Знакомство с новыми формами ДПИ и их понятиями – изразцы, рельеф, контррельеф. Знакомство с героем древнерусских былин – птица Сирин.

             Практическая работа:

Орнамент в круге, квадрате, линейный по различным схемам. Изображение стилизованных объектов и композиции из них.

Лепка изразцов «Птица Сирин» .Рельефная пластика,

«Осенняя композиция» – декоративное рисование.

3. Филимоновская народная игрушка. Матрешка. (28 ч.)

Демонстрация иллюстративного материала.Беседа о стилистических особенностях филимоновской игрушки, ее происхождении, бытовании, мастерах, современном состоянии.

Беседа об орнаментике филимоновской игрушки. Геометрический орнамент.Особенности формы. Вытянутость.

             Практическая работа:

Комбинации знаков орнамента: полосы, точки, ромбы, веточки и т.д. Лепка петуха на подставке; Барана, Коня. «Кот, пес, свинья с поросятами». Роспись изделий узором по филимоновским мотивам.Барышня  с ребенком (птичкой или кувшином). Лепка мужского персонажа. Солдат да сударочка(парная композиция)

История русской матрешки. Беседа об истории русской матрешки. Знакомство с образцами традиционных матрешек (изделия и фотоматериалы). Сергиево-посадские, семеновские, полхов-майданские матрешки. Сравнительный анализ. Семеновская матрешка: композиционный и колористический строй..

            Практическая работа:

Декоративное рисование сарафанов  Матрешек в традиции Сергиева Посада, Семенова или Полховского Майдана. Сергиево-посадский букет.Семеновский букет.Букет из Полховского Майдана.Рисование лица матрешки в цвете. Линейная прорисовка лиц и рук матрешек кистью с соблюдением традиций. Женский русский народный костюм (кокошник, серьги, передник, подольная полоса). Использование штампиков - «тычков».

     4. Атрибутика Нового года и Рождества. Украшение интерьера. Сувениры  к  праздникам (44 ч.).

            Особенности  совмещенных техник. Декупаж и техника Терра. Папье-маше. Пейп-арт. Трафареты, шпаклевка. Рождественская тематика. Лепка на основе конуса. «Елочка»,«Рождественский ангел». Художественная обработка нетрадиционных (бросовых) материалов (Ваза, шкатулка). Художественная обработка полимерных материалов .  Бижутерия из холодного фарфора. Декупаж. История возникновения декупажа. Материалы и инструменты для декупажа. Обратный и прямой декупаж. Покрытие изделий лаком. Использование принтов для декупажа. Декорирование тарелок, разделочных досок, бутылок и других предметов. Декупаж в современном быту и интерьере. Лепка  украшений ( бижутерия, магнитики).

            Практическая работа:

                  Панно «Осень». «Зима» «Весна». Лепка на основе конуса и полушара. «Елочка»,«Рождественский ангел». Лепка  украшений (бижутерия, магнитики). Открытка Валентинка.Открытка для папы.Открытка для бабушки.Открытка для мамы. Пасхальный сувенир . Открытка ко Дню Победы.

5. Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства. Гжель. Крымско-татарский орнамент  (48 ч).

Технология работы с деревянной поверхностью. Грунтовка. Перенос рисунка на плоскую поверхность. Использование кальки. Использование копировальной бумаги. Использование передавливания. Отделка и защита расписанной поверхности. Способы нанесения лака  (нанесение кистью, погружение, растекание). Что важно помнить при работе с лаками. Варианты устранения помарок (дорисовка, использование лака, нождачной бумаги).

Гжель  История гжельской росписи. Особенности гжельской роспись. Основными элементы. Изучение композиционных приемов гжельской росписи. Техники и виды росписей. Хохлома: фоновая, верховая, «кудрина». Повторение основных элементов русской росписи. Схемы композиций в круге.

Татарское декоративно-прикладное искусство. Виды татарского декоративно-прикладного искусства. Орнамент кожаной мозаики. Орнамент татарской национальной вышивки.Цветочно-растительный орнамент национальной вышивки.

            Практическая работа:

 Гжель. Выполнение элементов  Гжели кистью без предварительной прорисовки карандашом. Разработка эскиза будущего изделия.Выполнение росписи на альбомных листах. Роспись бумажных шаблонов, посуды по собственным эскизам. Упражнения в составлении композиций в круге. Изготовление сувенирных досок  городецкой росписью. Изготовление сувенирных досок  хохломской  росписью в стиле верхового («под листок», «под ягодку») и фонового письма. Кудрина. Травка. Роспись тарелки  по мотивам Крымско-татарского орнамента.

6. Экскурсии, конкурсы, выставки, праздники (8ч.)   

Подготовка к конкурсам. Изучением требований к конкурсным работам. Отбор выставочных работ, составление композиций из отдельных работ, анализ выставки, анализ отдельных работ.

7. Итоговое занятие (4ч.)  Итоговая аттестация (тестирование, практическая работа). Выставка работ.

 

Методическое  обеспечение

Название раздела

Формы заняти

Формы подведения итогов

Дидактический материал

Техническое

оснащение

Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения

Орнаменты и узоры.

 

 

Традиционное занятие Практическое занятие;

занятия: комплексное

интегрированное

сказка; путешествие.

 

 

Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных)

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы,

 

ноутбук

Филимоновская народная игрушка. Матрешка

 

Практическое занятие
Праздник, конкурс

др.

 

Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи

ноутбук

Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства , Городец. Хохлома, Гжель

Традиционное занятие Практическое занятие;

занятия: комплексное

интегрированное

сказка; путешествие

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных работ

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи

ноутбук

 

Атрибутика Нового года и Рождества.Украшение интерьера .Сувениры   к  праздникам

 

 

Практическое занятие
Праздник, конкурс

др.

 

Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

выставка,

презентация творческих работ

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи

ноутбук

Конкурсы, выставки, праздники

практическое занятие

контрольное занятие, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ

видеозаписи,

фотографии с образцами и примерами оформления работ и выставок.

 

 

 

 

 

 

 

     По окончании второго года обучения обучающиеся должны:

    Знать:

Название и назначение  инструментов,материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки; 

- Правила организации рабочего места;

- Технику безопасности при работе с инструментами (кистями, ножницами, стеками)

-  различные элементы изучаемых росписей

- Знать  виды декоративно-прикладного искусства; правила построения различных орнаментальных композиций.

- Последовательность выполнения различных изделий

     Уметь:

- Составлять композиции, орнамен, узор.

- Лепить Филимоноскую игрушку и расписывать

- Уметь организовывать свое рабочее место.

 - Расписывть изделие в соответствии с народной росписью;                            

– Использовать разнообразные способы лепки из  пластилина, соленого теста,глины.

Применять в работе полученные знания, умения и навыки.

- Различные виды художественных промыслов.

- Стилизовать природные формы.

- Использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.

- Декорировать формы, предметы и элементы интерьера.

-  Работать с различными материалами и в разных техниках.
-
Выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам; 
-
 Организовать рабочее место. 

    Применяют в работе полученные знания, умения и навыки.

- Пользоваться инструментами, кистями, применяя приобретённые навыки на практике;

- Грамотно применять знания цветовой гаммы и символики цвета в различных росписях.

- Последовательно расписывать изделия малых форм.

 

Учебно-теметический план

Третий год обучения (занятия по 3 часа 2 раза в неделю)

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Декоративно-прикладное искусство

20

2

18

3

 Лепка. Изразцы.Игрушки. Лепка изделий простых форм .

 

40

6

34

4

 Атрибутика Нового года и Рождества

Украшение интерьера .Сувениры   к праздникам .

70

6

16

5

 Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства(Городец,Хохлома,Гжель,Мезень, Петриковская).Роспись в стиле двойного мазка

62

6

48

6

Экскурсии, конкурсы, выставки, праздники

18

-

18

7

Подведение итогов

4

 

4

 

Итого

216

22

194

 

 

                Содержание

 

1. Вводное занятие (2ч.).  Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Беседа о правилах дорожного движения и поведении при угрозе террористического акта. Знакомство с программой деятельности изостудии

2. Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения.Орнаменты и узоры  (20ч.)

            Симметрия. Стилизация.Декоративные узоры.Орнамент.Декоративно-прикладное искусство – как результат деятельности многих мастеров.Понятия «Мастер», «Мастерство», «творческие способности».Солярные знаки в орнаментах разных народов.Орнамент и цвет. Древние орнаменты.Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цветовая композиции.Орнамент как часть декоративного образа.Виды и структура орнаментов. Стилизация природных форм. Составление композиции в круге, квадрате, на полосе – Растительный и геометрический орнаментальный строй. Демонстрация различных орнаментов на образцах (полотенце,дерево, керамика).Демонстрация старинных расписных деревянных изделий (братина,скопкарь и др.). Конь-солнце . Образ коня-солнца на Руси в украшениях русской избы Конь – охлупень — оберег русской избы. Кони в росписи крестьянской утвари, в глиняной игрушке (разные

промыслы).

             Практическая работа:

Разметка композиции - повтор, вариации и импровизации. Составление орнамента по образцу и по замыслу. Упражнения по постановке кисти руки .Составление детьми своих собственных знаков, обозначающих солнце, луну, звезды. Создание декоративной коллективной композиции на основе солярных и лунарных знаков. Живописное изображение на тему «Конь-солнце».

3. Лепка. Изразцы. Игрушки. Лепка изделий простых форм (40 ч.)

Просмотр электронной презентации.Объяснение приёмов лепки - из целого куска, ленточная техника.Изразцы. Из истории создания изразцов.Затейливость изображения сказочных персонажейЭлементы росписи, фон. Нетрадиционный материал для лепки (полимерная глина и холодный фарфор. Свойста, состав, особенности  материала)

             Практическая работа:

Выполнение нескольких графических зарисовок изразцов Коллективное панно «Изразцовая печь». Лепка игрушки «Конь» из глины. Роспись коня из бумаги. Формование вручную полых изделий - кружки, горшка, кашпо, вазы. Лепка изделий простых форм (бусы)

Лепка игрушки: «Рыбка» с усложнением - украшения, налепы (лепка, сушка, роспись)

Лепка игрушки «Птичка» с усложнением - украшения, налепы (лепка, сушка, роспись)

Лепка игрушки «Барыня» с усложнением - украшения, налепы (лепка, сушка, роспись) – -Лепка игрушки «Барашек» с усложнением - украшения, налепы (лепка, сушка, роспись)

Лепка декоративной композиции «Пасхальная корзинка»

Декоративная композиция. «Шкатулка»

Декоративное панно «Солнце ясное»

 Декоративное панно «Мартовские коты»

4. Атрибутика Нового года и Рождества. Украшение интерьера. Сувениры   к праздникам  (70 ч).

Поделки для Нового года из различных подручных материалов (бумаги, шишек, бутылок, ватных дисков, картона, бисера, фетра). Художественная обработка нетрадиционных (бросовых) материалов. Вторая жизнь вещей». Художественная обработка полимерных и др. материалов. Декупаж. Декорирование тарелок, разделочных досок, бутылок и других предметов. Декупаж в современном быту и интерьере.

            Практическая работа: Снеговик, стилизованная елочка. Символ года. Расписные традиционные сувениры: подарки к пасхе – яйцо. Колокольчик. Матрёшка. Рама для зеркала. Мелочи и аксессуары ( пуговицы, подвески, броши, бусы).

5. Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Мезень, Петриковская). Роспись в стиле двойного мазка. (62ч.)

Просмотр электронных презентаций. Разработка орнамента для выбранного изделия и выполнение его на бумаге. Составление композиции в круге, квадрате, полосе. Тонирование поверхности выбранного изделия. Виды зарисовок: набросок, эскиз, копия. Роспись в стиле двойного мазка. Знакомство с Мезинской и Петриковской росписью. Выбор вида росписи, над которым будет проходить дальнейшая работа. Просмотр основных элементов выбранной росписи и их зарисовка. Знакомство с росписью по ткани. Роспись по стеклу. Витраж.

            Практические  занятия:

Зарисовки  Петриковской и Мезенской росписей. Роспись готовых форм (ложки, солонки, доски). Роспись на ткани (полотенце). Роспись по стеклу - по мотивам Гжели, Городецкой, Хохломской росписи. Повторение правил пользования акриловыми красками. Техника безопасности при работе со стеклом. Разметка росписи изделий карандашом. Роспись стеклянных изделий.

Роспись пластмассовой поверхности (коробки для дисков, компьютерная мышь).

Роспись керамических поверхностей

Роспись плоских камешков для сувениров.

 Роспись кафельной плитки для сувениров.

6. Экскурсии, конкурсы, выставки, праздники (18ч.)   Подготовка к конкурсам. Изучением требований к конкурсным работам. Отбор выставочных работ, составление композиций из отдельных работ, анализ выставки, анализ отдельных работ.

7. Итоговое занятие (4ч.)  Итоговая аттестация (тестирование, практическая работа). Выставка работ.

Методическое  обеспечение

 

Название раздела

Формы занятий

Формы подведения итогов

Дидактический материал

 

Техническое

оснащение

Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения

Орнаменты и узоры.

 

 

 

 

 

 

Традиционное занятие Практическое занятие;

занятия:

сказка; путешествие.

 

 

 

 

 

_

Практическое занятие
Праздник, конкурс

др.

 

 

Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.

_________

Выставка, коллективный анализ работ,

Конкурс

 

 

 

 

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы

----------------------

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал,

ноутбук

Лепка.Изразцы.Игрушки. Лепка изделий простых форм.

 

ноутбук

 

Атрибутика Нового года

и Рождества

Украшение интерьера Сувениры 

 к праздникам .

 

 

Практическое занятие
Праздник, конкурс

др.

 

Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

выставка,

презентация творческих работ

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи

ноутбук

Конкурсы, выставки, праздники

практическое занятие

контрольное занятие, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ

видеозаписи,

фотографии с образцами и примерами оформления работ и выставок.

 

 

По окончании третьего года обучения обучающиеся должны:

     Знать:

- Виды декоративно-прикладного искусства;

- Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

- Правила организации рабочего места;

- Техники безопасности при работе с инструментами (кистями,

ножницами, стеками)

- Истории народных игрушки, росписей,

- Основ и особенности  различных росписей.

- Элементов предлагаемых в программе росписей.

- Символики цвета, цветовой гаммы изучаемых росписей.

- Последовательности выполнения изучаемых росписей.

- Приёмов изучаемых  росписей.

- Принципов составления композиции

- Основ орнамента, узора

- Основ лепки  нарожных игрушек

- Цветовую гамму и символику цвета в различных росписях.

- Последовательность  расписи изделий малых форм

- Знать  виды декоративно-прикладного искусства; правила построения различных орнаментальных композиций

     Уметь:

- Владеть знаниями по основам теории декоративно-прикладного искусства;

- Обладать творческим подходом к изготовлению и росписиизделий по отдельным видам декоративно-прикладного искусства;

- Обладать художественным вкусом, интересом к народному искусству;

- Уметь  работать в коллективе.

- Расписывать изделие в соответствии с народной росписью;                            

– Лепить из глины, пластилина изделия;

–  Использовать разнообразные способы лепки из  пластилина, соленого теста,глины,полимерной глины,холодного фарфора.

Применять в работе полученные знания, умения и навыки.

- Уметь стилизовать природные формы.

- Работать с различными материалами и в разных техниках.

Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.

- Различать и узнавать виды художественных промыслов.

- Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.

- Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей

-  Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.

-  Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.

- Уметь применять полученные знания на практике.

- Нметь стилизовать природные формы;

- работать с различными материалами и в разных техниках;

-Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи;

- Различать и узнавать виды художественных промыслов;

- Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера;

- Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства;

- Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-          прикладного искусства

    Применяют в работе полученные знания, умения и навыки.

- Грамотно применять последовательность и особенности росписи

разных поверхностей.

- Грамотно применять особенности традиционных композиций

- Использовать несколько приёмов переноса рисунка на плоскую поверхность

- Использует несколько нетрадиционных техник;

- Грамотно применять знания цветовой гаммы и символики цвета в различных росписях.

- Использует декоративные элементы в работе.

- Использует декоративные элементы в работе

- Умело используют в своем творчестве законы цветоведения и имеют сформированные представления о традиционных российских промыслах росписи по дереву.

                                            Метериаально техническое  обеспечение 

                                     Сведения о помещении

Занятия проводятся в кабинете № 5, расположенном на первом этаже блока «А» «ЦДЮТ» город Армянска. Площадь кабинета 19,5 кв.м. Материал покрытия пола – линолеум. Стены выкрашены водоэмульсионной краской. Цвет стен – бежевый. Количество окон –1. Окна выходят на Юг. Вертикальные тканевые жалюзи бежевого цвета защищают от попадания прямых солнечных лучей. Вытяжка вентиляции естественная.

 

Перечень оборудования учебного кабинета

п/п

Оборудование (материалы)

Кол-во

 

1

Стол письменный с тумбой

1

2

Стул ученический

13

3

Стул преподавателя

1

4

Шкаф для документов, материалов

2

5

Доска магнитная белая маркерная

1

6

Вешалка

1

 

Перечень оборудования, технических средств обучения, материалов, необходимых для занятий

п/п

Оборудование (материалы)

Кол-во

На кру­жок

На 1 учаще­гося

1

Альбом

15

1

2

Карандаши простые (мягкие)

15

1

3

Набор цветных карандашей

15

1

4

Набор акварели

15

1

5

Набор гуаши

15

1

6

Набор акриловых красок

15

1

7

Набор цветной бумаги (формат А-4)

15

1

8

Набор гафрокартона  (формат А-4

15

1

9

Набор белого картона

15

1

10

Бумага «ватман»  (формат А-2) листов

15

1

11

Кисточки для краски  плоские и круглые(нейлон ­– больших размеров)

15

1

12

Кисточки для краски плоские и круглые (нейлон ­– маленьких размеров)

15

1

13

Ластики

15

1

14

Скотч

15

1

15

Набор пастели

15

1

16

Набор фломастеров

15

1

17

Набор шрифтовыделителей (текстовыделителей)

15

1

18

Маркеры в наборе (или поштучно)

15

1

19

Тушь черная

15

1

20

Баночки для воды

15

1

21

Палитра пластиковая

15

1

22

Ветошь, салфетки (для вытирания кисточек)

15

1

22

Черная гелевая ручка (2 шт)

15

1

23

Белая гелевая ручка

15

1

23

Пакет с ручками

15

1

24

 Аквалак

15

1

25

Клей ПВА

15

1

26

Клей « Титан».

15

1

27

 Шпаклевка по дереву

15

1

28

Наждачная бумага

15

1

29

 Деревянные  заготовки для росписи

15

1

30

Природный материал

15

1

31

Кружева. Тесма,ткань

15

1

32

 Шпагат

15

1

33

Ножницы

15

1

34

Копировальная бумага

15

1

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 160 с.

2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. – М. : Знание, 1991. – 96 с.

3. Божович Л. И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей / Под ред. А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович. – М. : Педагогика, 2000. – 183 с.

4.  Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа /                           Ю. Я. Герчук.  – М., 1998. – 328 с.

5    Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М: ВЛАДОС, 2010. 186 с.

6 Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания /                              – М. : Просвещение, 1987. – 254 с.

7.  Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М: ВЛАДОС, 2010. - 186

8   Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Колористика .- Ростов н/Д: Феникс, 2007.  95 с.

9.   Рябов В.Ф. Человек творит творчество, – Л.: Детская литература, 1981. – 159 с.;

10.   Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. – М; Просвещение, 1989. 156 с.

11. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство.Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство с древних времен до эпохи Возраждения. – 2-е изд., исп.р./ Глав. ред. М. Аксенова ; отв. Ред. Н. Майсурян,  Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2004. – 688с.

Для обучающихся:

1. Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2004.736 с.

2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С-Пб: Детство Пресс, 2004. – 128с.

3. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство.Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство с древних времен до эпохи Возраждения. – 2-е изд., исп.р./ Глав. ред. М. Аксенова ; отв. Ред. Н. Майсурян,  Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2004. – 688с.

 

Интернет- ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo
  2. http://www.maam.ru/obrazovanie/metodicheskie-razrabotki
  3. https://infourok.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie.html

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное учреждение

Муниципальное казенное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Декоративно-прикладное искусство имеет большое значение в духовном развитии учащихся, в их эстетическом и трудовом воспитании

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Декоративно-прикладное искусство имеет большое значение в духовном развитии учащихся, в их эстетическом и трудовом воспитании

Направленность программы.

Направленность программы.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить…

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить…

П ознакомить с техникой лепки из холодного фарфора и полимерной глины ; вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, -

П ознакомить с техникой лепки из холодного фарфора и полимерной глины ; вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, -

Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т

Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т

Предметные результаты: В результате обучения воспитанники научатся: -

Предметные результаты: В результате обучения воспитанники научатся: -

Итоговый контроль – с целью определения результатов обучения, определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей

Итоговый контроль – с целью определения результатов обучения, определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей

Практическая работа.Т ехническиеупражнения

Практическая работа.Т ехническиеупражнения

Ознакомление с разнообразием вариантов одного типа композиции на выбранном изделии

Ознакомление с разнообразием вариантов одного типа композиции на выбранном изделии

Атрибутика Нового года и Рождества ,

Атрибутика Нового года и Рождества ,

Содержание Вводное занятие ( 2ч)

Содержание Вводное занятие ( 2ч)

Валентинка . Открытка для папы

Валентинка . Открытка для папы

Ф илимоновская н ародная игрушка

Ф илимоновская н ародная игрушка

И спользовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи

И спользовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи

Разметка композиции - повтор, вариации и импровизации

Разметка композиции - повтор, вариации и импровизации

Экскурсии, конкурсы, выставки, праздники (18ч

Экскурсии, конкурсы, выставки, праздники (18ч

Правила организации рабочего места; -

Правила организации рабочего места; -

Грамотно применять особенности традиционных композиций -

Грамотно применять особенности традиционных композиций -

Набор фломастеров 15 1 17

Набор фломастеров 15 1 17

Энциклопедия для детей. Т.7.

Энциклопедия для детей. Т.7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020