ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА декоративно-прикладного творчества «Мир декора» для дошкольников
Оценка 4.6

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА декоративно-прикладного творчества «Мир декора» для дошкольников

Оценка 4.6
doc
07.05.2020
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА декоративно-прикладного творчества «Мир декора» для дошкольников
программа Мир декорра для дошкольников . 2018. Испррав. приказ.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

 

 

ПРИНЯТО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом                                                   Директор

МБОУ ДО «ЦДЮТ»  г.Армянска                                    МБОУ ДО «ЦДЮТ»  г.Армянска

протокол от  «___»2018_г. № ____                            _____________ Э.В.Петренко                                                                                                                                                                                 

                                                                                            приказ  «___»2018г. № ___     

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

декоративно-прикладного творчества

«Мир декора»

для дошкольников

 

 

 

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественная

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2 года

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 5-6 лет

 

 

 

 

 

 

                                                 Разработчик  программы:

                                                 Семенова Татьяна Владимировна –                    

                                                 педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

г. Армянск - 2018г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Культуру нации невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Приёмы и навыки декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, позволяют достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерным чередованием цветов, использованием фона, составлением композиций. Доступность этих приёмов даёт возможность творчески развиваться с этой целью и была разработана данная программа

Дополнительная общеразвивающая программа  АРТ-студии «Мир декора»  составлена на основе: 

–Дополнительная образовательноая программа по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство «Сувенир».                  Бокова В. В.,  г. Оренбург2012 г;      

Программа кружка «Фантазия» Использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников. Топычканова М.Н., р.п.Бердяуш, 2014 г.

            –Программа дополнительного образования «Народное творчество».                         Дмитриева Е.Ю.,  г. Углич, .2010 г.

            Нормативные правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая  программа:

Федеральный уровень

1.      Конституция Российской Федерации от 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к  Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

2.      Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

3.      Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

4.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 

5Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 1 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Региональный уровень

6Конституция Республики Крым. Принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года

  1. Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».  Принят Государственным Советом Республики Крым 17 июня 2015 года. Вступает в силу 1 января 2016 года.

 Локальные акты

8.      Положение о требованиях к  дополнительным общеразвивающим программам,  утвержденным  приказом «ЦДЮТ» города  Армянска от 12.01.2015г. №07

 

 

 

 

Направленность программы. Данная программа является программой художественной направленности. Содержание, методика проведения и организация занятий направлены на развитие детского творчества, это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям.

Данная программа АРТ- студии «Мир декора»» является

–  по содержанию - художественно-эстетической;

–  по функциональному предназначениюучебно-познавательной, общекультурной;

­– по форме организации — индивидуально ориентированной,студийной, прикладной, досуговой;

–  по времени реализации — длительной подготовки – 2 года. 

Данная программа  предполагает обучение детей по основным разделам:  народная игрушка,роспись, декорирование предметов интерьера, сувениров, подарков, лепка.

    Актуальность.  Программа актуальна на сегодняшний день, так как работа с детьми идёт в пору расцвета декоративной живописи в искусстве, а значит, связь с традициями народных росписей продолжается.

Изучая декоративно-прикладное искусство, обучающиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создает не только полезные, но и красивые изделия. Занятия откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время. Творческие и художественные способности необходимо развивать с дошкольного возраста, так как эти способности сейчас актуальны в современных школах и им уделяется большое внимание

            Новизной и отличительной особенностью программы

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя

элементы разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, элементы ручной лепки, элементы росписи. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с видами декоративных росписей и их особенностей, со свойствами и возможностями их использования, в том числе – Филимоноская, Полхов-Майдановская, Городецкая, Хохломская, Гжельская и Дымковская росписи. Программа включает в себя знакомство со стандартными и нестандартными инструментами, используемые для выполнения росписей (кисти разной формы и толщины, тампоны, валики и т.п.)

Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся. Развивает творческие способности в области декоративно – прикладного искусства, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении  с другими.

Программа  разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

-принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); 

-формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии, метод проектов и т.д.);

-методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов и др.); 

–средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов   и  материалов в расчете на объединение детей).

Цель: развить художественно – творческие способности детей 5-6 лет средствами декоративного искусства с учетом их индивидуальных особенностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

Обучающие: 

Познакомить детей с историей возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства.

 Познакомить детей с терминологией, техниками работы, видами росписей;

– Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;

Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);

– Знакомить дошкольников с рациональными способами получения изображения при использовании нетрадиционных техник.

На первом году обучения :

-Познакомить с народными росписями;

 -Учить составлять узоры;

-Учить сравнивать предметы  знакомых  видов искусств, находить  их сходство и различие; .

-Познакомить с  характерными особенностми  дымковской и филимоноской народных  игрушек (форма, цвет, роспись и т.д.).

-Учить смешивать краски на палитре для получения новых оттенков

- Формировать умения использовать яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи.

 -Познакомить с нетрадиционными техниками рисования

 

На втором году обучения:

 Учить различать и называть виды народного декоративно - прикладного искусства;

-Учить  выполняет узоры на полосе, квадрате и круге.

Закреплять умения рисовать декоративные элементы - точки, кружки, прямые и волнистые полоски, листочки, ягоды, цветы и др.;

-Учить  украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм и симметрию в композиционном построении.     

-Учить  расписывать изделие в соответствии с народной росписью;                            

-Учить   лепить из пластилина изделия;

 Формировать умения украшать бумажный силуэт декоративной росписью

Продолжать учить детей рисовать узоры по мотивам Дымковской, Филимоновской, Городецкой, Хохломской росписей и т.д.;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности предметов различных народных промыслов;

Развивающие

Развивать чувство формы, композиции и способности выпол­нять узор на любом силуэте;

-формировать нравственно-эмоциональную культуру;

-учить дарить радость творчества,  взаимопонимания, творческого труда.

Воспитательные

-воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; 

воспитывать национальную гордость за мастерство русского народа;·

-воспитывать отзывчивость на прекрасное в окружающей действитель­ности и в произведениях изобразительного искусства.

Возраст обучающихся,  участвующих в реализации программы.                  Программа рассчитана на детей: 5-6 лет.

Обучающиеся формируются в группы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей.  

Учащиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. 

К освоению программы принимаются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которым согласно медицинскому заключению не противопоказано обучение в Учреждении дополнительного образования по реализуемым направленностям и профилям.

При необходимости, для данных обучающихся могут быть созданы адаптированные программы обучения. Образование детей с ОВЗ может быть организовано в форме совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе, если это не препятствует успешному освоению образовательной  программы всеми обучающимися.

Наполняемость в группах на основании норм  СанПиН 2.4.4.3172-14 (Мастерские прикладного искусства и композиции 4,5 кв.м на 1 ребенка,  39,8 / 4,5 = 9 чел.) составляет:

первый год обучения — 10 человек;

второй год обучения — 10  человек;

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы:5-6 лет.

Срок реализации программы. Программа студии рассчитана на 2 года  обучения.  

Количество учебных часов составляет:

1год обучения 36 часа в год,  с недельной нагрузкой  1 час.

2 год обучения – 72 часа в год,  с недельной нагрузкой  2 часа.                                

На полное освоение программы требуется 108 учебных часов

Формы организации деятельности:

Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.

Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:

по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая;

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, семинар, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетная выставка и т.д.;

            по дидактической цели — вводное занятие занятие по изучению нового материала; занятие по применению и совершенствованию знаний, учений и навыков; комбинированное занятие; занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков;  занятие контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

 

Режим занятий

Год обучения

Количество рабочих недель

Количество в неделю

Количество в год

занятий

Число и продолжительность занятий в день

Часов/минут

занятий

часов

1

  36

1

1 по30 мин.

30 мин

36

36

2

  36

2

1  по 30 мин

30 мин

72

72

Интенсификация учебно-тематического плана возможна в объеме не более 10% от общего количества часов в случае:

изменения режима работы учреждения;

по причине больничного листа;

командировки;

перераспределения часов в связи с уменьшением количества детей в группе (50% и более), закрытие группы из-за недобора и т.п.

Интенсификация учебно-тематического плана осуществляется путем уплотнения учебного материала за счет часов практических занятий, самостоятельного изучения тем

Ожидаемые результаты. Требования к результатам освоения дополнительных образовательных программ отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Особенность заключается в том, что многие приобретённые знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

формирование целостного мировоззрения;

 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;

диагностика результатов познавательно-трудовой, творческой деятельности по принятым критериям и показателям;

соблюдение норм и правил безопасности,

умение работать в коллективе,

формирование умения понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,  развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные результаты:

-Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

 -Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов,композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции; Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;

 -Составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи

-Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

-Самостоятельно подбирают и составляют собственное изображение.                    

Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;                          

 -Лепят из глины , пластилина изделия; используют разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;

 -Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

-Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы

Способы определения результативности:

педагогическое наблюдение;

-диагностика.:

Форма подведения итогов реализации программы – еженедельные выставки после каждого занятия,

-Организация выставок детских работ для родителей.

-Тематические выставки в ЦДЮТ

-Участие в выставках и конкурсах в течение года.

частие праздниках, в детских выставках в различного уровня: ЦДЮТ,муниципального, республиканского и т.п.

 

        Виды контроля

Начальный (или входной контроль в форме собеседования) проводится с целью определения уровня развития детей. Его результаты позволяют определить уровни развития первоначального практического навыка и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе обучения (входной контроль проводиться в виде собеседования с обучающимся)

Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала в рамках определенной темы, готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности, заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Тематический контроль - определение степени усвоения обучающимися учебного материала по определенной теме. Определение результатов обучения.

Промежуточный контроль - определение результатов обучения, изменения уровня развития детей, их творческих способностей по окончании учебного года. Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение.

Итоговый контроль – с целью определения результатов обучения, определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Формы подведения итогов

Наиболее подходящей формой оценки является организованный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ приучают ребят справедливо и объективно оценивать свою работу и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

По окончании первого полугодия итоги подводятся: в виде фронтальной беседы,  выполнения практических заданий, выставки, соревнований, конкурса, устного опроса в виде диалога с педагогом или другими обучающимися.

Текущий контроль - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий.

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

2)  через отчётные просмотры законченных работ.

3) отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                               1 год обучения (занятия по1 часу 1 раза в неделю)

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения. Орнаменты и узоры.

4

1

3

3

Народная игрушка

(Филимоновская, Дымковская, Матрешка)

11

2

9

4

Новогодние и Рождественские сувениры.

Сувениры  – открытки  к тематическим праздникам

 ( 23 февраля. 8 марта, Валентинки)

6

1

5

5

Украшение интерьера, быта

10

2

8

6

Конкурсы, выставки, праздники

2

 

2

7

Подведение итогов

2

 

2

 

Итого

36

7

29

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вводное занятие (1ч.).

Знакомство с программой работы Арт-студии» Мир декора», правилами поведения при проведении практических работ

2. Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения. Орнаменты и узоры (4ч.)

Путешествие по народным промыслам. Изделия декоративно-прикладного искусства. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек».

Практическая работа.

Знакомство с растительным  узором: «Кисть рябины»; Рисование пальчиками и тонкой кистью.

«Осенний ковер». Печать листьев, набрызг

Знакомство с геометрическим узором: «Декоративные дорожки». Использование штампов из бросового материала

3. Народная игрушка (Филимоновская, Дымковская, Матрешка  (11ч.)

Знакомство с  народной игрушкой.Цветовая гамма росписи, особенности узора. Основные средства выразительности росписи дымковской и филимовской игрушек. Рисование дымковских и филимоновских  узоров. Роспись бумажных силуэтов. Внешний  вид, особенности росписи матрёшек. Виды матрешек (Семёновская, Сергиевская, Полхов-майдановская). Дидактическая игра «Собери матрёшку»

Практическая работа

«Дымковские  мотивы»: кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги.

Роспись  бумажных силуэтов « Петушка», «Лошадки»» « Козлик  или барашка»,

« Барышни» по мотивам Дымки.

Элементы филимоновской розписи:«полоски», «елочки», «солнышко», «колесо». Чередование тонких линий красного, желтого, зеленого цвета.

 Роспись  бумажных силуэтов « Петушка», «Лошадки» « Козлик или барашка»,

« Барышни» по филимоновским мотивам.

 Русские матрешки: роспись силуэта матрёшки нетрадиционными методами рисования (пальцами, ватными палочками). Рисование  различных цветочных орнаментов.

 

4. Новогодние и Рождественские сувениры. Сувениры - открытки  к тематическим праздникам (23 февраля, 8 марта, Валентинки) (6ч.)

Нетрадиционные  техники  рисования – рисование пластилином. Пластилинография.

            Практическая работа:

Открытки к праздникам:

«Ёлочная игрушка – шарик»,«Елочка нарядная», «Снежинка» в технике «Пластилиновая аппликация»

«Валентинка» из пластилина,  жгутиками.

« Галстук для папы» в технике пластилинография.

Открытка «Мимоза для мамы» в технике  пластилинография.

 

 

 

 

5.Украшение интерьера, быта (10ч.)

Знакомство с предметами национального обихода (костюм, посуда, мебель).

Составление простых узоров, используя технику пластилинография. , рисование пальчиками, ватными палочками.

Практическая работа:

Роспись бумажных силуэтов:   «Укрась для мамы « платочек». «Укрась шарфик»       «Новое платье для мамы».

Пластилинография    «Ваза для цветов» ».   «День рождения Ушастика» (лепка посуды).                                                                                                                     Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт».

   6. Конкурсы, выставки, праздники (2ч.). Подготовка к участию в конкурсах различного уровня. Изучение положений.  Выполнение работ.

7. Итоговое занятие (2 ч.). Выставка работ

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Название раздела

Формы занятий

Формы подведения итогов

Дидактический материал

 

Техническое

оснащение

Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения.

Орнаменты и узоры.

 

 

 

 

 

Традиционное занятие Практическое занятие;

занятия: комплексное

интегрированное

сказка; путешествие.

 

 

______________

Практическое занятие
конкурс

др.

 

 

Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 

 

 

 

_____

Выставка, коллективный анализ работ,

Конкурс

 

 

 

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи,

 

____________

 

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки,

ноутбук

Народная игрушка (Дымковская, Филимоновская, Матрешка).

 

 

ноутбук

Новогодние и Рождественские сувениры.

Сувениры  – открытки  к тематическим праздникам

 ( 23 февраля. 8 марта, Валентинки

Практическое занятие
Праздник, конкурс

др.

 

Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи

ноутбук

Украшение интерьера, быта

практическое занятие

 открытое занятие для родителей;

самоанализ, выставка,

презентация творческих работ

 

видеозаписи,

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки.

ноутбук

Конкурсы, выставки, праздники

практическое занятие

контрольное занятие, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ

видеозаписи,

фотографии с образцами и примерами оформления работ и выставок.

 

 

По окончании первого года обучения обучающиеся должны:

знать:

виды народного декоративно-прикладного искусства (дымковская, филимоновская игрушка,  матрешка);

характерные особенности народной росписи;

уметь:

составлять узоры на бумажных силуэтах в соответствии с видом народной росписи;

– украшать игрушки дымковской и филимоновской росписью;

– украшать предметы  быта и интерьера;

– композиционно располагать рисунок на листе бумаги;

– выполнять декоративные элементы дымковской и филимоновской росписи;

– закрашивать рисунок, не заходя за контур;

– смешивать краски на палитре.

      Применять на практике полученные    знания , умения  и навыки

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения (занятия по1 часу 2 раза в неделю)

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения.Орнаменты и узоры.

7

2

5

3

Филимоновская, дымковская народная игрушка. Матрешка

16

4

12

4

Украшение интерьера,быта.Новогодние и Рождественские сувениры. Открытки  к тематическим праздникам

24

5

19

5

Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства , Городец. Хохлома, Гжель

20

5

15

6

 Конкурсы, выставки, праздники

2

 

2

7

Подведение итогов

2

 

2

 

Итого

72

17

55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Вводное занятие (1ч.).  Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ

2. Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения. Орнаменты и узоры (7ч.)

Знакомство с народными промыслами. Разнообразие материалов для создания народного искусства. Изделия декоративно-прикладного искусства.

 Элементы цветоведения.Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета. Смешивание цветов.

Основные элементы народной росписи. Символическое значение цвета в  росписи. Понятие орнамента.  Стилизация знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода. Ритмичность. Растительный узор. Геометрический узор

Практическая работа

Составление орнаментов в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике .Рисование пальчиками и тонкой кистью,

Растительный узор. «Осенние узоры» Кисть рябины Рисование пальчиками и тонкой кистью;

«Осенний ковер». Печать листьев, набрызг.

«Декоративные дорожки» Составление композиции из геометрических форм. Использование штампов из бросового материала.

3. Филимоновская, дымковская народная игрушка. Матрешка.

 Знакомство с народной игрушкой, с творчеством филимоновских и дымкоских  мастеров (гончарное ремесло) . Декоративные элементы филимоновской и дымковской  игрушек. Характерные особенности  росписи игрушек.

Элементы росписи.Особенности расположения узора  и последовательной росписи  игрушек .Использование  нетрадиционных техник рисования. Стилизация форм: травка, цветок, лист, ягода. Ритмичность.

Практическая работа:

Выполнение на бумаге элементов узора дымковской  и филимоноской росписей. 

Роспись бумажных силуэтов дымковской и филимоновской игрушек.

Выполнение пластилином декоративных узоров на разных шаблонных формах

Лепка филимоновской , дымковской игрушек.  

 

4.Украшение интерьера,быта.Новогодние и Рождественские сувениры. Открытки  к тематическим праздникам (24 час)

 Новогодние и Рождественские сувениры.  История возникновения игрушки (Как украшали елку наши предки). Рассматривание иллюстраций «Новогодние игрушки». Мастерская Деда Мороза.Изготовление атрибутов, сувениров из различных материалов.                                         

Определение материалов и инструментов, необходимых для работы.

 Практическая работа: Изготовление новогодних и Рождественских сувениров, открыток, панно из различных материалов

 Изготовление открыток к праздникам.

Изготовление сувениров в технике аппликация из пластилина :

«Валентинка» из пластилина  жгутиками

 «Подарок папе» аппликация из пластилина.  

 «Ландыши для милой мамы»,   «Мимоза» аппликации из пластилина.       

Украшение интерьера,быта

«Чем можно украсить дом?». Рассматривание иллюстраций. Определение материалов и инструментов, необходимых для работы. Пластилинография  с использованием  природного материала . Нетрадиционные  техники  рисования  солью, манкой, гелевой ручкой

Практическая работа:

 «Узоры на стекле».

 « Женский  народный костюм. Мужской народный костюм» Роспись плоскостного изображения сарафана, платья.

« Пенёк» с грибами» пластилинография  с использованием  природного материала».

Роспись пасхальных писанок.

5. Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства (Полхов – Майдана,Городец. Хохлома, Гжель )  (20ч.)

Роспись Полхов — Майдана:

Особенности росписи Полхов -Майдана:цветсновные элементы розписии приемы Полховско–Майданской росписи -

Практическая работа. Роспись «Грибка- копилочки» и «Матрешки» в полховско - майданской традиции. Отработка техники владения кистью. Выполнение элементов с нажимом кисти и без нажима. Обрисовка цветом округлых форм. Изучение традиционных мотивов  росписи. Отработка контурной обводки.

Зарисовка веточки с цветами и листочками.

Искусство Городца.

«Виртуальная экскурсия» по выставке изделий мастеров Городца.Особенности росписи (цветовой строй, ритм и характерные элементы); Традиционные приемы росписи.  Три этапа Городецкой росписи.

 Выполнение кистевых приемов и основных элементов. Понятие замалевка, теневки и оживки.Понятие цветочной, сюжетной композиции . Разработка эскизов композиций.

Практическая работа:

Рисование элементов  растительного орнамента(розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции.

 Роспись лопатки по городецким мотивам. Подготовка заготовки к росписи Выполнение карандашного рисунка на заготовке.Роспись .Лакировка

Золотая хохлома.  История промысла и этапы создания (познавательное видео ) Постановка руки. Основные элементы и технические приемы. Выполнение элементов с нажимом кисти и без нажима. Изучение традиционных мотивов хохломской росписи. характерные элементы росписи:  ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

 Криуль.

Практическая работа:

Упражнения в технике кистевой росписи. Выполнение  элементов: точка, капля.

Роспись бумажного силуэта матрешки  по мотивам Хохломы

Роспись бумажного силуэта  яйца по мотивам Хохломы

Искусство Гжели. Особенности гжельской росписи.Рассматривание расписанной керамической посуды. Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».

Знакомство с элементами росписи – цветок, бутон, лист.  Рассматривание с детьми узора «роза».

Практическая работа .Постановка руки.Зарисовка мелких элементов росписи.

Составление узора-букета из предложенных элементов.

Простейшие цветы из «капелек»,

«Украшение блюдечка, чашки чайника» гжельским узором. Простейшие цветы из «капелек». Орнамент из линий, завитков и точек.

6. Конкурсы, выставки, праздники  (2ч.). Подготовка к участию в конкурсах различного уровня. Изучение положений.   Выполнение работ.

7. Подведение итогов (2 ч.).  Практическая работа. Тестирование. Выставка работ.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Название раздела

Формы заняти

Формы подведения итогов

Дидактический материал

Техническое

оснащение

Декоративно-прикладное искусство. Элементы цветоведения.Орнаменты и узоры.

 

Традиционное занятие Практическое занятие;

занятия: комплексное

интегрированное

сказка; путешествие.

 

 

Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных)

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы,

 

ноутбук

Народная игрушка (Дымковская, Филимоновская , Матрешка).

 

 

Практическое занятие
Праздник, конкурс

др.

 

Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи

ноутбук

Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства , Городец. Хохлома, Гжель

Традиционное занятие Практическое занятие;

занятия: комплексное

интегрированное

сказка; путешествие

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных работ

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи

ноутбук

Новогодние и Рождественские сувениры.

Сувениры  -открытки  к тематическим праздникам (23 февраля. 8 марта, Валентинки)

Практическое занятие
Праздник, конкурс

др.

 

Контрольное занятие; открытое занятие для родителей;

самоанализ собственных работ, рефлексия;

 

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи

ноутбук

Украшение интерьера, быта

 

практическое занятие

 открытое занятие для родителей;

самоанализ, выставка,

презентация творческих работ

 

видеозаписи,

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки.

ноутбук

Конкурсы, выставки, праздники

практическое занятие

контрольное занятие, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ

видеозаписи,

фотографии с образцами и примерами оформления работ и выставок.

 

 

 

По окончании второго года обучения обучающиеся должны:

знать:

виды народного декоративно-прикладного искусства (Дымковская, Филимоновская игрушка, Городецкая, Хохломская, Гжель, Полхов-майданская);

-характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов,композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.

уметь:

Расписывать изделие в соответствии с народной росписью;    

-Лепить из глины, пластилина изделия; используют разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;

– Украшають предметы  быта и интерьера;

Применять на практике     полученные знания, умения и навыки;

-Логически мыслить, уметь сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни;

-Владеть основными навыками в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Сведения о помещении

Занятия проводятся в кабинете № 5, расположенном на первом этаже блока «А» «ЦДЮТ» город Армянска. Площадь кабинета 19,5 кв.м. Материал покрытия пола – линолеум. Стены выкрашены водоэмульсионной краской. Цвет стен – бежевый. Количество окон –1. Окна выходят на Юг. Вертикальные тканевые жалюзи бежевого цвета защищают от попадания прямых солнечных лучей.Вытяжка вентиляции естественная.

                                  Перечень оборудования учебного кабинета

п/п

Оборудование (материалы)

Кол-во

 

1

Стол письменный с тумбой

1

2

Стул ученический

12

3

Стул преподавателя

1

4

Шкаф для документов, материалов

2

5

Доска магнитная белая маркерная

1

6

Вешалка

1

 

 

Перечень оборудования, технических средств обучения, материалов, необходимых для занятий

п/п

Оборудование (материалы)

Кол-во

На кру­жок

На 1 учаще­гося

1

Альбом

15

1

2

Карандаши простые (мягкие)

15

1

3

Набор цветных карандашей

15

1

4

Набор акварели

15

1

5

Набор гуаши

15

1

6

Набор акриловых красок

15

1

7

Набор цветной бумаги (формат А-4)

15

1

8

Набор гафрокартона  (формат А-4

15

1

9

Набор белого картона

15

1

10

Бумага «ватман»  (формат А-2) листов

15

1

11

Кисточки для краски  плоские и круглые(нейлон ­– больших размеров)

15

1

12

Кисточки для краски плоские и круглые (нейлон ­– маленьких размеров)

15

1

13

Ластики

15

1

14

Скотч

15

1

15

Набор пастели

15

1

16

Набор фломастеров

15

1

17

Набор шрифтовыделителей (текстовыделителей)

15

1

18

Маркеры в наборе (или поштучно)

15

1

19

Тушь черная

15

1

20

Баночки для воды

15

1

21

Палитра пластиковая

15

1

22

Ветошь, салфетки (для вытирания кисточек)

15

1

22

Черная гелевая ручка (2 шт)

15

1

23

Белая гелевая ручка

15

1

23

Пакет с ручками

15

1

24

Аквалак

15

1

25

Клей ПВА

15

1

26

Клей « Титан».

15

1

27

Шпаклевка по дереву

15

1

28

Наждачная бумага

15

1

29

Деревянные  заготовки для росписи

15

1

30

Природный материал

15

1

31

Кружева. Тесма,ткань

15

1

32

Шпагат

15

1

33

Ножницы

15

1

34

Копировальная бумага

15

1

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 160 с.

2.Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. – М. : Знание, 1991. – 96 с.

3. Божович Л. И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей / Под ред. А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович. – М. : Педагогика, 2000. – 183 с.

4.  Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа /                           Ю. Я. Герчук.  – М., 1998. – 328 с.

5    Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М: ВЛАДОС, 2010. – 186 с.

6 Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания /                              – М. : Просвещение, 1987. – 254 с.

7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М: ВЛАДОС, 2010. - 186

8   Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Колористика .- Ростов н/Д: Феникс, 2007.  95 с.

9.   Рябов В.Ф. Человек творит творчество, – Л.: Детская литература, 1981. – 159 с.;

10.   Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. – М; Просвещение, 1989. 156 с.

11. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство.Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство с древних времен до эпохи Возраждения. – 2-е изд., исп.р./ Глав. ред. М. Аксенова ; отв. Ред. Н. Майсурян,  Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2004. – 688с.

Для обучающихся:

1. Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2004.736 с.

2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С-Пб: Детство Пресс, 2004. – 128с.

43 Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство.Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство с древних времен до эпохи Возраждения. – 2-е изд., исп.р./ Глав. ред. М. Аксенова ; отв. Ред. Н. Майсурян,  Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2004. – 688с.

 

Интернет ресурсы

http://www.rukukla.ru/article/gigr/tory/

http://kidsmoy.su/index/russkaja_glinjanaja_igrushka/0-66

http://gim-muzej.narod.ru/p3aa1.html

http://www.hramislovo.ru/ortho_present/toys_make_children_kind

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Культуру нации невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Культуру нации невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является…

Данная программа АРТ- с т уди и «

Данная программа АРТ- с т уди и «

Обучающие: Познакомить детей с историей возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства

Обучающие: Познакомить детей с историей возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие

Интенсификация учебно-тематического плана осуществляется путем уплотнения учебного материала за счет часов практических занятий, самостоятельного изучения тем

Интенсификация учебно-тематического плана осуществляется путем уплотнения учебного материала за счет часов практических занятий, самостоятельного изучения тем

Виды контроля Начальный (или входной контроль в форме собеседования) проводится с целью определения уровня развития детей

Виды контроля Начальный (или входной контроль в форме собеседования) проводится с целью определения уровня развития детей

Итого 36 7 29

Итого 36 7 29

Составление просты х узор ов, используя технику пластилинография

Составление просты х узор ов, используя технику пластилинография

Конкурсы, выставки , праздники п рактическое занятие к онтрольное занятие, самоанализ, выставка, презентация творческих работ видеозаписи, фотографии с образцами и примерами оформления работ и выставок

Конкурсы, выставки , праздники п рактическое занятие к онтрольное занятие, самоанализ, выставка, презентация творческих работ видеозаписи, фотографии с образцами и примерами оформления работ и выставок

СОДЕРЖАНИЕ 1 . Вводное занятие (1ч

СОДЕРЖАНИЕ 1 . Вводное занятие (1ч

Узоры на стекле». « Женский народный костюм

Узоры на стекле». « Женский народный костюм

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство

По окончании второго года обучения обучающиеся должны: знать: – виды народного декоративно-прикладного искусства (

По окончании второго года обучения обучающиеся должны: знать: – виды народного декоративно-прикладного искусства (

Набор акриловых красок 15 1 7

Набор акриловых красок 15 1 7

Неменский Б. М. Мудрость красоты

Неменский Б. М. Мудрость красоты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020