министерство образования тверской области
государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Тверской областной центр юных техников»
структурное подразделение «детский технопарк «кванториум»
Рекомендовано методическим советом ГБУ ДО ТОЦЮТ Протокол № от «____» __________ 2020 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ ДО ТОЦЮТ
___________ Ю.В. Цветков «____» ___________2020 г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Экомейкер»
Направленность: комплексная
Общий объем программы в часах: 40 часов
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Рег. № ______
Тверь - 2020 г.
Информационная карта программы
Наименование программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экомейкер» |
Назначение (направление) программы |
Организация инновационного воспитательно-образовательного пространства в каникулярный период. Направленность по содержанию: комплексная программа естественнонаучной и технической направленности. |
Разработчики программы |
Структурное подразделение ГБУ ДО ТОЦЮТ «Детский технопарк «Кванториум» |
Объем программы |
40 часов |
Форма реализации |
Очная форма с применением дистанционных технологий |
Целевая аудитория программы |
Обучающиеся в возрасте 7-14 лет |
Цели и задачи программы |
Цели: 1. Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей и экологической культуры и организации содержательного досуга. 2. Создание условий для развития творческой индивидуальности обучающихся через овладение техникой работы с разнообразным материалом. 3. Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к творческой деятельности на основе использования методов ТРИЗ. Задачи: 1) развитие экологического сознания и культуры детей, желания заботиться о чистоте окружающей среды; 2) овладение навыками изготовления простых изделий из подручных материалов; 3) привлечение обучающихся к решению логических задач, повышение их интереса к математике; 4) формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления; 5) формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность) 6) формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 7) раннее раскрытие интересов и склонностей у обучающихся к научно-поисковой деятельности; 8) демонстрация возможностей и знакомство с направлениями деятельности детского технопарка «Кванториум». |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Благодаря работе по направлениям обучения, дети повысят свой уровень знаний по биологии, экологии, математике, физике и химии. Кроме того, ребята смогут определиться с тем направлением, которое они в дальнейшем будут изучать углубленно. Таким образом, ожидаемые результаты следующие: 1. Организационные: • устранение психологических, социальных и групповых барьеров. 2. Методические: • развитие 4К компетенций; • знакомство, обмен опытом в процессе совместной деятельности; • налаживание взаимосвязи и различных форм сотрудничества между коллективами детей. 3. Воспитательные: • получение умений и навыков индивидуальной и коллективной технической и творческой деятельности. |
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экомейкер» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Направленность программы: комплексная программа естественнонаучной и технической направленности.
Новизна программы обеспечивается тем, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экомейкер» реализуется на базе детского технопарка «Кванториум» по очной форме обучения в каникулярный период. Возможна реализация программы с применением дистанционных технологий, при этом появляется можно организовать образовательный процесс с привлечением удалённых пользователей.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества на организацию содержательного досуга обучающихся в каникулярный период, на совершенствование знаний у обучающихся в области естественных и технических наук, на повышение заинтересованности обучающихся в изучении этих предметов путём представления учебного материала через реализацию практических задач.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает воспитание человека с творческими способностями. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Развитие детского творчества во многом зависит от умения обучающихся работать с различными материалами. При освоении материала программы «Экомейкер» ребята получат знания о видах и свойствах материалов, являющихся отходами, овладевают технологическими операциями их обработки, научатся применять теоретические знания на практике.
Работа с разными бросовыми материалами (отходами) имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию, воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Бросовый материал (отходы) даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал. Все необходимое можно найти у себя в бытовых твердых отходах или в дальнем пыльном закутке гаража. Яичные контейнеры, скорлупа, пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое являются прекрасным, бесплатным поделочным материалом.
В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. Таким образом, поделки из бросового материала помогут детям оценить каждую мелочь, включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал и, кроме того, давая «вторую жизнь» пластиковым бутылкам, способствовать уменьшению количество мусора на нашей планете.
Кроме этого, обучающиеся познакомятся с основами экологических знаний, рассмотрят основные направления бионики. В результате обучения по данной программе обучающиеся должны получить представления о природе как гениальном конструкторе, инженере и художнике, и представлять, что для решения инженерных и архитектурных вопросов на современном уровне необходимо изучать природу, но при этом не копировать её, а подходить творчески. Особое внимание в программе уделяется на то, чтобы учащиеся осознали, что насколько мы бережно и рационально сегодня будем пользоваться творениями природы, настолько благополучным и стабильным будет будущее человечества.
Цели реализации программы:
1. Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей и экологической культуры и организации содержательного досуга.
2. Создание условий для развития творческой индивидуальности обучающихся через овладение техникой работы с разнообразным материалом.
3. Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к творческой деятельности на основе использования методов ТРИЗ.
Задачи программы:
Обучающие:
- развитие экологического сознания и культуры детей, желания заботиться о чистоте окружающей среды;
- овладение навыками изготовления простых изделий из подручных материалов;
- привлечение обучающихся к решению логических задач, повышение их интереса к математике;
Развивающие:
- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
- раннее раскрытие интересов и склонностей, обучающихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней.
- демонстрация возможностей и знакомство с направлениями деятельности детского технопарка «Кванториум».
Воспитательные:
- воспитание дисциплинированности, ответственности, самоорганизации;
- формирование организаторских и лидерских качеств;
- воспитание трудолюбия, уважения к труду;
- формирование чувства коллективизма и взаимопомощи;
- воспитание чувства патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и технике.
Отличительной особенностью программы является ее модульность. В ней представлены два модуля: образовательный модуль «Экомейкерство» и развивающий модуль «Природа и техника: проблемы взаимодействия».
Учебно-тематический план модулей реализуется равномерно, ежедневно, в соответствии с календарно-тематическим планом.
Одна из основных задач образования – развитие способностей ребёнка, таких как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими представляемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте с 7 до 14 лет, без ограничений возможностей здоровья, проявляющих интерес к творчеству. Количество обучающихся в группе – 10-14 человек.
Возможные формы проведения занятий:
- на этапе изучения нового материала – лекция, объяснение, рассказ, демонстрация, игра;
- на этапе практической деятельности – беседа, дискуссия, практическая работа;
- на этапе освоения навыков – творческое задание;
- на этапе проверки полученных знаний – публичное выступление с демонстрацией результатов работы, дискуссия, рефлексия.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
- словесный - беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ;
- наглядный - показ педагогом вариантов техники обработки исходных материалов и технологии выполнения изделий, просмотр видеофильмов и презентаций;
- практический - самостоятельное выполнение заданий.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
По логичности подхода:
- аналитический – анализ этапов выполнения заданий.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся:
- частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске в процессе решения поставленных задач, выполнении заданий досуговой части программы.
Функции программы:
Основная – образовательная – функция заключается в организации обучения детей основным вопросам взаимодействия общества, техники и природы, в применении и развитии полученных знаний для совершенствования экологической культуры личности, самосовершенствования и самопознания.
Компенсаторная функция программы реализуется посредством чередования различных видов деятельности детей, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что ребёнок ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия с другими участниками программы в условиях дистанционной деятельности, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.
Режим занятий: Согласно п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором должна составлять не более 30 мин., поэтому занятия проводятся по 30 мин., с перерывом для зрительной гимнастики. Занятия проводятся 5 раз в неделю (2 недели), каждый учебный день, по 2 астрономических часа (120 мин. – 2,6 академических часа) образовательного модуля «Экомейкерство» и 1 астрономический час - (60 мин. – 1,3 академических часа) модуля «Природа и техника: проблемы взаимодействия» каждый учебный день. 0,1 академического часа посвящена рассмотрению логических задач в контексте общего формата программы.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Благодаря работе по направлениям обучения, дети повысят свой уровень знаний по охране окружающей среды, дизайну, конструированию, мейкерству. Кроме того, ребята смогут определиться с тем направлением, которое они в дальнейшем будут изучать углублено.
Общекультурные компетенции обеспечивают развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности ребёнка, способствуют решению профессиональных задач, задач социального участия и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности.
Личностные результаты:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- формирование профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с промышленным дизайном;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культур;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- способность адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников;
- умение различать способ и результат действия;
- умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
- способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- умение выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- умение выслушивать собеседника и вести диалог;
- способность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
- умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умение управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Компетентностный подход реализации программы позволяет осуществить формирование у обучающегося как личностных, так и профессионально-ориентированных компетенций через используемые формы и методы обучения, нацеленность на практические результаты.
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:
универсальные компетенции (SoftSkills):
- умение работать в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение задач и др.;
- наличие высокого познавательного интереса;
- умение ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать техническую литературу для поиска сложных решений;
- умение ставить вопросы, связанные с темой проекта, выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий;
- наличие критического мышления;
- проявление технического мышления, познавательной деятельности, творческой инициативы, самостоятельности;
- способность творчески решать технические задачи;
- готовность и способность применения теоретических знаний по физике, информатике для решения задач в реальном мире;
- способность правильно организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей;
предметные компетенции (HardSkills):
- В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
- правила безопасной работы с персональным компьютером и оборудованием, применяемым для экомейкерства;
- способы планирования деятельности, разбиения задач на подзадачи, распределения ролей в рабочей группе;
- понимать взаимосвязь между потребностями пользователей и свойствами проектируемых предметов и процессов;
- основные свойства материалов, применяемых для экомейкерства;
- основные приёмы обработки подручных и вторичных материалов.
В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
- составить план проекта, включая выбор темы; сделать анализ предметной области; осуществить разбиение задачи на подзадачи;
- использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
- использовать навыки работы с подручными и вторичными материалами;
- применять полученные знания в практической деятельности;
- подготовить отчет о проделанной работе;
- публично выступить с докладом;
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
- навыками рисования;
- технологиями обработки подручных и вторичных материалов;
- способами работы с изученными программами;
- методами дизайн-мышления;
- методами дизайн-анализа;
- методами визуализации идей.
Мониторинг образовательных результатов.
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной программе имеет три основных критерия:
1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии, способов и типовых решений в сфере экомейкерства.
2. Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность ценностных ориентаций в сфере экомейкерства, отношения к выбранной деятельности, понимания ее значимости в обществе.
3. Готовность к продолжению обучения в сфере экомейкерства – определяется как осознанный выбор более высокого уровня освоения выбранного вида деятельности, готовность к соревновательной и публичной деятельности.
Способы определения результативности реализации программы и формы подведения итогов реализации программы.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся следующие виды контроля: входной, текущий, итоговый. Это позволяет своевременно отслеживать результативность и обеспечивать эффективное управление образовательным процессом.
Виды контроля:
- входной контроль проводится на начальном этапе формирования объединения в форме изучения отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка;
- текущий контроль проводится в течении всего периода обучения, он возможен и на каждом занятии;
- промежуточный контроль не проводится в связи с краткосрочностью программы;
- итоговый контроль проводится в конце обучения по программе в ходе которого осуществляется проверка освоения программы, учет достижения результатов программы каждым учащимся.
Формы контроля по каждому из видов (входной, текущий, итоговый) выбираются педагогом самостоятельно и прописываются для каждого занятия в дополнительной общеобразовательной программе в таблице календарно-тематического планирования.
Формы оценивания – безотметочные. Наиболее часто используемые критерии оценки: высокий, средний и низкий уровень освоения программы. Критерии оценивания приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения программы |
Результат |
Высокий уровень освоения программы |
Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт |
Средний уровень освоения программы |
Обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки |
Низкий уровень освоения программы |
Обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям |
2. Содержание программы
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомейкер»
№ |
Наименование раздела, модуля, темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Модуль №1 «Экомейкерство» |
26 |
6,5 |
19,5 |
2. |
Модуль №2 «Природа и техника: проблемы взаимодействия» |
14 |
7 |
7 |
|
Итого: |
40 |
13,5 |
26,5 |
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомейкер»
№ п/п |
Наименование раздела, модуля, темы
|
Кол-во часов, всего |
в том числе |
Форма аттестации/ контроля |
|
теория
|
прак тика
|
||||
Модуль №1 «Экомейкерство» (26 ч.) |
|||||
1. |
Экомейкерство |
26 |
6,5 |
13,5 |
|
1.1 |
Знакомство с оборудованием, инструктаж по технике безопасности |
2,6 |
2,6 |
0 |
Индивидуальная проверка знаний |
1.2 |
Экскурсия по хай-тек цеху технопарка «Кванториум» |
2,6 |
0 |
2,6 |
Индивидуальная проверка знаний |
1.3 |
Теория вакуумной формовки |
2,6 |
2,6 |
0 |
Индивидуальная проверка знаний |
1.4 |
Изготовление вакуумного формовщика, формование образцов из вторичный материалов |
2,6 |
0 |
2,6 |
Индивидуальная проверка знаний |
1.5 |
Введение в 3D моделирование, знакомство с ПО (Tinkercad) |
2,6 |
1,3 |
1,3 |
Индивидуальная проверка знаний |
1.6 |
3D моделирование псевдослучайных объектов (пульт, телевизор) |
2,6 |
0 |
2,6 |
Индивидуальная проверка знаний |
1.7 |
3D моделирование объектов с заданными размерами (кружка, телефон) |
2,6 |
0 |
2,6 |
Индивидуальная проверка знаний |
1.8 |
Моделирование фонтана Герона. Изготовление фонтана Герона из вторичный материалов |
2,6 |
0 |
2,6 |
Индивидуальная проверка знаний |
1.9 |
Изготовление моделей «Картезианский водолаз» и «Водолазный колокол» из вторичных материалов |
2,6 |
0 |
2,6 |
Индивидуальная проверка знаний |
1.10 |
Моделирование диапроектора. Изготовление диапроектора из вторичный материалов |
2,6 |
0 |
2,6 |
Индивидуаль ная проверка знаний |
Модуль №2 «Природа и техника: проблемы взаимодействия» |
|||||
2. |
Природа и техника: проблемы взаимодействия |
14 |
7 |
7 |
|
2.1 |
Интеллектуальные конкурсы и логические загадки. Вводный нструктаж |
1 |
0 |
1 |
Индивидуальная проверка знаний |
2.2 |
Экомейкерство и отходы Понятие «мейкерство», «отходы», «экомейкерство». Знакомство с принципами сбора и утилизации бытовых отходов. Подведение детей к поднимаю того, что бросовый материал (мусор) можно использовать для создания поделок, вещей (предметов), полезных человеку. |
1,3 |
1,3 |
0 |
Индивидуальная проверка знаний |
2.3 |
Свойства материалов, являющихся отходами. Виды и маркировка пластмасс Характеристика стекла, бумаги, металлов как отходов. Возможности их переработки. Виды пластических масс (простые, сложные). Ассортимент изделий из пластмасс. Маркировка. |
1,3 |
1,3 |
0 |
Индивидуальная проверка знаний |
2.4 |
Бионика в нашей жизни. Экодизайн и экомоделирование. Понятие «Бионика». Направления бионики. Примеры архитектурно-строительной бионики. Бионика и дизайн. Использование природных объектов в качестве моделей для технических объектов |
1,3 |
1,3 |
0 |
Индивидуальная проверка знаний |
2.5 |
Бионика. Технологии, подаренные природой. Светоотражение, биолюминесценция, звукоизоляция, гидролокация, паутина, броня, клейкий бинт и другие изобретения природы на службе у человека |
1,3 |
1,3 |
0 |
Индивидуальная проверка знаний |
2.6 |
Нейробионика. Биокомпьютинг. Биологическая кибернетика. Андроид и киборг. Нейрокомпьютерный интрерфейс. Искусственная рука. Искусственный глаз. |
1,3 |
1,3 |
0 |
Индивидуальная проверка знаний |
2.7 |
Виртуальная экскурсия по детскому технопарку «Кванториум» |
1,3 |
0 |
1,3 |
Индивидуальная проверка знаний |
2.8 |
Инженерный КВИЗ. Технологии охраны природы Проверка знаний обучающихся в игровой, тестовой форме по основам знаний технологий охраны природы |
1,3 |
0 |
1,3 |
Индивидуальная проверка знаний |
2.9 |
Что такое Soft skills и как их развивать? Метод фокальных объектов. Метод шести шляп |
1,3 |
0 |
1,3 |
Индивидуальная проверка знаний |
2.10 |
Экология интернета. Технологии века «Цифры на страже исторического наследия» |
1,3 |
0,5 |
0,8 |
Индивидуальная проверка знаний |
2.11 |
Подведение итогов «Что мы узнали?» Интеллектуальная игра |
1,3 |
0 |
1,3 |
Рейтинг обучающегося |
|
Итого: |
40 |
13,5 |
26,5 |
|
2.3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомейкер»
День проведения занятий |
Название тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Интеллектуальные конкурсы и логические загадки. Вводный инструктаж |
0,1 |
0 |
0,1 |
Экомейкерство и отходы |
1,3 |
1,3 |
0 |
|
Знакомство с оборудованием, инструктаж по технике безопасности |
2,6 |
2,6 |
0 |
|
Всего: |
4,0 |
3,9 |
0,1 |
|
2 |
Интеллектуальные конкурсы и логические загадки |
0,1 |
0 |
0,1 |
Свойства материалов, являющихся отходами. Виды и маркировка пластмасс |
1,3 |
1,3 |
0 |
|
Экскурсия по хай-тек цеху Кванториума |
2,6 |
0 |
2,6 |
|
Всего: |
4,0 |
1,3 |
2,7 |
|
3 |
Интеллектуальные конкурсы и логические загадки |
0,1 |
0 |
0,1 |
Виртуальная экскурсия по детскому технопарку «Кванториум» |
1,3 |
0 |
1,3 |
|
Теория вакуумной формовки |
2,6 |
2,6 |
0 |
|
Всего: |
4,0 |
2,6 |
1,4 |
|
4 |
Интеллектуальные конкурсы и логические загадки |
0,1 |
0 |
0,1 |
Инженерный КВИЗ. Технологии охраны природы |
1,3 |
0 |
1,3 |
|
Изготовление вакуумного формовщика, формование образцов из вторичный материалов |
2,6 |
0 |
2,6 |
|
Всего: |
4,0 |
0 |
4,0 |
|
5 |
Интеллектуальные конкурсы и логические загадки |
0,1 |
0 |
0,1 |
Что такое Soft skills и как их развивать? Метод фокальных объектов. Метод шести шляп |
1,3 |
0 |
1,3 |
|
Введение в 3D моделирование, знакомство с ПО (Tinkercad) |
2,6 |
1,3 |
1,3 |
|
Всего: |
4,0 |
1,3 |
2,7 |
|
6 |
Интеллектуальные конкурсы и логические загадки |
0,1 |
0 |
0,1 |
Бионика в нашей жизни. Экодизайн и экомоделирование |
1,3 |
1,3 |
0 |
|
3D моделирование псевдослучайных объектов (пульт, телевизор) |
2,6 |
0 |
2,6 |
|
Всего: |
4,0 |
1,3 |
2,7 |
|
7 |
Интеллектуальные конкурсы и логические загадки |
0,1 |
0 |
0,1 |
Бионика. Технологии, подаренные природой |
1,3 |
1,3 |
0 |
|
3D моделирование объектов с заданными размерами (кружка, телефон) |
2,6 |
0 |
2,6 |
|
Всего: |
4,0 |
1,3 |
2,7 |
|
8 |
Интеллектуальные конкурсы и логические загадки |
0,1 |
0 |
0,1 |
Нейробионика. Биокомпьютинг |
1,3 |
1,3 |
0 |
|
Моделирование фонтана Герона. Изготовление фонтана Герона из вторичный материалов |
2,6 |
0 |
2,6 |
|
Всего: |
4,0 |
1,3 |
2,7 |
|
9 |
Интеллектуальные конкурсы и логические загадки |
0,1 |
0 |
0,1 |
Экология интернета. Технологии века «Цифры на страже исторического наследия» |
1,3 |
0,5 |
0,8 |
|
Изготовление моделей «Картезианский водолаз» и «Водолазный колокол» из вторичных материалов |
2,6 |
0 |
2,6 |
|
Всего: |
4,0 |
0,5 |
3,5 |
|
10 |
Интеллектуальные конкурсы и логические загадки |
0,1 |
0 |
0,1 |
Моделирование диапроектора. Изготовление диапроектора из вторичный материалов |
2,6 |
0 |
2,6 |
|
Подведение итогов «Что мы узнали?» |
1,3 |
0 |
1,3 |
|
Всего: |
4,0 |
0 |
4,0 |
|
|
Итого: |
40 |
13,5 |
26,5 |
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе детского технопарка «Кванториум» по дистанционной форме обучения. Помещение - учебный кабинет (квантум), оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
№ п/п |
Наименование |
Количество, шт. |
1 |
Компьютерное оборудование |
|
1.1 |
Ноутбук |
14 |
1.2 |
Мышь |
14 |
2 |
Программное обеспечение (Кроме бесплатных) |
|
2.1 |
Офисное ПО |
1 |
2.2 |
Антивирус |
1 |
3 |
Оборудование Хайтек |
|
3.1 |
Лазерно-гравировальное: лазерно-гравировальный комплекс Trotec; лазерный маркировщик Gard |
1 1 |
3.2 |
Аддитивное: 3Д-принтер; полимеризационная камера |
1 1 |
3.3 |
Субстрактивное: фрезерный станок ЧПУ Roland |
1 |
3.4 |
Ручной инструмент: ручной инструмент (комплект на 10 рабочих мест) |
1 |
3.5 |
Компьютерное оборудование: ноутбуки |
14 |
3.6 |
Программное обеспечение: ПО для работы с векторной графикой |
1 |
3.2 Информационное обеспечение
Список литературы
1. Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2018. – 287 с.
2. Универсальная иллюстрированная энциклопедия почемучек и оттогочек: для очень любознательных детей / (Кейт Вудвард и другие) / пер. с англ. И. Алчева и другие. – М.: Астрель, 2017. – 110 с.
3. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Перевод с испанского. – М.: Эксмо, 2012. – 512 с.
4. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала [Текст]. — М.: Просвещение, 2019. — 175с.
5. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. /Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 480 с.
Электронные образовательные ресурсы
1. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%BB%D0%B8
2. Природа и окружающая среда [электронный ресурс]. Режим доступа: http://priroda.su/item/820
3. Голубева И. История бутылки /Интересные факты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://coolfacts.ru/istoriya-butylki.html
Интернет-сайты
1. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
2. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
3. http://rukodei.ru/dir/rukodelie/32
4. http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie.html
5. Как разлагаются отходы? https://www.youtube.com/watch?v=hLB82jN6sAI
6. Раздельный сбор мусора https://www.youtube.com/watch?v=MKXLyRhZK3U
7. Стекло и металл. Почему надо перерабатывать упаковку?
https://www.youtube.com/watch?v=y_TSNG5Nd0o
8. Виды пластика. Как различить по маркировке?
https://www.youtube.com/watch?v=iN3meZ4gMEg
9. Изобретения, позволяющие использовать отходы.
https://www.youtube.com/watch?v=cUHrjdQq4rM
10. Как утилизировать пластмассовые отходы http://ru.wikihow.com.
11. Простые поделки из отходов
https://www.youtube.com/watch?v=dT06oYYaENU
12. Как избавиться от мусора?
https://www.youtube.com/watch?v=oFXcWifT8Fs
13. Отходы из пластика https://www.youtube.com/watch?v=gFdgmrzhVgY
14. Отходы https://www.youtube.com/watch?v=y9bfM7ypfP8
15. Крутые бионические роботы
https://www.youtube.com/watch?v=lwNV2mOnGGA
16. 5 технологий, скопированных у природы
https://www.youtube.com/watch?v=lcVLDDpkdp0
17.
10 технологий, которые подарила природа https://www.youtube.com/watch?v=dx0Cb1dTDqM
18. Технологии природы. Зубчатый механизм. 4 мин.
https://www.youtube.com/watch?v=y6QcsJAIowM&list=RDCMUCtI0EEz52kmhHFF_oyc0ARA&index=4
19.
Бионика. Стили архитектуры
https://www.youtube.com/watch?v=T4vKIlrn-HY
20. Бионика. Искусство камуфляжа 26 мин
https://www.youtube.com/watch?v=S3TFAOk2NnA
3.3 Методическое обеспечение
Данная программа является комплексной и интегрированной: включает различные структурные блоки и подразумевает применение различных форм, методов и технологий обучения.
Особенности организации образовательной деятельности
Работа с обучающимися построена следующим образом: изложение теоретического материала, выполнение практических заданий.
Методы образовательной деятельности.
В период обучения применяются такие методы обучения и воспитания, которые позволят установить взаимосвязь деятельности педагога-наставника и обучающегося, направленную на решение образовательно-воспитательных задач.
По уровню активности используются методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- эвристический метод;
- метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся сложный материал;
- метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях;
- исследовательский метод обучения, дающий обучающимся возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться определенных результатов.
- метод проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень обучения;
- метод закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
- диалоговый и дискуссионный метод.
Приемы образовательной деятельности:
- игра-квест (на развитие внимания, памяти, воображения),
- соревнования и конкурсы,
- наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература),
- создание творческих работ.
Занятие состоит из теоретической (лекция, беседа) и практической части, создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Основные образовательные процессы: решение логических задач, познавательные квест-игры, соревнования и конкурсы, выполнение практических заданий.
Основные формы деятельности:
- познание и учение: освоение способов управления вниманием и возможностями организма;
- общение: принятие правил, ответственность как за собственные учебные достижения, так и за результаты в рамках «общего дела»;
- творчество: освоение подходов к разработке моделей управления как реальными, так и воображаемыми объектами;
- игра: игра в команде, индивидуальные соревнования;
- труд: усвоение позитивных установок к труду и различным современным технологиям.
Форма организации учебных занятий:
- беседа;
- лекция;
- техническое соревнование;
- игра-квест;
- экскурсия;
- творческая мастерская.
Типы учебных занятий:
- первичного ознакомления с материалом;
- усвоение новых знаний;
- комбинированный;
- практические занятия;
- закрепление, повторение;
- итоговое.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся. Для оценки эффективности программы выбраны критерии, определяющие развитие интеллектуальных и технических способностей у обучающихся: развитие памяти, воображения, образного, логического и технического мышления.
Результатом усвоения обучающимися программы является обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к творческой деятельности на основе использования методов ТРИЗ.
Педагогические технологии.
В процессе обучения по Программе используются разнообразные педагогические технологии:
- технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное развитие личности, на основе активно-деятельного способа обучения, учитывающие закономерности развития и особенности индивидуума;
- технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление, раскрытие и использование его опыта;
- технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей;
- технологии сотрудничества, реализующие демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и обучающегося, совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
- компьютерные технологии, формирующие умение работать с информацией, исследовательские умения, коммуникативные способности.
В практике выступают различные комбинации этих технологий, их элементов.
3.4 Методическая копилка
В «Детском технопарке «Кванториум» сформирован банк методических материалов, которые могут быть использованы в качестве помощи педагогу.
Перечень литературы, имеющейся в медиатеке ДТ «Кванториум»
1. Абельсон Х., Сассман Д. Структура и интерпретация компьютерных программ. – М.: Добросвет КДУ, 2018. – 608 с.
2. Бейктал Д. Конструируем роботов на Arduino. Первые шаги. – М.: Лаборатория знаний, 2016. – 320 с.
3. Белиовская Л.Г. Использование LEGO-роботов в инженерных проектах школьников. Отраслевой подход / Л. Г. Белиовская, Н.А. Белиовский. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 88 с.
4. Белиовская Л.Г. Узнайте, как программировать на LabVIEW. Учебник. — М.: ДМК Пресс, 2017. – 140 с.
5. Блум Д. Изучаем Arduino: инструменты и методы технического волшебства. – СПб.: БХВ-Петербург, 2018. – 336 с.
6. Бонами Д. Английский язык для будущих инженеров. Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 320 с.
7. Грингард С. Интернет вещей: будущее уже здесь. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 188 с.
8. Интернет-предпринимательство. 10-11 классы: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2019. – 238 с.
9. Каку М. Физика невозможного. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. – 450 с.
10. Керриган Б., Ритчи Д. Язык программирования C. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2018. – 288 с.
11. Киселёв М.М. Робототехника в примерах и задачах. Курс программирования механизмов и роботов. — М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2017. – 136 c.
12. Кнут Д. Искусство программирования. Том 1. Основные алгоритмы. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2018. – 720 с.
13. Конспект хакера. 20 мини-проектов; Руководство, с которым можно в кратчайшие сроки опробовать в действии большую часть функций Arduino. – М.: Издательство Амперка, 2018. – 84 с.
14. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р., Штайн К. Алгоритмы: построение и анализ. – СПб.: ООО «И.Д. Вильямс», 2018. – 1328 с.
15. Крейг Д. Введение в робототехнику. Механика и управление. – Ижевск: «Ижевский институт компьютерных исследований», 2013. – 543 с.
16. Кукалёв С.В. Правила творческого мышления или Тайны пружины ТРИЗ: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 416 с.
17. Липпман С.Б., Лажойе Ж., Му Б.Э. Язык программирования С++. Базовый курс. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2018. – 1120 с.
18. Макконелл С. Совершенный код. Мастер-класс. – СПб.: БХВ, 2018. – 896 с.
19. Маркировка электронных компонентов. Определитель / А.А. Бахметьев, В.Б. Ежов, И.С. Кирюхин, А.В. Перебаскин, В.М. Халикеев. – 14-е изд., – М.: ДМК Пресс, 2016. – 368 с.
20. Мартин Р. Чистый код: создание, анализ и рефракторинг. Библиотека программиста. – СПб.: Питер, 2017. – 464 с.
21. Мобильные роботы: робот-колесо и робот-шар. /Сборник работ/. – Ижевск: «Ижевский институт компьютерных исследований», 2013. – 532 с.
22. Монк С. Электроника. Теория и практика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2018. – 1168 с.
23. Монк С. Практическая электроника: иллюстрированное руководство для радиолюбителей. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2018. – 352 с.
24. Олифер В.Г., Олифер И.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2015. – 944 с.
25. Перельман Я. Занимательная физика. – СПб.: Азбука, 2018. – 272 с.
26. Платт Ч. Электроника для начинающих (2-е издание). – Спб.: БХВ-Петербург, 2019. – 416 с.
27. Ричардсон М., Уоллес Ш. Заводим Raspberry Pi. – М.: ООО «Амперка», 2013. – 230 с.
28. Скарпио М. Двигатели для моделистов: руководство по шаговым двигателям, сервоприводам и другим типам электродвигателей. – СПб.: ООО «Альфа-книга», 2018. – 432 с.
29. Соммер У. Программирование микроконтроллерных плат Arduino/Freeduino. – СПб.: БХВ-Петербург, 2017. – 256 с.
30. Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 190 с.
31. Шилдт Г. C# 4.0. Полное руководство. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2018, – 1056 с.
32. Яценков В.С. Твой первый квадрокоптер: теория и практика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2017. – 256 с.
Перечень электронных образовательных ресурсов
Методические рекомендации министерств и ведомств
1. «Методические рекомендации по профилактике потребления курительных смесей»
2. «Методические рекомендации по безопасности использования сети «Интернет»
3. «Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Адрес:
https://drive.google.com/drive/folders/1bczKlvyqO7jVQpX7ucfNOaVw8zezpAPV
Учебно-методические пособия,
разработанные Фондом новых форм развития образования
1. Тулкит «Аэроквантум»
2. Тулкит «Проробоквантум»
3. Тулкит «Хайтек-квантум»
4. Тулкит «Геоквантум»
5. Тулкит «Промышленный дизайн»
6. Тулкит «IT-квантум»
7. Тулкит «VR/AR-квантум»
8. Программа «Урок технологии. 5 класс. Промышленный дизайн»
9. Программа «Урок технологии. 6 класс. VR/AR технологии»
10. Программа «Урок технологии. 7 класс. Геоинформационные технологии»
11. Пособие «Основы проектной деятельности»
12. Пособие «Учимся шевелить мозгами»
13. Пособие «Дизайн-мышление»
14. Пособие «Рефлексия»
15. Презентация «Управление проектами»
16. Презентация «Обзор Softskills»
17. Атлас новых профессий
18. Лабораторный практикум по изучению микроконтроллеров STM32 на базе отладочного модуля STM32F3 Discovery
19. Пособие «Инженерные и исследовательские задачи»
20. Презентация «Дизайн-мышление»
21. Комментарии к презентации «Дизайн-мышление»
22. Сборник нормативных материалов «Инструментарий работника дополнительного образования»
23. Презентация «Методики генерации идей»
24. Кейс «Мобильная робототехника»
Адрес: https://drive.google.com/drive/folders/12WtTG5S5lH6YONeqGCdSTGMrEytOSL8r
Методические материалы «Детского технопарка «Кванториум»
1. Презентация «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в ДТ «Кванториум»
2. Презентация «Применение технологии целеполагания»
3. Презентация «Основы и сущность педагогического мастерства»
4. Презентация «Конфликты в педагогическом общении и их преодоление»
5. Презентация «Кейс-технология и педагогический сценарий»
6. Презентация «Упражнения для глаз»
7. Методические рекомендации по применению технологии целеполагания
на занятиях с обучающимися в структурном подразделении «Детский технопарк «Кванториум» государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Тверской областной Центр юных техников»
Адрес:
https://drive.google.com/drive/folders/1bczKlvyqO7jVQpX7ucfNOaVw8zezpAPV
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.