МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖУЛАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» КОЧКОВСКОГО РАЙОНА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета МКОУ « Жуланская СШ» Протокол № от 2023 года |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № от _2023 г Директор МКОУ «ЖуланскаяСШ » Дурнева А.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«За страницами учебника биологии»
Возраст обучающихся : 12-15 лет,
Срок реализации : 1 год
Автор: Задубровская Юлия Витальевна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории |
Новосибирская область Кочковский район |
с. Жуланка 2023 г
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «За страницами учебника биологии» естественнонаучной направленности.
Программа составлена на основе нормативно-правовых актов и государственных программных документов, регламентирующих деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 17.02.2021 г.);
2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28"Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»)
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции 2020г)
8.Устав МБУ ДО «ИМЦ»
9. Локальные акты МБУ ДО «ИМЦ»
Методические рекомендации
1.Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные) / Методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021г.
2 «Примерная программа воспитания», утвержденная на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г..
3. «Методические рекомендации по разработке программ воспитания».
Актуальность программы. Необходимость разработки программы продиктована важностью комплексного естественнонаучного образования учащихся для формирования гармонично развитой личности, способной к продуктивному и творческому труду. Программа способствует обеспечению активной жизненной позиции учащихся в вопросах научного познания окружающей действительности.
Значение биологии как науки об общих закономерностях организации жизни на Земле очень велико. Глубокие знания биологических наук необходимы для осмысления места человека в системе природы, понимания взаимосвязей организмов и окружающей их живой и неживой природы. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Без знания биологии невозможно внедрение в жизнь современных биотехнологий на базе генной инженерии, дальнейшее развитие селекции животных, растений и микроорганизмов, прогнозирование экологических ситуаций в различных регионах и состояния биосферы в целом, диагностика, профилактика и лечение многих болезней растений, животных и человека.
В настоящее время нашей стране требуются высококвалифицированные врачи, инженеры-экологи и специалисты других биологических специальностей. Актуальность программы в том, что предоставляет возможность систематизировать знания учащихся по основным разделам биологии, предоставить возможность определиться со своими профессиональными планами и выстроить индивидуальную профессиональную траекторию.
Отличительные особенности программы.
Программа «За страницами учебника биологии»:
- уделяет большое внимание формированию у учащихся научной картины мира на основе изучения биологических закономерностей;
- развивает у учащихся умения работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы;
- предусматривает формирование навыков ведения наблюдений и постановки опытов с объектами живой и неживой природы, анализа полученной информации, умений публичного представления результатов своей работы, ведения научной дискуссии, выступления в прениях;
- уделяет особое внимание редким и исчезающим видам растительного и животного мира Новосибирской области и России;
- расширяет знания учащихся о региональных особенностях природы НСО;
- помогает воспитанию у учащихся чувства ответственности за судьбу родного края;
- способствует воспитанию у учащихся активной гражданской позиции по вопросам рационального природопользования и охраны природы НСО, страны и планеты в целом;
- направляет учащихся в вопросах профессиональной ориентации через изучение биологии как комплексной науки, проведение семинаров и лабораторных практикумов, научно-практических конференций учащихся.
Адресат программы. Программа адресована учащимся старшего школьного возраста,15 -17 лет, интересующихся изучением биологии как науки.
Объем программы: 36 занятий, 72 часов в год.
Уровень освоения программы: базовый.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Форма обучения: очная; очно-заочная.
Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению естественных наук.
Задачи:
- учить понимать процессы, происходящие в окружающем мире на основе собственных наблюдений и естественнонаучного подхода, формулировать научно обоснованные выводы;
- развивать умения анализировать информацию, представлять перед аудиторией результаты своей работы;
- воспитывать ответственное отношение к природе родного края, природному достоянию своей страны, планеты в целом;
- содействовать профессиональной ориентации учащихся.
Учебный план
№ п/п |
Название раздела (темы) |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1 |
Многообразие органического мира. |
17 |
17 |
34 |
Биологический брейн-ринг |
2 |
Здоровье человека. |
7 |
7 |
14 |
Олимпиада |
3 |
Современная генетика и биотехнология. |
4 |
4 |
8 |
Биологические задачи |
4 |
Современные представления об эволюции природы. |
4 |
4 |
8 |
Биологические задачи |
5 |
Человек и законы экологии. |
3 |
5 |
8 |
Конкурс эссе |
|
Итого |
33 |
35 |
72 |
|
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. Многообразие органического мира |
17 |
17 |
34 |
|
1. |
Вводное занятие. Биология наука о жизни. |
1 |
1 |
2 |
2. |
Многообразие представителей Флоры. |
1 |
1 |
2 |
3. |
Особенности строения растительного организма. |
1 |
1 |
2 |
4. |
Алгология – наука о водорослях. |
1 |
1 |
2 |
5. |
Биологические науки: бриология, птеридология. |
1 |
1 |
2 |
6. |
Биологические и экологические особенности голосеменных растений Сибири. |
1 |
1 |
2 |
7. |
Биологические и экологические особенности покрытосеменных растений Сибири. |
1 |
1 |
2 |
8. |
Современная бактериология. |
1 |
1 |
2 |
9. |
Что изучает микология? |
1 |
1 |
2 |
10. |
Свободноживущие и паразитические представители Подцарства Простейшие. |
1 |
1 |
2 |
11. |
Медузы, гидры, коралловые полипы как индикаторы качества природных вод. |
1 |
1 |
2 |
12. |
Свободноживущие и паразитические черви. |
1 |
1 |
2 |
13. |
Малакология – наука о моллюсках. |
1 |
1 |
2 |
14. |
Энтомология и арахнология: история становления и предмет. |
1 |
1 |
2 |
15. |
Современная ихтиология и экология водоемов. |
1 |
1 |
2 |
16. |
Герпетология и современная медицина. |
1 |
1 |
2 |
17. |
Орнитология и териология в системе биологических наук. |
1 |
1 |
2 |
2. Здоровье человека |
7 |
7 |
14 |
|
18. |
Что такое «здоровье человека»? |
1 |
1 |
2 |
19. |
Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы человека. |
1 |
1 |
2 |
20. |
Как сохранить здоровье кровеносной системы? |
1 |
1 |
2 |
21. |
Гигиена пищеварительной и мочеполовой систем. |
1 |
1 |
2 |
22. |
Заболевания дыхательной системы человека и их профилактика. |
1 |
1 |
2 |
23. |
Здоровье желез внутренней секреции – путь к долголетию. |
1 |
1 |
2 |
24. |
Как работает нервная система человека? |
1 |
1 |
2 |
3. Современная генетика и биотехнология |
4 |
4 |
8 |
|
25. |
История генетики как науки. |
1 |
1 |
2 |
26. |
Правила решения генетических задач. |
1 |
1 |
2 |
27. |
Генетические болезни человека. |
1 |
1 |
2 |
28. |
Современная генная инженерия и биотехнология. |
1 |
1 |
2 |
4. Современные представления об эволюции природы |
2 |
2 |
4 |
|
29. |
Чарльз Дарвин и современное естествознание. |
1 |
1 |
4 |
30. |
Современная синтетическая теория эволюции. |
1 |
1 |
4 |
5. Человек и законы экологии |
3 |
5 |
8 |
|
31. |
Экологический мониторинг, научное прогнозирование и охрана природы. |
1 |
1 |
2 |
32. |
Работа над индивидуальными и групповыми проектами |
1 |
1 |
2 |
33. |
Индивидуальные и групповые проекты |
1 |
1 |
2 |
34. |
Итоговое занятие. |
- |
2 |
2 |
|
Итого |
35 |
37 |
72 |
Содержание программы
1. Многообразие органического мира
Занятие № 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть занятия. Цели и задачи. Содержание и специфика занятий.
Практическая часть занятия: выполнение входного контроля.
Занятие № 2. Многообразие представителей Флоры.
Теоретическая часть занятия. Эволюция органического мира, отличительные особенности растительной клетки. Экологические жизненные формы растений. Видовое разнообразие растений в природе
Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и таблицами.
Занятие № 3. Особенности строения растительного организма.
Теоретическая часть занятия. Органеллы растительной клетки. Ткани растений: образовательные, покровные, механические, проводящие, выделительные. Вегетативные органы растений: корень, лист, стебель, побег. Генеративные органы растений: цветок, семя
Практическая часть занятия: работа в группах.
Занятие № 4. Алгология – наука о водорослях.
Теоретическая часть занятия. Общие признаки водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Отделы водорослей. Жизненные циклы водорослей. Видовое разнообразие водорослей
Практическая часть занятия: самостоятельная работа с микроскопом и микропрепаратами.
Занятие № 5. Биологические науки: бриология, птеридология.
Теоретическая часть занятия. Общие признаки Отдела мохоообразные и Отдела папоротникообразные. Бриология – наука о мхах. Видовое разнообразие мохообразных: печеночные мхи, зеленые мхи, сфагновые мхи. Птеридология – наука о папоротникообразных. Видовое разнообразие папоротникообразных: древние папоротникообразные, современные виды. Типичные представители Отдела Плауновидные, Отдела Хвощевидные. Типичные представители мхов, плаунов, хвощей и папоротников в Кемеровской области. Редкие и охраняемые виды Красной книги России и Новосибирской области.
Практическая часть занятия: самостоятельная работа с микроскопом, приготовление микропрепаратов
Занятие № 6. Биологические и экологические особенности голосеменных растений Сибири.
Теоретическая часть занятия. Жизненный цикл развития сосны обыкновенной. Видовое разнообразие голосеменных растений. Экологические особенности голосеменных растений Сибири и Новосибирской области.
Практическая часть занятия: работа с определителем растений Новосибирской области.
Занятие № 7. Биологические и экологические особенности покрытосеменных растений Сибири.
Теоретическая часть занятия. Основные признаки классов Двудольные и Однодольные, семейства, типичные представители. Редкие и исчезающие виды растений Красной книги Новосибирской области
Практическая часть занятия: работа с гербарием и определителем растений Новосибирской области.
Занятие № 8. Современная бактериология.
Теоретическая часть занятия. Бактериология как наука. История развития бактериологии, история создания микроскопа. Многообразие мира прокариотических организмов: патогенные и сапрофитные бактерии. Роль бактерий в природе, сельском хозяйстве, производстве продуктов питания, биотехнологии.
Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и таблицами.
Занятие № 9. Что изучает микология?
Теоретическая часть занятия. Особенности строения грибов: сходство с животными организмами и с растениями. Отделы Царства Грибы: Отдел Зигомицеты (мукор). Отдел Аскомицеты. Одноклеточные аскомицеты (дрожжи). Виды с плодовыми телами (сморчки, трюфели). Различные плесени (пеницилл, аспергилл). Паразитические аскомицеты (спорынья, парша). Отдел базидиомицеты (шляпочные грибы).
Практическая часть занятия: работа с наглядными пособиями и живыми препаратами.
Занятие № 10. Свободноживущие и паразитические представители Подцарства Простейшие.
Теоретическая часть занятия. Признаки животных у простейших. Строение и жизнедеятельность. Систематика простейших. Патогенные, свободноживущие виды
Практическая часть занятия: решение биологических задач.
Занятие № 11. Медузы, гидры, коралловые полипы как индикаторы качества природных вод.
Теоретическая часть занятия. Тип Кишечнополостные: строение и общие черты организации. Систематика: Класс гидроидные, Класс Сцифоидные, Класс Коралловые полипы. Экология кишечнополостных, значение для человека.
Практическая часть занятия: решение биологических задач.
Занятие № 12. Свободноживущие и паразитические черви.
Теоретическая часть занятия. Тип Плоские черви: происхождение, анатомические особенности строения, экологическое значение. Класс Ресничные черви. Класс Сосальщики. Класс Ленточные черви. Сравнительная характеристика бычьего цепня, свиного цепня и эхинококка. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви: свободноживущие виды и паразитические виды. Глистные инвазии и меры их профилактики.
Практическая часть занятия: выполнение тестовых заданий.
Занятие № 13. Малакология – наука о моллюсках.
Теоретическая часть занятия. История малакологии как науки. Предмет изучения. Общая характеристика Типа Моллюски. Типичные представители. Малакология и экология водоемов.
Практическая часть занятия: решение биологических задач.
Занятие № 14. Энтомология и арахнология: история становления и предмет.
Теоретическая часть занятия. Энтомология – наука о насекомых, арахнология – наука о паукообразных. Морфологические признаки насекомых и паукообразных, отличия от ракообразных. Систематика насекомых. Редкие виды насекомых и паукообразных Красной книги Новосибирской области. Экологическое значение членистоногих: полезные насекомые, насекомые-вредители, паразитические виды членистоногих.
Практическая часть занятия: решение экологических задач.
Занятие № 15. Современная ихтиология и экология водоемов.
Теоретическая часть занятия. Ихтиология – наука о рыбах. Систематика рыб, происхождение. Основные виды рыб – экологических индикаторов качества природных вод.
Практическая часть занятия: экскурсия в «Аквацентр» станции юных натуралистов.
Занятие № 16. Герпетология и современная медицина.
Теоретическая часть занятия. Герпетология – наука о земноводных и пресмыкающихся. Класс Земноводные. Сезонная и суточная активность земноводных. Класс Пресмыкающиеся. Систематика рептилий. Значение рептилий и земноводных для развития народной и инновационной медицины.
Практическая часть занятия: решение биологических и экологических задач.
Занятие № 17. Орнитология и териология в системе биологических наук.
Теоретическая часть занятия. Орнитология – наука о птицах. Териология – наука о млекопитающих. Сезонные явления в жизни птиц. Систематика. Происхождение птиц. Экологические группы птиц. Класс Млекопитающие. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Роль орнитологии и териологии в развитии зоологии и современной биологии в целом.
Практическая часть занятия: просмотр электронных презентаций и фотоматериалов.
2. Здоровье человека
Занятие № 18. Что такое «здоровье человека»?
Теоретическая часть занятия. Определение Всемирной Организации Здравоохранения понятия «здоровье человека». Основные характеристики вида Человек Разумный.
Практическая часть занятия: просмотр электронных презентаций.
Занятие № 19. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы человека.
Теоретическая часть занятия. Скелет человека. Основные типы искривления позвоночника, профилактика заболеваний. Переломы. Вывихи. Правила оказания первой доврачебной помощи, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы человека.
ДОТ: электронная презентация «Опорно-двигательная система человека»
Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и информационными источниками.
Занятие № 20. Как сохранить здоровье кровеносной системы?
Теоретическая часть занятия. Понятие иммунитета, виды иммунитета человека. Группы крови. Клетки крови. Патологии функционирования системы кроветворения и кровообращения. Профилактика заболеваний кроветворных органов и системы кровообращения.
Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и информационными источниками.
Занятие № 21. Гигиена пищеварительной и мочеполовой систем.
Теоретическая часть занятия. Строение и функционирование пищеварительной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Профилактика заболеваний ЖКТ. Строение и функционирование мочеполовой системы человека у женщин и мужчин. Профилактика заболеваний органов выделения и репродукции
Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и информационными источниками.
Занятие № 22. Заболевания дыхательной системы человека и их профилактика.
Теоретическая часть занятия. Строение дыхательной системы человека. Типичные заболевания по возрастам и профессиональной деятельности. Опасные инфекционные заболевания органов дыхания: туберкулез, бронхит, пневмония и другие. Табакокурение и заболевания дыхательной системы. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Практическая часть занятия: решение биологических задач
Занятие № 23. Здоровье желез внутренней секреции – путь к долголетию.
Теоретическая часть занятия. Железы внутренней секреции и гормоны. Нарушения функционирования желез внутренней секреции. Профилактика заболеваний эндокринной системы.
Практическая часть занятия: решение биологических задач.
Занятие № 24. Как работает нервная система человека?
Теоретическая часть занятия. Строение нервной системы человека, основные принципы функционирования. Неврологические заболевания. Возраст и работа нервной системы человека. Профилактика нервного напряжения у взрослых и детей.
Практическая часть занятия: выполнение практической работы.
3. Современная генетика и биотехнология
Занятие № 25. История генетики как науки.
Теоретическая часть занятия. Первые исследования в области селекции и генетики. Научное наследие Г. Менделя. Современная генетика и генная инженерия.
ДОТ: электронная презентация «Достижения современной науки в области биологии и медицины»
Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой информационными источниками.
Занятие № 26. Правила решения генетических задач.
Теоретическая часть занятия. Наследование групп крови человека, сцепленное с полом наследование, сложные случаи наследования.
Практическая часть занятия: решение генетических задач.
Занятие № 27. Генетические болезни человека.
Теоретическая часть занятия. Нарушения наследования. Генетические болезни человека. Основные правила работы генетических консультаций, современная медицинская диагностика генетических болезней человека. Профилактика генетических заболеваний.
ДОТ: материалы занятия
Практическая часть занятия: решение генетических задач.
Занятие № 28. Современная генная инженерия и биотехнология.
Теоретическая часть занятия. Современные достижения науки в области репродукции человека, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, клонирование животных.
Практическая часть занятия: сочинение «Материнство: долг или счастье?».
4. Современные представления об эволюции природы
Занятие № 29, 30 . Чарльз Дарвин и современное естествознание.
Теоретическая часть занятия. Теории эволюции в Древнем мире, в Средние века. Влияние религии на науку. Эволюционная теория Чарльза Дарвина, ее влияние на естествознание и развитие науки в целом
Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и информационными источниками.
ДОТ: записать в тетрадь основные положения теории Ч.Дарвина.
Занятие № 31 32. Современная синтетическая теория эволюции.
Теоретическая часть занятия. Синтетическая теория эволюции. Популяционная генетика. Закон Харди-Вайнберга
Практическая часть занятия: решение задач на закон Харди-Вайнберга.
5. Человек и законы экологии
Занятие № 33Работа над индивидуальными и групповыми проектами
ДОТ: материалы занятия
Практическая часть : работа над проектом
Занятие № 34. Групповые и индивидуальные проекты
Занятие № 35. Экологический мониторинг, научное прогнозирование и охрана природы.
Теоретическая часть занятия. Антропогенное воздействие на природу и глобальные экологические катастрофы в двадцать первом веке. Экологический мониторинг, экологическое моделирование. Прогнозирование. Экологическое законодательство.
ДОТ: электронная презентация «Экологический мониторинг показателя кислотности атмосферных осадков в городе Новосибирске и НСО»
Практическая часть занятия: экологическое эссе «Как выжить в большом городе?».
Занятие № 36. Итоговое занятие.
Теоретическая часть занятия. Правила построения индивидуальной профессиональной траектории.
Планируемые результаты
- учащиеся научатся понимать процессы, происходящие в окружающем мире на основе собственных наблюдений и естественнонаучного подхода, формулировать научно обоснованные выводы;
- у учащихся будут развиваться навыки анализа информации и представления перед аудиторией результатов своей работы;
- у учащихся будет воспитываться ответственное отношение к природе родного края, природному достоянию своей страны, планеты в целом;
- у учащихся расширится информационный потенциал о путях построения индивидуальной профессиональной траектории.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график программы «За страницами учебника биологии »
№ п/п |
Год обучения |
Объем учебных часов |
Всего учебных недель |
Количество учебных дней |
Режим работы |
1 |
1 |
72 |
36 |
36
|
1 раз в неделю по 2 часа |
Условия реализации программы
Таблица. Материально-техническое обеспечение программы
№ |
Перечень оборудования и средств обучения |
1 |
Атлас анатомический |
2 |
Аптечка для оказания первой помощи (пр.169н от 05.03.2011 г.) |
3 |
Библиотечный фонд (учебная литература) |
4 |
Библиотечный фонд (энциклопедии и справочники) |
5 |
Демонстрационные пособия (скелет: небольшие животные) |
6 |
Демонстрационные пособия (скелет: человек) |
7 |
Доска школьная (магнитно-маркерная) |
8 |
Калькулятор |
9 |
Карандаш простой |
10 |
Коллекция шишек и веток лиственных и хвойных деревьев |
11 |
Коллекция энтомологическая |
12 |
Комнатные растения |
13 |
Линейка |
14 |
Лупа |
15 |
Маркер для доски |
16 |
Медиатека (документальные фильмы) |
16 |
Медиатека (научно-познавательные фильмы) |
17 |
Мел школьный |
18 |
Микропрепараты |
19 |
Микроскоп |
20 |
Ноутбук |
21 |
Программное обеспечение (офис: текстовый редактор, редактор мультимедиа презентаций) |
22 |
Проектор, экран |
23 |
Рабочая тетрадь |
24 |
Стекло покровное |
25 |
Стекло предметное |
26 |
Стол письменный |
27 |
Стул |
28 |
Телевизор |
29 |
Термометр медицинский |
30 |
Термометр водный |
31 |
рН метр универсальный |
32 |
Учебная аудитория (групповые занятия) |
33 |
Чашка Петри |
34 |
Флеш-накопитель (USB) |
Информационное обеспечение программы
Для проведения занятий необходимы: компьютер с выходом в интернет, медиатека (научно-познавательные фильмы), медиатека (электронные энциклопедии и справочники);
электронные образовательные ресурсы (мультимедиа презентации, интерактивные игры, видео).
Основные электронные ресурсы сети Интернет:
- Официальный сайт Министерства просвещения РФ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// ed.gov.ru
- Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bioword.narod.ru/
- Естественно-научный образовательный портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// en.edu.ru/db/sect/1798/
- Определители животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zoometod.narod.ru/
- Сайт о комнатных растениях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.florus.com/komn/index.html
- Сайт комнатных растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.roomplants.virtualave.net/
- Сайт растений дождевого леса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rain-tree.com/plats.htm
- Сайт суккулентных растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lithops.net
- Сайт о царстве Простейшие [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zin.ru/Animalia/Protista/index.html
- Сайт о паукообразных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.spiders.nnov.ru/
- Сайт о насекомых [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.entomology.ru/
- Сайт о муравьях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.myrmecology.narod.ru/
- Сайт о млекопитающих и птицах [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www..ru/
- Сайт редких и исчезающих животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nature.ok.ru/
- Сайт теории эволюции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.evolution.powernet.ru/
- Экологическое информационное агентство [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecoinform.ru/public/
- Электронная ботаническая энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.botany.com/index.html
- Электронная энциклопедия животных и растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.floranimal.ru/
- Электронная энциклопедия животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.animal.geoman.ru/
Кадровое обеспечение программы
Программу может реализовывать педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными компетенциями учителя биологии.
Формы контроля:
1) Сочинение «Бережное отношение к природе».
2) Брейн-ринг.
3) Олимпиада по ЕНГ, олимпиада ВСОШ
4) Решение биологических задач.
5) Конкурс эссе.
Оценочные материалы
Входной контроль.
Раздел 1. Многообразие органического мира. Биологический брейн-ринг.
Текущий контроль.
Раздел 2. Здоровье человека. Олимпиада.
Раздел 3. Современная генетика и биотехнология. Биологические задачи.
Раздел 4. Современные представления об эволюции природы. Биологические задачи.
Итоговый контроль.
Раздел 5. Человек и законы экологии. Итоговое занятие. Эссе на тему «Жизнь в гармонии с природой».
Пакет оценочных материалов и диагностических методик в Приложении.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очно; очно-заочно; с применением дистанционных образовательных технологий. Занятия с применением дистанционных образовательных технологий проводятся при переходе на дистанционное обучение при наличии приказа директора по организации учебного процесса. Для успешного усвоения дополнительной общеобразовательной программы «За страницами учебника биологии» каждому учащемуся необходимо иметь доступ к ПК с доступом в сеть Интернет.
Методы обучения. При реализации программы могут использоваться методы обучения: объяснительно-иллюстративный в форме эвристических бесед, демонстрация фото и видео материалов, электронных презентаций, частично-поисковый реализуется через выполнение практических работ и творческих заданий, экскурсии, проблемный метод обучения, исследовательский метод при проведении самостоятельных исследований и другие методы.
Методы воспитания. Программа реализуется через беседы, дискуссии, создание на занятиях ситуаций эмпатии во взаимоотношениях с другими людьми и природой родного края, ситуации прогнозирования последствий поведения человека в природе.
Алгоритм учебного занятия:
– теоретическая часть занятия направлена на систематизацию знаний учащихся по определенной теме через лекцию, беседу, обсуждение проблемных вопросов, просмотр электронных презентаций, фото- и видео материалов;
– практическая часть занятия может включать в себя выполнение практической работы с использованием микроскопа и микропрепаратов, гербария, муляжей, моделей, а также самостоятельную работу с научной литературой и информационными источниками, решение проблемных ситуаций, составление биологических задач и кроссвордов, через организацию дискуссии при обсуждении затруднений. В практической части занятия проводятся круглые столы и научно-практические конференции, заслушиваются отдельные сообщения по теме занятия.
Педагогические технологии: технология проблемных вопросов, технология эвристического обучения, технология дифференцированного подхода, технология сотрудничества, информационная технология, коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин. – СПб.: Амфора, 2015. – 319 с.
2. Анатомический атлас / Под ред. А. И. Бориса. – Минск, 2011. – 256 с.: ил.
3. Анатомия человека. Тело. Как это работает/ под общей редакцией П. Абрахамса: [пер. с англ. А. Анваера]. – М.: АСТ, 2018. 256 с.: ил.
4. Билич, Г. Л. Анатомия и физиология: большой популярный атлас / Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова. – М.: Издательство «Э», 2017. – 272 с.: ил.
5. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с.
6. Биология / Р. Г. Заяц – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 639 с.: ил.
7. Большой атлас анатомии человека / пер. с англ. Махияновой Елены Борисовны. – М.: Кладезь, 2015. – 72 с.
8. Болушевский, С. В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче / Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – М.: Эксмо, 2015. – 240 с.: ил.
9. Брем, А. Жизнь животных. / Альфред Брем. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.: ил.
10. Винокуров, А. А. Редкие и исчезающие животные. – М.: Высшая школа, 1992.
11. Внеурочная работа по биологии. 6 - 11 классы / Сост. С. М. Курганский. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
12. Воронина, Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5 - 9 классы / Г. А. Воронина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2017. – 157 с.
13. Все о динозаврах, современных животных и растениях / А. Ю. Целлариус, П. Р. Ляхов, Л. А. Багрова; худож. О. М. Войтенко. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 766 с.: ил.
14. Вымершие животные: полная энциклопедия / Пер. О. Озеровой. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
15. Динозавры и рептилии / пер. с англ. В.А. Жукова, Ю. Н. Касаткиной, М. А. Митрофановой и др. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 94 с.: ил.
16. Ермаков Д. С. Учимся решать экологические проблемы. / Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с.
17. Ионцева, А. Ю. Биология / А.Ю. Ионцева. – М: Эксмо, 2014. – 320 с.
18. Красная книга Земли / Скалдина О. В., Слиж Е. А./ ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2013. – 320 с.
19. Красная книга России / Скалдина О. В. / ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2014. – 272 с.: ил.
20. Красная книга. Растения. / Скалдина О. В., Мелихова Н. М. / ред. Обручев В.– М.: Эксмо, 2013. – 240 с.: ил.
21. Лапшина, В. И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5 - 9 кл.: учебно-методическое пособие / В. И. Лапшина, Д. И. Рокотова, В. А. Самкова, А. М. Шереметьева. – М.: Академкнига, 2015. – 128 с.
22. Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В. Д. Баранова, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. – 381 с.
23. Подвицкий, Т. А. Опыты по биологии для школьников / Т.А. Подвицкий. – М.: Эксмо, 2015. – 128 с.
24. Предметная неделя биологии в школе. / Грабар, А. В.; под общей ред. Задорожного, К.Н. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.
25. Рассел, Т. Деревья мира. Иллюстрированная энциклопедия / Тони Рассел, Кэтрин Катлер; [пер. с англ. А. А. Дереча]. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.
26. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии. 6 - 11 классы. / Авт.-сост. Л. Н. Колотилина, Ю. А. Севрук. – М.: ВАКО, 2015. – 128 с.
27. Садовниченко, Ю. А. Биология: пошаговая подготовка / Ю.А. Садовниченко. – М.: Эксмо, 2016. – 320 с.
28. Справочник по лекарственным растениям. / Под ред. Задорожного, А. М. – М.: Лесн. пром., 1988. – 415 с.
29. Школьник, Ю. К. Растения. Полная энциклопедия / Ил. А. Воробьева, Ю. Золотаревой, Ю. Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
30. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1996. – 704 с.: ил.
31. Энциклопедия для детей: Том 4. Геология. / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1995. – 624 с.: ил.
32. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2000. – 640 с.: ил.
33. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.
34. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 448 с.: ил.
35. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004. – 448 с.: ил.
Список литературы для учащихся
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИТЕ 1
Календарный учебный график
Программы За страницами учебника биологии»
на 2022-2023 учебный год, педагог Задубровская Ю.В.
Начало учебного года: 1 сентября 2022 года
Окончание учебного года: 31 мая 2023 года
Продолжительность учебного года: 36 недели.
Продолжительность каникул:
– летние каникулы: 31 мая 2023 года – 01 сентября 2023 года
– зимние каникулы: 1 января 2022 года – 9 января 2023 года, работа объединения по основному расписанию
– осенние каникулы: работа: работа объединения по основному расписанию, исключая федеральные праздничные дни
– весенние каникулы: работа объединения по основному расписанию.
№ |
Дата проведения |
Наименование темы |
Количество часов |
1 |
|
Вводное занятие. |
2 |
2 |
|
Многообразие представителей Царства растений. |
2 |
3 |
|
Особенности строения растительного организма. |
2 |
4 |
|
Алгология – наука о водорослях. |
2 |
5 |
|
Биологические науки: бриология, птеридология. |
2 |
6 |
|
Биологические и экологические особенности голосеменных растений Сибири. |
2 |
7 |
|
Биологические и экологические особенности покрытосеменных растений Сибири. |
2 |
8 |
|
Современная бактериология. |
2 |
9 |
|
Что изучает микология? |
2 |
10 |
|
Свободноживущие и паразитические представители Подцарства Простейшие. |
2 |
11 |
|
Медузы, гидры, коралловые полипы как индикаторы качества природных вод. |
2 |
12 |
|
Паразитические черви. |
2 |
13 |
|
Малакология – наука о моллюсках. |
2 |
14 |
|
Энтомология и арахнология: история становления и предмет. |
2 |
15 |
|
Современная ихтиология и экология водоемов. |
2 |
16 |
|
Герпетология и современная медицина. |
2 |
17 |
|
Орнитология и териология в системе биологических наук. |
2 |
18 |
|
Что такое «здоровье человека»? |
2 |
19 |
|
Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы человека. |
2 |
20 |
|
Как сохранить здоровье кровеносной системы? |
2 |
21 |
|
Гигиена пищеварительной и мочеполовой систем. |
2 |
22 |
|
Заболевания дыхательной системы человека и их профилактика. |
2 |
23 |
|
Здоровье желез внутренней секреции – путь к долголетию. |
2 |
24 |
|
Как работает нервная система человека? |
2 |
25 |
|
История генетики как науки. |
2 |
26 27 |
|
Правила решения генетических задач. |
2 |
28 29 |
|
Генетические болезни человека. |
2 |
30 |
|
Современная генная инженерия и биотехнология. |
2 |
31 |
|
Чарльз Дарвин и современное естествознание. |
2 |
32 |
|
Современная синтетическая теория эволюции. |
2 |
33 |
|
История становления экологии как науки. |
2 |
34 |
|
Закон минимума и закон оптимума в природе. |
2 |
35 |
|
Экологический мониторинг, научное прогнозирование и охрана природы. |
2 |
36 |
|
Итоговое занятие. |
2 |
|
|
ИТОГО |
72 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.