Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ « Жердевская СОШ»
от «30» августа 2018г Г.В.Голубева
Протокол № 1 «01» сентября 2018г №348
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Занимательная математика»
Возраст обучающихся: 9лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Очнева Людмила Александровна,
учитель начальных классов
г. Жердевка, 2018г
Информационная карта
Ф.И.О. педагога
|
Очнева Людмила Александровна |
Вид программы
|
авторская |
Тип программы
|
общеразвивающая |
Образовательная область
|
естествознание |
Направленность деятельности
|
естественнонаучной |
Способ освоения содержания образования
|
практический |
Уровень освоения содержания
|
стартовый |
Уровень реализации Программы
|
начальное общее образование |
Формы реализации Программы
|
групповая |
Продолжительность реализации программы
|
1 год |
Все, что познается, имеет число,
ибо невозможно ни понять ничего,
ни познать без него.
Пифагор
Пояснительная записка
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.
Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся.
Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности, делает обучение более доступным. Все обучающиеся класса зарегистрированы и участвуют в конкурсах на образовательной онлайн-платформе УЧИ.РУ
Программа кружка составлена в соответствии с нормативно-правовой базой и опирается на Закон об образовании, ФГОС НОО и нормы САНПИН.
Новизна
Программа «Занимательная математика» ориентирована на детей, несколько опережающих в развитии своих сверстников и легко усваивающих традиционный курс обучения в школе. Проблема интереса к учению, реализации и развития интеллектуальных и творческих возможностей этих детей остро встаёт уже с первых лет обучения в школе. Именно поэтому необходимо вести дистанционное обучение с учётом интересов и возможностей этой категории учащихся.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Большое значение в работе с детьми придаётся исследовательской активности учащихся. Поощрение и развитие исследовательской активности обуславливает большие развивающие возможности детей.
Программа для детей, испытывающих интерес к изучению математики – важная особенность способствующая развитию интеллектуально-творческой личности. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что она представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы занятия проводятся дистанционно с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Отличительной особенностью программы является то, что курс «Занимательная математика» ориентирована на детей, стремящихся достичь более прочных знаний в области математики. Именно поэтому необходимо вести дистанционное обучение с учётом интересов и возможностей этой категории учащихся.
Срок реализации программы и режим занятий
На изучение программы кружка «Занимательная математика» в 4 классе д предусмотрен 1 час в неделю, всего 36 часов в год.
Цель программы:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
Образовательные
|
Развивающие
|
Воспитательные
|
-научить младших школьников решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы; - знать технику безопасности при использовании ПК;
|
- обеспечить разнообразную практическую деятельность учащихся с целью развития математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений; - формировать навыки самостоятельной работы, имеющий последовательный характер; - развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач. |
- воспитывать желание повышать свою математическую культуру; - воспитывать настойчивость и инициативу
|
Учебный план
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Теория |
Практика |
Форма аттестации/контроля |
1. |
Общие понятия. |
2ч |
1ч |
1ч |
Опрос, практическая работа |
2. |
Элементы истории математики |
4ч |
1ч |
3ч |
Экскурсия, исследование, проект. |
3. |
Числа и операции над ними |
13ч |
3ч |
10ч |
онлайн-занятия, урок-игра |
4. |
Занимательные задания |
12ч |
2ч |
10ч |
Вебинары, онлайн-тесты, участие в конкурсах и олимпиадах |
5. |
Геомнетрические фигуры и величины |
5ч |
1ч |
4ч |
Выставка творческих работ |
|
Всего: |
36 |
ч |
ч |
|
Содержание рабочей программы
1 раздел «Общие понятия»- 2ч
Этот раздел программы направлен на формирование общего понятия равенство и неравенство.
Теория знаний . «Ох, уж эти неравенства! В мире математических задач. Примеры "с дырками"-1ч
Практические занятия. Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста, решать Примеры "с дырками"- 1ч
Экскурсии. «Компьютерный класс в ЖКСП»
2 раздел «Элементы истории математики»- 4ч
Этот раздел программы знакомит с историей дробей, пропорциями, с видами алгоритмов, учит ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.
Теория знаний . «Из истории дробей. Пропорции. Старинные задачи», «Виды алгоритмов» - 1ч
Практические занятия. «Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями» - 3ч
3 раздел «Числа и операции над ними» - 13 ч
Этот раздел программы познакомит с устными и письменными вычислениями с натуральными числами, научит использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений, познакомит с алгоритмом вычитания чисел в пределах миллиона, с делением на двузначное число, умножением и делением чисел, использованием соответствующих терминов, научит находить значений числовых выражений со скобками и без них, выполнять операции с дробями, решать текстовые задачи арифметическими действиями, задачи на движение, научит строить графики движения и описывать их свойства.
Теория знаний Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе. «Операции с натуральными числами в пределах миллиона». «Значение выражений со скобками» . «Дроби». «Тестовые задачи». «Графики» - 3 ч
Практические занятия.-10ч,
4 раздел «Занимательные задания»-12ч
Этот раздел программы познакомит с нестандартными задачами, головоломками, шарадами, ребусами, кроссвордами, на занятиях ребята подготовятся к участию в математическом конкурсе «Кенгуру», онлайн-конкурсах на сайтах: УЧИ.РУ, ФГОСТЕСТ, сайт Знаника.
Теория знаний. «Шарады, головоломкки, кроссворды», « Задачи повышенной сложности», «Комбинаторика на шахматной доске» - 2ч
Практические занятия. - Содержание занятий направлено на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.-10ч
5 раздел «Геомнетрические фигуры и величины» -5ч
Этот раздел программы познакомит с задачами на разрезание и складывание фигур, научит находить приближенное вычисление их площадей.
Теория знаний «Задачи на нахождение периметра геометрических фигур» -1ч
Практические занятия. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе.ребята на практических занятиях создадут творческие работы (геометрические фигуры по развёртке) и защитят свой проект.-4ч
Формы организации учебного процесса: комбинированные уроки, онлайн-занятия, видео-уроки, онлайн-тесты, интерактивное участие в конкурсах и олимпиадах, экскурсия, урок-игра, групповые практические занятия с использованием проектной или исследовательской деятельности.
Планируемые результаты
Использование программы «Занимательная математика» для организации занятий во внеурочной деятельности, в частности, в условиях школы полного дня, позволит достичь следующих результатов:
личностных
|
метапредметных
|
предметных
|
-Целостное восприятие окружающего мира. -Развитие мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, аинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. -Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. -Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. -Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
|
-Умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы
достижения результата. -Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. -Готовность слушать собеседника и
вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения. -Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». -Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. -Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»
|
-Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). -Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. -Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. -Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. -Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. -Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. -Воспроизводить способ решения задачи. -Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. -Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. -Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. -Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. -Конструировать несложные задачи. -Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. -Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. -Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. -Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. -Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
|
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
· поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ « Жердевская СОШ»
от «30» августа 2018г __________________Г.В.Голубева
Протокол № 1 Приказ «01» сентября 2018г №348
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Занимательная математика»
Педагог Очнева Людмила Александровна
Количество часов: всего 36 часов; в неделю 1 час
Учебный график составлен на основе рабочей программы, утвержденной на заседании Методического совета протокол №1 от 30.08.2018г.
г. Жердевка, 2018г
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 раздел «Общие понятия»- 2ч |
||||||||
1 |
сентябрь |
|
14.00-14.45 |
Беседа. Занятие-инструктаж. Экскурсия. |
1 |
Инструктаж по правилам безопасной жизнедеятельности во время обучения. Ох, уж эти неравенства! В мире математических задач. Примеры "с дырками". |
«Компьютерный класс в ЖКСП» |
Памятка: «Правила безопасности на занятиях» Сообщения «Это интересно» |
2 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Ох, уж эти неравенства! В мире математических задач. Примеры "с дырками". |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
ПК Задания на УЧИ.РУ, «Знаника» |
2 раздел «Элементы истории математики»- 4ч |
||||||||
3 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний
|
1 |
Из истории дробей. Пропорции. Старинные задачи. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Устный опрос |
4 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Виды алгоритмов. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Урок-игра |
5 |
октябрь |
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Линейные алгоритмы. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Тестирование |
6 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Арифметический диктант |
3 раздел «Числа и операции над ними» - 13 ч |
||||||||
7 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Оценка суммы, разности, произведения и частного. Решаем примеры с увлечением. "Восстанови знаки арифметических действий, скобки, цифры, так, чтобы неравенства были верны". Математика и шифры. Шифрование решеткой. |
МБОУ «Жердевская СОШ |
Тестирование |
8 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Деление на двузначное число. |
МБОУ «Жердевская СОШ |
Самостоятельная работа |
9 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Дроби. Сравнение дробей. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Промотр видео-урока
|
10 |
ноябрь |
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Деление и дроби. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Карточки с заданиями |
11 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Сложение и вычитание дробей. Игровые задания. Задачи повышенной сложности. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Игра-соревнование
|
12 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Задачи на части (проценты). Игра "Найди эти числа". |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Занятие на сайте УЧИ.РУ |
13 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Сложение и вычитание смешанных чисел. Рациональные вычисления со смешанными числами. Решаем примеры с увлечением. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Задания на сайте «Я класс» |
14 |
декабрь |
|
14.00-14.45 |
Теория знаний Презентация
|
1 |
Задание: "Познавательные математические цепочки". Старинные задачи. Задачи повышенной сложности. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Устный опрос, сайт «Знаника». |
15 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Задачи на движение. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Устный опрос |
16 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Задачи повышенной сложности. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Задания международного конкурса «Кенгуру» 3-4кл - 2015 |
17 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Старинные задачи. Познавательные задачи. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Сообщения «Это интересно»
|
18 |
январь |
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Решаем примеры с увлечением. Круговые, столбчатые и линейные диаграммы. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Тестирование ВПР
|
19 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Графики движения. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Занятие –соревнование |
4 раздел «Занимательные задания»-12ч |
||||||||
20 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи -пародии. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Интересные сообщения |
21 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Подготовка к олимпиаде. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Задания на сайте ФГОСТЕСТ |
22 |
февраль |
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Логические задачи. Подготовка к конкурсу «Кенгуру». |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Задания международного конкурса «Кенгуру» 3-4кл - 2016 |
23 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Кросс - суммы и "магические квадраты". |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Презентация |
24 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Как самому составить "магический квадрат". Задания на повторения. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Самостоятельная работа в командах |
25 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Числовые великаны. Числовые лилипуты. Задачи повышенной сложности. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Самостоятельная работа в группах |
26 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Комбинации и расположения. Тест "Сколькими способами", "Дерево выбора", "Комбинаторика на шахматной доске", Блуждания по лабиринтам". |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Тестирование |
27 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Решение нестандартных задач. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Диск-задания |
28 |
март |
|
14.00-14.45 |
Теория знаний Беседа |
1 |
Математические игры, кроссворды, ребусы. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Источники информации Творческое задание
|
29 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Создание математических кроссвордов и ребусов. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Творческое задание с использованием сервиса Web 2.0 |
30 |
|
|
14.00-14.45 |
|
1 |
Проект. Интеллектуально-познавательная математическая газета "Хочу все знать". |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Источники информации Творческое задание |
31 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Проект Интеллектуально-познавательная математическая газета "Хочу все знать". |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Защита проекта |
5 раздел «Геомнетрические фигуры и величины» -5ч |
||||||||
32 |
апрель |
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Сам.работа в группах |
33 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Фото отчёт Мини-сочинение |
34 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Практикум «Подумай и реши». |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Задания математического веб-квеста |
35 |
|
|
14.00-14.45 |
Практическое занятие |
1 |
Задачи с изменением вопроса. |
МБОУ «Жердевская СОШ»
|
Тестирование ВПР |
36 |
Май |
|
14.00-14.45 |
Занятие-игра
|
|
Занимательные задания. Математический КВН |
Окрестности МБОУ «Жердевская СОШ» |
Демонстрация достижений |
Формы аттестации:
зачет, самостоятельная работа, творческая работа, выставка, конкурс, тест, открытые уроки, Фотоотчёт
Мини-сочинение, творческое задание с использованием сервиса Web 2.0 и т. д.
Для определения результативности усвоения образовательной программы, отражающие цели и задачи программы, для всех учащихся 4 д класса составлены (индивидуально с учётом подготовленности) тесты: использован материал учебного пособия для общеобразовательных организаций авторов: Н.А.Сопрунова, ВД.Э Шноль, Е.М.Сорочан, А.В.Забелин, И.В.Ященко ВПР «Математика» (в 2 частях). Москва. «Просвещение». 2016г.
Литература для обучающихся:
1. О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов». Ростов –на- Дону «Феникс» - 2015
2. М.Б. Беденко «Самостоятельные и контрольные работы по математике». М.: «Веко» - 2016
3. М.В. Александров, О.И. Волошина «Тесты по математике». М.: «Дрофа» - 2017
Для педагога:
1. Б. А. Кордемский, А.А. Ахадов «Удивительный мир чисел». М.: «Просвещение» - 2014
2. В.В. Волина «Занимательная математика». М.: «Знание», 1993
3. Шевелев К. Занимательная математика М.: «Ювента», 2014
Интернет-ресурсы:
1. https://uchi.ru/
2. http://www.fgostest.ru/
3. http://trainingtest.ru/test/test/100.html
4. http://www.yaklass.ru/p/matematika/4-klass
5. http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru
6. http://znanika.ru/
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.