Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Рисуем сказку»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Федякина Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Изобразительное искусство - одно из древнейших проявлений народного творчества. Этот вид искусства помогает детям с нарушениями в развитии удовлетворить необходимую потребность в выражении их эмоций, которые требуют внешнего проявления. Самый естественный способ проявить эмоции - передача настроения с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем сказку» имеет художественную направленность. Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, имеющими задержку психического развития. Занятия по программе способствуют приобщению к искусству, познанию культуры своей страны, приобретению практических навыков изобразительного творчества.
В ходе освоения программы дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, приобретают практические навыки изобразительного творчества. На занятиях кружка обучающиеся вместе с педагогом решают задачи изобразительной деятельности: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции, развивают цветовое восприятие, но с учетом специфики литературного материала. Дети знакомятся с искусством иллюстрации и творчеством выдающихся художников-иллюстраторов, работами великих русских художников в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, народными промыслами и декоративно-прикладным искусством, искусством мультипликации.
Форма организации – студийная.
Уровень освоения программы – базовый.
Новизна программы
В типовых программах по изобразительному искусству тема сказки является частью содержания программы, т.е. заданием для сюжетного рисования как часть раздела «Рисование на темы». Целью этих занятий как правило является диагностирование использования ребенком знакомых способов и техник рисования, его рефлексии. На эти занятия выделяется недостаточный объем учебных часов, что не дает углубленного уровня подготовки по этой тематике. Данная Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определенные знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Обучающиеся знакомятся с видами иллюстраций, со спецификой книжной графики и работой художников-иллюстраторов, произведениями великих русских художников на сказочные темы, народными промыслами и декоративно-прикладным искусством, искусством мультипликации. Они учатся передавать особенности сказки, изображать характерные детали быта, костюмов, архитектуры, создавать яркие и выразительные образы героев произведения.
Актуальность программы
Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение. Занятия по Программе помогут младшему школьнику активно развить творческое воображение, фантазию, умение анализировать, запоминать, научиться понимать прекрасное. Будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, иллюстрирование сказок пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Педагогическая целесообразность
Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному искусству и творческих способностей ребенка. Создание сказочных иллюстраций способствует самовыражению ребенка, он пробует свои силы и совершенствует свои способности, такие занятия доставляют ему удовольствие и обогащают его представление о мире, обогащают его активный словарь.
Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи:
1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
2. от применения наиболее простых видов техники изображения к более сложным;
3. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
4. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов;
В основу творческой работы заложены следующие принципы:
1. принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
2. принцип научности (детям даются знания о форме, цвете, композиции);
3. принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
4. принцип этапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
5. принцип динамичности (от самого простого до сложного);
6. принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
7. принцип выбора (решение по теме, материалов и способов);
8. принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, педагогом-руководителем).
Данная Программа создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам. Умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Отличительные особенности
1. Интеграция с другими образовательными областями и видами искусства («Чтение художественной литературы», «Книжная графика», «Мультипликация»).
2. Использование нестандартных техник и игровых моментов, включающие приемы комбинирования различных материалов и способов изображения.
3. Доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
4. Обучающимся предоставляется возможность самим выбирать формат листа бумаги, материалы и техники изображения.
Программа является модифицированной, построена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Рисуем сказку» Г.В. Козловской, Санкт-Петербург, 2015 г.
Адресат программы
Программа адресована детям от 8 до 12 лет.
Условия набора детей
Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); существует отбор на основании просмотра творческих работ.
Количество детей
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей детей. Состав одной группы кружковцев – 10-15 человек. Возраст детей – 8-12 лет. Численный состав учащихся в объединении может быть уменьшен с учётом того, что в его состав включены дети с ограниченными возможностями здоровья.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 1 год. Объем курса – 68 часов.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся со всем составом группы, по 2 часа 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультминутки согласно нормам СанПиНа.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
1. Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новой темой, теоретическим материалом или с новыми методами работы в тех или иных изобразительных техниках.
2. Занятие рисования по схемам - специальное занятие, предоставляющее возможность изучать построение предметов по готовым схемам.
3. Занятие рисования по образцу - специальное занятие, предоставляющее возможность работать по инструкции.
4. Тематическое занятие - создание сюжетной композиции.
5. Занятие - импровизация - создание изображений с использованием нестандартных техник.
6. Видео-занятие - просмотр мультипликационного фильма или презентации средствами ИКТ.
Форма организации деятельности обучающихся на занятиях: групповая с большой долей индивидуального подхода.
Методы обучения:
1. Вербальные. (Беседы на темы: искусство иллюстрации, специфика книжной графики, произведения выдающихся художников- иллюстраторов И. Билибина, Ю. Васнецова, Т. Мавриной и др.; сказочные темы в произведениях великих русских художников В. Васнецова, Н. Рериха, В. Кандинского, М. Врубеля; рассказы об изображении русской природы, архитектуры, народном костюме, предметах декоративно-прикладного искусства; чтение сказок или отдельных эпизодов; объяснения и устные указания во время практической работы).
2. Наглядные: (демонстрация иллюстративного материала: репродукций, фотографий, схем, лучших работ других учеников по теме, показ приемов работы).
3. Практические:(наблюдения, создание сюжетных композиций, упражнения, зарисовки).
4. ИКТ (просмотр презентаций, мультфильмов).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий по иллюстрированию сказок, приобщение к достижениям отечественной культуры.
Задачи:
Обучающие:
1. научить понимать и анализировать литературное произведение в процессе иллюстрирования сказки;
2. обучать создавать яркие и выразительные образы героев произведения;
3. дать представление о жанре иллюстрации, о специфике книжной графики, о работе художников-иллюстраторов, дать представления о произведениях великих русских художников на сказочные темы;
4. дать представление о русской архитектуре, предметах декоративно-прикладного искусства, русском народном костюме, способствовать освоению языка народного искусства, дать представления о произведениях великих русских художников в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, отражающих жизнь народа;
5. обучать передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции, характер линий, цветовые отношения, ритм, контраст;
6. обучать приемам построения общей композиции рисунка, научить располагать предметы изображения на плоскости листа;
7. формировать умения и навыки в работе с художественными материалами, знакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.
8. обучать определять последовательность работы по иллюстрированию сказок, умению рассказать о своем замысле;
9. обучать изображать характерные детали быта, костюмов, архитектуры, обучать изображать русскую природу в разные времена года и передавать настроение при изображении русской природы;
10. формировать и закреплять связи, возникающие между словесным и зрительным образом;
11. дать представление о значении старинных русских слов, названиях старинных предметов.
Развивающие:
1. способствовать развитию восприятия детьми книжных иллюстраций;
2. способствовать развитию стремления выражать в рисунке свои эстетические впечатления;
3. способствовать развитию умственной и эмоциональной активности, фантазии, творчества;
4. развивать стремление экспериментировать с различными материалами и техниками.
Воспитывающие:
5. формировать обычные учебные умения и навыки (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, располагать лист бумаги);
6. формировать любовь к книге и изобразительному искусству;
7. формировать творческую активность, художественный вкус;
8. формировать положительное отношение младших школьников к культуре и традициям своего народа;
9. формировать потребность в творческой деятельности;
10. удовлетворить потребность участия в социально-значимой деятельности (участие в выставках, конкурсах, оформлении школьных мероприятий);
11. формировать уверенность в своих силах.
Коррекционные:
1. корректировать нарушения моторики;
2. формировать чувство цвета;
3. корректировать нарушения речи;
4. развивать зрительную память, глазомер.
№ |
Название раздела (темы) |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
|
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
интерактивная викторина |
1 |
Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса» |
14 |
4 |
10 |
творческая работа |
2 |
Иллюстрирование сказки «Морозко» |
24 |
8 |
16 |
творческая работа |
3 |
Иллюстрирование сказки «Заюшкина избушка» |
12 |
2 |
10 |
творческая работа |
4 |
Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна» |
14 |
4 |
10 |
творческая работа |
|
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
выставка работ |
|
Итого |
68 |
20 |
48 |
|
Содержание программы
Вводное занятие.
Теория. Правила работы и техника безопасности на занятиях. Введение в программу. Ознакомление с тематическим планом занятий.
Искусство иллюстрации. Как работают художники-иллюстраторы. Тема сказок в произведениях русских художников в произведениях великих русских художников В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха, И. Билибина».
Практика. Рассматривание и изучение иллюстрированных книжек сказок. Обсуждение картин.
Раздел 1. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса»
Тема 1. Сказка «Кот, петух и лиса»
Теория. Прочтение сказки, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма.
Практика. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки.
Тема 2. Рисуем избушку
Теория. Пропорции и перспектива.
Практика. Рисование избушки (простой карандаш).
Тема 3. Рисуем лису и кота
Теория. Пропорции частей тела животных: лисы и кота.
Практика. Построение изображения лисы и кота по схеме.
Тема 4. Образ осенней природы в произведениях русских художников
Теория. Живописные произведениия в жанре пейзажа И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, В. Поленова. Сезонные изменения природы. Масштаб. Пропорции. Изображение деревьев разных пород: березы, дуба, ели, клена и др.
Практика. Обсуждение картин. Рисование дерева и падающего листа. Выполнение композиции в цвете.
Тема 5. Избушка в осеннем лесу
Теория. Пропорции и перспектива. Тёплые и холодные тона.
Практика. Рисование избушки в осеннем лесу.
Тема 6. Петушок – золотой гребешок
Теория. Изображение петушка в произведениях народных промыслов. Пропорции частей тела петуха.
Практика. Выполнение в цвете шаблонов узорами, характерными для русских народных промыслов.
Тема 7. Сюжетная композиция на тему сказки «Кот, петух и лиса»
Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы.
Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете.
Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Морозко»
Тема 8. Сказка «Морозко»
Теория. Прочтение сказки, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма.
Практика. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки.
Тема 9. Рисуем деревню
Теория. Пропорции и перспектива.
Практика. Построение рисунка русской деревни (простой карандаш).
Тема 10. Зимний пейзаж в произведениях русских художников
Теория. Живописные произведения в жанре пейзажа И. Шишкина, В. Серова, В. Сурикова, А. Саврасова, И. Грабаря.
Тема 11. Зимняя деревня
Теория. Тёплые и холодные тона.
Практика. Выполнение изображения русской деревни в цвете.
Тема 12. Зимний лес
Теория. Пропорции и перспектива.
Практика. Выполнение изображения зимнего леса в цвете.
Тема 13. Избушка на курьих ножках
Практика. Выполнение изображения избушки Бабы Яги в цвете.
Тема 14. Русский терем
Теория. Изучение постройки и украшения русского терема по иллюстрациям и репродукциям великих русских художников. Просмотр презентации.
Практика. Практика. Построение конструкции русского терема (простой карандаш).
Тема 15. Декор русского терема
Практика. Выполнение изображения русского терема в цвете.
Тема 16. Рисуем фигуру человека
Теория. Пропорции фигуры человека.
Практика. Построение изображения человека по схеме. Выполнение рисунка фигуры человека в статичном положении.
Тема 17. Человек в движении
Теория. Пропорции фигуры человека.
Практика. Построение изображения человека по схеме. Выполнение рисунка фигуры человека в движении.
Тема 18. Русский народный костюм в произведениях русских художников
Теория. Беседа. Рассказ педагога. Изучение живописных произведений в жанре пейзажа, портрета, исторического жанра В. Серова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Венециан. Просмотр презентации. Обсуждение картин.
Практика. Выполнение зарисовок фигуры человека в зимних (мужском и женском) народных костюмах.
Тема 19. Сюжетная композиция на тему сказки «Морозко»
Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы.
Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете.
Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Заюшкина избушка»
Тема 20. Сказка «Заюшкина избушка»
Теория. Прочтение сказки, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма.
Практика. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки.
Теория. Пропорции частей тела петуха и лисы.
Практика. Построения изображений петуха и лисы по схемам (простой карандаш).
Практика. Упражнение: построение изображения ледяной и деревянной избушек (простой карандаш).
Теория. Пропорции частей тела зайца.
Практика. Построение изображения зайца по схеме.
Тема 24. Весенний пейзаж в произведениях русских художников
Теория. Живописные произведения в жанре пейзажа А. Куинджи, И. Грабаря, А. Васильева, А. Саврасова, И. Левитана.
Тема 25. Сюжетная композиция на тему сказки «Заюшкина избушка»
Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы.
Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете.
Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна»
Тема 26. Сказка «Лягушка-царевна»
Теория. Прочтение сказки, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма.
Практика. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки.
Тема 27. Древнерусская архитектура – крепости, города, соборы
Теория. Репродукционный ряд художников А. Васнецова, К. Юона, А. Коровина, В. Поленова.
Практика. Выполнение зарисовок декора теремных палат, росписи стен.
Тема 28. Живописные произведения русских художников в жанре натюрморта, бытового и исторического жанров
Теория. Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. Живописные произведения русских художников в жанре натюрморта И. Левитана, И. Грабаря, И. Машкова.
Практика. Обсуждение картин. Рисунок любого фрукта по выбору обучающихся.
Тема 29. Рисуем лягушку.
Теория. Пропорции частей тела лягушки.
Практика. Построение изображения лягушки по схеме. Выполнение изображения лягушки простым карандашом и в цвете.
Тема 30. Русский народный праздничный костюм.
Теория. Рассказ педагога, беседа, изучение репродукций великих русских художников В. Васнецова, В. Сурикова, И. Билибина, просмотр презентации.
Практика. Выполнение рисунка платья царевны и костюма царевича.
Тема 31. Костюмы царевны и царевича.
Теория. Декор праздничных русских народных костюмов.
Практика. Выполнение рисунка платья царевны и костюма царевича в цвете.
Тема 32. Сюжетная композиция на тему сказки «Лягушка-царевна».
Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы.
Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете.
Итоговое занятие.
Теория. Поведение итогов. Обсуждение выполненных работ.
Практика. Итоговая выставка. Игра-конкурс «Лучший рисунок».
1.4. Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся:
1. получат возможность приобрести понимание и представление об анализе литературного произведения в процессе иллюстрирования сказки;
2. получат возможность приобрести знания о создании ярких и выразительных образов героев произведения;
3. получат возможность приобрести представление о жанре иллюстрации, о специфике книжной графики, о работе художников- иллюстраторов;
4. получат возможность приобрести представление о русской архитектуре, предметах декоративно-прикладного искусства, русском народном костюме, способствовать освоению языка народного искусства;
5. получат возможность приобрести представление о произведениях великих русских художников на сказочные темы;
6. получат возможность приобрести представления о произведениях великих русских художников в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, отражающих жизнь народа;
7. получат возможность приобрести знания о том, как передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции, характер линий, цветовые отношения, ритм, контраст;
8. получат возможность приобрести знания о приемах построения общей композиции рисунка, будут иметь знания о расположении предметов изображения на плоскости листа;
9. получат возможность приобрести умения и навыки в работе с художественными материалами;
10. получат возможность приобрести знания о нетрадиционных техниках изображения, их применении, выразительных возможностях, свойствах изобразительных материалов;
11. получат возможность приобрести знания о том, как выражать свое отношение к персонажам сказок цветовой гаммой;
12. получат возможность сформировать навыки в определении последовательности работы по иллюстрированию сказок, приобрести умение рассказать о своем замысле;
13. получат возможность приобрести знания по изображению характерных деталей быта, костюмов, архитектуры, получат возможность приобрести знания по изображению русской природы в разные времена года и передаче настроения при изображении русской природы;
14. получат представление о значении старинных русских слов, названиях старинных предметов;
15. получат возможность развивать восприятие книжных иллюстраций;
16. получат возможность развивать стремление выражать в рисунке свои эстетические впечатления;
17. получат возможность развивать и закреплять связи, возникающие между словесным и зрительным образом, получат возможность развивать умственную и эмоциональную активность, фантазию, творчество;
18. получат возможность развивать стремление экспериментировать с различными материалами и техниками;
19. получат возможность развивать обычные учебные умения и навыки (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, располагать лист бумаги), получат возможность развивать любовь к книге и изобразительному искусству;
20. получат возможность развивать творческую активность, художественный вкус;
21. получат возможность развивать положительное отношение к культуре и традициям своего народа;
22. получат возможность развивать потребность в творческой деятельности;
23. получат возможность удовлетворить потребность в участии в социально-значимой деятельности (участие в выставках, конкурсах, оформлении школьных мероприятий);
24. получат возможность развивать уверенность в своих силах, получат возможность развивать моторику, получат возможность развивать чувство цвета, получат возможность развивать пространственную ориентацию, получат возможность развивать речь.;
25. развивать зрительную память, глазомер, получат возможность удовлетворить потребность в признании.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п |
Число/ месяц |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место прове-дения |
Форма контроля |
Вводное занятие |
|||||||
1 |
07.09 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Обучающее занятие по ТБ, ознаком. занятие с элементами игры |
2 |
Вводное занятие |
изостудия |
интерактивная викторина |
Раздел 1. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса» |
|||||||
2 |
14.09 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Видеозанятие, ролевое чтение, дискуссия |
2 |
Сказка «Кот, петух и лиса» |
изостудия |
педагогическое наблюдение |
3 |
21.09 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Обучающее практическое занятие |
2 |
Рисуем избушку |
изостудия |
творческая работа |
4 |
28.09 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Обучающее практическое занятие – рисование по схемам |
2 |
Рисуем лису и кота |
изостудия |
творческая работа |
5 |
05.10 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Презентация, дискуссия, обучающее практическое занятие |
2 |
Образ осенней природы в произведениях русских художников |
изостудия |
педагогическое наблюдение |
6 |
12.10 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Тематическое рисование |
2 |
Избушка в осеннем лесу |
изостудия |
творческая работа |
7 |
19.10 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Обучающее практическое занятие – рисование по схемам |
2 |
Петушок – золотой гребешок
|
изостудия |
творческая работа |
8 |
26.10 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Тематическое рисование |
2 |
Сюжетная композиция на тему сказки «Кот, петух и лиса» |
изостудия |
творческая работа, коллективная рефлексия |
Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Морозко» |
|||||||
9 |
09.11 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Видеозанятие, ролевое чтение, дискуссия |
2 |
Сказка «Морозко» |
изостудия |
педагогическое наблюдение |
10 |
16.11 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Обучающее практическое занятие |
2 |
Рисуем деревню
|
изостудия |
творческая работа |
11 |
23.11 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Дискуссия, презентация
|
2 |
Зимний пейзаж в произведе-ниях русских художников |
изостудия |
педагогическое наблюдение |
12 |
30.11 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Тематическое рисование |
2 |
Зимняя деревня
|
изостудия |
творческая работа |
13 |
07.12 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Обучающее практическое занятие |
2 |
Зимний лес |
изостудия |
коллективная рефлексия |
14 |
14.12 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Тематическое рисование |
2 |
Избушка на курьих ножках
|
изостудия |
коллективная рефлексия |
15 |
21.12 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Презентация, дискуссия
|
2 |
Русский терем
|
изостудия |
педагогическое наблюдение |
16 |
28.12 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Тематическое рисование |
2 |
Декор русского терема |
изостудия |
коллективная рефлексия |
17 |
11.01 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Обучающее практическое занятие |
2 |
Рисуем фигуру человека |
изостудия |
творческая работа |
18 |
18.01 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Обучающее практическое занятие |
2 |
Человек в движении |
изостудия |
творческая работа |
19 |
25.01 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Дискуссия, презентация |
2 |
Русский народный костюм в произведениях русских художников |
изостудия |
педагогическое наблюдение |
20 |
01.02 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Тематическое рисование |
2 |
Сюжетная композиция на тему сказки «Морозко» |
изостудия |
творческая работа, коллективная рефлексия |
Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Заюшкина избушка» |
|||||||
21 |
08.02 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Видеозанятие, ролевое чтение, дискуссия |
2 |
Сказка «Заюшкина избушка»
|
изостудия |
педагогическое наблюдение |
22 |
15.02 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Тематическое рисование |
2 |
Рисуем петуха и лису |
изостудия |
творческая работа |
23 |
22.02 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Обучающее практическое занятие |
2 |
Избушка ледяная и лубяная |
изостудия |
коллективная рефлексия |
24 |
01.03 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Обучающее практическое занятие |
2 |
Рисуем зайца |
изостудия |
коллективная рефлексия |
25 |
15.03
|
14.00-15.0018.00-19.00 |
Дискуссия, презентация |
2 |
Весенний пейзаж в произведениях русских художников |
изостудия |
педагогическое наблюдение |
26 |
22.03 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Тематическое рисование |
2 |
Сюжетная композиция на тему сказки «Заюшкина избушка» |
изостудия |
творческая работа, коллективная рефлексия |
Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна» |
|||||||
27 |
05.04 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Видеозанятие, ролевое чтение, дискуссия |
2 |
Сказка «Лягушка-царевна» |
изостудия |
педагогическое наблюдение |
28 |
12.04 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Презентация, дискуссия, практическое занятие |
|
Древнерусская архитектура – крепости, города, соборы |
изостудия |
|
29 |
19.04 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Дискуссия, презентация, тематическое рисование |
2 |
Живописные произведения русских художников в жанре натюрморта, бытового и исторического жанров |
изостудия |
педагогическое наблюдение, коллективная рефлексия |
30 |
26.04 |
14.00-15.0018.00-19.00 |
Обучающее практическое занятие |
2 |
Рисуем лягушку |
изостудия |
коллективная рефлексия |
31 |
17.05 |
14.00-15.00 |
Дискуссия, презентация, тематическое рисование |
1 |
Русский народный праздничный костюм. |
изостудия |
педагогическое наблюдение, коллективная рефлексия |
32 |
17.05 |
18.00-19.00 |
Обучающее практическое занятие |
1 |
Костюмы царевны и царевича |
|
коллективная рефлексия |
33 |
24.05 |
14.00-15.00 |
Тематическое рисование |
1 |
Сюжетная композиция на тему сказки «Лягушка-царевна» |
изостудия |
творческая работа, коллективная рефлексия |
Итоговое занятие |
|||||||
34 |
24.05 |
18.00-19.00 |
Занятие-выставка с элементами игры |
1 |
Итоговое занятие |
изостудия |
опрос, выставка работ |
Итого: 64 часа |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина; оборудование (мебель, аппаратура, ноутбук, проектор для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала); инструменты и приспособления: альбомы, гуашь, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, фломастеры, ластик, точилка для карандашей.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту.
Методическое обеспечение: репродукции картин, мультфильмы, видеофильмы на электронном носителе, книги; демонстрационные таблицы по изобразительному искусству; художественные материалы и инструменты; натурный и натюрмортный фонд изобразительного искусства; наглядные пособия.
2.3. Формы аттестации
Предметная диагностика проводится в форме творческих заданий.
Педагогическая диагностика предполагает анализ продуктов деятельности обучающихся.
Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.
Предметная диагностика проводится в форме творческих заданий.
Педагогическая диагностика предполагает анализ продуктов деятельности обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы: проведение итоговой выставки.
2.4. Оценочные материалы
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Название работы |
Техника исполнения |
Аккуратность |
Самостоятельность |
Завершенность |
«Высокий уровень» - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
«Средний уровень» - работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
«Низкий уровень» - работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:
- определение задачи;
- ее обсуждение;
- воплощение в материале;
- анализ работы.
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.
2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение
Раздел |
Формы занятий |
Приемы и методы |
Дидактический материал |
Техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
Вводное занятие
|
Обучающее занятие по ТБ, демонстрация книжек-сказок, иилюстраций |
Вербальные - беседа, Наглядные - демонстрация книжек-сказок, иллюстраций, Практические- Наблюдения. |
Презентация, книжки |
Компьютер, проектор, плакаты по ТБ |
Анкетирование |
Раздел 1. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса» |
Ознакомительное занятие с элементами игры Видеозанятие Дискуссия Обучающие практические занятия – рисование по схемам Тематическое рисование |
Вербальные - чтение сказки учителем, чтение по ролям обучающихся. Наглядные - демонстрация иллюстраций. Практические - выполнение рисунка. ИКТ |
Репродукции произведений художников, презентация. Книжка - сказка. Иллюстрации. Мультфильм. Рисунки, фотографии, схемы. |
Проектор, компьютер, альбомы, карандаши, ластик, краски, фломастеры |
Коллективная рефлексия, творческая работа – рисунок. |
Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Морозко» |
Ознакомительное занятие с элементами игры Видеозанятие Дискуссия Обучающие практические занятия – рисование по схемам Тематическое рисование |
Вербальные - чтение сказки учителем, чтение по ролям обучающихся. Наглядные - демонстрация иллюстраций. Практические - выполнение рисунка. ИКТ |
Репродукции произведений художников, презентация. Книжка - сказка. Иллюстрации. Мультфильм. Рисунки, фотографии, схемы. |
Проектор, компьютер, альбомы, карандаши, ластик, краски, фломастеры |
Коллективная рефлексия, творческая работа – рисунок. |
Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Заюшкина избушка» |
Ознакомительное занятие с элементами игры Видеозанятие Дискуссия Обучающие практические занятия – рисование по схемам Тематическое рисование |
Вербальные - чтение сказки учителем, чтение по ролям обучающихся. Наглядные - демонстрация иллюстраций. Практические - выполнение рисунка. ИКТ |
Репродукции произведений художников, презентация. Книжка - сказка. Иллюстрации. Мультфильм. Рисунки, фотографии, схемы. |
Проектор, компьютер, альбомы, карандаши, ластик, краски, фломастеры |
Коллективная рефлексия, творческая работа – рисунок. |
Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Царевна-лягушка» |
Ознакомительное занятие с элементами игры Видеозанятие Дискуссия Обучающие практические занятия – рисование по схемам Тематическое рисование
|
Вербальные - чтение сказки учителем, чтение по ролям обучающихся. Наглядные - демонстрация иллюстраций. Практические - выполнение рисунка. ИКТ |
Репродукции произведений художников, презентация. Книжка - сказка. Иллюстрации. Мультфильм. Рисунки, фотографии, схемы. |
Проектор, компьютер, альбомы, карандаши, ластик, краски, фломастеры |
Коллективная рефлексия, творческая работа – рисунок. |
Итоговое занятие |
Занятие-выставка с элементами игры |
Вербальные - беседа. Наглядные - демонстрация детских рисунков |
Рисунки и композиции обучающихся, презентация |
Проектор, компьютер |
Опрос, выставка рисунков |
2.6. Список литературы
для педагога
1. Коробейников И.А. Специальный стандарт - на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Дефектология. - 2012. - № 1
2. Кукушкина О.И.. Я открываю мир: калейдоскоп картин жизни. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1
3. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 классы./ Под ред. Б.М. Йеменского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006.
для детей
1. Альбомы из серии «Великие художники». Издательство «Директ-медиа», 2010
2. Справочник по рисованию. Богданов С. - Минск: Харвест, 2011.
3. Альбомы из серии «Великие художники». Издательство «Директ-медиа», 2010
4. http://allforchildren.ru – Всё для детей.
2.7. Глоссарий
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
Иллюстрация — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.
Иллюстратор — художник, который специализируется на создании визуального образа, соответствующего содержанию связанного с ним текста или идеи.
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Пейзаж — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Портрет — это жанр изобразительного искусства, целью которого является отобразить визуальные характеристики модели.
Рисунок — изображение на плоскости, созданное средствами графики.
Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.