Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа п.Синда"
Принята на заседании педагогического совета от "___"_____________20___г. Протокол № _________
|
|
УТВЕРЖДАЮ _________________/Т.Е.Фирсова/ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
"Живое слово"
Возраст обучающихся: 5-9 класс
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Суворина Е.Н, педагог дополнительного образования
2019-2020учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Живое слово" для учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа п. Синда" Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от.29.12.2012г., Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4.09. 2014 г. N 1726-р, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.08. 2013г. N 1008, СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" от 4.07. 2014г. N 41
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка «Живое слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы.
Актуальность программы
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве.
Основная цель программы - через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать
лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать
творческий потенциал учащихся.
Программа ставит следующие задачи:
Обучающие:
* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения,
лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
Воспитательные:
* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:
- целостный анализ поэтического произведения;
- умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постижение поэтической идеи;
- знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.
Организационно-педагогические основы обучения.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 5-9 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, 68 часов в год.
Педагогические условия реализации программы.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и
творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный подход.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение,
игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии. Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.
Планируемый результат:
· рост познавательной и творческой активности у ребят;
· увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
· формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
· развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
· повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
Оценка результативности:
Оценивание результата – это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно целей. Задачи, поставленные в программе, ориентированы на воспитание и развитие детей. С каждым этапом занятий у обучающихся появляется потребность в творческой и познавательной деятельности.
При работе по данной программе вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях объединения с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или тестирования. Текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы. Формы контроля могут быть традиционные (рецензирование работ, защита творческих и исследовательских проектов и т.д.) и нетрадиционные (подготовка для обучающихся творческих заданий по пройденной теме). При такой форме контроля можно проследить степень интереса ребенка к творческой и исследовательской деятельности.
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах,
общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.
Учебно-тематический план
N п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2. |
"Я знаю силу слов" |
13 |
4 |
9 |
3. |
Основы литературного творчества |
11 |
4 |
7 |
4. |
Системы стихосложения. |
9 |
3 |
6 |
5. |
Поэзия, живопись, музыка, природа |
7 |
2 |
5 |
6. |
Сочинение как вид творческой работы |
21 |
5 |
16 |
7. |
«Сам язык наш есть… тайна!» |
3 |
1 |
2 |
8. |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
|
Итого |
68 |
21 |
47 |
Содержание программы
Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры.
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практические работы: Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.
«Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии.
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а
гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. Игра «Подбери тропы». Конкурс стихотворений о природе.
Системы стихосложения.
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая). Открытое мероприятие «Да, мы живем, не забывая!», посвященное 100-летию К. Симонова
Практические работы: Игра «Угадай».
Размер стиха. Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
Рифма. «Поход за вдохновением».
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму». Конкурс стихотворений «Россия - Родина моя»
Поэзия и штампы.
Теория: Понятие «штамп» в литературе.
Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Стили речи.
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практические работы: Игра «Составь рассказ».
Поэзия и живопись.
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.
Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Итоговое занятие
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Тема занятия
|
Кол-во часов |
Дата |
Форма занятия
|
Форма контроля
|
1-2 |
Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. |
2 |
|
Беседа |
|
3-4 |
«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии. |
2 |
|
Беседа |
|
5-6 |
Викторина по творчеству русских поэтов. |
2 |
|
Практикум |
|
7-8 |
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. |
2 |
|
Практикум |
|
9-10 |
Средства художественной выразительности. |
2 |
|
Практикум |
|
11-12 |
Правила художественной декламации. |
2 |
|
Лекция |
|
13-14 |
Чтение и анализ стихотворений. |
2 |
|
Практикум |
|
15-16 |
Игра «Подбери тропы». |
2 |
|
Практикум |
|
17-18 |
Системы стихосложения. |
2 |
|
Лекция |
|
19-20 |
Виды систем стихосложения. |
2 |
|
Лекция |
|
21-22 |
Открытое мероприятие «Да, мы живем, не забывая!». |
2 |
|
Конкурс чтецов |
|
23-24 |
Игра «Угадай». |
2 |
|
Практикум |
|
25-26 |
Размер стиха. |
2 |
|
Лекция |
|
27-28 |
Анализ поэтических произведений русских классиков. |
2 |
|
Практикум |
|
29-30 |
Конкурс на написание четверостиший. |
2 |
|
Практикум |
|
31-32 |
Конкурс стихотворений «Россия - Родина моя». |
2 |
|
Конкурс |
|
33 |
Рифма. «Поход за вдохновением». |
1 |
|
Игра "Найди рифму" |
|
34 |
Рифма. «Поход за вдохновением». |
1 |
|
Практикум |
|
35-36 |
Конкурс стихов, посвященный здоровому образу жизни. |
2 |
|
Конкурс |
|
37-38 |
Виды рифмовки. |
2 |
|
Беседа |
|
39-40 |
Точная и неточная рифмы. |
2 |
|
Беседа |
|
41-42 |
Игра « Найди рифму». |
2 |
|
Игра |
|
43-44 |
Поэзия и штампы. |
2 |
|
Лекция |
|
45-46 |
Понятие «штамп» в литературе. |
2 |
|
Лекция |
|
47-48 |
Стили речи. |
2 |
|
Практикум |
|
49-50 |
Связная речь. Стилистические особенности языка. |
2 |
|
Практикум |
|
51-52 |
Типы текстов. Композиция художественного произведения. |
2 |
|
Беседа |
|
53-54 |
Типы речевых ошибок и способы их исправления. |
2 |
|
Практикум |
|
55-56 |
Игра « Составь рассказ». |
2 |
|
Игра |
|
57-58 |
Поэзия и живопись. |
2 |
|
Беседа |
|
59-60 |
Роль живописи в поэтическом творчестве. |
2 |
|
Практикум |
|
61-62 |
Музыка в поэзии. |
2 |
|
Беседа |
|
63-64 |
Моё поэтическое творчество. |
2 |
|
Практикум |
|
65-66 |
Наложение стихов на музыку. |
2 |
|
Практикум |
|
67-68 |
Подведение итогов. Конкурс чтецов. |
2 |
|
Литературный вечер |
|
|
|
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение
Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:
1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)
4. Компьютер, мультимедийный проектор.
5. Магнитофон.
Список литературы
1. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития //Школьные технологии. 1998. № 1, № 4; 1997. – № 4.
2. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
3.Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
4.Дмитренко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы /Педагогика, 2004. – №2. – С.54-59 ( http://quality.petrsu.ru/f )
5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352с. (С. 176 – 185)
6. Зинина Е.А. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2006
7. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
8. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
9. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч. 1.Чтение как творчество. Ч. 2. Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомировой. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009
10.Кожухова М.Ю. Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся. – Оренбург, 2004 – 39с. (10 –26)
11.Коровина В.Я Читаем, думаем, спорим… Вопросы и задания по литературе. 7 класс. М.: Просвещение, 1997
12.Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… Вопросы и задания по литературе. 6 класс. М.: Просвещение, 1996
13.Развивайте дар слова: Пособие для учащихся / Составители Т.А.Ладыженская и Т.С.Зепалова. М.:Просвещение, 1998
14 Чупрасова В. И. Современные технологии в образовании: учебное пособие. – Владивосток: Дальневосточный государственный университет, Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий, 2000. – 52с.
15.Эткинд Е. Разговор о стихах. М.: «Детская литература», 1970.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.