Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Истоки»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Истоки»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
история
7 кл—11 кл
27.09.2020
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Истоки»
Актуальность Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою Родину, духовные богатства своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны. Понимание Родины у детей должно быть связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос; с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам. Новизна Отбор соответствующего содержания позволит сформировать у обучающиеся представление о том, чем славен родной край и что малая Родина – часть большой страны России. Объектами ознакомления в разделе «Воронежский край в истории страны» дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «Истоки» является историческое, культурное и духовное развитие Воронежского края. Реализация программы предполагает воспитание любви к малой Родине и России; развитие познавательных интересов детей, их творчества, способностей; формирование эстетических чувств, трудовых, изобразительных умений и навыков и в конечном итоге – формирование начал национального самосознания ребенка. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она дополняет и расширяет знания по истории родного края и его материальной и духовной культуре. Программа содержит основные направления: «Моя семья», «Отечество – земля предков», «Земля – наш общий дом». Содержание программных тем помогает воспитанникам проследить совершенствование опыта многих поколений предков, того, что выдержало испытание в быту, сельском хозяйстве, народных промыслах, культуре. Общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в краеведческом объединении «Истоки». Приём в объединение осуществляется после подачи личного заявления родителей (законных представителей родителей), заключения Договора об организации образовательного процесса между администрацией образовательного учреждения и родителями (законными представителями родителей), согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных обучающихся, ксерокопии свидетельства о рождении обучающегося. Группа детей формируется на основе предварительного собеседования, анкетирования.
образовательная программа.docx

Отдел образования, опеки и попечительства администрации

 Аннинского района Воронежской области

 

Муниципальное бюджетное учреждение

Аннинский центр дополнительного образования  «РИТМ»

 

          «УТВЕРЖДЕНА»                                 

      Протокол педсовета № 6

      от 01.06.2020 г.                

      Приказ № 16 от 02.06.2020 г.

      по МБУ Аннинскому ЦДО «РИТМ»                                                                                                                                                                

      Директор______________                                                                               

                          С.В. Половица

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Директор МКОУ  НиколаевскойСОШ______________

И.А. Пегарьков

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Истоки»

на базе МКОУ Николаевской СОШ

 

 

Тип программы: модифицированная

Направленность: туристско-краеведческая

Возраст: обучающиеся 14-18 лет

                                                                                       Срок реализации: 3 года

 

 

                                             Программа разработана педагогом

  дополнительного образования

    МБУ Аннинского ЦДО «РИТМ»

Свистовой Снежаной Витальевной в 2016году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.г.т. Анна

 

 

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

 

Наименование программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Истоки».

 

Вид – дополнительная общеразвивающая программа

 

Нормативно-правовая основа для  дополнительной  общеразвивающей программы:

- Федеральный закон  от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014  № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

- План мероприятий на 2015- 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2015г. №729-р).

- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства труда  и социальной защиты РФ от 05.05.2018г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования».

-  Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.

№ 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

- Государственная программа  Воронежской области «Развитие  образования», утверждённая  постановлением правительства Воронежской области от 17.12. 2013г. №1102.

- Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».

- Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 26.12.2016г. № 1575 «Об утверждении регионального плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».

-  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 

Направленность –  туристско-краеведческая

 

Актуальность

Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою Родину, духовные богатства своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны. Понимание Родины у детей должно быть связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос; с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам.

Новизна

Отбор соответствующего содержания позволит сформировать у обучающиеся представление о том, чем славен родной край и что малая Родина – часть большой страны России. Объектами ознакомления в разделе «Воронежский край в истории страны» дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «Истоки» является историческое, культурное и духовное развитие Воронежского края. Реализация программы предполагает воспитание любви к малой Родине и России; развитие познавательных интересов детей, их творчества, способностей; формирование эстетических чувств, трудовых, изобразительных умений и навыков и в конечном итоге – формирование начал национального самосознания ребенка.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она дополняет и расширяет знания по истории родного края и его материальной и духовной  культуре.        Программа содержит основные направления: «Моя семья», «Отечество – земля предков», «Земля – наш общий дом». Содержание программных тем  помогает воспитанникам проследить совершенствование опыта многих поколений предков, того, что выдержало испытание в быту, сельском хозяйстве, народных промыслах, культуре.

Общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в краеведческом объединении «Истоки». Приём в объединение осуществляется после подачи личного заявления родителей (законных представителей родителей), заключения Договора об организации образовательного процесса между администрацией образовательного учреждения и родителями (законными представителями родителей), согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных обучающихся, ксерокопии свидетельства о рождении обучающегося. Группа детей  формируется на основе предварительного собеседования, анкетирования.

Организационно-педагогические основы программы опираются на «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14», утверждённые 4.07.2014 года, и приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 20.03.2015 г. №291 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования в системе образования»

Адресат программы: обучающиеся 14 – 18 лет

Уровень реализации: 1 год – ознакомительный основной , 2 год - базовый, 3 год – углубленный.

Формы обучения: индивидуальные и групповые занятия, рассчитанные на практико-ориентированную деятельность и досугово-развивающие дела.

Виды занятий:

Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, мультимедиа  источниками и т. д.).

Выездное занятие – занятие на основе посещение музеев, экскурсий и т. д.

Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным материалам и т. д.

Семинар – занятие по представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.

Формы контроля: вводный, текущий, итоговый.

Срок реализации программы: 3 года

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю  по два академических часа 2 раза в неделю.  Продолжительность одного учебного занятия составляет 45 минут.

Допустимая норма обучающихся - 15 человек. Группа первого года обучения формируется на основе предварительного собеседования и начальной диагностики индивидуальных возможностей обучающихся. Приём на обучение  в учреждение (определённое объединение) проводится на принципах равных условий приёма для всех поступающих, на условиях, определяемых локальными нормативными актами учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.  Правила приёма в  учреждение (определённое объединение) на обучение по дополнительным общеразвивающим программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, учреждением самостоятельно. Организационно-педагогические основы программы опираются на «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14», утверждённые 4.07.2014 года, и приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 20.03.2015 г. №291 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования в системе образования».

Наполняемость учебной группы  регламентирует Устав учреждения.

Краткая характеристика психофизиологических особенностей обучающихся

Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит Центральное, личностное новообразование - готовность к личностному и жизненному самоопределению. Ведущим видом деятельности становиться интимно-личностное общение. Особенности возраста: 

-завершение физического развития организма, полового созревания;

- замедления темпа роста тела, нарастание мышечной массы и работоспособности;

 -быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей;

 - развитие самосознания;

- развитие индивидуальности;

- выбор профессии;

- начало формирования взаимных отношений между полами.

Основные задачи психолого-педагогического развития : 

-обретение личностной тождественности и целостности (идентичности);

-осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола; 

-профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

- развитие годности к жизненному самоопределению, что предполагает  достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

 

Цель программыформирование общественной направленности личности ребёнка, его социальной активности, становление гражданской позиции через создание обогащённой развивающей среды.

Задачи:

Образовательные:

Ø -изучать основы краеведения, обучать основам исследовательской работы;

Ø - создавать ситуации соприкосновения с  историческим предметным миром;

Ø - формировать способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

Ø -знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология;

Ø -обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.

Воспитательные:

Ø -воспитывать бережное отношение к культурному наследию;

Ø - формировать у обучающихся устойчивые нравственные и культурные ориентиры, чувство дружбы и коллективизма;

Ø - воспитывать активную жизненную позицию;

Ø -добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям;

Ø -воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;

Ø -воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие:

Ø -развивать чувство причастности к судьбе родной земли;

Ø - расширять кругозор обучающихся, привлекать к активному изучению родного края;

Ø -развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

Ø -продолжать работу по выявлению и развитию интересов учащихся и

 составить исследовательскую работу по теме: « Мой край».

 

 

Ожидаемые результаты

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование УУД  (универсальных учебных действий) (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

·         Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

·         познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

·         ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·         основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·         ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·         знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

·         эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

·         основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

·         чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении  метапредметных  результатов у школьника будут сформированы следующие УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·         учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

·         адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

·         различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

·         в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·         проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

·         оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

·         осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

·         выражать речь в устной и письменной форме;

·         проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

·         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·         записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

·         осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·         осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·         строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

·         допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         формулировать собственное мнение и позицию;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·         задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

·         адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

·         учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·         понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·         аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·         содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·         точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

·         осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·         адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

 

 

Учебно-тематический план

Первый год обучения

 

п\п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

 

2

Направление «Моя семья» (32ч.)

2

Наука генеалогия

4

4

8

3

Виды родословных и их составление

4

4

8

4

Семейные традиции

4

4

8

5

Семейные династии

4

4

8

Направление «Отечество – земля предков» (74 ч.)

6

Наша Родина - Россия

4

8

12

7

История Воронежского края

12

12

24

8

Наша малая Родина – село Николаевка

8

8

16

9

Движение «Край родной»

2

2

4

10

Основы музееведения

2

2

4

11

Методика поисково-исследовательской работы

6

8

14

Направление «Земля – наш общий дом» (36 ч.)

12

Глобальные проблемы современности

2

2

4

13

Место России в мире

4

4

8

14

Знаменитые земляки

4

4

8

15

Походы и экскурсии

4

12

16

И Т О Г О:

66

78

144

 

 

 

 

 

 

Второй   год обучения

 

№ п\п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

2

 

2

Направление  «Моя семья» (40 ч.)

2.

Моя родословная

4

4

8

3.

Секреты семейной кухни

4

4

8

4.

Герб моей семьи

4

4

8

5.

Семейные реликвии

4

4

8

6.

Семейные промыслы

4

4

8

Направление«Отечество – земля предков» (84 ч.)

7.

Государственные символы России

6

6

12

8.

Эмблематика Черноземья

4

2

6

9.

Край наш Воронежский

6

14

20

10.

Аннинская мозаика

6

14

20

11.

Туристический калейдоскоп

4

4

8

12.

Школьный музей – творческая лаборатория

4

4

8

13.

Методика  поисково-исследовательской работы

4

6

10

Направление«Земля – наш общий дом» (18 ч.)

14.

Современные цивилизации

2

2

4

15.

Экология Земли

2

2

4

16.

Походы и экскурсии

 

10

10

 

ИТОГО:

60

82

144

 

Третий год обучения

п\п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.  Наша Родина - Россия

2

 

2

Раздел 1. «Воронежский край в истории страны» (71ч.)

2

Воронежская губерния в начале XX века.

2

4

6

3

События Октябрьской революции в крае.

2

4

6

4

События Гражданской войны в крае.

4

6

10

5

Вторая мировая война на территории нашей страны. 1941-1945 гг.

4

12

16

6

Воронежская область в годы Великой Отечественной войны

8

30

38

7

Послевоенный Воронеж

1

3

4

Раздел 2.  «Село Николаевка в период Великой Отечественной войны» (30 ч.)

8

Николаевка в годы Великой Отечественной войны

2

4

6

9

Учителя Николаевской школы – участники Великой Отечественной войны

2

4

6

10

Великая Отечественная война в истории моей семьи

2

4

4

11

Знаменитые земляки

2

4

6

12

Методика поисково-исследовательской работы

2

4

6

Раздел 3. «Культура Воронежского края XX век» (43 ч.)

13

Воронежские сказки и песни

2

6

6

14

Духовно-религиозная жизнь Воронежского края.

4

6

8

15

Народное просвещение и образование края

2

4

6

16

Литературная жизнь Воронежского края

4

6

8

17

Походы и экскурсии

2

5

7

18

Итоговое занятие

 

2

2

И Т О Г О:

45

100

144

 

 

 

 

 

Содержание разделов и тем программы

 

Первый год обучения

 

Вводное занятие 2ч.

Теория 2 ч. Знакомство с программой деятельности краеведческого объединения. Инструктаж по технике безопасности.

Игра на знакомство «Расскажи мне о себе».

Направление «Моя семья» 32 ч.

Наука генеалогия.

Теория 4 ч. Понятие «генеалогия». Русская генеалогия. Система социального этикета: звания, чины, награды, титулы, знаки различия.

Практика 4 ч. Особенности работы с генеалогическим источником.

Виды родословных и их составление.

Теория 4 ч. Виды родословий: восходящее и нисходящее; мужское, женское и смешанное. Типы родословных.

Практика 4 ч.Фотогазеты «Моя семья», «Мои предки», составление своей родословной.

Семейные традиции.

Теория 4 ч.Что такое «традиции»? Зачем они нужны? Народные традиции и обрядовые праздники нашего села.

Практика 4 ч. Конкурс устных рассказов на тему: «Традиции моей семьи» Практическое овладение некоторыми элементами главных праздников родного села: встреча и проводы гостей, народные игры, колядки и  заклички, гадания. Театрализованное представление праздника.

Семейные династии.

Теория 4 ч.Значение понятия «династия».

Практика 4 ч. Презентация семейных династий родного села. Интервью с представителями семейных династий.

Направление «Отечество – земля предков» 74ч.

Наша Родина – Россия.

Теория 4 ч. Знакомство с истоками зарождения нашей Родины – Древней Руси. Основные вехи развития нашей Родины. Столица нашей Родины – Москва. Заочное путешествие по городам Москва и Санкт-Петербург. Практика 8 ч. Круглый стол на тему: «Что значит быть патриотом в XXI веке?»

История Воронежского края.

Теория 12 ч.. Воронежский край в период первобытности. Воронежский край в составе Древнерусского государства. Деятельность в Воронежском крае Петра I. Воронежская губерния в начале XX века.

Практика 12 ч. Викторина: «Знаешь ли ты историю Воронежского края?» Экскурсии в городе Воронеже. Посещение музеев.

Наша малая Родина – село Николаевка.

Теория 8 ч. Появление Николаевки и других сел. Происхождение названия. На рубеже эпох.

 Практика 8 ч..Посещение школьного и районного краеведческих музеев. Встречи с краеведами.

Движение «Край родной».

Теория 2 ч. Организация. Цели и задачи. Формы и сроки. Тематика. Практика. 2 ч.  Наше участие и достижения.

Основы музееведения.

Теория 2 ч. Основные понятия музееведения. Исследование, учет и хранение музейных предметов. Музейный  экспонат-источник информации.

Практика. 2 ч. Знакомство с работой экскурсовода. Работа со специальной литературой. Методика проведения экскурсии.

Методика поисково-исследовательской работы.

Теория 6 ч. Освоение знаний, необходимых для разработки темы исследовательской работы Формулировка основных проблем для исследовательской деятельности.

Практика 8 ч. Организация поиска. Публичная защита исследовательских работ обучающихся на конференциях различного уровня и публикации.

 

Направление «Земля - наш общий дом» (36 ч.)

 Глобальные проблемы современности.

 Теория 2 ч. Что такое глобальные проблемы? Проблемы войны и мира в современных условиях.

Практика 2 ч. Работа в библиотеках. Написание рефератов.

Место России в мире.

Теория 4 ч. Место России в мире.

Практика 4 ч. Диспут «Место России в современном мире».

Знаменитые земляки. Теория 4 ч. Знакомство с известными земляками Воронежской области

Практика 4 ч.. Поисково-исследовательская работа.

Походы и экскурсии  16 ч.

 Теория 4 ч Подготовка и техника безопасности во время походов и экскурсий.

Практика 12 ч. Походы и экскурсии.

 

Второй год обучения

Вводное занятие 2 ч.

Теория 2 ч. Анализ работы краеведческого объединения за прошедший год. Ближайшие перспективы. Презентация « Наши достижения».

Направление  «Моя семья» (40 ч.)

Моя родословная

Теория 4 ч. Памятные сказания о происхождении рода. Поколенная роспись. Нумерация родословных. Организация работы по составлению родословных. Практика 4 ч.  Поиск материалов о своих родственниках. Составление летописи своего рода.

Секреты семейной кухни

Теория 4 ч. Семейный кулинарный архив Старинные рецепты каш от бабушек и прабабушек. Пословицы, поговорки и сказки про кашу.

Практика 4 ч.  «Каша из чугунка» - сюжетно-ролевая игра по закреплению знаний о разновидностях каш и способах приготовления их.

Герб моей семьи

Теория 4 ч. Взаимосвязь родословия и гербоведения. Содержание понятия «герб». Какие ценности кодируются в гербах.

Практика 4 ч. Составление герба своей семьи. Расшифровка герба.

Семейные реликвии

Теория 4 ч. Сущность понятия. Семейный альбом. Предания и легенды, хранимые в семье.

Практика 4 ч. Сообщение на тему: «Реликвии, хранимые в моей семье». Выставка семейных реликвий.

Семейные промыслы

Теория 4 ч. Народные ремесла и промыслы на Руси. Промыслы древних славян: охота, рыболовство, хлебопашество. Мастера-умельцы. История предприятий поселка. Конкурс пословиц о труде   и мастерстве.

Практика 4 ч. Организация выставки современных промыслов. Экскурсии на предприятия. Поисково-исследовательская работа.

Направление  «Отечество – земля предков» (84 ч.)

Государственные символы России

Теория 6 ч. Знакомство с символикой современной России: с Флагом России, Гербом России, Гимном России.

Практика 6 ч. Исследовательская работа по теме «История государственных символов России».

Эмблематика Черноземья

Край наш Воронежский Теория 4 ч. Знакомство с символикой Воронежской области.

Практика 2 ч. Исследовательская работа по теме «История появления герба Воронежской области».

Теория 6 ч. Установление Советской власти и Гражданская война в нашем крае. Наш край в довоенный период. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны. Воронежская область в 50-60-е годы. Наш край сегодня.

Практика 14 ч. Поисково-исследовательская работа. Встречи с земляками.

Аннинская мозаика

Теория 6 ч . Установление советской власти. Район прифронтовой. Николаевцы – на фронтах войны. Земля и люди. Летопись продолжается. Практика 14 ч.  Работа с источниками. Интервьюирование местных старожилов. Подготовка сообщений к занятиям в объединении.

Туристический калейдоскоп

Теория 4 ч. История развития туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, их характеристика. Требования к туристскому снаряжению. Групповое и личное снаряжение Организация туристского быта.

Практика 4 ч. Комплектование снаряжения. Выбор места. Установка палаток. Участие в туристических соревнованиях и слетах.

Школьный музей – творческая лаборатория

Теория 4 ч. Виды музеев и их назначение. Как ориентироваться в музее. Потребность в собирательстве: как она реализуется в нашей школе.

Практика 4 ч. Поиск по теме исследования. Сбор материала. Изучение специальной литературы. Подготовка и проведение экскурсий.

Поисково-исследовательская работа

Организация поисковой деятельности на основе сформированных знаний, умений и навыков. Защита исследовательских работ на конференциях различного уровня.

Направление  «Земля- наш общий дом» (18 ч.)

Теория 2 ч. Современные цивилизации

Многоликий и противоречивый мир. Особенности Российской цивилизации.

Практика 2 ч. Работа в библиотеках. Сообщения, доклады обучающихся.

Экология Земли Теория 2 ч. Наша роль на Земле.

Практика 2 ч. Встреча с экологами района «Экологические проблемы малой Родины, человечества».

Походы и экскурсии. Практика 10 ч.

 

Третий год обучения

 

Вводное занятие 2 ч.

Знакомство с программой деятельности краеведческого объединения. Инструктаж по технике безопасности. Вводная аттестация.

 

Раздел 1. «Воронежский край в истории страны»(71ч.)

Тема 1. Воронежская губерния в начале XX века.

Теория 2 ч. Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905 – 1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае.

Практика 4ч. Подготовка сообщений и написание рефератов по теме.

 

Тема 2.События Октябрьской революции в крае.

Теория 2 ч. События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах.

 

Практика 4 ч. Просмотр документального фильма о событиях 1917 года. Работа с картами. Составление таблиц. Подготовка сообщений и написание рефератов по теме.

 

Тема 3.События Гражданской войны в крае.

Теория 4 ч. Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 г. – зимой 1919 г., летом – осенью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918 – 1920 гг.).

Практика 6 ч. Просмотр документального фильма о гражданской войне. Работа с картами. Составление таблиц. Подготовка сообщений и написание рефератов по теме.

 

Тема 4.Вторая мировая война на территории нашей страны. 1941-1945 гг.

Теория 4 ч.  Вторая мировая война на территории нашей страны. 1941-1945 гг.  Причины войны. Этапы. Силы сторон. Ход Великой Отечественной войны. Коренной перелом в ходе ВО войны. Завершающий этап ВО войны на территории страны. Роль тыла в ходе ВО войны.

Практика 12 ч. Работа с картами. Составление таблиц. Подготовка сообщений и написание рефератов по теме.

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.

Теория 8 ч. Воронежская область с 22 июня 1941 г. по 28 июня 1942 г.  Бои за Воронеж (28 июня 1942 г. – 25 января 1943 г.). Кровавые злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые подвиги молодежи Воронежской области. Трудовой подвиг воронежцев. Воронеж – город воинской славы России.

Практика 30 ч. Просмотр документального фильма о войне. Работа с литературой по теме занятия. Составление презентации по теме. Работа с историческими документами, картами.

Тема 6. Послевоенный Воронеж

Теория 2 ч. Трудовой подвиг воронежцев. Народное хозяйство Воронежской области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Хозяйственное и культурное развитие области во второй половине XX века. Воронеж XXI века.

Практика 3 ч. Поиск нужной информации по теме занятия в Интернете. Работа с историческими источниками. Виртуальная экскурсия по местам боевой славы Воронежа. Поисково-исследовательская работа.

 

Раздел 2.  «История села Николаевка в период Великой Отечественной войны» (30ч.)

 

Тема 1. Теория 2 ч. Николаевка в годы Великой Отечественной войны. Николаевцы– на фронтах войны.

Практика 4 ч. Поисково-исследовательская работа. Оформление информационного стенда для Галереи Памяти.

Тема 2. Учителя Николаевской школы – участники Великой Отечественной войны.

Теория 2 ч. Поиск и изучение информации по теме занятия.

Практика 4. Встреча с родственниками учителей-ветеранов войны Николаевской школы. Оформление экспозиции музея по теме.

 

Тема 3. Великая Отечественная война в истории моей семьи

Теория 2 ч. Методы работы с семейным архивом.

Практика  4 ч. Работа с семейным архивом. Беседа с родственниками по теме занятия. Написание сочинения на заданную тему.

Тема 4. Знаменитые земляки

Теория 2ч.  Земля и люди. Спахов Ф.Я.– Герой Советского Союза. Пысенков П.Я.- лётчик. Аралов И.Т.- полковник. Летопись продолжается.

Практика 4ч. Поисково-исследовательская работа. Встречи с жителями села. Сбор информации по теме.

Тема 5. Методика поисково-исследовательской работы.

Теория 2ч. Освоение знаний, необходимых для разработки темы исследовательской работы Формулировка основных проблем для исследовательской деятельности. Организация поиска. Практика 4ч. Публичная защита исследовательских работ обучающихся на конференциях различного уровня и публикации.

 

Раздел 3. «Культура Воронежского края XX век» (43 ч.)

Тема 1. Воронежские сказки и песни.

Теория 2ч. Биография и творчество А.Н.Афанасьва, А.К.Барышниковой, А.Н.Корольковой.

Практика 6ч. Изучение сказок и их инсценировка.

 

Тема 2. Духовно-религиозная жизнь Воронежского края.

Теория 4ч. Святые места Воронежского края. Святые имена

Практика 6ч. Подготовка сообщений по теме «Святые имена Воронежского края».

Составление экскурсионного маршрута  по святым местам края.

 

Тема 3. Народное просвещение и образование края

Теория 2ч. Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале.

XX в.  Становление советской школы. Система образования Воронежской области в

1940-1970 гг.

Практика 4ч. Подготовка сообщения о истории образования Воронежского края.

 

Тема 4. Литературная жизнь Воронежского края.

Теория 4ч. XX век и новейшие имена в литературе Воронежского края.

Практика 6ч.

Подготовка сообщения о поэтах и писателях Воронежского края. Конкурс чтецов

стихов поэтов земляков.

 

Тема 5. Походы и экскурсии

Теория 2 ч Подготовка и техника безопасности во время походов и экскурсий. Практика 5ч. Походы и экскурсии

 

 

 

 

Планируемые результаты:

1 год обучения

Должен знать:

Ø основные краеведческие термины и понятия;

Ø освоение гуманистических традиций и ценностей родного края;

Ø  осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Ø основные этапы и ключевые события истории Воронежского края и Аннинского района с древности до наших дней.

Должен уметь:

Ø рассказывать о важнейших событиях истории Воронежского края и

Аннинского района, родного села;

 

Ø выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников истории и культуры;

Ø выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников истории и культуры;

Ø способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

Ø работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию.

2 год обучения

Должен знать:

Ø важнейшие достижения культуры и системы ценностей;

Ø понимание культурного многообразия страны, уважение к культуре своего народа, толерантность;

Ø различные технологии в области изучаемого вида деятельности.

Должен уметь:

Ø выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников истории и культуры;

Ø работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;

Ø описывать традиции народов своего края;

Ø показывать на карте границы и географический центр Воронежского края, Аннинского района и родного села;

Ø овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях

Ø работать с творческим и исследовательским проектом и защищать его.

Среди ожидаемых эффектов в процессе реализации общеобразовательной программы следует отметить повышение уровня мотивации к познавательной деятельности, освоение детьми  правил работы с исследовательским материалом и алгоритма деятельности с ним, активное развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления).

Уровень освоения общеобразовательной программы демонстрируется и отслеживается на открытых занятиях в конце  полугодия и учебного года, конкурсах исследовательских работ в рамках объединения, на муниципальных и областных краеведческих конференциях, отчётах об исследовательской и поисковой работе перед педагогами, родителями, администрацией учреждения.

 

3 год обучения

 

пока Должен знать:

Ø    основные краеведческие термины и понятия;

Ø    основные этапы и ключевые события истории Воронежского края и Аннинского района в ходе революционных событий 1917 года, Гражданской войны, Второй мировой войны;

Ø    важнейшие достижения культуры и системы ценностей;

Ø    различные технологии в области изучаемого вида деятельности.

обучающийся будет уметь:

Ø    рассказывать о важнейших событиях истории Воронежского края и Аннинского района, родного села;

Ø    выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников истории и культуры;

Ø    работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;

Ø    описывать традиции народов своего края;

Ø    показывать на карте границы и географический центр Воронежского края, Аннинского района и родного села;

Ø    работать с творческим и исследовательским проектом и защищать его.

 

Комплекс организационно – педагогических условий

Условия реализации программы:

Кадровое обеспечение: Свистова Снежана Витальевна, педагог дополнительного образования  МБУ Аннинского ЦДО «РИТМ», образование высшее, имеет ВКК, прошла курсы повышения квалификации в ВИРО с 25.03.2019 по 05.04.2019 по дополнительной образовательной программе «Теория и методика преподавания истории и обществознания в контексте реализации ФГОС ООО и СОО».

Материально-техническое обеспечение занятий:

1. Наличие кабинета (истории)

2. Мультимедийный комплекс.

3. Экспозиции и материалы кабинета «История».

 

Формы аттестации: собеседование, защита индивидуальных и групповых исследовательских работ.

 

Оценочные материалы

1 год обучения.

Викторина

1.   Какую реку, протекающую по Воронежской области, древние греки называли Танаис? ( Дон)

2. Кто был строителем и первым воеводой города? (С.Ф. Сабуров)

3.  Какой святой является покровителем Воронежа? (Святитель Митрофан)

4.  Когда состоялся первый приезд Петра I в Воронеж и с чем он был связан? (В 1696 г. в связи с созданием судостроительной верфи)

5.  Назовите корабль, впервые построенный на воронежской верфи без помощи иностранных мастеров и при участии Петра I. (Гото Предистинация – Божье предвидение)

6.  Когда в Воронеже появился первый памятник и кому он был посвящён? (Петру I, 1860. Во время Великой Отечественной войны он был разрушен и восстановлен в 1956 году)

7.  Какое женское имя носит один из районных центров Воронежской области? (Анна)

8. В каком году в селе Николаевка была построена Христо-Рождественская церковь? (1866 г.)

9. Кто был директором школы-семилетки открытой в Николаевке в 1934 году? (Григорий Иванович Корнюшин)

10. В каком году образовался в с.Николаевка колхоз «Власть Советов»? (1930 г.)

11. В какое море несёт свои воды река Воронежской области – Дон? ( Азовское море)

12. В состав какого экономического района России входит Воронежская область?

(Центрально-Чернозёмного)

13. Какой памятник природы находится в Шиповом лесу Воронежской области?

(«Идеальный дуб»)

14. В каком году был основан Воронеж? (в 1585 году как крепость)

15. В каком году была основана Анна? ( 1697 году)

 

 

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 10 баллов (100%):

15-13 баллов – высокий уровень (80-100%);

12-8 баллов – средний уровень (50-80 %);

7-4 балла – низкий уровень (менее 40%).

 

Оценочный материал 2 год обучения.

Письменный опрос (тест).

1. Какой правитель сделал двуглавого орла символом России?

1) Владимир Мономах 3) Иван Грозный

2) Иван III 4) Петр I

Ответ: 2

2. Верно ли, что: А) гимн – это торжественная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке; Б) флаги могут иметь не только государства, но и организации.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ:3

3. Найдите соответствие:

1) Изделия из дерева А) Гжель

2) Изделия из глины Б) Жостово

3) Изделия из других материалов В) Хохлома

Г) Вологодские кружева

Д) Городецкая роспись

Е) Дымковская игрушка

Ж) Богородская игрушка

З) Ростовская финифть

И) Филимоновская игрушка

Ответ: 1) В, Д, Ж 2) А, Е, И 3) Б, Г, З

4. Родина матрешки?

1.Япония

2 .Россия

3.США

4. Китай

Ответ:1

5. Форма воронежской матрешки напоминает:

1. классическими вытянутыми

2. фигуристыми

3. пасхальное яйцо

4. широкими

Ответ:3

6. Где находился штаб Воронежского фронта:

1.Анна

2. Воронеж

3. Острогожск

4. Бобров

Ответ:1

7. Сколько дней и ночей шла битва за Воронеж:

1.  325

2.  212

3. 900

4. 112

Ответ: 2

8.Когда был освобожден г. Воронеж от немецко-фашистских захватчиков

1.     12 июля 1942 г.

2.     23 февраля 1943г.

3.     25 января 1943 г.

4.     8 мая 1945 г.

Ответ: 3

9.Каким орденом был награжден город Воронеж в 1975 г.:

 

1.     орденом Ленина

2.     орденом Отечественной войны I степени

3.     орденом Отечественной войны II степени

4.     орденом Красного Знамени

Ответ: 2

10. Год присвоение Воронежу почетного звания «Город воинской славы»:

1.  16 февраля 2008 г.

2.  25 января 1945 г.

3.  20 марта 1975 г.

4. 9 мая 1945г.

Ответ: 1

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 10 баллов (100%):

10-8 баллов – высокий уровень (80-100%);

8-5 баллов – средний уровень (50-80 %);

5-2 балла – низкий уровень (менее 40%).

 

 

 

Оценочные материалы 3 года обучения

 

Тест по теме «Гражданская война в России».

1. Особенностями иностранной интервенции являлось:

а) присутствие иностранных войск в крупнейших промышленных центрах России;

б) присутствие иностранных войск в крупнейших портовых центрах страны;

в) невмешательство иностранных держав во внутренние дела России;

г) активная материальная и финансовая поддержка иностранных держав «белому движению».

2. Первое антибольшевистское движение на Дону возглавил:

а) П.Н.Краснов;    б) А.И.Дутов;       в) Н.Н.Духонин.

3. В соответствии с декретом от 15 (28) января 1918 г. в основу комплектования Красной Армии были положены принципы:

а) добровольности;

б) классового подхода;

в) всеобщей воинской повинности;

г) всеобщего вооружения народа.

4. Институт военных комиссаров был введен для:

а) оперативного руководства войсками;

б) координации действий регулярных частей Красной Армии и народных повстанческих частей;

в) надзора за военспецами;

г) политического воспитания бойцов.

5. Укажите имя, выпадающее из общего логического  ряда:

Е.К.Миллер, А.И.Дутов, А.А.Брусилов, П.Н.Краснов, Н.Н.Юденич.

 

6.  Кто стоял у истоков создания Добровольческой армии:

А) М.В. Алексеев;         Б) А.И.Дутов;            В) Н.Н.Духонин.

7.Что изменилось в деревне после введения продразверстки:

А) крестьянам заранее сообщали, какое количество хлеба им предстоит сдать государству;

Б) крестьянам оставляли половину полученного урожая;

В) продразверстка распространялась только на кулаков.

 

7.                 Как вы понимаете выражение, возникшее в годы Гражданской войны «кто не работает – тот не ест». С каким событием связано его появление?

 

8.                 Кто возглавлял выступление крестьян в Тамбовской губернии (на территории нашего края)?

 

Ключ.

1 вариант

1.   –г

2. – а

3. – а

4. – в

5. Брусилов

6. – а

7. – а

8. трудовая повинность во времена военного коммунизма, оплата за труд натуральной продукцией (паек).

9 - Антонов

 

 

Письменный опрос по теме. Вторая мировая война на территории нашей страны. 1941-1945 гг.

№ п\п

10 заданий

Варианты ответов

Выбрать правильный ответ

 

1.

 

28 сентября 1939 г. СССР и Германия:

 

 

 

 

 

а) заключили договор о восстановлении дипломатических отношений

б) подписали договор о дружбе и границе

в) заключили договор о ненападении

г) признали существующие границы

2.

 

Вторая мировая война началась:

 

а) 22 июня 1939 г.

б) 1 сентября 1939 г.

в) 22 июня 1941 г.

г) 1 сентября 1941 г.

3.

«Блицкриг» - это:

а) нанесение «упреждающего» удара по Советскому Союзу

б) идея мирового господства Германии

в) название операции по захвату Ленинграда

г) тактика «молниеносной» войны

Выбрать несколько правильных ответов

4.

Для разгрома фашистских захватчиков к концу 1942 г. имелись условия:

 

а) изменение общего соотношения сил в пользу Красной Армии

б) перевод советской экономики на военный лад

в) открытие союзниками второго фронта

г) формирование советским командованием резервных войск

д) прорыв блокады Ленинграда

5.

Источниками победы советского народа в войне с фашизмом явились:

а) индустриальная база, созданная в 1930-х гг.

б) усиление борьбы народа со сталинской тиранией

в) морально-политическое единство советского общества

г) помощь союзников

д) сильные зимние морозы в годы войны

е) профессиональные качества советского военного командования

Установить соответствие:

6.

Между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию второго.

(а-3; б-2; в-1; г-4)

ДАТЫ

а) 1941г.

б)1943 г.

в) 1944 г.

г) 1945 г.

 

СОБЫТИЯ

1. открытие второго фронта

2. Тегеранская конференция

3. начало поставок в СССР по ленд-лизу

4. Потсдамская конференция

5. принятие СССР в Лигу Наций

7.

Между терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию второго.

(а-2; б-4; в-1; г- нет соответствия; д-3)

ТЕРМИН

а) геноцид

б) депортация

в) гегемония

г) эвакуация

д) холокост

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1.руководящая роль какого-либо государства по отношению к другим странам

2.уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным и иным мотивам

3.систематическое преследование и уничтожение нацистами и их пособниками значительной части еврейского населения Европы

4.насильственное переселение народов

8.

Расположить в хронологической последовательности события:

(д, в, г, а, е, б.)

а) капитуляция берлинского гарнизона

б) освобождение Праги

в) встреча с войсками союзников на р. Эльбе

г) водружение Красного знамени Победы над рейхстагом

д) завершение окружения Берлина

е) безоговорочная капитуляция Германии

9.

Отметить, о ком идет речь.

Он родился в крестьянской семье. Начал службу в армии в 1915 г., в Красной армии – с 1918 г. В 1939 г. командовал 1-й армейской группой войск в Монголии, которая вместе с монгольской армией разгромила японцев в районе р. Халхин-Гол. За эту операцию он был награжден Звездой Героя Советского Союза. В августе-сентябре 1941 г., являясь командующим войсками Резервного фронта, успешно провел операцию по разгрому немецко-фашистских войск в районе Ельни. В качестве Заместителя Верховного главнокомандующего руководил действиями фронтов под Сталинградом, по прорыву блокады Ленинграда, в битвах под Куском и за Днепр. 8 мая 1945 г. принял капитуляцию вооруженных сил фашистской Германии. 24 июня 1945 г. принимал Парад Победы. Был четыре раза награжден Золотой Звездой Героя.

а) К.К. Рокоссовский

б) Г.К. Жуков

в) И.С. Конев

г) А.М. Василевский

10.

Отметить, о какой битве идет речь.

«Операция «Тайфун» развивается почти классически… Противник продолжает всюду удерживать неатакованные участки фронта, в результате чего в перспективе намечается глубокое окружение этих групп противника».

а) битва под Сталинградом

б) битва под Куском

в) битва под Москвой

г) битва за Днепр

 

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 22 баллов (100%):

22-18 баллов – высокий уровень (80-100%);

18-11 баллов – средний уровень (50-80 %);

11-7 балла – низкий уровень (менее 40%).

 

Викторина по теме 2: «Воронежская земля в годы Великой Отечественной войны»

За каждый правильный ответ воспитанник получает 1 балл.

 

1.                     Каково название наступательной операции гитлеровцев на Воронежском направлении? («Блау»)

2.                     Как долго шли бои за Воронеж? (с 28.06.1942 г. по 25.01.1943 г.)

3.                     Кто командовал Воронежским фронтом?  (Генерал-лейтенант Ватутин)

4.                     Когда гитлеровцы ворвались в черту города Воронежа?  (6 июля 1942 г. гитлеровцы ворвались в западную часть Воронежа и захватили правобережную часть города)

5.                     Где находился штаб Воронежского фронта?  (в п.г.т. Анна)

6.                     Сколько дней и ночей шла битва за Воронеж? (212)

7.                     Как называлась наступательная операция, в которой принял участие Воронежский фронт? (Малый Сатурн)

8.     Когда был освобожден г. Воронеж от немецко-фашистских захватчиков? (25 января 1943 г.)

9.     Каким орденом был награжден город Воронеж в 1975 г.?  (орденом Отечественной войны I степени)

10. В каком году Воронежу было присвоено звание «город воинской славы»? (2008)

 

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 10 баллов (100%):

10-8 баллов – высокий уровень (80-100%);

8-5 баллов – средний уровень (50-80 %);

5-2 балла – низкий уровень (менее 40%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии мониторинга личностного развития обучающегося

в процессе освоения программы одного года обучения

 

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Уровень

Организационно-волевые качества

1.1.Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности

Терпения хватает менее чем на ½ занятия

Минимальный

Терпения хватает более чем на ½ занятия

Средний

Терпения хватает на все занятия

Максимальный

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребёнка побуждаются извне

Минимальный

Иногда – самим ребёнком

Средний

Всегда – самим ребёнком

Максималь-ный

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

Ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне

Минимальный

Практически контролирует себя сам

Средний

 

Постоянно контролирует себя сам

Максимальный

Ориентационные качества

2.1.Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Минималь-ный

Заниженная

Средний

 

Нормальная

Максимальный

2.2. Интерес к занятиям в объединении

Осознанное участие обучающегося в освоении образовательной программы

Интерес к занятиям продиктован обучающемуся ребёнку извне

Минимальный

Интерес периодически поддерживается самим ребёнком

Средний

 

Интерес постоянно поддерживается обучающимся самостоятельно

Максимальный

Поведенческие качества

3.1. Конфликтность  (отношение ребёнка  к столкновению интересов (спору)  в процессе работы)

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты

Минимальный

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

Средний

 

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

Максимальный

3.2. Тип сотрудничества (отношение обучающегося к общим делам детского объединения

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах

Минимальный

Участвует при побуждении извне

Средний

 

 

Инициативен  в общих делах

Максимальный

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Первый год обучения

п\п

Тема, разделы тем

Формы, приёмы, методы

Дидактическое и техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

 

Беседа, деловая игра

 

Мультимедиа проектор, диски, экран

Индивидуальные беседы

2

Направление «Моя семья»

- Наука генеалогия.

- Виды родословных и их составление.

- Семейные традиции

- Семейные династии.

 

Лекция, презентация, творческий проект, встречи с интересными людьми, исследование

 

Тексты лекций, планы встреч, карта исследований,

мультимедиа проектор, диски, экран

 

Коллективное обсуждение, анализ и обобщение результатов исследования

 

 

3

Направление

«Отечество—земля предков»

- Наша Родина—Россия.

- История Воронежского края.

- Наша малая Родина  –село Николаевка.

- Движение «Край родной».

- Основы музееведения.

- Методика  поисково-исследовательской работы.

 

 

Краеведческий поиск, архивная деятельность, составление путеводителей,

лекция, презентация, творческий проект, встречи с интересными людьми, исследование

 

Памятки работы с краеведческой документацией, план работы в архивах и библиотеках,

тексты лекций, планы встреч, карта исследований,

мультимедиа проектор, диски, экран, туристический инвентарь

Написание рефератов и поисково-исследовательских работ, выступления на школьных, муниципальных, областных краеведческих конференциях, участие туристических слётах

4

Направление

«Земля – наш общий дом»

- Глобальные проблемы современности.

- Место России в мире.

- Земляки с мировым именем.

Лекция, презентация, творческий проект,  исследование

 

Тексты лекций, планы встреч, карта исследований,

мультимедиа проектор, диски, экран

Презентация творческих проектов, индивидуальные беседы, коллективное обсуждение тем

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

Второй год обучения

№ п\п

Тема

Формы, приёмы, методы

Дидактическое и техническое оснащение

Подведение итогов

1.

 

 

Вводное занятие

 

 

Беседа, деловая игра

 

Мультимедиа проектор, диски, экран

Индивидуальные беседы

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление

«Семья – родное гнездо»

- Моя родословная.

- Секреты семейной кухни.

- Герб моей семьи.

- Семейные реликвии.

-Семейные промыслы.

Лекция, презентация, творческий проект, встречи с интересными людьми, исследование

 

 

 

 

Тексты лекций, планы встреч, карта исследований,

мультимедиа проектор, диски, экран;

 

 

 

 

Коллективное обсуждение, анализ и обобщение результатов исследования

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление

«Отечество—земля предков»

- Государственные символы России.

- Эмблематика Черноземья.

- Край наш Воронежский.

- Николаевская мозаика.

-Туристический калейдоскоп.

-Школьный музей – творческая лаборатория.

- Методика  поисково-исследовательской работы.

Краеведческий поиск, архивная деятельность, составление путеводителей, словарей, справочников,

лекция, презентация, творческий проект, встречи с интересными людьми, исследование,

туристический практикум

 

 

Памятки работы с краеведческой документацией, план работы в архивах и библиотеках,

тексты лекций, планы встреч, карта исследований,

мультимедиа проектор, диски, экран, туристический инвентарь

 

 

 

 

 

 

Написание рефератов и поисково-исследовательских работ, выступления на школьных, районных, областных краеведческих конференциях, участие туристических слётах

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

Направление

«Земля – наш общий дом»

- Современные цивилизации.

- Экология Земли.

Лекция, презентация, творческий проект, встречи с экологами, исследование

Тексты лекций, планы встреч, карта исследований,

проектор, диски, экран

Презентация творческих проектов, коллективное обсуждение тем

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

Тетий год обучения

п\п

Тема, разделы тем

Формы, приёмы, методы

Дидактическое и техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

 

Беседа, деловая игра

 

Мультимедиа проектор, диски, экран

Индивидуальные беседы

2

Раздел 1. «Воронежский край в истории страны»

- Воронежская губерния в начале XX века

- События Октябрьской революции в крае.              - События Гражданской войны в крае.

- Вторая мировая война на территории нашей страны. 1941-1945 гг.

-Воронежская область в годы Великой Отечественной войны

- Послевоенный Воронеж

Лекция, презентация, творческий проект, встречи с интересными людьми, исследование

 

Тексты лекций, планы встреч, карта исследований,

мультимедиа проектор, диски, экран

 

Коллективное обсуждение, анализ и обобщение результатов исследования

 

 

3

Раздел 2. «Село Николаевка в период Великой Отечественной войны»

- Николаевка в годы Великой Отечественной войны

- Учителя Николаевской школы – участники Великой Отечественной войны

- Великая Отечественная война в истории моей семьи

- Знаменитые земляки

- Методика поисково-исследовательской работы

Краеведческий поиск, архивная деятельность, составление путеводителей,

лекция, презентация, творческий проект, встречи с интересными людьми, исследование

 

Памятки работы с краеведческой документацией, план работы в архивах и библиотеках,

тексты лекций, планы встреч, карта исследований,

мультимедиа проектор, диски, экран, туристический инвентарь

Написание рефератов и поисково-исследовательских работ, выступления на школьных, муниципальных, областных краеведческих конференциях, участие туристических слётах

4

Раздел 3. «Культура Воронежского края XX век»

- Воронежские сказки и песни

- Духовно-религиозная жизнь Воронежского края

- Народное просвещение и образование края

- Литературная жизнь Воронежского края

- Походы и экскурсии

 

Лекция, презентация, творческий проект,  исследование

 

Тексты лекций, планы встреч, карта исследований,

мультимедиа проектор, диски, экран

Презентация творческих проектов, индивидуальные беседы, коллективное обсуждение тем

 

 

 

Критерии мониторинга личностного развития обучающегося

в процессе освоения программы одного года обучения

 

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Уровень

Организационно-волевые качества

1.1.Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности

Терпения хватает менее чем на ½ занятия

Минимальный

Терпения хватает более чем на ½ занятия

Средний

Терпения хватает на все занятия

Максимальный

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребёнка побуждаются извне

Минимальный

Иногда – самим ребёнком

Средний

Всегда – самим ребёнком

Максималь-ный

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

Ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне

Минимальный

Практически контролирует себя сам

Средний

 

Постоянно контролирует себя сам

Максимальный

Ориентационные качества

2.1.Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Минималь-ный

Заниженная

Средний

 

Нормальная

Максимальный

2.2. Интерес к занятиям в объединении

Осознанное участие обучающегося в освоении образовательной программы

Интерес к занятиям продиктован обучающемуся ребёнку извне

Минимальный

Интерес периодически поддерживается самим ребёнком

Средний

 

Интерес постоянно поддерживается обучающимся самостоятельно

Максимальный

Поведенческие качества

3.1. Конфликтность  (отношение ребёнка  к столкновению интересов (спору)  в процессе работы)

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты

Минимальный

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

Средний

 

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

Максимальный

3.2. Тип сотрудничества (отношение обучающегося к общим делам детского объединения

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах

Минимальный

Участвует при побуждении извне

Средний

 

 

Инициативен  в общих делах

Максимальный

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы для педагогов

 

1.     Анна: за веком – век. – Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. Изд-во, - 1998. – 544 с.

2.     Агапова Г.В. Организация работы по патриотическому воспитанию в учреждениях      образования / Г.В. Агапова – Воронеж, ВОИПКРО, 2005

3.     Гайворовский А.И. Записки Воронежских краеведов / А.И. Гайворовский – Воронеж, , Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1983.

4.     Даринский А.В., Кривоносова Л.Н., Круглова В.А. Краеведение/ А.В.  Даринский., Л.Н. Кривоносова., В.А. Круглова – М. Просвещение, 1987.

5.     Забела А. Анна: годы и люди / А.Забела. - Воронеж, Центрально-Черноземное издательство, 1991.

6.     Борисов Н.С., Дранишников В.В,. Иванов П.В, Коцюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В Иванов, Д.В. Коцюба. – М, Просвещение - 1982г)

7.     Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных / А.Е. Сейненский. – М, Просвещение, 1988.

 

Список используемой литературы для детей

1.     Аббасов А.М. Воронежский фронт: история, люди, победы / А.М. Аббасов – Воронеж, 2005.

2.     Божко А. Ты лучший уголок России на древних склонах Битюга / А. Божко. – Воронеж, 2008.

3.     Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч.ред. Б.Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. – 384 стр.

4.     Панова В.И. История Воронежского края / В.И. Панова. -  Воронеж, Родная речь – 2012.

5.     Вторая мировая война. 9 фильмов. https://mel.fm/kino/8354970-documentary_world_war.

6.     Гражданская война в России.voenhronika.ru newsgrazhdanskaja_vojna..

7.     Революции в России.www.1tv.ru › doc › pro-istoriyu › podlinnaya-istoriya.

8.     Королькова А.Н.  russkay-literatura.net › korolkova-anna-nikolaevna.

9.     27 улиц Воронежа, названных именами местных жителей ...downtown.ru › voronezh › tastes

10.  Знаменитые люди Воронежа, выдающиеся люди ... www.marinika.biz znamenitye-lyudi-voronezhskogo-.

11. https://yandex.ru/search/?lr=193&text

12. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

13.  Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816:

     normativ.kontur.ru › document

14.  Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 mosmetod.ru › normativnye-dokumenty › prikaz-minp...                                                

15.  Департамент образования, науки и молодежной политики zhuravlik.e-gov36.ru › Ob_utverjdenii_modelnyh 1194  

16.  Приказ департамента образования, науки и молодежной ...edu-vrn.ru › realizaciya › prikaz-departamenta

17.  СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические ...

docs.cntd.ru › document

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-.

 



 


 

Скачано с www.znanio.ru

Отдел образования, опеки и попечительства администрации

Отдел образования, опеки и попечительства администрации

Комплекс основных характеристик программы

Комплекс основных характеристик программы

Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики

Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики

Договора об организации образовательного процесса между администрацией образовательного учреждения и родителями (законными представителями родителей), согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных обучающихся, ксерокопии свидетельства…

Договора об организации образовательного процесса между администрацией образовательного учреждения и родителями (законными представителями родителей), согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных обучающихся, ксерокопии свидетельства…

Организационно - педагогические основы программы опираются на «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Организационно - педагогические основы программы опираются на «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Воспитательные: Ø - воспитывать бережное отношение к культурному наследию; Ø - формировать у обучающихся устойчивые нравственные и культурные ориентиры, чувство дружбы и коллективизма; Ø -…

Воспитательные: Ø - воспитывать бережное отношение к культурному наследию; Ø - формировать у обучающихся устойчивые нравственные и культурные ориентиры, чувство дружбы и коллективизма; Ø -…

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Тема Количество часов теория практика всего 1

Тема Количество часов теория практика всего 1

Эмблематика Черноземья 4 2 6 9

Эмблематика Черноземья 4 2 6 9

Народное просвещение и образование края 2 4 6 16

Народное просвещение и образование края 2 4 6 16

Теория 4 ч . Знакомство с истоками зарождения нашей

Теория 4 ч . Знакомство с истоками зарождения нашей

Практика 12 ч. Походы и экскурсии

Практика 12 ч. Походы и экскурсии

Теория 6 ч . Установление Советской власти и

Теория 6 ч . Установление Советской власти и

Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 г

Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 г

Теория 2 ч. Трудовой подвиг воронежцев

Теория 2 ч. Трудовой подвиг воронежцев

Практика 6ч. Подготовка сообщений по теме «Святые имена

Практика 6ч. Подготовка сообщений по теме «Святые имена

Должен знать : Ø важнейшие достижения культуры и системы ценностей; Ø понимание культурного многообразия страны, уважение к культуре своего народа, толерантность; Ø различные технологии в…

Должен знать : Ø важнейшие достижения культуры и системы ценностей; Ø понимание культурного многообразия страны, уважение к культуре своего народа, толерантность; Ø различные технологии в…

Воронежского края и Аннинского района, родного села; Ø выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников истории и культуры; Ø работать с литературой и…

Воронежского края и Аннинского района, родного села; Ø выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников истории и культуры; Ø работать с литературой и…

Оценочные материалы 1 год обучения

Оценочные материалы 1 год обучения

Верно ли, что: А) гимн – это торжественная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке;

Верно ли, что: А) гимн – это торжественная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке;

Ответ: 2 8.Когда был освобожден г

Ответ: 2 8.Когда был освобожден г

Первое антибольшевистское движение на

Первое антибольшевистское движение на

Антонов Письменный опрос по теме

Антонов Письменный опрос по теме

Установить соответствие: 6

Установить соответствие: 6

Расположить в хронологической последовательности события: (д, в, г, а, е, б

Расположить в хронологической последовательности события: (д, в, г, а, е, б

Отметить, о какой битве идет речь

Отметить, о какой битве идет речь

Критерии мониторинга личностного развития обучающегося в процессе освоения программы одного года обучения

Критерии мониторинга личностного развития обучающегося в процессе освоения программы одного года обучения

Критерии мониторинга личностного развития обучающегося в процессе освоения программы одного года обучения

Критерии мониторинга личностного развития обучающегося в процессе освоения программы одного года обучения

Умение воспринимать общие дела как свои собственныеИзбегает участия в общих делахМинимальный

Умение воспринимать общие дела как свои собственныеИзбегает участия в общих делахМинимальный

Краеведческий поиск, архивная деятельность, составление путеводителей, лекция, презентация, творческий проект, встречи с интересными людьми, исследование

Краеведческий поиск, архивная деятельность, составление путеводителей, лекция, презентация, творческий проект, встречи с интересными людьми, исследование

Направление «Семья – родное гнездо» -

Направление «Семья – родное гнездо» -

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Раздел 2. «Село Николаевка в период

Раздел 2. «Село Николаевка в период

Показатели (оцениваемые параметры)

Показатели (оцениваемые параметры)

Показатели (оцениваемые параметры)

Показатели (оцениваемые параметры)

Забела А. Анна: годы и люди / А

Забела А. Анна: годы и люди / А

Приказ Минпросвещения России от 09

Приказ Минпросвещения России от 09
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2020