ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ»
Оценка 4.9

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ»

Оценка 4.9
Документация
docx
естествознание +2
7 кл—11 кл
02.01.2024
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ»
Данная программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Программа представляет собой не только углубленный курс для одаренных детей, но и является серьезной подготовкой к изучению курса математики в старших классах. Новизна данной программы в том, что в школьном курсе не рассматриваются данные темы, содержание которых может способствовать интеллектуальному, творческому развитию школьников, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны математики и ее приложений. Программа знакомит с «дискретной» математикой, т.е. областью математики, которая занимается изучением дискретных структур, к числу которых могут быть отнесены: теория множеств; теория графов; комбинаторика (отдельные главы). Программа предполагает углубленное изучение материала по математике, предусмотрено использование учебного материала для решения нестандартных олимпиадных задач. Учебный курс сформирован с учетом интересов учащихся: дети, решая нестандартные задачи, расширяют кругозор, творчески реализуют идеи.
Математика для одаренных.docx

Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации Майского муниципального района»

 

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Ново-Ивановского»

Принята

на заседании педагогического совета

Протокол № ____

от _______________

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ»

 

 

   

   

        Направленность программы: естественнонаучная

        Уровень программы: стартовый

Вид программы:  авторская

Адресат: 14-15 лет

Срок реализации: 3 года, 72 часа в год

Форма обучения: очная

Автор: Снигирева Людмила Николаевна – педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

КБР, с. Ново-Ивановское

2022


Содержание

 

1.     КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1.          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.2.          ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

1.3.          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Учебно-тематический план.

Содержание изучаемого курса.

1.4.          ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

2.     КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Календарный учебный график.

Формы аттестации и оценочные материалы.

Материально-технические условия реализации программы.

Методическое и дидактическое обеспечение программы.

3.     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ:

 

1.1.            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: естественнонаучная. Ее реализация позволяет заинтересовать и приобщить ребенка к творческой деятельности.

Уровень программы: стартовый

Вид программы: авторская

 

Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:

·        Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·        Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р

·        Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».

·        Паспорт Федерального проекта от 07.12.2018 г. № 3 «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование».

·        Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».

·        Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

·        Постановление от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с изменениями (в ред. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 24.03.2021 N 10, от 21.03.2022 N 9).

·        Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

·        Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 г., 30 сентября 2020 г.

·        Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей».

·        Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

·        Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании».

·        Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».

·        Приказ Минпросвещения КБР от 06.08.2020 г. №22-01-05/7221 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР».

·        Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным центром Минпросвещения КБР от 2022 г.

·        Локальные акты МКОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Ново-Ивановского».

 

Актуальность программы «Математика для одарённых» заключается в том, что проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. Однообразность какой-либо работы снижает интерес к ней. Поэтому сегодня становится необходимым обучить обучающихся современным технологиям. Основной вклад математики в естествознание состоит вовсе не в формальных вычислениях (или других применениях готовых математических достижений), а в исследовании тех неформальных вопросов, где точное выяснение постановки вопроса (того, что именно следует искать и какие именно модели использовать) составляет обычно полдела. Но, пожалуй, самая главная проблема состоит в том, что большинство традиционных курсов математики уделяют недостаточно внимания развитию творческих способностей ребенка, а большинство предлагаемых заданий требует действий по заученному алгоритму, что в значительной степени понижает познавательный интерес учащихся. Но что греха таить: под усвоением часто кроется запоминание, причем запоминание без понимания. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Таким образом: если ученик свободно решает задачи по предмету, то он хорошо понимает науку.

Данная программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Программа представляет собой не только углубленный курс для одаренных детей, но и является серьезной подготовкой к изучению курса математики в старших классах.

Новизна данной программы в том, что в школьном курсе не рассматриваются данные темы, содержание которых может способствовать интеллектуальному, творческому развитию школьников, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны математики и ее приложений. Программа знакомит с «дискретной» математикой, т.е. областью математики, которая занимается изучением дискретных структур, к числу которых могут быть отнесены: теория множеств; теория графов; комбинаторика (отдельные главы). Программа предполагает углубленное изучение материала по математике, предусмотрено использование учебного материала для решения нестандартных олимпиадных задач. Учебный курс сформирован с учетом интересов учащихся: дети, решая нестандартные задачи, расширяют кругозор, творчески реализуют идеи.

Отличительная особенность программы.

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития.

Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Выделим три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.

При составлении программы «Математика для одарённых» использовалась авторская программа по математике (Е.Н. Филатов, методические пособия 7-11 класс алгебра, Москва, 2018г).

Природные различия в склонностях и способностях, профессиональная ориентация приводят к тому, что не всем учащимся математика нужна в одинаковом объеме. Именно поэтому целесообразно проводить обучение по нескольким уровням требований к знаниям и умениям. Автор УМК «Алгебра»  предлагает три уровня обучения.

Первый уровень предполагает овладение таким минимумом знаний и умений, которые необходимы каждому культурному человеку; рассчитан на общеобразовательный уровень.

Второй уровень можно назвать технологическим. Он должен обеспечить умения и навыки, которые позволят успешно продолжить обучение сначала в старшей школе, а затем и в вузе. Этот уровень развивает и дополняет первый уровень, тесно с ним связан и содержит часть материала для углубленного изучения математики.

Третий уровень — специализированный. На этом уровне следует стремиться к воспитанию профессионального интереса к математике, сознательному овладению логикой рассуждений. Третий уровень, в дополнение ко второму уровню, рассчитан на углубленное изучение предмета.

Учебный процесс включает в себя:

1) умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».

2) изучение разноуровневых программных вопросов по предмету Математика на качественном общеобразовательном уровне, системную подготовку к школьному и муниципальному турам Всероссийской олимпиады школьников;

3) предоставляет возможность учащимся обучатся по апробированным в течение 30 лет учебным пособиям по физике и математике, ориентированных на современные требования к физико-математическому образованию;

4) системные консультации автора методики Е.Н. Филатова в режиме онлайн учащихся, учителей, родителей;

5) стимулирует интерес учащихся к физико-математическим наукам пополняя его Портфолио «Свидетельством об окончании курса за учебный год», дипломами победителей и призеров Межрегиональных заочных физико-математических олимпиадах школьников АНО ЗФМЛ «АВАНГАРД» (до 04.04.2006 года – Всероссийская школа математики и физики «Авангард»)

Выполнение образовательной программы предполагает активное участие в олимпиадах, конкурсах, выставках ученического технического творчества, проектной деятельности.

В структуру программы входят два образовательных блока: теория, практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать исследовательские и экспериментальные проекты. Содержание программы объединено в четыре тематических модуля, каждый из которых реализует отдельную задачу.

Для того чтобы подвести учащихся 14-15 лет, к освоению программы «Математика для одарённых», предлагается методика Е.Н.Филатова. Основой проведения занятий может служить технология деятельностного метода, которая обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение. Используются  интерактивные  методики  (ролевые  игры,  метод проектов,  постановка  эксперимента,  профильные  экскурсии  с «погружением»  в практику тематической области и др.).  Особое внимание уделяется рефлексии.

Все задачи разбиты на пять условных категорий: А – задачи очень легкие, Б- задачи легкие, В – задачи средней трудности, Г– задачи трудные, Д– задачи очень трудные. Очень легкие – это задачи, в которых требуется лишь подстановка численных данных в известную формулу. Легкие – это задачи, для решения которых требуется решение одного  простейшего линейного  уравнения  с  одним  неизвестным.  В  задачах  средней трудности требуется составить и решить одно линейное уравнение, но при этом решение требует определенных алгебраических преобразований:  (раскрытия скобок, переноса членов из одной части уравнения в другую и т.д.).  В  трудных  задачах,  как  правило,  требуется  составить  и  решить систему линейных уравнений, причем необходимо достаточно уверенно владеть  аппаратом  элементарной  алгебры.  Очень  трудные –  это типичные задачи математических олимпиад, для решения которых требуется нестандартный подход, творческая интуиция. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения  и  навыки,  что  способствует  не  только  успешности  обучения,  но  и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей.

Педагогическая целесообразность. Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.

Программа построена по модульному принципу. Под модулями понимают относительно завершённые и структурированные совокупности единиц содержания (включая виды деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся), направленных на решение конкретных образовательных задач, ведущих к достижению целей дополнительного предпрофессионального и общего образования.

Модульной программой реализуется комплексная дидактическая цель основного и среднего (предпрофессионального) и ДООП. Дидактическая система обучения модульной программы прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе межпредметных связей  математики и физики.

В основу модуля положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно–ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Г. Принцип метапредметности: позволяет (на уровне вопросов, заданий после практикума) в содержании математики выделять математические понятия, явления, процессы в качестве объектов для дальнейшего исследования в межпредметных и надпредметных (социальной практике) областях (метапонятия, метаявления, метапроцессы). Проектирование исследования учащегося на метапредметном уровне опирается как на его личные интересы, склонности к изучению физики и математики, так и на общекультурный потенциал физической науки.

Д. Принцип модульности предполагает целостность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блока-модуля, внутри которого учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов – глав учебных пособий. Таким образом, включая три части УМК по основным модулям: «Математика» 8 класс.

При этом элементы содержания обучения внутри блока взаимосвязаны и подвижны. Поэтому педагогу при создании рабочей программы можно использовать приведённую последовательность элементов содержания, равно как расположить их в другой последовательности или расширить содержание предложенных тем с учётом индивидуальных особенностей и реальной подготовки каждого обучающегося.

Проектно-исследовательская деятельность по естественнонаучным и математическим дисциплинам имеет наибольшую эффективность в дополнительном математическом образовании, особенно в форме интегрированных проектов. Это объясняется тем, что тематика не ограничивается ни школьным материалом, ни временем, ни отсутствием доступа к некоторым источникам информации, которые на уроке использовать в полной мере невозможно (материалы, которые встречаются только в библиотечных фондах, получение данных в результате долгосрочных наблюдений и др.).

 

Адресат программы: программа предназначена для детей 14-15 лет.

Срок реализации: 3 года, 288 часов.

1-ый год обучения - 72 часа

2-ой год обучения - 108 часов

3-ий год обучения -  108 часов

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа на одну учебную группу. Академический час – 40 мин с перерывом 10 минут.

Наполняемость группы: 12-15 человек.

Формы занятий: групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Форма обучения: очная.

Особенности формирования группы: наличие базовых знаний по математике. Проводится  стартовая диагностика  (входной  контроль)  с  целью  выяснения  уровня готовности  ребенка  и  его  индивидуальных  особенностей  (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий и т.п.).

 

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель программы:

  • научить воспитанников разбираться в цифровом оборудовании комплекта «Математика», уделяя внимание системному анализу эксперимента и расчетам;
  • формирование исследовательских умений учащихся, основанных на единой концепции математического образования, таких как:

—  математика — единая наука, включающая зависимые друг от друга дисциплины, такие, как арифметика, алгебра, геометрия, начала математического анализа и т.д.;

—  математика позволяет моделировать явления и процессы окружающего мира, а изучение этих моделей позволяет предсказывать результаты, которые не всегда удаётся проверить экспериментально;

—  математика является важным элементом общечеловеческой культуры;

—  математика имеет свои законы развития и носит абстрактный характер;

  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений обучающихся до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и физики; а также освоение методик и развитие нестандартного мышления, необходимых для выполнения олимпиадных заданий.

Задачи:

Личностные:

 

  • сформировать ответственное отношение к выполняемой работе;
  • развить качества, позволяющие эффективно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения;
  • развить творческий подход деятельности;
  • сформировать активную, общественную жизненную позицию.

 

Предметные:

 

  • углубить школьные знания по математике;
  • познакомить ребят с основами логики, комбинаторики, принципами доказательств;
  • научить пользоваться основными логическими терминами, операторами;
  • рассмотреть типы олимпиадных задач и способы их решения;
  • рационально использовать различные математические инструменты при решении задач;
  • научить осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, структурных схем).

 

Метапредметные:

 

  1. интеллектуальное развитие, формирование качеств, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры;
  2. воспитание отношения к науке как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики и физики для научно-технического прогресса.

 

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Разделы и темы  (этапы образовательного процесса)

Количество часов

Форма аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Письменная работа с задачами по разным темам.

2

 

2

Анализ результатов

2

Типы олимпиадных задач по математике и способы их решения.

30

30

 

самостоятельная работа

3

Совершенствование техники и навыков решения задач

36

 

36

системные консультации по итогам контрольных заданий в режиме онлайн

4

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, конкурсов проектов на призовые места.

4

 

4

Пробное тестирование на всероссийских платформах «Сириус», МФТИ, заочной физико-технической школы, ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

на общественных началах при МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

Всего:

72

30

42

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

 

Тема № 1. Письменная работа с задачами по разным темам. 2 часа.

 

Ознакомление с годовой программой и расписанием занятий. Основная цель письменной работы — получить представление о том, какие темы и в какой степени знакомы учащимся.

 

Тема № 2. Типы олимпиадных задач и способы их решения. 30 часов.

 

Модуль I. «Учимся решать олимпиадные задачи» - 10 часов

1.      Повторение 7 класса. Подготовка к школьному  этапу всероссийской  олимпиады школьников.

2.      Делимость.

3.      Чет-нечет.

4.      Множества.

5.      Забавные задачи.

6.      Комбинаторика (первое знакомство).

7.      Математическая логика.

8.      Угадываем числа, ищем фальшивые монеты.

9.      Принцип Дирихле.

10.  Решение вариантов олимпиадных заданий.

Задачи модуля.

1. Сформировать у обучающихся представление о типах олимпиадных задач и способов их решения.

2. Организовать учебную деятельность, направленную на освоение правил действий и методов решения олимпиадных задач.

3. Спроектировать учебные ситуации, наглядно и убедительно для обучающихся  демонстрирующие пользу от применения приобретённых знаний и умений для решения задач практического характера, задач из других разделов математики или смежных учебных предметов.

Основные образовательные идеи. Модуль «Учимся решать олимпиадные задачи» направлен на формирование у обучающихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей.

Виды деятельности обучающихся (требования к результатам освоения программы – предметные результаты обучения).

Выпускник научится:

— Свободно  оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств, способы задания множества;

— задавать множества разными способами;

— проверять выполнение характеристического свойства множества;

— свободно оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания, сложные и простые высказывания, отрицание высказываний; истинность и ложность утверждения и его отрицания, операции над высказываниями: и, или, не; условные высказывания (импликации);

— использовать формулы комбинаторики при решении комбинаторных задач;

— решать задачи на вычисление вероятности, в том числе с использованием формул.

— строить высказывания с использованием законов алгебры высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

— оценивать количество возможных вариантов методом перебора;

— иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;

— сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;

— оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях

— строить рассуждения на основе использования правил логики;

— использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов.

 

Модуль II. «Квадратичная функция» - 10 часов

1. Действие с радикалами. Иррациональные числа.

2. Алгебраические выражения с радикалами.

3. Квадратные уравнения.

4. Неквадратные уравнения, сводящиеся к квадратным.

5. Задачи, которые решаются с помощью квадратных уравнений.

6. Теорема Виета.

7-8. Решение квадратных уравнений с параметром.

9-10. Решение систем уравнений с параметром.

Основные образовательные идеи. Изучение квадратичной функции на примерах изучения траектории движения снаряда в баллистики.

Задачи модуля.

1. Сформировать у обучающихся представление о квадратичной функции и её свойствах.

2. Организовать учебную деятельность, направленную на закрепление и развитие навыков тождественных преобразований, полученных на уроках математики, на освоение приемов нахождения рациональных корней многочленов с целыми коэффициентами и точного и приближённого решения квадратных уравнений.

3. Спроектировать учебные ситуации, наглядно и убедительно для обучающихся  демонстрирующие пользу от применения приобретённых знаний и умений для решения задач практического характера, задач из изученных разделов физики.

Виды деятельности обучающихся (требования к результатам освоения программы – предметные результаты обучения).

Выпускник научится:

—  решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;

—  решать квадратные уравнения разложением на множители;

—  применять графические интерпретации для исследования и решения уравнений и систем уравнений с двумя переменными.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

—  воспринимать уравнение как одно из важнейших математических моделей для описания и дальнейшего изучения разнообразных ситуаций из реальной жизни;

— составлять и решать квадратные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.

Выпускник получит возможность научиться:

— уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из курса математики, смежных предметов;

— составлять и решать квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений при решении задач других учебных предметов;

— выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении квадратных уравнений при решении задач из других учебных предметов;

— выбирать соответствующие уравнения для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;

— уметь интерпретировать полученный при решении уравнения и системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.

 

Модуль III. «Приемы и способы решений геометрических задач» - 5 часов

1. Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.

2. Треугольник.

3. Многоугольники.

4. Окружность и круг.

5. Практикум применения азов геометрии в военной топографии.

Основные образовательные идеи. Содержание тем модуля значительно превосходит школьную программу. Уровень изучения модуля сильно зависит от того, на сколько хорошо учащийся усвоил курс геометрии. Межпредметные связи математики и географии.

Задачи модуля.

1. Расширить представления у обучающихся о задачах на построение и методах их решения.

2. Организовать учебную деятельность, направленную на вычисление линейных элементов и площадей треугольников, многоугольников, окружности.

3. Развивать у обучающихся пространственное воображение, логическое мышление и способность к восприятию новых научных фактов.

Виды деятельности обучающихся (требования к результатам освоения программы – предметные результаты обучения).

Выпускник научится:

—  находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, гомотетия, симметрии, параллельный перенос);

—  решать несложные задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства плоских фигур и отношений между ними;

—  решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

—  использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;

—  использовать отношения фигур для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни;

—  распознавать параллельный перенос в окружающем мире.

Выпускник получит возможность научиться:

— использовать схему решения задач на построение с помощью циркуля и линейки, включающую анализ, построение, доказательство, исследование;

— исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

— извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

— применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения;

— формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;

— доказывать геометрические утверждения;

— владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников);

— свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях;

— применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;

— применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;

— изображать типовые плоские фигуры с помощью простейших компьютерных инструментов;

— изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;

— характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Выпускник получит возможность научиться:

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

— использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни;

— использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;

— применять понятия движения и преобразования подобия и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира.

 

Модуль IV. «Решение вероятностных задач» - 5 часов

1. Случайные исходы и события.

2. Вероятности исходов испытаний.

3. Вероятности случайных событий.

4. Совместные испытания.

5. Два независимых совместных испытания.

Основные образовательные идеи. Для изучения большей части тем модуля достаточно знаний школьной арифметики. Поэтому изучение модуля нацелено ввести учащихся в достаточно широкий круг понятий теории вероятностей и математической статистики.

Виды деятельности обучающихся (требования к результатам освоения программы – предметные результаты обучения).

Выпускник научится:

— свободно оперировать понятиями: случайный опыт, случайный выбор, испытание, элементарное случайное событие (исход), классическое определение вероятности случайного события, операции над случайными событиями, основные комбинаторные формулы;

— свободно оперировать понятиями: случайный опыт, случайный выбор, испытание, элементарное случайное событие (исход), классическое определение вероятности случайного события, операции над случайными событиями, основные комбинаторные формулы;

— знать примеры случайных величин и вычислять их статистические характеристики;

— использовать формулы комбинаторики при решении комбинаторных задач;

— решать задачи на вычисление вероятности, в том числе с использованием формул.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

— представлять информацию о реальных процессах и явлениях способом, адекватным её свойствам и цели исследования;

— анализировать и сравнивать статистические характеристики выборок, полученных в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления, решения задачи из других учебных предметов;

— оценивать вероятность реальных событий и явлений в различных ситуациях.

 

Тема № 3. Совершенствование техники и навыков решения задач. 30 часов.

 

Тренинг по решению задач по темам модуля «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»  по трём уровням обучения (на выбор обучающихся)

 

Тема № 4. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, конкурсов проектов на призовые места. 10 часов.

 

Участие в школьном и муниципальном турам Всероссийской олимпиады школьников, заочных олимпиадах и конкурсах.

Анализ результатов.

 

1.4  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Изучение курса «Математика для одаренных» открывает дополнительные возможности для совершенствования интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие исследовательских умений и навыков, формирования культуры мышления  и математического языка.

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». При изучении математики обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

· систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

· выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;

· представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде с таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

· заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

 

Личностные. В результате реализации программы обучающиеся смогут развить следующие качества:

 

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе обучения.

 

Предметные. В результате реализации программы обучающиеся:

 

  • будут знать методики, применяемые при решении олимпиадных задач;
  • углубят и систематизируют знания школьного курса по математике.

 

Метапредметные. В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 

  • применять полученные знания для решения нестандартных задач по математике;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • видеть приложения полученных математических знаний для описания и решения проблем в других дисциплинах, в окружающей жизни.

 


 

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Календарный учебный график

 

Год обучения

Дата начала учебного года

Дата окончания учебного года

Количество учебных недель

Количество учебных часов в год

Режим занятий

стартовый

01.11.

31.05.

36

72

1 раз в неделю по 2 академических часа на одну учебную группу

базовый

01.09.

31.05.

36

108

1 раз в неделю по 2 часа на одну учебную группу и 1 раз в неделю по 1 часу на проектную деятельность в малых группах с индивидуальным подходом

продвинутый

01.09.

31.05.

36

108

1 раз в неделю по 2 часа на одну учебную группу и 1 раз в неделю по 1 часу на проектную деятельность в малых группах с индивидуальным подходом

 

Условия реализации

 

            Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

 

Кадровое обеспечение

 

            Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующие профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

 

Материально-техническое обеспечение:

 

                  учебный кабинет, оформленный и оборудованный в соответствии с санитарными нормами;

         актовый зал;

         столы, стулья для педагога и обучающихся;

         шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий;

         классная доска;

         магнитофон;

         ноутбук;

         мультимедийный проектор;

         цифровая лаборатория

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

 

·        дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

        инструктажи по охране труда и технике безопасности;

        учебно-методические пособия;

        методические разработки;

        разноуровневые задания и упражнения;

        сценарии воспитательных мероприятий;

        сборник игр (дидактических, интеллектуальных, подвижных, настольных);

        дидактический материал;

        наглядные пособия (карточки, плакаты, таблицы);

        различный информационный материал по различным темам;

        тематические презентации;

        электронные образовательные порталы;

        Интернет-ресурсы.

 

Методы работы:

        словесные (рассказ, беседа);

        наглядные (тематические презентации, иллюстрации, работа по схемам и таблицам);

        практические (упражнения, тесты, игры, задания, выполнение индивидуальных и групповых заданий, занятия с элементами тренинга);

        эвристические (лабораторные работы и проектная деятельность).

 

Формы аттестации / контроля:

         беседа;

         опрос;

         тестирование;

         педагогическое наблюдение;

         викторины;

         квест-игры;

         домашние самостоятельные работы.

 

Для полноценной реализации программы применяются следующие виды контроля:

         входной контроль (диагностика уровня знаний обучающихся в начале обучения в виде тестирования);

         текущий контроль (проверка знаний в процессе практической работы);

         итоговый контроль (проверка знаний по результатам реализации программы в виде тестирования, защиты проекта).

 

Оценочные материалы:

         опросники;

         тесты;

         карточки с заданиями;

         диагностические карты с критериями оценки, соответствующими планируемым результатам;

         лист учёта самостоятельной работы учащегося.

 

Критерии оценки результатов освоения программ

 

Параметры

Низкий

0%-30%

Средний

31%-60%

Высокий

61%-100%

Уровень теоретических знаний

Теоретические знания

Обучающийся знает изученный материал. Может решать задачи очень легкие и легкие. Это задачи, в которых требуется лишь подстановка численных данных в известную формулу или для решения которых требуется решение одного  простейшего линейного  уравнения  с  одним  неизвестным.

Обучающийся знает изученный материал, Может решать задачи  средней трудности, где требуется составить и решить одно линейное уравнение, но при этом решение требует определенных алгебраических преобразований.

Обучающийся знает изученный материал. Может решать типичные задачи математических олимпиад, для решения которых требуется нестандартный подход, творческая интуиция.

Уровень практических навыков и умений

Практические знания

Наличие способности сделать мотивированный выбор вида деятельности в математике. Развита механическая и логическая память; совершенствование приёмов логической систематизации материала.

Наличие умения демонстрировать способность воспроизводить материал, самостоятельно действовать, выбирать способ решения. Развиты способности делать обобщения, выводы и осуществлять перенос знаний, умений и навыков в новые условия.

Появление углубленного интереса, расширение спектра специальных знаний, поиска творческого варианта решения; развитие способности и интереса к творческой деятельности: делать  обобщения  и  выводы; соединять  форму  и  замысел исследования,  моделирования  в

законченный творческий продукт (модель, проект)

 

 

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

для педагога

1.      Методическое пособие «Цифровая лаборатория по математике для ученика», г Москва, 2021г.

2.      Методическое руководство использования цифровых датчиков и комплектов сопутствующих элементов для экспериментов по математике г. Москва, 2021г

3.      Изучаем математику. Методическое пособие по заочному курсу алгебры для 8 класса 2-е части М: Авангард, 2019 г.

4.      Сущинская Е.А. Математика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор  – СПб.: Питер, 2011.- 2017г.г.

5.       Творческие лабораторные работы по баллистике. Н.В. Смирнов, 2013г.

6.       Задачи с параметрами и методы их решения. В.С. Крамор, Москва, Оникс, Мир и Образование, 2007 г.

7.       Трудные задания ОГЭ-математика, Приемы и способы решений, Л.Б. Крайнева, Москва «Просвещение»,2020г.

8.      Увлекательная наука математика, И.Е. Гусев, Москва: Издательство АСТ, 2017 г.

9.      Математический кружок (8-9 класс), Е.А. Асташов, Д.А. Удимов, Москва, МГУ, 2015г.

10.  Геометрия в картинках, А.В. Акопян, 2011 г.

11.  Военная топография в служебно-боевой деятельности оперативных подразделений, А.Р.Баранов, Ю.Г. Маслак, В.И. Ягодинцев, г Москва «Академический проект», 2016г.

для учащихся

  1. Филатов Е.Н. Алгебра –8, 2-е Ч: Учебное пособие. М.:АНО ЗМФМЛ «Авангард»; НИЯУ МИФИ, 2014 - 2019 г.г.
  2. Федосеев В.Н.  Решение вероятностных задач. – 4-е изд., испр. – М.: АНО ЗФМЛ«Авангард», 2013. – 208 с.
  3. ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО МАТЕМАТИКЕ https://mathus.ru/

 

Пособия для подготовки к олимпиадам по математике

  1. https://journal.school-olymp.ru/posobiya-dlya-podgotovki-k-olimpiadam-po-matematike
  2. https://olimpiadnye-zadanija.ru/predmet/matematika/
  3. http://ermolovskiy.ru/knigi-dlya-podgotovki-k-olimpiadam/

 

Видеокурсы по подготовке к олимпиаде по математике

  1. http://cendop.bmstu.ru/userfiles/docs/Razbor_zadach_math_2012.ppt
  2. https://youtu.be/EATk_B1E3eo
  3. https://youtu.be/f_NiUKZ9l-Q
  4. https://youtu.be/_qYfV3Wr B5U
  5. https://youtu.be/ oVT8upNlvI A
  6. https://youtu.be/WSVZkwNy1N8 

 

 для родителей

 

1.      сайт avangard-school@mail.ru АНО ЗФМЛ «АВАНГАРД» (до 04.04.2006 года – Всероссийская школа математики и физики «Авангард») 

2.      Краткая памятка участнику олимпиады «Шаг в будущее»: https://vk.com/@baumanspacestep-instructions

3.      Материалы конференции «Шаг в будущее» https://olymp.bmstu.ru/ru/publication


 

Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации Майского муниципального района»

 

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Ново-Ивановского»

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

«МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ»

 

 

   

   

 

Уровень программы: стартовый

Адресат: 14-15 лет

Год обучения:1 год обучения

Автор: Снигирева Л.Н. - педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Ново-Ивановское, 2022 г.

 


 

Цель программы:

  • научить воспитанников разбираться в цифровом оборудовании комплекта «Математика», уделяя внимание системному анализу эксперимента и расчетам;
  • формирование исследовательских умений учащихся, основанных на единой концепции математического образования, таких как:

—  математика — единая наука, включающая зависимые друг от друга дисциплины, такие, как арифметика, алгебра, геометрия, начала математического анализа и т.д.;

—  математика позволяет моделировать явления и процессы окружающего мира, а изучение этих моделей позволяет предсказывать результаты, которые не всегда удаётся проверить экспериментально;

—  математика является важным элементом общечеловеческой культуры;

—  математика имеет свои законы развития и носит абстрактный характер;

  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений обучающихся до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и физики; а также освоение методик и развитие нестандартного мышления, необходимых для выполнения олимпиадных заданий.

Задачи:

Личностные:

 

•          сформировать ответственное отношение к выполняемой работе;

•          развить качества, позволяющие эффективно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения;

•          развить творческий подход деятельности;

•          сформировать активную, общественную жизненную позицию.

Предметные:

 

•          углубить школьные знания по физике и математике;

•          познакомить ребят с основами логики, комбинаторики, принципами доказательств;

•          научить пользоваться основными логическими терминами, операторами;

•          рассмотреть типы олимпиадных задач и способы их решения;

•          рационально использовать различные математические инструменты при решении задач;

•          научить осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, структурных схем).

Метапредметные:

 

1.         интеллектуальное развитие, формирование качеств, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры;

2.         воспитание отношения к науке как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики и физики для научно-технического прогресса.

 

Планируемые результаты

 

Личностные. В результате реализации программы обучающиеся смогут развить следующие качества:

 

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе обучения.

 

Предметные. В результате реализации программы обучающиеся:

 

  • будут знать методики, применяемые при решении олимпиадных задач;
  • углубят и систематизируют знания школьного курса по физике и математике.

 

Метапредметные. В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 

  • применять полученные знания для решения нестандартных задач по математике;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 

 

 


 


Календарно-тематический план

 

Дата занятия

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Форма аттестации / контроля

по плану

по факту

всего

теория

практика

I.

12 недель

Модуль «Учимся решать олимпиадные задачи»

24

10

14

Олимпиада.

1.

 

 

Письменная работа с задачами по разным темам.

1

 

1

опрос

2.

 

 

Письменная работа с задачами по разным темам.

1

 

1

Анализ результатов

3.

 

 

Типы олимпиадных задач по математике и способы их решения по теме  1.     Повторение 7 класса. Подготовка к школьному  этапу всероссийской  олимпиады школьников.

2

1

 

Тренинг решения задач

4.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 1.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

5.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме  2.  Делимость.

2

1

 

Тренинг решения экспериментальных задач.

6.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 2.

 

 

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

7.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме  3. Чет-нечет.

2

1

 

Тренинг решения задач

8.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 3.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

9.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 4.   Множества.

2

1

 

Тренинг решения задач

10.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 4.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

11.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 5.   Забавные задачи.

2

1

 

Тренинг решения задач

12.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 5.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

13.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 6.   Комбинаторика (первое знакомство)

2

1

 

Тренинг решения задач

14.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 6.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

15.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 7.   Математическая логика.

2

1

 

Тренинг решения задач

16.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 7.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

17.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 8.   Угадываем числа, ищем фальшивые монеты.

2

1

 

Тренинг решения задач

18.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 8.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

19.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 9.   Принцип Дирихле.

2

1

 

Тренинг решения задач

20.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 9.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

21.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 10. Решение вариантов олимпиадных заданий.

2

1

 

Тренинг решения задач

22.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 10.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

23.

 

 

Участие во Всероссийской олимпиадах школьников (муниципальный этап)

2

 

1

тестирование

24.

 

 

Участие во Всероссийской олимпиадах школьников (муниципальный этап)

 

 

1

тестирование

II.

11недель

Модуль «Квадратичная функция»

22

10

12

Пробное тестирование на всероссийских платформах «Сириус», МФТИ, заочной физико-технической школы, ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

на общественных началах при МГТУ им. Н.Э. Баумана

25.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 1. Действие с радикалами. Иррациональные числа.

2

1

 

Тренинг решения задач

26.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 1

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

27.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 2. Алгебраические выражения с радикалами.

2

1

 

Тренинг решения задач

28.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 2.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

29.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 3. Квадратные уравнения.

2

1

 

Тренинг решения задач

30.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 3

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

31.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 4. Неквадратные уравнения, сводящиеся к квадратным.

2

1

 

Тренинг решения задач

32.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 4

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

33.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 5. Задачи, которые решаются с помощью квадратных уравнений.

2

1

 

Тренинг решения задач

34.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 5.

 

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

35.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 6. Теорема Виета.

2

1

 

Тренинг решения задач

36.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 6

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

37.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 7. Решение квадратных уравнений с параметром.

2

1

 

Тренинг решения задач

38.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 7.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

39.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 8. Решение квадратных уравнений с параметром.

2

1

 

Тренинг решения задач

40.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 8

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

41.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 9. Решение систем уравнений с параметром.

2

1

 

Тренинг решения задач

42.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 9

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

43.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 10. Решение систем уравнений с параметром.

2

1

 

Тренинг решения задач

44.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 10.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

45.

 

 

Участие в Межрегиональной Заочной Физико-Математической Олимпиаде Школьников, г. Москва

2

 

1

Дипломы победителей, призеров

46.

 

 

Участие в Межрегиональной Заочной Физико-Математической Олимпиаде Школьников, г. Москва

 

 

1

разбор решений задач в режиме онлайн

III.

8 недель

Модуль «Приемы и способы решений геометрических задач»

16

5

11

Заочная олимпиада (весенний тур), Всероссийские конкурсы проектной направленности

47.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 1.Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.

2

1

 

Тренинг решения задач

48.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 1

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

49.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 2. Треугольник.

2

1

 

Тренинг решения задач

50.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 2.

 

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

51.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 3. Многоугольники.

4

1

 

Тренинг решения задач

52.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 3.

 

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

53.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 3.

 

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

54.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 3.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

55.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 4. Окружность и круг.

6

1

 

Тренинг решения задач

56.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 4.

 

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

57.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 4.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

58.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 4.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

59.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 4.

 

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

60.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 4.

 

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

61.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 5. Практикум применения азов геометрии в военной топографии.

2

1

 

Тренинг решения задач

62.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 5.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

IV.

5 недель

Модуль «Решение вероятностных задач»

10

5

5

математическая регата

63.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 1. Случайные исходы и события.

2

1

 

Тренинг решения задач

64.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 1.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

65.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 2. Вероятности исходов испытаний.

2

1

 

Тренинг решения задач

66.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 2.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

67.

 

 

Типы олимпиадных задач и способы их решения по теме 3. Вероятности случайных событий.

2

1

 

Тренинг решения задач

68.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 3.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

69.

 

 

Типы олимпиадных задач по физике и способы их решения по теме 4. Совместные испытания.

2

1

 

Тренинг решения задач

70.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 4.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

71.

 

 

Типы олимпиадных задач по физике и способы их решения по теме 5. Два независимых совместных испытания.

2

1

 

Тренинг решения задач

72.

 

 

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 5.

 

 

1

Лист учёта самостоятельной работы учащегося.

 


Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации Майского муниципального района»

 

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Ново-Ивановского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

«МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ»

 

 

   

 

  

Уровень программы: базовый

Адресат: 14-15 лет

Год обучения: 1 год обучения

Автор: Снигирева Л.Н. – педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Ново-Ивановское, 2022 г.


Деятельность кружка «Математика для одарённых» имеет естественнонаучную направленность.

Количество обучающихся кружка «Математика для одарённых» составляет 15 человек. Из них мальчиков – 12, девочек – 3.

Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 14 до 15 лет.

Формы работы – индивидуальные и групповые.

 

Цель воспитания: способствовать формированию и раскрытию творческой индивидуальности личности каждого воспитанника.

 

Задачи воспитания:

1.  Определить  круг  реальных  учебных  возможностей  ребенка  и  зону  его  ближайшего развития.

2.  Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.

3.  Формировать  интеллектуальную  культуру  обучающихся,  развивать  их  кругозор  и

любознательность.

4. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

5. Расширение знаний об окружающем мире.

 

Результат воспитания:

•  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

•  убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и математике как к элементу общечеловеческой культуры;

•  самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•  готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•  мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;

•  формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

 

            Работа с родителями включает в себя:

         вовлечение родителей в жизнедеятельность кружкового объединения;

         организация индивидуальной работы с родителями (беседы, консультации);

         выпуск информационных материалов для родителей по вопросам воспитания детей.

 


 

Календарный план воспитательной работы
кружка
«Математика для одарённых»

на 2022-2023 учебный год

 

№ п/п

Направление воспитательной работы

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответствен-
ный

Планируемый результат

1.

Здоровьесбере-гающее

Профилактическая беседа по технике безопасности при работе с цифровым оборудованием

Сентябрь, январь

Снигирева Л.Н.

Закрепление знаний правил техники безопасности при работе с датчиками, компьютером

2.

Духовно-нравственное

Беседа о дружбе

Октябрь

Воспитание дружелюбия, уважительного отношения друг к другу

3.

Гражданско-патриотическое

Участие во Всероссийских просветительских уроках

Ноябрь

Формирование чувства патриотизма, морально - волевых качеств личности

4.

Интеллектуальное

Участие в школьном этапе ВОШ, Всероссийских конференции–конкурсах

Декабрь, январь

Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии

5.

Нравственное и духовное воспитание

Конкурс плакатов «Достижения науки и техники России»

Февраль

Формировать  у  обучающихся  осознание  значимости  нравственного  опыта  прошлого  и

будущего, и своей роли в нем.

6.

Социокультурное и медиакультурное

Презентации, рефераты о жизни известных математиков.

Март

Формировать у обучающихся представление о многополярном мире, где нет расового, научного, интеллектуального превосходства одной личности над другой.

7.

Трудовое

Всероссийский субботник

апрель

Воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающей среде

8.

Гражданско-патриотическое

 

Практикум применения азов геометрии в военной топографии.

май

Формирование чувства патриотизма, морально- волевых качеств личности

 




 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации

Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации

Содержание 1. КОМПЛЕКС

Содержание 1. КОМПЛЕКС

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Приказ Минпросвещения КБР от 06

Приказ Минпросвещения КБР от 06

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте)

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте)

Для того чтобы подвести учащихся 14-15 лет, к освоению программы «Математика для одарённых» , предлагается методика

Для того чтобы подвести учащихся 14-15 лет, к освоению программы «Математика для одарённых» , предлагается методика

Д. Принцип модульности предполагает целостность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блока-модуля, внутри которого учебный материал структурируется в виде системы…

Д. Принцип модульности предполагает целостность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блока-модуля, внутри которого учебный материал структурируется в виде системы…

Задачи: Личностные: сформировать ответственное отношение к выполняемой работе; развить качества, позволяющие эффективно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного…

Задачи: Личностные: сформировать ответственное отношение к выполняемой работе; развить качества, позволяющие эффективно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного…

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, конкурсов проектов на призовые места

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, конкурсов проектов на призовые места

Выпускник получит возможность научиться: — оценивать количество возможных вариантов методом перебора; — иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий; — сравнивать основные статистические…

Выпускник получит возможность научиться: — оценивать количество возможных вариантов методом перебора; — иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий; — сравнивать основные статистические…

Модуль III . «Приемы и способы решений геометрических задач» - 5 часов 1

Модуль III . «Приемы и способы решений геометрических задач» - 5 часов 1

Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач; — применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений; — изображать…

Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач; — применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений; — изображать…

Участие в школьном и муниципальном турам

Участие в школьном и муниципальном турам

Метапредметные. В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: применять полученные знания для решения нестандартных задач по математике; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать…

Метапредметные. В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: применять полученные знания для решения нестандартных задач по математике; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать…

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Оценочные материалы: • опросники; • тесты; • карточки с заданиями; • диагностические карты с критериями оценки, соответствующими планируемым результатам; • лист учёта самостоятельной работы учащегося

Оценочные материалы: • опросники; • тесты; • карточки с заданиями; • диагностические карты с критериями оценки, соответствующими планируемым результатам; • лист учёта самостоятельной работы учащегося

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для педагога 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для педагога 1

Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации

Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации

Цель программы: научить воспитанников разбираться в цифровом оборудовании комплекта «Математика», уделяя внимание системному анализу эксперимента и расчетам; формирование исследовательских умений учащихся, основанных на единой концепции…

Цель программы: научить воспитанников разбираться в цифровом оборудовании комплекта «Математика», уделяя внимание системному анализу эксперимента и расчетам; формирование исследовательских умений учащихся, основанных на единой концепции…

Предметные. В результате реализации программы обучающиеся: будут знать методики, применяемые при решении олимпиадных задач; углубят и систематизируют знания школьного курса по физике и математике

Предметные. В результате реализации программы обучающиеся: будут знать методики, применяемые при решении олимпиадных задач; углубят и систематизируют знания школьного курса по физике и математике

Календарно-тематический план №

Календарно-тематический план №

учащегося.

учащегося.

Тренинг решения задач

Тренинг решения задач

учащегося.

учащегося.

Решение квадратных уравнений с параметром

Решение квадратных уравнений с параметром

Измерение геометрических величин

Измерение геометрических величин

Лист учёта самостоятельной работы учащегося

Лист учёта самостоятельной работы учащегося

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 3

Совершенствование техники и навыков решения задач по теме 3

Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации

Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации

Деятельность кружка «Математика для одарённых» имеет естественнонаучную направленность

Деятельность кружка «Математика для одарённых» имеет естественнонаучную направленность

Календарный план воспитательной работы кружка «Математика для одарённых» на 2022-2023 учебный год № п/п

Календарный план воспитательной работы кружка «Математика для одарённых» на 2022-2023 учебный год № п/п

Трудовое Всероссийский субботник апрель

Трудовое Всероссийский субботник апрель

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2024