МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" ГИМНАЗИЯ №5 ИМ. ЛУНАЧАРСКОГО А.В.
Принято на
заседании Утверждаю:
педагогического совета
Директор МБОУ гимназии №5
Протокол № _________
___________/Кулишкина М.Г./
от «_____» ________ 2022г. «_____»___________
2022г.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
оздоровительной направленности
«Здоровейка».
Возраст детей: 7 – 10 лет (1 – 4 класс).
Срок реализации программы : 1 год.
Авторы- составители программы :
Ходарева Ирина
Николаевна
учитель физической культуры,
Гасанов Маариф
Мейданович
учитель физической культуры.
Владикавказ, 2022 год.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы……………………………………………………… 3 |
|
2.Пояснительная записка………………………………………………… 4 |
|
3.Новизна………………………………………………………………… 5 |
|
4.Актуальность…………………………………………………………… 5 |
|
5.Педагогическая целесообразность…………………………………… 5 |
|
6.Цели и задачи…………………………………………………………… 5 |
|
7.Возраст обучающихся………………………………………………… 7 |
|
8.Сроки реализации программы………………………………………… 7 |
|
9.Режим занятий………………………………………………………… 7 |
|
10.Форма организации занятий………………………………………… 7 |
|
11.Методы обучения………………………………………………………...7 |
|
12.Планируемые результаты ……………………………………8 |
|
13.Формы аттестации…………………………………………………… 10 |
|
14.Методическое обеспечение………………………………………………10 |
|
15.Кадровое обеспечение…………………………………………………….10 |
|
16.Содержание программы…………………………………………………...11 |
|
17.Календарный учебный график……………………………………………1118. Учебный план…………………………………………………………………………….11 19. Учебно- тематический план……………………………………………………………………………..12 20. Техническое обеспечение…………………………………………………12 |
|
21.Список литературы…………………………………………………………14 |
|
|
|
1.Паспорт программы
Дополнительная общеобразовательная обще - развивающая программа спортивной направленности «Здоровейка».
Авторы
- составители программы: Ходарева Ирина Николаевна, учитель
физической культуры,
Гасанов
Маариф Мейданович, учитель физической культуры.
Организация-исполнитель: МБОУ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" ГИМНАЗИЯ № 5 им. Луначарского А. В..
Адрес: РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Церетели, 7
тел. +7(8672)41-11-93
Возраст обучающихся: 7- 10 лет (1-4 класс)
Срок реализации программы: 9 месяцев
Социальный статус: обучающиеся, г. Владикавказа
Цель программы: сформировать у младших школьников 1-4 классов мотивацию
сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Направленность программы: оздоровительная.
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: базовый
Способ освоения содержания образования: креативный
2. Пояснительная записка
Программа разработана и основана на следующих нормативных документах:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
• Приказ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533)
• Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
• Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);
• Учебного плана МБОУ гимназии №5.
Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижиые игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогут предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Подвижные игры — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Программа «Подвижные игры» формирует общеучебные умения и навыки у учащихся, т.к. игра основной вид деятельности младшего школьника, основы здорового образа жизни воспитываются и усваиваются непосредственно через игру. Посредством игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны. Помимо того, подвижные и спортивные игры имеют огромное значение для духовно- нравственного, эстетического, семейного воспитания.
3.Новизна.
Общеобразовательная школа дает нужный объем знаний, умений и навыков школьнику в рамках школьной программы. Но современный ученик должен не только хорошо владеть этими знаниями, но и ориентироваться в той ситуации, в которую он попадает. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, продумывать и выбирать варианты действий. Выпускник должен развить в себе двигательные способности, чтобы решать те или иные задачи. Подвижные игры способствуют самореализации школьника.
4.Актуальность.
Программа обусловлена тем, что направлена на развитие мотивации к здоровому образу жизни, к регулярным занятиям физическими упражнениями и приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Программа имеет общеразвивающий уровень освоения. Она реализуется в ходе взаимодействия ребенка с окружающим миром, под влиянием обучения и воспитания.
5. Педагогическая целесообразность
программы заключается в развитии у детей коммуникабельности, логичности и
стройности мышления, самостоятельности, мотивации личности к познанию. Игра –
естественный спутник жизни любого ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой, т.к. подвижные игры связаны с решением
определенных задач, с выполнением определенных обязанностей, преодолением
разного рода трудностей и препятствий. При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне
умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
· игровой;
· наглядный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
Успешное развитие общеобразовательного процесса возможно при реализации следующих принципов:
· непрерывность и преемственность;
· принцип системности;
· принцип «проживания» изучаемого материала;
· принцип гуманизации воспитательного пространства.
·
6. Цели и задачи программы:
Сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи
- сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
Программа «Здоровейка» строится на следующих концептуальных принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, даёт возможность высказывать своё мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип – создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип коллективности – даёт опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип успеха – каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. .
Принцип демократии – добровольная ориентация на
получение знаний конкретно выбранной деятельности.
Принцип доступности – обучение и воспитание строится с
учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности – в учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеоролики.
Принцип систематичности и последовательности – систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
7. Возраст обучающихся: дети 7-10 лет (1-4 класс).
Количество детей в группе: 15-30 человек.
8.Срок реализации программы- 1 год.
9.Режим занятий – один раз в неделю.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Форма обучения: очная.
Форма организации занятий: групповая.
10.Формы организации образовательной деятельности.
В кружок дети приходят с большим желанием играть. Создается деловое сотрудничество – учитель – ученик. Здесь каждый сможет полно выразить свои желания и возможности.
Групповая работа предпочтительнее для ребят. Они с удовольствием общаются между собой, распределяя данные учителем задания, роли. Это возможность не только хорошо узнать друг друга, но и сравнить себя с ними. Кроме того, этот принцип работы требует внимание, уважение и терпимость к чужой точке зрения, умение отстаивать свою. Ребята приходят к выводу, что их успех зависит от совместной коллективной работы, от их партнерства. От этого зависит их результат. Поэтому обучающий процесс строится на основе групповых занятий, обеспечивая для детей разнообразие игр.
Основной формой учебного процесса является кружковое занятие. Курс рассчитан на занятия по 1 часу в неделю. Основание - СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Время занятий – 40 минут.
11.Методы обучения.
Игра, соревнование, эстафета, беседа, спортивные фестивали и праздники.
Алгоритм работы с играми.
1. Проблемная ситуация.
2. Знакомство с содержанием игры.
3. Объяснение содержания игры.
4. Объяснение правил игры.
5. Разучивание игр.
6. Проведение игр.
7. Подведение результатов.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут совершенствовать свои двигательные умения и навыки. Важно, что кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться друг с другом, учатся работе над характером. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий игры.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спортивного зала во время спортивных праздников. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
В основу всего цикла реализации образовательно - воспитательного процесса, от его начала до определения эффективности, положены следующие методы, которые составляют единую целостную систему: метод игры. Каждый из нас испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его физические качества (скорость, сила, выносливость, гибкость и координация движений).
12.Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами программы «Подвижные игры» по спортивно- оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
● активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
● проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
● проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
● оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами программы «Подвижные игры» по спортивно- оздоровительному направлению является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
● уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
● оценивать собственное поведение и поведение партнёра;
● планировать цели и пути их достижения;
● планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
● конструктивно разрешать конфликты;
● адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
● вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
● осуществлять взаимный контроль.
Познавательные УУД:
● добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, свой жизненный опыт;
● перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
● преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
● устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
● формулировать собственное мнение и позицию;
● ориентироваться на партнера, стремиться к сотрудничеству (в командных видах игры);
● адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач;
● учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
● договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
● совместно договариваться о правилах общения и поведения;
● учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты программы внеурочной деятельности
Первостепенным результатом реализации программы «Подвижные игры» является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития навыков, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие:
● представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
● оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
● организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
● бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
● организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
● взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
● в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
● находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
● выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
● применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Умение планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности.
13. Формы аттестации.
1. Соревнование.
2. Тестирование.
14. Методическое обеспечение
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
1. Помещение и спортплощадка на улице должны удовлетворять требованиям техники безопасности.
2. В помещении должно быть рационально установлено и размещено все необходимое для работы кружка оборудование.
15. Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования. Необходимые умения: владеть формами и методами обучения; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, культурно–досуговую, учебно– исследовательскую; регулировать поведение обучающихся для обеспечение безопасной образовательной среды; реализовать современные формы и методы воспитательной работы, как на занятиях так и во внеурочной деятельности, ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей; общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их. Необходимые знания: преподаваемый предмет; основные закономерности возрастного развития; основные методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
16. Содержание учебного плана
Модуль 1. Вводное занятие .
Теория: Игры на знакомство. Диагностика обучающихся.
Повторение правил подвижных и спортивных игр.
Модуль 2. Игры на свежем воздухе .
Игры, способствующие закаливанию.
Модуль 3. Игры- эстафеты.
Игры- эстафеты с элементами различных видов спорта.
Модуль 4. Игры, способствующие развитию основных физических качеств.
Игры с использованием предметов (обручи, скакалки, гимнастические палки и т.д.).
Модуль 5. Тестирование .Прием нормативов ГТО.
17. Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода. |
01.09.2022-31.05.2023 |
Место проведения занятия |
МБОУ ГИМНАЗИЯ №5 |
Режим занятий |
1 раз в неделю |
Форма занятий |
групповая |
Сроки контрольных процедур |
начало, середина, конец учебного года |
Участие в проведении спортивных праздников и соревнований. |
День Защитник Отечества, Международный женский день, День здоровья, День Победы. |
18. Учебный план
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Всего
|
В том числе на |
|
теор |
прак |
|||
1. |
Введение. Повторение основных знаний о подвижной игре. |
2 |
2 |
- |
2. |
Игры на свежем воздухе. |
12 |
- |
12 |
3. |
Игры- эстафеты. |
12 |
- |
12 |
4. |
Игры, способствующие развитию основных физических качеств. |
12 |
- |
12 |
5. |
Тестирование. |
2 |
- |
2 |
|
Всего |
40 |
2 |
38 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Здоровейка»
№ |
Перечень разделов и тем |
Кол. час. всего |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие . |
2 |
2 |
|
1.1 |
Ознакомительная беседа о подвижных играх. Педагог знакомит воспитанником с планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности |
|
1 |
|
1.2 |
Игра на знакомство: «Угадай, чей голосок?». Судейские жесты в различных играх. |
|
1 |
|
2. |
Игры на свежем воздухе . |
12 |
|
12 |
2.1 |
Разминка. Игра «Болото». |
1 |
|
1 |
2.2 |
ОРУ. Игра «Найди себе пару». |
1 |
|
1 |
2.3 |
ОРУ. Игра «Челнок». |
1 |
|
1 |
2.4 |
ОРУ. Игра «Палочка- выручалочка». |
1 |
|
1 |
2.5 |
ОРУ. Игра «Успей взять кеглю» |
.1 |
|
1 |
2.6
|
ОРУ. Игра «Сбей мяч». |
2 |
|
2 |
2.7 |
ОРУ. Игра «Перетягивание по кругу». |
1 |
|
1 |
2.8 |
ОРУ. Игра «Перемена мест». |
2 |
|
2 |
2.9 |
ОРУ. Игра «Бег сороконожек». |
1 |
|
1 |
2.10 |
ОРУ. Игра «Скорый поезд». |
1 |
|
1 |
3. |
Игры и эстафеты. |
12 |
- |
12 |
3.1 |
ОРУ. Эстафета «Мячи в кольцо». |
1 |
|
1 |
3.2 |
ОРУ. Эстафета «Бег с тремя мячами». Игра «Охотники и утки». |
2 |
|
2 |
3.3 |
ОРУ. Игра «Гонка мячей под ногами». |
1 |
|
1 |
3.4 |
ОРУ. Игра «Передал- садись». |
1 |
|
1 |
3.5 |
ОРУ. Игра «Шайбу, шайбу!». |
1 |
|
1 |
3.6 |
ОРУ. Игра на основе футбола «Передача мяча ногами». |
1 |
|
1 |
3.7 |
ОРУ. Эстафета «Обводка кеглей мячом». |
1 |
|
1 |
3.8 |
ОРУ. Эстафета «Пингвины». Игра «Гонка мячей». |
2 |
|
2 |
3.9 |
ОРУ. Эстафета с преодолением препятствий. |
1 |
|
1 |
3.10 |
ОРУ. Эстафеты с волейбольными мячами. |
1 |
|
1 |
4.
|
Игры, способствующие развитию основных физических качеств.
|
12 |
- |
12 |
4.1 |
ОРУ. Эстафеты с обручами. |
1 |
|
1 |
4.2 |
ОРУ. Встречные эстафеты с обручем и скакалкой. |
1 |
|
1 |
4.3 |
ОРУ. Эстафета «Три прыжка». Игра «Скакалка под ногами». |
2 |
|
2 |
4.4 |
ОРУ. Ритмическая эстафета с палками. |
1 |
|
1 |
4.5 |
ОРУ. Игра «Прохождение болота». |
1 |
|
1 |
4.6 |
ОРУ. Эстафеты с обручами и мячами. |
1 |
|
1 |
4.7 |
ОРУ. Эстафета с гимн. Палками «Велогонка». |
1 |
|
1 |
4.8 |
ОРУ. Эстафеты с палками и прыжками. |
1 |
|
1 |
4.9 |
ОРУ. Эстафеты в парах. |
1 |
|
1 |
4.10 |
ОРУ. Игры на развитие координации :«Коснись спины», «Квадрат». |
2 |
|
2 |
5. |
Тестирование. |
2 |
- |
2 |
5.1 |
Прыжки в длину с места (см). Отжимания (кол-во раз). Челночный бег 3 Х 10 м (сек). |
1 |
|
1 |
5.2 |
Метание мяча в цель. Поднимание туловища из положения лежа на спине, согнув ноги (кол-во раз). Бег 30 м (сек). |
1 |
|
1 |
|
Итого |
40 |
2 |
38 |
20. Техническое обеспечение.
1. Мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные).
2. Скакалки.
3. Обручи.
4. Малые мячи.
5. Маты гимнастические.
6. Скамейки гимнастические.
7. Кегли.
8. Клюшки хоккейные.
20. Список литературы
1. «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
2. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
3. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
4. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
5. «Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
6. Жуков М.Н. «Подвижные игры»: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.