МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рекомендована к утверждению УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор МБОУ «Первомайская средняя
Протокол от __________№______ общеобразовательная школа»
____________ Л.А. Груздева
Приказ от ________ № ____ г.
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Весёлые пальчики»
Направленность – художественная
Уровень освоения - развивающий
Возраст обучающихся – 2-3 года
Срок обучения – 1 год
Автор-составитель:
воспитатель
Махина Ольга Михайловна
с. Иловай-Дмитриевское 2022 г.
Содержание
I. Целевой раздел……………………………………………………………..3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………….3
1.2. Цели и задачи…………………………………………………………….3
1.3 Принципы реализации программы……………………………………...4
1.4 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений………………………………………………………4
1.5. Планируемые результаты освоения программы ………………………4
II Содержательный раздел…………………………………………………...5
2.1. Перспективное планирование на 2020-2021 гг.………………………..5
III. Организационный раздел……………………………………………….13
3.1. Учебный план……………………………………..…………………….13
3.2. Материально- техническое обеспечение……….……………………..15
IV. Список литературы……………………………………………………..16
I. Целевой раздел
1 .1. Пояснительная записка.
Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня форсированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Дети 1-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
1.2. Цель и задачи программы:
Основной целью программы является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с различными материалами;
Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память; развитие речи детей;
Воспитательные: воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
1.3. Принципы реализации программы:
1.4 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
· Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
· Массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами).
· Рисование, лепка.
· Раскрашивание рисунка, штриховка
· Игры и действия с мелкими предметами.
· Работа с крупой, фасолью, горохом.
· Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:
Должны уметь:
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективное планирование кружковой работы
«Веселые пальчики»
Месяц |
Тема |
Цель |
Развивающая предметно-пространственная среда |
Октябрь
|
1 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Капуста»; - дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт» |
Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений |
Мячики-ёжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт» |
2 неделя
- массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая игра «Бом-бом-бом по гвоздям бьем молотком»; - игра «Подбери крышку» |
Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр. |
Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров |
|
3 неделя
- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - игра «Бумажный мяч» |
Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления |
Бумага разной плотности, бумажные салфетки |
|
|
4 неделя - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»; - игра «Рисуем пальчиком по манке» |
Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса |
Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразовые тарелочки |
Ноябрь
|
1 неделя
- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» - д/игра «Цветные вкладыши» |
Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность |
Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи |
2 неделя
- массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Рыбка»; - д/игра «Чудесный мешочек» |
Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. |
Грецкие орехи, Разные по величине и качеству предметы |
|
3 неделя
- массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот» - Пальчиковая живопись «Снег идёт» |
Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования |
Мячики-ёжики, альбомные листы, пальчиковая гуашь. |
|
4 неделя - массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль), - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - д/игра «Разберем счетные палочки по цвету» |
Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом; |
«Сухой бассейн» с фасолью; счетные палочки. |
|
Декабрь
|
1 неделя
- массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»; - Игра «Нанизываем бусы» |
Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму |
Карандаши, тесьма, Картонные бусы |
2 неделя
- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»; - шнуровка |
Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев |
Шнуровка |
|
3 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»; - штриховка «Яблоко», «Груша» |
Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе |
Мячики-ёжики, цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша» |
|
4 неделя
- массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»; - лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и т.д. |
Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса |
Грецкие орехи, пластилин, семена овощей |
|
Январь |
2 неделя
- массаж пальчиков «Катаем карандашики»; - пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»; - игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету» |
Развитие усидчивости, чувства цвета и размера |
Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки |
3 неделя
- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»; - игра «На что это похоже?»
(Выкладывание узоров из геометрических фигур) |
Развитие мелкой моторики пальцев рук |
Резиновые мячики, счетные палочки |
|
4 неделя - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - Игра «Много снега намело»
(Обрывание бумаги) |
Учить обрывать бумагу на мелкие кусочки |
Деревянные палочки, бумага |
|
Февраль |
1 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»; - игры с персонажами пальчикового театра 2 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Бычок»; - д/игра «Спрячь в ладошку» 3 неделя - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок 4 неделя - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Паучок»; - игра-шнуровка |
Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации. Активизировать движения пальцев рук, координацию движений Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание |
Наборы «Пальчиковый театр» Мячики-ёжики, поролоновые игрушки Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками Карандаши, шнуровки |
Март
|
1 неделя
- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Наша мама»; - рисуем пальчиками «Мимоза для мамы» |
Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких |
Резиновые мячики, краски, картон |
2 неделя
- массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем фасоль); - пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; - игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками) |
Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета |
Пальчиковые бассейны, фасоль, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки |
|
3 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Замок»; - аппликация из рваной бумаги «Тучки» |
Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации |
Картон, клей, салфетки |
|
4 неделя - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Лодочка»; - выкладывание из палочек геометрических фигур |
Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение |
Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки |
|
Апрель |
1 неделя - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»; - мягкие пазлы
2 неделя - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»; - лепка «Пластилиновые дорожки»
3 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»; - игра «Геометрическая мозаика»
4 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»; - игра «В гости к Винни-Пуху» |
Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления |
Грецкие орехи, мягкие пазлы Карандаши, картон, пластилин Резиновые мячики, мозаика |
Май
|
1 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились-вились комарики»; - штриховка «Животные»
2 неделя - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Улитка»; - игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки)
3 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»; - «Бусы для мамы» |
Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага) Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости Совершенствование координации и движений пальцев рук Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса |
Мячики-ёжики Раскраски «Животные», цветные карандаши Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы |
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Месяц |
Периодичность проведения занятий в неделю |
Количество занятий в месяц |
Продолжительность одного занятия в минутах |
Октябрь |
1 |
4 |
1/10 |
Ноябрь |
1 |
4 |
1/10 |
Декабрь |
1 |
4 |
1/10 |
Январь |
1 |
3 |
1/10 |
Февраль |
1 |
4 |
1/10 |
Март |
1 |
4 |
1/10 |
Апрель |
1 |
4 |
1/10 |
Май |
1 |
3 |
1/10 |
Итого количество занятий в год |
30 |
Кружок организуется с детьми 2-3 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме в режиме дня по подгруппам продолжительностью 10 минут
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Технические средства обучения |
ноутбук – 1 шт. |
Учебно-методические пособия |
|
Демонстрационный и раздаточный материал |
- бусы, шнуровки; - различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка) - наборы счетных палочек; - пробки от пластиковых бутылок разного цвета; - трафареты для рисования; - различные виды мозаики, конструкторов; - пазлы; - наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов; -резиновые игрушки; -настольный театр; -бумага, карандаши, пальчиковые краски; -различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки. -массажные мячи, -прищепки бельевые разных цветов
|
3.3 Требования к освоению программы
Критерии оценки
- Умение разминать пальцами и ладошками пластилин.
- Умение застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, шнуровка.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, раскладывание и складывание разборных игрушек.
- Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
- Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание и поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.
Оценка в баллах:
0 баллов: задание не понимает, действует неадекватно;
1 балл: испытывает трудности,
2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;
3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.
Оценочный ключ для фиксации уровня развития мелкой моторики рук:
Уровень: количество баллов
ВЫСОКИЙ (В) -6 баллов
СРЕДНИЙ (С)- 4-5 баллов
НИЗКИЙ (Н) -до 3 баллов
IV. Список литературы
Сроки |
Содержание образовательной деятельности |
Цели |
6.10.2015 |
1.Массаж пальчиков массажным мячиком. Материал: массажные мячики. Предложить детям поиграть с «мячиками-ёжиками», покатать их в ладонях, погладить пальчиками «колючки»
2. Дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт» Материал: лабиринт. Предложить детям помочь животным добраться до своего домика, проводя пальчиками по дорожкам.
|
Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, координацию движений рук. |
13.10.2015 |
1. Пальчиковая игра «Коза рогатая»; Идет коза рогатая, Указательным и средним Идет коза бодатая, пальцами изображаем рожки Ножками топ-топ, Хлопаем в ладоши Глазками хлоп-хлоп: Сгибаем и разгибаем пальцы «Кто каши не ест, Кто молоко не пьёт Того забодаю, забодаю…» «Бодаем» друг друга
2. Игра «Рисуем на песке» Материал: баночки с песком Предложить детям поставить на песке отпечатки ладошек, кулачков, нарисовать узоры пальчиками. |
Активизировать движение пальцев рук, развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук. |
20.10.2015 |
1. Массаж пальчиков грецкими орехами Материал: грецкие орехи Предложить детям покатать орехи в ладошках, на столе.
2. Дидактическая игра «Цветные вкладыши» Материал: объемные вкладыши. Предложить детям спрятать маленький вкладыш в большой. |
Развивать тактильно-двигательные ощущения. Формировать умение вкладывать одну форму в другую.
|
ЖУЧОК
СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ
ЗМЕЙКА
ГВОЗДИ
ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ Эти пальчики
щипают, Наша-то Катюша
умная была: ДОМ Я хочу построить
дом, Маленький кролик
с большими ушами, Рука сжата в
кулак. Большой палец сверху. Под крышкой - Гляньте: радуга
над нами, Вот
это - мой зонтик, |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.